Опубликовано: 25 декабря 2007
Кандидатская диссертация Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого на тему «Униатство: богословские аспекты» заслуживает особого внимания по двум причинам. Во-первых, тема касается повседневной жизни Украинской Православной Церкви. Во-вторых, освещение темы униатства со стороны богословских воззрений имеет непосредственное отношение к возобновленному диалогу Православной Церкви с Римо-Католической Церковью. Как известно, этот диалог сосредотачивается в последнее время на проблеме понимания главенства римского епископа в Церкви.
Архиепископ Августин методом исследования поставленного вопроса избрал анализ исторического развития римо-католической эксклюзивной экклесиологии и анализ многих официальных документов Римо-Католической Церкви.
С поставленной задачей Высокопреосвященейший Автор справляется более чем удовлетворительно. Сознательно выбирает самые важные исторические события и основные документы Римо-Католической Церкви. Решимость представить развитие богословских идей, ведущих к униатству на протяжении более чем тысячи лет, потребовала строгого режима в выборе событий, анализ которых предпринял Автор, а также в выборе анализируемых документов. Таким образом, кандидатская диссертация Владыки Августина дает огромный исторический материал и ряд выводов следующих из анализа этого материала.
Выводы Автора логичны. Критерием оценки данного события или же документа является православное учение о Церкви. Владыка метко, а иногда с дозой сарказма указывает на необыкновенное постоянство римо-католического понимания условий единства христиан. В разнообразных формах определений, в более резком или смягченном виде, условием остается признание римского епископа главой Церкви, викарием Христа.
В диссертации очень ясно показан один аспект эксклюзивной экклесиологии. Это по сути отрицание реального присутствия Господа Иисуса Христа в Его Церкви (стр. 38, 149). К этому мнению приходит читатель диссертации в связи с анализом буллы папы Евгения IV Laetentur coeli и мнений Андрея Шептицкого.Нужно согласиться с Владыкой, что Второй Ватиканский Собор значительно ослабил значение эксклюзивной экклесиологии, но осталось главное условие единства, то есть признание римо-католического догмата о роли папы в Церкви, как критерия полноты церковности.
Этот догмат играет основную роль в истории униатства. Многократно Автор диссертации подчеркивает, что эта роль является поистине роковой. Он показывает, что на протяжении веков и в настоящее время именно она представляет главную причину развития римо-католического богословия, следствием которого является уход от древнецерковной экклесиологии. И это является главной причиной римо-католического прозелитизма по отношению к Православной Церкви.
Избранный Владыкой Августином метод анализа главных событий церковной истории и главных официальных документов римо-католической Церкви является по всей вероятности причиной того, что Владыка не останавливается на подробностях. Это понятно, но в некоторых местах Его диссертации хочется услышать немного больше. Так, например, на странице 164 Владыка пишет о «неприглядных страницах в истории галицкого униатства» во время второй мировой войны. Такое утверждение требовало бы нескольких указании на отдельные факты. Тоже самое можно сказать о разгроме православных епархий на Западной Украине (стр. 182). Не упоминает Владыка об очень важном для ситуации униатской Церкви письме папы Иоанна Павла II от 15 марта 1979 года к кардиналу Иосифу Слипому. Это письмо предшествовало посланию «Euntes in mundum» с 1988 года. Бурные отклики на это письмо со стороны Православных Церквей вызвали в августе 1979 ответ кардинала Виллебрандса, направленный митрополиту Ювеналию, председателю Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. В этом ответе сказано многое и из того, что стало содержанием документа из Баламанд.
Высокопреосвященнейший Владыка показал в своей диссертации, что борьба с унией является по сути борьбой за чистоту изначального христианского вероучения и борьбой за сохранение Церкви Христовой на земле. Многократные усилия подчинить Церковь Православную юрисдикции папы любой ценой не принесли ожидаемых результатов. После немногих исправлений кажется полезным напечатание этого труда с целью употребления и в православных богословских духовных школах, и, быть может, также передачи этого труда православным членам Международной Богословской Смешанной Комиссии для Диалога Православной Церкви с Римо-Католической Церковью.
Кандидатскую диссертацию Высокопреосвященнейшего Августина оцениваю положительно и уверен в её успешной защите.
Иеремия, Архиепископ Вроцлавский и Щецинский,
профессор, доктор Христианской Богословской Академии в Варшаве
См. также: