Опубликовано: 20 июля 2016



С 1925 г. в СССР существовал «Союз воинствующих безбожников», председатель которого Емельян Ярославский (Миней Губельман), как уже отмечалось, был преданным сподвижником Сталина. Нет сомнений, что деятельность «Союза» не только была хорошо известна Сталину, но и вдохновлялась им. На съезде «Союза воинствующих безбожников» в мае 1932 года были поставлены цели «Безбожной пятилетки» 1932–1937 г.г. Сами формулировки этих целей предполагали насилие, действия карательных органов. Окончательное положение звучало следующим образом: «К 1 мая 1937 года имя бога должно быть забыто на всей территории СССР» – таким образом, была прямо заявлена установка на полное уничтожение религии. Задним числом нетрудно понять, что формулировки «безбожной пятилетки» были подготовкой общественного мнения к развертыванию действий власти против религии, тем более, что лозунги Союза безбожников были обыкновенно политизированными, клеймили классовый характер религии, твердили о заговорах, чинимых духовенством, и т.п., и служили, таким образом, целям верховной власти.
Внешне власть была на стороне убеждения, агитации, пропаганды. Фактически же вопрос о религии, о существовании Церкви решался насильственным путем. Однако и в идеологической риторике звучали не доводы, но апелляция к низменному, пошлому. Говоря о характере крестьянина и о трудности переубедить его, Сталин предлагал примитивную схему: религия нужна мужику ради его хозяйственных, материальных интересов, оттого он так и держится за нее. И надо… высмеять попа! Приведем цитату из выступления Сталина на встрече с рабселькорами в декабре 1928 года. Во время этой встречи большое внимание было уделено антирелигиозной пропаганде. Один из вопросов с места касался часто встречающихся в деревне хулиганских выходок молодежи по отношению к Церкви и религии. В своем ответе Сталин признал кощунственные выходки хорошим средством борьбы с религией, но с оговоркой: делать это надо с умом! «Посмеяться над попом хорошо, — сказал он, — только надо уметь так это сделать, чтобы вызвать из-за насмешек над попом не озлобление среди крестьян, а хохот. …Уметь надо. Насмешка — дело хорошее, только надо уметь». Со знанием дела говорил (Курляндский, стр.243).
Некоторые историки (к ним относится, например, о. Дамаскин Орловский) считают, что репрессии 1937–1938 гг. были, по сути, ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.: большинство людей назвали себя верующими, и такому народу полагалась кара.
Активная позиция Сталина в борьбе с «церковниками» прослеживается в ряде документов, относящихся к террору 1937–1938 гг. Известно, что начало массовых репрессий было положено февральско-мартовским Пленумом ЦК ВКП (б) 1937 г. На нем обсуждалась опасность проникновения «антисоветских элементов» в органы власти — в связи с предстоящими выборами в Советы. Один из докладчиков, Е.Г. Евдокимов, пожаловался на засилье «сектантов» в Азово-Черноморском крае. Сталин прервал его: «Что же ты, Евдокимов, смотришь?» (Курляндский, стр. 491).
В ноябре 1937 г. Сталин получил письмо о вредном влиянии Церкви в Белоруссии. Он наложил резолюцию: «Т. Ежову. Надо бы поприжать господ церковников» (Курляндский, стр. 516). Ежов, выступая на активе НКВД Украинской ССР в феврале 1938 г., заметил, что у начальников УНКВД «оказывается, живыми еще ходят 7 или 8 архимандритов, работают на работе 20 или 25 архимандритов, потом всяких монахов до чертика. Почему всех этих людей не расстреляли давно? Это все-таки не что-либо такое, как говорится, а архимандрит все-таки (Смех). Это же организатор, завтра же он начнет что-нибудь затевать». Политбюро, не откладывая, прямо в день выступления наркома внутренних дел, выделило для Украины самый большой дополнительный лимит «по первой категории» — на 30 тысяч человек. По архивному документу, диктатор лично отредактировал текст этого постановления и расписался: «За. И.Сталин» (Курляндский, стр. 518).
Ирод Великий был деятельным правителем. Он прославился прежде всего реконструкцией Второго Храма. По сути, имело место новое строительство, которое началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет. (Во время работ службы в Храме не прекращались). В пригороде Иерусалима, как место развлечения высоких гостей из Рима, Ирод построил большой амфитеатр, раскопанный в недавнее время израильскими учеными. В самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. Ирод также построил средиземноморский порт Кесария. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Итак, он был великим строителем. Но не только как строитель проявлял он чувство ответственности за свое государство. Примерно в 25 году до н. э. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод. Ситуация усугублялась тем, что казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Тогда Ирод собрал в своем дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб. Оперативная и эффективная борьба с голодом снискала в то время Ироду народную любовь.