Опубликовано: 11 ноября 2016

Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, и мы сегодня собрались помянуть его, помолиться о нем[1].
В суете и мраке сегодняшней жизни особенно отрадно и важно останавливаться мыслью на великих людях, некогда светивших человечеству. Это не только поднимает дух, обращает взор от низменных интересов в сторону высокого и идеального, но и освещает путь жизни. А Ф.М. Достоевский был именно одним из таких людей, гений которых бросил лучи, руководящие в пути жизни.
Великий проникновенный ум, широкое всеобъемлющее сердце через тяжкие испытания жизни привели Достоевского к пониманию и раскрытию глубоких тайников души человеческой, к уяснению вековечных вопросов, волнующих мир, к постижению безысходных пучин горя людского, к прозрению путей, по которым движется жизнь народная.
Всю свою жизнь Достоевский томился мукой религиозной жажды, всю жизнь он отдал страстному, напряженному, бесстрашному исканию правды истинной веры, весь горел в огне всю жизнь зовущего его света Христовой правды.
«Неотвязные вопросы о смысле жизни, о страшном зле жизни, о том, кто виноват в нем, как спастись от него», томят Достоевского. Он ищет правды жизни, все разрешающей и от всего спасающей.
И эту правду ему открыло Евангелие: «…эту правду, всю правду, полную и все разрешающую, он нашел во Христе, Спасителе мира, – во Христе, как истинном Богочеловеке, пришедшем, распятом, воскресшем и грядущем судить живых и мертвых. Здесь, во Христе, он нашел спасение, в Его кресте – искупление, в Его суде – разрешение»…
Передумав, перечувствовав, перестрадав в себе муки религиозных исканий и найдя эту правду во Христе, Достоевский, глубоко проникнув в сущность учения Христа и внутренний смысл крестных страданий, во всеоружии своего гения явился могучим провозвестником евангельских истин и поборником евангельских начал в жизни, призывая общество к покаянному самообвинению, к христианскому всепрощению.
В мрачный период духовного состояния русского (интеллигентного) общества выступил Достоевский со своим проникновенным словом. Умы замутились от материалистических учений, отошли от высоких и идеальных заветов Христа, подменили их служением иным идеалам, доходили даже до «все позволено»…
В это-то духовное безвременье Достоевский, как пророк, вещал свое слово о правде жизни, и в своих художественных образах осветил неправду духовного направления века.Жизнь творят люди веры. Они – истинно – лучшие люди и вожди человечества. Таким творцом жизни был Достоевский.
Великая ложь времени была выявлена им во свете правды Христовой; и начался поворот в духовном состоянии общества, – поворот, с того времени шедший все дальше и дальше, все глубже и глубже захватывавший наше интеллигентское общество.
Глубоко всколыхнутое Достоевским отрезвление общества шло до самого последнего времени. И если налет последних лет, кажется, как будто подавляет и заглушает это отрезвление, то это временное и, может быть, необходимое явление для того, чтобы из окружающего мрака еще ярче засиял свет Христовой правды. Ведь «свет во тьме светит, и тьма его не объят»! А Достоевский глубоко верил, что именно русский народ послужит воскресению и единению человечества выявлением в себе, в обществе христианских начал правды.
Так, Достоевский был религиозным гением русской жизни. Он освещал в сознании общества подлинные, истинные пути жизни. И чем яснее и ближе будет он доходить до сознания народа, тем несомненнее будут наши упования на религиозное возрождение, на обновление жизни народа во свете истинного религиозного сознания.
Да, о Достоевском можно сказать: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, – заглохла б нива жизни»…
Помолимся же, да упокоит Господь, Великий и Светлый, и за гробом светящий нам Христовым светом в жизни дух раба Божия Феодора – в селениях праведных.
[1]Источник: «5 / 18 ноября 1921 г. Пятница. В воскресенье в соборе, в 4 часа, была большая панихида по Достоевскому. Служил Митрополит (Сщмч. Вениамин Петроградский – Л.А.); кроме причта были еще студенты священствующие. Пели тоже студенты. Народу собралось довольно много, в том числе профессура университета. Я говорил пред панихидой слово». // Григорий (митр.) Чуков. Сб. Избранные слова, речи и статьи; Дневник. Фрагмент. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Л.К. Александрова СПб. 2016.