Опубликовано: 21 октября 2025
Источник
Звонарёв С., прот. «Русские люди и болгары — одно православное целое»: отношения Русской и Болгарской Православных Церквей в 1960-е — нач. 1970‑х гг. // Богословский вестник. 2025. № 1 (56). С. 159–186. DOI: 10.31802/GB.2025.56.1.008

Кирилл (Константинов), Патриарх Болгарский с 1953 г. по 1971 г.
Контакты Русской и Болгарской Православных Церквей имели точкой опоры исторические отношения народов России и Болгарии. Тесные связи двух Церквей в первой половине XX в. отмечает современный церковный историк М. В. Шкаровский[1]. Сотрудничество Московского и Болгарского Патриархатов отличалось духом доверия, некоторой даже домашней атмосферой общения их представителей. Председатель ОВЦС писал по одному частному случаю: «Русские люди и болгары — одно православное целое[2]».
Русская Церковь поддерживала интересы Болгарской Церкви, а последняя отвечала взаимностью и солидаризировалась с инициативами Москвы в области межправославных контактов. Московский Патриархат оказал помощь Болгарской Церкви-сестре в урегулировании её отношений с Константинопольским Патриархатом[3]. Русская Церковь выступила посредником между Софией и Фанаром в 1945 г. в деле уврачевания болгарской схизмы и признания Константинопольской Церковью восстановленного в мае 1953 г. болгарского патриаршества. По словам современного исследователя истории Поместных Православных Церквей В. С. Блохина, Константинополь, не признавая патриарший статус Болгарской Церкви, выступил в роли «господина Нет»[4]. Однако Москве удалось подобрать ключи к позиции Фанара: Константинопольский Патриархат установил общение с Болгарской Церковью, ещё до окончательного решения болгарского вопроса Всеправославным Собором признал патриарший статус Болгарской Церкви и определил поминовение болгарского патриарха после румынского патриарха[5]. Это произошло в результате уступки со стороны Константинопольской Церкви, заинтересованной в участии Московского Патриархата во всеправославном процессе начала 1960-х гг., а потому готовой идти навстречу настоятельным просьбам из Москвы. Патриарх Болгарский Кирилл (Константинов) писал Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому):
«Личный вклад Вашего Боголюбивого Святейшества в урегулирование охваченных смутой отношений между святой Константинопольской Патриархией и святой Болгарской Православной Церковью остается на вечные времена отмеченным в нашей церковной летописи[6]»,
«на вечные времена останется отмеченным в летописи нашей святой Церкви Ваше личное и непосредственное заступничество перед Его Святейшеством Вселенским Патриархом Афинагором в декабре 1960 г., когда Вы были у него с братским посещением[7]».
Предстоятель Болгарской Церкви демонстрировал благодарную открытость в отношении московского собрата. Так, Патриарх Кирилл направил Патриарху Алексию, в качестве информации, коммюнике по итогам посещения Патриархом Сербским Германом Болгарской Церкви в сентябре 1964 г. Из Болгарской Патриархии в Отдел внешних церковных сношений поступали протокольные и содержательные материалы о ходе визита делегации Константинопольского Патриархата во главе с Патриархом Афинагором в Софию 20–24 октября 1967 г. Болгарская Церковь поддерживала позицию Московского Патриархата по американскому направлению, в частности, в отношении противодействия планам греческой православной Архиепископии в Северной и Южной Америке по консолидации под своим началом различных православных юрисдикций, представленных на американском континенте.
Патриарх Кирилл направил московскому собрату решения Си‑ нода Болгарской Церкви по итогам участия болгарской церковной делегации в Первом родосском Всеправославном совещании 1961 г. В ответ Патриарх Алексий сообщил постановления Синода Русской Церкви по родосской встрече, а также по итогам участия московской церковной делегации в Третьей Ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели, на заседании которой Московский Патриархат и Болгарская Церковь были приняты в число членов международной христианской организации. Предстоятель Русской Церкви также информировал болгарского собрата о том, что осенью 1967 г. планируется принять в Москве Патриарха Константинопольского Афинагора.
По просьбе Болгарского Патриарха Московский предстоятель в июне 1969 г. направил в его адрес справочный материал об участии мирян в современной жизни Русской Церкви. Данные сведения были необходимы для работы богословской комиссии при Синоде Болгарской Церкви, на которую во исполнение решений июньского 1968 г. IV Всеправославного совещания в Шамбези была возложена подготовка доклада об участии мирян в церковной жизни.
Подобный обмен официальной информацией позволял синхронизировать совместные действия двух Церквей по имплементации достигнутых на общеправославном уровне договорённостей, укреплял доверительные двусторонние контакты. Митрополит Никодим давал такие оценки сотрудничеству Русской и Болгарской Церквей в сфере межправославных отношений: «Глубокая общность позиций в деле созидания всеправославного единства», «полное единомыслие и исключительное ответственное взаимопонимание в рассмотрении и решении межправославных проблем[8]».
Тесные связи между двумя Церквами и их Предстоятелями позволяли решать вопросы служения болгарских священников в храмах Московского Патриархата за рубежом. Так, в ответ на просьбу Патриарха Кирилла Патриарх Алексий выразил готовность предоставить священнослужителю Болгарской Церкви протоиерею Николаю Шиварову возможность совершать богослужения в храме Святителя Николая в Вене, поскольку в столице Австрии не имелось храма или другого подходящего помещения для окормления болгарских верующих[9]. Патриарх Кирилл уведомлял Московского Предстоятеля о прещениях, наложенных Синодом на зарубежных болгарских священнослужителей, как это было в случае с клириком храма Святого Георгия города Толедо штата Огайо Американо-Австралийской епархии Болгарской Церкви архимандритом Кириллом (Йончевым)[10].
