136
  • Научные статьи

«Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный». Генералиссимус А. С. Шеин как полководец и храмоздатель

Опубликовано: 13 августа 2025

Автор

image

Морозов Александр Валерьевич, иерей

Магистр богословия

Источник

Морозов Александр, иерей (Морозов С. В.). «Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный». Генералиссимус А. С. Шеин как полководец и храмоздатель // Военно-исторический журнал. Москва : Изд-во ФГБУ «РИЦ «Красная звезда» Минобороны России, 2025. №8 (август). С. 94–105. ISSN-0321-0626

image

Алексей Семёнович Шеин, Ближний Боярин Большого Полку Воевода и Наместник Псковский. Бекетов П.П. Собрание портретов россиян знаменитых. М. 1822.

Аннотация. В статье раскрывается образ первого российского генералиссимуса А. С. Шеина не только как выдающегося военачальника и государственного деятеля, но и как истинного христианина и храмоздателя, попечителя православных монастырей. Приводятся результаты исследования его взаимоотношений с царем Петром в контексте событий второго Азовского похода и подавления Стрелецкого бунта. На основе объективных исторических сведений сформулирована новая научная гипотеза о владельце загородного двора в Спасской слободе А. С. Шеине как главном устроителе каменного храма Спаса Преображения в Спасской, возведение которого могло быть начато в целях увековечения Азовской победы 1696 г.

Образ первого российского генералиссимуса и сподвижника Петра I Алексея Семеновича Шеина (1652–1700) достаточно широко представлен в отечественной историографии, но в основном в контексте Азовской победы (1696 г.) и подавления Стрелецкого мятежа (1698 г.). В то же время в недостаточной степени рассматриваются личностные взаимоотношения молодого царя с верным соратником, мотивы принятия генералиссимусом волевых решений в отношении бунтовщиков, его христианский взгляд на свои ратные достижения, которые он считал Божьим даром, активная храмоздательская деятельность в честь побед русского оружия.

Анализ источников и архивных документов, в том числе дневников Франца Яковлевича Лефорта и секретаря римского посольства Иоганна Георга Корба, позволяет дописать исторический портрет А. С. Шеина и раскрыть неизвестные ранее стороны жизни этого выдающегося государственного деятеля и полководца.

А.С. Шеин

А. С. Шеин

В конце XVII в. Россия перешла к активной внешней политике в турецко-крымском вопросе. Нашествия азовцев и крымцев разоряли русские южные земли. Взятие Азова дало бы России выход в Азовское море, столь необходимый для развития экономики[1]. Первый Азовский поход, предпринятый в 1695 г. молодым русским царем Петром, по ряду причин потерпел неудачу, а главный форпост Османской империи — Азовская крепость — остался непокоренным. С учетом печального опыта и в целях избежания разномыслия военачальников самодержец поставил во главе войск не приближенных иностранцев, а русского благочестивого человека — боярина А. С. Шеина, назначенного воеводой Большого полка с присвоением чина генералиссимуса.

Ряд современных исследователей скептически относятся к присвоению Алексею Семеновичу этого высшего звания, считая подобную версию одним из исторических мифов, возникших в начале XX в.[2] Однако генералиссимус Шеин упоминается в ряде источников, в частности в дневнике адмирала Ф. Я. Лефорта[3]. Отправляясь в 1697 г. с «великим посольством» в первое заграничное путешествие, Петр Алексеевич «назначил Боярина и Воеводу Алексея Семеновича Шеина Главноначальствующим над своими войсками» («Bojarinum, & Waywodam Alexium Simonowizium Schachin ante difceffum Militaе Generaliffimum (с лат. «главноначальствующий». — Прим. авт.) elegerat Tzarus»)[4]. Этот статус полководца зафиксирован и в дневнике И. Г. Корба (Johann Georg Korb)[5], приехавшего в качестве секретаря в Московское государство в 1698 г. с посольством императора Священной Римской империи Леопольда Первого. По отношению к Шеину он употреблял термины: «Генералиссимус Царского войска» (лат. Militaе Tzareae Generaliffimum[6]; ср. нем. generalissimus — генералиссимус, от generalisieren — обобщать; нем. generalität — всеобщность[7]; англ. Generaliffimo of the Czar's armies — «главнокомандующий царской армией»)[8]; «главный воевода» (лат. Campi-Dux)[9] или «главный воевода царского войска» (лат. Tzareaе Militaе Campi-Dux)[10]. Называл А. С. Шеина генералиссимусом и сам Петр в письме дьяку Посольского приказа А. А. Виниусу от 20 (30) августа 1696 г.: «Генералисимус наш 16-го дня отступил ис транжамента и пришел в Черкаской в 17 день, а сего дни пошел в путь свой; а мы завтра, Бог изволит, отсель поедем же. <…> …дастоин есть делатель мзды своея, того для мню, яко удобно к восприятию господина генералисима и протчих господ, чрез два времени в толиких потах трудившихся, триумфалными портами почтити; месту же мню к сему удобнее на мосту чрез Москву реку устроенном, или где лутче»[11].

Патриарх Адриан

Перед Азовским походом А. С. Шеину были «отпущены» патриархом Адрианом «чудотворный Нерукотворенный Спасителев Образ, святой животворящий крест Господень, в нем же власы Его Спасителевы, которого святого и животворящего Креста силой благочестивый царь Константин победил нечестивого Максентия»[12]. После взятия Азова святыни были торжественно внесены в Москву 30 сентября 1696 г. при триумфальном возвращении Большого полка: государево знамя с изображением «нерукотворенного Спаса», за знамением — образ «Спаса» да «животворящий крест», а за ними ехал верхом сам генералиссимус[13].

Непосредственный штурм турецкой крепости достаточно подробно отражен на гравюре А. Шхонебека 1699 г.[14] На первом плане на вздыбленном коне изображен решительный Петр с обнаженной саблей. Рядом с ним главнокомандующий русскими сухопутными войсками генералиссимус А. С. Шеин, командующий русским флотом Ф. Я. Лефорт, генерал и контр-адмирал Патрик Гордон, ближайший соратник царя Федор Алексеевич Головин и показывающий указкой на карте главный инженер по геометрии и фортификации Франц Федорович Тиммерман.

Карта Азовских походов

Самодержец высоко оценил заслуги Шеина во втором Азовском походе. В письме к патриарху Адриану Петр благодарил Бога за победу и указал на особую роль генералиссимуса — «усердно радетельными труды», просил служить благодарственный молебен и «прислати неукосня три Антиминсы с сосудами и со всему к тому надобствы чтобы православным христианам в будущем том граде душевную пользу иметь»[15]. Патриарх, получив известие от царя, прослезился и велел благовестить в большой колокол. При массовом стечении чинов и простого народа был отслужен благодарственный молебен и с амвона прочитано известие о победе[16]. Адриан в тот же день дал ответ Петру, в котором указал об отправленных трех освященных антиминсах для «освящения христианского роду и душеспасительную пользу и трои сосуды к служению святые литургии»[17], а также послал две благодарственные грамоты[18] генералиссимусу в Большой полк.

Генералиссимус Шеин из-под Азова также написал патриарху Адриану письмо, в котором описывал ход тяжелых боев, говорил о трудах и о своих молитвах, в которых просил у «Господа Бога милости и у Пресвятыя Богородицы и у всех святых помощи и заступления с его великого Государя и ратными людьми великороссийскими и малороссийскими войски», указывая в конце письма «на милость Божию и предстательство заступницы рода христанского и московских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и всех святых»[19]. В ответном послании патриарх «отеческо и любезне благодарил за сыновнее усердие», назвал Шеина «Церкви Христовой и нашей мерности сыном возлюбленным»[20]. По возвращении героев из Азова Адриан принял сначала генералиссимуса Шеина, затем царя, а после беседы благословил обоих образом Спасителя[21].

Взятие Азова 19 июля 1696 года (в центре с саблей – царь Пётр, справа от него – главнокомандующий сухопутным войском А.С. Шеин). Гравюра А. Шхонебека, 1699 г.

Петр всячески подчеркивал значение Азовской победы. Впервые в Москве были устроены триумфальные ворота у Каменного моста (при въезде на мост из Замоскворечья[22]) и в конце сентября 1696 г. организовано торжественное шествие вернувшегося победоносного войска, которого «никогда не бывало»[23]. Описание этой неведомой доселе процессии, соединившей в себе церковный характер и классическое искусство, занимает не один десяток страниц в книге «Поход Боярина и Большого полку Воеводы Алексея Семеновича Шеина к Азову» (1773 г.)[24]. Генералиссимус в шествии находился на самом почетном месте — за царем и адмиралом Лефортом. В честь победителей возглашались вирши и оды, которые будут служить для украшения официально-парадных сторон русской жизни в течении всего XVIII в.[25] Царь наградил генералов, и особенно Шеина, за их «службы» в Азовском походе[26], подчеркнув, что главная заслуга во взятии Азова принадлежала генералиссимусу[27].

Празднование Азовской победы продолжилось в конце октября в доме адмирала Лефорта в Преображенской слободе[28], а в начале ноября 1696 г. А. С. Шеин организовал для государя и огромного числа гостей на своем загородном дворе в Спасской слободе торжество со стрельбой из 36 пушек[29]. В то время генералиссимусу принадлежал и московский городской двор в Китай-городе, близ Ильинки, площадью 70 на 30 метров, но он не подходил для проведения торжества с широким размахом и пушечной пальбой, поскольку был окружен владениями с плотной жилой и нежилой застройкой.

Общий вид фейерверка, устроенного в феврале 1697 г. в ознаменование победы русских войск под Азовом. Гравюра А. Шхонебека. 1698–1699 гг.

Торжества перенеслись и на зиму. В феврале 1697 г. на масленичные гуляния напротив загородного Шеина двора на Красном пруду «была устроена потеха: сделан город Азов, башни и ворота, и каланчи были нарядные, и потехи были изрядные, и государь изволил тешиться»[30]. При громадном стечении народа полки, вернувшиеся из Азовского похода, разыграли сцены бомбардировки и взятия Азова[31]. С полуночи до утра продолжался фейерверк из разных машин, а Петр лично управлял самой большой из них, украшенной фигурой двуглавого орла[32]. Сцены этого празднования отображены на гравюре Адриана Шхонебека.

С 1696 по 1698 г. А. С. Шеин разбил турецкие войска, пытавшиеся вернуть Азов, покорил на Кубани ногайцев и татар, заложил крепость Таганрог[33] и открыл навигацкую школу. В 1698 г. войско под командованием генералиссимуса разгромило приближающихся к Москве мятежных стрельцов. Алексею Семеновичу как истинному христианину не была свойственна жестокость даже в отношении непримиримых врагов. Не менее трех раз посылал он к мятежникам генерала Гордона, пытаясь убедить их сложить оружие[34]. Не случайно еще в 1697 г. в одном из частных разговоров участник заговора Цыклера-Соковнина против царя Петра, брат боярыни Морозовой А. П. Соковнин называл Шеина «человеком добрым», предлагая возвести его на царство[35]. Однако после подавления мятежа генералиссимус приступил к розыску зачинщиков по всей строгости, казнил после пыток 160 преступников, участвовавших в попытке государственного переворота[36]. Отечественные исследователи В. В. Каргалов[37] и В. А. Могильников[38] считают, что он слишком быстро вел розыск, вопреки советам генерала Гордона и князя Массальского преждевременно казнив предводителей, и не вполне раскрыл степень участия в мятеже царевны Софьи. Это якобы вызвало недовольство поспешно вернувшегося из-за границы царя[39]. Вместе с тем современник этих событий И. Г. Корб утверждал, что роль царевны Софьи была Шеиным установлена, а быстрое принятие строгих мер должно было переменить устроение умов мятежников и внушить почтение к государю[40].

Фрагмент диорамы «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 г.». Пороховой погреб (Азов)

Верность генералиссимуса царю Петру не вызывает сомнений. Алексей Семенович считал своим священным долгом жертвовать жизнью по воле или по приказанию своего государя. Он первым подставил свою длинную бороду под царевы ножницы, поскольку считал это не бесславием, а выражением своей жертвенной преданности венчанному на царство правителю государства[41]. В заграничных поездках и походах царь включал Шеина в список своих «московских друзей», которым регулярно направлял письма[42]. Из переписки между ними в Азовском походе известно, что генералиссимус очень любил и уважал царя, служил ему верно, называя себя «слуга Вашей милости, Алешка Шеин»[43]. Отношения между Петром I и генералиссимусом Шеиным были доверительными и в то же время уважительными[44].

Однако в своих записках И. Г. Корб упоминает о негодовании царя, которое чуть не стоило Алексею Семеновичу жизни. Связано оно было со слухами о продаже Шеиным офицерских званий[45]. Факт подобного должностного преступления вызывает большие сомнения. Н. Г. Устрялов отмечал, что Корб писал с глубоким уважением к Петру и с любовью к истине, но мог ошибаться, если верил безосновательным рассказам[46]. Остается неясным, зачем генералиссимусу Шеину, богатейшему человеку того времени, владевшему большими земельными наделами по всей России[47], продавать звания в армии, тем самым компрометировать и подвергать себя смертельной опасности и наговорам. Нельзя исключать, что у него могли быть недоброжелатели, доводившие до царя недостоверные сведения вплоть до «оклеветания самым гнусным образом»[48], что случалось нередко в те времена.

Казни стрельцов. Рисунок из «Дневника» Иоганна Корба

Опалы на Алексея Семеновича не последовало, напротив, он был назначен в комиссию, учрежденную Петром для розыска виновных[49], что говорит о доверии царя к своему полководцу. Петр неоднократно брал его с собой в поездки по России, в частности в Керченский поход на Азовское море весной 1699 г. и в конце года в Воронеж. Именно в доме боярина Шеина царь с особой пышностью, со множеством бояр, военных и чиновников отпраздновал новый 1699 г.[50]

На 1 сентября 1699 г. А. С. Шеин входил в «боярский совет» думных людей, еще имевший на тот момент значение Государственного совета[51]. Изучая список членов думы, В. В. Каргалов ошибочно сделал вывод, что фамилия Шеина числилась в «боярских списках» тех, кому «велено жить в деревне до указу»[52], видимо, как находившимся в опале. Однако приведенная запись относилась к другому человеку — Матвею Богдановичу Милославскому. Из описания способов приглашений на совет видно, что подьячий Данилко Двойников лично вручил приглашение Шеину, проживавшему на своем дворе в Китай-городе[53]. Последний раз Алексей Семенович присутствовал на заседании думы 22 декабря 1699 г.[54]

[object Object]

План Императорского Столичного города Москвы, сочиненного под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году. Фрагмент

О наличии добрых взаимоотношений с царем и о продолжении службы А.С. Шеина говорит запись в делах Разряда от октября 1699 г., согласно которой он оставался начальником трех приказов (Пушкарского, Иноземского и Рейтарского). Каждую пятницу Алексей Семенович должен был приезжать в Преображенское на генеральский двор для доклада[55], что исправно исполнял до самой своей смерти. Заслужить такое доверие взыскательного Петра, для которого армия была тогда главной заботой, мог только редкий по своим достоинствам человек.

Алексей Семенович вошел в историю не только своими воинскими заслугами, но и особым благочестием: постройкой храмов, попечением о монастырях и их убранстве. Шеин делал вклады в Свято-Троицкий Сергиев монастырь (будущую Лавру), Николо-Радовицкий монастырь, построил каменную церковь Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковной вотчине Курово[56]. На Шеине дворе в Китай-городе в 1682 г. была возведена домовая церковь Воскресения Христова[57].

Храм Спаса Преображения в Спасской. 1882 г.

В метрике храма Спаса Преображения в Спасской, находящегося рядом с Шеиным двором, отсутствуют указания на храмоздателя. Сам храм располагался «за Стретенскими воротами, за Земляным городом…»[58], в местности, называемой Спасской слободой. Из Ружной разметной книги 1699 г. известно, что Шеин двор числился в приходе Спасской церкви как «боярской загородной»[59] и располагался с западной стороны Каланчевского поля напротив Артиллерийского полевого двора (современное расположение Ленинградского и Ярославского вокзалов). Загородный Шеин двор[60], занимавший большую часть Спасской слободы, фактически примыкал к территории храма.

Древняя местность московской окраины первой половины XVII в. Спасская слобода получила название по возведенному здесь деревянному храму Спаса Преображения, о котором известно по переписным книгам Патриаршего казенного приказа «7150 года» (1642 г.)[61] — важнейшем источнике по истории Московского государства XVII–XVIII вв.[62] Название сохранилось в современной топонимике Большой Спасской улицы и ее переулков, а также Садовой-Спасской и находящихся там Спасских казарм.

Образец нарышкинского барокко – Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах)

По благочестивой традиции в благодарность Богу и в память о значимой военной победе царем или его сподвижниками делался весомый вклад в Церковь в виде пожертвований, даров или возведения храмов. Таким образом должна была быть запечатлена и первая победа молодого Петра, состоявшаяся под Азовом. Поскольку А. С. Шеин был главным царским соратником в Азовском походе, он и взял на себя обязательство возвести каменный храм в благодарность Богу и память о победе рядом со своим загородным двором в Спасской слободе, который неоднократно посещал самодержец.

В истории Российского государства уже предпринималась попытка увековечить взятие турецкой крепости Азов в 1637 г. донскими казаками и последующее Азовское осадное сидение 1641–1642 гг. Эти важные события нашли свое отражение не только в литературном памятнике — «исторической» повести о взятии Азова[63] и в сохранившихся Владимирском и Ростовском синодиках[64] поминовения донских казаков, но и в возведенном в 1650–1653 гг. деревянном храме в станице Старочеркасской, отстроенном вновь после пожара в 1687 г. В 1706 г. Петр лично заложил несколько камней в алтарь нового каменного собора, который был освящен в 1719 г.[65]

Троице-Сергиева лавра. Вид внутри на пять церквей: 1. Преп. Сергия с трапезной; 2. Явления Богоматери Преп. Сергию и Михею; 3. Преп. Никона; 4. Живонач. Троицы; 5. Сошествия Св. Духа (справа от неё – обелиск над могилой генералиссимуса Шеина). Литография Д. Шамина.

Московское строительство двупрестольного храма Спаса Преображения в Спасской слободе в стиле нарышкинского барокко последней четверти XVII в. началось в 1698 г.[66] В этот период генералиссимус часто находился в Москве, на своем загородном дворе, откуда было удобно контролировать работу Артиллерийского двора возле Каланчевского поля, расположенного на западном берегу Красного пруда.

Согласно практике и правовым нормам XVI–XVII вв., постройку такого большого храма, требовавшую поддержки богатого и влиятельного попечителя, обязан был опекать вотчинник[67]. Однако изначально деревянная Спасская церковь была не вотчинной, а самостоятельной (общинной), поскольку причетники платили окладные деньги. Шеин двор находился в приходе Спасской церкви, что предполагает участие Шеина в ее перестройке. Сам Спасский приход не имел необходимых средств для возведения большого храма. Личное знакомство и, возможно, духовная дружба настоятеля церкви священника Павла Федорова[68] и генералиссимуса могли способствовать решению о новом строительстве каменного храма.

Насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Евстафий, священник Александр Морозов, потомки рода Шеиных и члены Спасской общины на панихиде у могилы генералиссимуса А.С. Шеина. 2023 г.

В переписке с Духовной консисторией[69] и метриках XIX в.[70] указано, что «попечитель и устроитель храма строительства Спасской церкви неизвестен» и что в описываемой церкви не совершалось никакого памятного события в русской истории. Отсутствие в метрике информации о личностях и событиях, с которыми связана история храма Спаса Преображения в Спасской, и умолчание о Шеине в документах могли быть следствием Стрелецкого бунта, в котором, по мнению некоторых исследователей, генералиссимус не проявил должной жесткости и не довел расследования до конца. Могли сыграть свою роль и нашептывания царю завистников полководца, пытавшихся разрушить его репутацию. Однако главным здесь видится политика самого самодержца, остро нуждавшегося в деньгах на постройку большого азовского флота и крепостей в Азове и Таганроге[71] и обратившего свой взгляд на церковное имущество как на источник пополнения царской казны. В дальнейшем Петром были введены ограничения на постройку каменных храмов (Указ от 20 октября 1714 г.), а позже запрет сборов на постройку храмов и нужды Церкви (Указ от 6 марта 1722 г.). В результате начинавшихся кардинальных изменений, когда сам «дух времени» стремился к преобразованиям, сведения о храмоздателе нового Спасского храма рядом с загородным Шеиным двором в Спасской слободе после 1698 г. могли быть просто упущены либо сам храмоздатель пожелал остаться неизвестным.

Каменный храм Спаса Преображения в Спасской, достроенный и освященный в 1701 г., уже после смерти первого русского генералиссимуса, имел популярное для загородной московской местности XVII в. архитектурное решение. Композиция «кораблем», состоящая из квадратного двухсветного четверика, над которым поднимался высокий восьмерик, перекрытый почти стрельчатым зонтичным сводом, несшим высокую световую главу, — это особенности храмового зодчества Петровской эпохи. Храм перестраивался трижды: в Елизаветинское время в 1752 г. с пристройкой придела[72], в 1850-е[73] гг. и в 1873 г. с перестройкой апсиды, трапезной палаты с двумя одноэтажными, полностью перестроенными северным и южным приделами[74] и колокольней, также полностью перестроенной в 1886 г.[75]

Генерал-майор Константин Георгиевич Шеин, адмирал Владимир Николаевич Бурцев, полковник Михаил Николаевич Никитин, полковник Владимир Георгиевич Шеин на панихиде в Свято-Троицкой Сергиевой лавре на могиле генералиссимуса А.С. Шеина

Единственным первоначальным элементом храма остался его купол, запечатленный на фотографии 1882 г.[76] Купольная часть имела необыкновенное и весьма элегантное решение: углы граней декорировали коринфские пилястры, между которыми находились сложной барочной формы наличники высоких и округленных вверху окон с изогнутым фронтоном в завершении и скульптурной головкой херувима в его поле. Над куполом поднимался фонарь главы, имевший еще более неожиданное решение: он был восьмигранным, со скругленными ребрами и нес два яруса декоративных белокаменных вазочек. Необычным было и покрытие фонаря граненым «шлемом». В московской церковной архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. не было аналогов такого декора глав резными вазочками и подобных решений церковных покрытий[77].

Хотя на сегодняшний день и не найдено архивных документов, позволяющих подтвердить участие А. С. Шеина в возведении храма Спаса Преображения в Спасской, это вытекает из логики тех событий и фигуры самого полководца. Во всех своих военных походах генералиссимус свято соблюдал православные обряды и требовал этого от своих подчиненных. Так, на пути к Азову, получив добрые вести о пленении отряда неприятеля, он «для той радости в Черкасской церкви молебствовал»[78]. Перед осадой турецкой крепости Азов «в обозе молебствовал», а перед подавлением стрелецкого бунта Алексей Семенович приказал служить водосвятный молебен[79]. Очевидец повествует о личном участии Шеина в крестном ходе при большом стечении московских жителей с чудотворной иконой в дом больного товарища[80].

Восстановленный памятник на могиле А.С. Шеина в Троице-Сергеевой лавре

Храмоздатель и герой Азовской победы А. С. Шеин умер 12 февраля (25 февраля по н. ст.) 1700 г. на 48-м году жизни[81], что зафиксировано в источниках XVIII[82] и XIX[83] вв., а также на памятнике генералиссимусу в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (хотя имеются и иные данные о дате смерти — 2 февраля по ст. стилю[84]). До самой своей кончины Алексей Семенович значился на службе управляющим тремя главными военными приказами, что можно приравнять к должности министра обороны Московского государства. В феврале он должен был явиться на заседание боярской думы, прибыть на которое уже не смог.

Погребение полководца готовили князья М. А. Черкасский и И. Б. Троекуров[85]. Петр лично участвовал в похоронах своего верного воеводы в Свято-Троицком Сергиевом монастыре. Поминальную речь произнес приехавший в Москву из Киева игумен Николаевского монастыря Стефан Яворский. Предание повествует, что сказанные им слова так понравились царю, что тот оставил игумена в столице, сделав его после смерти патриарха местоблюстителем[86], а по сути — главою Русской Церкви. Над могилой генералиссимуса возле храма Сошествия Св. Духа был поставлен обелиск с эпитафиями[87], утраченный во второй половине XIX в. В конце жизни Петр планировал установить памятник своему верному соратнику Шеину в Санкт-Петербурге наравне с памятниками Лефорту, Гордону и Шереметьеву, говоря про них: «Сии мужи — верностию и заслугами вечные в России монументы»[88]. Эскизы памятников были заказаны лучшим итальянским мастерам, но так и не были воплощены в жизнь.

Памятник А.С. Шеину в Азове. Авторы проекта М.А. Лушников и В.П. Мокроусов.

В начале 2000-х гг. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в результате проведения исторических и археологических исследований склепов за алтарем Духовской церкви было обнаружено захоронение генералиссимуса А. С. Шеина и членов его семьи. Там находились не только останки представителей этого рода, но и артефакты: два стеклянных сосуда из-под освященного масла. Проведенная Институтом археологии генетическая экспертиза полностью подтвердила подлинность найденных останков и принадлежность их членам семьи Шеиных, в частности Алексею Семеновичу[89].

Золотая монета «А.С. Шеин» из серии «Выдающиеся полководцы и флотоводцы России». 2013 г.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стараниями благочестивых потомков рода Шеиных — генерал-майора К. Г. Шеина и полковника В. Г. Шеина в 2015 г. над могилой генералиссимуса был воссоздан известный по литературным и художественным источникам обелиск с выгравированной эпитафией: «Здѣ положенъ есть съ мiромъ разлученный // Общей матери въ лонѣ погребенный. // Вождь войскъ Россiйскихъ, Воевода славный, // Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный. // Увиждь, что главу его окружаетъ, // Рабъ отъ Владыки тако ся вѣнчаетъ: // Лавромъ, пальмою безсмертныя славы // Увѣнча его Царь всея державы. // Яко цвѣтъ увядает»[90].

Восстановление в Лавре памятника, на белом камне которого по четырем граням особо воспроизведены надписи: «Светильник веры / Светильник любви / Светильник истины / Светильник добродетели»[91], стало значимым шагом в возвращении памяти о первом российском генералиссимусе[92], которая должна быть извлечена из-под спуда забвения и увековечена для будущих поколений.

Закладная доска среднего морского танкера «Алексей Шеин»

На Большой Спасской улице в Москве, в том месте, где некогда возвышался храм Спаса Преображения в Спасской, разрушенный в 1937 г., сформировалась православная община, получившая благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на изучение и поиски путей воссоздания этого церковного символа славы и доблести русского воинства.

25 февраля 2025 г. исполнилось 325 лет со дня кончины первого российского генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина. Знаменательно, что А. С. Шеин последние годы жизни, будучи, по сути, главнокомандующим армией России, особое внимание уделял тыловому обеспечению. 1 марта 1700 г. Петр Первый учредил Провиантский приказ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 мая 2006 года № 549 установлен День тыла Вооруженных Сил России. 1 августа 2025 г. отмечается его 325-я годовщина.



  • Азовские походы Петра I. 1695-1696 гг. // Бурлака В. О. Азов — город с тысячелетней историей / Отв. ред. Е. Е. Мамичев. Азов: изд-во Азовского музея заповедника, 2023. С. 95.
  • Авдеев А. Г. Боярин А. С. Шеин: человек эпохи петровских реформ в зеркале эпиграфики // Российская история. 2015. № 5. С. 67.
  • Поссельт М. Ф. Адмирал русского флота Франц Яковлевич Лефорт, или начало русского флота. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1863 г. С. 58; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 2. СПб: тип. II-го отд-ния Собств. е. и. вел. канцелярии, 1858. С. 58.
  • Korb J. G. Diarium itineris in Moscoviam perillustris ac magnifici domini Ignatii Christophori. Austriae: typis Leopoldi Voigt, 1700. P. 159.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента / Пер. и прим. Б. В. Женева и М. И. Семевского. М.: В Университетской тип., 1867. С. 67, 208–209.
  • Korb J. G. Diarium itineris in Moscoviam… P. 55.
  • Немецко-русский словарь // А. А. Лепинг, Н. Г. Страхова. Изд. 4. М.: Сов. энциклопедия, 1968. С. 353.
  • Korb J. G. Diary of an Austrian secretary of legation at the court of Czar Peter the Great / Jo. Geo. Korb; Translated by the count Mac Donnell. London, 1863. P. 116.
  • Korb J. G. Diarium itineris in Moscoviam… P. 59.
  • Ibid. 73.
  • Письма и бумаги императора Петра Великого. Том первый (1688–1701). СПб.: Государственная типография, 1887. № 122. С. 109.
  • Каргалов В. В. Полководцы XVII в. М.: Патриот, 1990. С. 464.
  • Рубан В. Г. Поход Боярина и Большого полку Воеводы Алексея Семеновича Шеина к Азову. СПб.: Тип. Мор. кадет. корпуса, 1773. С. 190.
  • Шхонебек А. Взятие Азова 19 июля 1606 года. Гравюра. Государственный Эрмитаж. 1699 г. // Портал НЭБ. Книжные памятники. URL: https://kp.rusneb.ru/item/material/osada-azova-v-1696-godu.
  • Письма императора Петра Великаго к брату своему царю Иоанну Алексеевичу и патриарху Адриану: С ответом на оныя и на отзывы боярина и воеводы Алексея Семеновича Шейна, князя Бориса Алексеевича Голицина, и боярина и воеводы Бориса Петровича Шереметева / На ижд[ивении] П.Б.[огдановича]. СПб.: Тип. Богдановича, 1788. С. 30–34, 82.
  • Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии: [в 5. т.]. / ред. проф. В. И. Лебедева. Т. 1. Детство. Юность. Азовские походы. 30 мая 1672 — 6 марта 1697 г. Москва; Ленинград: Гос. соц.-экон. изд-во, 1940. С. 334.
  • Письма императора Петра Великаго… С. 39.
  • Рубан В. Г. Указ. соч. С. 156–160.
  • Письма императора Петра Великаго… С. 63.
  • Там же. С. 68–69.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 354.
  • Там же. С. 201.
  • Там же. С. 340.
  • Рубан В. Г. Указ. соч. С. 226.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 344.
  • Каргалов В. В. Указ. соч. С. 480.
  • Сказание о взятии города Азова // Новиков Н. И. Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 2, выпуск XVI. М.: В типографии Компании типографической, 1791. С. 266.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 357.
  • Там же. С. 365.
  • Желябужский И. А. Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709. СПб.:  тип. Имп. Рос. наук, 1840. С. 105.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 384.
  • Васильев В. Н. Старинные фейерверки в России (XVII — первая четверть XVIII века). Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1960. С. 15–16.
  • Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии: [в 5. т.] / ред. проф. В.И. Лебедев. Т. 4. Русско-датский союз. Керченский поход. Дипломатическая подготовка Северной войны. Реформы и преобразовательные планы 1699-1700 гг. Начало войны Дании и Польши со Швецией и приготовления Петра к Северной войне: 1699–1701. Москва; Ленинград: ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1948. С. 280.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство… С. 210–212.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 390.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство… С. 215.
  • Каргалов В. В. Указ. соч. С. 488.
  • Могильников В. А. Первый русский генералиссимус Алексей Семенович Шеин. М.: Промиздат, 2003. С. 9.
  • Матвеев А. А. Записки русских людей. События времен Петра Великаго / Ч. 1. Записки Андрея Артамоновича графа Матвеева. СПб.: тип. И. Сахарова, 1841. С. 63.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство… С. 216.
  • Korb J. G. Diarium itineris in Moscoviam… P. 73.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 2. Первое заграничное путешествие. Ч. 1 и ч. 2: 9 марта 1697 — 25 августа 1698 г. Москва; Ленинград: Гос. соц.-экон. изд-во, 1941. С. 16.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 1. С. 316.
  • Лихобабина А. И. Взаимоотношения Петра Великого и первого русского генералиссимуса А. С. Шеина в период Азовских походов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (299). С. 109–112.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство… С. 92–93.
  • Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 2. СПб.: тип. II-го отд-ния Собств. е. и. вел. канцелярии, 1858. С. 325.
  • Лихобабина А. И. Землевладения древнего боярского рода Шеиных в России конца XVII — начала XVIII вв. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2. С. 117–120.
  • Корб И. Г. Дневник путешествия в Московское государство… С. 122.
  • Бекетов П. П. Собрание портретов россиян знаменитых. Ч. 1. А. С. Шеин. М.: в типографии Семена Селивановскаго, 1822. С. 133.
  • Корб И. Г. Дневник поездки в Московское государство… С. 90.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 4. С. 247, 257.
  • Каргалов В. В. Указ. соч. С. 488.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 4. С. 253.
  • Там же.
  • Там же. С. 257, 262.
  • Пэнэжко О. Храмы города Пушкино и окрестностей, г. Королева, г. Ивантеевки. Владимир: ОАО Владимир. офсет. тип., 2003. С. 4–5.
  • Зерцалов А. Н. План XVII в. части города Москвы (улицы Маросейка и Ильинка и Красная площадь) // Московский архив Министерства Юстиции. Акты XVI-XVIII вв. Кн. 3. V. Смесь. М.: Унив. тип. 1897. С. 81.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1. М.: Моск. гор. дума, 1884. Стлб. 756.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы. Ч. 1. М.: Моск. гор. дума, 1884. Стлб. 756.
  • Забелин И. Е. Указ. соч. Ч. 2. М.: Моск. гор. дума, 1891. Стлб. 528.
  • Памятники архитектуры Москвы: территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного вала до Камер-Коллежского вала). М.: Искусство, 1998. С. 270–271.
  • Там же.
  • Готье Ю. Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1906. С. 1.
  • Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. Первая. М.: Художественная литература, 1988. С. 139–154.
  • Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 561. Оп. 2. Д. 92. Л. 75 – 75 об. Синодик в неделю Торжества православия о поминании донских казаков Озовского взятия 7145 г.
  • Бурлака В. О. Указ. соч. С. 88, 90.
  • ГБУ «Центральный государственный архив г. Москвы» (ЦГА г. Москвы). ОХД до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. д. 61. Л. 133–134 об. Дело императорского Московского археологического общества. Москва, Церковь Спасопреображенская, что во Спасской. Метрика.
  • Стефанович С. П. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках / Отв. ред. Б.Н. Флоря. М.: Издательство Индрик, 2002. С. 45–46.
  • Забелин И. Е. Указ. соч. Стлб. 756.
  • ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 210. Ед. хр. 112. Л. 3. Справка о церкви Преображения Господня, что в Спасской. Журнал Московской Духовной Консистории. 16 сентября 1823 г.
  • ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. д. 61. Л. 133–134 об. Дело императорского Московского археологического общества. Москва, Церковь Спасопреображенская, что во Спасской. Метрика.
  • Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии: [в 5. т.] / ред. проф. В. И. Лебедева. Т. 3. Стрелецкий розыск. Воронежское кораблестроение. Городская реформа 1699 г. Карловицкий конгресс. 1698–1699. Москва; Ленинград: ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1946. С. 235.
  • ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 744. Д. 19. О постройке Тихвинского придела у церкви Спаса Преображения.
  • Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 132. Д. 394. Л. 6. План храма Спаса Преображения и план церковного погоста с показанием проекта перестройки храма Спаса Преображения. 1851 г. Архитектор А. Ф. Шимановский.
  • РГИА. Ф. 796. Оп. 154. Д. 1298. 1873 г. Дело о перестройке Преображенской Московской, что в Спасской, церкви.
  • РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 469. 2 л. 1886 г. Дело о разрешении перестройки колокольни при Преображенской, в Спасской, церкви.
  • Церковь Спаса Преображения. 1882 г. № 44 // Москва. Соборы. Монастыри и церкви. Местность за Земляным городом. Под редакцией Н. А. Найдёнова. М.: Типо-лит. И. Н. Кушнерева и К°, 1882.
  • Попов В. С. Разрушенные храмы Москвы. Гос. лит. Музей, 1979. Рукоп. // ЦГА г. Москвы. Ф. 402. Оп. 1. Д. 9.
  • Желябужский И. А. Указ. соч. С. 66.
  • Там же. С. 119.
  • Корб И. Г. Дневник путешествия в Московское государство… С. 162.
  • Бекетов П. П. Указ. соч. С. 134.
  • Надписи, имеющиеся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре внутри и вне церквей на стенах и на гробницах Царских и прочих знатных фамилий и других разных званий, и чинов. Гл. XXXVI // Древняя Российская Вивлиофика. Изд. 2, выпуск XVI. М.: В типографии Компании типографической, 1791. С. 324–327.
  • Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М.: Тип. Т. Рис, 1880. С. 15–16.
  • Лушев А. М. Современники и деятели импер. Петра Великаго. Исторический альбом портретов. Юбилей 1672-1872. СПб.: редакция «Исторического альбома», 1872 (типография А. М. Котомина), 1872. С. 4.
  • Богословский М. М. Указ. соч. Т. 4. С. 253.
  • Там же. С. 320–321.
  • Шамин Д. Троице-Сергиева лавра. Литография. (1828-1899) / автор рисунка Скино А.Т., литограф Струков Дмитрий Михайлович // Государственный исторический музей (ГИМ). 70156/18105. ГК44167101. 1849.
  • Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников: очерк проф. В. О. Ключевского. СПб.:  тип. М-ва пут. сообщ. (т-ва И.Н. Кушнерев и К°),1902. С. 22.
  • Демидов С. В. Записки церковного реставратора. М.: Отчий дом, 2021. С. 174–187.
  • Надписи, имеющиеся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре… С. 326.
  • Там же. С. 326.
  • Ранее К.Г. Шеиным и В.Г. Шеиным установлены памятники генералиссимусу А.С. Шеину в Азове и обелиски в Тобольске и Курске. 16 марта 2023 года состоялась техническая закладка киля будущего корабля Военно-морского флота с названием «Алексей Шеин». Также ведется работа по установке памятника боярину и полководцу Михаилу Борисовичу Шеину (конец 1570–1634) в городе Смоленске.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Морозов Александр, иерей (Морозов С. В.). «Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный». Генералиссимус А. С. Шеин как полководец и храмоздатель // Военно-исторический журнал. Москва : Изд-во ФГБУ «РИЦ «Красная звезда» Минобороны России, 2025. №8 (август). С. 94–105. ISSN-0321-0626