31
  • Научные статьи

Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века

Опубликовано: 03 декабря 2025

Автор

image

Звонарёв Сергий Леонидович, протоиерей

Кандидат богословия, Доктор церковной истории. Секретарь по делам дальнего зарубежья, Отдел внешних церковных связей

Источник

Звонарёв С., прот. Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века // Бого-словский вестник. 2025. No 2 (57). С. 207–226. DOI: 10.31802/GB.2025.57.2.010

image
Аннотация. Представленная читателю статья знакомит со страницами взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова) (1960–1972 гг.). Исследование касается Церквей, межправославного сотрудничества, борьбы за мирное сосуществование народов, межхристианского общения, студенческих и информационных обменов, оказания гуманитарной помощи. По мнению исследователя, важную роль в поддержании высокого уровня межцерковного взаимодействия играло подворье Московского Патриархата в Белграде. Также автор приходит к выводу о том, что взаимодействие двух Церквей зависело от политического фона взаимоотношений советских и югославских властей. Руководство Советского Союза и Югославии поддерживало развитие русско-сербских церковных связей, поскольку они служили дополнительной опорой контактам на межгосударственном уровне. При работе автор статьи пользовался документами и материалами церковных и светских архивов, в первую очередь архива Отдела внешних церковных связей, публикациями участников событий изучаемого периода в церковной периодике, а также немногочисленными научными работами современных ученых. Автор приходит к выводу, что отношения двух Церквей имели братский и добрососедский характер, что проявлялось в различных сферах: личных встречах и общении на уровне предстоятелей и официальных представителей. История добрососедских связей Русской и Сербской Православных Церквей уходит в глубь веков. Отношения сербского патриарха и Священного Синода Сербской Церкви к Московскому Патриархату оценивались официальными представителями последнего как очень благожелательные. В 1960-х — начале 1970-х гг. на межцерковных контактах сказывались отношения СССР и Югославии, которые временами бывали в кризисе.

Взаимное внимание и посещения на высшем церковном уровне

В Сербской Церкви уделяли повышенное внимание контактам с Русской Церковью и следили за кадровыми изменениями в руководстве Отдела внешних церковных сношений. Патриарх Сербский Герман (Джорич) поздравил епископа Подольского Никодима (Ротова) с архиерейской хиротонией и назначением на должность председателя ОВЦС[1]. Со стороны ОВЦС совершались ответные жесты внимания. По мнению специалиста по истории и современному состоянию отношений Русской и Сербской Православных Церквей А. Ю. Хошева, Московский Патриархат был заинтересован в активизации отношений с Сербской Церковью в условиях антицерковной хрущевской кампании в СССР[2].

По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарх Сербский Герман во главе представительной делегации Сербской Церкви в октябре 1961 г. совершил визиты в Москву, Загорск, Ленинград и Одессу[3]. Это было первое посещение Русской Церкви после избрания Патриарха Германа на Сербский Патриарший престол в сентябре 1958 г. Для визита, которому придавали большое значение не только в Сербской и Русской Церквах, но и в политических кругах Советского Союза и Югославии, готовилась почва. Эта поездка планировалась еще в 1959 г., однако не состоялась из-за отрицательного отношения к ней как со стороны правительства Югославии[4], так и со стороны самого Патриарха Германа[5]. Позиция Предстоятеля Сербской Церкви зависела от позиции югославских властей, о чем свидетельствовал посол СССР в Югославии И. К. Замчевский[6].

Однако уже в мае 1960 г. Патриарх Герман демонстрировал желание улучшить отношения с Московским Патриархатом и совершить визит в Москву[7]. Через представителя Русской Церкви при Сербском Патриаршем престоле велись переговоры о сроках визита и составе сербской церковной делегации. Московский церковный представитель сообщал Патриарху Алексию о настроениях Предстоятеля Сербской Церкви в плане предстоящего визита[8].

Декларируемая цель поездки заключалась в укреплении связей между Русской и Сербской Церквами и личных отношений между их предстоятелями, иерархами и священнослужителями, а также в обсуждении круга международных вопросов, в том числе позиций двух Церквей по отношению к готовящемуся Второму Ватиканскому собору. Была подготовлена обширная программа посещений.

Сербские гости были встречены на Киевском вокзале Москвы Святейшим Патриархом Алексием, архиереями и должностными лицами Русской Церкви. Состоялись встречи и общение двух предстоятелей. Патриарх Герман и сопровождающие его лица побывали в Троице-Сергиевой Лавре, где два Патриарха в сослужении иерархов Русской и Сербской Церквей в день памяти прп. Сергия Радонежского совершили Божественную Литургию[9], посетили московские, ленинградские и одесские храмы, Успенский мужской монастырь Одессы, Московскую и Ленинградскую духовные академии, Одесскую духовную семинарию. В Московской академии Патриарху Герману было объявлено об избрании его почетным членом духовной школы, ему вручили и соответствующий диплом. Настоятели храмов преподносили в дар высокому гостю иконы. По окончании молебнов с многолетиями Предстоятель Сербской Церкви обратился к верующим со словами приветствия, в которых подчеркнул единение двух Церквей и народов. Совместное богослужение двух Патриархов состоялось в Богоявленском кафедральном соборе Москвы при большом стечении верующих. В посольстве Югославии в Москве в честь сербской церковной делегации был устроен прием, который посетили Патриарх Алексий, иерархи и должностные лица Русской Церкви, руководство и сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви. Предстоятель Сербской Церкви пожелал встретиться с высшим руководством СССР, чтобы выразить одобрение и солидарность с мирной политикой советского правительства[10]. 16 октября Патриарх Герман с согласия Политбюро ЦК КПСС был принят председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым[11]. В материале, подготовленном к кремлевской встрече Советом по делам Русской Православной Церкви, отмечался дружественный настрой Патриарха Германа к Советскому Союзу и Русской Церкви, его одобрение политики СССР по утверждению мира между народами[12]. Такого внимания со стороны советского государства удостаивался далеко не всякий предстоятель поместной церкви. Высокий уровень приема в Кремле свидетельствовал о заинтересованности высшего партийного руководства в укреплении связей между СССР и Югославией, в том числе по церковной линии.

Главы Церквей выразили готовность развивать двусторонние отношения, укреплять братское взаимодействие с другими Поместными Церквами, контакты с инославными Церквами, объединять усилия по утверждению прочного и справедливого мира на земле[13]. По возвращении гостей на родину последовал обмен благодарственными письмами. Пожалуй, самую высокую оценку визиту Сербского Патриарха в СССР дал председатель ОВЦС архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим в своем ответном письме в Белград: «Этот визит Вашего Святейшества будет записан на страницах истории братских взаимоотношений между нашими Церквами»[14].

Итоги визита Сербского Патриарха в СССР изучались в Совете по делам Русской Православной Церкви. Члену Совета П. В. Макарцеву было поручено подготовить предложения по развитию дальнейших связей Московской Патриархии с Сербской Церковью[15].

Патриарх Герман пригласил Патриарха Алексия совершить ответный визит в пределы Сербской Церкви, на что последовало согласие. Этот визит состоялся 21–26 мая 1962 г. и стал вторым посещением Белграда Предстоятелем Русской Церкви[16]. Святейшего Патриарха Алексия сопровождала церковная делегация[17]. Советским правительством в столицу Югославии был организован специальный авиарейс, которым отправились члены московской церковной делегации. Предстоятеля в московском аэропорту провожал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедов. В Белграде были совершены торжественные богослужения с участием двух Патриархов. Патриарх Алексий и члены церковной делегации познакомились с жизнью Сербской Церкви, посетили Македонскую Православную Церковь, которая в то время имела статус самоуправляемой и находилась в каноническом общении с Предстоятелем Сербской Церкви. В честь церковных гостей из Москвы в посольстве СССР в Белграде поверенным в делах Советского Союза в Югославии П. С. Дедушкиным был устроен прием. Святейший Патриарх Алексий 26 мая имел встречу с президентом Югославии маршалом Иосипом Броз Тито.

В память о посещении Сербской Церкви Патриарх Алексий подарил патриаршему кафедральному собору церковную утварь и металлическую ризу на престол. Предстоятели констатировали сестринский характер отношений двух Церквей, объединенных живым и нерасторжимым союзом любви[18]. Члены русской церковной делегации архимандрит Питирим (Нечаев) и протоиерей А. Остапов писали в статье, помещенной на страницах «Журнала Московской Патриархии»: «Сердечными проводами и самыми добрыми пожеланиями завершилось недельное пребывание Святейшего Патриарха Алексия и его спутников в гостях у Сербской Церкви»[19].

Уже после завершения визита архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский Досифей (Стойковский) направил в адрес Русской Церкви экземпляры журнала Македонской Церкви «Вестник», где освещался визит Московского Патриарха, а в ответ получил экземпляры «Журнала Московской Патриархии» за 1962 г.

