800
  • Научные статьи

Проклятие Нафана. К вопросу о библейском наказании детей, рожденных в блуде

Опубликовано: 17 февраля 2025

Автор

image

Андрианов Георгий Владимирович, священник

Кандидат богословия

Источник

Андрианов Г. В., свящ. Проклятие Нафана. К вопросу о библейском наказании детей, рожденных в блуде // Ипатьевский вестник. 2024. № 4 (28). С. 11–21.

image
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее распространенные аргументы в пользу утверждения о том, что в Библии говорится о наказании детей за грехи родителей. Данное утверждение рассматривается автором в контексте судьбы детей, рожденных от блудной связи. Для удобства изложения материала автор использует термин «проклятие Нафана» — в память о предсказании пророком Нафаном смерти первенца царя Давида, рожденного в результате его незаконной связи с Вирсавией. Имеющийся материал систематизирован в виде таблицы, где изложены библейские места в пользу «проклятия Нафана» и существующие контраргументы. Кроме библейского аспекта данной проблемы автором представлена попытка пастырского подхода к исследуемому вопросу. Статья написана на основании тезисов доклада автора «Личная драма царя-строителя Давида: К вопросу о библейском проклятии детей, рожденных в блуде», прочитанного на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы библейской археологии Святой Земли» в Вологодской духовной семинарии 4 июня 2024 г.

Слава детей — родители их

Притч. 17:6

Постановка проблемы. В ноябре 2010 г. ректор Костромской духовной семинарии, приснопоминаемый архиепископ Алексий (Фролов; †2013), на встрече с молодежью сказал, что «дети, рожденные в блуде, не имеют будущего». Эти слова владыки сильно подействовали на сердца юных христиан, пришедших в тот вечер на беседу с архипастырем. Прошло более десяти лет, а некоторые из них вспоминают об этом предупреждении святителя и отмечают, что его предупреждение помогло им избежать больших ошибок в жизни. Сегодня эти грозные слова звучат особенно страшно, так как, по некоторым данным, 49% мужчин и 38% женщин в стране считают измену в браке допустимой[1].

Позиция, высказанная архиепископом Алексием, не нова. С незначительными вариациями она давно существует в духовном поле Русской Православной Церкви. Так, еще в XVIII в. святитель Иоанн Тобольский (Максимович; †1715) в сочинении «Илиотропиóн» пишет: «После всех отеческих наставлений, видя неисправимость нашу, Бог, премилосердный Отец наш, принимает против блудного сына (то есть каждого нарушителя воли Божией) внешние меры исправления: частные чувствительные кары для неисправимого грешника (например, потерю имущества, болезнь или смерть дитяти и т. п.)»[2]. Следует отметить, что в то время «Подсолнечник» тобольского святителя пользовался большой популярностью и многие его темы укоренились в пастырской практике.

В конце XIX в. данный подход, как представляется, стал преобладающим. Так, крупный специалист в области пастырского служения епископ Ириней (Орда; †1904) отмечал: «Всматриваясь ближе в судьбу праведных и нечестивых и особенно их потомства, мы увидим, что имя праведника, не оставившего вовсе потомства, бессмертно, напротив самое многочисленное потомство нечестивого непрочно; оно только свидетель беззаконий своих предков»[3].

В настоящее время тезис о том, что дети, рожденные в блуде, не имеют будущего, покинул магистральные церковные тексты и встречается только в некоторых пастырских заметках и в полемике в интернете. При этом под наказанием за блуд или смертные грехи родителей необязательно подразумевается смерть или болезнь детей. Это могут быть трудности в создании семьи, разводы и житейские неурядицы. Для обоснования таких тезисов, как «грех матери не дает мне создать семью», используются места из Священного Писания. Чтобы определить, насколько это соответствует библейской традиции, следует обратиться к данным текстам и их толкованиям в древности.

Библейские указания. Прежде всего необходимо изучить описание личной драмы царя и псалмопевца Давида. Библия довольно подробно рассказывает нам об обстоятельствах его блуда с Вирсавией и переживаниях царя после смерти их первенца (Вторая книга Царств, главы 11 и 12). Помимо блуда Давид совершает и другой смертный грех (преднамеренное убийство мужа Вирсавии), приказав своему полководцу отправить его на смертельное задание. После всего этого невинный семидневный малыш умирает за грех отца по предсказанию пророка: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:13–14).

Кроме того, вспоминается и сын царя Соломона по имени Ровоам, который за уклонение отца в грех идолопоклонства рождается «скудным умом». Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гласит: «И почил Соломон с отцами своими, и оставил по себе от семени своего безумие народу, скудного разумом Ровоама» (Сирах. 47:26–28). Известно, что Ровоам начал гражданскую войну в народе Божием, что привело к разделению государства Давида и Соломона на два царства: иудейское и израильское.

Кроме этих двух известных примеров можно встретить несколько других мест из Священного Писания, которые чаще всего приводятся для подтверждения бессмысленного и бедственного существования детей, рожденных от грешников. Данные примеры с контраргументами сведены в таблицу.

Цитата

Контекст и толкования

Книга Исход, 20:5

«Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».

О наказании до третьего и четвертого колена (Исх. 20:5) следует привести разъяснение Законодателя относительно общественно значимых деяний: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16). Между тем прп. Ефрем Сирин не отрицает такого наказания в целях побуждения к раскаянию: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; ноесли они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим»[4].

Книга Иова, 18:19

«Ни сына его [беззаконного], ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его».

Об истреблении семени беззаконного (Иов. 18:19) необходимо отметить, что это слова друга страдающего Иова по имени Вилдáд Савхеянин. Этот тезис парирует сам Иов, говоря: «Почему беззаконные живут, достигают старости да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них… Проводят дни свои в счастье и мгновенно нисходят в преисподнюю» (Иов. 21:7–9:13).

Книга пророка Осии, 2:4

«И детей ее* не помилую, потому что они дети блуда».

_________

* Блудницы. — Г. А.

Бог не милует детей блудницы (Ос. 2:4) — в контексте

пророчества эти слова следует относить к народу, который обличает Осия. Он сравнивает народ с падшей женщиной, которая за подарки готова сделать что угодно. Блаженный Иероним толкует это место как судьбу еретиков, погрязающих в своих заблуждениях[5]. Прп. Ефрем Сирин же актуализирует следование детей по гибельному пути матери по свободной воле: «"Яко чада блужения суть", потому что погрязли в худых делах матери своей»[6].

Книга Премудрости Соломона, 3:16–19

«16 Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. 17 Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. 18 А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; 19 ибо ужасен конец неправедного рода».

Ужасный конец неправедного рода (Прем. 3:16–19) толкуется святителем Амвросием Медиоланским в смысле отрешения от Храма: «Моавитянам было запрещено вплоть до третьего и четвертого поколения входить в Церковь Господа, так как сыновья их из-за грехов своих отцов входили в поколение тех, делам и нравам которых они подражали (в идолопоклонстве. — Г. А.). Поэтому и написано: ˝Дети прелюбодеев будут бесплодны˝»[7]. В другом месте медиоланский святитель акцентирует внимание на добровольном следовании детей по грехам отца: «Кто не следует за Отцом, Который на небе, а следует за родителем, живущим в грязи нечистот, тот входит в потомство земного отца, ибо ˝каков земной, таковы и земные˝ (1 Кор. 15:48), так что и жизнь его будет земной, не будет никакого покоя после смерти и в вечности он не увидит света, потому что искал временного»[8].

В тексте данной статьи можно разобрать только один пассаж. Это фрагмент из неканонической книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Так и жена, оставившая мужа и произведшая наследника от чужого: ибо, во-первых, она не покорилась закону Всевышнего, во-вторых, согрешила против своего мужа и, в-третьих, в блуде прелюбодействовала и произвела детей от чужого мужа. Она будет выведена пред собрание, и о детях ее будет исследование. Дети ее не укоренятся, и ветви ее не дадут плода» (Сирах. 23:31–34).

Указанное место следует рассматривать в историческом контексте появления книги в период напряженного ожидания Мессии. Поскольку каждый рожденный еврейский мальчик мог оказаться желанным Избавителем, он должен рождаться в честном браке. Отсюда появление на свет ребенка в результате незаконной связи являлось редкостью. На это указывает протоиерей Александр Рождественский в своем толковании на книгу Иисуса, сына Сирахова: «Нужно думать, что случаи измены жен своим мужьям были очень редки среди евреев, и каждый случай раскрытия подобного преступления и позорной казни преступницы становился событием, о котором везде и долго говорили»[9].

Таким образом, в то время дети блудницы оставались жить с пятном на репутации без своей в том вины. С ними не хотели родниться, и эти «ветви не давали плода». Это являлось очевидным перегибом в нравственном учении иудеев. Ситуация усугублялась тем, что сами дети считали себя обреченными на страдания и не видели выхода из сложившейся ситуации. Они оправдывали свое безысходное существование во грехе поступками своих родителей. Здесь мы уже отчетливо слышим набат fatum`а — языческого римского учения о неотвратимости судьбы.

На такую несправедливость указывал еще Климент Александрийский († ок. 215), говоря: «Иудейский народ неправильно понимал это; ибо он думал, что Бог так жесток и неумолим и так долго питает гнев, что вины отцов возлагает на чада чад. Так, провозглашая это самое, они говорили: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". То есть они завели такую поговорку. И вот, обличая это заблуждение, Бог устами пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: ”Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?“ Все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Вы говорите: "Почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается. "Я буду судить каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иез. 18:2–30). А через пророка Иеремию Он сказал: "Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:30)»[10].

Можно предположить, что это показательное место из книги Иисуса, сына Сирахова (23:31–34), характеризует проблему неверного толкования древними раввинами своих реальных пастырских наблюдений. Раввины внимательно отслеживали семейные связи иудеев и жизнь детей от грешных родителей. Длительные наблюдения в большом, но закрытом сообществе приводили их к заключению, что дети грешников страдают. Во время проповеди Иисуса Христа такое учение являлось устоявшимся. Сами апостолы спрашивают Учителя о слепорожденном человеке: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2).

Отголоски этой позиции можно разглядеть в талмудических текстах, среди которых встречаются отдельные сентенции о том, что дети умирают из-за неисполнения обетов родителями (раби Шимон) и когда «Всевышний взыскивает с детей за вину отцов» (раби Раши)[11]. Богатый опыт наблюдений приводил раввинов к мысли о неизбежности проклятия детей грешников, что противоречит Писанию. Это происходило, надо полагать, по причине слабой развитости в иудейской среде института покаяния как изменения жизни. На эту ошибку указывали пророки, не отрицая, однако, сам опыт наблюдений раввинов.

Таким образом, «проклятие Нафана» можно определить как основанное на библейских указаниях учение о наказании детей за грех родителей, которого возможно избежать только через покаяние. Необходимо отметить, что общая линия, которую можно проследить в Священном Писании, выстраивается вокруг покаяния как средства избавления от греха. Возмездие за грех выражается в страдании детей грешников только при условии их следования по стопам родителей-грешников. Это рассматривается как лучший призыв к раскаянию для отца, упирающегося в своем грехе.

Пастырские наблюдения. В Православной Церкви пастырские наблюдения в исследуемой деликатной теме имеются, но пока они не могут рассматриваться как научное знание, так как не собираются при помощи известных методов и не систематизируются учеными.

К сожалению, в силу деликатности вопроса пока, по понятным причинам, затруднен даже сбор объективных и верифицируемых данных. Большая часть такого материала — это тайна исповеди. Между тем постепенно крепнет понимание того, что из поврежденного корня выходит больное потомство. В пользу этого говорят пока бессистемные наблюдения из современной пастырской практики. Так, например, протоиерей Артемий Владимиров отмечает, что если родители при зачатии «растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым уже подтачивают творческие силы своего ребенка»[12].

Отечественная богословская мысль пусть медленно, но развивается в этом направлении. Сегодня о данной проблеме постоянно говорит профессор МДА Алексей Ильич Осипов, называя страдания детей грешников «родовым грехом» или «наследственными изъянами»[13].

В пример приводятся случаи наследственной склонности к клептомании у детей, рожденных от родителей, промышлявших воровством. Наличие подобных изъянов, конечно, несколько осложняет путь к Богу наследника грешного человека, но не лишает его свободной воли стремиться к Истине. Наоборот, через преодоление наследственных изъянов, в которых он не виноват, такой человек может даже достигнуть святости. Единственное условие, которое разрушает спасительный путь, — это ненависть к Богу у наследников грешника и их желание следовать по богопротивному пути своего отца. Как прямо сказано в Писании, Бог «наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Его» (Исх. 20:5).

Блаженный Феодорит Кирский (V в. по Р. Х.), комментируя указанное место в книге Исход, обращает внимание на то, что неслучайно добавлено слово «ненавидящих». «Долготерпелив Я и к сынам, но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание», — перефразирует библейский стих кирский архипастырь[14].

Святитель Николай Сербский (Велимирович; †1956) писал: «Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и наказание не пало на их детей»[15].

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий; †1961) задолго до открытия ДНК писал: «Наследуются только основные черты характера (родителей — Г. А.), их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли»[16].

Сегодня мы уже смело рассуждаем о том, что детям передается по наследству склонность к алкоголизму и что курение беременной матери вызывает осложнения для здоровья малыша. Не подвергается сомнению тема тяжелых наследственных заболеваний. Поэтому не исключено, что в будущем «проклятие Нафана» вполне может найти свое подтверждение.

Конечно, при попытке научного осмысления этого феномена духовной жизни возникают объяснимые опасения бесперспективности сбора и систематизации необходимых данных. Сегодня скептицизм при такой постановке вопроса легко объясним, но ничто не стоит на месте. Наличие существующего явления ждет своего научного описания, при котором пастырские наблюдения могут быть как подтверждены, так и опровергнуты. В качестве отправной точки для изучения «проклятия Нафана», как представляется, можно было бы систематизировать и изучить случаи рождения детей от блудных связей монашествующих. К сожалению, часто такие детки рождаются либо мертвыми, либо тяжело больными. Как правило, подобные случаи более публичные и доступные для исследования.

Между тем при глубоком изучении вопроса нашлось бы место и для позитивной повестки. Такое открытие подтвердило бы, например, особую обратную взаимосвязь детей и родителей — случаи воцерковления ранее неверующих родителей по молитвам их детей. Как говорил владыка Алексий (Фролов), от того как мы тянемся к Богу, «"корешки" наши исцеляются». Поэтому когда владыке жаловались на родителей, он резко обрывал: «За их грехи ты не отвечаешь. За свои грехи они сами отвечать будут. Ты будешь отвечать прежде всего за то, как сам исказил в себе образ Божий»[17]. Процитированные слова архиепископа Алексия вступают в видимое противоречие с его тезисом о том, что «дети, рожденные в блуде, не имеют будущего», если не учитывать весь описанный выше контекст.

Вывод. На основании исследуемого материала можно сказать, что угрозу наказания детей за блуд родителей и другие тяжкие грехи следует рассматривать как пастырское предупреждение, основанное на духовном опыте. Любой священнослужитель искренно желает не напугать, а предостеречь. Дело духовника — предупредить о риске, так как через покаяние человек сможет снять свой личный грех и со временем избавиться от его последствий для самого себя, но поскольку процесс этот не всегда быстрый, то его дети могут пострадать без вины.

На данный момент не существует научных исследований, которые могут подтвердить или опровергнуть пастырские наблюдения, имеющие многовековую историю. До появления таких исследований «проклятие Нафана» формально остается техническим определением к имеющимся явлениям божественного наказания детей за смертные грехи родителей. На сегодня это предмет веры.

Священное Писание говорит, что будущее детей грешников в их собственных руках. Они, несмотря на плохую наследственность и воспитание в семье нечестивцев, могут найти в себе силы устремиться к Богу. Жаль только, что по пастырским наблюдениям такой возможностью смогут воспользоваться далеко не все.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2022.

2. Амвросий Медиоланский, свт. Толкование на 48 псалом [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/kniga-premudrosti-solomona/glava-3/stih-16 (дата обращения 07.06.2024).

3. Амвросий Медиоланский, свт. Толкование на 48 псалом [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/psaltir/glava-48/stih-21/ (дата обращения 07.06.2024).

4. Владимиров А., свящ. О рождении и воспитании ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vospitanii-rebenkavladimirov (дата обращения: 07.06.2024).

5. Гельфанд, Лейб рав. Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции [Электронный ресурс]. URL: https://toldot.com/articles/articles_28178.html (дата обращения: 07.06.2024).

6. Орлова О. Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). М.: Новоспасский монастырь, 2023.

7. Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 т. Т. 6. М.: Отчий дом, 1995.

8. Иероним Стридонский, блж. Творения. Киев: Типография Г. Т. Корчак- Новицкого, 1894.

9. Иоанн Тобольский, свт. Илиотропион (часть 4, глава 2, раздел 2) [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/iliotropion/4_2 (дата обращения: 07.06.2024).

10. Ириней (Орда Харисим Михайлович; епископ Орловский и Севский). Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1871.

11. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Амоса / пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова под ред. М. Д. Муретова // Богословский вестник. 1892. № 11. С. 399–430.

12. Лосева, Н. Г. [член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви с 2015 г.] Пост в личном телеграм-канале [Электронный ресурс]. // Наталья Лосева: канал Telegram. 04 июня 2024. URL: https://tlgrm.ru/channels/@sevenandmedia/7981 (дата обращения: 07.06.2024).

13. Лука (Войно-Ясенецкий), Крымский, свт. Дух, душа и тело. М.: ОБРАЗ, 2011.

14. Николай (Велимирович) Сербский, свт. Письмо 176. И., о необъяснимом страдании // Миссионерские письма. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2005.

15. Осипов А. И. Понятие греха: три разных смысла [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs_2/txt07.html (дата обращения: 07.06.2024).

16. Рождественский, А., прот. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова: Введение, перевод и объяснение по еврейскому тексту и древним переводам. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911.

17. Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход // Его же. Сочинения. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. С. 79–113.



  • См.: Лосева, Н. Г. Пост в личном телеграм-канале [Электронный ресурс]. // Наталья Лосева: канал Telegram. 04 июня 2024. URL: https://tlgrm.ru/channels/@sevenandmedia/7981 (дата обращения: 07.06.2024).
  • Иоанн Тобольский, свт. Илиотропион (часть 4, глава 2, раздел 2) [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/iliotropion/4_2 (дата обращения: 07.06.2024). Владыка Иоанн — митрополит Тобольский и всея Сибири; миссионер, богослов, переводчик, автор многочисленных поэтических сочинений. Основатель Черниговского коллегиума — первой российской семинарии. Название сочинения «Илиотропион» переводится на русский язык как «Подсолнечник». Сегодня установлено, что этот текст является копией сочинения крупного немецкого протестантского писателя Иеронима Декселя.
  • Ириней (Орда), еп. Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета. Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1871. С. 211. Владыка являлся редактором основного журнала для духовенства Российской Империи «Руководство для сельских пастырей».
  • Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 т. Т. 6. М.: Отчий дом, 1995. С. 396.
  • См.: Иероним Стридонский, блж. Творения. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. С. 169–170.
  • Ефрем Сирин, прп. Указ. соч. М.: Отчий дом, 1995. С. 93.
  • Амвросий Медиоланский, свт. Толкование на 48 псалом [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/kniga- premudrosti-solomona/glava-3/stih-16 (дата обращения 07.06.2024).
  • Амвросий Медиоланский, свт. Толкование на 48 псалом [Электронный ресурс]. URL: https://ekzeget.ru/bible/psaltir/glava-48/stih-21/ (дата обращения 07.06.2024).
  • Рождественский А., прот. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова: Введение, перевод и объяснение по еврейскому тексту и древним переводам. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. С. 368.
  • Кирилл Александрийский, свт. Толкование на пророка Амоса // Богословский вестник. 1892. № 11. С. 407.
  • См.: Гельфанд, Лейб рав. Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции [Электронный ресурс]. URL: https://toldot.com/articles/articles_28178.html (дата обращения: 07.06.2024).
  • Владимиров А., свящ. О рождении и воспитании ребенка [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/deti/o-rozhdenii-i-vospitanii-rebenka-vladimirov (дата обращения: 07.06.2024).
  • Осипов А. И. Понятие греха: три разных смысла [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/kurs_2/txt07.html (дата обращения: 07.06.2024).
  • Феодорит Кирский, блж. Толкование на книгу Исход // Его же. Сочинения. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. С. 93.
  • Николай (Велимирович) Сербский, свт. Письмо 176. И., о необъяснимом страдании // Миссионерские письма. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2005. С. 315.
  • Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский, свт. Дух, душа и тело. М.: ОБРАЗ, 2011. С. 67. Книга святителя написана в 1940 г. Нобелевская премия за описание структуры ДНК была вручена в 1962 г.
  • Цит. по: Орлова О. Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова). М.: Новоспасский монастырь, 2023. С. 159.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Андрианов Г. В., свящ. Проклятие Нафана. К вопросу о библейском наказании детей, рожденных в блуде // Ипатьевский вестник. 2024. № 4 (28). С. 11–21.