Опубликовано: 25 октября 2025

Если говорить про систему духовного образования, которую я видел на Западе, мне нравилось то, что студентам дается очень много времени на подготовку к учебе. Условия пребывания там заточены под самостоятельную работу. У них дважды в день совершается месса: благочестивые католики могут причащаться утром и вечером с евхаристическим постом длительностью в два часа. Больше их, в общем-то, никуда и ни на что не дергают, они предоставлены сами себе.
Я нахожу хорошим, что у каждого там своя комната. Мне сначала сильно это нравилось, но я понимал, что существуют также и послушания. С одной стороны, они отнимают время от учебы, а с другой стороны, без них никак, ведь это важный воспитательный момент. И если у человека есть послушание, ему в голову не придет делать что-то не очень хорошее. Какие-то полезные послушания, в частности богослужебные, должны быть в жизни студентов, чтобы они могли петь не только науке, но и Богу.
И в то же время необходимо давать время на учебу. Мне кажется, в этом плане студентов необходимо контролировать, это имеет значение. Таких вещей, как самоподготовка, которая была у нас, быть не должно. Это совершенно кошмарное время, где каждый занимается по-своему, студенты просто мешают друг другу, при этом никуда уходить нельзя.
Там же ты можешь тихо и спокойно готовиться своей комнате к учебному дню или экзаменам. Этого, возможно, нам немного недостает. У них свободный, гуманистический подход, но, возможно, он способен повредить русскому человека. Там ругаются на студента только если он что-то [плохое] сделал, а за исключением этого не ругают совсем. У нас же всё как-то строже. Там в центре стоит человек, а у нас в центре Родина и Церковь. Я не говорю, что это плохо, но это две разные системы, которые, может быть, являются даже взаимоисключающими.
Если ты много заботишься о себе и о своем «я», у тебя не остается времени на Церковь, а она ждет от тебя действий, как и Родина. Было бы интересно соединить эти два подхода, но в то же время не давать человеку 100% времени на то, чтобы он куда-то уходил. Нужно добиться того, чтобы он позаботился и о том, как ему учиться, и, так сказать, об общем благе.
На основе беседы из проекта «Лица Академии 3.0»