Патриарх Сербский Герман участвовал в торжествах по случаю 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви, которые состоялись в Москве в конце мая — начале июня 1968 г. Сопровождавшая Сербского Патриарха делегация состояла из трех человек — двух иерархов и патриаршего келейника. Патриарх Московский и всея Руси Пимен в октябре 1972 г. в сопровождении церковной делегации посетил Белград, где имел встречу и молитвенное общение с Патриархом Сербским Германом и иерархами Сербской Церкви, совершил поездки к древним монастырям и историческим местам Югославской земли. Сопровождавший Патриарха Пимена в поездке архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) свидетельствовал, в частности, о встрече московской церковной делегации жителями города Нови Сада: «Триумфальная встреча. Много народа. Нам рукоплещут»[20].

Предстоятель Русской Церкви встретился с председателем Исполнительного Вече (правительства) Социалистической Республики Сербии Миленко-Бояничем. Встречи на уровне руководства страны, в первую очередь с президентом Югославии Иосипом Броз Тито, не состоялись. В качестве причины председатель Комиссии по делам религий Сербии Вито Петкович назвал совещание И. Броз Тито с руководителями Сербии в дни визита Московского Патриарха[21]. В честь московской церковной делегации посол СССР в Югославии В. И. Степаков устроил прием.

По свидетельству сопровождавшего Предстоятеля Русской Церкви священника П. Бубуруза, несмотря на повышенное внимание к визиту Московского Патриарха со стороны священноначалия Сербской Церкви, югославские средства массовой информации вяло отреагировали на посещение. Лишь в газете «Политика» были помещены краткие статьи о визите московской церковной делегации и о встрече Патриарха Пимена с М. Бояничем[22].

Ранней осенью 1965 г. Москву посетила делегация Сербской Православной Церкви. Состоялись переговоры по широкому кругу вопросов из области межправославных и межхристианских отношений, экуменических контактов, участия в движении в защиту мира. Делегации Московского Патриархата не единожды направлялись в пределы Сербской Церкви.

Сотрудничество Церквей в сфере межправославных отношений

Русская и Сербская Церкви выступали с общих позиций в межправославных отношениях. Так происходило на III Всеправославном совещании в ноябре 1964 г. на острове Родос. Святейший Патриарх Алексий писал по этому поводу сербскому собрату: «Успешное взаимосотрудничество делегаций двух наших Церквей <...> вселяет уверенность, что и в дальнейшем голоса братских Церквей Сербской и Русской неизменно и согласно будут отстаивать подлинные интересы Православия, содействовать укреплению и развитию дружбы между народами ФНРЮ и СССР»[23].

Как плодотворное характеризует А. Ю. Хошев взаимодействие Русской и Сербской Церквей на всеправославных совещаниях[24].

Между Русской и Сербской Церквами было достигнуто взаимопонимание в вопросе неприятия и исключения фактов сослужения с представителями раскольнических структур и групп, в первую очередь в США[25]. Предстоятели двух Церквей обменялись информацией о запрещении в священнослужении и лишении священного сана иерархов за организацию или участие в расколах[26].

Русская Церковь приняла к сведению решение Архиерейского Собора Сербской Церкви, собравшегося в сентябре 1967 г. на чрезвычайное заседание, о непризнании самопровозглашенной автокефалии Македонской Церкви[27].

Поздней осенью 1967 г. делегация Македонской Церкви прибыла в Москву для установления контакта со священноначалием Русской Церкви и передачи материалов о провозглашении автокефалии. Однако члены делегации не были приняты ни Предстоятелем Русской Церкви, ни руководством ОВЦС. Отказано было и в просьбе митрополита Досифея к Святейшему Патриарху Алексию и митрополиту Никодиму поздней осенью и в начале зимы 1969 г. принять делегацию Македонской Церкви для консультаций о ее вступлении в состав Всемирного совета церквей. Вопрос был перенесен на начало 1970 г.[28] По словам Патриарха Сербского Германа, представители Македонской Церкви не получили ожидаемой поддержки со стороны Московского Патриархата[29].

В то же время руководство ОВЦС принимало во внимание и тот факт, что самопровозглашение автокефалии произошло с санкции государственных властей Югославии, представители которых присутствовали при ее объявлении[30]. Сам Патриарх Герман полагал, что раскольнические действия Македонской Церкви поддержаны македонскими властями, государственные же деятели СФРЮ, хотя публично и не осудили их, считают неправильными[31].

Взаимодействие в миротворческой сфере и межхристианских контактах

Сербская Церковь была сторонницей мирных инициатив, приветствовала шаги на пути к всеобщему разоружению[32]. По просьбе председателя ОВЦС, сербский патриарх направил представителя Сербской Церкви — профессора протоиерея Бранко Цисаржа — на заседание Комитета продолжения Христианской мирной конференции, которое состоялось 16–18 мая 1962 г. в Карловых Варах.

Между Русской и Сербской Церквами было налажено консультативное сотрудничество в вопросах участия в межхристианских организациях. Патриарх Сербский Герман запрашивал мнение московского собрата о позиции Русской Церкви в отношении Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Ниборге (Дания)[33]. Взгляд из Москвы должен был помочь Сербской Церкви определиться с вопросом ее участия или неучастия в заседаниях КЕЦ, а также сформулировать замечания к статуту межцерковной организации. Сербский предстоятель информировал Патриарха Московского о том, что в январе 1965 г. направил делегацию Сербской Церкви в качестве наблюдателей в Аддис-Абебу на планируемую встречу Предстоятелей Православных Церквей с главами Древних Восточных Церквей. Патриарх Алексий, в свою очередь, сообщил о делегировании на эфиопскую встречу представителей Русской Церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом[34]. Патриарх Герман просил Патриарха Алексия сообщить о планах Москвы присутствовать на III Конгрессе апостолата мирян, который должен был пройти в Риме в октябре 1967 г., прежде принятия Сербской Церковью решения о направлении наблюдателей на римскую встречу[35]. Патриарх Сербский Герман из-за своего преждевременного отбытия с заседания Центрального комитета Всемирного совета церквей, состоявшегося в августе 1969 г. в Кентербери, просил митрополита Никодима направить ему информацию о позиции Русской Церкви по обсуждаемым вопросам и о принятых ЦК решениях[36].

Студенческие обмены

Сербская Церковь была заинтересована направлять своих студентов для обучения в духовных учебных заведениях Московского Патриархата. В ноябре 1963 г. Патриарх Сербский Герман, опираясь на договоренность о студенческом обмене, достигнутую в ходе пребывания делегации Сербской Церкви в СССР осенью 1961 г., направил на обучение в духовные школы Русской Церкви трех студентов[37]. Один из них, священник Авраам Васич, получил возможность и денежное вспомоществование от заместителя председателя ОВЦС епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) посетить Таллин и познакомиться с его церковной жизнью. По ходатайству архиепископа Охридского и Скопского, митрополита Македонского Досифея в 1965/66 учебном году в Московскую духовную академию был зачислен архидиакон Кирилл Поповский, вскоре хиротонисанный во епископа. В 1967 г. по просьбе предстоятеля Сербской Церкви в Московскую академию на обучение был принят Душан Давидович[38], а в сентябре 1971 г. — иеромонах Ефрем (Милютинович).

Направление молодых людей и священнослужителей из Югославии для обучения в духовных школах Русской Церкви преследовало цель укрепить связи между Церквами, а также пополнить кадры Сербской Церкви квалифицированными богословами. Последнее целеполагание было особенно актуально по той причине, что на протяжении предшествующих десятилетий сербские богословы воспитывались в протестантских университетах Западной Европы, что не могло не отразиться на содержании преподавания на богословском факультете Белградского университета и в семинариях Сербской Церкви, вакансии в которых заполняли православные выпускники протестантских учебных заведений.

Проявления братской любви и заботы

Весной 1960 г. ОВЦС направил в адрес Патриарха Сербского Германа фильм «Торжество Православия» в семи частях на сербском языке, посвященный празднованию в Москве в 1958 г. 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. В торжествах тогда участвовала церковная делегация из Югославии, в состав которой входил епископ Жичский Герман (Джорич), в том же году избранный Предстоятелем Сербской Церкви. В августе 1964 г. председатель ОВЦС направил Сербскому Патриарху документальный фильм «Золотой юбилей», посвященный 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия, а в августе 1970 г. — пять комплектов грампластинок с записями церковных песнопений. Патриарх Герман имел возможность ответить взаимностью, когда в декабре 1965 г. получил просьбу митрополита Никодима оказать содействие в приобретении книг по истории Сербской Православной Церкви, изданных в Белграде и Сремских Карловцах[39].

Русская Церковь оказывала опосредованную финансовую помощь населению Югославии, страдавшему от стихийных бедствий. Так, Патриарх Алексий откликнулся на последствия разрушительного землетрясения, произошедшего в июле 1963 г. в Скопье. Предстоятель Русской Церкви перечислил денежные средства в Союз обществ Красного креста и Красного полумесяца СССР для покупки медикаментов и других необходимых предметов[40]. Руководство Московского Патриархата шло навстречу частным просьбам иерархов и священнослужителей Сербской Церкви. Так, епископ Преспанско-Битольский Климент (Трайковский) неоднократно просил содействия председателя ОВЦС в получении медицинских препаратов для лечения туберкулеза. С ходатайством о получении советских лекарств в ОВЦС обращался и священник Йоан Гайер. Просьбы всякий раз исполнялись и лекарства передавались через посольство СССР в Белграде[41]. В ответ на прошения преподавателей духовной семинарии в Призрене — священника Василия Ивошевича и иеромонаха Никодима (Буракова) — им были направлены экземпляры Типикона, изданного в Москве в 1954 г. Кроме того, отцу Василию также направлялись из ОВЦС и Издательского отдела Московской Патриархии Следованная Псалтирь, новое издание Библии и собрание слов и проповедей Патриарха Алексия.

Подворье Русской Православной Церкви в Белграде

Тесным связям двух славянских Православных Церквей служило подворье Русской Церкви, расположенное в Белграде. Настоятелем подворья на протяжении всего изучаемого периода служил представитель русской эмиграции, выпускник богословского факультета Белградского университета протоиерей Виталий Тарасьев, который нес не только богослужебные и пастырские труды, но и представлял Русскую Церковь при Сербском Патриаршем престоле.

Святейший Патриарх Герман периодически совершал богослужения в храме подворья в честь Святой Троицы, преимущественно в дни престольных праздников. Традиционные при таких посещениях приветственные слова предстоятеля Сербской Церкви по окончании богослужения содержали признание единства духовных корней народов СССР и Югославии, братских отношений двух Церквей.

Одной из задач подворья было духовное окормление эмигрантов из советской России, осевших в Югославии. В Белграде проживал известный канонист и церковный историк, доктор церковного права профессор С. В. Троицкий. В Архиве ОВЦС сохранились его письма в адрес Патриарха Алексия и митрополита Никодима, в которых церковный ученый сообщал о своих академических и научных трудах, поиске канонической и исторической правды в вопросе появления и деятельности Русской Православной Церкви Заграницей[42].

В православной и даже католической среде в Югославии отмечался большой интерес к официальному изданию Русской Церкви «Журналу Московской Патриархии», на страницах которого публиковалась хроника церковной жизни, официальные документы, исторические заметки, проповеди и некрологи. В связи с ростом числа подписчиков, протоиерей В. Тарасьев в 1965 г. ходатайствовал перед ОВЦС об увеличении количества экземпляров журнала, направляемых в адрес подворья в Белграде, с 60 до 80 номеров, а в 1967 г. — до 100 номеров[43].

Контакты русского церковного подворья в Белграде с советским посольством в Югославии были менее выражены и содержательны на фоне активности других представительств Русской Церкви. Однако советская дипломатическая миссия не отказывала подворью в необходимом содействии. Так, Московской Патриархией на счет посольства Советского Союза в Белграде направлялись денежные средства для строительства здания канцелярии при храме подворья. Посол СССР в Белграде И. А. Бенедиктов направлял инженера посольства для консультаций в вопросе завершения строительства церковного объекта. Кроме того, советское посольство в Белграде отслеживало события и тенденции в жизни Сербской Церкви, по запросу Совета по делам Русской Православной Церкви (религий) давало отзывы о позиции руководства Сербской и Македонской Церквей по отношению к Советскому Союзу, о настрое в их контактах с Московским Патриархатом[44].

Патриарх Сербский Герман в 1966 г. выражал желание направить в Москву своего представителя при Московском Патриаршем престоле. Еще в 1948 г. для размещения подворья Сербской Церкви был предоставлен московский храм Святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а настоятелем назначен сербский клирик иеромонах Прохор (Якшич). Однако он не получил въездную визу в СССР и не смог приступить к служению из-за ухудшения политических отношений между СССР и Югославией. Последующие попытки назначения сербского церковного представителя в Москву также не увенчались успехом вплоть до 1999 г.

Выводы

В заключение исторического обзора мы приходим к выводу о том, что отношения Русской и Сербской Православных Церквей характеризовались духом братского сотрудничества и взаимопомощи. Диапазон общих интересов был обширен: обмен визитами церковных делегаций, в том числе возглавляемых предстоятелями, знакомство и установление контактов на уровне иерархов и священнослужителей, информационное сотрудничество, направление студентов для обучения в духовных учебных заведениях СССР, помощь жителям Югославии, пострадавшим от стихийных бедствий, а также отдельным представителям Сербской Церкви. Московский Патриархат рассматривал Сербскую Церковь как союзницу в межправославных отношениях, партнера в движении за мир и ядерное разоружение. Между двумя Церквами было достигнуто общее понимание непризнания расколов, вызывавших болезненную реакцию как в Москве, так и в Белграде. В области межхристианских контактов Русская и Сербская Церкви поддерживали консультативное сотрудничество. Большую роль в развитии двусторонних церковных связей играло подворье Русской Церкви в Белграде.