Отдельной страницей сотрудничества Русской и Болгарской Православных Церквей стала борьба за пополнение Свято-Пантелеимонова и Зографского монастырей на Святой Горе Афон монашествующими из Советского Союза и Болгарии. Современные церковные исследователи констатируют: афонская проблема объединяла интересы Русской и Болгарской Церквей[11]. Патриарх Кирилл просил совета у Патриарха Алексия, желая разрешить ситуацию, связанную с назначением в Зографский монастырь игумена, не имевшего ранее отношения к древней обители. Взаимодействие между Москвой и Софией по этому вопросу было столь тесным, что Болгарский Патриарх поручил генеральному секретарю Синода Болгарской Церкви епископу Главиницкому Стефану (Николову) направить председателю ОВЦС митрополиту Никодиму стенограмму состоявшегося в Драгалевском монастыре 21 октября 1967 г. совещания делегаций Константинопольской и Болгарской Церквей во главе с Патриархом Константинопольским Афинагором и Патриархом Болгарским Кириллом. В ОВЦС из Софии поступали копии переписки Патриарха Кирилла и Патриарха Афинагора по афонскому вопросу, а также по другим темам, затрагивавшим общие интересы Болгарской и Русской Церквей. В феврале 1970 г. Председатель ОВЦС — в ответ на просьбы Патриарха Кирилла в адрес Патриарха Алексия и самого председателя Отдела — совершил двухдневный рабочий визит в Софию, дабы обсудить проблемы, возникшие при пополнении новой братией негреческих монастырей на Святой Горе.
В области межхристианских связей Болгарская Церковь находилась в консультативном сотрудничестве с Московским Патриархатом. Озабоченность священноначалия обеих Церквей вызывал католический прозелитизм, в том числе посредством унии. По словам болгарского церковного учёного архимандрита Павла (Стефанова), Патриарх Кирилл считал, что униатский прозелитизм в отношении православных ведёт не к взаимопониманию и сотрудничеству, а к соперничеству и противостоянию, препятствует ведению межцерковного диалога[12].
В сентябре 1971 г. в Софии проходило заседание Исполнительного комитета Всемирного совета церквей, в котором участвовал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. По словам Патриарха Болгарского Максима (Минкова), митрополит Никодим был убеждённым сторонником участия Православных Церквей в экуменическом движении, стремился познакомить западные христианские общины с устроением и жизнью Православной Церкви[13]. Председатель ОВЦС высоко оценивал слаженность совместных трудов двух Церквей в сфере межхристианских связей:
«На экуменическом поприще, в своих деятельных трудах и устремлениях ко всехристианскому единству обе наши святые Церкви, в лице их Предстоятелей и представителей, также единомысленны во всех основных вопросах»[14].
Участие в международном миротворческом движении стало одним из важных направлений деятельности Русской и Болгарской Церквей. В Софии в марте 1965 г. проходили заседания Международного секретариата и Рабочего комитета Христианской мирной конференции (ХМК). В софийской встрече участвовал митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, которого сопровождали заместитель председателя ОВЦС архимандрит Ювеналий (Поярков), протоиерей П. Соколовский и член ОВЦС А. С. Буевский. Митрополит Ловчанский Максим (Минков) — в прошлом настоятель болгарского подворья в Москве (с 1950 г. по 1955 г.) и будущий двадцать седьмой Предстоятель Болгарской Церкви — участвовал в работе Совещательного комитета ХМК в октябре 1965 г. в Бухаресте. Обращает на себя внимание одна деталь: владыка Максим вылетел на бухарестскую встречу из Москвы вместе с делегацией Русской Церкви.
Десятого июня 1967 г. в Одессе было принято заявление Предстоятелей Болгарской и Русской Церквей, посвящённое страданиям вьетнамского народа и конфликту на Ближнем Востоке. В тексте документа, в частности, говорится:
«Мы призываем христиан всего мира усилить молитвы о наших вьетнамских братьях и сестрах, о Божественной помощи в тяжких их испытаниях. <...> Мир на Ближнем Востоке должнен быть восстановлен»[15].
Содействие мирному процессу на Ближнем Востоке стало частью повестки совместных трудов Русской и Болгарской Православных Церквей. В сентябре 1971 г. в Софии состоялось заседание Арабо-израильской комиссии ХМК, в котором принял участие экзарх Украи‑ ны митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). В заседании Молодёжной комиссии ХМК, прошедшей в мае 1971 г. в Софии, принимали участие иеромонах Кирилл (Гундяев) и студенты ленинградских духовных школ Джозеф Жорус, Яше Нагайя и Фусао Нагайя. Откликаясь на призыв митрополита Никодима, занимавшего пост президента ХМК, Священный Синод Болгарской Церкви в июне 1972 г. постановил совершить во всех храмах Болгарии молитвы о даровании мира народам Индокитая: Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Синод принял решение: денежные средства, собранные для в помощь страдающим от военных действий жителям Юго-Восточной Азии, перевести на счёт Болгарского общественного комитета солидарности с Вьетнамом.
Особое место в поддержании контактов Русской и Болгарской Церквей занимала переписка их Предстоятелей и руководства ОВЦС, включавшая в себя обмен поздравительными посланиями по случаю Рождества Христова и Пасхи, дней тезоименитства, годовщин интронизации, а также соболезнованиями в связи с кончинами болгарских иерархов и отдельных священнослужителей[16]. Патриарх Болгарский Кирилл соболезновал Патриарху Алексию в связи с трагической гибелью первого космонавта Ю. А. Гагарина. Предстоятель Болгарской Церкви писал:
«Склоняем наши головы перед памятью павшего жертвой своего долга многозаслуженного человека»[17].
Предстоятель Болгарской Церкви находился в переписке с отдельными представителями Русской Церкви. Современный церковный исследователь иеромонах Елисей (Меняйлов) со ссылкой на документы Центрального государственного архива Республики Болгария сообщает о подобной переписке с настоятелем храма Святителя Николая в Кузнецах протоиереем В. Шпиллером и А. Л. Казем-Беком[18]. Протоиерей В. Шпиллер по приглашению Патриарха Кирилла отдыхал в Болгарии в 1963 г. В записке председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС указывалось, что болгарский Предстоятель считал отца Всеволода своим личным другом и регулярно поддерживал с ним контакты[19]. Преемник Патриарха Болгарского Кирилла Патриарх Максим поздравил митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима с вручением медали мира Организации Объединённых Наций[20].
Председатель ОВЦС поддерживал переписку с иерархами Болгарского Патриархата, среди которых особенно выделялся почитатель русской культуры и духовности, последователь известного деятеля церковной эмиграции архиепископа Серафима (Соболева) епископ Левкийский Парфений (Стаматов). Деловая переписка, в которой отражались и добрые человеческие чувства, велась главой Отдела с митрополитом Сливенским Никодимом (Пиперовым).
Во многом укреплению связей Русской и Болгарской Православных Церквей способствовали взаимные поездки официальных представителей и делегаций, в том числе на уровне Предстоятелей. По приглашению Патриарха Болгарского Кирилла Патриарх Московский и всея Руси Алексий в конце мая 1962 г. посетил Болгарскую Церковь в рамках комплексной поездки, которая охватывала также Сербскую и Румынскую Церкви. В это третье и последнее посещение Болгарской земли Патриарх Алексий сослужил Патриарху Кириллу и лично общался с ним. Руководство Болгарского Патриархата устроило в честь московских гостей приём, на котором приветственные речи произнесли оба Предстоятеля, а также выступил со словом председатель Комитета по делам Болгарской Православной Церкви и религиозных культов при правительстве Болгарии Михаил Кючуков. Патриарх Алексий посетил подворье Русской Церкви при храме Святителя Николая в Софии, а также исторические монастыри, памятные места, посольство СССР в болгарской столице. Итоги поездки были выражены Предстоятелями двух Церквей в коммюнике. В документе фиксировались двусторонние отношения Русской и Болгарской Православных Церквей, межправославные связи, межхристианские контакты, совместные усилия в борьбе за мир и сотрудничество между народами[21].
В Москве Патриарх Алексий и другие официальные представители Русской Церкви с большим радушием встречали Предстоятеля Болгарской Церкви и сопровождающих его лиц. Первый такой визит в обозреваемый нами период состоялся в июле 1962 г. Патриарха Кирилла, участвовавшего в московском заседании Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир, сопровождали митрополит Доростольский и Червенский Софроний (Стойчев), епископ Стобийский Варлаам (Пешев), протодиакон Василий Беляков и иеродиакон Дометиан (Топузлиев). Программа пребывания гостей в столице СССР включала в себя участие в Конгрессе, совместные богослужения, переговоры на уровне Предстоятелей, встречу с председателем Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедовым, принятое в подобных случаях знакомство с московскими достопримечательностями. Программа также предполагала поездку в Ленинград и Троице-Сергиеву лавру на летние торжества в честь преподобного Сергия Радонежского. Патриарх Кирилл и члены делегации посетили Московскую духовную академию. Вернувшись в Болгарию, Патриарх Кирилл направил председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму письмо, в котором благодарил за гостеприимство и внимание[22]. Такие же слова благодарности высказал член болгарской делегации митрополит Софроний[23].
В очередной раз Патриарх Болгарский прибыл в Москву в 1963 г. для участия в торжествах по случаю 50-летия служения Патриарха Алексия в архиерейском сане. В июне 1967 г. Патриарх Кирилл побывал в Москве, когда завершал визит к Патриарху-Католикосу всех армян Вазгену I Балджяну. В праздник Вознесения Господня Предстоятель Болгарской Церкви возглавил Божественную литургию в храме болгарского подворья в Москве. В его честь в резиденции председателя ОВЦС в Серебряном бору был устроен приём. Митрополит Никодим произнёс программную речь, отметив различные сферы сотрудничества Русской и Болгарской Церквей, сложные международные проблемы и пути их разрешения[24]. Патриарх Кирилл и сопровождавшие его лица посетили Совет по делам религий и Отдел внешних церковных сношений. В синодальном учреждении прошли переговоры по ряду тем межправославных и межхристианских отношений, в том числе по календарному вопросу, перспективам диалога с Римско-Католической Церковью и Древними Восточными Церквами, по положению славянского монашества на Афоне. В Одессе состоялась встреча с Патриархом Алексием. В этом городе Патриарх Кирилл находился впервые, а потому с большим интересом обозревал храмы и монастыри, духовную семинарию и местные достопримечательности.
Патриарх Кирилл во главе делегации Болгарской Церкви в 1968 г. посетил Советский Союз для участия в торжествах по поводу 50-ле‑ тия восстановления патриаршества в Русской Церкви. В октябре того же года Болгарский Предстоятель находился в Ленинграде с частным визитом по приглашению митрополита Никодима. Патриарх Кирилл работал в фондах Центрального государственного исторического архива Ленинграда, в которых содержались документы периода освободительной войны 1878 г. (в частности, документы и материалы Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода). Архивные изыскания Патриарха Болгарского были частью его научной работы, посвящённой историческим вехам Болгарской Церкви. По словам современного болгарского историка Лизбет Любеновой Патриарх Кирилл в поисках материалов для научных изысканий использовал любую возможность, чтобы получить доступ к зарубежным архивным хранилищам[25]. Научная работа Предстоятеля Болгарской Церкви была высоко оценена научным сообществом Болгарии: в июле 1970 г. он был избран действительным членом Болгарской академии наук[26]. С этим событием Болгарского Патриарха тепло поздравило руководство ОВЦС — митрополит Нико‑ дим и два его заместителя, епископы Ювеналий (Поярков) и Филарет (Вахромеев). В Ленинградской духовной академии Предстоятелю Болгарской Церкви вручили диплом доктора богословия honoris causa.
Патриарх Кирилл участвовал в похоронах Патриарха Алексия в апреле 1970 г. Уже в следующем месяце Болгарский Предстоятель в сопровождении митрополита Старозагорского Панкратия (Дончева) и протодиакона Василия Вельянова вновь прибыл в СССР, побывал в Москве и Ленинграде. Митрополит Панкратий отдельно от Патриарха Кирилла посетил Псков, Псково-Печерский монастырь и Пушкинские горы. Для митрополита это было первое путешествие в пределы Русской Церкви, а потому произвело глубокое впечатление. Владыка Панкратий признавался митрополиту Никодиму по возращении из Советского Союза:
«Впечатления от моей поездки настолько сильны и неизгладимы, что они на всю жизнь любовью и искренним почитанием связывают меня со святой Русской Церковью, Вашим Высокопреосвященством, русским народом и всей Вашей великой Родиной и будут вдохновлять меня в моём скромном служении[27]».
