Опубликовано: 01 ноября 2025

Я преподаю с 1989 года в разных институтах, поэтому довольно много видел. В Академии меня поразили две вещи. Первое – это мотивация людей. Я, придя сюда, увидел, что студенты учатся; последний раз такое я видел очень давно. Многие из них работают или подрабатывают – это всем понятно, сейчас такая жизнь, но здесь люди учатся. Я хорошо знаю, как учатся сейчас в светских учреждениях – по крайней мере, в трех, где я работал за последние десять лет. По сравнению с ними здесь другая мотивация.
Второе, что меня поразило, – в светских заведениях очень пестрый состав учащихся в плане уровня подготовки, особенно в последнее время. У одних очень высокий уровень, они обладают большими знаниями и широкой эрудицией, много путешествовали и видели. Другие – очень темные люди, которые вообще ничего не знают, и, глядя на них, думаешь: как они сюда попали? Как их сюда занесло? Представьте себе, я читаю лекции у искусствоведов. Говорю им: «Сходите в Государственный исторический музей». Одна девушка из присутствующих смотрит на меня и говорит: «Олег Ростиславович, а где это находится?». Московский искусствовед не знает, где находится один из главных музеев столицы!
Здесь, в Академии, этого разрыва нет. Да, студенты могут чего-то не знать (они и не обязаны это знать, потому что им такое нигде не преподавали), но в целом уровень у них хороший.
Еще в здешних студентах меня поразило то, что они учатся не просто так, а потому, что им это интересно. Понятно, что у многих из них свои дела, житейские проблемы, однако в Академии царит атмосфера, говорящая о том, что хорошо, когда все чем-то всерьез занимаются. Иногда в светских вузах люди вроде бы учились, но какие знания получали и получали ли вообще, было неясно. В нашей Академии этого нет.
Однако из светских вузов все равно выходят хорошие специалисты. Специалистами становятся, специалист должен всю жизнь учиться – это нормальное состояние. Если будет хоть один человек из выпуска, который станет заниматься большой наукой, это уже хорошо. И зависит это не от умственных способностей, а от других, внешних факторов. Мой учитель говорил, что для того, чтобы заниматься наукой, нужен не талант и способности, а здоровье. На занятия наукой его еще должно хватить, но хватает не каждому.
На основе беседы из проекта «Лица Академии 3.0»