Опубликовано: 22 апреля 2025
Источник
Новиков С. В. Высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в Telegram: от теории к практике // Церковь. Богословие. История. 2025. № 6. С. 294–315.

В XXI в., в эпоху развития информационных технологий, интернет становится одним из основных источников информации о текущих событиях в любой сфере жизни, включая жизнь религиозную. «Все субъекты общества представлены в новых медиа. Очевидно, что и религиям невозможно от них уклониться. С одной стороны, это было бы уступкой своих позиций, с другой — лишением себя возможности достучаться до значительной части человечества, находящейся сегодня в „Сети“»[1], — отмечает Жан-Клод Ларше.
В настоящее время «Церковь приходит к выводу о необходимости сотрудничества со светскими СМИ[2]. Такое сотрудничество будет способствовать достоверному и адекватному информированию общества о событиях в жизни Церкви и о православном вероучении в целом»[3]. К такому выводу можно прийти, изучив официальные документы Церкви в области взаимодействия со СМИ[4], в первую очередь главу 15 документа «Основы социальной концепции»[5], утвержденного на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.[6]
Для Русской Православной Церкви интернет становится «самым обширным миссионерским полем»[7]. Подтверждают это и некоторые предварительные исследования[8]. Образовательные церковные организации, понимая этот тренд, создают в социальных сетях собственные каналы, посвященные новостям и различным событиям из жизни образовательного учреждения и Церкви в целом.
Цель статьи — исследовать практику присутствия высших духовных образовательных организаций в кроссплатформенном мессенджере мгновенного обмена сообщениями Telegram. Для этого последовательно будут рассмотрены теоретические предпосылки возникновения Telegram-каналов духовных академий, семинарий и иных высших образовательных заведений, подведомственных Учебному комитету Русской Православной Церкви, проведен анализ состояния Telegram-каналов (по количеству подписчиков, содержанию), выявлены причины успеха ведущих каналов, сформулированы рекомендации для продвижения каналов.
Telegram создавался братьями Павлом и Николаем Дуровыми как кроссплатформенный мессенджер для обмена сообщениями. Однако сегодня всем очевидно, что платформа вышла далеко за рамки простого мессенджера. В 2013 г. доступ к приложению получила широкая публика, а в настоящее время в Telegram зарегистрированы более 700 000 000 человек по всему миру[9], и очевидно, что это огромное информационное поле тоже требует внимания со стороны Церкви, находящейся в том же самом потоке информации, что и весь мир сегодня. Если исходить из того, что социальная сеть — это онлайн-платформа, предназначенная для общения людей друг с другом посредством интернета, Telegram — полноценная социальная сеть с очень широкими возможностями, которые в том числе составляют и преимущества этой платформы. Главное преимущество — ее популярность. «В Telegram количество просмотров гораздо выше, чем в любой другой социальной сети. В отсутствии таргетированной рекламы[10] здесь пользователь получает только интересную ему информацию, на которую он самостоятельно подписался. А все остальное просто не попадет к нему»[11], — говорит эксперт по продвижению в социальных сетях Инди Гогохия.
Деятельность Русской Православной Церкви в социальных сетях во многом опирается на постановления Архиерейских Соборов. Так, в одном из документов 2013 г. отмечается возрастающее значение социальных электронных ресурсов для формирования общественного мнения. Кроме того, Церковь признает, что социальные сети имеют большой образовательный потенциал, который можно и нужно использовать для миссионерских целей[12].
Говорит об этом и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В наше время мы живем в условиях переизбытка информации, постоянной конкуренции в борьбе за внимание человека. Миссионер нашего времени должен быть готов к борьбе за сердца человеческие, которые индустрия развлечений, вседозволенность пытаются заполнить пустотой, но чаще всего не просто пустотой, а очень вредным для души содержанием. Как вы знаете, в античности было такое понятие, как „агорá“, то есть рыночное пространство. Сегодня нет рыночных площадей, где люди собирались бы, обменивались мнениями, информацией, пытались повлиять друг на друга. Но такой агорой сегодня является Интернет и особенно социальные медиа, которые открыты практически для всех»[13].
