55
  • Научные статьи

Преподаватели и преподавание каноники в Казанской духовной академии в воспоминаниях современников: третий этап (1864–1910)

Опубликовано: 16 января 2025

Автор

image

Зотин Андрей Александрович, диакон

Кандидат богословия

Источник

Зотин А. А., диак. Преподаватели и преподавание каноники в Казанской духовной академии в воспоминаниях современников: третий этап (1864–1910) // Праксис. 2024. № 1 (14). С. 13–31. DOI: 10.31802/PRAXIS.2024.14.1.001

image
Аннотация. В связи с возросшим историческим интересом к изучению наследия отдельных деятелей и научных школ канонического права, перспективным представляется изучение личностей преподавателей и традиций преподавания каноники в Казанской духовной академии. Особый интерес в этом контексте представляют мемуары, воспоминания студентов и профессоров Казанской и других духовных академий, на основании которых можно составить живые портреты преподавателей, а также рассмотреть традицию преподавания каноники в Казанской духовной академии.

Академический скандал, спровоцированный действиями Алексея Степановича Павлова в 1864 г., завершился его увольнением из Казанской академии и исключением из духовно-училищной службы.

Судя по всему, эти события повлияли на последующие взгляды А. С. Павлова. Например, А. С. Павлов впоследствии считал, что церковное право — наука юридическая, для преподавания которой не требуется богословское образование, но достаточно лишь юридической подготовки. Более того, А. С. Павлову «была нестерпима мысль о зависимости Университета от Академии в деле удостоения ученых степеней даже по церковным наукам... Это тяжелое наследство, оставленное науке церковного права проф. Павловым, надолго, если не навсегда испортило положение преподавания Церковного права на юридических факультетах»[1]. Возможно, такая позиция Алексея Степановича Павлова могла быть связана с академической историей его увольнения.

В связи с произошедшими событиями в академии встал вопрос о замещении освободившейся кафедры литургики и каноники. Как замечает Петр Васильевич Знаменский: «После А. С. Павлова кафедру литургики и каноники занял один из его лучших слушателей, бакалавр Илья Степанович Бердников»[2].

С именем и деятельностью И. С. Бердникова связан третий этап истории преподавания каноники в Казанской духовной академии (1864– 1911 гг.). Илья Степанович явился создателем и самым выдающимся представителем казанской научной школы церковного права.

Исследователь жизненного и творческого пути Ильи Степановича Бердникова Андрей Юрьевич Михайлов отмечает, что будущий профессор родился 13 июля 1839 г. в семье сельского причетника села Коса Слободского уезда Вятской губернии (ныне в Зуевском районе Кировской области). Среднее образование он получил в Глазовском духовном училище (1852–1854) и Вятской духовной семинарии (1854–1860), где за шесть лет обучения в семинарии приобрел лишь элементарные знания[3]. Затем, в том же году, выпускник Вятской семинарии Бердников поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1864 г. со степенью первого магистра и 20 ноября того же года был назначен штатным лектором на кафедру литургики и канонического права[4].

Знаменский характеризует И. С. Бердникова как лучшего слушателя А. С. Павлова, однако, судя по воспоминаниям Ильи Степановича, во время своего обучения в академии он не уделял первостепенного внимания литургике и канонике: «Когда я учился в духовной семинарии и Академии, я и не думал о занятии академической профессорской кафедры... Я писал кандидатскую диссертацию по Основному богословию, а назначен преподавать Литургику, Церковную археологию и Церковное право... Я поступил в профессоры Академии без предварительной подготовки, а, по тогдашнему обычаю, по непосредственному усмотрению академического начальства»[5].

Вероятнее всего, назначение Бердникова на кафедру литургики и каноники было спонтанным, так как возникла необходимость срочно найти замену А. С. Павлову. На фоне разразившегося с ним скандала выбор кандидатуры пал на лучшего студента текущего выпускного курса академии, коим и явился Илья Степанович Бердников[6].

Современники отмечали, что со вступлением Ильи Степановича на кафедру литургики и каноники в академии «началось его спокойное, неторопливо-методическое преподавание, обещавшее с первого же года полезную и прочную постановку вверенных ему наук в академическом курсе, какой эти науки, особенно каноника, на самом деле при нем и достигли»[7]. Илья Степанович Бердников преподавал в Казанской академии с 1864 г. по 1911 г., то есть более 46 лет. Андрей Юрьевич Михайлов отмечает, что с началом преподавательской деятельности И. С. Бердникова в академической канонике началась «эпоха Бердникова»[8].

Однако начало преподавательской деятельности Ильи Степановича было весьма тернистым. В начале преподавания бакалавр Бердников столкнулся с трудностями, связанными с отсутствием учебной литературы. В частности, в академии практически не было учебных пособий по каноническому праву и литургике. В связи с этим лекции Ильи Степановича на первом этапе преподавания не пользовались популярностью среди студентов. По замечанию самого Ильи Степановича, читанные лекции «долгое время очень мало походили на лекции специалиста. Да и вообще, мое преподавание носило скромный, деловитый характер. Non multa, sed multum (немного, но о многом) — вот преобладающий характер моих академических чтений»[9].

Некоторые студенты оставили свидетельства о том, что нередко пропускали лекции по каноническому праву, а конспектировали их лишь единицы. Например, студент Александр Лукич Крылов, поступивший в академию в 1866 г., вспоминал: «О значении и содержании лекций (по каноническому праву) я могу сказать очень мало. Мы их не записывали и не считали нужным записывать; руководящей нити этих лекций мы проследить не могли... Эти лекции записывались только одним студентов — земляком моим П. И. Пановым»[10].

Возможно, такое положение дел могло быть связано с тем, что покинувший академию А. С. Павлов не оставил никаких пособий и наработок по преподаваемым дисциплинам. Поэтому первоочередной задачей для Ильи Степановича стало создание и разработка собственного учебного курса по каноническому праву. По воспоминаниям самого И. С. Бердникова, процесс создания учебного курса по канонике занял продолжительное время: «В течение многих лет я должен был работать исключительно для кафедры и не мог уделить своего времени для печатных статей»[11]. Например, Петр Васильевич Знаменский отметил, что в период с 1864 по 1870 гг. И. С. Бердников напечатал лишь две статьи[12].

Таким образом, в начале преподавательской деятельности на кафедре литургики и каноники Илья Степанович Бердников столкнулся с серьезными трудностями. Во-первых, само назначение И. С. Бердникова на кафедру литургики и каноники стало для него неожиданным. Без предварительной подготовки и испытаний, а по указанию академического начальства Бердникову поручили преподавание канонического права, литургики и церковной археологии. Во-вторых, отсутствие учебных пособий по преподаваемым предметам затрудняло преподавательскую деятельность. В-третьих, можно сказать, что научные интересы И. С. Бердникова в тот период не были связаны с каноникой, литургикой и церковной археологией, так как курсовую работу и кандидатскую диссертацию он защищал по основному богословию. Можно сказать, что Илье Степановичу Бердникову пришлось фактически с нуля создавать программы порученных ему курсов.

Сохранилась академическая программа преподавания канонического права для третьего и четвертого курсов Казанской духовной академии, составленная И. С. Бердниковым[13] (полная учебная программа представлена в приложении 1).

Программа для третьего курса состояла из двух тематических блоков. Первый блок был посвящен рассмотрению истории источников церковного права, который был разделен на два хронологических этапа:

1) с апостольского времени до раскола 1054 г. (общеобязательные источники);

2) от Раскола до настоящего времени (источники отдельных Поместных Православных Церквей).

Таким образом, первый тематический блок, посвященный источникам церковного права, характеризуется рассмотрением общеобязательных церковно-правовых источников, а также анализом частных источников отдельных поместных православных церквей.

Второй тематический блок был посвящен составу церковного общества. В нем рассматривались следующие темы:

1) церковное общество;

2) вступление в Церковь;

3) права и обязанности мирян и клириков;

4) церковная иерархия (степени, поставление, права, обязанности, полномочия);

5) правила поведения клириков;

Учебная программа для четвертого курса предполагала изучение следующих разделов:

1) организация Церкви;

2) церковное управление;

3) Святейший Синод и его состав;

4) Духовно-учебный комитет и его состав;

5) церковный приход;

6) полномочия церковной власти;

7) миссия и проповедь;

8) хранение православного вероучения;

9) брачное право;

10) церковное судопроизводство.

По окончании курса канонического права студентам предстояло держать экзамен, который по воспоминаниям студента А. Л. Крылова, сдавали на основании сделанных во время лекций конспектов: «На экзаменах у нас принято было отвечать по печатным руководствам, если таковые были; отчасти отвечали по запискам. По каноническому праву тоже были записки»[14].

