19
  • Научные статьи

Восприятие прп. Серафима Саровского в Румынской Православной Церкви

Опубликовано: 18 декабря 2014

Автор

Барбу Ионуц-Даниел

image
Аннотация. Преподобный Серафим Саровский является одним из русских святых, известных далеко за пределами родины. О том, как происходило прославление преподобного Серафима Саровского среди румынских православных христиан в нелегкие годы коммунистической власти, повествуется в статье Ионуца-Даниела Барбу.

Святые всегда переступают пределы национального пространства и становятся вечными миссионерами, которые нигде в мире более не считаются иностранцами, потому что они исповедали одного и того же Христа. На экклезиологическом и богословском уровне, помимо евхаристического общения, посредством взаимного почитания святых достигается крепкая связь между Православными Церквами. Святой, будучи лицом, всецело соединенным со Христом, может объединить верующих, живущих на земле, по образу Царства Небесного (Гал 3; 28).

После 1833 года, когда прп. Серафим Саровский преставился ко Господу, в Русской Православной Церкви, а после его канонизации и в других Православных Церквах-сестрах, стала появляться литература о его жизни, учении и чудесах.

Первые сведения о жизни и учении прп. Серафима в румынской православной церковной традиции появились не в опубликованных изданиях[1], а распространялись вначале среди верующих, которые читали тексты о жизни святого с большим восторгом и преклонением. Эти книги, естественно, являлись переводами с русского или французского языков и появились в Румынии начиная с 50-х годов XX века.

Но вероятнее всего о прп. Серафиме румынские верующие узнали в Бессарабии от расквартированных там солдат румынской армии и в особенности от миссионеров, священников и монахов, которые были либо беженцами из Бессарабии во время Второй мировой войны, либо разделены по разные стороны восточного фронта. Одним из этих миссионеров был румынский архимандрит Дософтей Морариу (1913-1990). Он обнаружил на Украине книгу «Жизнь прп. Серафима Саровского» и перевел ее после возвращения в Румынию в 1944 году. Впоследствии он написал свою бакалаврскую работу, во многом опираясь на найденную им книгу о святом Серафиме. В 1947 году на православном Богословском факультете в городе Сибиу (Румыния) он защитил дипломную работу под названием «Прп. Серафим Саровский – жизнь, подвиги и поучения», но в связи с непростой политической ситуацией в Румынии ему не удалось ее опубликовать. Данный труд был напечатан лишь после смерти архим. Дософтея (1999 г.) румынским архимандритом и публицистом Иоаникием Бэланом в издательстве румынского монастыря Сихэстрия в 2004 году[2].

Рассматривая историческую картину того времени в Бессарабии, на территории которой проживали румыны, необходимо отметить следующее.Между 1908 и 1914 годами кафедра архиепископа Кишиневского и Хотинского[3] была занята архиепископом Серафимом (Чичаговым; 1856-1937)[4]. Незадолго до своего приезда в Бессарабию и занятия Кишиневской кафедры архиепископ Серафим опубликовал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» – самое полное собрание материалов, связанное с прп. Серафимом Саровским[5]. Кроме того, ранее, еще будучи архимандритом, он составил акафист преподобному и активно участвовал в работе по его канонизации. Можно сказать, что эта работа, связанная с прославлением прп. Серафима, стала одним из самых значимых фактов жизни свмч. Серафима (Чичагова), апрп.Серафим особым образом определил его собственный жизненный путь[6].

Таким образом, можно сказать о том, что архиепископ Серафим, считавший себя близким и прямым учеником прп. Серафима, имел особое благоговение перед святым и почитал его всем сердцем: он часто писал, проповедовал и использовал в своем церковном служении среди румын, проживавших в Бессарабии,поучения и примеры из жизни старца Серафима.

Политические эмигранты, бежавшие из России в Румынию, не могли остаться в стороне от данного процесса. Так, в 1930 году несколько русских беженцев остановились в городе Пятра Неамц, вместе с собой принесли икону прп. Серафима. Эта икона была написана в России в девятнадцатом веке. На иконе до сих пор можно видеть следы от пуль времен атеистических гонений в России[7].

Другим беженцем из России, который, среди прочего, владел и делился особыми свидетельствами о прп. Серафиме, был священник Иоанн Кулыгин[8]. О нем известно, что он был священником-целибатом и духовником митр. Ростовского Николая (Амасийского; 1859–1945)[9]. Уехавшие из России после окончания Второй мировой войны митр. Николай и иер. Иоанн Кулыгин были приняты по благословению румынского Патриарха Никодима (1864–1948) в монастыре Черника, расположенного около Бухареста. Священники, монахи, интеллектуалы и все те, кто знал и общался с отцом Иоанном в рамках общества под названием «Rugul aprins»[10] в период с 1945 по 1948 год, особенно отмечают его духовное подвижничество, заключенное в непрерывной молитве. Собственным примером он живо свидетельствовал о молитве Иисусовой, деятельному исполнению которой он научился от старцев Оптиной пустыни. Румынский старец Софиян Богиу (1912–2002), близко знавший этого русского священника, в своих воспоминаниях писал о том, что узнал очень много сведений от иер. Иоанна Кулыгина[11] об исихазме в России как о духовном занятии, которое можно было встретить не только в монастырях, но и в жизни многих мирян[12]. Возможно, он во время своих бесед вспоминал и о прп. Серафиме Саровском как об одном из самых великих русских исихастов.

Несколько позднее, но также во время коммунистической власти, сведения о жизни и учении прп. Серафима могли прийти с Запада, в частности, через румынских аспирантов, которые изучали богословие в европейских университетах, преимущественно во Франции. Именно там русская эмиграция оставила особо значимый след, повлиявший на православную жизнь и богословие на Западе. Одним из таких аспирантов был сам Блаженный Даниил, нынешний Патриарх Румынской Православной Церкви. Например, в рамках своей научной работы, которую он защитил в 1979 году в Страсбургском Университете[13], Блаженный Даниил несколько раз ссылается на учение прп. Серафима[14]. Следует также отметить, что в период между 1925 и 1988 годами в России о прп. Серафиме почти ничего не издавалось. Большая часть того, что было издано или переиздано в этот период, появилось в Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Монреале, Калифорнии и в других городах Запада[15].

Другой вид восприятия почитания прп. Серафима как святого в традиции Румынской Православной Церкви можно встретить и в поэтической форме у прп. Иоанна Иакова Румынского (1913–1960)[16], который посвятил русскому святому особые духовные стихи в 1952 году[17]. До 1990 года в официальных богословских журналах Румынской Патриархии появилось всего лишь две статьи под авторством священника (профессора, академика) Николая Попеску (1881–1963) и архимандрита Серафима (Мана, 1935–2013)[18].

Наконец, факты, упомянутые ранее, явились началом почитания прп. Серафима Саровского в Румынской Православной Церкви еще до падения безбожной власти. После 1990 года румынские верующие начали совершать паломничества в Дивеево, появились переводы Жития прп. Серафима и были созданы храмы в честь русского подвижника.

Прп. Сергий Радонежский (1314–1392) – торжественно почитаемый в 2014 году – имеет много общего с Саровским святым, поскольку оба принадлежат к одной мистической традиции света. Они стяжали драгоценную аскетическую добродетель монашеского смирения, которая более всего содействовала их широкой известности на Руси и за ее пределами. Образ жизни этих святых подтверждает слова Писания: «…унижающий себя возвысится» (Лк 14; 11). Из их жизнеописаний известно, что оба преподобных отказались от иерархических возвышений. Прп. Серафим, который всегда называл себя «убогим», в 1796 году смирено отказался стать архимандритом Саровской пустыни[19], а также от настоятельства в Свято-Троицком Алатырском монастыре, сказав, что «молитвенно будет пребывать там»[20]. Прп. Сергий, как известно, перед смертью московского митрополита Алексея (Елевферий; 1292/1304-1378) отказался быть его преемником, но при этом не уклонялся от политических и социальных проблем его времени. По образу единения Святой Троицы он советовал враждующим между собой князям объединяться под руководством великого князя Димитрия Донского и таким образом воевать против татарского хана Мамая[21]. Для прп. Сергия, который в 1345 году посвятил свой монастырь Пресвятой Троице, как пишет румынский богослов Иоан Икэ, «Троица должна была остаться не простым идеалом, но стать этико-социальной моделью»[22].

Само смиренное служение и тем более отказ от почестей преподобными Сергием и Серафимом могут считаться редкими настоящими добродетелями. Мы сегодня спрашиваем самих себя, откуда у них взялась сила отказаться от высоких иерархических должностей? Ответ прост: для человека, стяжавшего благодать Святого Духа, высокие должности, почести и похвала значат печаль[23]. В Церкви на богослужениях Серафим и Сергий носят литургическое название «чудотворцев». Надо отметить, что превыше всех чудес, совершенных ими, самым великим чудом явилась их смиренная и аскетическая жизнь, то есть они сами.

В заключение, проведя эту краткую параллель, можно сказать, что преподобные Серафим и Сергий являются образцами русской святости во всем православном мире. Хотя святые и жили с разницей в три с половиной века, однако по ряду общих духовных черт их можно назвать современниками, так как оба подвизались в исихастском духе, а в настоящее время часто изображаются на одной иконе.


[1][2][3]
[4] Митрополит Серафим (Чичагов) родился в Петербурге в дворянской семе. Сначала он сделал военную карьеру, воевал в русско-турецкой войне и даже писал одну работу по военному искусству. Постепенно под влиянием святого Иоанна Кронштадтского изучает святоотеческие творения, становится священником и после смерти жены в 1898 году становится иеромонахом Троице-Сергеевой Лавры. Последовательно занимал несколько кафедр, среди которых самой важной была Ленинградская кафедра (1928–1933). Вместе со своим наставником – протоиереем Иоанном из Кронштадта – был действительным членом славянофильского общества по имени «Союз русского народа». Репрессивные органы считали его предателем революционного движения. Среди прочего, они обвинили его и в канонизации прп. Серафима Саровского. В 1937 был приговорен к смерти и расстрелян. В 1997 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых. // URL: http://manastiri-basarabene.over-blog.com/article-sfin-itul-mucenic-serafim-ci-64740296.html (дата обращения: 28.11.2013).
 [5] В 1896 году в Москве книга под названием: «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей его схимонахини Александры, урожденной А.С. Мельгуновой и блаженного старца иеромонаха Серафима и его сотрудников М. Мантурова, протоиерея о. Садовского, блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой, Н.А. Мотовилова, сподвижниц обители и других». Н. Н. Чугреева. – С. 461.
[6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21]http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergiy-Radonejskiy/bio/[22][23]
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку