Опубликовано: 07 декабря 2015

Подробное описание указанных событий мы находим в сочинениях Аввакума, два из
которых помещены в Приложении настоящей статьи (Приложение, №1 и №2), и
Епифания (Приложение, №3). У Феодора тоже имеются сочинения, описывающие
кровавые аргументы властей. Это «Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании»
(Приложение, №4), где он сообщает важные подробности, связанные с первой
казнью. В другом своём сочинении дьякон, упоминая расправу над сторонниками
старины, сосредотачивает свой весьма любопытный рассказ на событиях и людях,
так или иначе связанных с казнями и повлиявших на них (Приложение, №5). Лазарь
в своих челобитных к царю и патриарху предельно краток, хотя нет никаких
сомнений в том, что протопоповы сказания о казнях не обошлись без его участия.
В Приложении размещены отрывки из сочинений; целые произведения пустозерских
узников, посвященные рассматриваемым событиям, нет никакой необходимости
пересказывать полностью, хотя совершенно не упоминать происходившее тоже не
получится. Прежде всего, отметим некоторые особенности как самих казней, так и их
описания и выделим основополагающие факты, на которые будем опираться в
дальнейшем повествовании.
Тайну цареву добро есть таити, а дела Божия проповедати преславно есть,
глаголет Святое Писание. Открывая бо тайну цареву мучен будет, а скрываяй дела
Божия со скрывшим талант осуждение приимет. Того ради и аз убояхся скрывати
преславнаго дела Божия. Прославляющаго Мя прославлю, глаголет Христос. Ныне бо
сбысться пречистое слово Его на новых Христовых исповедниках. Егда приведени
быша три новыя страстотерпцы Христовы пред владыки греческия и руския, сташа
пред ними, темными властьми, священно-протопоп Аввакум, силный Христов воевода
противу сатанина полка, священник Лазарь, храбрый Божий слуга, и преподобный
старец Епифаний, воин небеснаго царя Христа, и по единому вопрошени быша от их
сонмища: «Отрицаетелися старых книг и прежняго своего благочестия, и хощете ли
служити поновому и креститися трема персты по новому исправлению?» Они пред
ними по единому отвещеваху единем гласом: «Мы вашему отступлению, а не
исправлению, не покоряемся и прежняго благочестия отступити не хощем, и старых
книг и святых догматов не оставляем, но за них умрети хощем». И ина множайша
предания о вере глаголаху и коварную их лесть обличиша, и сего ради лишаема
бывают два – Лазарь священняго чина, Епифаний же иноческаго образа, третий же
прежде их за год ободран такожде, и остризаются от них и градскому суду предани
быша: двум от третияго осужденным (отлученным – ред.), Лазарю и Епифанию,
повеле царь богословныя их языки отрезати. И егда Лазарю язык отрезаша по самыя
вилки и другому такожде весь язык отрезаша: и во время страсти их является
священномученику Лазарю Божий пророк Илия и глаголет ему: «Дерзай, священниче,
и о истине свидетельствуй, небояся». И тогда он отъем руку свою от уст, и кровь
вылил на землю, и начат глаголати к людем слово Божие и рукою благословляти
народ. И с болотныя площади их в то время по за городу отвезоша в село
Братовщину, идеже и протопоп Аввакум привезен. Старец же Епифаний ничтоже
глагола отнюдь два дни. И взем образ Пресвятыя Богородицы с превечным на руку
Младенцем, и начат водою омывати, но яже и слезами омываше и воду ту пияше, и
прошаше у Пречистыя Владычицы языка себе. И зрит абие протопопа Аввакума
грядуща к себе присетити его и от бывшия скорби утешити. И егда пришед протопоп
и нача глаголати: «Достойно есть», и как проглаголал: «Честнейшую херувим», и
Епифаниев язык яко отрасте в то время: дала бо ему Богородица язык, яко и
Дамаскину руку. И с протопопом Аввакумом начат вкупе глаголати: «без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу тя величаем». И с того часа добре паки
начат Епифаний глаголати.
Слышите, возлюбленная чада церковная, преславное чудо и восхвалите Христа Бога,
прославляющаго прославляющих Его, нечестивых же отступников дерзость
посрамляющаго. О сих всех слава Святей Троицы. Аминь.
Феодор, дьяк. (лишен сана). Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании. / Материалы
для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством св.
Петра митрополита, под редакцией Н. Субботина. Т.6. Историко и
догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Ч.3. Сочинения бывшаго
Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881, сс.45-48.
