Опубликовано: 07 июня 2023

Досточтимые отцы, уважаемые представители светской высшей школы, профессорско-преподавательская корпорация, братья и сестры!
Вашему вниманию предлагается монография в пяти томах «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.», как видно из названия, посвященная вопросам изучения церковных разделений и отпавших от Православной Церкви в новейший период нашей истории.
Данная работа – плод без малого 20-летних исследований в области современного расколоведения и истории церковных расколов. Издание осуществлено по благословению митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала) (1948–2022), Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, а также имеет рекомендацию к публикации от кафедры украинского православия и теологии Межрегиональной академии управления персоналом (Киев, Украина). В настоящее время монография получила ряд положительных рецензий со стороны специалистов в области истории Русской Церкви и конфессионального права [23, с. 173–176; 24, с. 163–166; 32].
Первые два тома увидели в свет в Киеве в 2014 году [7; 9]. В 2015 г. из печати вышел третий том [11]. В 2018 г. три тома были исправлены и дополнены и вышли уже в России, в Санкт-Петербурге [8; 10; 12], помимо этого был добавлен четвертый том, посвященный греческому старостильному расколу и его производным [13]. В 2020 году вышел заключительный, пятый том, посвященный разделениям, условно входящим в дисциплинарно-психологическую группу расколов [14].
В 2018 г. четыре тома рассматриваемого издания были представлены на хабилитации (соискании ученой степени доктора наук) в Республике Польша, которая была успешно завершена на Папском богословском факультете во Вроцлаве, а автор был удостоен ученой степени хабилитированного доктора богословия [5, с. 118–126].
Состояние дисциплины
Как известно, старообрядческий раскол XVII века, помимо общего разделения в старообрядчестве на поповцев и беспоповцев, в последних породил огромное количество толков, часть из которых впоследствии выродились в откровенное сектантство. Данное обстоятельство «побудило ученых и богословов выделить из курса по истории Русской Церкви отдельную дисциплину, которая не только освятила историю возникновения старообрядчества и исследовала хронологию его распада на толки и согласия, но смогла бы грамотно и аргументировано полемизировать с представителями различных старообрядческих согласий, надеясь не только обличить все заблуждения, но и привести отпавших в лоно канонической Церкви. Та же мотивация была применима и в отношении появившихся в России субботников, адвентистов, штундистов, баптистов, хлыстов и т. п., учение которых расценивалось как сектантское. В результате реформ в 1853 г. как самостоятельная дисциплина “История и обличение русского раскола и сектантства” была выделена из курса обличительного богословия и введена в Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академиях, а в 1854 г. – в Казанской Духовной Академии и Семинарии» [6, с. 30]. В 1885 г. на архиерейском съезде в Казани было признано необходимым открыть в семинариях кафедры по истории и обличению раскола и сект, в результате чего Синод постановил открыть такие кафедры в 24 семинариях [19, с. 31]. В конце ХIХ – начале ХХ получили распространение публичные диспуты между священниками-миссионерами, имеющими более углубленную подготовку в области расколоведения, с представителями старообрядческих согласий, протестантами и сектантами. Как известно, революционные события 1917–1918 гг., Гражданская война, а затем и массовые репрессии в отношении Церкви поставили крест на вопросах, связанных с религиозным просвещением и образованием.
«В сентябре 1943 г., через несколько дней после интронизации, Патриарх Сергий поручил архиепископу Григорию, как наиболее опытному богослову-педагогу, разработать проект организации средних и высших духовных учебных заведений. 1 октября того же года владыка представил проект, получивший одобрение Патриарха и Синода. В соответствии с ним предлагалось организовать сеть богословско-пастырских курсов в епархиях и Богословский институт в Москве (институт был открыт 14 июня 1944 г., месяц спустя после кончины Патриарха Сергия)» [37, с. 332]. В списке изучаемых в Богословском институте дисциплин значились «История и разбор русского сектантства и раскола», а на богословско-пастырских курсах – «Сектоведение и расколоведение» [20, с. 23]. Таким образом, данные дисциплины получили вторую жизнь. В 1960 г. Учебным комитетом РПЦ была проведена очередная реформа, в результате чего были приняты новые учебные программы для академий и семинарий, из которых дисциплины «Расколоведение» и «История и разбор русского раскола» были исключены. В период 1960–1990 гг. данные дисциплины лишь в качестве обзорных лекций читались в курсе «История Русской Православной Церкви» и совсем незначительно – в курсе «История Поместных Православных Церквей».
Подлинным возрождением дисциплины можно считать начало преподавания «Истории церковных расколов» в Киевской духовной академии в конце 1990-х гг., что стало одним из важных инструментов подготовки выпускников КДА и ответом на пропаганду уклонения в раскол приходов Украинской Православной Церкви и апологии создания неканонических «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и др. Преподавание данной дисциплины в стенах КДА стало не только фактом реанимации расколоведения как дисциплины, но и существенным толчком к развитию методики преподавания, новым формам типологии и классификации церковных разделений, а также к развитию глубокого синергического подхода в проблеме расколов с привлечением светских и церковных дисциплин и выведением самой дисциплины на современный уровень изучения. В 2011 г. примеру КДА последовала Минская духовная академия [33, с. 14], в методике преподавания придерживающаяся более традиционных и архаичных практик. В настоящее время, помимо КДА и МинДА, расколоведение и история церковных расколов успешно преподаются в Волынской духовной семинарии Украинской Православной Церкви. В остальных духовных школах системы высшего духовного образования РПЦ данные дисциплины практически не получили своего самостоятельного развития и продолжают входить в виде фрагментов в курсы «Общецерковная история», «История Поместных Православных Церквей», «Истории Русской Православной Церкви», «Каноническое право».
Типология разделений
В настоящее время существует ряд типологий церковных разделений. Каждая создана для удобства изучения рассматриваемых явлений и имеет как свои недостатки, так и преимущества.
Традиционная модель классификации разделений исповедует территориальный принцип и исследует раскол, возникший на канонической территории той или иной Поместной Православной Церкви.
Тут также стоит сказать и о распространенном термине «альтернативное православие», под которым предлагается понимать религиозные группы, юрисдикции и образования, декларирующие свою принадлежность к православной вере, однако не входящие в юрисдикцию какой-либо канонической Православной Церкви. По свидетельству религиоведа А. Солдатова, термин «альтернативное православие» был предложен им в 1997 году «в контексте социологического описания целого спектра православных Церквей, общин и групп, которые не принадлежат до общности 15 официальным православным Церквям» [34, с. 273]. Впоследствии данный термин получил широкое распространение как в научно-популярной и справочной литературе [2; 29, с. 118–145; 36, с. 104–113; 26, с. 55–57; 25, с. 229–237], так и в религиоведческой публицистике [17].
Для современной классификации церковных разделений большое значение имеют работы А.К. Погасия [31], А.Н. Лещинского [27; 28], В.Л. Махнача [30, с. 30–38] и А.В. Слесарева [33]. Однако для рассматриваемой авторской работы и концепции типологии церковных разделений, для общей методологической базы расколоведения и истории церковных расколов особо ценными являются научно-богословские исследования ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), профессора протоиерея Владимира Воробьева и протоиерея Александра Федосеева.
По мнению протоиерея Владимира Воробьева, на сегодняшний день единству Православной Церкви угрожают церковные расколы, «которые условно можно разделить по основным движущим устремлениям на три главных типа [18, с. 9]:
Протоиерей Александр Федосеев расширяет список классификации церковных разделений и вводит в научный оборот дополнительное определение «дисциплинарно-психологические расколы» [35, с. 5].
Таким образом, изучая идеологические основания церковных разделений [3], опираясь на предыдущие научно-богословские разработки, можно классифицировать церковные расколы по такой схеме:
Именно в рамках данной типологии автор монографии построил структуру, внутри которой удалось описать несколько сотен неканонических групп, действовавших или продолжающих действовать в новейшее время как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, в том числе и на канонических территориях Поместных Православных Церквей.
Яркий пример: возникновение РПЦЗ и ее риторика политического характера. Согласно этому, все производные от РПЦЗ неканонические группы рассматриваются как представители политических расколов.
Яркий пример: возникновение УПЦ КП, которая взяла для себя лозунг, придуманный Л. Кравчуком, первым президентом Украины: «Незалежной Державе – Незалежна Церква» («Независимому Государству – Независимая Церковь» (укр.). Подобные притязания исповедуют все непризнанные национальные группы, самовольно провозглашающие свою «автокефалию» и имеют особый упор на национальную идентичность и самосознание.
Яркий пример: создание неканонической «Апостольской Православной Церкви» в 2000 году и ее декларация о женатом епископате и необходимости реформ канонического устройства Православной Церкви. В отдельных случаях группы таких «реформаторов» вырождаются в так называемый «протестантизм восточного обряда», который решительно отвергает церковную традицию и канонические формы бытия Церкви.
Ярким примером дисциплинарно-психологического раскола является история старостильного раскола в Греции, когда поводом для уклонения в раскол огромной массы православных верующих в Греции, а затем и в других Поместных Церквах послужила календарная реформа и приверженность «ревнителей благочестия» к церковному календарю. Раскольники объявили новый стиль безблагодатным, а все канонические Православные Церкви, перешедшие на новый стиль или имеющие общение с новостильными, – безблагодатными.
Пример в истории РПЦ: раскол епископа Диомида, породивший целую плеяду маргинальных юрисдикций, исповедующих царебожие и скорый приход Антихриста. В данную группу церковных расколов органично входят и последователи разного рода «святых» – Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Вячеслава Крашенинникова, Иоанна Грозного и Григория Распутина и т. п.
Важно отметить, что введенная классификация является условной, сформулирована она для удобства изучения, анализа и разбора раскольнических течений по определенным идеологическим основаниям. Более того, необходимо понимать, что «церковные разделения имеют неодинаковую природу, и не всякое из них является расколом. Например, в истории неоднократно случалось, что части той или иной Поместной Церкви длительное время находились вне общения друг с другом по причинам исторического или политического толка» [21]. Кроме того, некоторые неканонические юрисдикции могут быть одновременно отнесены к разным идеологическим группам, например Украинская Православная Автокефальная Церковь (каноническая), претендующая на наименование украинской национальной церкви и в это же время являющаяся одной из ярких представительниц группы реформаторских расколов.
Несомненной ценностью работы является привлечение огромного корпуса документов и материалов, впервые входящих в научный оборот. Не последнее место в корпусе материалов занимают фотографии, отображающие деятельность неканонических юрисдикций, общин, клириков и последователей. Благодаря рассматриваемому изданию можно успешно идентифицировать большинство известных неканонических «иерархов», действующих как на территории России, так и в ближнем и дальнем Зарубежье. Данное издание имеет несомненную ценность как для церковно-исторической науки, так и для церковно-практической области, призвано расширить знания по проблематике церковных разделений новейшего времени и будет полезно как клирикам Русской Православной Церкви, так и студентам духовных академий и семинарий.
Необходимо также сказать, что раскол – это дерзкий вызов церковному единству, это рана на теле Церкви и разрыв «нешвенного хитона Христова» (см.: Ин. 19:23). Для пастыря крайне важно ориентироваться в истории новейших разделений в Церкви, иметь представление о происхождении и идеологии неканонических групп для того, чтобы на приходе и в личной социальной жизни противостоять разделениям и аргументированно отстоять позицию канонической Церкви.
Угроза расколов имеется и на приходском уровне, через распространение псевдоправославных мифов и идей, связанных с почитанием Иосифа Сталина или Иоанна Грозного, обожествлением советского периода и историческим мифотворчеством, которые также ведут людей к отторжению от церковного единства и политизации церковной жизни, к нагнетанию истерии и упразднению духа мира и смиренной молитвы пред Господом в церковной общине.
В заключение желаю всем присутствующим хранить единство Церкви, иметь искреннюю любовь не только к членам Церкви, но и к отпавшим от нее по разным причинам, и помнить, что только подлинным смирением и терпеливым и уважительным общением мы сможем обратить отпавших к Церкви, направить к покаянию и воссоединить с канонической Церковью.
Литература
Тезисы подготовлены на основе презентации, прошедшей в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в ХХ веке: исторические вызовы и испытания» (Оренбург, Оренбургская духовная семинария, 8 декабря 2022 г.).
Источник: Бочков П.В., иерей. Презентация монографии «Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв.». Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018 – 2020. ТТ. I–V: изучение расколов новейшего времени, актуальность, типология, примеры // Вестник Оренбургской духовной семинарии. — Оренбург, 2022. — № 4 (25). С. 240–261