14
  • Научные статьи

О чудесах пустозерских узников. Часть 2.1

Опубликовано: 07 декабря 2015

Автор

Виноградов Алексей Владимирович

image
Аннотация. В публикуемой части идет речь о чудесных событиях, произошедших со сподвижниками протопопа Аввакума – попом Лазарем, дьяконом Феодором и иноком Епифанием – после первой казни, имевшей место в Москве 27 августа 1667 года и 25 февраля 1668 года (казнь дьякона Феодора) , а также после второй казни в Пустозерске 14 апреля 1670 года. В статье приводится подробное описание указанных событий со слов их непосредственных участников.

О чудесных событиях, связанных с московской и пустозерской казнями аввакумовых соузников[1]

[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12]



Подробное описание указанных событий мы находим в сочинениях Аввакума, два из которых помещены в Приложении настоящей статьи (Приложение, №1 и №2), и Епифания (Приложение, №3). У Феодора тоже имеются сочинения, описывающие кровавые аргументы властей. Это «Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании» (Приложение, №4), где он сообщает важные подробности, связанные с первой казнью. В другом своём сочинении дьякон, упоминая расправу над сторонниками старины, сосредотачивает свой весьма любопытный рассказ на событиях и людях, так или иначе связанных с казнями и повлиявших на них (Приложение, №5). Лазарь в своих челобитных к царю и патриарху предельно краток, хотя нет никаких сомнений в том, что протопоповы сказания о казнях не обошлись без его участия.



В Приложении размещены отрывки из сочинений; целые произведения пустозерских узников, посвященные рассматриваемым событиям, нет никакой необходимости пересказывать полностью, хотя совершенно не упоминать происходившее тоже не получится. Прежде всего, отметим некоторые особенности как самих казней, так и их описания и выделим основополагающие факты, на которые будем опираться в дальнейшем повествовании.



Первая казнь







[13][14] [15][16][17][18][19][20]



[21][22]



[23][24][25][26][27]



[28][29][30][31][32][33][34][35]



[36][37][38][39][40][41][42][43][44][45][46]







Вторая казнь







[47][48][49][50]



[51][52]



[53]



[54][55][56][57]



[58]



[59][60][61][62][63][64][65][66]



[67][68][69]



[70][71][72][73]



[74][75][76][77][78]



[79][80][81]



[82]



Приложение №1. О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана



Его же, страдальца Аввакума отца







































Аввакум, протопоп (лишен сана). О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, сс.235-236.



Приложение №2. О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания



1



[83]















































2































Аввакум, протопоп (лишен сана). О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, сс.239-242.



Приложение №3. Из Жития инока Епифания. О казнях московской и пустозерской и чудесных исцелениях



























[1]



Епифаний, инок (лишен иночества). Житие. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. / Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, сс.475-479.



Приложение №4. Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании



Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно есть, глаголет Святое Писание. Открывая бо тайну цареву мучен будет, а скрываяй дела Божия со скрывшим талант осуждение приимет. Того ради и аз убояхся скрывати преславнаго дела Божия. Прославляющаго Мя прославлю, глаголет Христос. Ныне бо сбысться пречистое слово Его на новых Христовых исповедниках. Егда приведени быша три новыя страстотерпцы Христовы пред владыки греческия и руския, сташа пред ними, темными властьми, священно-протопоп Аввакум, силный Христов воевода противу сатанина полка, священник Лазарь, храбрый Божий слуга, и преподобный старец Епифаний, воин небеснаго царя Христа, и по единому вопрошени быша от их сонмища: «Отрицаетелися старых книг и прежняго своего благочестия, и хощете ли служити поновому и креститися трема персты по новому исправлению?» Они пред ними по единому отвещеваху единем гласом: «Мы вашему отступлению, а не исправлению, не покоряемся и прежняго благочестия отступити не хощем, и старых книг и святых догматов не оставляем, но за них умрети хощем». И ина множайша предания о вере глаголаху и коварную их лесть обличиша, и сего ради лишаема бывают два – Лазарь священняго чина, Епифаний же иноческаго образа, третий же прежде их за год ободран такожде, и остризаются от них и градскому суду предани быша: двум от третияго осужденным (отлученным – ред.), Лазарю и Епифанию, повеле царь богословныя их языки отрезати. И егда Лазарю язык отрезаша по самыя вилки и другому такожде весь язык отрезаша: и во время страсти их является священномученику Лазарю Божий пророк Илия и глаголет ему: «Дерзай, священниче, и о истине свидетельствуй, небояся». И тогда он отъем руку свою от уст, и кровь вылил на землю, и начат глаголати к людем слово Божие и рукою благословляти народ. И с болотныя площади их в то время по за городу отвезоша в село Братовщину, идеже и протопоп Аввакум привезен. Старец же Епифаний ничтоже глагола отнюдь два дни. И взем образ Пресвятыя Богородицы с превечным на руку Младенцем, и начат водою омывати, но яже и слезами омываше и воду ту пияше, и прошаше у Пречистыя Владычицы языка себе. И зрит абие протопопа Аввакума грядуща к себе присетити его и от бывшия скорби утешити. И егда пришед протопоп и нача глаголати: «Достойно есть», и как проглаголал: «Честнейшую херувим», и Епифаниев язык яко отрасте в то время: дала бо ему Богородица язык, яко и Дамаскину руку. И с протопопом Аввакумом начат вкупе глаголати: «без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем». И с того часа добре паки начат Епифаний глаголати.



Слышите, возлюбленная чада церковная, преславное чудо и восхвалите Христа Бога, прославляющаго прославляющих Его, нечестивых же отступников дерзость посрамляющаго. О сих всех слава Святей Троицы. Аминь.



Феодор, дьяк. (лишен сана). Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании. / Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством св. Петра митрополита, под редакцией Н. Субботина. Т.6. Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Ч.3. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881, сс.45-48.



Приложение №5. Из Послания сыну Максиму











Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник./ Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, сс. 361-363.



Приложение №6. Из Челобитной царю Алексею Михайловичу «О явлении святаго пророка Илии Фезвитянина…»











Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. / Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с.273.



Приложение №7. Подъязычная кость













































Подъязычная кость (os hyoideum). Вид спереди. 1 – тело подъязычной кости; 2 – большой рог; 3 – малый рог.



Анатомический атлас. Кости головы (череп). / Центр саморазвития «Разум» [Электронный ресурс]. – URL:http://priroda.inc.ru/anatomij/3.html (дата обращения: 16.06.2015).



Приложение №8. Схематическое изображение деформаций пальцев кисти при повреждениях сухожилий





















































Схематическое изображение деформаций пальцев кисти при повреждениях сухожилий сгибателей на различных уровнях: на уровне запястья; уровни повреждения сухожилий указаны стрелками.



Сухожилия, рис.5а. Медицинская энциклопедия. / Академик [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/30367/Сухожилия (дата обращения: 17.06.2015).



Источники

1. Святое Евангелие и книги Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995 (репринтное издание с 1862 г.).

2. Повести из жизни старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас. / Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Отечник составленный святителем Игнатием Брянчаниновым (репринт). М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, издательство «Правило Веры», 1996.

3. Димитрий Ростовский, свт. Страдание мучеников Романа и Варула. / Жития Святых. Книга третья. Месяц ноябрь, день восемнадцатый. М.: Синодальная типография, 1905. (Репринтное издание. Издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, г. Козельск, 1997).

4. Житие святителя Иллариона, Митрополита Суздальского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.

5. Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 6. / Материалы  для истории раскола за первое время его существования (далее: Материалы…). Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.

6. Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 9. / Материалы... Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.

7. Деяния собора 1666-1667 года. Продолжение Деяний собора 1666 года (2). Деяние 15. / Материалы... Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.

8. Аввакум, протопоп (лишен сана).  Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960.

9. Аввакум... Житие протопопа Аввакума. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960.

10. Аввакум... Житие. / РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, № 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.).

11. Аввакум... О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.

12. Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.

13. Аввакум... О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.

14. Аввакум... Письма и послания Симеону (1) / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.

15. Аввакум… Житие протопопа Аввакума. / Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100). / Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004.

16. Аввакум… Житие. / Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975.

17. Аввакум… Послание «чадом церковным» о дьяконе Феодоре. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.

18. Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II). / Материалы… Т.7. «Христианоопасный щит веры», Челобитная и другие сочинения инока Авраамия. М., 1885.

19. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.

20. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.

21. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.

22. Лазарь… Челобитная патриарху Иоасафу, писанная в Пустозерске в 1668 году. / Материалы… Т.4. Челобитная Никиты (Пустосвята); сочинения Лазаря и подъяка Федора; челобитная инока Сергия. М., 1878.

23. Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.

24. Феодор... Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании. / Материалы... Т.6. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881.

25. [Аввакум...] Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума (подготовка текста Н.Ю. Бубнова). / Памятники старообрядческой письменности. СПб.: РХГИ, 2000.



Литература

1. Болото. / Энциклопедия Москвы. / Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 02.05.2015).

2. Виноградов А.В. О чудесах пустозерских узников. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. Костромская православная духовная семинария, №2 (2), 2014.

3. Демкова Н.С. Комментарии. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.

4. Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

5. Карташев А.В., проф. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: Издательство «Наука», 1991. Т.2.

6. Кулаковский Ю.А. История Византии. СПб.: Издательство «Алетейя», 1996, том I.

7. Малышев В.Н. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» / Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985.

8. Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника (1221 пример из Пролога и патериков). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996.

9. Панченко А.М. Лазарь. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1993. Вып.3 (XVII в.). Ч.2, И-О.

10. Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3).

11. Подъязычная кость (рис.). Анатомический атлас. Кости головы (череп). / Центр саморазвития «Разум» [Электронный ресурс]. – URL:http://priroda.inc.ru/anatomij/3.html (дата обращения: 16.06.2015).

12. Полежаев Л.В., проф. Третий путь – регенерация. Архив журнала «Наука и жизнь». / Наука и жизнь [Электронный ресурс]. – URL:http://www.nkj.ru/archive/articles/23797/ (дата обращения: 17.06.2015).

13. Православный церковный календарь. 12 августа. Священномученики Полихроний, епископ, Пармений, Елима, Хрисотель, пресвитеры, Лука, Муко, диаконы, мученики Авдон, Сеннис, Олимпий, Максим. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – URL:http://azbyka.ru/days/saint/4843/3503/1426/1691/2321/3472/4035/2114/2564/5125/group (дата обращения: 10.06.2015).

14. Словарь древнерусских слов. / Житие Аввакума и другие его сочинения… М.: Сов. Россия, 1991.

15. Смирнов С.К., прот. Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной. / Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч.19. Кн.4.

16. Ступин В. «Послание сыну Максиму» Федора Иванова как исторический источник. / Дипломная работа, научный руководитель А.В. Виноградов. Кострома: Костромская духовная семинария, 2014.

17. Субботин Н.И. Вступ. статья. / Материалы… Т.6. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881.

18. Сухожилия (рис.). Медицинская энциклопедия. / Академик [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/30367/Сухожилия (дата обращения: 17.06.2015).

19. Шашков А.Т. Аввакум Петров. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3).

20. Шок, II. Медицинская энциклопедия. / Академик [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/34858/Шок (дата обращения: 17.06.2015)

21. [Зосима, еп. (старообрядческий)]. Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009

Автор выражает благодарность сотрудникам отделения повышения квалификации специалистов здравоохранения ОГОБУ СПО «Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова» и главному анестезиологу-реаниматологу Костромской области, зав. отделением анестезиологии и реанимации Костромской областной клинической больницы Толкачеву О.В. за консультации по медицинским вопросам исследования.

Сноски

[2] Статья предполагает знание читателем биографий пустозерских узников: протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Феодора и инока Епифания как минимум в объеме статей Словаря книжников и книжности Древней Руси.

[3] Начало см.: Виноградов А.В. О чудесах пустозерских узников. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. Костромская православная духовная семинария, №2 (2), 2014, сс.66-107.

[4] «Болото» – «название в XV—XIX вв. низменной местности в Замоскворечье (в XIV—XV вв. называлась Великий луг), напротив Кремлёвского холма, между правым берегом Москвы-реки и её старицей (ныне Водоотводный канал). Весной нередко затоплялась паводковыми водами и заболачивалась (отсюда название)… В XVII—XVIII вв. Болото — место казней…» Болото. / Энциклопедия Москвы. Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 02.05.2015).

[5] «1667… Августа 27. «Казнь» (урезанием языка) Лазаря и Епифания на «Болоте». Малышев В.Н. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» / Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985, с.305-306.

[6] «1668… Февраля 25… «Казнь» (урезанием языка) дьякона Федора на «Болоте»…» Там же, с.307.

[7] Федора приговорили «хулнаго и клеветнаго языка лишитися отсечением и в далнее заточитися изгнание». Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 6. / Материалы  для истории раскола за первое время его существования (далее: Материалы…). Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876, с.96. Лазарь «осужден бысть хулнаго и сквернаго языка отсечения пострадати и в далечайшия страны от общения верных заточитися». Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 9. / Там же, с.113. Епифаний «осудися еже казнь скаредноглаголива языка отсечение терпети… Ктому и в далечайшия страны заточися». Деяния собора 1666-1667 года. Продолжение Деяний собора 1666 года (2). Деяние 15. / Там же, с.182.

[8] Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие. / Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К.

[9] Аввакум... Житие. / РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, № 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б).

[10] Малышев В.Н. Указ. соч., с.310-311.

[11] Там же.

[12] Там же.

[96] Аввакум... Житие протопопа Аввакума. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова.  М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А).

[13] Подробнее см. Приложение №3.

[14] Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П).

[15] См. Приложение №2.

[16] Аввакум... Житие, редакция А, с.107.

[17] Аввакум... Житие, редакция В, с.57-58.

[18] Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение №1 наст. раб.

[19] «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77.

[20] Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.).

[21] Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362.

[22] Там же, с.362.

[23] Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.

[24]«Да по их же облыжке и прочих властей градску казнь принял я, - язык клещами немилостивно вытянули и отрезали. И Сын Божий подал мне явлением святаго и великаго пророка Илии Фезвитянина, яко (м.б. опечатка, на этом месте удобнее смотрелось бы «ясно» – А.В.) глаголати, прежних святых пастырей благодарити, и предания их хранити, а неправедных судей порицати». Лазарь… Челобитная патриарху Иоасафу, писанная в Пустозерске в 1668 году. / Материалы… Т.4, с.281.

[25] Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума… Указ. соч., с.238.

[26] Там же, с.237.

[27] Приложение №4.

[28] Приложение №1.

[29] Там же.

[30] Приложение №3.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Подробнее см. Приложение №1.

[34] Приложение №4.

[35] Приложение №3.

[36] Лазарь... Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.274.

[37] Приложение №1.

[38] Аввакум… Житие протопопа Аввакума. / Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100). / Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004, с.98 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция К).

[39] Аввакум… Житие, редакция Б, л.235 об.

[40] Там же, л.236.

[41] Приложение №4.

[42] Там же.

[43] О времени написания «Сказания об Аввакуме, Лазаре и Епифании» Н.И. Субботин сообщает следующее: «Так как в сочинении этом Федор не упоминает ещё о собственной казни, то, надобно полагать, писал его в Москве, вскоре после того, как были осуждены и казнены Лазарь и Епифаний». Субботин Н.И. Вступ. статья. / Материалы… Т.6. Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Ч.3. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881, с.XIV. Цитируемое в данном месте «Послание сыну Максиму» написано Феодором «в последние годы жизни». [Зосима, еп. (старообрядческий)]. Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.547. «…Не раньше февраля 1680 г.» Ступин В. «Послание сыну Максиму» Федора Иванова как исторический источник. / Дипломная работа, научный руководитель А.В. Виноградов. Кострома: Костромская духовная семинария, 2014, с.44.

[44] Феодор... Послание сыну Максиму. Часть 3. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.362.

[45] «Авраамий (в миру Афанасий)… - юродивый, затем инок, старообрядческий писатель и поэт. А. был земляком, учеником и духовным сыном протопопа Аввакума… Весной 1672 г. на Болотной площади – против Кремля за Москвой-рекой… А. был сожжен». Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3), сс.31,33.

[46] Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II). / Материалы… Т.7, с.261.

[47] А.Т. Шашков считает, что «автором мог быть известный радикальный деятель раннего старообрядчества Федор Трофимов, бывший патриарший подьяк, находившийся в это время в заключении в Пустозерске». Демкова Н.С. Комментарии. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012, с.319.

[48] См. Приложение №2.

[49] Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. Указ. соч., сс.94-96.

[50] Демкова Н.С. Комментарии. / Там же, с.318.

[51] Приложение №2.

[52] Приложение №3.

[53] Приложение №2.

[54] Аввакум… Житие, редакция П, с.339.

[55] См. Приложение №2.

[56] Там же.

[57] Там же.

[58] Там же. См. ещё: Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.94

[59] Там же.

[60] Подробнее см. тамже.

[61] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.

[62] Там же.

[63] Спекулатор – «страж, палач (Марк. 6, 27)… латинское слово, написанное в подлиннике (Евангелия – А.В.) греческими буквами, и означает собственно телохранителя царскаго. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя». Дьяченко Г., прот. Указ. соч., с.648.

[64] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.

[65] Там же (сноска).

[66] Там же.

[67] Након – «раз, прием, в смысле счета…» Дьяченко Г., прот. Указ. соч., с.330.

[68] Епифаний, инок (лишен иночества). Житие. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.473.

[69] Там же, с.474.

[70] Приложение №2.

[71] Там же.

[72] Там же.

[73] Там же.

[74] Там же.

[75] Приложение №3.

[76] Подробнее см. там же.

[77] Там же.

[78] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.

[79] Там же, с.58-59.

[80] Там же, с.59.

[81] Епифаний тоже дописывал свое Житие, но объем его литературного наследия несоизмерим с федоровым. Правда инок занимался ещё изготовлением деревянных крестов.

[82] Там же.

[83] 1670 г. – А.В.

[84] «По смете – т.е. примерно». Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.568.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку