
Хироко Кодзуки занимается иконописанием более 25 лет. Будучи искусствоведом по образованию, она изучала средневековое искусство Франции, но во время дипломатической работы ее мужа в России близко познакомилась с русской иконописью и прониклась искренней любовью к ней, рассказала журналистам замдиректора МГОМЗ по экспозиционно-выставочной деятельности Наталия Горькова.
«В советский период большое количество икон было утрачено, уничтожено и продано в другие страны. Однако простые люди продолжали хранить их дома и молиться. Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация вызывала желание больше узнать о религии и искусстве русских людей. Именно поэтому я начала писать иконы», — приводят организаторы выставки слова Хироко Кодзуки. Она также рассказала музейщикам, что во время первой поездки в Россию в 1985–1987 гг. ей особенно запомнилось посещение Троице-Сергиевой лавры.
Как рассказала куратор выставки Ирина Родионова, супруга дипломата посещала женский клуб, который объединял иностранок, живущих в России и желающих посвятить себя разным видам творчества. Благодаря этим занятиям Хироко Кодзуки познакомилась с иконописцем Сергеем Тарасяном и написала в 1999 г. свою первую икону – «Архангел Михаил». Далее японская художница встретила своего главного наставника – Елену Антонову, преподавателя школы иконологии «Пропосон», под руководством которой совершенствовала свое мастерство. За четверть века Кодзуки написала около 30 икон, 23 из них представлены на выставке. Сейчас она живет в Японии, продолжает писать иконы, читает лекции о русском искусстве.
Отличительная особенность выставки – соседство в одной экспозиции икон Кодзуки и десяти икон XVII–XIX вв. из фондов, «чтобы показать, на какие образцы ориентировалась художница», отметила Наталия Горькова. А куратор добавила, что такой подход позволяет зрителям увидеть, как в творчестве японской художницы воплощается древнерусский канон. «Хочется верить, что, глядя на ее иконы, российские зрители смогут по-новому взглянуть на наше наследие, увидеть его таким же прекрасным, как увидела Хироко», – сказала Ирина Родионова.
Куратор выставки обратила внимание на помещенные в одну витрину иконы из Деисуса XIX в. (происходят из старообрядческой молельни седа Коломенское): Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, а симметрично ему, на месте архангела Гавриила, помещен «Ангел-хранитель» кисти Хироко Кодзуки. Такой же принцип экспонирования – в витрине с Богородичными иконами, где показана «Богоматерь державная», написанная японской художницей. В качестве образцов для других своих работ она использовала и «Троицу» Андрея Рублева, и древнее «Устюжское Благовещение», и другие древнерусские шедевры. Конечно, стилистически японские образы имеют свои особенности: это динамичные позы и «активные складки», яркие краски, «немного японские» лики с миндалевидным разрезом глаз, а также «созерцательное спокойствие, свойственное японской эстетике», отметила Родионова.
Она обратила внимание на икону «Преображение» со святыми на полях: не будучи христианкой, Хироко Кодзуки изобразила «святых покровителей» ее семьи – святого Феодота и святую Марию, чья память, согласно православному месяцеслову, приходится на дни рождения ее самой и ее супруга.
Выставка проходит при содействии «Фонда имени Михаила Абрамова по сохранению, изучению и популяризации произведений древнерусского искусства», а также Международного фонда Шодиева.
При входе на выставку посетителей встречают фотографии русских церквей и монастырей, русские пейзажи, снятые японской художницей. Выставку «Сокровища Божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки» можно посетить в Коломенском до 26 октября 2025 г.
Источник: Богослов.Ru / Благовест-инфо