Необходимо сказать несколько слов о методике преподавания Ильи Степановича Бердникова. Подход, которому следовал И. С. Бердников, коренным образом отличался от подхода его предшественника по кафедре Алексея Степановича Павлова. Если А. С. Павлов во время своих лекций часто знакомил студентов с новыми сведениями, придавая «каждой мелочи и подробности какую-то особую значимость»[15] и стараясь «в каждом предмете отыскать новые стороны еще неизвестные другим»[16], Илья Степанович Бердников «взамен обременения памяти студентов излишними подробностями старался расположить студентов к самостоятельным работам»[17].

Такой подход по ориентированию студентов на самостоятельные исследования впоследствии принес положительные результаты. Как отмечал сам Илья Степанович: «Мои старания об этом не пропадали даром. Студенты охотно шли по указанному пути, о чем могут свидетельствовать нередкие случаи подачи ими магистерских сочинений и приобретение магистерских степеней»[18]. Сохранились воспоминания учеников Ильи Степановича о том, что церковное право в академии во времена профессорства Ильи Степановича было одним из самых излюбленных предметов для студенческих курсовых сочинений[19].

Первым серьезным научным трудом Ильи Степановича Бердникова стала докторская диссертация, которую он защитил в Казанской духовной академии в 1881 г. Докторская диссертация под названием «Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т. 1. До Константина Великого» по словам самого Ильи Степановича стала почти первой его публикацией и итогом десятилетней научной деятельности[20].

Еще одним важным, выдающимся и многолетним научным трудом Илии Степановича является его «Краткий курс церковного права Православной Церкви», который вышел в 1888 г. По словам А. Ю. Михайлова, данный труд стал «первым учебником церковного права в пореформенной России для студентов и университета, и духовной академии»[21].

Нужно сказать, что «Краткий курс» Ильи Степановича вызвал как положительные, так и отрицательные отзывы в среде русских канонистов. В особенности можно выделить критические отзывы московских канонистов — бывшего учителя Ильи Степановича А. С. Павлова, а также канониста со светским юридическим образованием Н. С. Суворова. Указанные представители московской университетской каноники являлись сторонниками западного, протестантского взгляда на природу канонического права и Церкви, чем и определялось их критическое отношение к труду казанского канониста[22]. В частности, Н. С. Суворов упрекал И. С. Бердникова за отсутствие базового юридического образования[23], а А. С. Павлов отмечал одностороннее, сугубо богословское и церковное толкование И. С. Бердниковым канонических норм[24].

Важно отметить, что Илья Степанович не разделял западноевропейскую точку зрения в вопросах о природе Церкви и церковного права, поэтому, оппонируя московским канонистам, отмечал: «Церковное право есть наука богословская, часть практического богословия ... церковное право существует параллельно государственному как некая альтернатива с преобладанием нравственного критерия над формальным, юридическим... Канон и закон в едином обществе и государстве сосуществуют на началах взаимообусловленности и корреляции»[25].

В связи с начавшейся полемикой Илья Степанович Бердников в 1889 г. издает «Дополнение к Краткому курсу церковного права»[26], в котором он дополнил темы первого издания историческими подробностями, а также ввел новые разделы курса.

Среди сохранившихся положительных отзывов на «Краткий курс» можно выделить мнение ученика Ильи Степановича Бердникова Павла Дмитриевича Лапина. Характеризуя «Курс церковного права», П. Д. Лапин среди прочего указал, что издание «представляет собою безусловно выдающееся явление во всей православной богословской литературе. Такого полного, обстоятельного, ценного и интересного курса, как рассматриваемый курс, доселе не появлялось ни у нас, ни в других православных странах. Курс нашего маститого канониста смело может претендовать на то, чтобы быть настольной книгой у всех лиц, серьезно интересующихся наукой православного церковного права, а также у всех пастырей церковных»[27].

Кроме того, некоторые современники указывали на то, что «Краткий курс» И. С. Бердникова явился первой серьезной попыткой систематического изложения церковного права[28]. Отличительной особенностью «Краткого курса» является «богословский характер истолкования канонов, конструирование социальной реальности исключительно в экклесиологических терминах»[29]. Таким образом, докторской диссертацией, разработкой своего курса по церковному праву, последующими многочисленными научными трудами И. С. Бердников «сделал богатейший вклад в науку и в богословскую литературу по самым разнообразным вопросам церковного права»[30].

Например, П. Д. Лапин оставил подробную характеристику трудов Бердникова: «В научных работах Илья Степанович ярко выступает перед читателями как неподкупный искатель истины, решительно чуждый слабости приспособляться к временным и случайным настроениям общества, к модным теориям. Между писателями оппортунистами и Ильей Степановичем — великая пропасть»[31]. Сам Илья Степанович отмечал, что «не раз к концептуальному формулированию многих важных вопросов в канонике его побуждала именно грозная необходимость отстоять истину в споре или ответить на чьи-то не православные с его точки зрения взгляды»[32].

Можно сказать, что И. С. Бердников обладал редким по твердости и устойчивости церковно-правовым мировоззрением. Оно было тесно связано с не подлежащим никакому изменению догматическим учением Церкви и твердо основано на существе вселенских канонов. Поэтому современники называли Бердникова «православнейшим» канонистом[33].

Андрей Юрьевич Михайлов отмечает: «Становление И. С. Бердникова как ученого-профессионала было явлением сложным, многогранным и поэтапным. <...> От основного (сравнительного) богословия через церковную археологию и литургику к церковному праву... все это позволило ему очертить, определить круг своих научных интересов и написать докторскую диссертацию, в которой он заложил основу своей собственной концепции церковно-государственных отношений, самостоятельного осмысления науки церковного права»[34].

Становление и рост И. С. Бердникова во многом изменили отношение студентов академии к каноническому праву как дисциплине. Например, студент В. А. Игнатьев, обучавшийся в академии в начале XX столетия, в своих воспоминаниях писал про И. С. Бердникова: «В созвездии профессоров-мастодонтов Казанской академии он был звездой первой величины и самым авторитетным ученым в этой области среди профессоров всех академий»[35].

Студент академии Дрягин Николай характеризовал И. С. Бердникова как глубоко просвещенного и гуманного профессора, который на протяжении почти полувека неутомимо раскрывал перед своими учениками правовую жизнь Церкви Христовой: «Глубоко продуманные и научно обоснованные лекции, иногда поставленные в связь с современными событиями русской церковной жизни, а также внеаудиторные, частные беседы по тем или иным церковным вопросам, всегда привлекали студентов и нередко порождали в них самый глубокий интерес»[36]. Сохранились свидетельства того, что в последние годы службы профессора Бердникова в академии студенты младших курсов торопились окончить свои очередные работы, чтобы иметь возможность послушать Илью Степановича[37].

Закономерным этапом развития И. С. Бердникова как выдающегося ученого канониста и профессора стал процесс создания казанской научной школы по церковному праву: «В 80–90-е гг. XIX в. под руководством профессора И. С. Бердникова шел процесс становления и оформления традиций казанской школы церковного права. Учениками И. С. Бердникова была целая плеяда талантливейших ученых. Под его руководством было защищено более 15 магистерских диссертаций»[38].

Например, к 1917 г. ученики Ильи Степановича Бердникова занимали кафедры церковного права в трех светских университетах (Казанском — проф. В. К. Соколов, Томском — проф. П. А. Прокошев, Харьковском — проф. Е. Н. Темниковский) и двух духовных академиях (Московской — проф. А. И. Алмазов, Казанской — проф. П. Д. Лапин)[39]. Кроме того, многие ученики И. С. Бердникова стали видными церковно-общественными деятелями, преподавателями и профессорами духовных и светских учебных заведений[40].

Современные исследователи отмечают, что труды Ильи Степановича и представителей его научной школы написаны в строгом соответствии с православным вероучением, на основе широкой источниковой базы, с применением канонических текстов на древних языках[41]. Еще одной отличительной особенностью трудов учеников Ильи Степановича можно назвать критический подход в разборе источников и знание последних научных достижений и открытий (в т. ч. католических и протестантских). В качестве основного метода в своих исследованиях они использовали так называемый историко-догматический метод, т. е. изучали государственно-церковные отношения через призму соотнесения конкретных исторических реалий с догматами Вселенской Церкви[42].

Таким образом, Илья Степанович Бердников проделал путь от молодого бакалавра до создателя уникальной научной церковно-правовой школы. Андрей Юрьевич Михайлов пишет: «Жизненный путь И. С. Бердникова являл собой типичный пример “социальной мобильности” в рамках духовного сословия — постепенного, зато стабильного и закономерного восхождения от сына сельского причетника до ученого с мировым именем, основателя собственной научной школы, консультанта Святейшего Синода и Академии наук, человека, во многом определившего ход и вектор развития богословско-канонической мысли в России и в целом в православном мире на рубеже XIX–XX столетий»[43].

Например, его ученик профессор В. А. Нарбеков писал, что выдающийся профессор и глубокий ученый, оказавший исключительные заслуги науке и обществу, был прост и скромен в обращении и внимателен ко всем, без различия положения. Илья Степанович по своей доброте был готов помочь всякому своими богатыми знаниями и опытом[44]. Еще один ученик И. С. Бердникова Павел Дмитриевич Лапин отмечал, что создатель казанской школы церковного права «отличался удивительными простотой и скромностью и был внимательным ко всем, без различия званий и положений»[45].

Резюмируя сохранившиеся воспоминания студентов, учеников и коллег Ильи Степановича А. Ю. Михайлов заключает: «Он был человеком глубоко верующим, скромным с высоким сознанием долга — и отсюда прямота и честность убеждений... редкая сила воли, поразительное трудолюбие и, наконец, несомненно, корректное и доброжелательное отношение к людям, невзирая на чины и звания»[46]. В памяти современников профессор остался красой богословской науки, столпом православия, гордостью академии, патриархом казанских канонистов и пионером церковного права с горением и ревностью Илииной[47].

Такое сравнение профессора Бердникова с ветхозаветным пророком, высказанное профессором академии Н. Н. Писаревым, «вполне уместно, если мы обратимся к жизненному и творческому пути И. С. Бердникова. Масштаб личности и его твердая, непримиримая позиция в дискуссиях и спорах, часто и в меньшинстве, роднят его с образом известного ветхозаветного пророка — жесткого, страшного, но справедливого, очень почитавшегося в России. И если сравнивать метафорически, деяния их схожи: один боролся против язычества и за утверждение единобожия в древнем Израиле, второй — за возрождение канонического порядка в Православной Церкви, против ее огосударствления, то есть языческого взгляда на религию, против “архаического” и западнического (юридического) подхода к церковному праву»[48].

В 1911 г. в возрасте 70 лет Илья Степанович оставляет службу в Казанской духовной академии. Нужно сказать, что перед своим уходом он рекомендует Совету академии преемника — своего ученика Павла Дмитриевича Лапина, который к тому времени уже преподает каноническое право в Казанской духовной семинарии[49]. О причинах, побудивших И. С. Бердникова покинуть кафедру каноники в академии, а также о преподавательской деятельности Павла Дмитриевича Лапина будет сказано в следующей публикации.

В заключение можно разделить 46-летний период преподавательской и научно-исследовательской деятельности Ильи Степановича Бердникова в Казанской духовной академии на несколько этапов.

Первый этап — с 1864 по 1881 гг. (от назначения на кафедру канонического права и литургики до защиты докторской диссертации по церковному праву). Данный этап можно характеризовать становлением и определением круга научных интересов И. С. Бердникова, а также оформлением собственной концепции церковно-государственных отношений.

Второй этап — с 1881 по 1889 гг. (период разработки и издания учебного пособия по церковному праву и дополнения к нему). Указанный этап можно определить, как развитие концепции церковно-государственных отношений в трудах Бердникова и самостоятельное осмысление сущности церковного права.

Третий этап — с 1889 по 1911 гг. (создание и оформление научной школы И. С. Бердникова и последующая научная деятельность). Данный этап можно охарактеризовать развитием канонического права в академии и формированием под руководством Ильи Степановича академической научной церковно-правовой школы, основным направлением которой были вопросы внешнего церковного права.



Приложение 1

Учебная программа по церковному праву профессора И. С. Бердникова для студентов третьего курса

Казанской духовной академии

Раздел № 1. Об источниках и памятниках церковного права

1) Правила Господни и апостольские. Правила вселенских и поместных соборов и святых отцов.

2) Сборники церковных правил в Древней Церкви. Собрание Иоанна Схоластика. Номоканон в XIV титулах. Номоканон Иоанна Постника. Законы византийских императоров по делам церковным.

3) Постановления Константинопольского патриаршего Синода. Императорские новеллы по делам церковным после Юстиниана. Толкования на правила и законы Зонары и Вальсамона. Синопсис правил Аристина.

4) Синтагма Матфея Властаря.

5) Об употреблении в древней Русской Церкви правил апостольских, соборных, а также постановлений Константинопольского патриаршего Синода.

6) Памятники лично русского церковного законодательства: канонические ответы митр. Иоанна II, канонические вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта архиепископа Новгородского, определения Владимирского собора 1274 г., правила митр. Максима, поучения митр. Петра, послания митр. Киприана, грамоты и поучения митр. Фотия. Памятники церковного законодательства второй половины XV в.

7) Постановления русских соборов XVI в. Грамоты об учреждении патриаршества в Русской Церкви.

8) Постановления русских соборов 1620 г., 1666 г., 1675 г.

9) Печатное издание Кормчей ее состав. Епитимийные номоканоны Иоанна Постника.

10) Духовный регламент. Сведения об его издании и содержании. Дополнительные пункты духовного регламента. Дополнительная законодательная деятельность Св. Синода.

11) Уставы духовных консисторий. Инструкция благочинных церквей. Инструкция благочинному монастырей. Инструкция церковному старосте. Положение об управлении военным духовенством.

Раздел № 2. Состав церковного общества

1) Порядок вступления в Православную Церковь. Состояние в церковном обществе. Миряне, их права и обязанности.

2) Монахи. Безбрачное состояние у язычников и христиан. Монастырские общежития и монастырские уставы. Правила монашеской жизни. Постановления о монашестве византийских императоров.

3) Действующие церковно-гражданские постановления относительно поступления в монастырь, монастырского благочиния, снятия монашества.

4) Клир. Значение названия клириков. Разделение клириков по чинам. Принятие в клир. Ограничения права на вступление в клир со стороны светской власти, существовавшие в византийской империи и в древней России и существующие в настоящее время.

5) Умственные и нравственные качества потребные от клириков. Возраст поступающих в клир. Постановления о брачной жизни клириков. Безбрачие епископов.

6) Поставления на церковные степени: А) Избрание. Порядок избрания епископов в первые три века христианства. Ограничение участия в нем мирян в конце IV в. Нормы, установленные Юстиниановым законодательством. Позднейший порядок избрания. Избрание митрополита и епископов в Русской Церкви. Избрание священников, дьяконов и низших клириков в древней Церкви и России. Б) Посвящение. Право сообщать посвящение. Виды посвящений — хиротония и хиротесия. Условия правильного постановления. Права и обязанности епископа, пресвитера и дьякона как служителей алтаря. Обязанности и права иподьяконов, чтецов и певцов.

7) Правила жизни и поведения клириков. Особые права и преимущества духовенства. Права детей духовного происхождения.

Учебная программа по церковному праву профессора И. С. Бердникова для студентов четвертого курса

Казанской духовной академии

1) Правительственная организация Церкви. Иерархия в порядке церковного управления в отличие от иерархии в порядке степенного рукоположения. Епископат как носитель правительственной власти в Церкви. Управление в древней вселенской церкви. Управление епископией, митрополией, патриархатом. Управление в Русской Церкви.

2) Отношение Русской Церкви к константинопольскому патриархату по управлению до его учреждения в России патриаршества. Порядок управления в епископиях в период митрополии. Управление Русской Церковью со времени учреждения патриаршества. Патриаршие и епископские приказы.

3) Учреждение Священного Синода. Состав его. Права и обязанности. Обер-прокурор Св. Синода его права и обязанности. Канцелярия Св. Синода и Обер-прокурора.

4) Духовно-учебный комитет. Хозяйственное управление при Св. Синоде. Синодальные конторы. Епархиальное управление. Права и обязанности епископа по управлению митрополией. Вспомогательные органы по епархиальному управлению: епископ — викарий, духовные консистории, духовные правления и благочиния.

5) Церковный приход. Права и обязанности членов причта, прихожан и церковного старосты. Учреждение приходов. Церковно-приходские попечительства. Управление духовенством военного, придворного и служащего при посольствах.

6) Полномочия церковной власти. Полномочие церковного учительства. Собрание правильного учения в чистоте. Преподнесение слова Божия в храме и вне храма. Преподавание закона Божьего в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения и в народных школах и наблюдение со стороны церковной власти за религиозно — нравственным положением их. Духовные школы.

7) Проповедь с миссионерской целью. Содействие светского правительства успеху миссионерской проповеди.

