Опубликовано: 16 сентября 2015

Для того чтобы рассуждать о правильном молитвенном делании, нужно сначала понять, что такое молитва. Дать определение. В некоторых святоотеческих трудах, в Писании такого определения нет, так как подразумевается, что понимание молитвы в общих чертах имеет даже язычник, а не только христианин. Но в наше время такой очевидности нет. И во все времена общенародное понимание молитвы могло быть и неверным.
Подберем несколько определений от авторитетных авторов – святых отцов и подвижников благочестия, – говорящих о молитвенном делании. Начнем с самого, наверное, известного аскетического автора последних столетий, создавшего целую аскетическую систему – свт. Игнатия Брянчанинова:
«Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред богом… Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом»[1]. Святитель начинает с прямого определения, что есть молитва, и продолжает, раскрывая читателю значимость молитвы и ее действие.
Св. Иоанн Лествичник дает определение: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом…»[2] .
Другой аскетический автор XIX века – свт.Феофан Затворник – тоже дает схожее определение: «Начатки молитвы полагаются в самом обращении, ибо молитва есть устремление ума и сердца к Богу...»[3].
Подвижник, ученик св.Силуана Афонского – арх. Софроний (Сахаров) – тоже дает определение: «Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Само-сущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве– святое упоение нашего духа»[4].
«Молитва есть беседа ума с Богом»[5], – говорит ранний учитель аскетики авва Евагрий, чье догматическое учение было осуждено, но чьи аскетические книги весьма ценились.
Что общего у этих во многом различных определений? В чем святые и подвижники единодушны? Можно вывести общее определение, подчеркнув самое важное: молитва есть общение, связь, соединение с Богом.
Все остальные свойства молитвы: ее сложность, величие, важность, то, что молитва есть искусство из искусств, самое великое и сложное, – все это можно выводить из этого важнейшего определения.
Какие задачи стоят перед христианином? Глобальная задача – спасение. Но что она означает? Св. Афанасий Великий говорит: «…Божие Слово. Оно вочеловечелось, чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие»[6]. Значит Бог хочет, чтобы мы обожились, соединились с Ним по благодати, для указания же пути Он даровал нам Свои заповеди, а опыт многих столетий стяжания благодати дал Церкви еще и аскетические методы.
В процессе исторического развития Церкви выделились два основных пути человеческой жизни: путь мирянина и путь монашествующего. Эти пути говорят о различии способа жизни, разных попечениях. Даже разница между лаиком (верным, прихожанином/монахом) и священнослужителем не говорит об ином жительстве: женатый священник живет в тех же обстоятельствах, что и его мирская паства, а иеромонах живет в том же монастыре, что и его чада – простые монахи.
Поскольку основные труды св. отцов, рассказывающие о молитве, писались для назидания монахов, нужно понять, какие отличия есть у мирянина и монаха в образе жизни, в возможности молитвенного совершенствования. И поняв это различие, можно будет разумно брать некоторые советы монашествующим, которые окажутся годными и мирянину.
Кто такие миряне в контексте работы? Миряне – это люди, живущие посреди мира, живущие, как правило, в браке. Какие особенности у такой жизни можно выделить?
Можно сказать, что жизнь мирянина в целом связана с житейской суетой, постоянным вредным конфликтным контактом с разнообразными людьми, объективным недостатком времени и сил на духовную работу. Мирянин во многом связан своей семьей, своими обязательствами и долгом перед близкими. Это может быть как его путем к Богу, носимым крестом, так и сильнейшим искушением.
А кто такие монахи? Св. Игнатий Брянчанинов дает хорошее определение: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом, как сказал Апостол: “Прилепляйся Господеви бывает един дух с Господом”. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии»[8].
Существуют различные формы жительства монахов: «… общежитие, скит, безмолвие, отшельничество, затвор, пустынножитие означают собою разные роды иноческой жизни. Иноческим общежитием называется сожительство более или менее многочисленного собрания иноков, имеющих общее богослужение, общую трапезу и одежду, находящихся в заведовании одного настоятеля. Безмолвием называется сожительство двух или трех иноков в отдельной келлии, жительствующих по взаимному совету или по совету старшего, имеющих общую трапезу и одежду, отправляющих в течение пяти дней богослужение в келлии, а в субботу и воскресение приходящих к общественной службе в церковь. Отшельничеством называется жительство инока наедине»[9]. Но в общем виде, по крайней мере для монахов, учащихся своему монашескому образу жизни, есть общие особенности (автор описывает идеализированную ситуацию, для выявления особенностей и отличий от мирской жизни):
От монаха, если он не имеет особо важных послушаний, например настоятельского, ближние зависят мало. От отшельника вообще не зависят.
У монаха нет семьи, что убирает все связанные с этим попечения. Монах даже ослабляет (иногда рвет) связь с родителями и иными родственниками. Например, история: «Один из отцев разсказывал об авве Пимене и братиях его: когда они жили в Египте, мать их желала увидеть их и никак не могла. Заметив, что они идут в церковь, она встретила их, но они, увидев ее, возвратились и затворили дверь пред лицем ея. Она же, плача и рыдая, кричала пред дверью: дайте посмотреть на вас, дети мои возлюбленныя!»[10]. Аввы желали встретить мать не в этом суетном мире, но в горнем, о чем ей потом сказали и чем обрадовали.
При сравнении образа жизни, можно видеть, что жизнь монаха много более удобна для духовного совершенствования в молитве и богослужении, хотя имеет свои сложности, например отсутствие семьи, необходимость полного послушания. Но это не значит, что мирянин – это христианин второго сорта, просто его христианская жизнь отлична от жизни монаха. Соответственно, рекомендации о молитве, рассчитанные на монаха, часто невозможно прямо применить мирянину, а иногда они требуют творческого подхода, чтобы мирянин получил от рекомендаций пользу, а не вред, как бывает при попытке внешнего подражания монашеской жизни.
Какие у мирянина ограничения?
1. Мирянин не может быть в полном послушании духовному наставнику, поскольку он не может его постоянно видеть рядом с собой.
2. Мирянин, по крайней мере работающий и семейный, не может часто участвовать в богослужении, так как имеет множество попечений. Еженедельный поход в храм – это некая достойная средняя норма. Впрочем, к старости, после выхода на пенсию, ситуация у многих меняется на почти монашескую. Сколь часто почти на каждой службе видно одних и тех же сияющих смирением старушек и стариков – главных молитвенников прихода!
3. Мирянину в попечениях весьма сложно выделить достаточный отрезок времени для длинных молитвенных правил.
4. Вокруг мирянина живут люди светские, мирские. Искушения, связанные с давлением нехристианской внешней среды, для мирянина значимы. Намного меньше тех ближних, у которых можно чему-то духовно научиться.
Конечно, у монаха и мирянина в жизни одна и та же цель – быть со Христом, обожиться. Но в связи с разным образом жизни приходится в своей личной практике использовать несколько различные методы. В данной работе автор будет говорить о молитве, поскольку это важнейшая практика христианина – сама связь с Богом.
Зачастую для достижения совершенства в каком-либо деле требуется пройти определенные этапы. Человек сначала читает по буквам, потом по слогам, потом медленно и вслух, и только через годы начинает (и то не все люди) читать «про себя» многие сотни страниц за вечер, усваивая прочитанное.
Молитва – дело сложное, и процесс обучения и совершенствования в молитве тоже состоит из этапов. Разные авторы, писавшие о молитве, давали несколько различную классификацию, но говорили об одном и том же пути совершенствования. К сожалению, многие древние святые отцы писали очень образным языком, и хотя и говорили все о том же пути и даже о тех же этапах, но делали это столь образно, что свести их слова в классификацию по пунктам автору настоящей работы не удалось. Потому будут упоминаться лишь те авторы, классификации которых в настоящее время наиболее распространены.
Приведем несколько классификаций из разных авторов.
Св. Иоанн Лествичник пишет: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу»[11]. Пишет он для игумена монастыря, опытного монаха, а потому приводит этапы для опытных в молитве.
Знаток аскетики, живший в XIX веке, св. Феофан Затворник пишет: «Раза три говорил я вам о молитве: и той, когда читают молитвы со вниманием, и той, когда сами возносятся к Богу умом и сердцем, и той, когда непрестанно в горении духа предстоят Богу»[12]. Святитель в своей работе «4 слова о молитве» дает понятным и ясным языком советы по молитвенному деланию и приводит этапы, сообразуясь с нуждой обучения новоначальных. От особенностей чтения молитв по молитвослову через личную молитву и до высшей формы молитвы – предстояния Богу.
Современный теоретик исихазма арх. Иерофей (Влахос) описывает принятые этапы в делании Иисусовой молитвы: «В основном выделяются пять этапов. 1. Произнесение Иисусовой молитвы устами. Повторяя молитву вслух, мы одновременно стремимся сосредоточить внимание на ее словах. 2. Затем молитву принимает ум и произносит ее в себе; это и есть умная молитва. Вся она вновь заключается в слова, но сосредотачивается в уме. … 3. Затем молитва сходит в сердце. Сердце и ум объединяются и сливаются. Теперь внимание сосредотачивается на сердце и опять погружается в слова молитвы, главным же образом в имя Иисусово, которое является глубиной необозримой. 4. Молитва все более становится самодействующей. Она совершается, в то время как подвижник трудится, или же ест, или беседует, или находится в храме, или спит. “Я сплю, а сердце мое бдит” (Песн. 5, 2), — говорит Священное Писание. 5. Затем в душе ощущается божественный тихий огонь, который зажигает и веселит. В сердце вселяется благодать Христова. Устраивает обитель Святая Троица…»[13]. Арх. Иерофей пишет об особом виде молитвы – об Иисусовой молитве, техника которой особо разработана в традиции исихастов. Иисусову молитву практикуют не только монахи, но и миряне, потому она важна для настоящей работы.
Арх. Софроний (Сахаров), ученик св. Силуана Афонского, приводит классификацию, аналогичную классификации арх. Иерофея: «Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы:
1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах.
2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.
3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва.
4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.
5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света»[14].
С точки зрения классификации этот вариант удобней своей четкостью.
Все эти классификации видимым образом описывают единый процесс духовного развития в молитве, пусть и разными словами. Эти описания вполне созвучны более размытым образным описаниям, которые можно видеть у таких св. отцов, как, например, св. Исаак Сирин. Попробуем обобщить эти классификации.
Основными этапами, в которых полезно разбираться мирянину или пастырю мирян, понятным образом, будут первые три. Причем особое внимание надо сосредоточить на устной и умной молитве, как той основе, на которой, возможно, проявятся более глубокие плоды. Упомянутые этапы молитвы являются основными для практики большинства прихожан. Верное научение пастырем устной и умной молитве будет большой помощью пасомым в покаянии, богообщении и вообще в построении христианской жизни.
Как любое сложное дело, молитва требует определенных условий. Эти условия могут быть связаны с внешними обстоятельствами, с помощью людей и с особенностями собственно молитвенного делания.
В общем и целом что полезно для духовного развития аскета, то полезно и для молитвы. Отцы-аскеты обращались в первую очередь к монахам, потому в данном параграфе будут приведены условия, важные для монахов. Для чего? Для лучшего их осознания и поиска альтернативы в миру.
- Многие древние аскетические труды начинаются с убеждения читающего в пользе послушания, оставления своей воли и преподнесения себя в полное подчинение опытному духовному отцу – авве, который, глядя на дух послушника, с высокой вероятностью приведет его к совершенству. Интересна здесь история из предисловия к поучениям аввы Дорофея про ученика этого аввы – Досифея[15], который за 5 лет достиг высочайшего совершенства именно за счет полнейшего послушания своему наставнику и отсечения своей воли.
Св. Иоанн Лествичник во многих словах призывает к оставлению мира и послушанию. Например: «Двумя сими добродетелями (т. е. уклонением от мира и отвержением своей воли) преподобное послушание, как златыми крылами, безленостно восходит на небо»[16].
Многие истории из патериков говорят о послушании и отсечении своей воли. Вот две истории из «Древнего патерика»:
«12. Авва Миос Киликийский сказал: послушание — за послушание: кто слушает Бога, того и Бог услышит.
13. Авва Моисей сказал одному брату: стяжи послушание, от коего рождаются: смирение, терпение, великодушие, сокрушение, братолюбие, ибо сии суть — наши воинственныя орудия»[17].
Но при всей пользе иноческого послушания совершенно очевидно, что это послушание требует соблюдения важнейших условий, что, однако, не всегда возможно, по словам св. Игнатия Брянчанинова и св. Феофана Затворника, и в монастыре. Такое послушание требует духоносного наставника и истинного послушника, смиренного и готового учиться. Также требует духовной любви меж ними, любви как дара Божьего. Такое послушание ничуть не похоже на послушание подчиненного своему начальнику, которое необходимо из дисциплинарных и административных соображений. Силой, связывающей авву и послушника, является не их статус, но Любовь, которая и стяжается в этом подвиге, а никак не уважение к статусу начальника. И аскетическое послушание в полной мере невозможно для мирянина. Нельзя отсечь свою волю в послушании духовнику и быть в миру, потому что обязательным для человека является принятие определенных решений самостоятельно. Потому лукавят те, кто редкий аскетический монашеский идеал пробуют распространить и на отношения обычного пастыря и его мирян.
Но для пастыря и мирянина возможны отношения ученика и наставника, связанные такой же обоюдной духовной любовью. В этих отношениях нет отсечения воли и приказа в каждой мелочи, но есть отческий (или братский) совет и наставление. Поэтому столь хорошо иметь духовника для мирянина. Один современный пастырь называет такие отношения со своими духовными чадами «духовной дружбой», а самих чад «духовными друзьями».
- Для монаха как условие высшего совершенства является обязательным уход от суеты мира: «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества»[18]. Или «Для того чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в слове света стезей правых и святых, какие Духом указал и наименовал Псалмопевец (см.: Пс. 22, 3; 118, 35).»[19].
Понятно, это то, чем принципиально отличен монах от мирянина, – своим особым образом жизни вне дел житейских. Но и мирянин может помнить: чем меньше в его жизни бесполезной суеты[20], тем удобней ему будет совершенствоваться в молитве.
- Важным делом является пост. Но суть поста не в простом воздержании от тех или иных видов пищи, но в особой подготовке тела христианина к более успешной молитве. Разные виды пищи по-разному действуют на человека, способствуют разным страстям при излишнем или недостаточном снабжении человека питанием и тем усложняют правильную молитву. Св. Игнатий Брянчанинов учит о посте : «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостию в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка….»[21]. Пост нужен молитве. Марк Подвижник так пишет об этом: «…так и мы, если поработив тело свое, большим вниманием к себе не будем сеять семена молитвы; то выйдет, что мы потрудились против самих себя. Но может быть кто-нибудь скажет: если в молитве заключается главное дело правды, какая надобность в посте? Всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние: так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха»[22].
И это соединение, гармоничное использование поста в меру с молитвой, так, чтобы пост не виделся чем-то от молитвы отдельным, но именно условием и методом обеспечения правильной молитвы, автору работы видится весьма важным. Ведь сколько людей постятся только в рамках многодневных постов, попадают в больницу из-за вредности самой постовой диеты, когда она не одухотворена молитвой, но при том не воздержаны вне дней поста. Марк Подвижник пишет про неверный пост: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу (бывающее) бедствие: ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, возстанет и будет бороть нас…»[23], то есть нужна разумная мера и в нем.
- Дисциплина на молитве важна. Особенно регулярность молитвословий. «Предпочитаю правило легкое, но постоянно совершаемое, правилу трудному в начале, но скоро потом оставляемому»[24], – говорил св. авва Матой. Это требование особо важно для мирян, которые не имеют внешней дисциплины в виде монастырского устава, зато постоянно отвлекаемы попечениями. Отсюда можно видеть и нужду в индивидуально подобранном правиле, дабы оно без чрезмерных затруднений и к большой пользе могло исполняться мирянином.
- Имеет значение и поза тела при молитве, поклоны и коленопреклонения. Человек состоит не только из души или ума, но и из тела. Позиция тела может помогать молитве, а может мешать, будучи чрезмерно неудобной или расслабляющей, навевающей неудобные для молитвы мысли. «Но и то ведайте, что как всякое дело требует своего труда, так и в молитве надо потрудиться, и даже преутрудиться, и телом, и паче духом. Телу — стояние, поклоны, молитвословие; духу — внимание, чувство, отрешение от всего и устремление к Богу, совместный труд!»[25]
Можно видеть, что молитва требует не только произнесения слов молитв, не только правильного сердечного устроения, но для обеспечения последнего нужны и сопутствующие приемы: разумный пост, положение тела – нужные телу; дисциплина и избегание суеты и соблазнов – нужные душе. А наличие наставника-духовника весьма полезно уму и, как пример для следования, духу.
И даже из совета, данного преуспевшим инокам, вполне можно извлечь полезный урок мирянину или семейному священнослужителю, если не пробовать копировать способ жизни инока, но творчески приспосабливать совет к внешней жизни мирянина.
1. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты // Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.– М: Паломник, 2006 г.
2. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28. – СПб.: Благовест., 1996 г.
3. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. – М.:Правило веры., 2008 г..
4. Софроний Сахаров, архим. О молитве. – Сергиев Посад., 2010 г.
5. Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве // Творения аввы Евагрия. – Мартис., 1994 г.
6. Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога Слова // Творения. В 4 т., т.1, ТСЛ, 1902 г.
7. Древний Патерик. – Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г.
8. Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г.
9. Иерофей (Влахос), арх. Одна ночь в пустыне Святой Горы [Электронный документ].– URL: http://www.isihazm.ru/?id=1493. Дата обращения: 05.03.2013.
10. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.– ТСЛ., 2010 г.
11. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнеческие.– ТСЛ., 2008 г.
12. Игнатий Брянчанинов, свт. Чин внимания себе для живущего посреди мира.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г.
13. Игнатий Брянчанинов, свт. О посте.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г.
14. Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.// Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М., 1995 г.
15. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.6.–М: Паломник, 2004 г.
16. Феофан Затворник, свт. Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г.
17. Глобус Епархии. URL: http://globus.aquaviva.ru/. Дата обращения: 20.03.2013.
[1] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г. С.128.
[2] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С.234.
[3] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению.–М.:Правило веры., 2008 г., С.423-424.
[4] Софроний Сахаров, архим. О молитве.– Сергиев Посад., 2010 г., С.5.
[5] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г., С.78.
[6] Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога Слова.// Творения. В 4 т., т1.– ТСЛ, 1902 г., С.260.
[7] По материалам ресурса: Глобус Епархии.– URL: http://globus.aquaviva.ru/. Дата обращения: 20.03.2013.
[8] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г. С. 423.
[9] Там же. С. 424.
[10] Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь, 2009 г., С.132.
[11] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 237.
[12] Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.: Правило веры., 2007 г., С.57.
[13] Иерофей (Влахос), арх. Одна ночь в пустыне Святой Горы.– URL: http://www.isihazm.ru/?id=1493. Дата обращения: 05.03.2013.
[14] Софроний (Сахаров), арх. О молитве.– ТСЛ., 2003 г., С.168.
[15] Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.– ТСЛ., 2010 г., С.23-36.
[16] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 4.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 32.
[17] Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г.,С.408.
[18] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 1.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 16.
[19] Исаак Сирин, преп. Слова подвижнеческие.– ТСЛ., 2008 г., С.19.
[20] По: Игнатий Брянчанинов, свт. Чин внимания себе для живущего посреди мира.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г. С. 277.
[21] Игнатий Брянчанинов, свт. О посте.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.–М: Паломник, 2006 г. С. 121.
[22] Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.// Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М., 1995 г., С.161-162.
[23] Там же. С.161.
[24] Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.6.–М: Паломник, 2004 г. С. 274.
[25] Феофан Затворник, свт. Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.421.