120
  • Научные статьи

Жизненный путь и служение профессора-протоиерея Николая Забуги (1951–2014), ректора Киевской духовной академии и семинарии (1994–2007)

Опубликовано: 28 июля 2025

Автор

imageБочков Павел Владимирович, иерей

Кандидат юридических наук, Dr.Hab, Th.D

Источник

Бочков Павел, иерей. Жизненный путь и служение профессора-протоиерея Николая Забуги (1951–2014), ректора Киевской духовной академии и семинарии (1994–2007) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2024. Вып. 4 (33). С. 122–157.

image
Аннотация. Статья посвящена памяти протоиерея Николая Забуги (1951–2014), ректора Киевской духовной академии и семинарии (КДАиС) (1994–2007), выдающегося священнослужителя Русской Православной Церкви. Протоиерей Николай дольше всех возглавлял духовные школы в эпоху после их возрождения. Его ректорство совпало с тяжелым периодом церковных расколов: уклонением митрополита Филарета (Денисенко), созданием неканонической «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» и учреждением «альтернативной» академии. Эти события вызвали разделения среди преподавателей и студентов. В условиях кризиса протоиерей Николай Забуга сумел сохранить академию в составе канонической Церкви, привлек ярких преподавателей, развил межакадемическое сотрудничество, наладил диалог с вузами и научным сообществом. Благодаря его усилиям Киевская духовная академия стала лидером духовного образования Украины. В статье представлены биографические данные, личностные характеристики, воспоминания современников, перечень наград, а также библиография трудов протоиерея Николая Забуги, ныне ставших библиографической редкостью.

Введение

13 ноября 2024 г. исполнилось 10 лет со дня блаженной кончины выдающегося священнослужителя Русской Православной Церкви, ректора Киевской духовной академии (1994–2007), профессора-протоиерея Николая Петровича Забуги (1951–2014) (фото 1). Начав свой профессиональный путь как светский филолог, в результате кропотливого труда и благодаря незаурядным личным качествам, высокому интеллекту и энциклопедическим знаниям к концу своей жизни протоиерей Николай Забуга стал заметной величиной не только для Украинской Православной Церкви, но и для всей полноты Поместной Русской Церкви.

Целью статьи является обобщение, систематизация и введение в научный оборот информации, касающейся жизни и деятельности выдающегося церковного ученого и администратора, профессора-протоиерея Николая Забуги, ректора Киевской духовной академии и семинарии в 1994–2007 гг.

Статья представляет собой ценный источник для изучения истории, процесса преодоления расколов в Церкви и юрисдикционных конфликтов на Украине. Она вносит вклад в исследование влияния личности на развитие духовных учебных заведений, а также в изучение межакадемического сотрудничества и взаимодействия с научным сообществом. Библиография трудов протоиерея Николая Забуги может служить основой для дальнейших исследований в области богословия, педагогики и церковной истории.

Практическая значимость статьи заключается в возможности ее использования в образовательной и просветительской деятельности для популяризации истории Киевской духовной академии и семинарии, а также для формирования у студентов и преподавателей духовных школ представления о роли личности в сохранении церковных традиций и преодолении кризисных ситуаций. Биографические данные и воспоминания современников помогут в создании тематических лекций, курсов и материалов для духовного и исторического образования, а также в развитии диалога между церковным и светским сообществами.

Научная новизна заключается в введении в научный оборот массы сведений и деталей, касающихся жизни и служения профессора-протоиерея Николая Забуги, ректора Киевской духовной академии и семинарии в 1994–2007 гг. Помимо этого, даются свидетельства о личных качествах этого церковного ученого, раскрывается исторический контекст, связанный с острыми вопросами церковного единства на Украине, атмосфера времени, в которой жил протоиерей Николай Забуга. Впервые предпринята попытка систематизации научного наследия протоиерея Николая и составления библиографии его трудов, опубликованных в изданиях канонической Украинской Православной Церкви в 1990–2000-е гг.

Являясь соратником Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) (1935–2014), протоиерей Николай Забуга принимал участие в многочисленных особо значимых церковных, церковно-общественных и церковно-государственных мероприятиях, выполнял многочисленные служебные обязанности на посту ректора Киевской духовной академии и семинарии, а затем и председателя Отдела внешних церковных связей канонической Украинской Православной Церкви. Он был свидетелем всех значимых событий периода предстоятельства митрополита Владимира. Протоиерей Николай Забуга обладал острым умом, тонким чувством юмора, особым эстетическим и аристократическим воспитанием, что в совокупности вырисовывает портрет не типичного церковного администратора или ученого, но харизматичной и выдающейся личности, о которой вспоминают добрым словом спустя многие годы после ее ухода в вечность.

Будущий богослов и видный церковный деятель канонической Украинской Православной Церкви Николай Петрович Забуга родился 13 марта 1951 г. в небольшом древнем городке Бахмач Черниговской области Украинской ССР «в семье железнодорожника. Его семья была верующей, но особое влияние на него оказала его бабушка, которая жила в г. Черновцы на Буковине, регулярно посещала православный храм и иногда брала с собой внука. Вспоминая годы своего детства, отец Николай говорил: „Я жил в Черновцах, где было проще посещать храм. Это был 1968 год. Я помню случай из своего детства, когда на Пасху потерялся в храме и громко плакал. Батюшка взял меня за руку и отвел к бабушке. Это была моя первая встреча со священником“»[1]. Именно тогда в будущем пастыре пробудился интерес к богослужению, к сакральной жизни Православной Церкви, к красоте православного богослужения: «Когда я бывал в храме, меня всегда тянуло к алтарю, все мечтал попасть туда, где стоит священник»[2]. В 1958 г. будущий ректор поступил в Бахмачскую среднюю школу, «которую окончил с золотой медалью»[3]. После окончания школы он переехал в Черновцы, где часто ходил в церковь. В 1968 г. он поступил «в Черновицкий государственный университет на английское отделение факультета романо-германской филологии, которое закончил в 1973 г. с отличием, получив квалификацию филолога, преподавателя английского языка»[4]. Будучи студентом, Николай Забуга проживал в одном доме с настоятелем Никольского собора в Черновцах игуменом Никанором (Юхимюком) (1935–1997), впоследствии архиепископом[5]. Отец Никанор стал духовным отцом для молодого студента, посещающего православные храмы Черновцов, любящего богослужение и церковное пение.

По окончании университета Николай Забуга вступил в брак с Евгенией Викторовной, у них родилась дочь. Вскоре он стал работать в том же вузе, с 1973 по 1979 гг. являлся преподавателем английского и латинского языков. В конце декабря 1979 г. Советский Союз ввел войска на территорию Афганистана, вступив в затяжную войну, закончившуюся лишь в 1989 г. В 1979 г. Николай Забуга был призван на военную службу, а с июля 1980 по февраль 1981 г. находился в составе контингента советских войск в Афганистане на офицерской должности[6]. За проявленные мужество и героизм он был награжден орденом Красной Звезды[7]. Демобилизовавшись в том же году, Николай Забуга переехал в Киев, где стал заниматься педагогической деятельностью и переводами различных текстов.

После известной встречи генерального секретаря ЦК КПСС «М. С. Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и членами Священного Синода, на которой было принято решение отмечать 1000-летие Крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей»[8], церковная жизнь в стране начала оживать. Наряду с возрождением приходской жизни и открытием сотен храмов по всей стране появились надежды на возрождение Киевских духовных школ. В 1989 г. киевские власти дали свое согласие на возрождение Киевской духовной семинарии. «Сначала семинария разместилась у 53-го корпуса Киево-Печерской Лавры (позднее — архиерейская гостиница). Ректором возрожденной школы стал протоиерей Петр Влодек, а инспектором — наместник Лавры архимандрит Елевферий (Диденко). С 22 по 24 августа 1989 г. в семинарии были проведены первые вступительные экзамены, по итогам которых в первый класс были отнесены 44 воспитанника. Кроме того, из Одесской духовной семинарии в Киев была переведена одна группа другого класса. Первый учебный год в возрожденной семинарии начался 4 октября 1989 года»[9].

Узнав о начале учебной жизни в семинарии, Н. П. Забуга обратился к митрополиту Киевскому Филарету (Денисенко) с предложением взять его на должность преподавателя. В следующем учебном году, с 1 сентября 1990 г., он начинает преподавать в семинарии английский, латинский и украинский языки. Кроме того, Н. П. Забуга получил благословение на заочное обучение экстерном в семинарии, которую успешно окончил уже в 1992 г. по первому разряду[10] «как бакалавр богословия»[11]. О годах обучения в семинарии будущий ректор вспоминал: «…это было время честной работы души над собой и поиск пути к Богу. В светских вузах были совершенно другие люди. Там был дух ожиданий, а здесь дух поиска, там преподаватели контролировали студентов, а здесь семинаристы честно и упорно трудились над собой, там студенты были обычными функционерами, от них ничего особого не ожидали, а здесь нужно было быть думающим человеком. Я преподавал английский и латынь и должен отметить, что в вузе латынь студенты ненавидели и учили ее по принуждению — перед сессией, а в духовной школе относились с душой. Здесь это было нормой жизни»[12].

В 1991 г. протоиерей Петр Влодек (1924–2017) был назначен ректором возрожденной Волынской духовной семинарии в г. Луцке, а на его место 12 августа 1991 г. был назначен Даниил (Чокалюк), 29 декабря 1991 г. возведенный в сан архимандрита[13].

1992 год стал годом испытаний как для Киевской духовной семинарии, так и для всей канонической Украинской Православной Церкви. Вследствие учиненного раскола бывшим Киевским митрополитом Филаретом (Денисенко) и созданием неканонической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП)[14], небольшая часть студентов и преподавателей во главе с архимандритом Даниилом покинули Киево-Печерскую лавру и, уклонившись в раскол, создали «альтернативную семинарию». 27 июля 1992 г. Даниил (Чокалюк) был назначен ректором Киевской духовной семинарии уже в составе УПЦ КП[15].

На должность исполняющего обязанности ректора Киевской духовной семинарии в составе канонической Украинской Православной Церкви был назначен выдающийся и незаурядный клирик, кандидат богословия протоиерей Александр Кубелиус (1946–2019)[16]. В том же 1992 г. было принято решение о возрождении Киевской духовной академии (КДА). При КДА было «открыто заочное отделение для обучения духовенства, не имеющего богословского образования на момент рукоположения»[17]. Редкие кадры из истории семинарии этого периода были опубликованы в специальном фотоальбоме, вышедшем в 2015 г. к 400-летнему юбилею Киевских духовных школ[18].

С 1992 г. Н. П. Забуга уже «исполнял обязанности помощника инспектора, затем инспектора КДАиС»[19].

Новым периодом в жизни Н. П. Забуги, равно как и всей канонической Украинской Православной Церкви, стал Харьковский Архиерейский Собор, избравший на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), который прибыл в Киев 20 июня 1992 г. С этого периода Н. П. Забуга принимает решение принять священный сан, в связи с чем подает прошение о рукоположении на имя Блаженнейшего митрополита Владимира. «Ходатайствуя о своем преподавателе перед Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, и. о. ректора КДАиС протоиерей Александр Кубелиус охарактеризовал его следующим образом: „тверд в православной вере, церковен, ко храму и Богослужению относится благоговейно; регулярно исповедывается и причащается Святых Тайн. Исполнителен, послушание исполняет безупречно“»[20]. 28 июля 1992 г. во время Литургии в Киевском Покровском женском монастыре Н. П. Забуга был рукоположен в сан диакона, а уже 2 августа того же года в Ильинском храме на Подоле — в сан иерея. Обе хиротонии были совершены митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом).

Рукоположение деятельного и талантливого преподавателя в самом начале служения митрополита Владимира (Сабодана) на Киевской кафедре сблизили отца Николая с митрополитом, что предопределило его дальнейшее участие в деле укрепления канонического православия и отразилось как на его профессиональном, так и на карьерном росте. «17 августа 1992 г. он назначен секретарем Правления КДАиС, 21 января 1993 г. — инспектором, 19 октября того же года — исполняющим обязанности ректора духовных школ. Примечательно, что даже несмотря на это с 1 января 1994 г. у него в одной только семинарии оставалось 40 часов аудиторных занятий. 26 января 1994 г. Ученый совет Киевской духовной академии назначил отца Николая на должность доцента кафедры основного богословия. В это время он преподавал основное богословие, историю католицизма и протестантизма, а также историю экуменизма»[21].

Украинский исследователь состояния теологического образования А. И. Богданенко особо отмечает педагогический и научный вклад в академическую богословскую науку отца Николая: «Интеграция его богословских взглядов в систему современных общественных отношений очень актуальна для современной православной богословской и светской науки. Решение многих реальных проблем духовного образования украинского православия нуждается в переоценке и новом прочтении многогранных взглядов выдающегося профессора и талантливого ректора. Исследователям следует снова обратиться к проповедям, обращениям, статьям, докладам и даже ироническим замечаниям выдающегося священнослужителя, для которого актуальность богословской мысли и проповедь православного христианина всегда были неотъемлемыми от вопросов геополитики и достояний мировой духовной культуры. Религию и христианскую теологию протоиерей Николай Забуга рассматривал как важный социальный компонент и духовную сущность любого европейского народа. Излагая историю экуменического движения, выдающийся богослов отмечал, что Православная Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи евангельского света, истины и правды. В течение христианской истории от Православной Церкви отделялись не только некоторые религиозные группы, но и целые христианские общины. Протоиерей Николай подчеркивал, что церковное положение обособленных христианских общин и конфессий от православия не поддается однозначному определению в современной христианской науке и нуждается в научной дискуссии, действенных делах примирения, диалога и реальной коммуникации между христианами всего мира»[22]. Важным шагом в развитии богословской науки он считал регулярное проведение совместных международных богословских конференций, семинаров, научных встреч, обмен делегациями, обмен научными публикациями, духовной литературой и взаимное информирование об истории и современном состоянии религий, развитие совместных издательских программ представителей разных христианских конфессий и мировых религий[23].

Фундаментальные знания, эрудиция и ясное понимание пути развития богословского образования канонической Украинской Православной Церкви были замечены и священноначалием. Решением Священного Синода УПЦ от 27 декабря 1994 г. протоиерей Николай Забуга был утвержден в должности ректора Киевской духовной академии и семинарии, что еще более увеличило его научно-педагогическую и административную деятельность. Об этом времени отец Николай вспоминал: «В 1993 г. мы начинали в тяжелых условиях. Трудно было найти преподавателей, на них возлагалась колоссальная нагрузка. Много времени заняло создание коллектива. Ситуация усугублялась расколом, который негативно отразился на всех сферах церковной жизни. благодаря нашим совместным усилиям с тогдашним инспектором отцом Георгием Соменком и преподавательской корпорацией, мы выстояли в вере и преданности Святой Матери Церкви, сохранили школу на канонических позициях. Несмотря на страшную эпоху расколов и шатаний, педагогическому коллективу удалось стабилизировать обстановку в самой школе, функционирование ученого и педагогического совета. Со временем была налажена издательская деятельность КДАиС»[24].

Действительно, раскол в Украинской Православной Церкви 1992 г. затронул и официальное издание Киевской митрополии — журнал «Православный Вестник» («Православний Вісник»), редакция которого располагалась в резиденции Филарета (Денисенко) и продолжила выпускать журнал, уже будучи официальным органом УПЦ КП. Каноническая Украинская Православная Церковь смогла восстановить издание журнала лишь в 1996 г. Протоиерей Николай с самого начала активно включился в работу редакционной коллегии журнала «Православный Вестник». В 1997 г. инициатор возрождения журнала и его главный редактор протоиерей Иоанн Черниенко, являвшийся также преподавателем КДАиС, скончался[25]. Это скорбное обстоятельство заставило протоиерея Николая Забугу возглавить «Православный Вестник» в качестве главного редактора в 1998 г. Но если этот журнал являлся изданием Киевской митрополии, то возрожденный в 1997 г. научный журнал «Труды Киевской Духовной Академии», издававшийся Академией в 1860–1917 гг., стал научным журналом современных Киевских духовных школ. На посту главного редактора «Трудов Киевской Духовной Академии» протоиерей Николай Забуга пробыл ровно десять лет — с 1997 по 2007 год.

Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) неоднократно отмечал труды отца Николая, и в период с 1992 по 2001 г. удостоил его всех возможных для белого духовенства иерархических наград. «13 марта 2001 г., к 50-летнему юбилею со дня рождения, отец ректор был награжден вторым крестом с украшениями»[26]. В современной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата наградная система существенно девальвирована. И если сегодня несколько сотен клириков Украинской Православной Церкви Московского Патриархата с незначительным священническим стажем награждены этой наградой, то в 2001 г. право ношения второго креста с украшением было исключительно редким явлением. В то время на соборных торжествах, проходивших в Киево-Печерской лавре, второй наперсный крест можно было увидеть лишь на большом друге о. ректора, секретаре Киевской митрополии, профессоре КДА протоиерее Виталии Косовском — авторитетном клирике и неутомимом помощнике Киевского митрополита.

27 июня 1999 г. протоиерей Николай Забуга был назначен на должность профессора, заведующего кафедрой, а уже 27 июля 1999 г. решением Священного Синода ему «было присвоено звание профессора богословия, в то же время он был назначен на должность заведующего кафедрой основного богословия»[27]. Согласно всем известным источникам, касающимся биографии отца Николая Забуги, он не имел диплома о наличии у него ученой степени кандидата или доктора богословия. И тем не менее отец Николай как никто другой соответствовал высокому званию профессора богословия. Степень почетного доктора ему была присвоена Международной кадровой академией только в 2001 г. Высокий интеллектуальный уровень, энциклопедические знания, твердый характер и всегда аргументированная позиция в сочетании делали его носителем полного спектра характеристик классического представителя академической профессуры духовных школ.

Благодаря усилиям ректора и коллектива преподавателей вектор развития научно-богословской жизни в стенах КДА набирал силу: весьма быстро был налажен учебный процесс и созданы все условия для дальнейшего развития духовных школ. По состоянию на 2002–2003 учебный год в КДАиС «трудилось 104 энтузиаста богословской науки, из них два доктора, магистр и 20 кандидатов богословия. В преподавательскую корпорацию входили выпускники КДА, МДА, СПбДА, Афинского и Салоникского университетов, Оксфорда, Регенсбурга, других европейских вузов»[28]. Студенты Киевских духовных школ благодаря программам студенческого обмена обучались в вузах Германии, Англии, Греции и России[29]. К примеру, один из студентов КДА, продолжив свое обучение в Греции, впоследствии стал клириком Элладской Православной Церкви, сохранив при этом добрые отношения и с Академией, и с отцом ректором[30]. Своих студентов для обучения в стенах КДА направляли Сербская, Грузинская, Румынская и Польская Православные Церкви[31]. Международные связи КДА также интенсивно развивались. И отец ректор до последних дней своего руководства Академией делал все возможное для углубления этих связей. Так, 20 марта 2007 г. протоиерей Николай Забуга принял в Киево-Печерской лавре советника полномочного и чрезвычайного посла Греции в Украине по вопросам экономики и торговли Христоса Лелемпсиса. Темой беседы во время встречи был вопрос международного студенческого обмена и обучения греческих студентов в Киевских духовных школах[32]. С 2001 г. в Киево-Печерской лавре регулярно проходили международные научные конференции с участием выдающихся церковных и светских ученых с мировым признанием и несомненными заслугами в богословской и церковно-исторической науках из дальнего и ближнего зарубежья: России, США, Германии, Греции, Франции, Бельгии, Молдовы, Беларуси, Румынии, Сербии, Болгарии и др. Помимо научных конференций, в стенах КДА проходили презентации книг известных православных богословов. Так, 23 сентября 2006 г. в Киеве прошла презентация книги митрополита Георгия (Ходра) «Призыв Духа». Мероприятие прошло на базе Киевских духовных школ. Помимо автора книги и ректора КДАиС в нем приняли участие известные православные богословы и иерархи: митрополит Минский, патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев), управляющий делами канонической Украинской Православной Церкви архиепископ (впоследствии митрополит) Митрофан (Юрчук), игумен Михаил Ван Прейс и другие[33].

В это же время отец ректор предпринял ряд шагов для развития взаимоотношений со светским научным сообществом. Особенно значительным шагом стало создание в 2002 г. на базе крупнейшего в стране негосударственного вуза — Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) и Международной кадровой академии (МКА) кафедры украинского православия и теологии[34]. Создание кафедры было следствием личной поддержки протоиерея Николая Забуги и ряда других клириков канонической Украинской Православной Церкви, благословлено митрополитом Киевским и всея Руси Владимиром[35], а президент МКА был удостоен ученого звания профессора богословия КДА.

На кафедре украинского православия и теологии за все годы ее существования трудились преподаватели КДАиС. Заведующий кафедрой, доцент КДА протоиерей Дионисий Мартышин, а также автор этих строк с благодарностью вспоминали об отце ректоре: «Авторитетное слово светского ученого, мужественного офицера, доброго пастыря Православной Церкви, неординарного богослова, представителя творческой интеллигенции, настоящего интеллектуала всегда было обращено не только к студентам духовных школ, но и к представителям светской науки, общественных и государственных институтов. Протоиерей Николай Забуга никогда не оставлял без внимания те вопросы, которые касались полноправного христианского свидетельства о Православии и конструктивного диалога Церкви и общества»[36]. За свои заслуги о. Николай Забуга был удостоен от Международной кадровой академии не только звания почетного доктора, но и действительного члена этой академии[37].

Ставя цель духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и личностного роста будущих пастырей Церкви, отец ректор создал уникальную научную и творческую атмосферу в стенах КДА, которая и по прошествии многих лет с благодарностью вспоминается выпускниками духовной школы, следствием чего явились и эти авторские строки. Именно при ректорстве о. Николая Забуги 17 мая 2006 г. состоялась первая в истории возрожденных Киевских духовных школ встреча выпускников КДА 2001 г., которые совершили соборное богослужение. После общей молитвы состоялась встреча с ректором профессором-протоиереем Николаем Забугой, которому благодарные выпускники преподнесли в подарок картину винницкого художника Кравцова[38]. Желание встретиться спустя годы с преподавателями и воспитателями своей Alma Mater — яркое свидетельство наличия особой духовной атмосферы в КДАиС. Воспитанию о. Николай придавал огромное значение, считая, что научно-образовательный процесс духовной школы напрямую влияет на студентов, укрепляет их нравственность и помогает противостоять «секулярному влиянию так называемой субкультуры, которая несет в себе двойные стандарты, пытается легализовать пороки и подменить собою вековые традиции благочестия нашего народа»[39].

Говоря о периоде ректорства профессора-протоиерея Николая Забуги, нельзя не упомянуть ярких и харизматичных представителей профессорско-преподавательской корпорации Киевских духовных школ, к сожалению, уже покойных: профессора-протоиерея Василия Заева (1947–2008), архимандрита Лонгина (Чернуху) (1972–2013), В. К. Муратова (1930–2016), доцента-архиепископа Иллария (Шишковского) (1969–2018), доцента-архимандрита Аристарха (Лебедева) (1967–2020), профессора-митрополита Митрофана (Юрчука) (1962–2021), профессора-архимандрита Нестора (Соменка) (1957–2023). Вечная память этими незаурядными труженикам на ниве богословской науки и образования. С каждым из них автор этих строк был знаком, а с некоторыми и дружен, сохраняя добрые взаимоотношения и после окончания Киевской духовной академии.

Из ныне здравствующих преподавателей, научно-педагогическая деятельность которых пришлась на годы ректорства отца Николая Забуги, нужно упомянуть замечательных педагогов и ученых: профессора-протоиерея Виталия Косовского, профессора-протоиерея Бориса Удовенко, профессора-протоиерея Димитрия Денисенко, профессора-протоиерея Владимира Савельева, доцента-протоиерея Дионисия Мартышина, доцента-митрополита Иоасафа (Губеня), доцента-митрополита Пантелеимона (Лугового), доцента-архиепископа Евлогия (Пацана), профессора И. Ю. Михалко, профессора В. М. Чернышова, Д. Воловникова. Все эти поименованные преподаватели и в дальнейшем явили высокие моральные и профессиональные качества, выразившиеся в сохранении верности канонической Украинской Православной Церкви в последние годы, наполненные преследованиями и гонениями.

Деятельность профессорско-преподавательской корпорации была подотчетна не только ректору, но и Предстоятелю Украинской Православной Церкви митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану), который уделял большое внимание Киевским духовным школам и, согласно Уставу Академии, также возглавлял Ученый совет КДА. О нем как о главе Ученого совета КДА протоиерей Николай Забуга говорил: «Мы относимся к Блаженнейшему митрополиту Владимиру как к своему архипастырю, заботливому отцу, тому, кто учит миловать и карает любя. Годы работы с ним — это годы становления. Они минули без цензуры, без диктатуры, без пиночетства. Как коллектив академии предлагает — Блаженнейший чувствует. В предыдущие годы экзарх был сам по себе, а коллектив — сам по себе. Блаженнейший Владимир лично принимает участие в заседаниях педсовета, Ученого совета, журнала, коллектива. Мир, который Блаженнейший принес в церковную жизнь, стал фундаментом нашего будущего»[40].

Его поддержка, наставления педсоставу и студентам духовных школ, в свою очередь, были также отмечены. 5 июня 2001 г. Ученый совет Киевской духовной академии (журнал № 27) присвоил ученую степень доктора богословия Honoris Causa митрополиту Владимиру (Сабодану). Свою подпись на дипломе доктора богословия № 4 от 5.06.2001 поставил и ректор КДАиС прот.-проф. Николай Забуга[41]. В ноябре 2005 г. Ученый совет КДА присвоил митрополиту Владимиру звание почетного профессора КДА[42]. В 2006 г., в честь 40-летия епископского служения митрополита Владимира, помимо почетной докторской степени, он был удостоен ученой степени доктора богословия. Во время торжественного вечера в национальном дворце «Украина» «профессор-протоиерей Николай Забуга объявил решение Ученого совета духовной академии о присвоении Блаженнейшему Митрополиту Владимиру степени доктора богословия. „Профессорско-преподавательский состав и более двух тысяч студентов наших духовных школ просят вас принять эту награду“, — с этими словами отец Николай вручил Архипастырю награду»[43].

За годы своего ректорства о. Николай Забуга «руководил большим количеством работ на соискание ученой степени кандидата богословия, дипломных работ. Являлся… постоянным представителем Предстоятеля Украинской Православной Церкви во Всеукраинском совете Церквей, секретарем Учебного комитета при Свящ. Синоде Украинской Православной Церкви, членом Богословской комиссии при Свящ. Синоде, Ученого совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. С февр. 2003 г. возглавил укр[аинское] представительство ЦНЦ „Православная энциклопедия“. Исполнял послушание духовника Киевского дворянского собрания, а также Казачьего войска Запорожского низового. В нояб[ре] 2005 г., сохранив должность ректора, был назначен председателем Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви»[44]. Знание иностранных языков и опыт в общении с представителями различных иностранных делегаций, посещавших Киев[45], стали одной из причин назначения протоиерея Николая на эту ответственную должность. Просматривая отчет о деятельности ОВЦС Украинской Православной Церкви за 2006 г., уже можно сделать вывод о колоссальной работе, проделанной этим учреждением под руководством о. Николая: десятки мероприятий межцерковного, общественно-государственного, гуманитарного, научного и социально-благотворительного характера, международные поездки, обмен делегациями, участие в заседаниях различных государственных и общественных структур по самому широкому спектру вопросов[46].

Как видим, помимо учебной, научной и административной деятельности, отец Николай нес самые различные ответственные послушания, требовавшие от него огромного кругозора, обновления своих знаний, коммуникации с сотрудниками церковных отделов и учреждений, которые он возглавлял, и постоянного контакта с Предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. «Отец ректор все время называл себя „кабинетным“ священником: он почти никогда не ездил на требы и не совершал их. Его основной службой, вернее служением, было возрождение Киевских духовных школ»[47]. Но несмотря на это отец Николай очень любил богослужение и почти всегда был в числе сослужащих митрополиту Владимиру клириков. Блаженнейший митрополит очень часто совершал богослужения, бывало, что несколько раз в неделю выезжал для их совершения в различные епархии Украинской Православной Церкви. И нередко за ним следовал и отец Николай. Исходя из особого церковного ритма жизни, обычный рабочий день о. Николая состоял из служения Божественной литургии, работы в своем кабинете в КДА и решении текущих задач, обеда, короткого отдыха и вечернего богослужения. Проживал отец ректор в Печерском районе Киева, в историческом центре города. В своем доме о. Николай собрал уникальную библиотеку по различным вопросам истории, богословия и философии, которая поражала своими размерами. По свидетельству знавших его, ежедневно много читал, имел феноменальную память, благодаря чему мог наизусть цитировать целые отрывки произведений, например любимого им «Фауста» Гёте[48]. Помимо этого, о. Николай был тонким ценителем и знатоком предметов искусства и антиквариата, церковной старины и букинистических редких книжных изданий. Отдельным предметом его гордости являлась коллекция старинных наперсных крестов, которые иногда о. ректор одевал на торжественные богослужения.