Сказанное Патриархом осознают и высшие духовные образовательные организации, подведомственные Учебному комитету[14] Русской Православной Церкви[15]. «Развитие информационных сетей и особенно утверждение цифровизации как нового тренда в общественном развитии в целом, и в сфере образования в частности, делает присутствие духовных школ в информационном пространстве не только возможным, но и необходимым. Сегодня наличие качественного и регулярно обновляющегося сайта, а также страниц в социальных сетях, на новостных каналах в популярных коммуникаторах, присутствие на богословских информационных порталах и доступ к электронным библиотекам приобретает уже вполне функциональный характер»[16], — отмечает председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.
Существуют рекомендации по ведению страниц в социальных сетях[17], разработанные Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ[18]. Рекомендации призваны выстроить правильную работу в социальных сетях, раскрывают вопросы, связанные с выбором платформы и времени для размещения публикаций, оговаривают форматы представления контента. Документ относится к 2019 г. и, безусловно, требует доработки в соответствии с реалиями нынешнего времени. Отдельно работа в Telegram в нем не рассматривается, хотя сегодня это самая популярная информационная платформа. Эту лакуну отчасти заполняют исследования Е. Е. Жуковской[19], выпустившей в свет учебник, посвященный информационной деятельности Русской Православной Церкви[20].
Присутствие Русской Православной Церкви в социальных сетях осуществляется не только посредством создания каналов епархий, приходов, блогов и каналов отдельных священнослужителей. Высшие духовные учебные заведения тоже ведут активную деятельность в социальных сетях — в частности, создают собственные каналы в Telegram. Содержание их зачастую ориентировано не только на обучающихся духовных академий и семинарий, но и на светских людей, которые интересуются жизнью Церкви. В целом в настоящее время отмечается интерес российского общества к вопросам религии и веры и, как следствие, — имеется острая необходимость в теологической подготовке для любого человека. «На смену секулярному обществу, вытеснившему все духовное в сферу субъективного мира индивидуума, приходит общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь»[21], — отмечают исследователи.
С одной стороны, присутствие духовных образовательных заведений в социальных сетях способствует распространению знаний о православной вере, делает Церковь открытой широким слоям населения. С другой стороны, наличие у духовного учреждения канала в социальной сети влечет за собой определенную ответственность за его содержание. Прежде всего администраторы ресурса должны всегда помнить, что любая публикуемая информация не должна нарушать принципы христианской этики, искажать православное учение, и в то же время следует учитывать современные культурные реалии, чтобы привлечь к каналу внимание аудитории.
Об ответственности представителей Русской Православной Церкви, которая возникает вследствие возникновения церковных каналов в социальных сетях, упоминается в постановлении Архиерейского Собора 2016 г.: «Важно, чтобы духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в этом информационном пространстве»[22].
То, что присутствие Церкви в электронном социальном пространстве требует особых подходов и внимания к миссионерским методам, указано и в постановлении Архиерейского Собора 2017 г. В этом же источнике упоминается, что использование социальных сетей предоставляет широкие возможности для проповеди — как обращенной к аудитории в целом, так и индивидуальной[23].
Отметим, что Церковь одобряет современные образовательные технологии, которые способствуют духовно-нравственному развитию общества. В свою очередь, социальные сети открывают большие возможности для духовного обогащения современного человека — как связанного с Церковью, так и ведущего исключительно светский образ жизни. Чтобы миссионерский процесс информирования о церковных событиях, духовно-нравственного воспитания и распространения православного вероучения происходил наиболее эффективно, необходимо грамотно использовать потенциал социальных сетей. Опыт духовных академий и семинарий, поддерживающих собственный канал в такой социальной сети, как Telegram, служит наглядной иллюстрацией этого процесса, его сильных и слабых сторон.
По состоянию на начало декабря 2024 г. собственный Telegram канал имеется у большинства из 38 высших духовных образовательных заведений Русской Православной Церкви. Средняя статистика по количеству подписчиков этих каналов выглядит следующим образом (см.: Табл. 1).
Таблица 1. Рейтинг Telegram-каналов высших духовных образовательных заведений Русской Православной Церкви по количеству подписчиков (по состоянию на 4 декабря 2024 г.
|
№ |
Учебное заведение |
Адрес Telegram-канала |
Кол-во подписчиков |
|
1 |
Сретенская духовная академия |
4 922 |
|
|
2 |
Московская духовная академия |
3 721 |
|
|
3 |
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет |
2 327 |
|
|
4 |
Псково-Печерская духовная семинария |
2 327 |
|
|
5 |
Санкт-Петербургская духовная академия — «Академия на Неве» |
1 939 |
|
|
6 |
Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия |
980 |
|
|
|
Духовные семинарии: |
||
|
7 |
Коломенская |
685 |
|
|
8 |
Екатеринбургская |
612 |
|
|
9 |
Смоленская |
557 |
|
|
10 |
Таврическая |
518 |
|
|
11 |
Казанская |
457 |
|
|
12 |
Николо-Угрешская |
453 |
|
|
13 |
Барнаульская |
397 |
|
|
14 |
Омская |
344 |
|
|
15 |
Екатеринодарская |
326 |
|
|
16 |
Перервинская |
323 |
|
|
17 |
Тульская |
217 |
|
|
18 |
Ярославская |
215 |
|
|
19 |
Белгородская |
203 |
|
|
20 |
Пензенская |
96 |
|
|
21 |
Саратовская |
94 |
|
|
22 |
Вологодская |
86 |
|
|
23 |
Самарская |
76 |
|
|
24 |
Тобольская |
74 |
|
|
25 |
Донская |
26 |
|
|
26 |
Тамбовская |
22 |
Как видно из данных представленной таблицы, пятерку лидеров по количеству подписчиков Telegram-каналов составляют Сретенская и Московская духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (далее — ПСТГУ), Псково-Печерская духовная семинария и Санкт-Петербургская духовная академия. Количество подписчиков каналов этих вузов колеблется в диапазоне приблизительно от 2 до 5 тысяч человек. Расположенные в Москве и Санкт-Петербурге (кроме Псково-Печерской семинарии), духовные учебные заведения — ведущие в стране. Безусловно, имя, история и местоположение этих учебных заведений играют значительную роль в их популярности, а следовательно, дают соответствующий значительный приток подписчиков. Однако не только эти факторы, но и особенности контента Telegram-каналов определяют их лидирующие по количеству подписчиков позиции.
Так, в течение ноября 2024 г. Сретенская духовная академия в своем Telegram-канале на ежедневной основе размещала самую разнообразную информацию, такую, как:
– текущие события церковного календаря: праздники, дни памяти святых;
– репортажи с богослужений;
– небольшие проповеди на ту или иную духовную тему; подборка духовных наставлений святых отцов и учителей Церкви;
– поздравления с днем рождения, адресованные преподавателям академии, церковным деятелям;
– новости издательства Сретенской духовной академии;
– анонсы новых книг, статей, телепередач и фильмов на церковную тематику, богословских конференций, концертов духовной музыки;
– новости о сотрудничестве академии с другими организациями;
– фотографии Московского Сретенского монастыря в текущее время;
– беседы с современными богословами, интервью с преподавателями академии на актуальные для современного общества темы;
– записи лекций по церковнославянскому языку в рамках проекта «Всегда живой церковнославянский»;
– новости из сферы сотрудничества Церкви и государства;
– истории из жизни студентов Сретенской духовной академии.
Официальные сообщения в Telegram-канале Сретенской духовной академии иногда чередуются с неформальными постами и приглашениями принять участие в простой повседневной беседе — о погоде, о духовном настрое и т. д.
Упоминания о том или ином преподавателе сопровождаются ссылками на его публикации, приводится множество ссылок на Telegram-каналы и сайты других религиозных организаций-партнеров, в том числе на канал издательства «Сретенский листок» (8 101 подписчик).