8) Меры о хранении православного учения. Предохранение от церковных заблуждений и ересей. Духовная цензура в Древней Церкви, в церкви Константинопольской и Русской. Отношение духовной цензуры к произведениям светской науки и литературе.

9) Богослужебные полномочия церковной власти. Общие правила установления и отправления богослужений. Литургия. Церковные праздники. Богослужение постовое. Правила о постройке и починке храмов. Священнодействия, совершаемые для удовлетворения духовных потребностей: крещение и миропомазание, исповедь и причащение, погребение, брак.

10) Понятие о браке. Законная форма брака, история этого вопроса. Законный совершитель брака. Место и время совершения брака. Меры предупреждения незаконных браков. Условия законности и действительности брака. Прекращение брака. Брачный развод в Римско-византийской империи, в древней России, по действующим постановлениям.

11) О церковном суде. Свойства церковного суда. Церковные преступления общие и особенные. Церковные наказания. Епитимии для мирян. Наказания для клириков. Подсудимость клириков и мирян церковному суду по светским делам в Древней Церкви. Церковное судоустройство в Древней Церкви. Церковное судопроизводство в Древней Церкви. Церковный суд в древней Русской Церкви. Судопроизводство над духовными лицами. Судопроизводство над светскими лицами, в особенности по делам брачным. Особенности судопроизводства над лицами духовного звания по проступкам и преступлениям подвергающие их суду уголовному.

Источники

Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 10. Оп. 1. Д. 9365.

Литература

Бердников И. С. Дополнения к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань: Тип. Императорского университета, 1889.

Громогласов И. М. Памяти заслуженного профессора Императорского Московского университета Алексея Степановича Павлова (16 авг. 1898) // БВ. 1898. Т. 3. С. 331–347.

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Т. 2. Казань: типо-литография Императорского университета, 1891.

Игнатьев В. А. «Dixi et animam levavi». В. А. Игнатьев и его воспоминания / сост. В. Бояршинов. Ч. X. М.: Litres, 2022.

Крылов А. Л. Четыре года академической жизни // Православный Собеседник. 1914. Ч. 1. С. 39–64; Ч. 2. С. 219–245.

Лапин П. Д. Библиографическая заметка // Православный собеседник. 1913. Ч. 2. С. 521–526.

Лапин П. Д. И. С. Бердников (некролог) // Православный собеседник. 1915. Ч. 3. С. 1–16.

Лапин П. Д. Профессор И. С. Бердников (К 50-летию его ученой и профессорской деятельности) // Православный собеседник. 1914. Ч. 2. С. 569–587.

Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань: Изд. Сергея Бузукина, 2021.

Михайлов А. Ю. Профессор Казанской Духовной Академии Илья Степанович Бердников (1839–1915): историко-биографическая реконструкция // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professor-kazanskoy-duhovnoy-akademii-ilya-stepanovich-berdnikov-1829-1915-istoriko-biograficheskaya-rekonstruktsiya (дата обращения: 22.02.2024).

Михайлов А. Ю. Церковное право в Казанской духовной академии 1842–1918 // Православный собеседник. 2004. № 3 (8). С. 189–194.

Никулин Д. История кафедры церковного права Казанской духовной академии с 1869 по 1921 гг.: магистерская диссертация. М., 2015.

Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А. С. Павлова: читаемый в 1900–1902 г. / отв. ред. В. П. Сальников, Ю. А. Сандулов. СПб.: Лань, 2002.

Суворов Н. С. Церковное право как юридическая наука (И. С. Бердников. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права. Казань. 1888) // Юридический вестник. 1888. Т. 28, № 8. С. 520–550.

Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань: тип. Императорского Университета, 1892.

Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 189–382.

Яцейко А., иером. Кафедра канонического права Казанской духовной академии: персоналии и направления исследований: магистерская диссертация. М., 2023.





  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 216.
  • Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Т. 2. Казань, 1891. С. 327.
  • Михайлов А. Ю. Профессор Казанской Духовной Академии Илья Степанович Бердников (1839–1915): историко-биографическая реконструкция // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professor-kazanskoy-duhovnoy-akademii-ilya-stepanovich-berdnikov-1829-1915-istoriko-biograficheskaya-rekonstruktsiya.
  • Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Т. 2. Казань, 1891. С. 327.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 203.
  • Михайлов А. Ю. Профессор Казанской Духовной Академии Илья Степанович Бердников (1839–1915): историко-биографическая реконструкция // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professor-kazanskoy-duhovnoy-akademii-ilya-stepanovich-berdnikov-1829-1915-istoriko-biograficheskaya-rekonstruktsiya.
  • Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Т. 2. Казань, 1891. С. 327.
  • Михайлов А. Ю. Церковное право в Казанской духовной академии 1842–1918 // Православный собеседник. 2004. № 3 (8). С. 191.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 204.
  • Крылов А. Л. Четыре года академической жизни // Православный Собеседник. 1914. Ч. 1. С. 63.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 211.
  • Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Т. 2. Казань, 1891. С. 327.
  • ГАРТ. Ф. 10. Д. 9365.
  • Крылов А. Л. Четыре года академической жизни // Православный Собеседник. 1914. Ч. 2. С. 238.
  • Громогласов И. М. Памяти заслуженного профессора Императорского Московского университета Алексея Степановича Павлова (16 авг. 1898) // БВ. 1898. Т. 3. С. 334.
  • Там же. С. 334.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 204.
  • Там же. С. 204.
  • Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870–1892. Казань, 1892. С. 352.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 211–212.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 106.
  • Там же. С. 110.
  • Суворов Н. С. Церковное право как юридическая наука (И. С. Бердников. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права. Казань. 1888) // Юридический вестник. 1888. Т. 28, № 8. С. 548.
  • Павлов А. С. Курс церковного права заслуженного профессора Императорского Московского университета А. С. Павлова: читаемый в 1900–1902 г. / отв. ред. В. П. Сальников, Ю. А. Сандулов. СПб.: Лань, 2002. С. 26–27.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 110.
  • См. подробнее: Бердников И. С. Дополнения к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань: Тип. Императорского университета, 1889.
  • Лапин П. Д. Библиографическая заметка // Православный собеседник. 1913. Ч. 2. С. 522–526.
  • Игнатьев В. А. «Dixi et animam levavi». В. А. Игнатьев и его воспоминания / сост. В. Бояршинов. Ч. X. М., 2022. С. 839.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 106.
  • Лапин П. Д. Профессор И. С. Бердников (К 50-летию его ученой и профессорской деятельности) // Православный собеседник. 1914. Ч. 2. С. 579.
  • Там же. С. 579–580.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 68.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 205.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 95.
  • Игнатьев В. А. «Dixi et animam levavi». В. А. Игнатьев и его воспоминания / сост. В. Бояршинов. Ч. X. М., 2022. С. 839.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 220.
  • Лапин П. Д. Профессор И. С. Бердников (К 50-летию его ученой и профессорской деятельности) // Православный собеседник. 1914. Ч. 2. С. 572–573.
  • Михайлов А. Ю. Церковное право в Казанской духовной академии 1842–1918 // Православный собеседник. 2004. № 3 (8). С. 191.
  • Яцейко А., иером. Кафедра канонического права Казанской духовной академии: персоналии и направления исследований: магистерская диссертация. М., 2023. С. 38.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 68.
  • Там же. С. 69.
  • Никулин Д. История кафедры церковного права Казанской духовной академии с 1869 по 1921 гг.: магистерская диссертация. М., 2015. С. 54.
  • Михайлов А. Ю. Профессор Казанской Духовной Академии Илья Степанович Бердников (1839–1915): историко-биографическая реконструкция // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professor-kazanskoy-duhovnoy-akademii-ilya-stepanovich-berdnikov-1829-1915-istoriko-biograficheskaya-rekonstruktsiya.
  • Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного проф. академии И. С. Бердникова // Православный собеседник. 1915. Ч. 1. С. 210.
  • Лапин П. Д. И. С. Бердников (некролог) // Православный собеседник. 1915. Ч. 3. С. 9.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 75.
  • См. подробнее: Лапин П. Д. И. С. Бердников (некролог) // Православный собеседник. 1915. Ч. 3. С. 1–16.
  • Михайлов А. Ю. «Канонист с горением Илииным...»: жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839–1915): монография. Казань, 2021. С. 17.
  • Яцейко А., иером. Кафедра канонического права Казанской духовной академии: персоналии и направления исследований: магистерская диссертация. М., 2023. С. 39.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Зотин А. А., диак. Преподаватели и преподавание каноники в Казанской духовной академии в воспоминаниях современников: третий этап (1864–1910) // Праксис. 2024. № 1 (14). С. 13–31. DOI: 10.31802/PRAXIS.2024.14.1.001