Аристократизм о. Николая проявлялся и во внешнем виде. Его ряса, подрясник, митра, подризник и прочее священническое облачение были всегда идеально отглажены, опрятны и гармонично сочетались с его фигурой. У него также имелась «фирменная» фиолетовая русская камилавка, изготовленная по индивидуальному заказу, несколько выше обычных камилавок, что при фигуре и комплекции о. Николая, имевшего рост выше среднего, делало его образ еще более внушительным. Если о. Николай был в светской одежде, то она всегда была безукоризненна и выдержана в строгом стиле: мужской костюм, белая рубашка и начищенные до блеска туфли. Отец ректор был всегда причесан и аккуратно подстрижен, являя собой образец для подражания всем сотрудникам Академии. И на этот образ собранного и исполненного достоинства ректора равнялось большинство студентов Киевских духовных школ.

Автор статьи был лично знаком с отцом ректором. Именно по его благословению в 2005 г. он был зачислен на I курс заочного сектора обучения Киевской духовной академии, которую успешно окончил в 2008 г. со степенью кандидата богословия. В редкие встречи с отцом ректором во время сдачи сессий всегда восхищал и остался в памяти до сего дня величественный и аристократический образ отца Николая Забуги. Плавные и размеренные движения, проникновенный и умный взгляд, четкая и слаженная речь. Примечательно, что при встрече величественный и строгий отец Николай всегда здоровался с клириками в сане пресвитера, давая взаимное целование рук, тем самым подчеркивая высоту священного сана и глубокое благоговение перед ним, невзирая при этом на возраст или заслуги клирика.

Являясь секретарем Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, о. Николай периодически выступал перед членами Священного Синода, докладывая о состоянии дел в сфере духовного образования Украинской Православной Церкви[49]. В 2006 г. о. ректор совместно со своим другом и единомышленником прот. Георгием Соменком (впоследствии — архимандритом Нестором)[50] приступил к разработке проекта реформирования системы духовного образования КДАиС Украинской Православной Церкви[51], который должен был быть реализован в конце 2007 г.[52]

Как уже было сказано выше, ректорство о. Николая Забуги пришлось «на трагическое время расколов в Православии, экспансии униат[ской] Церкви и распространения на Украине различных сект. [Прот. Николай Забуга] приложил усилия, чтобы Киевские духовные школы избежали влияния этих тенденций»[53]. Отец Николай, будучи одним из ближайших помощников митрополита Владимира, более других был погружен в проблематику церковных разделений на Украине. Конечно же, его знания, связанные с этим вопросом, также были востребованы в рамках участия о. Николая в комиссии, целью которой являлись переговоры с неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церковью». «Начать переговоры с целью восстановления единства украинского православия руководство УАПЦ предложило еще в 1995 г. Тогда же, согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 г. (журнал № 67), для ведения диалога была создана комиссия во главе с митрополитом Днепропетровским и Павлоградским Иринеем. В состав комиссии вошли ректор Киевских духовных академии и семинарии протоиерей Николай Забуга и преподаватель Киевской духовной семинарии Сергей Букин. Было проведено шесть заседаний, но из-за раскола внутри УАПЦ диалог прекратился»[54]. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 февраля 2006 г. диалог с УАПЦ был возобновлен. В состав комиссии, помимо митрополита Иринея (Середнего) и протоиерея Николая Забуги, был также включен архимандрит Иоасаф (Губень), преподаватель КДАиС[55], впоследствии митрополит.

Огромное количество церковных послушаний и активная деятельность о. ректора неожиданно прекратилась последним майским днем 2007 г. 31 мая 2007 г. стало последним днем ректорства о. Николая. Примечательно, что в этот день, еще до начала заседания Священного Синода и Архиерейского собора, принявшего решение об «увольнении с должности ректора протоиерея Николая Забуги»[56], митрополит Владимир (Сабодан) в присутствии большей части епископата Украинской Православной Церкви и многочисленных клириков, студентов КДАиС и мирян освятил памятник святителю Петру (Могиле), установленный перед зданием КДА[57]. Это освящение стало символом начала новой эпохи в истории Киевских духовных школ, а сам памятник с тех пор является одним из символов Киевских духовных школ. Отец Николай Забуга был назначен ректором в Полтавскую миссионерскую духовную семинарию, с сохранением за ним должности председателя ОВЦС Украинской Православной Церкви. Однако назначения не принял и уже 1 июля 2007 г. подал рапорт об увольнении на покой в связи с состоянием здоровья. В своем рапорте на имя митрополита Владимира (Сабодана) он писал: «Благодарю Бога и Вас за предоставленную возможность потрудиться на благо Матери Церкви в трудное для нее время в течении 17 лет на ниве духовного просвещения»[58]. Прошение о. Николая было удовлетворено, и он был почислен за штат в октябре 2007 г.

Говоря о личности прот. Николая Забуги, нельзя не сказать об особом стиле о. ректора, манере говорить, подмечать характер и внутренний настрой собеседника. Выпускник КДА 2004 г. прот. Андрей Николаиди в своей заметке, посвященной памяти о. Николая, отмечает: «Блеск светской интеллигентности, искрометный юмор и широкий кругозор — вот лишь некоторые грани его портрета. И сегодня, узнав о его смерти, я вновь вспоминал его великолепные остроты. Даже поругать он умел великолепно. Последняя его выволочка мне, окаянному, закончилась уникальной фразой: „Ты такой же гордый, как та Флоровская монашка, которая стоит на клиросе и мечтает о военном“. (Если кто помнит манеру речи о. Николая, поймет, КАК это было сказано). Вспомнил и еще одну его шутку, проговариваемую на прощанье: „Целуйте фикус, поливайте бабушку“»[59]. По воспоминаниям членов Ученого совета, на одном из заседаний, сетуя на слабую, натянутую формулировку темы по церковной археологии, утверждаемой к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия, отец ректор шутя воскликнул: «Скоро вы предложите тему: „Вид северо-восточного фасада Владимирского собора в Киеве в свете заходящего солнца, закручиваемого вручную“!» Лично не знавший о. ректора иеродиакон Митрофан (Божко) вспоминает: «Следует отметить, что каждое слово протоиерея Николая Забуги было перлом. Он мог метко подметить то, чего другие не видели. Все, кто общались с ним, вспоминают его изречения, которые уже стали афоризмами. Где бы он ни был, с кем бы ни общался, о каких бы серьезных вещах не говорил… Мне на память приходит следующее: „С грешниками жить тяжело, а с “праведниками” — невозможно“. Действительно, его цитировали и до сегодняшнего дня продолжают цитировать»[60].

Конечно, отец ректор был не только человеком, обладающим тонким чувством юмора, но и рассудительным педагогом; ряд его ценных мыслей заслуживают внимания и сейчас и, без сомнения, стоят того, чтобы в будущем быть изданными как собрание трудов почившего ректора. Так, рассуждая о естественных христианских нормах поведения, он писал: «Любовь к Богу и Отечеству, деятельная любовь к ближнему в широком значении слова, уважение прав человека, объемный кодекс моральных принципов и этических норм, забота о немощных, отеческие и сыновнии обязанности, честность перед Богом и людьми, чистота сердца, жертвенность и готовность к самопожертвованию ради спасения других, неприятие дискриминации по национальному или вероисповедному признаку, справедливость суда, смирение, неприятие греха в каком-либо проявлении, твердость в вере и правде Божией — вот неполный список базовых предписаний Евангелия как ежедневных норм для каждого человека и сооснование каких-либо общин людей, от отдельных государств и до общности ООН включительно»[61]. Вероятно, предчувствуя надвигающиеся изменения в стране, он писал и об опасностях, связанных с увлечением западными либеральными ценностями: «Разрушение традиционных религиозных основ, которое тянет за собой разрушение нации, — с православной точки зрения, целиком последовательная закономерность, свойственная для этноса, который вырождается, потому что носителем православной веры, ее охранителем является народ, как и вся Церковь в совокупности. Народ, который утрачивает веру, на которой он был воспитан в продолжении столетий, ставит под сомнение последовательное существование как отдельной нации»[62].