Подобный контент публикуют и другие лидирующие по количеству подписчиков каналы высших духовных образовательных заведений. При этом, например, Московская духовная академия больше фокусируется на информировании об образовательных и научных проектах. На Telegram-канале этого учебного заведения, который был запущен в октябре 2019 г.[24], размещается информация о новых выпусках научного журнала «Церковный историк», сообщается о богословских олимпиадах, которые проводят студенты академии для всех желающих школьников. Отдельно освещаются события из международной деятельности Московской духовной академии (посещение ее представителями резиденции патриархов Коптских в Аббасии, в Каире).
Telegram-канал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в свою очередь, делает акцент на преимуществах обучения в этом вузе. Большая часть сообщений канала связана с образовательной деятельностью ПСТГУ. Так, в ноябре сообщалось о состоявшейся Межвузовской студенческой конференции по вопросам исследования и реставрации, о выставке в стенах ПСТГУ, приуроченной к 100-летию кончины Патриарха Тихона (Беллавина), о будущей библейской секции в рамках XXXV Ежегодной богословской конференции. Отдельно сообщается о награждении сотрудников и преподавателей ПСТГУ наградами от Патриарха Кирилла, которое состоялось 18 ноября 2024 г.
Что касается Псково-Печерской духовной семинарии, контент ее Telegram-канала обновляется не ежедневно, а примерно через день и посвящен преимущественно событиям из богослужебной и повседневной жизни семинарии. Публикуются истории из студенческой жизни, размещаются новости о событиях, связанных с обменом духовным опытом с другими религиозными организациями, сообщается о состоявшихся беседах и встречах с современными богословами, специалистами по истории Церкви и религиоведению.
Telegram-канал «Академия на Неве», принадлежащий Санкт Петербургской духовной академии, насчитывает 1 939 подписчиков. Лента канала обновляется ежедневно и наполнена профессионально поданным контентом, начиная от информирования о предстоящих научных событиях, заканчивая неформальными историями из жизни студентов. У канала есть даже своя собственная реакция[25] в виде эмблемы учебного заведения. Немаловажно и то, что канал академии регулярно публикует истории (сторисы)[26].
Следующие 14 духовных семинарий занимают среднее положение по количеству подписчиков — оно колеблется от 200 до 1 000 человек. Первое место в этом диапазоне отведено Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (далее — ОЦАД). На канале учебного заведения размещается информация преимущественно научно-богословского характера. Это новости о проведенных и планируемых лекциях и встречах, причем не только в стенах ОЦАД, но и в других духовных образовательных учреждениях. На канале сообщается о победах аспирантов ОЦАД во всероссийских конкурсах, публикуются репортажи с проведенных конференций, профессорских форумов. Отдельно освещаются новости из научного богословского мира — в частности, в ноябре 2024 г. сообщалось о расширении списка журналов для публикаций, претендующих на научную ценность, — так называемый «белый список»[27].
Среди духовных образовательных учреждений, занимающих средние позиции по количеству подписчиков, стоит упомянуть о тех, которые используют особые подходы к ведению каналов. Так, Смоленская духовная семинария оповещает о событиях, связанных с сотрудничеством Церкви и государства по вопросам духовного окормления бойцов специальной военной операции. В Telegram-канале сообщается, что священнослужители и миряне Смоленской семинарии ежедневно посещают бойцов непосредственно в зоне специальной военной операции, в том числе в госпиталях. Администраторы канала используют и такой инструмент привлечения внимания пользователей, как анонимные опросы-викторины — на темы из жизни и истории Церкви. Например, предлагается ответить, какая из действующих сейчас духовных семинарий была основана первой, в XVIII в.
Проведение опросов просветительского характера в Telegram-канале практикует и Белгородская духовная семинария. В одном из опросов, например, предлагается выбрать из приведенных вариантов имя ангела, восставшего против Бога.
