125
  • Научные статьи

Статус дев по трудам свт. Амвросия Медиоланского

Опубликовано: 02 июня 2025

Автор

imageПостернак Андрей Владимирович, иерей

Доктор теологии, Кандидат исторических наук. Преподаватель истории Древнего мира. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Декан. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Историк II категории. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова . Член редколлегии. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. Профессор. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) . Директор. Православная Свято-Петровская школа. Декан. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)

Источник

Постернак А. В., свящ. Статус дев по трудам свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 121. С. 11–28. DOI: 10.15382/sturII2024121.11-28

image
Аннотация. Статья посвящена положению и деятельности дев в конце IV в. в Древней Церкви на Западе как нового церковного института по трудам свт. Амвросия Медиоланского. В современной историографии данный вопрос, как правило, рассматривается в связи с конкретно-историческими условиями служения медиоланского епископа, вне анализа сообщества дев как церковного института. По трудам свт. Амвросия рассмотрены различные аспекты статуса дев как членов складывающегося церковного института: возраст, посвящение, требования к хранению чистоты, внешнему виду и общему образу жизни. К концу IV в. на Западе постепенно происходила институционализация женской аскезы, и свт. Амвросий активно участвовал в складывании традиции относительно церковного статуса дев, согласно которой вступление в их сообщество происходило через посвящение епископом по особому чину, а нарушение целомудрия рассматривалось как каноническое преступление. Внешняя и внутренняя жизнь дев строго регламентировалась обязательными для исполнения, хотя и не формально предписанными нормами, связанными с ношением особого одеяния, регулярной молитвой и постом. Девы могли оставаться у себя в домах или жить общинами, однако аскеза «в миру» не станет альтернативой монашеским общежитиям, которые ко времени святителя на Западе можно называть протомонастырями. Свт. Амвросия Медиоланского обоснованно можно считать основателем протомонашеской женской традиции в Древней Церкви на Западе.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Постернак А. В., свящ. Статус дев по трудам свт. Амвросия Медиоланского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 121. С. 11–28. DOI: 10.15382/sturII2024121.11-28