Опубликовано: 30 января 2010

Автор определяет табу как форму защиты от коллективного осквернения и как систему предупреждения поступков, способных нарушить порядок и целостность архаических обществ. Грех рассматривается как нарушение нравственного запрета или божественного установления.
В качестве доказательного материала использованы исследования народа Ашанти (Африка, центральная Гана), проведённые капитаном Роттрейем, и исследования субгруппы "наго" (Бразилия), проведенные супругами Душсантуш. Понятие греха раскрывается через рассмотрение Синайских заповедей и исламского влияния в Африке.
Анализируя запреты, налагаемые на беременных, вождей и жрецов, автор формулирует ряд свойств и особенностей табу.
Свойства:
1. Жесткая предопределенность табу, их независимость от личной воли.
2. Наказание за нарушение.
Особенности:
1. Ритуальная чистота настолько важна для племени, что практикуется периодическое общее очищение.
2. Сформировавшееся табу не имеет рационального объяснения. Автор выводит табу из общего опыта, лишь в дальнейшем закрепляя за ним общее одобрение и строгую обязательность.
3. При равнодушии табу к морали, последняя развивалась в рамках запретов, направленных на недопущение внутриплеменных раздоров.
4. Табу препятствует личной независимости.
5. Табу является поведенческим тормозом, сохраняющим коллектив, стоящий на грани проступка.
Ислам заменил табу грехом (харам), чем кардинально изменил отношения внутри общины. Усилив ряд социальных тенденций (например, превратив рабство в экономический фактор), ислам привнес в традиционное общество сложный клубок социальных проблем. Унизительное положение рабов и их неполноценность, с одной стороны, порождало в их среде ненависть к язычникам, с другой, делало их союзниками молодой феодальной знати. Лишенные клановых запретов и родоплеменных связей, зачастую именно рабы становились грозным костяком новых вооруженных формирований, отличаясь высокой личной преданностью, обусловленной непостоянством их положения.
С одной стороны, родоплеменные связи уже не ограничивали людей посредством табу, с другой, понятие греха как личной ответственности за зло ещё не являлось серьезным сдерживающим фактором. Общество стало уязвимым для неправильно понятых мифов, современных идей и их комбинаций. Автор подтверждает это положение примерами из современной истории Африки: восстание в Квилу (1964) с культом «симба», комплектация «Армии сопротивления господня» детскими вооруженными формированиями (1988 - 1998, Южный Судан), резня в католической Руанде (1994).