Опубликовано: 21 мая 2025
Источник
Ванькова А. Б. Законодательство византийских императоров VIII — начала X в. о монахах: традиции и новаторство // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 121. С. 38–58.

Бόльшая часть рассматриваемых памятников — от «Эклоги» до законодательства Льва VI Мудрого[1] — является переработкой Corpus juris civilis императора Юстиниана I. Мы поставили перед собой следующие задачи:
1) впервые в отечественной научной литературе дать максимально полную подборку законодательных норм об иноках за указанный период;
2) определить, какие из законов императора Юстиниана вошли в изучаемые сборники и насколько полно они там были представлены[2];
3) установить, вносили ли василевсы какие-то изменения и что именно заимствовали.
Особенного внимания заслуживают новеллы самодержцев, так как именно в них появляются новые нормы[3].
Анализ законодательства следует начать с принципов отбора источников для исследования, их краткой характеристики и их соотношения.
Новая эпоха в истории византийского права открывается воцарением Льва III. Именно ему принадлежит первая после Юстиниана кодификация законов — «Эклога» (`Εκλογὴ τῶν νόμων, букв. «подборка законов»). «Эклога» в сжатой форме использовала материал всех четырех частей свода Юстиниана («Корпус», «Институции», «Дигесты» и «Новеллы»), а также некоторые новеллы иных императоров; ряд положений «Эклоги» являются нововведением Льва III[4].
Составители «Эклоги» отказались от Юстиниановой системы расположения материала, руководствуясь нуждами времени, что сделало сборник прототипом последующих византийских правовых сводов[5]. Однако следует учитывать, что текст Юстинианова свода использовался не оригинальный, то есть не на латыни, а в многочисленных переработках на греческом[6].
Датировка «Эклоги» Льва III и Константина V долгое время была предметом дискуссий. В настоящее время общепринятой датой считается март 741 г., а не 726 г.[7] Аргументами для ранней датировки можно назвать в целом положительное отношение к иночеству и отсутствие упоминания об иконоборческих мероприятиях[8].
«Эклога» получила широкое распространение и долгую жизнь. Этот свод послужил основой для переработок и частных юридических сборников, например для Ecloga privatа aucta, стал фундаментом законодательства ряда славянских стран, в частности входит в «Кормчую книгу» и «Закон судный людем»[9].
Дальнейшая кодификационная работа была предпринята уже Василием I Македонянином и его сыном Львом VI Мудрым. По мнению И. П. Медведева, с их восшествием на престол в IX в. «начинается новый период в истории византийского права, получивший в историографии название классицистического, широкомасштабных законодательных реформ и кодификационных мероприятий… Юристами была задумана и разработана грандиозная программа “очищения древних законов”»[10].
Мы привлечем к исследованию все три свода: «Прохирон», «Исагогу» (ранее «Эпанагога»), «Василики».
Составление «Исагоги» (εἰσαγωγὴ τοῦ νόμου — «введение в закон») может быть отнесено к периоду с 879 по 886 г., когда Лев Мудрый и его брат Александр являлись соправителями отца (до 29 августа 886 г., когда умер Василий Македонянин). Согласно К. Э. Цахарие фон Лингенталю, «Исагога» появилась в 884– 886 гг. А. Шминк настаивает на 885 или даже на 886 г.[11]
Долгое время полагали, что «Прохирон» (ό πρόχειρος νόμος — «подручный, удобный для использования закон») предшествовал «Исагоге» и был издан в 870–879 гг., при императорах Василии, Константине и Льве. В этом случае «Исагога» является переработкой «Прохирона». Недавно А. Шминком была предложена другая гипотеза[12].
«Прохирон», изданный Львом VI в 907 г., представляет собой переработку «Исагоги». Целью «Прохирона», по мнению А. Шминка, являлось устранение «подлогов» «Исагоги». «Прохирон» ближе, чем «Исагога», к их общему источнику — Corpus juris civilis. «Исагога» была разделена на 40 титулов. Тринадцать глав «Прохирона» содержат новые установления Льва VI[13]. Вопрос о том, была ли «Исагога» официально издана или осталась законопроектом, по-прежнему дискуссионный[14]. И в «Прохироне», и в «Исагоге» содержится ряд норм, восходящих к «Эклоге», несмотря на жесткую критику последней в обеих компиляциях (А. Шминк считает, что «Прохирон» критикует «Исагогу»)[15].
Мы будем придерживаться традиционной точки зрения, поскольку доводы А. Шминка представляются нам не вполне обоснованными и натянутыми.
«Исагога» послужила основой для частноправовых сборников, например для Epanagoge aucta, «Синтагмы» Матфея Властаря и др. «Прохирон», в свою очередь, стал частью правовых сводов последующих времен, например «Шестикнижия» Арменопула.
«Василики» (τὰ βασιλικὰ βιβλία — «царские книги»[16]) появились при Василии I: был подготовлен свод в 40 книгах; затем при Льве VI кодификацию переработали и расширили[17]. Окончательный вариант имеет объем в 60 книг. В «Василиках» все четыре части свода Юстиниана использованы не напрямую[18]. Оригинальна структура «Василик»: материал, заимствованный из корпуса Юстиниана и зачастую разбросанный по разным книгам и титулам, сведен в ней воедино по темам. Зачастую нормы Юстинианова законодательства интерполировались, сокращались и дополнялись, латинская терминология заменялась греческой. Вопрос, были ли «Василики» самостоятельным законодательным актом, вызывает разногласия среди ученых[19].
Таким образом, мы видим, что во всех четырех законодательных сборниках текст кодификации Юстиниана использовался опосредованно — через греческие парафразы, суммы и комментарии, поэтому невозможно окончательно разрешить вопрос, была ли форма тех или иных норм делом рук кодификаторов, или же она следовала греческим образцам.
Со сборником из 113 новелл Льва VI[20] связан целый ряд источниковедческих проблем. Авторы критического издания П. Ноай и А. Дэн считали его единым целым, официально изданным. Почти все новеллы имеют отправной точкой уже существующий закон; император его цитирует, прежде чем либо исправить его, либо отменить, либо подтвердить[21]. Однако высказывались и иные мнения, например, что это собрание, как и «Новеллы» Юстиниана, является частным сборником[22], новеллы издавались по отдельности, а потому в них отсутствует дипломатическое оформление, они разнородны по стилю и объему[23]. Е. Э. Липшиц считает эти возражения несущественными, а несовершенство плана, непоследовательность и отсутствие единообразия в изложении — свидетельством невысокого качества редакторской работы[24]. Липшиц отмечает, что в то время, как некоторые новеллы не имели практического значения, бόльшая часть собрания оказала влияние на позднейшие юридические источники[25]. Соотношение «Василик» и «Новелл» остается не до конца проясненным[26]. К нему мы вернемся, рассмотрев тексты законов. Что касается датировки собрания, то ей способствует упоминание патриарха Стефана, скончавшегося в 893 г.
Новелла 123. 5 Юстиниана запрещает епископам и монахам становиться опекунами и попечителями. В «Исагоге» (IX. 15) этот запрет повторяется. В «Василиках» (В III. 1. 11) он присутствует. Однако уже в новелле 68 императора Льва VI монахам опека разрешается, правда с оговорками. В ее заглавии указывается, что они не могут вести имущественные дела и защиту подопечных (ἀπείργεσθαι δὲ οἰκομίας καὶ προστασίας ὀρφανῶν). Надо думать, что опека монахов заключалась в духовном окормлении и наставлении. Таким образом, мы видим новую норму, противоречащую законам Юстиниана и «Василикам».
«Эклога» (7-й титул) вводит новый вид опеки, осуществляемой монастырями[27]. Это положение закона требует разъяснения. С одной стороны, в Юстиниановом законодательстве речь об опеке шла только относительно монахов, а не монастырей. С другой стороны, опека поручалась администраторам благотворительных учреждений, в первую очередь орфанотрофам в качестве квази-опекунов сирот (pupilli quasi tutores)[28]. В провинциях при назначении опекунов епископу приходилось вмешиваться в дела других магистратов[29]. Документы, связанные с опекунством, хранились в архивах церквей[30]. Таким образом, эта норма, безусловно, является новшеством[31], хотя и развивает идею из закона Юстиниана. В «Эклоге» опекунство определяется как публичная должность в интересах несовершеннолетних[32].
Вопрос принятия раба в монастырь сохранял свою актуальность на протяжении и ранневизантийского периода, и средневизантийского. Поэтому Эклога была не первым законодательным памятником, устанавливающим нормы принятия раба в монастырь[34]. Каноническое право также не обошло вниманием этот вопрос[35].
Последней по времени (до появления законодательных памятников средневизантийского периода) была глава 35 новеллы 123 Юстиниана[36]. В ней император сделал шаг назад по сравнению с новеллой 5, которая устанавливала крайне благоприятные условия для принятия раба в монастырь. Главное отличие 123-й новеллы состояло в следующем: если настоятель не был уверен, что желающий принять постриг не находится в какой-либо зависимости, в первую очередь рабской, то новиций должен выдержать трехлетний испытательный срок. Таким образом, если в течение этого срока придет некто и заявит права на послушника, доказав, что тот — его раб, колон, адскриптиций[37], то раба следует ему вернуть. По истечении трехлетнего срока раба нельзя истребовать из монастыря, можно лишь претендовать на имущество, которое бывший раб или колон принес с собой. Судьба раба, оставившего монастырь и вернувшегося в мир, также определяется этой новеллой. Он должен «предасться своей судьбе», то есть быть возвращен в рабство.
«Эклога» в параграфе 4 главы 1 VIII титула воспроизводит норму Халкидонского собора: раб может стать иноком только с согласия хозяина. Ничего не говорится о том, что раб может быть возвращен в зависимое состояние, следовательно, можно сделать вывод, что освобождение не имеет обратной силы. Интересно, что прекращение рабской зависимости в результате пострига или рукоположения сравнивается с крещением как появлением на свет нового человека[38].
«Прохирон» и «Исагога» не дают по этому вопросу никаких указаний, а в «Василиках» (IV. 1. 3) повторяется постановление новеллы 123. 35.
Новое слово в законодательстве о постриге раба связано с новеллой 10 императора Льва VI. Она фактически возвращается к доюстиниановым нормам. Император полагает, что те правила, которые вводит 123-я новелла, способствуют бегству рабов, чтобы под предлогом пострига спустя три года получить вожделенную свободу. Василевс фактически запрещает принимать рабов в монастырь, поскольку хозяин раба может предъявить на него права вне зависимости от того, сколько времени тот провел в обители. Лев VI оправдывает столь радикальное нововведение, изменяющее нормы такого авторитетного источника, как «Новеллы» Юстиниана, заботой о том, чтобы не хулилось честное имя иноков[39].
Краеугольным камнем регламентации служат «Новеллы» Юстиниана, особенно глава 6 новеллы 123 и глава 6 новеллы 120 (544 г.).
Новелла 120, глава 6
1. Разрешается не только ограниченный по времени эмфитевсис собственности, принадлежащей церквям, благотворительным учреждениям и монастырям, но и вечный эмфитевсис — наследуемая аренда земли с широкими правами по ее распоряжению.
2. В случае монастырей контракт подписывает игумен с большей частью братии, запись об условиях сопровождается клятвой в том, что это действие не будет обманом.
3. Освобождать можно не более шестой части дохода от собственности, сдаваемой в эмфитевсис.
Новелла 123, глава 6
1. Клирикам и монахам запрещено собирать подати, проводить операции с имуществом, участвовать в судебных процессах.
2. Разрешено брать в аренду или в эмфитевсис церковную собственность при условии согласия всех клириков или монахов.
3. Разрешается церквям и другим религиозным домам заключать договоры аренды или эмфитевсиса; клирики могут, с ведома епископа или эконома, брать в аренду имущество своих церквей.
4. Если епископ нарушил закон, то все его имущество конфисковывается в пользу его церкви; если эконом или клирики согрешат, то платят штраф, назначенный епископом.
«Эклога» воспроизводит в краткой форме положение первой из двух новелл (XII. 4).
«Исагога» (X. 6) постановляет, что берущие у монастырей или просто у церквей и епископий недвижимое имущество в эмфитевсис путем либо найма, либо покупки, продолжают заботиться о сохранении пользы от этого имущества для церкви.
«Василики» в двух параграфах дословно цитируют положения главы 6 новеллы 123 (B III. 1. 12–13).
Уже упоминавшийся закон «Исагоги» о запрете опеки (IX. 15) запрещает вести судебные дела (τὰς δίκας ἒχοντες) даже родственников, но разрешает участвовать в судопроизводстве, если речь идет о делах монастыря, причем только с согласия игумена.
Уникален параграф 16 титула IX «Исагоги» об иммунитете монастырей: «Монастыри и церкви, а также митрополии и епископии не подлежат почтово-транспортной повинности[41], ни повинности (δουλεᾳ), ни подати в казну (δημοσίᾳ[42]); они (налоги. — А. В.) есть часть (ἀφαίρεμα), приносимая ими всеми Богу точно так же, как колено Левиино, согласно закону Моисееву, было свободно от всякой общественной повинности. Если же какая-нибудь совершенно необходимая и общеполезная нужда принудит и призовет их ради собственного спасения к какой-нибудь общественной повинности, то [монастыри] исполняют таковую повинность (δουλείαν) целиком и полностью через посредство [приказывающих им] епископов, а не мирян».
«Прохирон»[43] (II. 9) определяет: «Если жених или невеста после того, как получили или дали задаток (ἀῤῥαβῶνας), возлюбили уединенную жизнь, то жених получает назад то, что дал в задаток, а невеста только возвращает то, что получила, и им не нужно вдвое восполнять (παρασχεῖν)». Мы видим в сокращенном виде цитату из главы 39 новеллы 123. Эта же глава, также в сокращенном виде, воспроизводится в «Василиках» (Β IV. 1. 10 и Β XXVIII. 2. 4 (5) = Nov. 123. 39).
В «Прохироне» (XI. 4) постановляется: «Если по согласию или ради целомудрия расторгается брак, то мы предписываем, чтобы не иначе происходило [расторжение брака], как через немедленный переход обоих супругов к уединенной жизни, конечно, чтобы тем самым не нанести ущерба [нравственности]». В главе 10 новеллы 117 Юстиниана речь идет о расторжении брака из-за желания жить целомудренной жизнью. Однако норма «Прохирона» не повторяет дословно эту новеллу, так что можно считать ее нововведением.
«Исагога» (XXI. 4) считает уважительной причиной расторжения брака уход в монастырь одного из супругов, тогда второй получает положенное ему по соглашению в случае смерти супруга, то есть уход в монастырь сополагается со смертью[44], что соответствует воззрениям самих монахов. Это положение «Исагоги» есть краткое изложение новеллы 22. 5 Юстиниана. В ней предусматривается, что развод бывает без стыда, если кто-то из супругов выбирает монашество. «Василики» воспроизводят с небольшими изменениями текст новеллы 123 (В IV. 1. 11 = Nov. 123. 40), разбирая вопрос более подробно.
«Василики» приводят норму из «Новелл», согласно которой в случае пострига родители не имеют права лишать детей наследования имущества, а дети — родителей. Родителям также запрещается забирать детей из обителей (Β IV, 1, 12 = Nov. 123. 41).
В «Прохироне» (XXIV. 3) («О завещаниях епископов и монахов») устанавливается: уходящий в монастырь имеет право разделить имущество между своими детьми, сохранив одну часть, которая затем отходит монастырю; в случае смерти без завещания дети получают положенную им «фалкидиеву» часть имущества умершего, остальное отходит монастырю (ср.: «Исагога» IX. 10). Это сокращенный вариант главы 38 новеллы 123 Юстиниана.
«Василики» воспроизводят текст новеллы 123: если лицо получает имущество в качестве приданого, предсвадебного дара или по завещанию с условием заключения брака и т. п., то эти условия аннулируются, если лицо уходит в монастырь или поступает в клир. Этот человек должен остаться там до конца жизни, а его имущество следует употребить на благочестивые цели. Если кто-то уходит в монастырь, то имущество принадлежит монастырю. Если эти положения закона нарушаются, то имущество идет на выкуп пленных или в пользу бедных (Β IV. 1. 7–8 = Nov. 123. 37).
«Василики» воспроизводят текст новеллы 123 (B IV. 1. 9 = Nov. 123. 38) касательно того, кому принадлежит имущество ушедшего в монастырь[45]. Если лицо, принявшее постриг, не имеет детей, то все его имущество переходит обители. Если этот человек не разделил имущество между детьми до ухода, он может это сделать после пострига. Далее повторяются указанные выше положения[46].
«Прохирон» (XXIV. 2) гласит: «Намеревающийся принять монашество должен до этого распорядиться своим имуществом, потому что потом все его имущество принадлежит монастырю». Практически дословно эта норма содержится в «Исагоге» (IX. 9). Этот параграф находит соответствие в главе 5 новеллы 5 Юстиниана (535 г.), хотя там она изложена намного пространнее. Можно также привести предисловие новеллы 76 (538 г.), где сказано, что поскольку люди, поступая в монастырь, посвящают ему душу и тело, то и имущество их должно принадлежать монастырю[47].
Параграф 4 титула XXIV «Прохирона» говорит, что при переходе из одного монастыря в другой монах навсегда лишается своего имущества. Параграф 11 титула IX «Исагоги» подтверждает это предписание и уточняет, что имущество остается в первом монастыре. Этот пассаж основан на главе 42 новеллы 123. Более подробно введение к этой главе приводится в «Василиках» (Β IV. 1.13 = Nov. 123. 42 pr.), где добавляется, что епископ должен надзирать за монахами, чтобы те не бродяжничали в городах, а в случае судебных разбирательств вели дела с помощью апокрисиариев, не покидая своей обители.
Новелла 5 Льва VI трактует вопрос, не до конца решенный Юстинианом, а именно о появлении имущества у монаха после пострига. При этом речь идет о киновиальном монашестве. Василевс обращается к опыту предшествующих законодателей и приводит материал из главы 5 новеллы 5 и главы 38 новеллы 123 Юстиниана. Однако он замечает, что у монаха могут быть бедные родственники или свойственники. По этой причине Лев VI распорядился: «Пусть те, которые приобрели имущество после того, как выбрали монашеское жительство, не будут лишены права завещать это имущество, но если будет обнаружено (ὤφθησάν), что они внесли какое-то имущество при поступлении в монастырь, то они могут распоряжаться судьбой своего впоследствии приобретенного имущества, как им этого захочется. Если они же ничего не внесли, то будут вольны распоряжаться двумя третями своего имущества, а треть остается монастырю».
Здесь, как и в предыдущих случаях, василевс вносит изменения в Юстинианову норму.
В «Исагоге» законодатели задались вопросом, с какого возраста будет действительно дарение Богу имущества несовершеннолетнего: «Дарение несовершеннолетнего (ἀνηλίκου) мужчине определяется законом; посвящение же имущества Богу таковым несовершеннолетним [определяется тем], с какого возраста он может стать монахом и всего себя вместе с имуществом посвятить Богу, и если таковой не всего себя посвятит Богу, а [только] что-либо из своего имущества, то как [в том случае, когда он посвящает] себя, так и в том случае, когда приносит нечто из своего [имущества], это становится неотменимым [действием], даже если он после посвящения передумал» (XXXVIII. 20). Мы видим, что здесь вопрос о возрасте поступления в монастырь остается открытым. Окончательное решение ему дает новелла 6 Льва VI: в отличие от прочих, она отталкивается не от законодательства Юстиниана, а от церковных канонов, конкретно от 18-го правила Василия Великого и 40-го правила Трулльского собора. Первый считал минимальным возрастом для пострига 16–17 лет. Трулльский собор установил минимальный возраст в 10 лет. Лев VI, не вдаваясь в это противоречие, постановил, что оба возраста подходят для пострига. Однако возможность распоряжения имуществом предоставлялась лицам, которые достигли возраста, предписанного Василием Великим. Если же монах умрет, не достигнув этого возраста, то его рабы должны быть освобождены, а имущество разделено на три части: две отданы монастырю, а треть — родителям умершего инока[48].
«Василики» еще раз подчеркивают необходимость иметь в монастыре апокрисиариев — иноков в возрасте, опытных в аскезе и не подверженных страстям, либо евнухов (для женских монастырей). Апокрисиарии должны вести дела монастыря с внешним миром. В женских обителях апокрисиарии общаются с игуменьей через посредство привратницы (Β IV. 1. 23 = Nov. 133. 5).
«Василики» трактуют, как игумен или игуменья должны вести себя с согрешившим монахом или монахиней. Акцент делается на том, что император не позволит пренебрегать законом и выскажет крайнее недовольство игумену или епископу, или церковным экдикам[49], если эти распоряжения не будут соблюдаться, ибо если монахи молятся с чистыми руками, то государство процветает и подданные более благочестивы и живут лучше (B IV. 1. 23 = Nov. 133. 5. 1).
«Исагога» (IX. 14) делает принятие монашества необратимым и предусматривает, что клирики и монахи, оставившие свое поприще, не имеют права поступить ни на военную, ни на гражданскую службу. Эта норма не имеет аналогов в законодательстве Юстиниана.
Интересно отследить мотивы изменения древних законов в новелле 8 императора Льва VI, посвященной уходу в мир. Василевс размышляет: «Принимая во внимание, что порочные и преступные склонности монахов нельзя оставить безнаказанными, я спрашиваю себя: каким образом древний закон позволял, чтобы они могли довести до конца свое нечестивое предприятие?» Под «древним законом» понимается закон в «Кодексе» Юстиниана 1. 3. 52[50] и глава 42 новеллы 123 Юстиниана (B IV. 1. 14 = Nov. 123. 42. 1). Последняя предписывала на первый раз возвращать инока в тот же монастырь, а его имущество передать обители. На второй раз глава провинции (ἄρχων τῆς ἐπαρχίας) должен причислить беглого монаха к своим подчиненным (καὶ ὑποκειμένῃ αὐτῷ τάξει). Новелла Льва VI уточняет, что под «подчиненным» имеется в виду воин провинциальной части (εἰς στρατιώτας ἐπαρχικῆς τάξεως). Император счел несправедливым решение, при котором монах, бывший частью божественного войска, помещается в войско мирское, поэтому он придает силу закона 7-му правилу Халкидонского собора. «Василики», немного изменяя текст новеллы 123, вступают в противоречие с положениями приведенной новеллы Льва, что мы уже наблюдали ранее.
Император Лев VI положил преграду тем, кто основывает монастырь без достаточных средств для исполнения задуманного (новелла 14). Юстиниан (новелла 67, глава 2) предпринимал ту же попытку, но по отношению к церквям и благотворительным учреждениям. Новелла 131, глава 7 повелевает епископу, эконому или гражданскому чиновнику принудить окончить постройку начавшего ее, а если он умрет, то его наследника (= Β V. 3. 8). Новелла Льва более детально прописывает процедуру строительства. Монастырь должен вмещать по меньшей мере трех иноков. Ктитор обязан выделить на это средства. Если ктитор умер, не окончив дела и не выделив денег, то: а) завещанные суммы должны отойти к Церкви; б) если ктитор умер, не оставив завещания и у него не меньше трех детей, монастырю должна отойти четверть имущества; в) при наличии большего числа детей имущество делится на равные части между ними и монастырем, за вычетом долгов умершего; г) имущество бездетного ктитора делится пополам между родителями и монастырем; д) при отсутствии родителей наследники боковых линий получают лишь треть, остальное отходит Церкви.
В «Василиках» (B III. 1. 20 = Nov. 123. 10. 1) и новелле 87 Льва VI священнослужителям и церковнослужителям запрещаются азартные игры. При нарушении — три года в монастыре. Эта кара нам встретится в «Василиках» еще несколько раз.
В «Эклоге» мы находим два распоряжения в XVII пенальном титуле: «23) Если кто-либо вступит в связь с монахиней, то, как оскорбивший Церковь Божию, подвергнется отсечению носа, поскольку своим развратом удалил монахиню от церкви. То же наказание применяется по отношению к монахине. 24) Тот, кто похитил монахиню или светскую девушку откуда-либо, если он обесчестил ее, подвергнется отсечению носа. Те же, кто содействовал этому похищению, подлежат изгнанию»[51].
В «Прохироне» (XXXIX. 40), как и в «Эклоге», речь идет о похищении лиц женского пола, «особенно женщин, посвященных Богу» (καὶ μάλιστα τῷ θεῷ γυναῖκες καθιερώμεναι). Если похищение совершено с оружием, то похититель подвергается отсечению головы. Пособники наказываются поркой, отсечением носа и острижением (τυπτόμενοι καὶ κουρευόμενοι ῥινοκοπείσθωσαν). Если похищение совершено без оружия, то наказанием служит отсечение руки, а пособники подвергаются порке и после острижения изгоняются. В параграфе 62 говорится: если кто причинил насилие монахиням или диаконисам, или аскитриям, они, как оскорбившие невесту Христову — Церковь, подвергаются усечению носа, а также их пособники (αὐτοί τε καὶ αἷς οὗτοι προσεφθάρπασαν)» (= Исагога XL. 59).
В «Кодексе» Феодосия похищениям женщин, посвященных Богу, уделена особая рубрика IX. 25. В нее входят три закона: императоров Констанция II, Иовиана (оба без точной даты) и Феодосия II (420 г.). В них предусматриваются драконовские меры для похитителей, вплоть до смертной казни и конфискации имущества. Юстиниан в 533 г.[52] резюмировал это законодательство в не менее жестком законе, согласно которому похитители подвергались смертной казни, а их имущество конфисковывалось в пользу либо девы, либо диаконисы, либо монастыря (аскитирия), в котором она живет. В главе 43 новеллы 123 уточняется, что виновной в похищении может оказаться сама монахиня. В этом случае женщина должна отправиться в монастырь со всем своим имуществом. Эта новелла воспроизводится почти дословно в «Василиках» (Β IV. l. 15 = Nov. 123. 43).
«Василики» запрещают передавать воинский паек (στρατιωτικὴ σίτησις) церквям, клирикам, монастырям по предписанию либо императора, либо архиепископа (в «Кодексе» — гражданского чиновника (ἀρχικῆς), либо суда (B V. 1. 9 = C 1. 2. 20). «Василики», в отличие от «Новелл», дают закон не полностью, а лишь резюмируют его.
Свод освобождает от уплаты пошлины имущество, завещанное в пользу церквей, монастырей или благотворительных учреждений (ἐπὶ κέρδει. В «Кодексе» — inscriptiones lucrаtivorum) (В V. 1. 10 = C I. 2. 22).
«Bасилики» (III. 1. 36 = Nov. 123. 20) предписывают запрещать в служении на три года клириков, согрешивших лжесвидетельством в корыстных целях, и помещать их в монастырь. Также диаконису, которая живет в одном доме с мужчиной, следует отправить навечно в монастырь, если после удаления мужчины из ее дома она не выказывает должного раскаяния. Имущество диаконисы должно быть разделено пропорционально между ее детьми, а ее собственная часть отходит монастырю для ее же пропитания и поддержки; в случае отсутствия детей, имущество делится в равных частях между монастырем, где она пребывает, и церковью, к которой она раньше принадлежала (Β III. 1. 46 = Nov. 123. 30).
Чиновнику (ταξεώτας[53], в новелле также куриалу) разрешается стать клириком лишь через 15 лет монашества. И даже в этом случае часть его имущества должна быть передана курии или фиску (новелла 123). Однако и в священстве чиновники должны вести монашескую жизнь, в противном случае им следует вернуться в мирское состояние, если они, конечно, не возведены на ту степень церковнослужения, в которой брак не запрещен (B III. 1. 28 = Nov. 123. 15).
Следующие три законоположения «Василик», касающиеся участия в судебном процессе монахов и клириков обоего пола, повторяют почти дословно «Новеллы» Юстиниана.
Первое из них предписывает имеющему иск против клирика или монахов обоего пола, или диаконисы сначала обратиться к суду епископу. Далее подробно регламентируется сама процедура, порядок подачи апелляции, участие светских властей и судей и прочие тонкости (B III. 1. 37 = Nov. 123. 21). Во втором рассматриваются процедуры подачи иска или исполнения судебного решения против клирика, или монаха (монахини), или аскитрии любого монастыря. Отношение к ним должно быть уважительное, монахини же должны иметь поверенных в своих делах. Монахам разрешается вести дела в суде (свои или своего монастыря) самим либо через поверенного. За исполнением закона должны следить епископы, а нарушившие закон чиновники подвергаются большим штрафам (Β III. 1. 43 = Nov. 123. 27).
Последний из трех рассматриваемых законов устанавливает фиксированную сумму в четыре кератия[54], которую в качестве судебных издержек должны платить клирики и монахи/монахини. Это сумма предельно низкая и должна расцениваться как привилегия, учитывая непосильные траты тяжущихся. Более того, если по одному делу проходят несколько клириков или монахов, то плата должна вноситься только за одного. В «Василиках» латинское sportula заменено на греческое συνήθεια[55], при этом сумма осталась неизменной (Β III. 1. 44 = Nov. 123. 28).
Титул 1 книги IV «Василик» целиком посвящен монастырям и монахам/монахиням. Часть этих законов мы уже приводили. Глава 1 предписывает, чтобы при основании монастыря обязательно присутствовал епископ, который должен прочитать молитву и водрузить крест (B IV. 1. 1 = Nov. 5. 1)[56]. Следующее распоряжение посвящено выбору игумена обители (B IV. 1. 2 = Nov. 123. 34). Три законоположения воспроизводят одну главу новеллы 123 (B IV. 1. 4–6 = Nov. 123. 36)[57]. Первая часть содержит повеление всем киновиям иметь общие спальную и трапезную. Опущен фрагмент про опытных иноков, которые могут вести отшельническую жизнь внутри монастыря. Затем следует запрет двойных монастырей и прописывается процедура их расформирования[58]. В третьем отрывке говорится о том, что священник или диакон могут представлять женский монастырь в сношениях с миром или же епископ, по желанию монахинь, назначит им апокрисиария.
Развитие первого отрывка, приведенного в абзаце выше, мы находим в «Βасиликах» IV. 1. 17 (= Nov. 133. 1). Эта норма призвана улучшить новеллу 123: монахам запрещается иметь отдельное жилище или келлию, если только монах в монастыре не один. Иноки должны вместе спать и питаться, при многочисленной братии дозволяется иметь два или три здания, но отдельные жилища должны быть разрушены, чтобы образ жизни инока был у всех на виду. Предписывается окружать монастырь стеной и иметь один или максимум два входа. Опытный пожилой монах должен быть привратником, чтобы никто не вышел из монастыря и не вошел без разрешения игумена и посторонние не мешали монахам.
В «Василиках» мирянам, особенно актерам, запрещается использовать монашеское одеяние (как мужское, так и женское). Тому, кто нарушит правило или будет насмехаться над церковным установлением, полагается телесное наказание. Ответственными за соблюдение этого закона являлись как церковные, так и светские власти (B IV. 1. 16 = Nov. 123. 44).
Инокам запрещалось под предлогом посещения церкви (если ее нет в обители) выходить из монастыря для прогулки либо частной встречи, но разрешалось посещать храм с настоятелем, иными облеченными властью или старшими по возрасту монахами, а по возвращении в киновию надлежало молиться и читать Священное Писание. Если в монастыре есть храм, то четыре или пять черноризцев, испытанных в аскезе, назначаются священно- и церковнослужителями (B IV. 1. 18 = Nov. 133. 2).
Следующий параграф 3 новеллы 133 «Василик» посвящен аватону[59] и разбит на две части (B IV. 1. 19–20 = Nov. 133. 3). Запрещается вход мужчинам в женские монастыри и женщинам — в мужские даже под предлогом посещения родственников или могилы родственников в обители, а также на поминки; не разрешается хоронить женщин в мужских монастырях и наоборот. Однако, если нужно организовать похороны иноков, то для тех, кто занимается этим, правило отменяется. В случае с мужской киновией это сделать легко; что касается женских обителей, инокини должны оставаться в келлиях, и только привратница и игуменья могут присутствовать.
Глава 4 новеллы 133 в «Василиках», состоящая из двух частей, предписывает игумену контролировать своих монахов и исправлять их прегрешения. Экзарх монастырей должен осуществлять общий контроль над обителями вверенной ему области через апокрисиариев. Архиерей должен осуществлять контроль над монастырями своей области через экдиков. Патриарх руководит монастырями Константинополя через экдиков храма Святой Софии (B IV. 1. 21–22 = Nov. 133. 4).
В главе 6 той же новеллы, которую почти дословно воспроизводят «Василики» (B IV. 1. 24 = Nov. 133. 6), говорится, что если монаха застали в таверне, он должен быть передан экдику города, а в столице — префекту претория префектуры Восток, а потом — своему игумену, который имеет право изгнать нарушителя из обители. Инокам предписаны два вида занятий: чтение Священного Писания вкупе с размышлением над ним и рукоделие. Это распоряжение должно быть доведено до всех членов церковной иерархии, вплоть до игуменов, префекта претория и провинциальных властей.
Если новеллы в «Василиках» приводятся почти полностью, то выдержка из «Кодекса» дается в крайне сжатом виде (Β IV. 1. 25 = C Ι. 3. 29): в «Кодексе» речь идет о запрете для монахов (за исключением апокрисиариев) свободно покидать монастыри и жить в Антиохии и других городах. Но даже тем, кому разрешено пребывать в городах, нельзя обсуждать вероучение и побуждать простые души к беспорядкам. «Василики» сохраняют запрет для монахов входить в города без достаточной причины и без апокрисиариев, но даже при соблюдении этих условий запрещается обсуждать вопросы благочестия.
Мы привели максимально полно нормы о монахах и монастырях в светском законодательстве VIII — начала X в. Ожидаемо самым большим был охват норм Юстинианова законодательства в «Василиках». Им уступает «Прохирон» и в меньшей степени — «Исагога». Всего несколько норм вошли в состав «Эклоги». При этом в «Василиках» подавляющее большинство законоположений давалось без сокращений. Из всего Юстинианова корпуса более всего использовались «Новеллы», значительно меньше привлекались материалы «Кодекса». В законодательстве Македонской династии были представлены почти все основные категории законов, относящиеся к монашеству. Несмотря на это, некоторые положения в сводах рассматриваемого периода представляли собой нововведения, например положение об опеке в «Эклоге» Исаврийской династии. Наиболее новаторским, как и следовало ожидать, является сборник новелл императора Льва VI, при этом в ряде пунктов законы василевса противоречат положениям «Василик». Для установления причин этого требуется дальнейшее изучение темы.
Бондач А. Г. Исагога // Православная энциклопедия. М., 2011. Т. 27. С. 50–52.
