Опубликовано: 03 декабря 2025
Источник
Звонарёв С., прот. Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века // Бого-словский вестник. 2025. No 2 (57). С. 207–226. DOI: 10.31802/GB.2025.57.2.010

В Сербской Церкви уделяли повышенное внимание контактам с Русской Церковью и следили за кадровыми изменениями в руководстве Отдела внешних церковных сношений. Патриарх Сербский Герман (Джорич) поздравил епископа Подольского Никодима (Ротова) с архиерейской хиротонией и назначением на должность председателя ОВЦС[1]. Со стороны ОВЦС совершались ответные жесты внимания. По мнению специалиста по истории и современному состоянию отношений Русской и Сербской Православных Церквей А. Ю. Хошева, Московский Патриархат был заинтересован в активизации отношений с Сербской Церковью в условиях антицерковной хрущевской кампании в СССР[2].
По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарх Сербский Герман во главе представительной делегации Сербской Церкви в октябре 1961 г. совершил визиты в Москву, Загорск, Ленинград и Одессу[3]. Это было первое посещение Русской Церкви после избрания Патриарха Германа на Сербский Патриарший престол в сентябре 1958 г. Для визита, которому придавали большое значение не только в Сербской и Русской Церквах, но и в политических кругах Советского Союза и Югославии, готовилась почва. Эта поездка планировалась еще в 1959 г., однако не состоялась из-за отрицательного отношения к ней как со стороны правительства Югославии[4], так и со стороны самого Патриарха Германа[5]. Позиция Предстоятеля Сербской Церкви зависела от позиции югославских властей, о чем свидетельствовал посол СССР в Югославии И. К. Замчевский[6].
Однако уже в мае 1960 г. Патриарх Герман демонстрировал желание улучшить отношения с Московским Патриархатом и совершить визит в Москву[7]. Через представителя Русской Церкви при Сербском Патриаршем престоле велись переговоры о сроках визита и составе сербской церковной делегации. Московский церковный представитель сообщал Патриарху Алексию о настроениях Предстоятеля Сербской Церкви в плане предстоящего визита[8].
Декларируемая цель поездки заключалась в укреплении связей между Русской и Сербской Церквами и личных отношений между их предстоятелями, иерархами и священнослужителями, а также в обсуждении круга международных вопросов, в том числе позиций двух Церквей по отношению к готовящемуся Второму Ватиканскому собору. Была подготовлена обширная программа посещений.
Сербские гости были встречены на Киевском вокзале Москвы Святейшим Патриархом Алексием, архиереями и должностными лицами Русской Церкви. Состоялись встречи и общение двух предстоятелей. Патриарх Герман и сопровождающие его лица побывали в Троице-Сергиевой Лавре, где два Патриарха в сослужении иерархов Русской и Сербской Церквей в день памяти прп. Сергия Радонежского совершили Божественную Литургию[9], посетили московские, ленинградские и одесские храмы, Успенский мужской монастырь Одессы, Московскую и Ленинградскую духовные академии, Одесскую духовную семинарию. В Московской академии Патриарху Герману было объявлено об избрании его почетным членом духовной школы, ему вручили и соответствующий диплом. Настоятели храмов преподносили в дар высокому гостю иконы. По окончании молебнов с многолетиями Предстоятель Сербской Церкви обратился к верующим со словами приветствия, в которых подчеркнул единение двух Церквей и народов. Совместное богослужение двух Патриархов состоялось в Богоявленском кафедральном соборе Москвы при большом стечении верующих. В посольстве Югославии в Москве в честь сербской церковной делегации был устроен прием, который посетили Патриарх Алексий, иерархи и должностные лица Русской Церкви, руководство и сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви. Предстоятель Сербской Церкви пожелал встретиться с высшим руководством СССР, чтобы выразить одобрение и солидарность с мирной политикой советского правительства[10]. 16 октября Патриарх Герман с согласия Политбюро ЦК КПСС был принят председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым[11]. В материале, подготовленном к кремлевской встрече Советом по делам Русской Православной Церкви, отмечался дружественный настрой Патриарха Германа к Советскому Союзу и Русской Церкви, его одобрение политики СССР по утверждению мира между народами[12]. Такого внимания со стороны советского государства удостаивался далеко не всякий предстоятель поместной церкви. Высокий уровень приема в Кремле свидетельствовал о заинтересованности высшего партийного руководства в укреплении связей между СССР и Югославией, в том числе по церковной линии.
