88
  • Мнение

Почему Второй Ватиканский собор перенес тупик католицизма вдаль

Опубликовано: 31 мая 2025

Борисов Антоний Александрович

Борисов Антоний Александрович, священник

image
Смерть Папы Римского Франциска и избрание его преемника Льва XIV обострили интерес всего мира к Католической церкви. Правильно ли для православных считать католиков еретиками? И как оценивать итоги Второго Ватиканского собора, определившего последние 60 лет истории католицизма? Отвечает доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов.

На языке церковной дипломатии мы, конечно, выражения вроде «еретики» в адрес Католической Церкви, сейчас не используем. Здесь определенную роль сыграло снятие взаимных анафем 1054 года. Это снятие произошло в 1965 году, когда состоялась первая за долгое время встреча Папы Римского и Патриарха Константинопольского. После этого начался так называемый диалог любви между католиками и православными.

Правда, этот диалог в 2000 году, кажется, сошел на нет после печально известной ноты, изданной Конгрегацией доктрины веры во главе с кардиналом Йозефом Ратцингером, будущим Папой Бенедиктом XVI. Он фактически поставил точку в этом диалоге, сказав, что взаимное именование Католической и Православной церквей «церквами-сестрами» не имеет под собой никакого основания. С точки зрения католиков, церкви-сестры  это Православные Церкви в отношении друг друга, а Римская церковь  это церковь-мать.

Учитывая комплекс вероучительных отступлений, которые католики совершили на протяжении всего существования Католической церкви и тем самым отдалили себя от православия, можно с уверенностью сказать, что Католическая церковь в тех или иных аспектах своей доктрины безусловно исповедует ересь.

Когда же мы говорим о Втором Ватиканском соборе, вспоминаются слова одного замечательного представителя русского зарубежья: «"Второй Ватикан"  это перенесение тупика вдаль». Безусловно, были определенного рода положительные изменения в смысле восстановления какого-то подобия соборности, отступления от средневекового представления о Церкви как о пирамиде, во главе которой находится римский епископ. Некоторый шаг в сторону православия на «Втором Ватикане», безусловно, был сделан.

При этом Католическая церковь так и не отважилась поставить под сомнение главный элемент своей доктрины, который и служит камнем преткновения в нашем с католиками диалоге,  учение о главенстве римского епископа, его безошибочность. Мы видим в "Lumen Gentium", догматической Конституции о природе Церкви, огромное желание «Второго Ватикана» подчеркнуть роль епископата, роль синодальной соборной власти в Церкви. Но одной рукой поддерживая соборность, другой они ее топят, говоря о том, что папская безошибочность проявляется уже не только в формате ex cathedra, но и в формате, когда папа выступает с личными словами. Даже этом случае Церковь должна дочерне повиноваться своему пастырю. Так что «Второй Ватикан»  явление неоднозначное.

Но сегодня мы видим, что по прошествии нескольких десятков лет Католическая церковь вновь заинтересовалась темой соборности и внутри нее начался «синодальный процесс». Папой Франциском был поставлен вопрос о том, имеются ли в Католической церкви на данный момент сильные горизонтальные связи, или же все по-прежнему выстраивается вокруг вертикали.

На основе беседы из проекта «Лица Академии»

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку