Опубликовано: 30 октября 2025
Источник
Овчаров О. А., свящ. Правовые основы организации духовно-просветительской работы военного духовенства в войсках (с учетом опыта специальной военной операции) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 83–98.

В последние десятилетия в духовной сфере нашей страны произошли значимые изменения, которые получили свое отражение в стратегических ключевых нормативных правовых документах государства. Эти изменения указывают на важность и необходимость в обществе, государстве и особенно в войсках сохранять, защищать, укреплять и активно распространять традиционные российские духовно-нравственные ценности, лежащие в основе защиты Отечества, народного единства, укрепления единого духовного фундамента народа российского, веры в Бога. Указанные изменения в новом свете раскрывают сущность, роль и значение военного духовенства при реализации новых требований законодательства посредством проведения духовно-просветительской работы в войсках.
Вместе с тем практика показывает, что остро стоит проблема нехватки кадров военного духовенства, специальной военной подготовки (ориентированной на служение в специфической армейской среде, в условиях боевых действий), а также проблема финансирования как подготовки этих ценных кадров, так и их последующей деятельности в войсках на достойном уровне. Церковь не располагает (в отличие от государства) такими большими финансовыми средствами, чтобы взять на себя подобные расходы и готовить кадры для военных организаций, да еще и в условиях дефицита кадров епархиального священства, особенно в отдаленных регионах.
В условиях проведения специальной военной операции (далее — СВО) эти проблемы еще сильнее обострились, оказывая негативное влияние на удовлетворение религиозных нужд воюющих в районе СВО воинов, на моральный дух войск, на достижение скорейшей победы в вооруженном противостоянии. При этом в церковном и государственном законодательстве имеется ключ к решению этих проблем, к финансированию указанных направлений деятельности. Попробуем проанализировать некоторые из этих правовых документов и попытаемся найти нужное решение.
Цель статьи — обозначить важность проблемы духовного просвещения войск и роль военного духовенства при решении этой проблемы, трудности, с этим связанные, и правовые основы их преодоления.
Историография проблемы участия военного духовенства в духовно-просветительской деятельности войск включает отдельные работы ряда авторов, таких как Иванов В. П., Чимаров С. Ю., Кузнецов А. М., Давлетшин В. Р., Беляков А. П., Пашков В. И.[1] и других.
Методы исследования: исторический, логический, дедуктивный и индуктивный, сравнения, системно-аналитический, синтеза и моделирования, причинно-следственный, диалектический, а также другие методы.
Исследователи отмечают рост числа верующих в России за последние три десятилетия. Так, с 1991 г. число атеистов, констатировали ученые, уменьшается, а верующих — увеличивается[2]. Если в 1991 г. верующих было 23%, то в 2019 г. процентное количество верующих существенно возросло до 78%, из них православных 88%, мусульман 10%, остальные конфессии 2%[3].
Представляет интерес религиозная ситуация среди военнослужащих, где также отмечаются факты увеличения числа верующих военнослужащих за последние десятилетия. Так, например, данные исследований показывают, что в 1990 г. верующими себя признавали лишь 14% личного состава войск, а неверующими — 63%[4], к 2024 г., по данным Минобороны России, уже 86% военнослужащих в Вооруженных Силах считают себя верующими. Из них наибольшее количество верующих (72%) — христиане, остальные — мусульмане, буддисты и представители других вероисповеданий. При этом за время проведения СВО таинство крещения приняли около 35 тысяч военнослужащих, а в Вооруженных Силах России на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими состоят более 300 священников, шесть имамов, два буддийских ламы. Однако этого количества мало. По мнению председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла (Покровского), «количество военных священников необходимо увеличить в пять-шесть раз»[5].
Таким образом, можно увидеть, что по имеющимся данным подавляющее большинство (около 4/5 от общей численности) населения России относит себя к православию, придерживается единых традиционных православных духовно-нравственных ценностей и имеет единые идеалы, сформированные православной верой. В российских войсках доля верующих еще больше (около 6/7 от общей численности).
Как видно, за три десятилетия количество верующих военнослужащих увеличилось в 6-7 раз — небывалое в истории Вооруженных Сил современной России и кадровой армии явление. Это во многом плоды духовно-просветительской деятельности Русской Православной Церкви и военного духовенства, как штатного, так и внештатного. Все это свидетельствует о том, что во много раз увеличилась и потребность в удовлетворении религиозных нужд верующих военнослужащих посредством военного духовенства. Активизация духовно-просветительской деятельности приводит к росту числа верующих военнослужащих и соответствующему росту потребности верующих воинов в реализации их вероисповедных прав, то есть к росту потребности в военном духовенстве (его численности), призванном удовлетворять эти конституционные права (статьи 2, 18, 19 и 28 Конституции Российской Федерации) защитников Отечества.
Вместе с тем кровопролитные сражения в районе СВО также обнаружили высокую потребность в духовной поддержке военным духовенством военнослужащих, находящихся на фронте, под огнем противника, выполняющих боевые задачи с риском для жизни и здоровья, на грани жизни и смерти.
Приступая к исследованию церковно-правовых основ деятельности военного духовенства в сфере духовного просвещения, необходимо учитывать и существующие теологические знания, имеющиеся в Священном Писании и других документах Церкви по этим темам. Одним из важных вопросов является порядок организации духовно-просветительской работы военным духовенством в воинских подразделениях, прежде всего на поле боя, в военном походе, на театре военных действий. Там, где остро необходимо удовлетворять религиозные потребности защитников Отечества, укреплять духовные силы воинов, поднимать моральный дух войск.
1. Источник духовного просвещения — Бог. На источник просвещения людей указывает Священное Писание: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Растолковывая эти слова из Священного Писания, свт. Кирилл Александрийский сообщает, что «Сын есть Свет истинный, тварь же отнюдь нет»[6]. Подлинное просвещение только от Бога — Света истинного. Данное разъяснение позволяет понять суть просвещения, роль и значение духовенства в деле подлинного просвещения людей Светом истинным и роли военного духовенства в организации и проведении духовно-просветительской работы в воинских подразделениях.
2. Богом избранным средством просвещения является священник. Основное предназначение священства сообщено Христом и адресовано Его ученикам: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) —все народы, включая и воинство этих народов, военные организации государства. Указывает Спаситель и чему научить: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:20). Здесь же Он указывает на последствия такого наущения и исполнения повелений Божиих: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Все это актуально для военного дела и убедительно раскрывается в Священном Писании, например в повелениях Божиих: «Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас» (Втор 20:2–4). Таким образом, предназначение военного священника — вести воинов ко спасению через наущение, соблюдение законов Божиих, призвание Бога, Его помощи, через веру в Бога. Это же является и ключом к победе в сражении — через просвещение воинов и укрепление их веры в Бога, в Его помощь в битве.
3. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации и о духовном просвещении воинов. Позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу раскрывается в Положении о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации[7] (далее — Положение о военном духовенстве), где в первых строчках (во вводной части) отмечается, что Русская Православная Церковь «видит насущную необходимость в возрождении духовных основ воинского служения». При этом здесь же, в Положении о военном духовенстве, также указывается, что «Благовествуя о Христе Спасителе, пастырь призван воодушевлять военнослужащих на ратное служение». Также указывается в этой связи и на предназначение военного священника, которое заключается в том, чтобы помогать военнослужащим, гражданскому персоналу воинских частей и членам их семей «с христианской точки зрения осмысливать свой долг», прежде всего — воинский долг по защите Богом хранимого Отечества, а вместе с ним и Церкви Бога живого, осуществляющей свою спасительную миссию в этом Отечестве, в том числе посредством просвещения воинов Светом истинным с помощью военного духовенства, состоящего при войсках.
Следует обратить внимание и на то, что в п. 3.1. Положения о военном духовенстве духовно-просветительская работа указывается среди основных задач военного духовенства и стоит на втором месте после задачи по совершению богослужений и религиозных обрядов. А п. 5.1 Положения обязывает военных священников уделять основное внимание духовно-просветительской работе среди военнослужащих (служащих), как индивидуальной, так и в составе подразделений.
Все вышеизложенное позволяет с точки зрения церковного права понять, какое большое значение имеет военный священник в войсках и какое важное место в его деятельности занимает духовно-просветительская работа среди воинов.
В п. I.4 Устава Русской Православной Церкви[8] указывается на уважение и соблюдение в каждом государстве законов Русской Православной Церковью при осуществлении своей деятельности. Рассмотрим некоторые положения законодательных и иных правовых актов России по теме исследования.
1. Конституция Российской Федерации. Наряду со статьями 2, 18 и 28 Конституции Российской Федерации[9], устанавливающей в качестве высших ценностей в том числе и непосредственно действующее право военнослужащих на свободу вероисповедания, наиболее фундаментальными следует также признать и изменения, внесенные в Конституцию после всеобщего голосования 1 июля 2020 г., обусловившие появление новой статьи 67.1, ч. 2, которая устанавливает, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». Как видно, впервые в основном законе России упомянута вера в Бога, необходимость ее сохранения, передачи от предков, преемственность в развитии государства. Россия впервые за советское и постсоветское время повернулась лицом к Богу на уровне основного закона. По сути, был провозглашен важнейший конституционный принцип сохранения веры в Бога и соответствующих ей идеалов, а также принцип преемственности в развитии государства. Это очень важные юридически закрепленные факты, требующие глубокого осмысления — осмысления прежде всего связи консолидации общества и государственного единства с верой в Бога и с теми высокими идеалами, которые на протяжении веков указывала эта вера народу. Идеалы, которые крепили единство нашего народа прежде всего через формирование в народных массах единой системы ценностей, единых целей и смыслов существования народа в целом и каждого человека в отдельности. Именно этим традиционно на протяжении веков занималась Русская Православная Церковь, а в войсках — военное духовенство, формируя и укрепляя на этих универсальных и незыблемых идеалах веры в единого Бога духовное единство воинских коллективов, частей и соединений, духовное единство нашего народа, духовную мощь Святой Руси. Преемственность всего этого из прошлого в современную жизнь, в дальнейшее развитие государства (его военной организации), в укрепление его духовного единства и единства воинских коллективов во многом обеспечивалось и обеспечивается Церковью, ее военным духовенством.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[10] в ст. 2 среди основных принципов противодействия экстремизму указывает сотрудничество государства с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности. В военных организациях такое сотрудничество должно осуществляться с военным духовенством с целью противодействовать распространению в войсках экстремизма посредством соответствующей духовно-просветительской работы военного духовенства. Печальные примеры распространения в войсках экстремизма видны на Украине, видны и соответствующие последствия. В России подобного допускать нельзя.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Вскоре после указанных исторических изменений в Конституцию Президент России своим указом № 400 от 02.07.2021 г. утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации[11], в п. 28 которой прямо указывается, что «российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны». А в разделе четвертом «Обеспечение национальной безопасности» указанной стратегии появился достаточно большой подраздел «Защита традиционных Российских духовно-нравственных ценностей», что уже о многом свидетельствует и показывает, какую огромную роль эти ценности играют в обеспечении национальной безопасности нашего Отечества. Но ведь если всмотреться в тысячелетнее развитие истории России, то можно увидеть, что именно Русская Православная Церковь занималась такой защитой традиционных российских духовно-нравственных ценностей на протяжении всей российской истории и продолжает заниматься этим по сей день. В войсках российских такой защитой духовно-нравственных ценностей среди личного состава занималось испокон веков военное духовенство, тем самым обеспечивая духовную безопасность воинов и национальную безопасность государства.
4. Основы государственной политики. Вскоре после появления в 2021 г. новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей[12] (далее — Основы). В п. 6 основ прямо указывается, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.
Согласно п. 24 основ, реализация задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей предполагает поддержку религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям (подп. «ж»); формирование государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа (подп. «з»). Согласно п. 25 основ, правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются: привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей (подп. «д»). Согласно п. 30 основ, финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, руководствуясь вышеизложенным, необходимо отметить, что духовно-просветительская работа военного духовенства в войсках, особенно в районе СВО, содействующая сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, должна быть обеспечена со стороны государства финансовой поддержкой, как это и было в Российской империи и как это происходит в большинстве стран мира, где имеется в войсках военное духовенство, приравненное по своему социально-правовому статусу к офицерскому составу.
Без финансовой поддержки со стороны государства, без укрепления социальной защиты военных священников, несущих свои труды в воинской среде, особенно в зоне ведения боевых действий, без юридического закрепления социально-правового статуса военного священника и без создания ему для его духовно-просветительской и религиозной деятельности в войсках соответствующих условий говорить о воссоздании военного духовенства и о проведении им в войсках полноценной духовно-просветительской работы не приходится.
Вместе с тем в указанных основах при их анализе обнаруживается отсутствие ясности по ряду важных вопросов:
1. Среди российских традиционных духовно-нравственных ценностей в основах не указан ни конституционный принцип сохранения веры в Бога, ни сама вера в Бога, ни соответствующие ей духовные идеалы, которые на протяжении веков сформировали уникальную систему духовно-нравственных ценностей, сплотивших народы России, создавших духовные основы ее мощи.
2. Неясно, кто в основах является главным субъектом — ответственным за указанную духовно-нравственную просветительскую деятельность на уровне государства, на кого возложено обеспечение сотрудничества на этой ниве с различными организациями, в том числе религиозными.
3. Неясно также, и кто в основах является распорядителем кредитов бюджетного финансирования, определяющим порядок отбора и финансовой поддержки организаций, реализующих указанные основы в массах, в том числе в воинских коллективах, среди защитников Отечества.
Эти правовые пробелы требуется устранить, иначе не понятно, как будет работать сам правовой механизм, с кого спрашивать по результатам этой работы, к кому вообще следует обращаться за финансовой поддержкой. Вместе с тем совершенно очевидно (и логика исторического развития нашего Отечества, и п. 6 основ прямо об этом говорит), что главнейшим субъектом, реализующим эту политику на протяжении тысячелетней истории России, является Русская Православная Церковь и образованное ею совместно с государством военное духовенство, реализующее эту политику в войсках.
Таким образом, можно увидеть, что в последние годы остро встала проблема защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, противодействия деструктивным религиозным течениям, разрушающим эти ценности, разрушающим единство, мир и благоденствие в государстве, посягающим на его безопасность, провоцирующим недовольство, вражду, конфликты, вооруженные столкновения, войны, гибель людей, народов и целых государств.
Центром организации такой защиты и должно выступить в первую очередь военное духовенство, как наиболее подготовленный и исторически сложившийся социально-правовой институт, действовавший в России на протяжении многих веков. Пример Украины наглядно показал, как в короткий срок из вполне благополучного православного государства и высококультурного народа можно посредством разрушения традиционных духовно-нравственных ценностей создать агрессивное государство, порабощенное фашистской идеологией, культивирующее зло и ненависть к другим народам и государствам. Разрушение и подмена духовно-нравственных ценностей нередко способствует возникновению межнациональной и межрелигиозной розни, вражды и ненависти, разжиганию вооруженных конфликтов и войн. По результатам анализа духовных истоков вооруженных конфликтов последних лет в Чечне, Югославии, Грузии, Сирии и на Украине необходимо и жизненно важно извлечь уроки и сделать правильные выводы.
Вышеперечисленные юридические и фактические обстоятельства ставят перед Церковью и государством грандиозные задачи по укреплению мира и согласия, справедливого правопорядка и связанного с ним благоденствия в обществе и государстве — через защиту, сохранение и укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей и идеалов, проистекающих из веры в Бога. Начинать эту титаническую работу необходимо с выработки Церковью и Российским государством единой концепции духовного просвещения военных организаций (силовых ведомств) военным духовенством. Суть этой концепции состоит в том, что, ввиду отсутствия достаточных ресурсов кадровых (военного духовенства) и финансовых (у государства), начинать надо строить эту просветительскую деятельность последовательно: с сердцевины государства — с силовых ведомств, а в силовых ведомствах — с кузниц военных кадров — с военных образовательных организаций, а также с района СВО, расширяя ее потом последовательно на всю страну, особенно на молодежь, будущих защитников Отечества. И такая работа в силовых ведомствах уже проводится, все более и более активизируется. Почти в каждой (за некоторыми исключениями) военной организации высшего образования Министерства обороны введены должности помощника начальника этой организации по работе с верующими военнослужащими, почти все они заполнены военными священнослужителями Русской Православной Церкви. Также важно и в других силовых ведомствах по аналогии с Минобороны России ввести указанные должности в штатном расписании подведомственных им высших учебных заведений, где до сих пор не предусмотрено введение таких должностей.
Вместе с тем одного священнослужителя для полноценной организации и проведения духовно-просветительской деятельности в военном вузе (с численностью личного состава, как правило, в несколько тысяч человек) очень мало. Мировой стандарт, проверенный временем и прописанный в том числе и в законе Украины 2021 г. «О службе военного капелланства»[13] (п. 4 ст. 4), указывает численность военных священников, которую определяет коэффициент 0,15% от общей численности воинских подразделений. И это при статусе военного священника, приравненном к статусу офицерского состава. Поэтому при численности военного учебного заведения около 2000 человек необходимо три (2000 х 0,15%) военных священника, если около 4000 — уже шесть военных священнослужителей и т. д.
При этом статус этих военных священников при военных вузах должен быть приравнен к уровню офицерского, иначе трудно, а то и невозможно будет привлечь в военные вузы ценные высококвалифицированные и опытные кадры, способные на высоком уровне осуществлять среди обучающихся, будущих офицеров и защитников Отечества, духовно-нравственное просвещение. В противном случае будут проблемы и с кадрами, и с просвещением. Плохие кадры и плохое просвещение дискредитируют саму идею, сведут на нет концепцию, весь проект, важнейшее в наше непростое время дело по просвещению Словом Истины военных вузов, а через них — по просвещению войск, а через войска — по просвещению народных масс, включая в первую очередь Киевскую Русь (Украину), одурманенную ядом западных фальшивых и разрушительных «ценностных» ориентиров и соблазнов. А работы там подобного просветительского плана будет немало. К ней нужно готовиться уже сейчас.
Необходимо как можно быстрее в учебный процесс военных вузов (а также по мере возможности и в военных довузовских образовательных организаций — суворовских училищ и т. п.) включить в качестве обязательной дисциплину «Духовно-нравственные основы защиты Отечества», которая должна читаться военными священниками на всех годах обучения (курсах). На каждом курсе примерно по две зачетные единицы — это около 72 часов. Защита Отечества — это святое дело, это основа благополучия любого государства. Не будет защитников — не будет и Отечества, не будет государства Российского, не будет и Русской Православной Церкви. Ближний Восток и Украина яркий пример того, как уничтожают Церковь. Духовно-нравственная подготовка защитников Отечества — это тоже святое дело. Государство должно активно финансировать духовно-нравственные созидательные процессы своего мирного и военного строительства, оказывать необходимую финансовую поддержку Церкви, военному духовенству в их духовно-нравственной просветительской работе, в святом деле организации защиты Отечества.
Необходимо создать и кузницу кадров военного духовенства — Военно-духовную академию, которая через взаимодействие с духовными семинариями и академиями за счет государственных бюджетных средств готовила бы кадры военных священнослужителей, способных на высоком профессиональном уровне просвещать воинов (удовлетворять их духовные нужды), готовых сопровождать войска при проведении военных учений, боевых действий, делить с ними тяготы и лишения военной службы, риск утраты жизни и здоровья.
Опыт СВО обнаружил, что при выполнении задач в районе ведения боевых действий духовного просвещения личного состава имеет большое значение. И церковное право, и государственное законодательство во многом способствуют организации духовно-просветительской работы в войсках силами религиозных организаций и военного духовенства, в связи с чем перед Церковью и военным духовенством встают грандиозные задачи, которые необходимо решать при помощи государственной поддержки, в том числе и финансовой, посредством тесного и плодотворного сотрудничества Церкви с Российским государством. Важное место в этом сотрудничестве отводится военному духовенству.
1. Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26.12.2013 г. // Московский Патриархат: официальный сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481010.html (дата обращения: 22.09.2024).
2. Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава. На Архиерейских Соборах 2016 и 2017 гг. были приняты изменения и дополнения в Устав // Московский Патриархат: официальный сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения: 26.10.2024).
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.10.2024).
4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/00eee2734ab7801b9a6cf55fb94002e314f5f5c8/ (дата обращения: 26.10.2024).
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 26.10.2024).
6. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 26.10.2024).
7. Законе Украины 2021 г. «О службе военного капелланства» // Юрист: официальный сайт. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39988080&pos=4;-88#pos=4;-88 (дата обращения: 26.10.2024).
8. Скрипунов А. «Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных // РИА НОВОСТИ: официальный сайт. URL: https://ria.ru/20170823/1500891796.html (дата обращения: 15.10.2024).
9. Олейников С. В., Хлынин А. П. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах Российской Федерации // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2020. Вып. 3 (840). С. 195–209.
10. Дубограй Е. В. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Социологические исследования. 2010. № 5. C. 76–81.
11. В Минобороны рассказали, сколько военнослужащих считают себя верующими // РИА НОВОСТИ: официальный сайт. URL: https://ria.ru/20241128/voennosluzhaschie-1986175528.html (дата обращения: 26.12.2024).
12. Александрийский К., свт. Толкование на Евангелие от Иоанна 1:9 // Азбука веры: официальный сайт. URL: http://mpda.ru/node/7533 (дата обращения: 02.09.2024).
Источник
Овчаров О. А., свящ. Правовые основы организации духовно-просветительской работы военного духовенства в войсках (с учетом опыта специальной военной операции) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 83–98.