Отношения Церквей не были свободны от политики СССР и ФНРЮ (СФРЮ), власти которых оказывали большое влияние на внешнюю церковную деятельность. Советское правительство было заинтересовано в развитии межцерковных связей. Значение таких связей особенно возрастало в то время, когда власти искали пути разрядки политической напряженности между двумя странами.

Архивные материалы

Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 23.01.1960 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 49-А. [1960.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 16.05.1960 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС епископу Подольскому Никодиму от 11.08.1960 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 49-А. [1960.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 1.10.1960 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1961.] Письмо председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 16 от 4.01.1962 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1962.] Письмо епископа Преспанско-Битольского Климента председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 28.06.1962 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1963.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3313 от 6.11.1963 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 898 от 20.03.1964 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 18.10.1964 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3919 от 30.12.1964 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо Патриарха Германа Патриарху Алексию № 3271/64 от 19.02.1965 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 4.06.1965 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50-А. [1965.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС архиепископу Таллинскому и Эстонскому Алексию от 20.07.1965 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 1589 от 15.12.1965 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1967.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 522 от 28.02.1967 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50-А. [1967.] Письмо протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС епископу Зарайскому Ювеналию от 1.03.1967 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 22.08.1969 г. С. 1.

Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима митрополиту Досифею от 19.11.1969 г. С. 1.

Блокнот с дневниковыми заметками, сделанными во время посещения Православных Поместных Церквей: Сербской, Румынской и Элладской в составе делегации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Окт. 1972 // НИОР РГБ. Ф. 938. К. 15. Ед. хр. 12. Л. 22.

Выписка из протокола № 351 заседания Президиума ЦК КПСС от 14.10.1961 г. // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 135.

Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС о приглашении в СССР Патриарха Сербской Православной Церкви № 50/с от 4.04.1961 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 190. Л. 93.

Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 145с от 7.08.1963 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 10. Л. 175.

Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Церкви Германом 18 октября 1967 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 569 от 25.10.1967 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 40. Л. 104.

Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Православной Церкви Германом 6 ноября 1970 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 866 от 4.12.1970 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 288. Л. 274.

Запись беседы советника посольства СССР в СФРЮ Ю. А. Брагина с председателем Комиссии по делам религий Сербии Вито Петковичем 17.10.1972 г. Из дневника Ю. А. Брагина № 671 от 26.10.1972 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 466. Л. 5.

К приему товарищем Л. И. Брежневым Патриарха Сербской и Македонской Православной Церкви Германа. Материал, препровожденный письмом председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедовым в Секретариат Л. И. Брежнева № 1925 от 14.10.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 308. Л. 35.

Копия письма настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 16.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 39–41.

О необходимости встречи с Патриархом Сербским Германом. Записка председателя ОВЦС митрополита Никодима [без даты] // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 207. Л. 12.

О приеме товарищем Л. И. Брежневым Сербского Патриарха Германа. Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 155/с от 9.10.1961 г. // РГАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 136.

Отчет священника П. Бубуруза председателю ОВЦС митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию о посещении делегацией Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом Сербской, Элладской и Румынской Православных Церквей 12–31 октября 1972 г. от 5.11.1972 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 526. Л. 23–42.

Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3115 от 25.09.1967 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 273. Л. 24–26.

Письмо посла СССР в ФНРЮ А. М. Пузанова председателю Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедову № 269 от 13.09.1962 г. // АВПРФ. Ф. 0144. Оп. 48. П. 198. Д. 18. Л. 7.

Письмо посла СССР в ФНРЮ И. К. Замчевского заведующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 142 от 26.06.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 43.

Письмо председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова заве-дующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 158/с от 30.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 38.

Протокол № 15 заседания Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 26.10.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1841. Л. 114.

Источники

Коммюнике о встрече Патриарха Сербского и Македонского Германа и Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 28.05.1962 г. // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 7. С. 26–27.

Совместное коммюнике глав Сербской и Русской Православных Церквей от 19.10.1961 г. // Журнал Московской Патриархии. 1961. № 11. С. 30–31.

Литература

Питирим (Нечаев), архим., Остапов А., прот. Во имя единения и мира. Посещение Святейшим Патриархом Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархатов // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 7. С. 3–26.

Хошев А. Ю. Мост единства над бездной распада. Русско-сербские межцерковные отношения в условиях войн на территории бывшей Югославии в 1991–1995 гг. Москва: Изд. дом «Познание», 2022.

Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в XX веке (история взаимоотношений). Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд. СПбПДА, 2016.



  • Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС епископу Подольскому Никодиму от 11.08.1960 г. С. 1.
  • Хошев А. Ю. Мост единства над бездной распада. Русско-сербские межцерковные отношения в условиях войн на территории бывшей Югославии в 1991–1995 гг. Москва, 2022. С. 84–85.
  • В состав сербской церковной делегации вошли митрополит Загребский Дамаскин (Грданички), митрополит Черногорско-Приморский Даниил (Дайкович), епископ Преспанско-Битольский Климент (Трайковский), председатель Общества объединения православного духовенства Югославии протоиерей Милан Смилянич, ректор семинарии Святителя Саввы протоиерей Душан Кашич, секретарь Патриарха и председатель Финансового управления Сербской Патриархии протодиакон Бранко Петрович и патриарший келейник Мирчета Станков. Сопровождал делегацию настоятель подворья Русской Церкви в Белграде протоиерей В. Тарасьев.
  • Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС о приглашении в СССР Патриарха Сербской Православной Церкви № 50/с от 4.04.1961 г. // РгАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Д. 190. Л. 93.
  • Письмо председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова заведующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 158/с от 30.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 38.
  • Письмо посла СССР в ФНРЮ И. К. Замчевского заведующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 142 от 26.06.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 43.
  • Копия письма настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 16.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 39–41; письмо председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова заведующему 5 Европейским отделом МИД СССР С. Т. Аставину № 158/с от 30.05.1960 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 46. П. 189. Д. 13. Л. 38.
  • Архив ОВЦС. Д. 49-А. [1960.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 1.10.1960 г. С. 1.
  • По окончании богослужения в лаврских патриарших покоях состоялся официальный обед, за которым присутствовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедов. В свою очередь, глава государственного ведомства угостил Сербского Патриарха и сопровождавших его членов церковной делегации, а также высоких представителей Русской Церкви во главе с Патриархом Алексием завтраком в московском ресторане «Прага».
  • На приеме товарищем Л. И. Брежневым Сербского Патриарха Германа. Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 155/с от 9.10.1961 г. // РгАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 136.
  • Выписка из протокола № 351 заседания Президиума ЦК КПСС от 14.10.1961 г. // РгАНИ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 31. Л. 135.
  • К приему товарищем Л. И. Брежневым Патриарха Сербской и Македонской Православной Церкви Германа. Материал, препровожденный письмом председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедовым в Секретариат Л. И. Брежнева № 1925 от 14.10.1961 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 308. Л. 35.
  • Совместное коммюнике глав Сербской и Русской Православных Церквей от 19.10.1961 г. // ЖМП. 1961. № 11. С. 30–31.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1961.] Письмо председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 16 от 4.01.1962 г. С. 1.
  • Протокол № 15 заседания Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР от 26.10.1961 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1841. Л. 114.
  • Первый визит Патриарха Алексия в Сербскую Церковь состоялся в октябре 1957 г. По мнению современного церковного историка М. В. Шкаровского, совершенная Патриархом Алексием в ходе октябрьского визита панихида на могиле митрополита Антония (Храповицкого) стала символическим актом примирения с послереволюционной русской церковной эмиграцией в Югославии, которой к тому времени в стране почти не осталось. См.: Шкаровский М. В. Русская и Сербская Православные Церкви в XX веке (история взаимоотношений). Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2016. С. 168.
  • В состав делегации вошли архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), епископ Винницкий и Брацлавский Иоасаф (Лелюхин), инспектор Московской духовной академии и семинарии архимандрит Питирим (Нечаев), доцент Московской духовной академии протоиерей А. Остапов, студент Московской духовной академии иеромонах Платон (Лобанков), протодиакон В. Прокимнов, заместитель председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии Д. А. Остапов и член ОВЦС Б. С. Кудинкин. Делегацию сопровождали врач А. В. Алексеев и переводчик А. Д. Романенко.
  • Коммюнике о встрече Патриарха Сербского и Македонского Германа и Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 28.05.1962 г. // ЖМП. 1962. № 7. С. 26–27.
  • Питирим (Нечаев), архим., Остапов А., прот. Во имя единения и мира. Посещение Святейшим Патриархом Алексием Сербского, Болгарского и Румынского Патриархатов // ЖМП. 1962. № 7. С. 14.
  • Блокнот с дневниковыми заметками, сделанными во время посещения Православных Поместных Церквей: Сербской, Румынской и Элладской в составе делегации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Окт. 1972 // НИОР РгБ. Ф. 938. К. 15. Ед. хр. 12. Л. 22.
  • Запись беседы советника посольства СССР в СФРЮ Ю. А. Брагина с председателем Комиссии по делам религий Сербии Вито Петковичем 17.10.1972 г. Из дневника Ю. А. Брагина № 671 от 26.10.1972 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 466. Л. 5.