Главы Церквей выразили готовность развивать двусторонние отношения, укреплять братское взаимодействие с другими Поместными Церквами, контакты с инославными Церквами, объединять усилия по утверждению прочного и справедливого мира на земле[13]. По возвращении гостей на родину последовал обмен благодарственными письмами. Пожалуй, самую высокую оценку визиту Сербского Патриарха в СССР дал председатель ОВЦС архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим в своем ответном письме в Белград: «Этот визит Вашего Святейшества будет записан на страницах истории братских взаимоотношений между нашими Церквами»[14].
Итоги визита Сербского Патриарха в СССР изучались в Совете по делам Русской Православной Церкви. Члену Совета П. В. Макарцеву было поручено подготовить предложения по развитию дальнейших связей Московской Патриархии с Сербской Церковью[15].
Патриарх Герман пригласил Патриарха Алексия совершить ответный визит в пределы Сербской Церкви, на что последовало согласие. Этот визит состоялся 21–26 мая 1962 г. и стал вторым посещением Белграда Предстоятелем Русской Церкви[16]. Святейшего Патриарха Алексия сопровождала церковная делегация[17]. Советским правительством в столицу Югославии был организован специальный авиарейс, которым отправились члены московской церковной делегации. Предстоятеля в московском аэропорту провожал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедов. В Белграде были совершены торжественные богослужения с участием двух Патриархов. Патриарх Алексий и члены церковной делегации познакомились с жизнью Сербской Церкви, посетили Македонскую Православную Церковь, которая в то время имела статус самоуправляемой и находилась в каноническом общении с Предстоятелем Сербской Церкви. В честь церковных гостей из Москвы в посольстве СССР в Белграде поверенным в делах Советского Союза в Югославии П. С. Дедушкиным был устроен прием. Святейший Патриарх Алексий 26 мая имел встречу с президентом Югославии маршалом Иосипом Броз Тито.
В память о посещении Сербской Церкви Патриарх Алексий подарил патриаршему кафедральному собору церковную утварь и металлическую ризу на престол. Предстоятели констатировали сестринский характер отношений двух Церквей, объединенных живым и нерасторжимым союзом любви[18]. Члены русской церковной делегации архимандрит Питирим (Нечаев) и протоиерей А. Остапов писали в статье, помещенной на страницах «Журнала Московской Патриархии»: «Сердечными проводами и самыми добрыми пожеланиями завершилось недельное пребывание Святейшего Патриарха Алексия и его спутников в гостях у Сербской Церкви»[19].
Уже после завершения визита архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский Досифей (Стойковский) направил в адрес Русской Церкви экземпляры журнала Македонской Церкви «Вестник», где освещался визит Московского Патриарха, а в ответ получил экземпляры «Журнала Московской Патриархии» за 1962 г.
Патриарх Сербский Герман участвовал в торжествах по случаю 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви, которые состоялись в Москве в конце мая — начале июня 1968 г. Сопровождавшая Сербского Патриарха делегация состояла из трех человек — двух иерархов и патриаршего келейника. Патриарх Московский и всея Руси Пимен в октябре 1972 г. в сопровождении церковной делегации посетил Белград, где имел встречу и молитвенное общение с Патриархом Сербским Германом и иерархами Сербской Церкви, совершил поездки к древним монастырям и историческим местам Югославской земли. Сопровождавший Патриарха Пимена в поездке архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) свидетельствовал, в частности, о встрече московской церковной делегации жителями города Нови Сада: «Триумфальная встреча. Много народа. Нам рукоплещут»[20].
Предстоятель Русской Церкви встретился с председателем Исполнительного Вече (правительства) Социалистической Республики Сербии Миленко-Бояничем. Встречи на уровне руководства страны, в первую очередь с президентом Югославии Иосипом Броз Тито, не состоялись. В качестве причины председатель Комиссии по делам религий Сербии Вито Петкович назвал совещание И. Броз Тито с руководителями Сербии в дни визита Московского Патриарха[21]. В честь московской церковной делегации посол СССР в Югославии В. И. Степаков устроил прием.
По свидетельству сопровождавшего Предстоятеля Русской Церкви священника П. Бубуруза, несмотря на повышенное внимание к визиту Московского Патриарха со стороны священноначалия Сербской Церкви, югославские средства массовой информации вяло отреагировали на посещение. Лишь в газете «Политика» были помещены краткие статьи о визите московской церковной делегации и о встрече Патриарха Пимена с М. Бояничем[22].
Ранней осенью 1965 г. Москву посетила делегация Сербской Православной Церкви. Состоялись переговоры по широкому кругу вопросов из области межправославных и межхристианских отношений, экуменических контактов, участия в движении в защиту мира. Делегации Московского Патриархата не единожды направлялись в пределы Сербской Церкви.
Русская и Сербская Церкви выступали с общих позиций в межправославных отношениях. Так происходило на III Всеправославном совещании в ноябре 1964 г. на острове Родос. Святейший Патриарх Алексий писал по этому поводу сербскому собрату: «Успешное взаимосотрудничество делегаций двух наших Церквей <...> вселяет уверенность, что и в дальнейшем голоса братских Церквей Сербской и Русской неизменно и согласно будут отстаивать подлинные интересы Православия, содействовать укреплению и развитию дружбы между народами ФНРЮ и СССР»[23].
Как плодотворное характеризует А. Ю. Хошев взаимодействие Русской и Сербской Церквей на всеправославных совещаниях[24].
Между Русской и Сербской Церквами было достигнуто взаимопонимание в вопросе неприятия и исключения фактов сослужения с представителями раскольнических структур и групп, в первую очередь в США[25]. Предстоятели двух Церквей обменялись информацией о запрещении в священнослужении и лишении священного сана иерархов за организацию или участие в расколах[26].
Русская Церковь приняла к сведению решение Архиерейского Собора Сербской Церкви, собравшегося в сентябре 1967 г. на чрезвычайное заседание, о непризнании самопровозглашенной автокефалии Македонской Церкви[27].
Поздней осенью 1967 г. делегация Македонской Церкви прибыла в Москву для установления контакта со священноначалием Русской Церкви и передачи материалов о провозглашении автокефалии. Однако члены делегации не были приняты ни Предстоятелем Русской Церкви, ни руководством ОВЦС. Отказано было и в просьбе митрополита Досифея к Святейшему Патриарху Алексию и митрополиту Никодиму поздней осенью и в начале зимы 1969 г. принять делегацию Македонской Церкви для консультаций о ее вступлении в состав Всемирного совета церквей. Вопрос был перенесен на начало 1970 г.[28] По словам Патриарха Сербского Германа, представители Македонской Церкви не получили ожидаемой поддержки со стороны Московского Патриархата[29].
В то же время руководство ОВЦС принимало во внимание и тот факт, что самопровозглашение автокефалии произошло с санкции государственных властей Югославии, представители которых присутствовали при ее объявлении[30]. Сам Патриарх Герман полагал, что раскольнические действия Македонской Церкви поддержаны македонскими властями, государственные же деятели СФРЮ, хотя публично и не осудили их, считают неправильными[31].
Взаимодействие в миротворческой сфере и межхристианских контактах
Сербская Церковь была сторонницей мирных инициатив, приветствовала шаги на пути к всеобщему разоружению[32]. По просьбе председателя ОВЦС, сербский патриарх направил представителя Сербской Церкви — профессора протоиерея Бранко Цисаржа — на заседание Комитета продолжения Христианской мирной конференции, которое состоялось 16–18 мая 1962 г. в Карловых Варах.
Между Русской и Сербской Церквами было налажено консультативное сотрудничество в вопросах участия в межхристианских организациях. Патриарх Сербский Герман запрашивал мнение московского собрата о позиции Русской Церкви в отношении Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Ниборге (Дания)[33]. Взгляд из Москвы должен был помочь Сербской Церкви определиться с вопросом ее участия или неучастия в заседаниях КЕЦ, а также сформулировать замечания к статуту межцерковной организации. Сербский предстоятель информировал Патриарха Московского о том, что в январе 1965 г. направил делегацию Сербской Церкви в качестве наблюдателей в Аддис-Абебу на планируемую встречу Предстоятелей Православных Церквей с главами Древних Восточных Церквей. Патриарх Алексий, в свою очередь, сообщил о делегировании на эфиопскую встречу представителей Русской Церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом[34]. Патриарх Герман просил Патриарха Алексия сообщить о планах Москвы присутствовать на III Конгрессе апостолата мирян, который должен был пройти в Риме в октябре 1967 г., прежде принятия Сербской Церковью решения о направлении наблюдателей на римскую встречу[35]. Патриарх Сербский Герман из-за своего преждевременного отбытия с заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей, состоявшегося в августе 1969 г. в Кентербери, просил митрополита Никодима направить ему информацию о позиции Русской Церкви по обсуждаемым вопросам и о принятых ЦК решениях[36].
Сербская Церковь была заинтересована направлять своих студентов для обучения в духовных учебных заведениях Московского Патриархата. В ноябре 1963 г. Патриарх Сербский Герман, опираясь на договоренность о студенческом обмене, достигнутую в ходе пребывания делегации Сербской Церкви в СССР осенью 1961 г., направил на обучение в духовные школы Русской Церкви трех студентов[37]. Один из них, священник Авраам Васич, получил возможность и денежное вспомоществование от заместителя председателя ОВЦС епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) посетить Таллин и познакомиться с его церковной жизнью. По ходатайству архиепископа Охридского и Скопского, митрополита Македонского Досифея в 1965/66 учебном году в Московскую духовную академию был зачислен архидиакон Кирилл Поповский, вскоре хиротонисанный во епископа. В 1967 г. по просьбе предстоятеля Сербской Церкви в Московскую академию на обучение был принят Душан Давидович[38], а в сентябре 1971 г. — иеромонах Ефрем (Милютинович).
Направление молодых людей и священнослужителей из Югославии для обучения в духовных школах Русской Церкви преследовало цель укрепить связи между Церквами, а также пополнить кадры Сербской Церкви квалифицированными богословами. Последнее целеполагание было особенно актуально по той причине, что на протяжении предшествующих десятилетий сербские богословы воспитывались в протестантских университетах Западной Европы, что не могло не отразиться на содержании преподавания на богословском факультете Белградского университета и в семинариях Сербской Церкви, вакансии в которых заполняли православные выпускники протестантских учебных заведений.
Весной 1960 г. ОВЦС направил в адрес Патриарха Сербского Германа фильм «Торжество Православия» в семи частях на сербском языке, посвященный празднованию в Москве в 1958 г. 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. В торжествах тогда участвовала церковная делегация из Югославии, в состав которой входил епископ Жичский Герман (Джорич), в том же году избранный Предстоятелем Сербской Церкви. В августе 1964 г. председатель ОВЦС направил Сербскому Патриарху документальный фильм «Золотой юбилей», посвященный 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия, а в августе 1970 г. — пять комплектов грампластинок с записями церковных песнопений. Патриарх Герман имел возможность ответить взаимностью, когда в декабре 1965 г. получил просьбу митрополита Никодима оказать содействие в приобретении книг по истории Сербской Православной Церкви, изданных в Белграде и Сремских Карловцах[39].
Русская Церковь оказывала опосредованную финансовую помощь населению Югославии, страдавшему от стихийных бедствий. Так, Патриарх Алексий откликнулся на последствия разрушительного землетрясения, произошедшего в июле 1963 г. в Скопье. Предстоятель Русской Церкви перечислил денежные средства в Союз обществ Красного креста и Красного полумесяца СССР для покупки медикаментов и других необходимых предметов[40]. Руководство Московского Патриархата шло навстречу частным просьбам иерархов и священнослужителей Сербской Церкви. Так, епископ Преспанско-Битольский Климент (Трайковский) неоднократно просил содействия председателя ОВЦС в получении медицинских препаратов для лечения туберкулеза. С ходатайством о получении советских лекарств в ОВЦС обращался и священник Йоан Гайер. Просьбы всякий раз исполнялись и лекарства передавались через посольство СССР в Белграде[41]. В ответ на прошения преподавателей духовной семинарии в Призрене — священника Василия Ивошевича и иеромонаха Никодима (Буракова) — им были направлены экземпляры Типикона, изданного в Москве в 1954 г. Кроме того, отцу Василию также направлялись из ОВЦС и Издательского отдела Московской Патриархии Следованная Псалтирь, новое издание Библии и собрание слов и проповедей Патриарха Алексия.
Тесным связям двух славянских Православных Церквей служило подворье Русской Церкви, расположенное в Белграде. Настоятелем подворья на протяжении всего изучаемого периода служил представитель русской эмиграции, выпускник богословского факультета Белградского университета протоиерей Виталий Тарасьев, который нес не только богослужебные и пастырские труды, но и представлял Русскую Церковь при Сербском Патриаршем престоле.
Святейший Патриарх Герман периодически совершал богослужения в храме подворья в честь Святой Троицы, преимущественно в дни престольных праздников. Традиционные при таких посещениях приветственные слова предстоятеля Сербской Церкви по окончании богослужения содержали признание единства духовных корней народов СССР и Югославии, братских отношений двух Церквей.
Одной из задач подворья было духовное окормление эмигрантов из советской России, осевших в Югославии. В Белграде проживал известный канонист и церковный историк, доктор церковного права профессор С. В. Троицкий. В Архиве ОВЦС сохранились его письма в адрес Патриарха Алексия и митрополита Никодима, в которых церковный ученый сообщал о своих академических и научных трудах, поиске канонической и исторической правды в вопросе появления и деятельности Русской Православной Церкви Заграницей[42].
В православной и даже католической среде в Югославии отмечался большой интерес к официальному изданию Русской Церкви «Журналу Московской Патриархии», на страницах которого публиковалась хроника церковной жизни, официальные документы, исторические заметки, проповеди и некрологи. В связи с ростом числа подписчиков, протоиерей В. Тарасьев в 1965 г. ходатайствовал перед ОВЦС об увеличении количества экземпляров журнала, направляемых в адрес подворья в Белграде, с 60 до 80 номеров, а в 1967 г. — до 100 номеров[43].
Контакты русского церковного подворья в Белграде с советским посольством в Югославии были менее выражены и содержательны на фоне активности других представительств Русской Церкви. Однако советская дипломатическая миссия не отказывала подворью в необходимом содействии. Так, Московской Патриархией на счет посольства Советского Союза в Белграде направлялись денежные средства для строительства здания канцелярии при храме подворья. Посол СССР в Белграде И. А. Бенедиктов направлял инженера посольства для консультаций в вопросе завершения строительства церковного объекта. Кроме того, советское посольство в Белграде отслеживало события и тенденции в жизни Сербской Церкви, по запросу Совета по делам Русской Православной Церкви (религий) давало отзывы о позиции руководства Сербской и Македонской Церквей по отношению к Советскому Союзу, о настрое в их контактах с Московским Патриархатом[44].
Патриарх Сербский Герман в 1966 г. выражал желание направить в Москву своего представителя при Московском Патриаршем престоле. Еще в 1948 г. для размещения подворья Сербской Церкви был предоставлен московский храм Святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а настоятелем назначен сербский клирик иеромонах Прохор (Якшич). Однако он не получил въездную визу в СССР и не смог приступить к служению из-за ухудшения политических отношений между СССР и Югославией. Последующие попытки назначения сербского церковного представителя в Москву также не увенчались успехом вплоть до 1999 г.
В заключение исторического обзора мы приходим к выводу о том, что отношения Русской и Сербской Православных Церквей характеризовались духом братского сотрудничества и взаимопомощи. Диапазон общих интересов был обширен: обмен визитами церковных делегаций, в том числе возглавляемых предстоятелями, знакомство и установление контактов на уровне иерархов и священнослужителей, информационное сотрудничество, направление студентов для обучения в духовных учебных заведениях СССР, помощь жителям Югославии, пострадавшим от стихийных бедствий, а также отдельным представителям Сербской Церкви. Московский Патриархат рассматривал Сербскую Церковь как союзницу в межправославных отношениях, партнера в движении за мир и ядерное разоружение. Между двумя Церквами было достигнуто общее понимание непризнания расколов, вызывавших болезненную реакцию как в Москве, так и в Белграде. В области межхристианских контактов Русская и Сербская Церкви поддерживали консультативное сотрудничество. Большую роль в развитии двусторонних церковных связей играло подворье Русской Церкви в Белграде.
Отношения Церквей не были свободны от политики СССР и ФНРЮ (СФРЮ), власти которых оказывали большое влияние на внешнюю церковную деятельность. Советское правительство было заинтересовано в развитии межцерковных связей. Значение таких связей особенно возрастало в то время, когда власти искали пути разрядки политической напряженности между двумя странами.
Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 23.01.1960 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 49-А. [1960.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 16.05.1960 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС епископу Подольскому Никодиму от 11.08.1960 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 49-А. [1960.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 1.10.1960 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1961.] Письмо председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 16 от 4.01.1962 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1962.] Письмо епископа Преспанско-Битольского Климента председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 28.06.1962 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1963.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3313 от 6.11.1963 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 898 от 20.03.1964 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 18.10.1964 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3919 от 30.12.1964 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо Патриарха Германа Патриарху Алексию № 3271/64 от 19.02.1965 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 4.06.1965 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50-А. [1965.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС архиепископу Таллинскому и Эстонскому Алексию от 20.07.1965 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 1589 от 15.12.1965 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1967.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 522 от 28.02.1967 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50-А. [1967.] Письмо протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС епископу Зарайскому Ювеналию от 1.03.1967 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 22.08.1969 г. С. 1.
Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима митрополиту Досифею от 19.11.1969 г. С. 1.
Блокнот с дневниковыми заметками, сделанными во время посещения Православных Поместных Церквей: Сербской, Румынской и Элладской в составе делегации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Окт. 1972 // НИОР РГБ. Ф. 938. К. 15. Ед. хр. 12. Л. 22.
Выписка из протокола № 351 заседания Президиума ЦК КПСС от 14.10.1961 г. // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 135.
Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС о приглашении в СССР Патриарха Сербской Православной Церкви № 50/с от 4.04.1961 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 190. Л. 93.
Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 145с от 7.08.1963 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 10. Л. 175.
Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Церкви Германом 18 октября 1967 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 569 от 25.10.1967 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 40. Л. 104.
Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Православной Церкви Германом 6 ноября 1970 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 866 от 4.12.1970 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 288. Л. 274.
Запись беседы советника посольства СССР в СФРЮ Ю. А. Брагина с председателем Комиссии по делам религий Сербии Вито Петковичем 17.10.1972 г. Из дневника Ю. А. Брагина № 671 от 26.10.1972 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 466. Л. 5.
К приему товарищем Л. И. Брежневым Патриарха Сербской и Македонской Православной Церкви Германа. Материал, препровожденный письмом председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедовым в Секретариат Л. И. Брежнева № 1925 от 14.10.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 308. Л. 35.
Копия письма настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 16.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 39–41.
О необходимости встречи с Патриархом Сербским Германом. Записка председателя ОВЦС митрополита Никодима [без даты] // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 207. Л. 12.
О приеме товарищем Л. И. Брежневым Сербского Патриарха Германа. Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 155/с от 9.10.1961 г. // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 136.
Отчет священника П. Бубуруза председателю ОВЦС митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию о посещении делегацией Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом Сербской, Элладской и Румынской Православных Церквей 12–31 октября 1972 г. от 5.11.1972 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 526. Л. 23–42.
Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3115 от 25.09.1967 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 273. Л. 24–26.
Письмо посла СССР в ФНРЮ А. М. Пузанова председателю Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедову № 269 от 13.09.1962 г. // АВПРФ. Ф. 0144. Оп. 48. П. 198. Д. 18. Л. 7.
Письмо посла СССР в ФНРЮ И. К. Замчевского заведующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 142 от 26.06.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 43.
Письмо председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова заве-дующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 158/с от 30.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 38.
Протокол № 15 заседания Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 26.10.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1841. Л. 114.
Коммюнике о встрече Патриарха Сербского и Македонского Германа и Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 28.05.1962 г. // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 7. С. 26–27.
Совместное коммюнике глав Сербской и Русской Православных Церквей от 19.10.1961 г. // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 11. С. 30–31.
Питирим (Нечаев), архим., Остапов А., прот. Во имя единения и мира. Посещение Святейшим Патриархом Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархатов // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 7. С. 3–26.
Хошев А. Ю. Мост единства над бездной распада. Русско-сербские межцерковные отношения в условиях войн на территории бывшей Югославии в 1991–1995 гг. Москва: Изд. дом «Познание», 2022.
Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в XX веке (история взаимоотношений). Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд. СПбПДА, 2016.
Источник
Звонарёв С., прот. Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века // Бого-словский вестник. 2025. No 2 (57). С. 207–226. DOI: 10.31802/GB.2025.57.2.010