Пребывание Патриарха Кирилла в столице СССР было связано и с иными случаями и поводами, в том числе с короткими остановками по пути перелёта в другие страны.
Председатель ОВЦС часто бывал в Болгарии и становился гостем Болгарской Церкви. Архиепископ Никодим в сопровождении членов церковной делегации в июне 1962 г. совершил рабочую поездку в Болгарскую Церковь. Иерарх посетил Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором даже совершил иноческий постриг четырёх насельниц обители, Казанлыкский женский монастырь, а также Старозагорскую епархию. С игуменией Княжевской обители Серафимой (Ливен) (урождённой княжной Ольгой Андреевной Ливен, оказавшейся в Болгарии в эмиграции) председатель Отдела поддерживал переписку и, пользуясь случаем, передавал в монастырь подарки, оказывал содействие в поездках насельниц обители в СССР. В октябре 1966 г. митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим посетил Софию ради участия в сессии Совещательного комитета ХМК, на пленарном заседании которой выступил с речью. Находясь на Болгарской земле, митрополит Никодим предпринял поездку в Варну, передал дары митрополиту Варненскому и Преславскому Иосифу (Илиеву), в Княжевский женский монастырь и Бачковский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, на Шипку в храм-памятник русско-болгарской дружбы и воинского братства, освящённый в честь Рождества Христова. Иерарх выразил желание изготовить и передать в дар храму металлическое облачение для центрального престола.
В очередной раз митрополит Никодим посетил Софию в декабре 1968 г. На встрече с Патриархом Кириллом обсуждались планы празднования на общеправославном уровне 1100-летия со дня преставления святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Митрополит Никодим по просьбе Болгарского Патриарха побывал в Княжевском монастыре, где имел беседу с игуменией и сёстрами обители, которые отказывались переходить на новый стиль в богослужении, принятый Болгарской Церковью с декабря 1968 г. Председатель ОВЦС совершил богослужения в храме Святителя Николая на подворье Русской Церкви в Софии и в кафедральном соборе Святого Александра Невского. Митрополит Никодим провёл встречи с заместителем председателя Совета Министров Болгарской Народной Республики Иваном Михайловым и послом СССР в Софии А. М. Пузановым. Председатель Комитета по делам Болгарской Православной Церкви и религиозных культов Михаил Кючуков устроил ужин по случаю прибытия в Софию председателя ОВЦС.
В мае 1969 г. в Софии с участием делегаций Поместных Православных Церквей состоялись праздничные мероприятия, посвящённые 1100-летию со дня кончины святого равноапостольного Кирилла. По приглашению Патриарха Кирилла в столицу Болгарии прибыла делегация Русской Церкви, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим[28]. Председатель ОВЦС прочитал доклад в Софийской духовной академии имени святителя Климента Охридского.
Гостями Болгарской Церкви, её Предстоятеля и архиереев были сотрудники Отдела внешних церковных сношений, совмещавшие официальные мероприятия с отдыхом на побережье Чёрного моря и в других уголках страны.
Патриарх Болгарский Кирилл почил о Бозе 7 марта 1971 г. в день Торжества Православия после непродолжительной болезни. На погребение почившего Предстоятеля в Софию прибыл Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Тринадцатого марта наместником-председателем Синода Болгарской Церкви был избран митрополит Ловчанский Максим (Минков), менее чем через четыре месяца воспринявший служение на престоле болгарских патриархов. Для присутствия на избирательном Церковно-народном Соборе и участия в интронизации новоизбранного Предстоятеля Болгарской Церкви 3 июля 1971 г. в Софию прибыла делегация Русской Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом[29]. Нужно отметить, что это была первая зарубежная поездка Патриарха Пимена после избрания на Патриарший престол. Предстоятель Русской Церкви посетил исторические места, в том числе храм-памятник на Шипке, встретился с министром иностранных дел Болгарии Иваном Башевым. По словам настоятеля болгарского подворья в Москве епископа Крупнишского Григория (Узунова), приезд Патриарха Пимена в Софию «произвёл восторг не только среди верующих, но и среди всей болгарской общественности»[30].
В марте 1972 г. Патриарх Болгарский Максим в сопровождении церковной делегации совершил десятидневный мирный визит в Русскую Церковь[31]. Это было его первое посещение пределов Московского Патриархата после избрания на Болгарский Патриарший престол. Гостям было оказано традиционное гостеприимство в Москве, Киеве, Владимире, Суздале и Загорске. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялось совместное служение двух Предстоятелей. Патриарх Максим посетил резиденцию митрополита Никодима в Серебряном бору, где в честь Болгарского Предстоятеля устроили приём. В Московской духовной академии Предстоятель Болгарской Церкви был награждён дипломом её почётного члена. В Совете по делам религий прошла встреча Патриарха Максима и членов болгарской церковной делегации с председателем Совета В. А. Куроедовым.
На встрече Предстоятелей двух Церквей, с участием митрополита Никодима и иных официальных церковных представителей, были подняты вопросы двусторонних связей, общеправославного сотрудничества, межхристианских отношений, в том числе на площадке Всемирного совета церквей, миротворческой деятельности, прозвучали оценки ситуации на Кипре, международных проблем, региональных конфликтов и напряжённости[32]. Патриарх Максим по возвращении писал митрополиту Никодиму:
«Мы все с чувством глубокого удовлетворения вспоминаем наши братские беседы, в которых еще ярче проявился дух единомыслия в наших церковно-экуменических контактах»[33].
В середине мая 1972 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен в ответ на мирный визит новоизбранного Болгарского Патриарха совершил мирное посещение Болгарской Церкви. Глава Московского Патриархата имел молитвенное общение с болгарским собратом, посетил исторические монастыри, Софийскую духовную академию, встретился с председателем Государственного Совета Народной Республики Болгария Тодором Живковым, послом СССР в Софии А. М. Пузановым. Председатель Комитета по делам Болгарской Православной Церкви и религиозных культов Михаил Кючуков устроил приём в честь Патриарха Пимена. В патриаршей резиденции в Драгалевском монастыре Предстоятели обсуждали темы дальнейшего укрепления отношений Русской и Болгарской Православных Церквей, а также народов двух стран, пополнения монашеской братии русского и болгарского афонских монастырей, межправославного и межхристианского сотрудничества, европейской безопасности, положения в Индокитае и на Ближнем Востоке[34].
Москву неоднократно посещали архиереи Болгарской Церкви. В 1961 и 1965 гг. в СССР проводил отпуск митрополит Ловчанский Максим (Минков). В мае 1969 г. гостем Русской Церкви стал управляющий Болгарской епархией в США, Канаде и Австралии митрополит Андрей (Петков). Приглашение митрополитом Никодимом болгарского иерарха в Москву было обусловлено подготовкой к предоставлению Московским Патриархатом автокефалии Православной Церкви в Америке.
Руководство Московского Патриархата оказывало гостеприимство болгарским иерархам, клирикам и мирянам, трудившимся над укреплением духовных связей народов СССР и Болгарии. В мае 1965 г. Патриарх Алексий адресовал Патриарху Кириллу приглашение направить в Русскую Церковь на десять дней две делегации Болгарской Церкви: одну из участников межправославных и межхристианских встреч из числа иерархов и официальных церковных лиц, а другую — из представителей духовных учебных заведений.
Делегация болгарских богословов в июле 1965 г. побывала в Москве, Ленинграде и Загорске, посетила Московскую и Ленинградскую духовные академии, где состоялись два собеседования на темы межправославного сотрудничества, межхристианского диалога и миротворческого служения, а также побывала в древней обители Преподобного Сергия Радонежского.
В том же месяце гостями Русской Церкви стала вторая делегация из числа иерархов и должностных лиц Болгарской Церкви во главе с митрополитом Сливенским Никодимом[35]. Болгарские церковные предста‑ вители посетили Троице-Сергиеву Лавру в день памяти преподобного Сергия, Московскую духовную академию, московские храмы и исторические монастыри, приняли участие в богослужениях, познакомились с достопримечательностями столицы. Программа поездки предполагала выезд в Ленинград, где гости познакомились с Ленинградской духовной академией и культурной жизнью города на Неве, а также в Псков и Одессу. Болгарскую церковную делегацию сопровождал епископ Волоколамский Питирим (Нечаев). Иерарх Русской Церкви обсуждал с митрополитом Сливенским Никодимом, в числе прочего, внешнецерковные вопросы[36]. Общение митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима и представителей Русской Церкви с митрополитом Сливен‑ ским Никодимом и членами болгарской церковной делегации происходило в Отделе внешних церковных сношений. На встрече обсуждались вопросы межцерковного сотрудничества. Присутствовавший на собеседовании епископ Волоколамский Питирим кратко фиксировал ход дискуссии[37]. Вернувшиеся на родину представители Болгарской Церкви прислали благодарственные отклики в адрес председателя ОВЦС, что свидетельствовало о качественной подготовке программы визита и гостеприимстве, оказанном болгарским гостям.
Благожелательным настроем в отношении Русской Церкви отличались настоятель Дряновского мужского монастыря в честь Архангела Михаила[38] архимандрит Горазд (Ангелов), церковный исследователь, а также Андрей Николаевич Игнатьев, публицист и автор статей по истории Русской и Болгарской Церквей, печатавшихся в «Журнале Московской Патриархии» и болгарских церковных изданиях. Андрей Николаевич в октябре–ноябре 1966 г. посетил СССР. Везде, где А. Н. Игнатьев побывал: Москве, Ленинграде, Пскове, Владимире и Суздале, Ярославле, — ему оказывалось внимание и гостеприимство, организованное руководством и сотрудниками ОВЦС. Летом 1967 г. месячное пребывание болгарского церковного писателя в Советском Союзе было оплачено Московской Патриархией. О. Горазд посетил Русскую Церковь в июне 1968 г., побывал в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, в декабре того же года останавливался в столице СССР по пути в Ереван на встречу с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Вазгеном I, а в декабре 1970 г. приезжал в Киев и Одессу. Его многочисленные письма председателю ОВЦС наполнены живым чувством уважения к Русской Церкви и лично к иерарху. В одном из таких писем архимандрит Горазд признавался митрополиту Никодиму:
«С глубоким сознанием наравне с моим долгом в Церкви я буду отдавать свои силы для исполнения долга укрепления дружбы русского и болгарского народов и наших двух Церквей, и не с душевным раздвоением, а с любовью»[39].
В конце 1969 — начале 1970 г. в Троице-Сергиевой Лавре пребы‑ вал архимандрит Иларион (Цонев), руководитель синодального отдела богослужения и духовного надзора, будущий митрополит Доростольский. Этот визит происходил с одобрения Синода Болгарской Церкви и согласия Предстоятеля Русской Церкви. Отец Иларион приезжал ради знакомства с духовной жизнью русского монашества. В январе-феврале 1970 г. он также посетил Ленинград и Одессу, где знакомился с церковной жизнью, участвуя в богослужениях и посещая исторические церковные места. Вернувшись на родину, архимандрит подготовил публицистический материал, в котором описал свои впечатления от посещения Русской Церкви. Его копии были направлены в ОВЦС. В августе 1970 г. в качестве гостей Московского Патриархата в Москве, Ленинграде и Загорске находилась группа тридцати трёх священнослужителей Болгарской Церкви — активных сторонников движения за мир и болгарско-советской дружбы, участников «Рейса мира»[40]. Болгарские визитёры посетили богослужения в исторических храмах, встретились с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Патриарх Болгарский Кирилл писал Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену:
«Благодарим за заботу, которой Вы и Ваши сотрудники их [болгарских священнослужителей. — С. З.] окружили, давая им возможность ближе почувствовать сильную веру, благочестие, теплую сердечность, трудолюбие и миротворчество русского человека»[41].
Сближению двух Церквей служил обмен богослужебной и духовно-просветительской литературой, документальными фильмами на церковные темы. Так было с фильмом «Торжество Православия», снятым в 1958 г. в дни празднования 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. Тогда в московских торжествах принимала участие делегация Болгарской Церкви во главе с Патриархом Кириллом. Патриарх Алексий в 1965 г. направил Патриарху Кириллу сборник своих слов и речей. В адрес иерархов и клириков Болгарской Церкви безвозмездно высылался «Журнал Московской Патриархии». В мае 1963 г. в качестве дара Московского Патриархата своей Болгарской Церкви-сестре в Софию было передано изготовленное в мастерских Московской Патриархии металлическое облачение на престол.
