
Аннотация. В настоящее время активно формируются критерии того, что составляет содержание традиционных духовно-нравственных ценностей в России. В связи с этим предлагается обратить внимание на перспективы теологического потенциала Православной Церкви. Православное богословие личности — плодородная область пересечения междисциплинарных исследований современности, включая и аксиологию общества. Представления о личности человека лежат в основании любой системы ценностей. Любая аксиология формируется конкретной личностью или личностями, существует для личностей и передается через личностные отношения. В античности более ценились природные качества, но ставился вопрос о внутреннем поиске истины и роли личного выбора. Новозаветные ценности устремляют человека к вечной жизни, способствуют росту и развитию личности, поскольку они поданы самой совершенной Личностью Богочеловека Христа. Личность в ее новозаветном понимании — едина по природе с себе подобными и призвана к общению с Богом и другими личностями по образу Святой Троицы. Ее включение в картину мира порождает новые идеалы, связанные с ролью ипостасного начала. Аксиологическая целостность реализуется в христианстве, где противопоставления — одно и многое, мораль общества и мораль личности, природные ценности и ценности личностного общения — сводятся к единому знаменателю. В христианской аксиологии первичное значение усваивается ипостасному свойству человека выстраивать отношения с себе подобными в рамках ипостасно-природного единства. Ценности современного мира, основанные на природных константах и гуманистических идеалах, и христианские ценности, основанные на вечных истинах о любви и победе над смертью, представляют онтологически различную аксиологию.
Источник
Зинковский С. А. Соотношение понятий личности и ценности // Вопросы теологии. 2025. Т. 7, № 1. С. 6–18. https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.101