21
  • Отзывы

Святыня брака

Опубликовано: 25 августа 2015

Автор

Булгаков Николай, священник

image
Аннотация. Портал "Богослов.Ru" публикует отзыв священника Николая Булгакова на проект документа «О церковном браке», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права. Автор аргументированно предлагает внести в документ некоторые корректировки.

Главная практическая задача настоящего церковного документа видится в том, чтобы поддержать институт семьи перед лицом нынешнего числа разводов, в том числе и венчанных супругов, когда мы видим, как диавол бьет по семьям, что называется, прямой наводкой. Ясно обозначить учение Церкви о недопустимости развода в принципе, о том, что развод – это деяние, противное правде Божией, что разделяет людей диавол и грех.

Что же с этой целью представляется важным добавить в документ, что подчеркнуть?

Прежде всего, учение Самого Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа о разводе.

Аще достоит человеку пустити жену свою по всякой вине? – был Ему вопрос. И ответ Спасителя ясен: нет. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает.Это – основа. Вот эту основу Спасителя хорошо бы обозначить в документе более ясно.

Господу сразу возразили. Глаголаша ему: что убо Моисей заповеда дати книгу распустную, и отпустити ю? Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша, изначала же не бысть тако.

То есть Господь ответил, что причина развода и снисхождения к человеку – не в неподъемной тяжести брака, а в нас самих, в немощи нашей – в том, что мы не всегда можем и хотим друг друга тяготы носити в браке, тем самым, по апостолу, исполняя закон Христов (Гал. 6, 2). Но ориентироваться нужно на слово Божие: слышать его и хранить (Лк. 11, 28). 

Хотелось бы в нынешнем церковном документе яснее разделить то, как было изначала, как должно быть, то есть норму, которая не может быть размыта без ущерба для христиан, – и отступление от нее. При этом здесь, как и во всем, желательна золотая середина. Чтобы, с одной стороны, чрезмерной строгостью церковных положений о браке не возлагать на супругов бремена неудобоносимые, а с другой – чтобы призывать их претерпевать до конца, ибо таковые, по слову Божию, спасены будут (Мф. 10, 22).

Далее Господь сказал: Глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит, и женяйся пущеницею, прелюбы деет (Мф. 19, 3, 6-9). Также и в разделе «Прекращение брака» говорится: «основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9)». Но в Евангелии есть также пример об отношении Спасителя ко грешнице, застигнутой в прелюбодеянии, которую полагалось по закону побить камнями и о которой Господь сказал: Иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню. И далее рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя? Никий же ли тебе осуди?.. Ни Аз тебе осуждаю, иди, и отселе ктому не согрешай (Ин. 8, 5-11). Святитель Феофан Затворник толкует евангельские слова о возможности развода в случае прелюбодеяния так: «Ну, а если случилось? Потерпи». И супруги, действительно, многое терпят – прежде всего, ради детей, как меньшее зло. И семья сохраняется.

Далее в документе говорится: «Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние». Представляется, что в этой широкой формулировке могут уместиться любые подлинные и мнимые причины для развода, которые прелюбодеянием по факту однако не являются, что это положение слишком расширительно трактует слова Спасителя.

Хотелось бы обозначить в документе положение о том, что практика так называемых «развенчиваний» не может быть нормой нашей церковной жизни. В том, что в обиход вошло это понятие, видится влияние на церковную жизнь светского представления о разводе, который ныне в миру считается допустимым, как и аборт. Но в недавнем прошлом даже и в безбожном светском государстве разводам, как и абортам, давалась ясная отрицательная общественная оценка, что проявлялось, в частности, в том, что возбуждающий дело о разводе в суде должен был дать об этом объявление в местной печати. Ныне существует практика, согласно которой желающим «прекратить церковный брак» выдают документ с такой, например, формулировкой: «В связи с распадом семьи и утратой гражданского брака, церковный брак утрачивает свою каноническую силу». Думается, что эта практика также должна пройти обсуждение. Раньше существовала иная практика. Супругам, которые после распада первого венчанного брака вступали в новый брак и регистрировали его в ЗАГСе, епархиальный архиерей, рассмотрев их конкретную жизненную ситуацию (наличие, скажем, детей в новом браке), выдавал письменное разрешение на второе венчание, а «развенчивания» не было. Не лучше ли вернуться к такой практике – ради укрепления института семьи?

Конечно, бывают самые разные жизненные ситуации, но Церковь, думается, прежде всего должна призывать супругов делать всё, чтобы сохранить семью – через молитву, покаяние, смирение обоих супругов. То есть всё то, о чем не говорится в миру. Но мир не знает главной силы, соединяющей людей, дающей им дар любви, дар смирения и терпения – силы Божией. Не знает, что Сам Господь, давая возбудительную благодатьжениху и невесте, дар взаимной любви, потом Сам может ослаблять эту благодать, попускать быть некоторым трудностям, дабы супруги крепли и возрастали в подлинной, жертвенной любви, в молитвенности, в покаянии, смирении и терпении, то есть спасались. Семья, близкая жизнь двух грешников, которые во взаимных любви и всепрощении несут свой крест и тем самым идут по пути спасения, потому и именуется Малой Церковью.

В вопросах существования семьи голос, можно сказать, принадлежит не только мужу и жене, но и их детям, ради которых семья прежде всего и создается. Желательно подчеркнуть, что полноценное воспитание возможно только в полной семье, поэтому вопрос единства семьи выходит за пределы личной жизни самих супругов, это их также христианский и общественный долг.

Желательно пропагандировать среди молодежи высокое духовное значение Таинства Венчания, важность его как основы брака, как помощь небесную в семейной жизни.

Вызывает сомнение такая формулировка проекта: «Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак». Не слишком ли это туманный образ: «уподоблены смерти»?

В документе есть выражение: «невиновная сторона в браке». Думается, далеко не всегда в браке возможно разделить стороны на виновную и невиновную. Может быть, к словам о том, что перед разводом приходским священникам надлежит «по возможности, увещевать супругов примириться», добавить еще, что даже если с супругом случилась беда: тяжелая болезнь, пьянство, наркомания, оставление церковной жизни или иное диавольское нападение, – то это может и не являться основанием для развода. Такой человек особенно нуждается в помощи – и в этой жертвенности есть высота христианской любви. Примеры тому в жизни существуют.

В 1-м разделе документа читаем: «Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству». В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы…» Здесь предлагается добавить: «На этих беседах рекомендуется предложить желающим обвенчаться перед этим таинством исповедоваться и причаститься св. Христовых Таин». То есть покаяться, в том числе в супружеских отношениях до брака, подвести черту под прошлой жизнью и начать новый ее этап.

Далее, хотелось бы предложить дополнить следующее положение: «Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности» словами: «и полноту всех таинств православной Церкви».

В «Настольной книге священно-церковно-служителя» С.В.Булгакова об этом говорится (т. 2, с. 1237):

«Весьма желательно укоренение древне-христианского обычая исполнения брачующимися христианского долга исповеди и св. причастия,с надлежащим, конечно, приготовлением к принятию оных св. таинств… По Кормчей (см. 50-ю гл.), «прежде венчания и благословения брачного да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть, приуготовити себе постом и молитвою и ко св. причащению». И каждый священник должен внушать желающим вступить в брак, что «законный брак есть вещь святая, темже и свято сию совершати достоит» (Кормч., 50 гл.)».

В проекте говорится о том, что Церковью «учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию», и что такой брак не отождествляется с блудом. При этом пастыри призываются разъяснять живущим таким образом парам, что «для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема». Хотелось бы это положение дополнить разъяснением о том, почему неприемлема, почему Таинство брака не заменяет его государственная регистрация. Полнота брака – это сочетание его юридической стороны и стороны духовной, как главной его стороны, поскольку брак строится на любви супругов друг к другу, а любовь является даром Божиим, сохраняется и укрепляется с Его благодатной помощью.

В разделе о браке с инославными и иноверными говорится: «Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками».

Не противоречит ли этому положению приводимое ниже в этом же разделе положение о том, что, «исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами»? Не будет ли полезным подчеркнуть и здесь, что подлинное духовное единство семьи, благотворно влияющее на воспитание детей, возможно только при единстве их веры?

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку