
Священномученик Вениамин Благонадеждин с певчими
Аннотация. В статье рассматривается история введения женских голосов в церковные хоры Русской Православной Церкви. В Древней Руси за богослужением использовались исключительно мужские голоса (взрослых мужчин и мальчиков). Певчие, деместики, имели особое церковное поставление. В результате сложившейся церковной традиции употребление женских голосов в клиросном пении считалось невозможным и по каноническим соображениям, и в силу «приличий». Ситуация изменилась в XVIII в., когда певческая культура Русской Церкви включила в себя партесное пение в итальянском стиле. Официально женские голоса были разрешены в 1880 г., однако неофициально они использовались задолго до этого в частных хорах. В статье уточняется датировка реального введения женских голосов в церковные хоры, а также раскрывается своеобразный способ обхода запрета женщинам петь на клиросе в помещичьих хорах. Со временем женские голоса начали стремительно вытеснять голоса певчих-мальчиков. В статье на основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры, приводятся доводы сторон имевшей место в печати дискуссии о целесообразности замены голосов мальчиков женскими голосами. Объясняются изменения, произошедшие в классификации хоров (так, раньше смешанным считался хор, состоящий из мужчин и мальчиков) и типологии голосов в связи с введением женских голосов.
Источник
Романченко В. Ю. От деместиков до певчих-женщин: время и обстоятельства введения женских голосов в церковные хоры Русской Православной Церкви // Богослов. 2025. № 3 (7). С. 98–109. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.7.3.007