На Telegram-канале Казанской духовной семинарии размещается в том числе информация о мероприятиях, напрямую не связанных с деятельностью Церкви, но предполагающих психологическую поддержку человека. Так, в ноябре 2024 г. пользователям канала предлагалось участвовать в мастер-классах «по телесной терапии и нейрографике», организованных епархиальной службой помощи нуждающимся.
Telegram-канал Екатеринбургской духовной семинарии[28] был создан 27 декабря 2020 г. и за четыре года существования набрал 612 подписчиков. Изначально новостная лента канала обновлялась эпизодически, во многом повторяя новостную ленту официального сайта семинарии. В настоящее время канал Екатеринбургской духовной семинарии в Telegram наполнен самым разнообразным контентом. В нем публикуются новости из жизни Русской Православной Церкви, анонсы предстоящих событий: выставок, концертов (при этом не только тех, которые проводит семинария, но и вузы-партнеры). Новостная лента наполняется событийными фоторепортажами, краткими видеороликами с мероприятий. Нередко на канале можно встретить репосты[29] с официальных страниц Екатеринбургской епархии, ведомственных страниц, принадлежащих Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, образовательных организаций Екатеринбурга и страны, со страниц интересных людей, ведущих каналы в Telegram. Довольно часто канал семинарии пополняется контентом, созданным на православном телеканале «Союз», с которым учебное заведение подписало соглашение о сотрудничестве в 2019 г.[30]
При публикации контента на канале Екатеринбургской духовной семинарии администраторы уделяют особое внимание качеству подбираемых фото- и видеоматериалов, набору текстов, подбору эмодзи и стикеров, публикации интересных викторин, раскрывающих богатство Священного Писания.
Что касается контента Telegram-каналов с минимальным количеством подписчиков (менее 100), такие каналы поддерживают семь духовных семинарий. Небольшой объем подписчиков связан с региональным статусом духовных учебных заведений и с небольшим количеством обучающихся. Содержание этих каналов не переполнено информацией, но фокусируется прежде всего на важнейших текущих событиях из жизни Церкви и семинарии. В то же время обращают на себя внимание такие недостатки некоторых этих каналов, как большой объем текстовых сообщений, излишняя информация о текущих событиях церковного календаря, определенные погрешности дизайна и графики в оформлении сообщений.
Ряд высших духовных образовательных организации не имеют собственного канала в Telegram. Это Российский православный университет святого Иоанна Богослова, Воронежская, Калужская, Кузбасская, Новосибирская, Нижегородская, Оренбургская, Пермская, Саранская, Ставропольская, Томская и Хабаровская духовные семинарии.
Подводя итог, можно заключить, что содержание Telegram-каналов духовных образовательных организаций, подведомственных Учебному комитету Русской Православной Церкви, свидетельствует о широком диапазоне деятельности этих организаций, которая не ограничивается учебным процессом. Многие события, о которых рассказывают ведущие Telegram-каналы духовных семинарий и академий, — встречи с богословами, деятелями культуры и искусства, анонсы новых фильмов, книг, исследований, лекций и т. д. — представляют большой интерес и для светского общества. Многообразие форм подачи информации, информирования о событиях из современной церковной жизни раскрывают потенциал информационной площадки Telegram для миссионерской и просветительской деятельности Русской Православной Церкви.
Безусловно, важно понимать, что канал духовной образовательной организации, вероятнее всего, никогда не наберет огромного количества подписчиков в силу специфичности контента, которым этот канал наполняется. Мы осознаем, что канал семинарии или академии — это не канал артиста или известного блогера, не площадка для обсуждения самых разнообразных новостей, но очень специфическое поле для проповеди о Христе. Мы можем и должны наполнять свои каналы качественным и современно поданным контентом, но важно при этом помнить о главном сотериологическом смысле нашего присутствия в информационном поле. Необходимо понять, что количество лайков и подписчиков важно, но это не всегда определяющие показатели одобрения или порицания нашей деятельности. Мы всегда находимся в некоем меньшинстве и будем проигрывать тем, кто направляет свой контент скорее на развлечения или на публикацию материалов о той или иной стороне жизни, которая не связана с высокоморальными идеалами.
Отдельно стоит оговориться и упомянуть православных миссионеров, число подписчиков которых в Telegram достаточно высоко. Среди них священник Павел Островский — 207 320 подписчиков[31], священник Владислав Береговой — 74 050 подписчиков[32], священник Николай Бабкин — 55 633 подписчиков[33], священник Георгий Максимов — 14 167 подписчиков[34] и др. Как видим, количество подписчиков на Telegram-каналах указанных священников-блогеров действительно высокое. Однако такая популярность связана скорее именно с их миссионерскими подходами при создании контента. Для раскрутки бренда потребовались годы трудов, посещение программ с участием медийных персон, коллаборации с известными блогерами и журналистами. Все это возможно для отдельно взятой персоны, но возможно ли для образовательной организации? Это открытый вопрос. Перенимать опыт у успешных православных миссионеров в информационном поле видится необходимым, поскольку количество подписчиков на их каналах дает понимание, что такие подходы действительно работают, но важно не потерять некую самобытность и сакральность той информации, которую мы несем обществу, в том числе и на ниве информационной деятельности.
Еще одной проблемой, с которой связана малочисленность подписчиков на Telegram-каналах духовных учебных заведений, можно назвать то, что подписчики приходят в персональные каналы, а не в каналы организаций, которые эти персоналии представляют.
Если обратить внимание на то, что Telegram-канал Московской духовной академии[35] насчитывает 3 721 подписчика, а канал профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова[36] — 32 906 подписчиков, то можно заключить, что отдельный преподаватель организации собирает куда большее число подписчиков, чем организация, которую он представляет. Отсюда мы понимаем, что личный бренд имеет огромное значение для продвижения в социальных сетях, в том числе в Telegram-каналах. В таких случаях видится целесообразным объединить усилия вокруг одного информационного ресурса, который имел бы куда больший миссионерский потенциал, чем когда эти ресурсы разделены, хотя преподаватель и организация формируют контент примерно одной направленности.
В любом случае, Telegram-канал высшего духовного учебного заведения сегодня — важная информационная площадка, сочетающая в себе как информационный, так и миссионерский потенциал, к реализации которого призывает нас сегодня Церковь как в своих официальных документах, так и голосом Первосвятителя Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В заключение приведем некоторые рекомендации по продвижению Telegram-каналов высших духовных образовательных организаций:
– фокусировка не только на внутренней жизни семинарии, но и на внешних событиях Церкви и общества в целом;
– привлечение внимания к актуальным культурным и социальным мероприятиям;
– анонсирование новых книг и фильмов, бесед, лекций на духовную тематику;
– открытый диалог с пользователями — посредством опросов, обсуждений;
– выкладывать на канал аудио и видео проповедей священнослужителей из числа сотрудников образовательной организации. Особое внимание подписчиков привлекают краткие, тезисные видео, сопровождаемые титрами;
– пользоваться опытом тех каналов, которые уже набрали большое количество подписчиков и публикуют контент более качественно;
– емкость и лаконичность информационных и новостных сообщений, акцент на визуальность (преимущественное использование фотографий и видео).
Приведем и некоторые рекомендации из личного опыта автора при создании собственного канала в Telegram для тех семинарий, которые еще не сделали этого:
– при создании канала необходимо определиться с тем, каким он будет: публичным или частным. Если вы преследуете цель выйти на широкую аудиторию и распространять контент не только внутри собственной организации, но и за ее пределами, канал должен быть публичным. Если цель — распространение информации только в своей среде, тогда канал нужно сделать частным. Рекомендуем при создании канала сделать его сначала частным, пригласив туда соратников. После чего сделать несколько публикаций, привести канал в удобный вид и только после этого перевести его в публичный. В любом случае помните, что сменить тип канал с частного на публичный и наоборот вы сможете в любое время;
– важно при создании канала выбрать лаконичное название, ни в коем случае оно не должно быть длинным и не укладывающимся в два-три слова. Здесь можно даже объявить конкурс внутри организации на лучшее название канала;
– аватар канала — ваша визитная карточка. К его разработке важно подойти с креативом, при этом попытаться наполнить картинку смысловой нагрузкой (зачастую семинарии используют собственную эмблему);
– помните, что при создании канала вы можете пригласить в него единовременно до 200 подписчиков, далее подписчиков можно набирать при помощи ссылки-приглашения и размещения пригласительных ссылок на других информационных ресурсах вашей организации и организаций-партнеров;
– не забывайте сделать ссылку на канал на официальном сайте организации такой, чтобы гости сайта обращали на нее внимание;
– в описании канала будет правильным разместить краткую информацию об организации и выложить контакты, по которым подписчики могли бы обратиться с вопросами;
– помните, что грамотность при публикации текстов — золотое правило, которое нельзя нарушать. Старайтесь проверять тексты на ошибки несколько раз перед публикацией. С этим могут помочь преподаватели филологических дисциплин, было бы замечательно консультироваться с ними по поводу сложных моментов. Не стесняйтесь исправлять ошибки в текстах, если находите их уже после публикации. Эта функция в Telegram доступна даже если пост был сделан год назад;
– важна и цифровая грамотность при ведении канала. Звук в видео- и аудиофайлах должен быть качественным, используемые при публикации изображения и видео должны быть в высоком разрешении;
– необходимо определиться с тем, оставляете ли вы возможность для комментирования постов или убираете эту функцию. Это только ваш выбор. Но при этом важно понимать, что при наличии возможности оставлять комментарии нужен тот, кто модерировал бы их и проверял комментарии на соответствие не только духу христианства, но и нормам морали и приличий;
– при публикации материалов не забывайте, что в Telegram есть возможность закрепления за текстом ссылок на интернет-страницы. Не нужно выкладывать в посте огромную ссылку, достаточно ее (гиперссылку) просто прикрепить к конкретному слову или предложению;
– важно правильно выбрать частоту публикации постов и время их размещения так, чтобы они не раздражали подписчиков, чтобы у них не появилось желание нажать кнопку «отключить уведомления». Можно распределить время в течение дня. К примеру, одна публикация утром, вторая — днем, третья — вечером;
– если есть необходимость разместить объемную по содержанию статью на вашем канале, воспользуйтесь специальным редактором статей Telegraph[37] и разместите в посте канала ссылку на созданный и опубликованный вами текст;
– помните, что в Telegram есть возможность вести прямые трансляции и записывать их. Можно вести трансляции на заранее анонсированные программы, которые могут создаваться в образовательной организации на разные темы. Это могут быть как многосерийные трансляции, так и одноразовые;
– в Telegram легко размещать фото-, видео-, аудиофайлы достаточно широкого спектра форматов. Вам потребуется мучиться с конвертацией файлов в самом исключительном случае. Максимальный размер загружаемого файла составляет 2 Гб (без премиум-подписки). Если необходимо сжать файл до меньших размеров — это делается достаточно легко при помощи специальных программ, которых в настоящее время множество;
– видеофайлы лучше всего размещать в Telegram в формате ссылок на видеохостинг (Rutube[38], например), в котором есть канал вашей организации. Это связано с тем, что далеко не все хотят тратить собственный трафик на загрузку видеофайла, особенно если он достаточно внушительных размеров. Куда проще открыть уже где-то загруженное видео и просмотреть без необходимости его загрузки на канале в Telegram;
– еще одна функция Telegram-каналов — возможность публикации отложенных сообщений: можно заранее запланировать множество публикаций, которые будут выходить в определенное время;
– Telegram позволяет проводить викторины (здесь они называются опросы). Это замечательный формат, которым не стоит пренебрегать. Благодаря этому можно познакомить подписчиков с самыми разнообразными фактами. Чтобы опрос стал викториной, нужно нажать специальную кнопку. Максимальное количество вариантов доступных ответов на вопросы викторины — 10. Можно выставить возможность выбора нескольких правильных ответов. Рядом с вопросом викторины высвечивается символ в виде лампочки, нажав на который можно увидеть пояснения к правильному ответу. В пояснении можно разместить ссылку на источник, куда сможет перейти подписчик;
– премиум-подписка в Telegram дает возможность публикации под фотографиями и видео текстов с бо́льшим количеством символов, чем без подписки — размер загружаемых файлов при подписке увеличивается до 4 Гб. Премиум-подписка открывает возможность публиковать истории. Особое оформление канала тоже доступно только при наличии премиум-подписки. При этом возможности для оформления канала раскрываются дополнительно при наличии голосов за ваш канал от подписчиков, которые повышают уровень вашего канала. Однако голосовать за канал могут только подписчики, имеющие премиум-подписку. Такой подписчик имеет четыре голоса, которые он может отдать за понравившийся канал. К примеру, чтобы отключить обязательную рекламу на канале, которая появляется от 1 000 подписчиков, необходимо достичь 50-го уровня — это достаточно сложно, если учесть, что на каналы духовных учебных заведений подписывается не так много людей. Премиум-подписка дает возможность размещать информацию о часах работы организации, создавать собственные реакции (эмодзи) и т. д. Нужна ли подписка странице вашего заведения — решение самой организации, ее руководства;
– помните и о том, что в канале есть возможность отправлять «кружки»[39]. Такой формат мог бы подойти для поздравлений или анонсов, которые не требуют съемки больших роликов;
– для правильного выстраивания графика публикаций важно осуществлять анализ подписчиков, смотреть статистику. Для этого можно осуществить опрос среди подписчиков об их возрасте, географии и т. д.;
– в среднем канал требует от 30 минут и более ежедневно в том случае, если вы собираетесь заниматься не просто публикациями время от времени, а создадите концепцию развития вашего канала для дальнейшего продвижения.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 24 сентября 2024 г. // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6161224.html (дата обращения: 04.12.2024).
Гогохия И. Добавь клиента в друзья: продвижение в Telegram, WhatsApp, Skype и других мессенджерах. М., 2018. Екатеринбургская духовная семинария: канал в Telegram. URL: https://t.me/ekb_seminary (дата обращения: 04.12.2024).
Жуковская Е. Е. Церковь и медиа: учебник по организации работы епархиальной пресс-службы/профильного подразделения епархиального управления, отвечающего за взаимоотношения со средствами массовой коммуникации, в том числе журналистами и блогерами. М., 2021.
Заключен договор о сотрудничестве между Екатеринбургской духовной семинарией и телеканалом «Союз» // Екатеринбургская духовная семинария: официальный сайт. URL: https://epds.ru/novosti/zaklyuchen-dogovor-o-sotrudnichestve-mezhdu-ekaterinburgskoj-duhovnoj-seminariej-i-telekanalom-soyuz/ (дата обращения: 04.12.2024).
Иерей Георгий Максимов: канал в Telegram. URL: https://t.me/OtecGeorgy (дата обращения: 04.12.2024).
Копейкин К., прот. Богословие и естествознание в современном образовательном пространстве // Санкт-Петербургская Духовная Академия: официальный сайт. URL: https://spbda.ru/publications/protoierey-kirill-kopeykin-bogoslovie-i-estestvoznanie-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve/ (дата обращения: 01.11.2024).
Ларше Ж.-К. Обратная сторона новых медиа. М., 2023.
Московская духовная академия запустила Telegram-канал // Московская духовная академия: официальный сайт. URL: https://mpda.ru/news/moskovskaja-duhovnaja-akademija-zapustila-telegram-kanal (дата обращения: 04.12.2024).
Московская духовная академия: канал в Telegram. URL: https://t.me/mda_channel (дата обращения: 04.12.2024).
Николай Бабкин: канал в Telegram. URL: https://t.me/nickolaybabkin (дата обращения: 04.12.2024).
Источник
Новиков С. В. Высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в Telegram: от теории к практике // Церковь. Богословие. История. 2025. № 6. С. 294–315.