  • Отчет священника П. Бубуруза председателю ОВЦС митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию о посещении делегацией Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом Сербской, Элладской и Румынской Православных Церквей 12–31 октября 1972 г. от 5.11.1972 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 526. Л. 23.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 4.06.1965 г. С. 1.
  • Хошев А. Ю. Мост единства над бездной распада. С. 85.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману от 18.10.1964 г. С. 1.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1964, 1965.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 898 от 20.03.1964 г. С. 1; письмо Патриарха Германа Патриарху Алексию № 3271/64 от 19.02.1965 г. С. 1.
  • Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3115 от 25.09.1967 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 273. Л. 24–26.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Телеграмма председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима митрополиту Досифею от 19.11.1969 г. С. 1.
  • Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Православной Церкви Германом 6 ноября 1970 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 866 от 4.12.1970 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 288. Л. 274.
  • О необходимости встречи с Патриархом Сербским Германом. Записка председателя ОВЦС митрополита Никодима [без даты] // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 207. Л. 12.
  • Запись беседы посла СССР в СФРЮ И. А. Бенедиктова с Патриархом Сербской Церкви Германом 18 октября 1967 г. Из дневника И. А. Бенедиктова № 569 от 25.10.1967 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 40. Л. 104.
  • Архив ОВЦС. Д. 49. [1960.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 23.01.1960 г. С. 1.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1963.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3313 от 6.11.1963 г. С. 1.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1964.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 3919 от 30.12.1964 г. С. 1; Ответное письмо Патриарха Алексия Патриарху Герману от 7.01.1965 г. С. 1.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1967.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Кар-ловацкого, Патриарха Сербского Германа Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 522 от 28.02.1967 г. С. 1.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1969.] Письмо Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Патриарха Сербского Германа председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 22.08.1969 г. С. 1.
  • В Московскую и Ленинградскую духовные академии направлялись для одногодичного последипломного обучения выпускники богословского факультета Белградского университета священники Авраам Васич и Благое Благоевич, а в Московскую духовную семинарию — насельник монастыря Гомионице иеромонах Иустин (Пантич).
  • Будучи студентом академии, Душан Давидович в октябре 1967 г. пострижен в монашество с именем Дамаскин и рукоположен в иеродиакона, а в 1970 г. — в сан иеромонаха.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1965.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Герману № 1589 от 15.12.1965 г. С. 1.
  • Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 145с от 7.08.1963 г. // РгАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 10. Л. 175.
  • Архив ОВЦС. Д. 50. [1962.] Письмо епископа Преспанско-Битольского Климента председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 28.06.1962 г. С. 1; Ответное письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Таллинского и Эстонского Алексия епископу Клименту № 1161 от 6.08.1962 г. С. 1; Письма епископа Климента епископу Алексию от 21.09.1962 г. С. 1; от 19.11.1962 г. С. 1; Ответное письмо епископа Алексия епископу Клименту № 1727 от 21.12.1962 г. С. 1; Письмо посла СССР в ФНРЮ А. М. Пузанова председателю Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедову № 269 от 13.09.1962 г. // АВПРФ. Ф. 144. Оп. 48. П. 198. Д. 18. Л. 7.
  • Профессору С. В. Троицкому в числе многочисленных научных работ и статей принадлежит книга «О неправде карловацкого раскола», написанная автором в 1958 г. и изданная Западноевропейским экзархатом Русской Церкви в Париже в 1960 г. Содержание книги породило различные оценки и церковную научную полемику об исторических судьбах русского церковного зарубежья. В качестве ближайшей ко времени появления труда С. В. Троицкого реакции можно назвать книгу протоиерея г. Граббе «Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом (по поводу книги С. В. Троицкого “О неправде карловацкого раскола”)», опубликованную в 1961 г.
  • Архив ОВЦС. Д. 50-А. [1965, 1967.] Письмо настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС архиепископу Таллинскому и Эстонскому Алексию от 20.07.1965 г. С. 1; Письмо протоиерея В. Тарасьева заместителю председателя ОВЦС епископу Зарайскому Ювеналию от 1.03.1967 г. С. 1
  • В качестве примера: Письмо посла СССР в ФНРЮ А. М. Пузанова председателю Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедову № 269 от 13.09.1962 г. // гАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 2032. Л. 81.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Звонарёв С., прот. Страницы истории братских взаимоотношений Русской и Сербской Православных Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX века // Бого-словский вестник. 2025. No 2 (57). С. 207–226. DOI: 10.31802/GB.2025.57.2.010