Основные мысли о. ректора, конечно, были направлены на созидательное воспитание в студентах духовных школ будущих пастырей. Только на 2007 год в числе студентов КДАиС всех форм обучения числилось более 2500 человек. Конечно, такое огромное число студентов, подавляющее большинство которых числилось на заочном секторе обучения, не могло не сказываться на внутренней дисциплине. Среди них было немало таких студентов, что имели многолетние задолженности по различным предметам и не приезжали годами на сессии. И тем не менее с ними не спешили расставаться, до последнего желая предоставить возможность ликвидировать задолженность и окончить курс духовной школы. Главной мотивацией, по мнению отца Николая, было стремление войти в положение человека, проявить к нему внимание, заботу и, если нужно, — сострадание. Это стремление о. ректора касалось не только отношения к студентам КДАиС, но и в целом было обращено к людям: «Любовь же к страдающему человеку ведет к откровению не только смысла страдания, но и смысла жизни вообще. Ибо в чем ином может прежде всего заключается смысл жизни человека, как не в человечности?»[63].

Верным своим принципам человечности отец Николай остался и после своего увольнения за штат. Несмотря на это он продолжил сотрудничать с различными общественными объединениями, являлся «духовником Киевского дворянского собрания, а также Казачьего войска Запорожского низового, активно общался с афганцами. 29 декабря 2010 г. отец Николай был назначен почетным настоятелем Вознесенского храма в Демеевке, а 15 февраля 2011 г. — почетным настоятелем Георгиевского храма на Южном вокзале, в котором служил до конца своих дней»[64]. 8 июня 2011 г. профессор-протоиерей Николай Забуга был в числе делегатов Собора Украинской Православной Церкви от духовенства Киевской епархии[65]. Последние годы отец Николай Забуга тяжело болел, но все так же старался часто совершать богослужения и приобщаться Святых Тайн. Особенную поддержку ему оказывал его преданный друг, профессор-протоиерей Виталий Косовский, всегда с радостью принимавший отца Николая в своем древнем Ильинском храме г. Киева, поддерживая его морально и материально.

Выдающийся пастырь скончался 13 ноября 2014 г. на 64-м году жизни, всего на несколько месяцев пережив митрополита Киевского Владимира (Сабодана), скончавшегося 5 июля того же года. Почти одновременный уход в вечность двух выдающихся личностей, своим служением определявших жизнь Украинской Православной Церкви, стал еще одним символическим знаком окончания целой эпохи и началом новой страницы как в истории Украинской Православной Церкви, так и в Киевской духовной академии.

13 ноября 2014 г. тело почившего профессора-протоиерея было доставлено в Георгиевский храм, где над ним в течение всего дня и ночи читалось Евангелие и заупокойные панихиды. После соборно совершенной Божественной литургии утром 14 ноября гроб с телом отца Николая был доставлен в Успенский собор Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, где 15 ноября, после окончания заупокойной Литургии было совершен чин священнического отпевания. Богослужение совершил преемник отца Николая на посту ректора КДАиС митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич). Ему сослужили митрополит Сарненский и Полесский Анатолий (Гладкий), епископы Макаровский Илларий (Шишковский), Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон (Поворознюк), Бородянский Варсонофий (Столяр), Фастовский Дамиан (Давыдов) и большое количество киевского духовенства и студентов КДАиС.

После окончания отпевания гроб с телом о. Николая крестным ходом был перенесен на лаврское братское кладбище рядом с академическим храмом Рождества Пресвятой Богородицы, где о. Николай и нашел место упокоения[66].

Заключение

Архимандрит Нестор (Соменок), соратник и друг отца Николая, говорил, что «духовное просвещение — это особый богословско-научный и религиозно-нравственный процесс, который должен, в идеале, владеть всею сущностью человеческой личности. Быть педагогом, да еще и богословом — это дар Божий, который не купить ни за какие деньги»[67]. Обозревая жизненный путь, высоту служения, личные характеристики, научные, административные и общественные достижения профессора-протоиерея Николая Забуги, мы понимаем, что упомянутый дар был во всей полноте воспринят отцом Николаем, который не только пронес его через всю жизнь, но и сумел щедро поделиться им со своими студентами, посеяв в них евангельские зерна, которые проросли в целую плеяду достойных и ревностных пастырей Церкви.

В одной из своих статей о. Николай Забуга писал: «Дай нам, Боже, всем разума и сил поминать дни древние и научаться от них»[68]. Пусть же символическим венком памяти на могилу почившего дорогого отца ректора, профессора-протоиерея Николая Забуги ляжет и эта статья, как знак благодарности за преподанную науку и то доброе и отеческое отношение, что он проявлял к нам, студентам и выпускникам древнейшей духовной школы Русской Церкви — Киевской духовной академии.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Награды и ученые звания профессора-протоиерея Николая Петровича Забуги (1951–2014)

Иерархические награды:

1.                  набедренник (1992);

2.                  камилавка (1992);

3.                  наперсный крест (1993);

4.                  сан протоиерея (1993);

5.                  наперсный крест с украшениями (1994);

6.                  митра (1994);

7.                  второй крест с украшениями (2001).

Ученые звания:

1.                  доцент Киевской духовной академии (1994);

2.                  профессор Киевской духовной академии (1999);

3.                  академик (действительный член) Международной кадровой академии (1998);

4.                  почетный доктор Международной кадровой академии (2001).

Награды:

Государственные:

1.                  орден Красной Звезды (СССР, 1981);

2.                  орден «За мужество» 3-й степени (Украина, 1999);

3.                  орден «За заслуги» 3-й степени (Украина, 2003)[69];

4.                  медаль «Защитнику Отчизны» (Украина);

5.                  медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» (Демократическая Республика Афганистан, 1988);

6.                  нагрудный знак «Воину-интернационалисту» (СССР, 1989).

Церковные:

По одним данным, о. Николай Забуга был награжден 6 церковными орденами[70], по другим — 15[71].

1.                  орден Святого равноапостольного великого князя Владимира II ст. (Русская Православная Церковь, 1999);

2.                  орден «Різдво Христове — 2000» I ст. (Украинская Православная Церковь, 2000);

3.                  орден «Різдво Христове — 2000» II ст. (Украинская Православная Церковь, 2000);

4.                  орден Преподобного Нестора Літописця II ст. (Украинская Православная Церковь, 1998).

Научные и общественные:

Профессор-протоиерей Николай Забуга был награжден многими общественными наградами и знаками отличия, в том числе от различных общественных организаций ветеранов Афганской войны, казачьих организаций, общественных образовательных академий и т. п. К сожалению, лишь о некоторых из них имеется точная информация. В настоящее время удалось установить, что он отмечен следующими наградами:

1.                  орден «Козацька Слава» II ст. (МГО «Козацтво Запорозьке»);

2.                  орден «За розвиток науки i освiти» (Международная кадровая академия);

3.                  золотая медаль «За заслуги в образовании» (Международная кадровая академия);

4.                  орден «Слава на вiрнiсть Вiдчiзни» (Международная академия рейтинговых технологий и социологии «Золотая Фортуна»).

Библиография трудов и статей профессора-протоиерея Николая Забуги

1.Петро Могила (розгадка дат життя) // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1996. № 1. С. 27–28.

2.Києво-Могилянська колегія як праматір Київської Духовної Академії (історичні нотатки) // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1996. № 1. С. 29–31.

3.Міжконфесійні відносини в Україні: сучасний стан та перспективи // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1996. № 4. С. 55–57.

4.Свято-Успенський собор Києво-Печерської лаври // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1996. № 5. С. 53–57.

5.Передмова // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 1997. № 1. С. 3–4.

6.ХХ сторіччя та неоязичество // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1997. № 1. С. 18–20.

7.Православ’я, нація та націоналізм // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1998. № 3. С. 50–54.

8.Православ’я в Україні на зламі тисячоліть // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2001. № 1. С. 14–22.

9.Украинское православие на рубеже тысячелетий // Персонал. Всеукраїнський загальнополітичний освітянський тижневик. Киев, 2001. № 1. С. 13–18.

10.   Доклад профессора протоиерея Николая Забуги, ректора Киевских Духовных Академии и Семинарии, на торжественном акте, посвященном празднованию 300-летия Киевской Духовной Академии // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2001. № 3. С. 17–23.

11.   Доклад на торжественном акте, посвященном празднованию 300-летия Киевской духовной академии. Киев, 2002. № 4. С. 6–19.

12.   Православне благочестя та діалог цивілізацій (тези виступу) // Діалог цивілізацій: нові засади організації світу. Матеріали всесвітньої конференції. Київ, 24 травня 2002 р. Киев: МАУП, 2003. С. 13.

13.   Історико-канонічне значення Харківського собору 1992 року // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2002. № 2. С. 12–19.

14.   Историко-каноническое значение Харьковского Собора 1992 г. // Православный Церковный календарь 2003. Киев: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, 2002. С. 115–122.

15.   Православні цінності в сучасному українському суспільствi // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2003. № 2. С. 14–17.

16.   Роль Православ’я у збереженні національної ідентичності в умовах глобалізації // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2003. № 3. С. 3–11.

17.   Роль Православия в сохранении национальной идентичности в условиях глобализации // Православный Церковный календарь 2004. Киев: Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви, 2003. С. 83–90.

18.   «Выставка сокровищ музея – это возможность встретиться со святынями, поклониться им» // Вісник прес-служби УПЦ. К., 2003. Вип. № 16 (сiчень 2003). С. 14.

19.   Православні цінності у сучасному українському конетексті // Православні духовні цінності та сучасність. Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. Київ, 21 березня 2003 року. Киев: МАУП, 2003. С. 87–89.

20.   Роль Православ’я у формуванні моральних цінностей у сучасній Україні // Православні духовні цінності та сучасність. Матеріали II Міжнародної науково-практичної конференції. Київ, 26 березня 2004 року. Киев: МАУП, 2005. С. 48–54.

21.   Духовные оценки Голодомора // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2004. Вип. № 30 (березень 2004). С. 32–33.

22.   І монастир той подібний до неба: Фотоальбом. Авт. Фото М. Андрєєв. [Редакційна рада: Сергій Кролевець. Авт. текста: прот. М. Забуга та інші]. Киев: [Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник; Інформаційно-видавничий центр УПЦ], 2005. 328 с.: iл.

23.   Внесок Блаженнішого Митрополита Володимира у розвиток культури та духовності Української держави // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2006. Вип. № 59 (серпень 2006). С. 21–23.

24.   Влияние духовного опыта Блаженнейшего Митрополита Владимира на развитие духовного образования в Украине, в частности в Киевской Духовной Академии // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 2007. № 7. С. 5–10.

Интервью:

25.   Диденко Иоанн, диакон. «Сумма знаний о Христе должна сочетаться с образом жизни во Христе». Интервью с ректором Киевских Духовных Академии и Семинарии, профессором протоиереем Николаем Забугой // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2001. № 3. С. 9–13.

26.   Чорногор Анатолiй. [Интервью] Ректор Київських духовних академії та семінарії професор протоієрей Микола Забуга: «Академія та семінарія є святими в очах народу Божого» // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2006. Вип. № 58 (липень 2006). С. 71–72.

27.   Свистун В. [Интервью] Ректор Киевской Духовной Академии профессор-протоиерей Николай Забуга побывал на открытии г. Украины в Греции // Україна Православна. 2024. – Текст: электронный. URL: http://pravoslavye.org.ua/2006/03/16032006_afini-kiev_rektor_kievskoy_duhovnoy_akademii_professor-protoierey_nikolay_zabuga_pobival_na_otkritii_goda_ukraini_v_gretsii/ (дата обращения: 20.06.2024).

28.   Соменок Георгий, прот., Коваль Андрей. [Интервью] Протоиерей Николай Забуга, ректор КДАиС: «Главное для современного молодого ищущего человека — это осознанно сделать свой выбор, который открыл бы ему радость о Господе» // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2007. Вип. № 68 (травень 2007). С. 57–59.

Биографические материалы, некрологи:

29.   Боричевський В. В. Забуга Микола Петрович // Енциклопедія Сучасної України / редкол. І. М. Дзюба, А. І. Жуковський, М. Г. Железняк [та ін.] Киев: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2010. 2024. URL: https://esu.com.ua/article-17254 (дата обращения: 20.06.2024). Текст: электронный.

30.   Протоієрей Миколай Забуга. Некролог // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 2014. № 21. С. 19–21.

31.   Митрофан (Божко), иеродиакон. Поминайте наставников ваших… (Блаженной памяти почившего ректора КДАиС протоиерея Николая Забуги) // Академический Летописец. Киев, 2015. № 1(16). С. 14–19. 

Список источников и литературы

1.                  Блаженніший Митрополит Володимир освятив пам’ятник святителю Петру Могилі на площі перед будинком Київської духовної академії // Українська Православна Церква. Літопис, рік із життя 2007: у 3 т. Авт. проекту та упоряд. О. Андрущенко; під. заг. ред. єпископа Переяслав-Хмельн. Олександра (Драбинка). Киев: Київська Митрополія, ЗАТ «Вiпол», 2008. Т. 1.

2.                  Богданенко А. І. Теологія на сучасному етапі розвитку України. Київ: Видавництво Ліра-К, 2024. 96 с.

3.                  Боричевський В. В. Забуга Микола Петрович // Енциклопедія Сучасної України / редкол. І. М. Дзюба, А. І. Жуковський, М. Г. Железняк [та ін.] Киев: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2010. 2024.

4.                  Бочков П. В. Живая история Православной Церкви: памяти архимандрита Нестора (Соменка, 1957–2023) // Теология: теория и практика. М., 2023. Т. 2. № 4. С. 37–48.

5.                  Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. В 5 т. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018. 489 с.

6.                  Бурега В. В. Киевская Духовная Академия и Семинария. Киев, 2009. 64 с.

7.                  Бурега В. В. Київська духовна академія і семінарія: 400 років (1615–2015). Киев: Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2015. 104 с.

8.                  В национальном дворце «Украина» состоялась торжественная Академия, посвященная 40-летию епископского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / авт. проекта, сост. А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 220–222.

9.                  Вiват Академiя! 20 рокiв МАУП / Г. В. Щокiн, В. Б. Захожай, М. Ф. Головатий [та iн.]; упоряд. В. Б. Бондар, Т. М. Колiна. Киев: ДП «Вiд. Дiм «Персонал»», 2009.

10.               Вiват Академiя! 30 рокiв МАУП. За ред. Г. В. Щокiна, Є. О. Романенко, М. Ф. Головатого. К.: Вiд. Дiм «Персонал», 2019. 356 с.

11.               Відбулася зустріч ректора Київської духовної академії з представниками Посольства Грецької Республіки в Україні // Українська Православна Церква. Літопис. – рік із життя 2007: у 3 т. / авт. проекту та упоряд. О. Андрущенко; під. заг. ред. єпископа Переяслав-Хмельн. Олександра (Драбинка). Киев: Київська Митрополія, ЗАТ «Вiпол», 2008. Т. 1. 544 с

12.               Відбулося чергове засідання Священного Синоду Української Православної Церкви // Рік із життя Української Православної Церкви. 2005 / Под заг. ред. прот. Г. Коваленка ; автор проекту та укладач О. Андрущенко. Киев: Київська Митрополія, 2006. С. 197–200.

13.               Диплом доктора богослов’я № 4 вiд 05.06.2001 // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2001. № 2. С. 8.

14.               Добрий Пастир: [про митрополита Рівненського І Острозького Даниїла (Чокалюка)] / у поряд.: Думенко С. П., Чокалюк С. М. К.: УПЦ Київ. патріархату, 2007. 360 с.

15.               Драбинко А. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории). Киев: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 2002.

16.               Журнал № 4 // Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 февраля 2006 // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта, сост. А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 470–477.

17.               Журнал № 56 // Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 31 травня 2007 року // Українська Православна Церква. Літопис. – рік із життя 2007: у 3 т. / авт. проекту та упоряд. О. Андрущенко; під. заг. ред. єпископа Переяслав-Хмельн. Олександра (Драбинка). Киев: Київська Митрополія, ЗАТ «Вiпол», 2008. Т. 3.

18.               Забуга Микола, прот. Православні цінності в сучасному українському суспільствi // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2003. № 2. С. 14–17.

19.               Забуга Микола, прот. Роль Православ’я у збереженні національної ідентичності в умовах глобалізації // Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 2003. № 3. С. 3–11.

20.               Забуга Микола, прот. Свято-Успенський собор Києво-Печерської лаври / / Православний Вісник. Киев: Видання Української Православної Церкви, 1996. № 5. С. 53–57.

21.               Забуга Николай Петрович // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. XIX. С. 441.

22.               Забуга Николай, прот. Духовные оценки Голодомора // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2004. Вип. № 30 (березень 2004). С. 32–33.

23.               Кашеваров А. Н. Государственно-церковные отношения в период «перестройки» 1985–1991 гг. // Научно-технические ведомости СПбГПУ Гуманитарные и общественные науки. СПб., 2015. № 1 (215). С. 109–115.

24.               Київські духовні школи. 400 років. Iсторія в фотографіях. Книга-фотоальбом. Авт. тексту: Бурега В. В. та ін. Київ, 2015. 157 с.

25.               Климент (Вечеря), архiмандрит. Українська Православна Церква на межі тисячоліть. Документи та матеріали. Киев: Видавничий відділ Української Православної Церкви, 2012. С. 243–253.

26.               Мартышин Д. С. Теология и христианская коммуникация. Киев Межрегиональная Академия управления персоналом, 2021. 68 с.

27.               Мартышин Д. С., Бочков П. В. Христианская социология и вызовы современного мира. Киев: Издательство Лира-К, 2022. 188 с.

28.               Мартышин Дионисий, прот. Неиссякаемый источник знаний и мудрости // Міжрегіональна Академія Управління персоналом. 2023: сайт. URL: https://maup.com.ua/ua/navchannya-u-maup/centri-ta-kursi/duhovno-prosvitnicki-centr/statti/neissyakaemy-istochnik-znani-i-mudrosti.html(дата обращения: 20.06.2024). Текст: электронный.

29.               Митрофан (Божко), иеродиакон. Поминайте наставников ваших… (Блаженной памяти почившего ректора КДАиС протоиерея Николая Забуги) // Академический Летописец. 2015. № 1 (16). С. 14–19.

30.               [Николаиди Андрей, прот.] Прот. Николай Забуга // Иерокирик: сайт. URL: https://ierokirik.livejournal.com/46837.html(дата обращения: 20.06.2024). Текст: электронный.

31.               Отчет о работе Отдела внешних церковных связей // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и сост. А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 541–544.

32.               Предстоятелю Української Православної Церкви присвоєно зваїні «Почесний професор Київської духовної академії» // Рік із життя Української Православної Церкви. 2005 / под заг. ред. прот. Г. Коваленка ; автор проекту та укладач О. Андрущенко. Киев: Київська Митрополія, 2006. С. 200–201.

33.               Протоієрей Іоанн Чернієнко // Православний Вісник. 1997. № 2. С. 78–79.

34.               Протоієрей Миколай Забуга. Некролог // Труди Київської Духовної Академії. Киев, 2014. № 21. С. 19–21.

35.               Свистун В. [Интервью] Ректор Киевской Духовной Академии профессор- протоиерей Николай Забуга побывал на открытии г. Украины в Греции // Україна Православна. 2024. URL: http://pravoslavye.org.ua/2006/03/16032006_afini-kiev_rektor_kievskoy_duhovnoy_akademii_professor_protoierey_nikolay_zabuga_pobival_na_otkritii_goda_ukraini_v_gretsii/ (дата обращения: 20.06.2024). Текст: электронный.

36.               Серафима (Шевчик), iгуменя. Добрий пастир української землі. Киев: Мистецтво, 2003.

37.               Сергеевский Михаил. [Интервью] Профессор КДА протоиерей Георгий Соменок: «Настоящий богослов живет на орбите церковной в мире идей, высокой науки и подлинной нравственности» // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2007. Вип. № 75 (грудень 2007). С. 43–46.

38.               Соменок Георгий, прот., Коваль Андрей. [Интервью] Протоиерей Николай Забуга, ректор КДАиС: «Главное для современного молодого ищущего человека — это осознанно сделать свой выбор, который открыл бы ему радость о Господе» // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2007. Вип. № 68 (травень 2007). С. 57–59.

39.               Соменок Георгий, протоиерей. Поиск богословско-исторической концепции реформирования КДАиС // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2007. Вип. № 64 (сичень 2007). С. 29–34.

40.               Соменок Георгий, протоиерей. Проект реформирования системы духовного образования Киевской духовной академии и семинарии Украинской Православной Церкви // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и составитель А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 534–538.

41.               Состоялась первая встреча выпускников Киевской духовной академии // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и составитель А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 170.

42.               Состоялась презентация книги митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) «Призыв Духа» // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и составитель А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 305–306.

43.               У березні святкують свій ювілей // Отчий Порiг. Киев: Товариство «Чернігівське земляцтвов м. Києві», 2011. № 3 (111). С. 2.

44.               Украинская Православная Церковь возобновила диалог с УАПЦ // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и составитель А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 61.

45.               Ученый совет КДАиС утвердил проект реформирования системы духовного образования // Украинская Православная Церковь. Летопись. Год из жизни – 2006 / автор проекта и составитель А. Андрущенко. Киев: Киевская Митрополия, 2007. С. 398–399.

46.               Чорногор Анатолiй. [Интервью] Ректор Київських духовних академії та семінарії професор протоієрей Микола Забуга: «Академія та семінарія є святими в очах народу Божого» // Вісник прес-служби УПЦ. Киев, 2006. Вип. № 58 (липень 2006). С. 71–72.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Бочков Павел, иерей. Жизненный путь и служение профессора-протоиерея Николая Забуги (1951–2014), ректора Киевской духовной академии и семинарии (1994–2007) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2024. Вып. 4 (33). С. 122–157.