159
  • Научные статьи

Рецепция опыта психологии в практике пастырского душепопечения (на примере помощи супругам в межличностном кризисе)

Опубликовано: 06 августа 2025

Автор

image

Патокин Павел Георгиевич, священник

Источник

Патокин П. Г. Рецепция опыта психологии в практике пастырского душепопечения (на примере помощи супругам в межличностном кризисе) // Вопросы теологии. 2025. Т. 7, № 1. С. 128–141. https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.107

image
Аннотация. В статье рассматривается проблема рецепции опыта психологии в современной практике пастырского душепопечения. Область исследования определяется актуальной проблемой современности — кризисом семьи, ввиду чего исследуется применение опыта психологии в пастырской помощи супругам. Кратко освещается история преподавания психологии в духовных школах. Описывается разность целей, структуры, объектов и субъектов и других аспектов пастырского душепопечения и практической психологии. Выделяются основные противоречия и точки соприкосновения психологии и пастырского душепопечения, обозначаются области психологического знания, доступные и перспективные для привлечения в пастырскую практику. В ряду названных противоречий определены области целеполагания, методов помощи, терминологических аппаратов, теоретических и антропологических предпосылок, а также субъекта помощи пастыря и психолога как имеющие принципиальные отличия, которые не позволяют говорить о возможности «простой», несистемной рецепции того или иного психологического знания или практики. Автором определены области продуктивного заимствования психологических знаний в контексте пастырского душепопечения. В этом ряду: знание маркеров психопатологий и неврозов, а также эмпирических данных об онтогенезе семьи, кризисных этапах, причинах кризисов и разводов. В качестве выводов констатируется отсутствие общепринятых критериев при привлечении психологических знаний в практику душепопечения Русской Православной Церкви; указывается ряд предложенных исследователями критериев. Помимо этого, выделяется миссионерский характер использования психологического понятийного аппарата в пастырском наставлении и беседе в условиях психологизации современного общества.

Введение

Вопрос о соотношении пастырского душепопечения и психологического консультирования нуждается в богословском осмыслении, что актуально прежде всего для церковной практики. Необходимость использовать психологические знания в деятельности пастыря проиллюстрировал архимандрит Иероним (Тестин): «15% людей (обращающихся за помощью к священнику. — Прим. авт.)… имеют некоторые психические заболевания»[1]. Помимо этого, по наблюдению архимандрита Иеронима, другие 15% людей, когда приходят в церковь, имеют свой собственный духовный опыт, духовные запросы. Этих людей заботят в первую очередь их взаимоотношения с Богом. А оставшиеся «70% людей приходят с житейскими и психологическими вопросами, и эти люди остаются, в общем-то, без помощи»[2]. Касательно последнего суждения можно возразить, что в Церкви служит немалое количество опытных пастырей, компетентных в области душепопечения и связанных с этим житейских проблем. Священник может быть де-факто психологом (не в профессиональном смысле). Помимо этого, присутствие в храме благодати Божией способно повлиять на пришедших с житейскими и психологическими проблемами. Тем не менее к пастырю нередко обращаются именно тогда, когда сложные жизненные ситуации превалируют над всем остальным.

Можно констатировать психологизацию современного общества: психология популяризируется, и знания в этой области считаются нормой. В данном контексте необходимо упомянуть пастырский принцип, описанный апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20–22). Иными словами, для спасения современного человека представляется уместным иметь представление о психологии как науке.

Однако для помощи в разрешении житейских проблем, связанных с супружеством и семьей, рискованно использовать опыт светских наук без сопоставления с учением Христовым. Именно в свете этого учения обнаруживаются все неприемлемые для православного пастырства решения и делаются выводы о возможности или невозможности использования светской психологии, что и именуется ее рецепцией[3].

В связи с этим представляется актуальным попытаться исследовать возможности рецепции знаний из области психологии в практике пастырского душепопечения. Особенно это важно при работе с супружескими парами в состоянии межличностного кризиса. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» читаем: «В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод»[4]. При этом имеется потенциал обогащения психологическими знаниями одного из указанных пастырских средств душепопечения — научение (или наставление). Тем самым характеризуется практическая значимость исследования. При этом практическая значимость данного исследования видится в обогащении психологическими знаниями, применимыми к пастырскому душепопечению, специфического пастырского инструмента — научения (наставления).

1. Христианская психология как точка соприкосновения психологии и богословия

Рассматривая процесс рецепции психологии Церковью, необходимо упомянуть специфический феномен, возникший в ходе указанного процесса. За последние три десятилетия предпринимались попытки сближения богословия и психологии, самая заметная из которых — концептуализация христианской психологии. За более чем три десятилетия сформировалась группа исследователей, которые внесли вклад в развитие православной психологии: протоиереи Андрей Логрус, Владимир Цветков, Борис Ничипоров и Иоанн Вавилов; а также Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Т. А. Флоренская, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев, Р. Б. Введенский, В. К. Загвоздкин, В. И. Слободчиков, Е. Н. Проценко, Ю. М. Зенько, А. Ф. Копьев, Л. Ф. Шеховцова, Е. К. Веселова, Е. Я. Волхонская, В. Х. Манеров, С. А. Черняева и др.[5]

Говоря об использовании светской психологии, следует отметить попытку сформулировать условия применения методов психотерапии в душепопечении. В 2001 г. была опубликована статья «Критерии применимости психотерапевтических методов с позиции христианского учения о человеке» за авторством группы исследователей[6]. В ней указывалось на недопустимость использования психологических методов, обладающих одной или несколькими из следующих характеристик:

— ограничение или подавление свободы воли человека;

— использование манипулятивных приемов;

— создание зависимости человека от психотерапевта;

— использование практик «состояния измененного сознания»;

— способствование уходу от проблем в мир иллюзий.

Подобные критерии отбора, с поправкой на особенности взаимодействия пастыря и мирян, необходимо учитывать в практике рецепции психологических знаний. Тем не менее на данный момент следует констатировать отсутствие общепринятых критериев, по которым можно привлекать в пастырский инструментарий те или иные знания, методы и приемы из области психологии.

Психология в структуре богословского образования в России

Необходимо обратить внимание на «корни» психологии как научного знания в философии и богословии, что порой не учитывают при изучении истории отечественной психологии.

Известно, что в ХIХ столетии психология преподавалась в университетах профессорами богословия. В это же время она отделилась от философии как самостоятельная научная дисциплина. Один из первых отечественных психологических трактатов принадлежит священнику Варваринской церкви Москвы, увещателю 6-го департамента Правительствующего Сената и благочинному Китайского сорока[7] Иоанну Михайловичу Кандорскому[8]. Его трактат «Наука о душе, или Ясное изображение ея совершенств, способностей и безсмертия», изданный под псевдонимом «диакон Иван Михайлов», датируется 1796 г. Этот факт вполне соответствует духу времени и контексту эпохи, когда психология входила в структуру образования духовных школ[9]. Об этом также свидетельствует хранящийся в библиотеке Московской духовной академии конспект лекций по психологии, составленный в Киево-Могилянской академии в 1696 г.

Переломный для Русской Церкви 1917 г. и последовавшие за ним десятилетия гонений приостановили процесс взаимодействия психологии и теологии, в результате чего до 1990 г. исследований в указанной области не проводилось. В настоящее время психология вновь занимает место в структуре богословского образования Русской Православной Церкви, преподается в духовных семинариях.

2. Векторы расхождения психологии и пастырского душепопечения при помощи супругам в межличностном кризисе

Говоря о преодолении межличностных супружеских конфликтов, можно констатировать наличие существенных различий между психологией и пастырским душепопечением. Прежде всего это касается целеполагания.

О цели пастырского душепопечения известно: это руководство в деле спасения бессмертной души, «созидание совершенного человека» для единения с Богом[10], проповедь Евангелия и освящение пасомых благодатью Божией[11]. В контексте супружества цель пастырского душепопечения — руководство в деле построения семьи как малой церкви, где супруги сознательно помогают друг другу возрастать в жертвенной любви, преодолевая собственную эгоцентричность и неся тяготы друг друга (Гал. 6:2). Если в ходе такого возрастания в диаде возникают конфликты и кризисы, пастырь призван предпринять действия для сохранения семьи.

В свою очередь, в психологии для помощи супругам в межличностном кризисе преимущественно используется консультирование. Цель консультирования определяется следующим образом: изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желание преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), а также поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром)[12]. При этом в рамках семейного консультирования применяется широкий спектр психологических методов: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография»» и проч.[13]

Однако основным способом психологического консультирования является интервью. Говоря о процессе консультирования, исследователи отмечают системный подход, психоаналитический подход, когнитивно-поведенческий подход в качестве наиболее распространенных в отечественной практике, а также выделяют структурную и стратегическую семейную терапию[14].

Таким образом, сравнивая целеполагание изучаемых областей знания, можно констатировать закономерное отсутствие в поле зрения психологии эсхатологической составляющей. Это особенно важно учитывать, используя ту или иную психологическую практику в пастырстве. Кроме того, теоцентричное определение семьи в пастырском душепопечении и теологии в целом создает и определенные нравственные ориентиры во взаимоотношениях супругов.

Остановимся подробнее на других факторах расхождения теологии и психологии. В частности, осложняет взаимодействие и взаимопроникновение означенных областей знания раздробленность психологического учения. Ввиду широты определения психики[15] как предмета психологии имеется и большое разнообразие психологических школ. В случае, если мы обращаемся к конкретной психологической теории, возникает вопрос критериев выбора.

Существующее в силу множественности психологических школ разнообразие антропологических моделей[16] также затрудняет «сближение» теологии и психологии. Большинство психологических представлений лишено духовного компонента, высших смыслов и устремленности вовне материального мира.

Определим также субъект помощи в обеих областях знания. В случае психологии субъект и объект помощи однороден: человек помогает человеку. С позиции пасторологии субъектом помощи всегда является Бог, посредником Которого выступает священник.

Вслед за субъектом разнится и объект воздействия пастыря и психолога в человеке. В рамках трихотомической концепции природы человека психолог действует в сфере души: семейный психолог ориентирован на нормализацию супружеских взаимоотношений. Пастырское служение сосредоточено на духовной сфере человеческой жизни. В случае «здоровой жизнедеятельности» духа в человеке, общения с Богом Он Сам, как субъект помощи, врачует, направляет и развивает человека, Сам помогает супругам возрастать в любви.

Источники средств для достижения цели как пастырского, так и психологического воздействия тоже различаются. Так, для специалиста в области психологии средства — это исключительно плоды человеческого разума: психологические теории, концепции и основанные на них методики и приемы[17]. Для пастыря источником воздействия на человека служит благодать Божия, при этом инструменты душепопечения не должны противоречить Священному Писанию и Преданию. С рационалистической позиции пастырский подход может казаться ограниченным по сравнению с подходом психолога, однако с богословской позиции священник обладает неоспоримым преимуществом — почивающей на нем благодатью Божией[18]. Душепопечительский труд пастыря пронизывает все виды его общения с паствой как суть и как движущая сила. Из инструментов пастырского душепопечения выделяются поучение, молитва и церковные Таинства[19], а также епитимии, аскетические упражнения, личный пример пастыря, чтение духовной и светской литературы, участие в общинной деятельности и паломничества.

Еще одна проблемная область взаимодействия теологии и психологии касается разницы понятийных аппаратов. Для примера остановимся подробнее на расхождении между психологией и пастырским богословием в понимании души. Понятие души в психологии различно и зависит, во-первых, от контекста использования термина, во-вторых, от психологической школы, к которой принадлежит конкретный специалист. С понятием души здесь могут отождествляться как личность[20], так и сознание или эмоции[21]. В православном богословии душа определяется следующим образом: «Сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры (формы), которая действует при помощи тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования. Она доступна изменению со стороны воли»[22].

Еще одна «область риска» во взаимодействии психологии и пастырского богословия, по слову прот. Вадима Леонова, заключается в отсутствии «эффективной “иммунной системы” в психологии»[23], предотвращающей искажения фундаментальных принципов и идей науки. В бытии Церкви подобная «иммунная система» позволяет сопротивляться ересям и вероотступничеству, а также нравственным падениям. Отсутствие аналогов тому в психологической науке, возможно, обусловлено тем, что на данном этапе в различных подходах практической психологии отрицаются любые абсолюты и идеалы, в том числе и нравственные[24]. Однако существуют мнения о неизбежной ориентации на собственные ценности и жизненную позицию психолога или психотерапевта при использовании какой-либо психологической теории[25].

Как со стороны Церкви, так и со стороны психологов имеются высказывания о недопустимости синтеза психологии и пастырского душепопечения «в чистом виде»[26], так как разность основ делает это невозможным[27]. Идеальная модель рецепции психологического опыта подразумевала бы использование знаний «православной психологии». Однако на данный момент приходится констатировать отсутствие готовой концепции такого подхода и его теологического анализа.

Существует мнение, что в практике пастырского душепопечения даже для разрешения сложнейших душевных трудностей вполне достаточно трех компонентов: Священного Писания, опыта святых отцов и подвижников благочестия и благодати, почивающей на священнике[28]. Тем не менее это не исключает возможности воцерковления и использования опыта психологии. В практике христианства никогда не считалось недопустимым или греховным заимствование сквозь призму Евангелия средств помощи из светских наук[29].

3. Точки соприкосновения психологии и пастырского душепопечения в контексте помощи супругам в межличностном кризисе

Христианство психологично[30], и это объясняет наличие схожести в определенных аспектах и попытки взаимодействия психологии и богословия, а конкретно — пастырского душепопечения. Локализация «точек соприкосновения» прежде всего определяется в задачах обеих практических областей знаний — помочь человеку разрешить семейные проблемы, найти пути их преодоления.

Кроме того, психология посвящена в некотором смысле падшему человеку, его внешнему поведению и внутренним душевным процессам, находящимся в повреждении на уровне природы. Иными словами, психология помогает понять грешника, что чрезвычайно необходимо для глубокого видения личности человека, который обратился к пастырю за помощью. Такая необходимость может быть объяснена следующим: «Психологическое отрицание или скрытая агрессия могут “одеваться” под добродетель, в результате чего пастырь может принять ошибочное решение и реализовать свое пастырское попечение в ложном направлении и без нужного результата. Всегда за тем, что видится, и под тем, что скрывается, находится реальный корень проблемы человека. Если пастырь не может различить разные варианты возможных психологических процессов в человеке или если не знает, когда человеку хорошо, а когда нет, то какого успеха на пастырском поприще он может добиться? Пастырь с помощью психологического инструментария, наукой и искусством может задействовать весь потенциал пастырского делания, чтобы дойти до самых глубин проблемы, найти выход из тупика и правильно решить любой душевный конфликт или комплекс»[31].

Конечно, это не первоочередная цель пастыря, однако именно душевные проблемы зачастую становятся препятствием на пути духовного совершенствования, особенно для супружества.

4. Области психологического знания, применимые в пастырском душепопечении для помощи супругам в межличностном кризисе

Как было указано ранее, знание симптоматики душевных расстройств может помочь пастырю соотнести характер проблемы, переадресовав ее в компетенцию психолога или психиатра. В качестве примера можно указать возникающие затруднения при различении уныния и депрессии или оплакивания прежних грехов и тревожности. Нередко в кризисных семьях у одного из супругов присутствует страсть алкоголизма или наркомании. В подобных случаях, не отрицая духовных оснований этих недугов, следует делегировать решение проблемы специалистам, опирающимся на психологические (или даже медико-психологические) знания и методы.

В области психологических знаний накоплен обширный и ценный эмпирический опыт, позволяющий установить закономерности развития супружеского онтогенеза. Так, существует типология особенностей, приоритетов, ценностей и «уязвимых мест» различных семей[32]. Помимо этого, в семейной психологии выделена кризисная периодизация жизненного цикла семьи[33], позволяющая подготовить супругов к закономерным трудностям на пути построения малой церкви. Сформулированы принципы конструктивного преодоления нормативных (т. е. согласно периодизации) кризисов семьи, которыми также целесообразно дополнять пастырское наставление супругов в межличностном кризисе.

В современной психологии определен широкий спектр причин возникновения кризисов и конфликтов[34]. Если использовать традиционный для Церкви термин «окормление», можно сказать, что для пастыря уместно знание «навигационной карты», то есть описания жизненного цикла семьи и «подводных рифов» — наиболее распространенных причин конфликтов и разводов. Таким образом можно помочь супругам в процессе пастырского наставления — и в преодолении, и в профилактике межличностных кризисов. О последнем сказано в Книге Притч: «Начало ссоры — как прорыв воды, оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Прит. 17:14).