Ванькова А. Б. «Аватон» и хозяйственное положение женских монастырей // Богословский вестник. № 29 (2). С. 105–127. DOI: 10.31802/2500-1450/2018-29-1-105-126.
Ванькова А. Б. Византийское законодательство о возможности раба стать монахом // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 1. Екатеринбург. С. 126–142. DOI: 10.15826/izv2.2018.20.1.010.
Ванькова А. Б. К вопросу о статусе так называемых двойных монастырей в Византии IV–VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 11–25. DOI: 10.15382/sturII201883.11-25.
Ванькова А. Б. «Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 25–40. DOI: 10.15382/sturII201986.25-39.
Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX–XI вв.: Историко-юридические этюды. М., 1981.
Луховицкий Л. В., Попов И. Н. Лев VI Мудрый // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 298–305.
Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001.
Сильвестрова Е. В. Василики // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 220–222.
Сильвестрова Е. В. Прохирон // Православная энциклопедия. М., 2020. Т. 58. С. 486–490.
Эклога: византийский законодательный свод VIII века. Византийская книга эпарха / пер., введ. и коммент. Е. Э. Липшиц. Рязань, 2006.
Alivisatos H. S. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian I (Neudruck der Ausgabe Berlin 1913). B., 1973.
Bartusis M. C., Oikonomides N. Synetheia // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1993.
Basilicorum libri LX. Series A / H. J. Scheltema, N. Van der Wal, eds. Vol. 1. Groningen, 1955; Vol. 5. Groningen, 1967.
Belke K. Communications: Roads and Bridges // The Oxford Handbook of Byzantine Studies / E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack, eds. Oxford, 2008. P. 295–309.
Burgmann L. Ecloga // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 672–673.
Ceccarelli Morolli D. La novella quinta di Giustiniano: sintesi imperiale o pietra miliare per il monachesimo // Studi sull'oriente cristiano. 2019. № 23 (2). P. 85–111.
Codex Iustinianus / P. Krueger, ed. // Corpus iuris civilis. B., 1906. Vol. 2.
Dickey E. Latin Loanwords in Ancient Greek. A Lexikon and Analysis. Cambridge, 2023.
Du Cange Сh. Glossarium mediæ et infi mæ græcitatis. Lugduni, 1688. Vol. 1.
Ecloga. Das Gesetzbuch Leons III und Konstantinos V / L. Burgmann, Hrsg. Frankfurt am Main, 1983.
Epanagoge legis Basilii et Leonis et Alexandri // Collectio librorum juris graeco-romani. Ecloga. Epanagoge / K. E. Zachariae von Lingenthal, ed. Lipsiae, 1852.
Frazee Ch. A. Late Roman and Byzantine Legislation on the Monastic Life from the 4th to the 8th centuries // Church History. 1982. Vol. 51. № 3. P. 263–279. DOI: https://doi.org/10.2307/3167117/
Granić B. Die privatrechtliche Stellung der griechischen Mönche im 5. und 6. Jahrhunderten // Byzantinische Zeitschrift. 1929–1930. Bd. 30. S. 649–670.
Grierson Ph. Keration // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1123–1124.
Helvétius A.-M., Kaplan M. Ascetism and Its Institutions // The Cambridge History of Christianity. Vol. 3. Cambridge, 2008. P. 275–298.
Kazhdan A. Angareia // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 97.
Knecht A. Justinianisches Kirchenvermögenrecht. Stuttgart, 1905.
Les Novelles de Léon VI le Sage / Texte et traduction par P. Noailles et A. Dain. P., 1944.
Montanari F. The Brill Dictionary of Ancient Greek / Trans. from Italian. Leiden; Boston, 2015.
Mortreuil J. Histoire du droit byzantine ou du droit Romain dans l’empire Romain. Vol. 1. Osnabrück, 1966; Vol. 2. P., 1844.
Nissen W. Regelung des Klosterwesens im Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
Novellae Iustiniani // Corpus iuris civilis / R. Schoell, G. Kroll, eds. B., 1869–1939. Vol. 3.
Orestano R. Beni dei monaci I monasteri nella legislazione giustinianea // Studi in onore di P. de Francisci. Milano, 1956. Vol. 3. P. 563–593.
Papagianni E. Legal Institutions and Practice in Matters of Ecclesiastical Property // The Economic History of Byzantium. From the 7th Through the 15th Century / A. E. Laiou, ed. Washington, 2002. P. 1037–1048.
Prochiron imperatorum Basilii, Constantini et Leonis / von K. E. Zachariae, ed. Heidelbergae, 1837.
Schminck A. Epanagoge // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 703–704.
Schminck A. Prochiron // Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1725.
Siciliano Villanueva L. Diritto bizantino. Milano, 1906.
Trapp E. Lexikon zur Byzantinischen Gräzität, besonders des 9.–12. Jahrhunderts. Wien, 2001.
Troianos S. Die Quellen des byzantinischen Rechts / übers. von D. Simon, und S. Neye. B.; Boston, 2017.
Источник
Ванькова А. Б. Законодательство византийских императоров VIII — начала X в. о монахах: традиции и новаторство // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 121. С. 38–58.