Опубликовано: 31 мая 2025

На языке церковной дипломатии мы, конечно, выражения вроде «еретики» в адрес Католической Церкви, сейчас не используем. Здесь определенную роль сыграло снятие взаимных анафем 1054 года. Это снятие произошло в 1965 году, когда состоялась первая за долгое время встреча Папы Римского и Патриарха Константинопольского. После этого начался так называемый диалог любви между католиками и православными.
Правда, этот диалог в 2000 году, кажется, сошел на нет после печально известной ноты, изданной Конгрегацией доктрины веры во главе с кардиналом Йозефом Ратцингером, будущим Папой Бенедиктом XVI. Он фактически поставил точку в этом диалоге, сказав, что взаимное именование Католической и Православной церквей «церквами-сестрами» не имеет под собой никакого основания. С точки зрения католиков, церкви-сестры — это Православные Церкви в отношении друг друга, а Римская церковь — это церковь-мать.
Учитывая комплекс вероучительных отступлений, которые католики совершили на протяжении всего существования Католической церкви и тем самым отдалили себя от православия, можно с уверенностью сказать, что Католическая церковь в тех или иных аспектах своей доктрины безусловно исповедует ересь.
Когда же мы говорим о Втором Ватиканском соборе, вспоминаются слова одного замечательного представителя русского зарубежья: «"Второй Ватикан" — это перенесение тупика вдаль». Безусловно, были определенного рода положительные изменения в смысле восстановления какого-то подобия соборности, отступления от средневекового представления о Церкви как о пирамиде, во главе которой находится римский епископ. Некоторый шаг в сторону православия на «Втором Ватикане», безусловно, был сделан.
При этом Католическая церковь так и не отважилась поставить под сомнение главный элемент своей доктрины, который и служит камнем преткновения в нашем с католиками диалоге, — учение о главенстве римского епископа, его безошибочность. Мы видим в "Lumen Gentium", догматической Конституции о природе Церкви, огромное желание «Второго Ватикана» подчеркнуть роль епископата, роль синодальной соборной власти в Церкви. Но одной рукой поддерживая соборность, другой они ее топят, говоря о том, что папская безошибочность проявляется уже не только в формате ex cathedra, но и в формате, когда папа выступает с личными словами. Даже этом случае Церковь должна дочерне повиноваться своему пастырю. Так что «Второй Ватикан» — явление неоднозначное.
Но сегодня мы видим, что по прошествии нескольких десятков лет Католическая церковь вновь заинтересовалась темой соборности и внутри нее начался «синодальный процесс». Папой Франциском был поставлен вопрос о том, имеются ли в Католической церкви на данный момент сильные горизонтальные связи, или же все по-прежнему выстраивается вокруг вертикали.
На основе беседы из проекта «Лица Академии»