Помимо этого, актуальность такого знания будет проявляться в общении с супружескими парами, не готовыми в полной мере к церковной помощи. В таком случае применим метод «пастырской хитрости», когда действенная помощь, отвергаемая пасомыми, преподносится в виде, принимаемом объектом пастырского воздействия: «К одному человеку пристала вдруг сильная горячка и жар увеличивался; все средства, которые могли бы утушить огонь, больной отвергал, а желал и усильно настаивал, умоляя всех приходящих к нему принести ему много вина и дать ему утолить мучительную жажду. Но кто согласился бы доставить ему это удовольствие, тот не только усилил бы горячку, но и привел бы несчастного в умопомешательство. Тогда, когда искусство было бессильно и не имело более средств, но совершенно было отвергнуто, употребленная хитрость показала такую силу, как тотчас услышишь от меня. Врач берет глиняной сосуд, лишь только вынутый из печи, погружает его в вино, и потом, вынув его пустым, наполняет его водой; комнату, в которой лежал больной, приказывает сделать темной посредством многих занавесок, дабы свет не изобличил хитрости, и дает больному пить из сосуда, как бы наполненного вином. Тот, прежде нежели взял сосуд в руки, вдруг обольщенный запахом вина, не хотел и разбирать того, что было дано ему; но, уверяемый обонянием, обманываемый темнотой и побуждаемый сильным желанием, выпил данное ему с великой охотой; и, насытившись, тотчас получил облегчение от жара и избег угрожавшей опасности»[35].

Таким образом, можно выделить две области психологического знания, потенциально полезные в пастырстве:

1) знание симптомов и признаков психопатологий и неврозов;

2) статистические данные, эмпирический опыт, который «позволяет… в общении со своими пасомыми легче разбираться в душевных переживаниях их и в своих нравственных оценках»[36].

В означенных областях психология может стать ancilla theologiae, особенно в деле пастырского душепопечения супругов, однако только при условии, что психологические знания не заменяют пастырскую подготовку.

Заключение

Поскольку на данный момент отсутствует богословский анализ психологии (науки в целом и отдельных психологических концептов), рецепция опыта данной области научного познания затруднена. Она может быть осуществлена крайне выборочно и критически, при опоре на перечень выделенных исследователями критериев.

Осложняется процесс богословской рецепции психологии рядом факторов расхождения. На примере соотношения практической психологии и пастырского душепопечения можно выделить следующие:

1) разность целей воздействия пастыря и психолога на супругов в кризисе и отличие онтологических плоскостей их служения и работы соответственно;

2) различие источников средств воздействия пастыря и психолога;

3) раздробленность и неоднородность психологического учения, многообразие психологических теорий и их подходов к человеку;

4) несмотря на видимую схожесть процесса пастырского окормления и психологического консультирования, в основе этих двух процессов лежат разные субъекты, а также объекты помощи супругам в кризисе;

5) отличие понятийных аппаратов психологии и православного богословия;

6) отсутствие надежных механизмов защиты фундаментальных основ и ценностей в психологии от искажения;

7) номинальное отрицание абсолютов и идеалов (в том числе и нравственных) в большинстве психологических теорий.

Для помощи супругам в межличностном кризисе видится уместным выделить две области психологического знания для привлечения в практику пастырского душепопечения.

1. Потенциально полезным можно считать знание «маркеров» душевных расстройств, находящихся в компетенции психологов и психиатров, а также наличие опыта, позволяющего глубже и шире понять проблемы обратившихся за помощью супругов. К этой категории можно отнести знания кризисной периодизации семьи; способы оказать помощь для созидательного преодоления кризисных этапов; причины супружеских конфликтов и разводов; особенности и различия женской и мужской психики.

2. Помимо этого, как было отмечено, в современном обществе всячески популяризируется и приветствуется психологическая грамотность. Нередко супружеские пары, сталкиваясь с теми или иными межличностными трудностями, пытаются опереться на отрывочные психологические знания в попытке разрешить сложившуюся ситуацию. В связи с этим может быть эффективно использование психологической терминологии в общении с супругами — для облечения пастырского наставления в удобную для восприятия форму.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Патокин П. Г. Рецепция опыта психологии в практике пастырского душепопечения (на примере помощи супругам в межличностном кризисе) // Вопросы теологии. 2025. Т. 7, № 1. С. 128–141. https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.107