77
  • Научные статьи

Санкт-Петербургская духовная академия и сербы: исторический путь и богословское наследие

Опубликовано: 25 сентября 2025

Автор

Пузович Владислав

Православный богословский факультет Белградского университета

Источник

Пузович В. Санкт-Петербургская духовная академия и сербы: исторический путь и богословское наследие / Пер. с серб.: Б. Ковачевич // Богослов. 2025. № 3 (7). С. 83–97. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.7.3.006

image

Делегация Сербской Православной Церкви в Санкт-Петербургской духовной академии

Пресс-служба СПбДА

Аннотация. В истории сербско-русских церковных отношений дореволюционная Санкт-Петербургская духовная академия занимает особое место. Она была важным центром образования сербских богословов. В развитие духовного образования в северной российской столице сербы внесли свой вклад еще в XVIII в. В этом контексте важны имена архимандрита Александро-Невской лавры Петра (Смелича) и префекта Санкт-Петербургской духовной семинарии Николая Кишдобранского. В XIX в. и начале XX в. Санкт-Петербургская духовная академия стала альма-матер для многих сербов, в том числе патриарха Варнавы (Росича), свт. Мардария (Ускоковича), епископов Сергия (Георгиевича), Дамаскина (Грданичкого), профессоров сербских богословских школ Душана Якшича, Павла Швабича, Лазаря Перовича и других. В этой Академии учились самые известные сербские богословы XX в.: свт. Николай (Велимирович) и прп. Иустин (Попович). Особое значение для сербов в Санкт-Петербурге имела Кафедра Истории православных славянских Церквей, которую долгое время возглавлял известный славист Иван Саввич Пальмов. Он был наставником большинства сербских студентов, написавших диссертации на темы по сербской церковной истории. Таким образом, Санкт-Петербургская духовная академия стала своего рода центром изучения сербского церковного прошлого. На основе архивных материалов анализируется роль Санкт-Петербургской духовной академии в жизни Сербской Церкви и в развитии сербского богословия.

Богатое богословское наследие дореволюционных русских духовных академий представляет собой важный духовный капитал Русской Православной Церкви. Многочисленные труды современных русских богословов релевантно изображают историю и богословское наследие дореволюционных духовных академий[1]. Критическое изучение истории собственного богословия и духовных школ является надежным фундаментом для дальнейшего развития богословской науки, и в этом смысле представители современного русского академического богословия могут служить примером для исследователей из других Поместных Церквей.

В глубоком наследии духовных академий есть один сегмент, на который следует обратить особое внимание. Несмотря на то что упомянутые школы были высшими богословскими школами Русской Православной Церкви, было бы неправильно рассматривать их исключительно в узких национальных рамках. Учитывая тот факт, что в них получали высшее богословское образование представители почти всех православных народов, можно с полным правом сказать, что это были вселенские духовные академии. В XVIII в., а особенно в XIX и начале XX вв. вселенское единство Православия, пожалуй, лучше всего было засвидетельствовано как раз в этих школах. На одних скамьях сидели, помимо русских, греки, болгары, румыны, грузины, чехи, православные арабы, японцы и, конечно же, сербы. Все Поместные Церкви имели большое доверие к русским академиям и поэтому постоянно отправляли своих представителей для дальнейшего богословского образования. Вселенский характер дореволюционных духовных академий представляет собой важный духовный капитал Русской Православной Церкви, который может служить историческим примером всеправославного единства, особенно в эти трудные для всей Православной Церкви времена, когда ее единство находится под серьезной угрозой.

Санкт-Петербургская духовная академия была альма-матер для большого числа иностранных студентов, в том числе многих сербов. Таким образом, эта Академия навсегда вплелась в жизнь Сербской Церкви. Правда, Санкт-Петербургская академия не являлась для сербов основным русским центром высшего богословского образования. Большинство наших соотечественников получили образование в Киевской духовной академии, затем в Московской, тогда как Санкт-Петербургская духовная академия занимала лишь третье место[2]. Однако, среди ее учеников были четыре таких которые впоследствии стали святыми людьми, затем один сербский патриарх, два самых значимых сербских богослова XX в., еще несколько сербских архиереев и преподавателей сербских богословских школ. Через них в Сербской Православной Церкви проявлялось влияние Академии на Неве.

Сербские студенты в Санкт-Петербургской духовной академии

Данные об обучении сербов в XVIII в. в духовном училище при Александро-Невской Лавре скудны. В сербской литературе упоминается несколько имен[3]. Значительную роль в развитии духовного образования в тогдашней столице в этот период сыграл архимандрит Александро-Невской Лавры Петр (Смелич), впоследствии архиепископ Белгородский[4]. Историк Санкт-Петербургской духовной академии Иларион Алексеевич Чистович сообщает, что в 80-е годы XVIII в. профессором философии и префектом Александро-Невской духовной семинарии был «славяносерб» Николай Кишдобранский. Чистович пишет, что Кишдобранский ранее посещал Киево-Могилянскую академию и западные университеты и был учителем в духовном училище в Сремских Карловцах при карловацком митрополите Павел (Ненадовиче). Он прибыл в Санкт-Петербург по приглашению митр. Гавриила (Петрова)[5], усилиями которого семинария вскоре была возведена в ранг духовной академии.

Больше всего сербов обучалось в Санкт-Петербургской духовной академии во второй половине XIX и начале XX вв. В этот период в Академии обучалось около 60 сербских студентов, один из которых получил степень магистра богословия, 25 — степень кандидата богословия[6]. С Санкт-Петербургской духовной академией в этот период была связана одна особенность, чрезвычайно важная для сербов. Именно здесь, в столичной академии, в 1885 г. была учреждена кафедра истории православных славянских Церквей[7]. В ее задачу входило и изучение сербского церковного прошлого. Именно это повлияло на увеличение числа сербов в столичной академии в упомянутый период.

Кто были сербы, которые в конце XIX – начале XX в. учились в Санкт-Петербургской духовной академии? Прежде всего следует отметить, что эта академия была единственной дореволюционной духовной академией в России, чей выпускник стал впоследствии патриархом сербским. Речь идет о святейшем Варнаве (Росиче) (1930–1937), который по окончании учебы в 1905 г. в Санкт-Петербургепринял монашеский постриг от рук тогдашнего ректора епископа Сергия (Страгородского), впоследствии русского патриарха. Патриарх Варнава засвидетельствовал свою любовь к русскому народу во время своего правления Сербской Церковью, когда он стал главным покровителем русских эмигрантов и Русской зарубежной Церкви. Примечательно и то, что он выступил против просьбы своего духовного покровителя заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) упразднить Архиерейский синод Русской Зарубежной Церкви[8].

Помимо патриарха Варнавы, в Академии на Неве некоторое время учились два величайших сербских богослова XX в. — свт. Николай (Велимирович) и прп. Иустин (Попович). Епископ Николай еще после окончания семинарии в Белграде намеревался продолжить образование в России[9], однако он уехал на Запад[10], откуда, получив докторскую степень, уже прибыл в Санкт-Петербург.

Отец Иустин Попович прибыл в Санкт-Петербург в военном 1916 г., сразу после принятия монашеского пострига в городе Шкодер, где он находился с основной частью сербской армии, отступавшей с родины в сторону Греции. Попович входил в состав группы молодых сербов, организованно отправленных сербским правительством в Россию для дальнейшего обучения. Путешествуя по западной и северной Европе (Франция, Англия, Швеция), он прибыл в российскую столицу и поступил в духовную академию, где, по данным Центрального государственого исторического архива Санкт-Петербурга провел один семестр[11].

Помимо отца Иустина (Поповича), в годы войны в Санкт-Петербургской духовной академии получил образование еще один сербский святитель. Речь идет о Святом епископе американо-канадском Мардарии (Ускоковиче), который был канонизирован в 2015 г. Он принадлежал к поколению студентов 1912–1916 гг.[12] и активно участвовал в гуманитарной деятельности во время войны. Он лично посещал Петроградскую бедноту, произносил проповеди и передавал материальную помощь. Сразу после окончания академии, осенью 1916 г. он отправился в путешествие по лагерям для военнопленных в московском, казанском и омском военных округах, в которых находились славяне, входившие в австро-венгерскую армию, которые были взяты в плен, в основном в Галиции, во время наступления генерала Брусилова. Синкелл Мардарий обращался к ним с проповедями, в которых преобладала тема панславизма, с Россией в качестве славянского Пьемонта[13]. Из России он отправился в Соединенные Штаты, где стал первым сербским епископом на североамериканском континенте.

Был и четвертый сербский святитель получивший образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Речь идет о св. Севастиане (Дабовиче), первом старейшине сербской духовной миссии на североамериканском континенте, который был канонизирован в 2015 г. Он провел один семестр (1891 г.) в Академии на Неве, после чего перешел в Киевскую Духовную Академию[14]. Таким образом мы можем подчеркнуть, что Санкт-Петербургскую духовную академию посещали первые два сербских святых с североамериканского континента.

Помимо упомянутых сербов, в Санкт-Петербургской духовной академии обучались еще несколько выдающихся деятелей сербской церковной и научной жизни. Среди них были два сербских епископа, которые оставили после себя значительное научное наследие. Речь идет о епископах Дамаскине (Грданичком) (1913–1917 гг. обучения) и Иринее (Джорджевиче) (один семестр в Академии, 1916 г.). К ним еще добавим епископа Сергия (Георгиевича) (1892–1896 гг. обучения). Среди преподавателей сербских семинарий в Белграде, Сремских Карловцах, Призрене и Цетине, окончивших Академию на Неве, выделяются Марко Драгович (1878–1882 гг. обучения), Павел Швабич (1886–1890 гг. обучения), Лазар Перович (1890-1894 гг. обучения), Душан Якшич (1893–1897 гг. обучения), Василий Ристич (1902–1906 гг. обучения), Михайло Вуисич (1911–1915 гг. обучения), Мирко Йованович (1913–1917 гг. обучения)[15]. Каждый из них оставил после себя весомое наследие в Сербской Церкви.

Работа Ивана Саввича Пальмова с сербскими студентами

В контексте обучения сербских богословов в Санкт-Петербурге одно имя среди профессоров Духовной академии имеет особое значение. Речь идет об Иване Саввиче Пальмове, известном слависте и первом преподавателе на кафедре истории православных славянских Церквей[16]. Пальмов был прекрасным знатоком сербской церковной истории, а также текущих церковных событий. В начале 80-х годов XIX в., во время подготовки к принятию недавно созданной кафедры он проживал в нескольких славянских странах, в том числе в сербских краях. КромеКоролевства Сербия и Княжества Черногория, он побывал в Далмации и Которском заливе[17]. Пальмов также посетил Карловацкую митрополию и ее главные центры Сремские Карловцы и Нови-Сад. Он исследовал источники сербской церковной истории, такие как рукописи в Национальной библиотеке в Белграде, в Патриаршей библиотеке в Сремских Карловцах, монастыре Ковиль недалеко от Нови-Сада, библиотеках Загреба и Любляны. Русский историк встречался с видными представителями сербской церковной жизни, через которых узнавал о текущих сербского церковного общества. Особенно важно отметить, что он встретился с архим. Никодимом (Милашем), тогдашним ректором семинарии в Задре, известным канонистом и выпускником Киевской духовной академии, от которого узнал об истории Сербской Церкви в Далмации и об униатском давлении Римско-Католической Церкви на православных сербов в этой области[18]. Пальмов представил подробный отчет о своем путешествии совету Санкт-Петербургской духовной академии в сентябре 1883 г.[19] Из этого отчета можно было увидеть появление ученых, которые будут представлять в России незаменимый авторитет в темах из истории Сербской Церкви прошлого и настоящего.

Своими научными работами Пальмов внес важный вклад в сербскую церковную историографию. В этом смысле особенно важны две его работы, с начала 90-х годов XIX в. «Исторический взгляд на начало автокефалии сербской церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии» (СПб., 1891) и «Новыя данныя к вопросу об учреждении сербской архиепископии Св. Саввою в XIII в.» (СПб., 1892). Первой работой была ежегодная актовая лекция, прочитанная Пальмовым в Санкт-Петербургской духовной академии 17 февраля 1891 г. Во второй работе, которая являлась продолжением первой, автор впервые познакомил научную общественность с важным документом сербской церковной истории — протестным письмом Охридского архиепископа Димитрия (Хоматина), адресованным св. Савве Сербскому после обретения независимости Сербской Церковью в 1219 г. Это было важным открытием для сербской церковной историографии, и эта работа привлекла значительное внимание сербских историков[20], в том числе отца нашей критической историографии, архим. Илариона (Руварца)[21]. Пальмов регулярно знакомил русскую церковную и научную общественность с актуальными событиями в Сербской Церкви и достижениями сербской церковной историографии, чаще всего на страницах журнала «Христианское чтение»[22].

Иван Саввич держал абсолютное первенство в работе с сербскими петербуржскими студентами: он выступил рецензентом 14 сербских кандидатских диссертаций. Помимо него наставниками сербов были Иван Егорович Троицкий, Тимофей Васильевич Барсов, Сергей Александрович Солертинский, Александр Павлович Высокостровский и другие профессора Академии. Однако большинство сербов приезжало в Санкт-Петербург именно ради Пальмова и его кафедры[23], поскольку альтернативы ей нигде больше не было. Большинство южных братьев писали кандидатские диссертации на темы сербской церковной истории под руководством Ивана Саввича. Сам Пальмов как наставник не был строгим. О его отношениях с сербскими студентами свидетельствовал проф. Николай Никанорович Глубоковский. Он написал, что сербские студенты находились под покровительством Пальмова, и до такой степени, что «почти полностью ускользали от руководящего преподавательского надзора». Пальмов, по свидетельству Глубоковского, «всецело и без остатка отдавал им всю свою славянскую душу и, как курица, собирал своих цыплят под крылья, не допуская для них никакого неудобства, и буквально плача умолял о различных облегчениях и снисхождениях». По оценке Глубоковского, у сербских студентов часто были слабые результаты, и лишь немногим удавалось подняться выше предлагаемых условий[24]. Несмотря на то, что засвидетельствовал Глубоковский, все же можно сказать, что благодаря Пальмову результаты сербских студентов были положительные: появилась самостоятельная школа сербской церковной историографии в Санкт-Петербурге. Исходя из содержания рецензий Пальмова на сербские кандидатские диссертации, можно сделать вывод, что часть из них написана на основе исследования архивных материалов в сербских и российских архивах. Благодаря этому, несомненно, диссертации приобрели лучшее качество. Некоторые из учеников Пальмова, такие как Душан Якшич и Павел Швабич, позже стали плодовитыми церковными историками. Помимо учеников Пальмова вклад в сербскую церковную историографию внесли ученики Ивана Егоровича Троицкого и преемника Пальмова на Кафедре Василия Максимовича Верюжского. Ученик Троицкого Марко Драгович считается основоположником историографии в Черногории. Он сделал свои первые научные шаги в Санкт-Петербурге, написав в 1881 г. кандидатскую диссертацию под руководством Троицкого с названием «Митрополит черногорский Василий и эго сношения с Россией». Под наставничеством Верюжского в 1917 г. кандидатскую диссертацию написал Мирко Йованович: «Сербско-русские культурно-церковные отношения в XVIII в.»[25]. Будучи преподавателем семинарии в Призрене, Йованович написал ряд качественных церковно-исторических работ, в том числе одну, посвященную сербско-русским церковным связям[26].

Небольшое количество сербских кандидатских диссертаций, написанных в дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии, было посвящено не темам сербской церковной истории. Среди них диссертация св. Мардария (Ускоковича), посвященная панславянским идеям Алексея Степановича Хомякова. Это одна из немногих сербских кандидатских диссертаций, написанных в Санкт-Петербурге, которые сохранились[27]. Диссертация отражает панславистские идеи, в центре которых находится Россия как всеславянский центр с особой миссией для всего человечества.

Заключение

Санкт-Петербургская духовная академия и Сербская Православная Церковь связаны значительным общим историко-богословским наследием. Имена святых Николая (Велимировича), Иустина (Поповича), Мардария (Ускоковича), Севастиана (Дабовича), патриарха Варнавы (Росича) навсегда связали Академию на Неве с Сербской Церковью. Некоторые из них закончили Академию, некоторые пробыли в ней недолго, но она оставила свой след в каждом. Этот след был не только интеллектуальным, но, что более важно, духовным. Не следует забывать, что духовная атмосфера в Академии повлияла на последующего сербского патриарха Варнаву (Росича), чтобы принять монашеский постриг в Санкт-Петербурге. Любовь свт. Николая (Велимировича) к Русской Церкви и русскому народу берет свое начало в его студенческом пребывании в Санкт-Петербурге. Тяжелая история обеих Церквей в XX в. повлияла на то, что прежние плодотворные связи были разорваны и постепенно начали восстанавливаться только в конце XX – начале XXI вв. Именно из-за будущих отношений необходимо постоянное критическое изучение общего наследия, поскольку оно является большим залогом будущего связей Санкт-Петербургской духовной академии и Сербской Церкви.

Список сокращений

ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (С.-Петербург).

ЦГИА СПб. – Центральный государственный исторический архив г. С. Петербурга.

ЦГАМ – Центральный государственный архив г. Москвы.

ЦГИАУК – Центральный государственный исторический архив Украины (Киев).

Источники

Журналы заседаний Совета СПбДА за 1883/1884 учебный год. СПб. 1884. С. 50–94.

Журналы заседаний Совета СПбДА за 1884/1885 учебный год. СПб. 1886. С. 132–133.

ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Д. 237.

ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 273; Д. 3839; Оп. 2. Д. 136.

ЦГАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1402.

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп.1. Д. 11045; Оп. 3. Д. 2024.

Литература

Глубоковский Н. Н. С.-Петербургская духовная академия во времена студенчества там патриарха Варнавы // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2–3. С. 219–243.

Денић Ч. Школовање Срба у Русији крајем XVIII века и однос сународника према њима // Југословенске земље и Русија у XVIII веку / Ред. В. Чубриловић. Београд: Српска академија наука и уметности, 1986. С. 239–262.

Драгутиновић Д. Животопис владике Мардарија. Чикаго. Лос Анђелес. Њу Јорк: Севастијан прес, 2017.

Нићифор (Дучић), архиман. Српска автокефална архијепископија, Пећска патријаршија и нови подаци // Весник Српске Цркве. 1892. № 9. С. 876–884.

Јовановић М. Срби у руским школама у XVIII веку // Црква и живот. 1926. №. 1–2. С. 16–30.

Карпук Д. А. Санкт-Петербургская православная духовная академия – вехи истории. М.; СПб.: Учебный комитет Русской Православной Церкви, Издательство богословской литературы „Аксион эстин”, Духовно-просветительский центр Андреевского благочиния г. Москвы „Илiотропiон”, 2013.

Лаптева Л. П. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. С. Пальмов как историк зарубежных церквей // Славянский альманах 2010. М., 2011. С. 25–35.

Пальмов И. С. Закон о церковных властях Восточно-Православной Церкви в королевстве Сербии // Христианское чтение. 1891. № 1–2. С. 8–36; 1891. № 3–4. С. 406–416; 1891. № 5–6. С. 460–491.

Пальмов И. С. Исторический взгляд на начало автокефалии сербской церкви и учреждение патриаршества в древней Сербии // Христианское чтение. 1891. № 3–4. С. 345–405.

Пальмов И. С. Новыя данныя к вопросу об учреждении сербской архиепископии Св. Саввою в XIII в. // Христианское чтение. 1892. № 5–6. С. 421–458.

Пальмов И. С. Новости иностранной литературы, Историја српске православне цркве од првијех десетина VII века до наших дана од Архим. Никифора Дучича, Биоград 1894; Историја српске цркве епископа Никанора Ружичича, у Загребу 1893; Правила Православне Цркве с тумачењима, радня Никодима епископа Далматинского. Кн. 1. Нови Сад, 1895 // Христианское чтение. 1895. № 5–6. С. 636–640.

Пальмов И. С. Блаженопочивший сербский митрополит Михаил как ревнитель церковного благоустройства и церковного мира // Христианское чтение. 1898. № 4. С. 455–470.

Пальмов И. С. Новейшее устройство Православной черногорской Церкви // Христианское чтение. 1905. № 5. С. 679–698; 1905. № 6. С. 811–832; 1905. № 7. С. 3–19.

Пальмов И. С. Закон о приходском духовенстве в Черногории // Христианское чтение. 1910. № 4. С. 508–526.

Пузовић В. Патријарх Варнава (Росић) и црквени спорови у „Заграничној Русији” // Србија и Русија 1814–1914–2014. Београд, 2016. С. 209–230.

Пузовић В. Руски путеви српског богословља. Школовање Срба на руским духовним академијама 1849–1917. Београд: Православни богословски факултет Универзитета у Београду; ЈП Службени гласник, 2017.

Пузовић В. Иван Савич Паљмов као истраживач српске црквене историје // Прилози за књижевност, језик, историју и фолклор. 2018. № 84. С. 63–73.

Радонић Ј. Иларион Руварац и његови радови на пољу црквене историје // Споменица Илариона Руварца (1832–1932). Сремски Карловци: Историско друштво у Новом Саду, 1932. С. 229–244.

Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Типография Якова Трея, 1857.

На сербском языке статья опубликована в: Пузовић В. Санктпетербуршка духовна академија и Срби: историјски пут и богословско наслеђе // Српска теологија у двадесетом веку : истраживачки проблеми и резултати. 2024. No. 21. С. 23–34. DOI: 10.18485/pbf_srteoxx.2024.21.2



  • Изучение истории дореволюционного русского академического богословия является одним из приоритетов современного русского академического богословия. Об этом в последние годы, в частности, свидетельствует содержание научных журналов духовных академий, а также многочисленные научные конференции, посвященные дореволюционному академическому богословскому наследию. Среди многочисленных исследователей своими работами выделяются преподаватели российских духовных школ Наталья Юрьевна Сухова, Владимир Викторович Бурега, Дмитрий Андреевич Карпук.
  • Об обучении сербов в дореволюционных российских духовных академиях подробнее: Пузовић В. Руски путеви српског богословља. Школовање Срба на руским духовним академијама 1849–1917. Београд: Православни богословски факултет Универзитета у Београду; ЈП Службени гласник, 2017.
  • Курсант дореволюционной Санкт-Петербургской Духовной академии, а затем профессор Призренской семинарии Мирко Йованович заявляет, что первым сербом, получившим образование в Санкт-Петербурге, был двоюродный брат архимандрита Александро-Невской лавры серба Петра Смелича Стеван Раденкович. Он также утверждает, что в российской столице богословское образование получил святой митрополит Черногорско-Приморский Петр I (Петрович Негош) (свт. Петр Цетиньский). См.: Јовановић М. Срби у руским школама у XVIII веку // Црква и живот. 1926. №. 1–2. С. 20-29. Более поздний сербский исследователь Чедомир Денич утверждает, что в конце XVIII в. в Санкт-Петербурге обучались Павел Кенгелац и Станислав Филипович: Денић Ч. Школовање Срба у Русији крајем XVIII века и однос сународника према њима // Југословенске земље и Русија у XVIII веку / Ред. В. Чубриловић. Београд: Српска академија наука и уметности, 1986. С. 246-255.
  • Карпук Д. А. Санкт-Петербургская православная духовная академия – вехи истории. М.; СПб.: Учебный комитет Русской Православной Церкви, Издательство богословской литературы „Аксион эстин”, Духовно-просветительский центр Андреевского благочиния г. Москвы „Илiотропiон”, 2013. С. 5-6.
  • Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб.: Типография Якова Трея, 1857. С. 39.
  • Пузовић В. Руски путеви српског богословља. С. 472-564.
  • Журналы заседаний Совета СПбДА за 1884/1885 учебный год. СПб. 1886. С. 132-133.
  • Пузовић В. Патријарх Варнава (Росић) и црквени спорови у „Заграничној Русији” // Србија и Русија 1814–1914–2014. Београд, 2016. С. 209–230.
  • В Центральном государственном историческом архиве Украины в Киеве находится просьба, которую после окончания семинарии в Белграде в 1902 г. Никола Велимирович направил в администрацию того же года, и просит продолжить богословское образование в России (ЦГИАУК. Ф. 711. Оп.1. Д. 11045. Л. 1).
  • Сначала на старокатолический богословский факультет в Берне (Швейцария), затем на Философский факультет в Оксфорде.
  • ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3839. Л. 10б.