На уровне руководства двух Церквей была достигнута договорённость развивать студенческие обмены. Клирики и миряне Болгарской Церкви обучались и проходили специализацию преимущественно в Московской духовной академии как в качестве студентов, так и профессорских стипендиатов[42]. Русская Церковь предоставляла ежегодную квоту для двух-трёх студентов из Болгарии для занятий в её духовных учебных заведениях. М. В. Шкаровский отмечает, что обучение в Московской духовной академии многих представителей священноначалия Болгарской Церкви, их подготовка на уровне кандидатов богословия продолжались многие десятилетия[43].
В ходе майско-июньского 1970 г. посещения Русской Церкви Патриархом Кириллом и его встречи с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом была достигнута договорённость о том, что в 1970/1971 учебном году профессора Софийской духовной академии прочтут студентам духовных школ Русской Церкви лекции по литургике в свете экуменических проблем, а профессора Московской и Ленинградской духовных академий — лекции по истории Русской Православной Церкви для студентов Софийской академии. Такие академические обмены были призваны укрепить церковно-историческое и богословское сотрудничество духовных учебных заведений двух Церквей.
В развитие взаимной договорённости в Московскую и Ленинградскую духовные академии в марте 1971 г. сроком на один месяц был приглашён ректор Софийской духовной академии епископ Макариопольский Николай (Кожухаров) с циклом из пятнадцати лекций по богословию Святой Евхаристии. В связи с кончиной Патриарха Болгарского Кирилла иерарх преждевременно покинул СССР, не завершив лекционного курса, хотя планировал продолжить его осенью 1971 г.
В ходе своего осеннего пребывания в духовных школах Русской Церкви епископ Николай посетил Пушкинские горы, Псков и Псково-Печерский монастырь. В Москве и Ленинграде для болгарского церковного учёного была подготовлена программа богослужений, встреч, экскурсий по историческим местам. В свою очередь, в Софию в марте–апреле 1971 г. на две-три недели были готовы отбыть профессор МДА протоиерей А. Остапов и доцент ЛДА протоиерей И. Белёвцев.
Представители Болгарской Церкви при Московском Патриаршем престоле многократно посещали Московские духовные школы, в том числе для чтения лекций. Об этом опыте свидетельствовал по окончании своей миссии в Москве настоятель болгарского подворья в 1956– 1960 гг. архимандрит Антоний (Костов):
«Церкви и в этом общении со своими русскими братьями мог убедиться в их интересе и любви к нашей Болгарской Церкви»[44].
Представительства Русской и Болгарской Православных Церквей в Софии и Москве играли важную роль в поддержании и развитии двусторонних церковных контактов.
Подворье Московской Патриархии располагалось в Софии при храме Святителя Николая Чудотворца с 1952 г[45]. «Русский», как называли в обиходе храм в болгарской столице, был заложен в 1907 г. и служил нуждам посольства Российской империи в Болгарии, отчего получил и второе именование — «посольский». Храм был освящён в 1914 г. митрополитом Доростольским и Червенским Василием (Михайловым). На протяжении всего изучаемого периода настоятелем подворья служил македонец по происхождению, гражданин Болгарии, почитатель исторической русской духовной традиции и культуры архимандрит Мефодий (Жерев)[46]. Отсутствие советского гражданства делало затруднительным поездки отца архимандрита в Москву: требовались получение советской визы, многочисленные согласования и в церковных, и в светских ведомствах. Но когда такие поездки могли состояться, например, в августе 1964 г. и в мае–июне 1966 г., архимандрит Мефодий пользовался возможностью посетить святыни Москвы, в том числе Троице-Сергиеву Лавру, а также Ленинград, Новгород, Псково-Печерский монастырь и Киев, и возможностью отдохнуть в Крыму. В 1972 г. решением Синода Болгарской Церкви о. Мефодий был переведён с подворья в Рильский монастырь на послушание игумена. Пока священноначалие Русской Церкви не назначило нового настоятеля подворья в Софии, временным настоятелем храма Святителя Николая, по согласованию с Патриархом Пименом, был поставлен священнослужитель Болгарской Церкви — клирик софийского кафедрального собора Святой Недели протоиерей Михаил Лулчев.
Тема ремонта Никольского храма стала одной из основных в переписке настоятеля подворья с председателем ОВЦС. За счёт средств Московской Патриархии было приобретено и направлено в Софию сусальное золото для золочения куполов этого храма. В 1965 г. ОВЦС заказал изготовление металлического облачения для престола храма на подворье. На ту же тему в мае 1967 г. прошла встреча архимандрита Мефодия с руководителем консульского отдела посольства СССР в Софии Е. В. Бавыкиным. В то время рядом с храмом Святителя Николая планировалось возвести новое здание консульского отдела советского посольства.
Подворье Болгарской Церкви располагалось в Москве при храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Болгарское церковное представительство с 1956 г. по сентябрь 1960 г. возглавлял архимандрит Антоний (Костов), будущий епископ Проватский. О. Антония в декабре 1960 г. сменил архимандрит Стефан (Николов) — будущий епископ Главиницкий. В 1964–1968 гг. болгарское подворье возглавлялось архимандритом Филаретом (Игнатовым), в прошлом игуменом Успенского Бачковского монастыря, а в будущем — митрополитом Видинским. С 1968 по 1972 гг. это послушание нёс епископ Крупнишский Григорий (Узунов), до назначения в Москву занимавший должность игумена Троянского монастыря, а в будущем ставший митрополитом Ловчанским. Епископ Григорий был первым архиереем, возглавившим болгарское подворье в Москве, поскольку до него настоятели подворья имели только сан архимандрита. В связи с избранием епископа Григория в феврале 1972 г. на Ловчанскую митрополичью кафедру, его преемником в должности настоятеля болгарского подворья в Москве был назначен игумен Рильского монастыря архимандрит Нестор (Крыстев). Провожая митрополита Григория на родину, где его ждала ловчанская паства, Патриарх Пимен сказал в адрес болгарского иерарха:
«И мы полагаем, что то служение, которое Вы совершили в последние годы, будучи связующим звеном между Патриархатом Болгарским и Московским, явится тем важным постоянно сопутствующим моментом, помогающим Вам активно участвовать в успешном развитии братского сотрудничества между святыми Болгарской и Русской Православными Церквами и этим вносить вклад в укрепление дружбы между болгарским и советским народами[47]».
Болгарское подворье служило и церковно-представительским, и информационным целям: не без ведома Московской Патриархии в Софии узнавали о жизни Русской Церкви. Благодаря пребыванию на подворье различных церковных делегаций и отдельных лиц, священноначалие Болгарской Церкви получало информацию о содержании встреч и переговоров. Патриарх Болгарский Кирилл через своего представителя в Москве делился с Патриархом Алексием мыслями о своём возможном посещении Фанара, Александрийского и Антиохийского Патриархатов[48]. Встретив поддержку в Москве, такая комплексная поездка состоялась весной 1962 г. и включала в программу также посещение Иерусалимской и Элладской Церквей. В ряде случаев переписка Болгарского Патриарха с болгарским церковным представителем в Москве попадала в Отдел внешних церковных сношений, поскольку Предстоятель Болгарской Церкви при решении вопросов межправославного сотрудничества, в первую очередь касательно Константинопольского Патриархата, полагался на совет со стороны руководства синодального учреждения[49].
Деятельность болгарского подворья осуществлялась под контролем, но и при содействии со стороны советских властей, в первую очередь Совета по делам Русской православной церкви, а позже Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Настоятель болгарского подворья в Москве в 1956–1960 гг. архимандрит Антоний (Костов), завершая свою миссию, отмечал, что с самого его приезда в Москву со стороны руководства и сотрудников Совета к нему было проявлено внимание и делалось всё возможное для того, чтобы болгарское подворье могло осуществлять служение[50].
О полноценном функционировании болгарского подворья заботился и Отдел внешних церковных сношений. Благодаря содействию со стороны председателя Отдела, в январе 1970 г. московские власти выделили болгарскому церковному представителю новую трёхкомнатную квартиру на проспекте Мира. Посредством ОВЦС назначались встречи настоятеля болгарского подворья с председателем Совета по делам Русской православной церкви (религий), выдавались разрешения советских властей на поездки болгарского церковного представителя по городам и населённым пунктам СССР для посещения святых мест. В августе 1971 г. епископ Крупнишский Григорий побывал во Львове, в Почаевской лавре и Смоленске, а в октябре 1971 г. — в Одессе. Во всех местах остановки болгарский церковный представитель встречался с местными правящими архиереями, посещал храмы и монастыри, участвовал в богослужениях, обращался к верующим людям с приветственными словами, знакомился с достопримечательностями и отдыхал (в первую очередь, в черноморской Одессе).
По словам Святейшего Патриарха Пимена, деятельность болгарского подворья в Москве и его настоятелей способствовала развитию и укреплению традиционных связей между Болгарской и Русской Церквами, а также братскими народами двух стран[51].
В заключение мы должны констатировать: взаимоотношения Московского и Болгарского Патриархатов в течение всего исследуемого периода отличала высокая степень братского сотрудничества и доверия. Русская Церковь сыграла решающую роль в признании патриаршего статуса Болгарской Церкви со стороны Константинопольского Патриархата и установлении общения между Софией и Фанаром. Двусторонние церковные контакты простирались на сферу межправославных и межхристианских отношений, на служение делу мира, носили взаимовыгодный характер. Руководство Болгарской Церкви де‑ монстрировало поддержку позиции Русской Церкви по вопросам её международной повестки, что откликалось благодарностью и защитой интересов Болгарского Патриархата, в первую очередь, на межправославном направлении. Власти Советского Союза и Народной Республики Болгарии покровительствовали движению Церквей навстречу друг другу, что создавало необходимые условия для большей церковной интеграции. Последняя проявлялась в обмене многочисленными визитами официальных церковных делегаций и отдельных представителей, академических связях, передаче богослужебных книг, духовной литературы и периодических официальных церковных изданий, предметов украшений внутреннего убранства храмов. Гостеприимство Русской Церкви по отношению к болгарским церковным деятелям отличалось широтой и сердечностью, а значение обучения в духовных школах Московского Патриархата для студентов из Болгарии было столь велико, что во многих случаях определяло их дальнейшее служение на высоких и ответственных церковных постах. Важный вклад в укрепление двусторонних связей вносили церковные представительства в Софии и Москве.
На протяжении всего исследуемого периода в отношениях Русской и Болгарской Православных Церквей не выявлено ни одного случая, который мог бы их омрачить. Заслуга в этом принадлежит священноначалию двух Церквей, руководству Отдела внешних церковных сношений, иерархам, клирикам и мирянам, которые своими трудами созидали особую братскую атмосферу двусторонних церковных контактов.
1. Архив ОВЦС. Д. 15. [1961.] Письмо председателя ОВЦС архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима насельнику монастыря Святого Димитрия Бесарбовского (с. Бесарбово Русенского округа, Болгария) монаху Хрисанфу № 676 от 18.07.1961 г. С. 1.
2. Архив ОВЦС. Д. 15. [1961.] Телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Болгарскому Кириллу от 12.08.1961 г. С. 1.
3. Архив ОВЦС. Д. 15. [1961.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла настоятелю болгарского подворья в Москве архимандриту Стефану от 13.08.1961 г. С. 1–2.
4. Архив ОВЦС. Д. 15. [1961.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла настоятелю болгарского подворья в Москве архимандриту Стефану от 17.08.1961 г. С. 1–2.
5. Архив ОВЦС. Д. 15. [1961.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 6564 от 29.08.1961 г. С. 1–2.
6. Архив ОВЦС. Д. 15. [1962.] Письмо митрополита Доростольского и Червенского Софрония председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 27.07.1962 г. С. 1.
7. Архив ОВЦС. Д. 15. [1962.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 24.08.1962 г. С. 1.
8. Архив ОВЦС. Д. 15. [1964.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1021 от 12.02.1964 г. С. 1.
9. Архив ОВЦС. Д. 15. [1967.] Речь митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, на приёме, устроенном в честь Святейшего Кирилла, Патриарха Болгарского, 8 июня 1967 г. С. 1–7.
10. Архив ОВЦС. Д. 15. [1967.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Болгарскому Кириллу от 24.11.1967 г. С. 1.
11. Архив ОВЦС. Д. 15. [1968.] Телеграмма Патриарха Болгарского Кирилла Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 1.04.1968 г. С. 1.
12.Архив ОВЦС. Д. 15. [1968.] Письмо архимандрита Горазда председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от [без даты] декабря 1968 г. С. 1.
13.Архив ОВЦС. Д. 15. [1970.] Письмо митрополита Старозагорского Панкратия председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 25.06.1970 г. С. 1.
14. Архив ОВЦС. Д. 15. [1970.] Письмо Патриарха Болгарского Кирилла Местоблюстителю Московского Патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену № 554-И от 6.10.1970 г. С. 1.
15. Архив ОВЦС. Д. 15. [1972.] Телеграмма Патриарха Болгарского Максима председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 1.02.1972 г. С. 1.
16. Архив ОВЦС. Д. 15. [1972.] Письмо Патриарха Болгарского Максима митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 7.04.1972 г. С. 1.
17. Архив ОВЦС. Д. 15-А. [1960.] Впечатления настоятеля болгарского подворья в Москве архимандрита Антония (Костова) о четырёхлетнем пребывании в Советском Союзе. С. 1–8.
18. Архив ОВЦС. Д. 15-А. [1971.] Отчёт митрополита Херсонского и Одесского Сергия о пребывании в городе Одессе настоятеля болгарского подворья в Москве Преосвященнейшего Григория, епископа Крупнишского, с 11 по 24 октября 1971 года, от 31.10.1971 г. С. 1–27.
19. Архив ОВЦС. Д. 15-А. [1972.] Речь Его Святейшества, Святейшего Пимена, Патриарха Московского и всея Руси, на прощальном приёме представителя Болгарской Церкви митрополита Ловчанского Григория в связи с отъездом на родину от 6 марта 1972 г. С. 1–2.
20. Архив ОВЦС. Д. 15-А. [1972.] Речь Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на приёме в Патриархии в честь митрополита Ловчанского Григория 9 марта 1972 года. С. 1–2.
21. Копия письма Патриарха Константинопольского Афинагора Патриарху Болгарскому Кириллу № 552 от 27.07.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 436. Л. 115–116.
22. Копия письма Патриарха Болгарского Кирилла Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 8.09.1961 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 436. Л. 127.
23. Рапорт архиепископа Берлинского и Среднеевропейского Леонтия председателю ОВЦС митрополиту Тульскому и Белевскому Ювеналию от 2.06.1972 г. // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 514. Л. 131–140.
24. Записка председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова в ЦК КПСС № 7/с от 8.01.1963 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 10. Л. 20.
25. Записная книжка с заметками о путешествии в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, о сопровождении делегации Болгарской Православной Церкви во Псков и Ленинград. 1965 // НИОР РГБ. Ф. 938. К. 14. Ед. хр. 10. Л. 14–17.
26. Встреча с делегацией Болгарской Православной Церкви в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата. Тезисы беседы. Июль 1965 // НИОР РГБ. Ф. 938. К. 14. Ед. хр. 19. Л. 1–5.
1. Письмо в редакцию «Журнала Московской Патриархии» архимандрита Антония (Костова), б. настоятеля болгарского подворья в Москве // ЖМП. 1960. № 10. С. 8–12.
2. Коммюнике о встрече Патриарха Болгарского Кирилла и Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 31.05.1962 г. // ЖМП. 1962. № 7. С. 27–28.
3. Заявление Предстоятелей Болгарской и Русской Православных Церквей от 10.06.1967 г. // ЖМП. 1967. № 7. С. 5.
4. Коммюнике о пребывании в Советском Союзе Святейшего Патриарха Болгарского Максима // ЖМП. 1972. № 5. С. 5–7.
1. Александрова Т. Л., Суздальцева Т. В. Русь уходящая: рассказы митрополита Питирима. Санкт-Петербург: [Б. и.], 2007.
2. Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей. Учебник. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2022.
3. Елисей (Меняйлов), иерод. Роль Болгарского Патриарха Кирилла в истории русско-болгарских церковных отношений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 9 (186). С. 31–39.
4. Лактюхин Д., свящ. Борьба Русской и Болгарской Православных Церквей за сохранение славянского монашества на Афоне в 1950 годы // Христианство на Ближнем Востоке. 2021. Т. 5. № 3. С. 44–55.
5. Любенова Л. Научноизследователската дейност на Патриарх Кирил // Сборник в чест на Кирил Патриарх Български по случай 100 години от рождението и 30 години от неговата смърт / Сост. и научн. ред. С. Шивачев. Пловдив: Народна библиотека «Иван Вазов», 2001. С. 73–78.
6. Павел (Стефанов), архим., доц. Римокатолическата пропаганда в трудовете на Патриарх Кирил // Сборник в чест на Кирил Патриарх Български по случай 100 години от рождението и 30 години от неговата смърт / Сост. и научн. ред. С. Шивачев. Пловдив: Народна библиотека «Иван Вазов», 2001. С. 99–108.
7. Шкаровский М. В. Русская и Болгарская Православные Церкви в первой половине XX века (история взаимоотношений). Санкт-Петербург: Изд. СПбПДА, 2017. Шкаровский М. В. Русское Православие в Болгарии. Москва; Брюссель: Екатерининский мужской монастырь; Conference Sainte Trinite du Patriarcat de Moscou ASBL, 2019.
8. Maxim Minkov, patr. Ecumenist and Advocate of Orthodoxy // Metropolitan Nikodim. Peacemaker, Ecumenist, Theologian, Pastor. Prague: Christian Peace Conference, 1980. P. 77–79.
Источник
Звонарёв С., прот. «Русские люди и болгары — одно православное целое»: отношения Русской и Болгарской Православных Церквей в 1960-е — нач. 1970‑х гг. // Богословский вестник. 2025. № 1 (56). С. 159–186. DOI: 10.31802/GB.2025.56.1.008