  • В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга находим студенческое досье св. Мардария (ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 273).
  • Драгутиновић Д. Животопис владике Мардарија. Чикаго. Лос Анђелес. Њу Јорк: Севастијан прес, 2017. С. 23-42.
  • ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 3. Д. 2024. Л. 2.
  • Пузовић В. Руски путеви српског богословља. С. 361-414.
  • Об Иване Саввиче Пальмове с обзором справочной библиографии более подробно см.: Лаптева Л. П. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. С. Пальмов как историк зарубежных церквей // Славянский альманах 2010. М., 2011. С. 25–35. Недавно была опубликована работа о Пальмове и на сербском языке: Пузовић В. Иван Савич Паљмов као истраживач српске црквене историје // Прилози за књижевност, језик, историју и фолклор. 2018. № 84. С. 63–73.
  • На тот момент в составе Австро-Венгерской монархии.— Прим. перев.
  • Помимо архим. Никодима (Милаша) Пальмов во время поездки встретился с ректором семинарии в Сремских Карловцах московским доктором богословия архидиак. Эмилианом (Радичем), епископом Бококоторским Герасимом (Петрановичем), секретарем черногорского Министерства образования и церковных дел и курсантом Санкт-Петербургской духовной академии Марко Драговичем.
  • Журналы заседаний Совета СПбДА за 1883/1884 учебный год. СПб. 1884. С. 50–94.
  • Описание этой работы Пальмова опубликовал тогда ведущий историк Церкви в Королевстве Сербии архим. Никифор (Дучич): Нићифор (Дучић), архиман. Српска автокефална архијепископија, Пећска патријаршија и нови подаци // Весник Српске Цркве. 1892. № 9. С. 876–884.
  • По свидетельству известного сербского историка Йована Радонича работу Пальмова «Новыя данныя к вопросу об учреждении сербской архиепископии св. Саввою в XIII в.» с большим вниманием читал архим. Иларион (Руварац): Радонић Ј. Иларион Руварац и његови радови на пољу црквене историје // Споменица Илариона Руварца (1832–1932). Сремски Карловци: Историско друштво у Новом Саду, 1932. С. 240.
  • Пальмов И. С. Закон о церковных властях Восточно-Православной Церкви в королевстве Сербии // Христианское чтение. 1891. № 1–2. С. 8–36; 1891. № 3–4. С. 406–416; 1891. № 5–6. С. 460–491; он же. Новости иностранной литературы, Историја српске православне цркве од првијех десетина VII века до наших дана од Архим. Никифора Дучича, Биоград 1894; Историја српске цркве епископа Никанора Ружичича, у Загребу 1893; Правила Православне Цркве с тумачењима, радня Никодима епископа Далматинского. Кн. 1. Нови Сад, 1895 // Христианское чтение. 1895. № 5–6. С. 636–640; он же. Блаженопочивший сербский митрополит Михаил как ревнитель церковного благоустройства и церковного мира // Христианское чтение. 1898. № 4. С. 455–470; он же. Новейшее устройство Православной черногорской Церкви // Христианское чтение. 1905. № 5. С. 679–698; 1905. № 6. С. 811–832; 1905. № 7. С. 3–19; он же. Закон о приходском духовенстве в Черногории // Христианское чтение. 1910. № 4. С. 508–526.
  • Сербы иногда пытались перейти из других духовных академий в столичную именно из-за кафедры истории православных славянских Церквей. Такой аргумент, например, при попытке перебраться из Московской академии привел в 1889 г. Владимир Зеремский, впоследствии еп. Иларион, известный сербский библеист и церковный историк (ЦГАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1402. Л. 5–6).
  • Глубоковский Н. Н. С.-Петербургская духовная академия во времена студенчества там патриарха Варнавы // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2–3. С. 237.
  • ЦГИA СПб. Ф. 277. Оп. 2. Д. 136
  • Јовановић М. Срби у руским школама у XVIII веку. С. 16-30.
  • ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Д. 237.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Пузович В. Санкт-Петербургская духовная академия и сербы: исторический путь и богословское наследие / Пер. с серб.: Б. Ковачевич // Богослов. 2025. № 3 (7). С. 83–97. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.7.3.006