1. Святое Евангелие и книги Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995 (репринтное издание с 1862 г.).
2. Повести из жизни старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас. / Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Отечник составленный святителем Игнатием Брянчаниновым (репринт). М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, издательство «Правило Веры», 1996.
3. Димитрий Ростовский, свт. Страдание мучеников Романа и Варула. / Жития Святых. Книга третья. Месяц ноябрь, день восемнадцатый. М.: Синодальная типография, 1905. (Репринтное издание. Издание Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, г. Козельск, 1997).
4. Житие святителя Иллариона, Митрополита Суздальского. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.
5. Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 6. / Материалы для истории раскола за первое время его существования (далее: Материалы…). Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.
6. Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 9. / Материалы... Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.
7. Деяния собора 1666-1667 года. Продолжение Деяний собора 1666 года (2). Деяние 15. / Материалы... Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876.
8. Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова. М.: ГИХЛ, 1960.
9. Аввакум... Житие протопопа Аввакума. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова. М.: ГИХЛ, 1960.
10. Аввакум... Житие. / РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, № 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.).
11. Аввакум... О второй казни Лазаря, дьякона Федора и Епифания. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.
12. Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.
13. Аввакум... О первой казни попа Лазаря и инока Епифания и о казнях дьяка Стефана. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.
14. Аввакум... Письма и послания Симеону (1) / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.
15. Аввакум… Житие протопопа Аввакума. / Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100). / Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004.
16. Аввакум… Житие. / Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975.
17. Аввакум… Послание «чадом церковным» о дьяконе Феодоре. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991.
18. Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II). / Материалы… Т.7. «Христианоопасный щит веры», Челобитная и другие сочинения инока Авраамия. М., 1885.
19. Епифаний, инок (лишен иночества). Житие. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.
20. Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
21. Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.
22. Лазарь… Челобитная патриарху Иоасафу, писанная в Пустозерске в 1668 году. / Материалы… Т.4. Челобитная Никиты (Пустосвята); сочинения Лазаря и подъяка Федора; челобитная инока Сергия. М., 1878.
23. Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009.
24. Феодор... Сказание о Аввакуме, Лазаре и Епифании. / Материалы... Т.6. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881.
25. [Аввакум...]
Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума (подготовка текста
Н.Ю. Бубнова). / Памятники старообрядческой письменности. СПб.: РХГИ, 2000.
1. Болото. / Энциклопедия Москвы. / Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 02.05.2015).
2. Виноградов А.В. О чудесах пустозерских узников. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. Костромская православная духовная семинария, №2 (2), 2014.
3. Демкова Н.С. Комментарии. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012.
4. Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
5. Карташев А.В., проф. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: Издательство «Наука», 1991. Т.2.
6. Кулаковский Ю.А. История Византии. СПб.: Издательство «Алетейя», 1996, том I.
7. Малышев В.Н. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» / Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985.
8. Марк (Лозинский), игум. Отечник проповедника (1221 пример из Пролога и патериков). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1996.
9. Панченко А.М. Лазарь. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1993. Вып.3 (XVII в.). Ч.2, И-О.
10. Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3).
11. Подъязычная кость (рис.). Анатомический атлас. Кости головы (череп). / Центр саморазвития «Разум» [Электронный ресурс]. – URL:http://priroda.inc.ru/anatomij/3.html (дата обращения: 16.06.2015).
12. Полежаев Л.В., проф. Третий путь – регенерация. Архив журнала «Наука и жизнь». / Наука и жизнь [Электронный ресурс]. – URL:http://www.nkj.ru/archive/articles/23797/ (дата обращения: 17.06.2015).
13. Православный церковный календарь. 12 августа. Священномученики Полихроний, епископ, Пармений, Елима, Хрисотель, пресвитеры, Лука, Муко, диаконы, мученики Авдон, Сеннис, Олимпий, Максим. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – URL:http://azbyka.ru/days/saint/4843/3503/1426/1691/2321/3472/4035/2114/2564/5125/group (дата обращения: 10.06.2015).
14. Словарь древнерусских слов. / Житие Аввакума и другие его сочинения… М.: Сов. Россия, 1991.
15. Смирнов С.К., прот. Сербского попа Юрия Крижанича опровержение Соловецкой челобитной. / Прибавления к Творениям св. Отцов. 1860. Ч.19. Кн.4.
16. Ступин В. «Послание сыну Максиму» Федора Иванова как исторический источник. / Дипломная работа, научный руководитель А.В. Виноградов. Кострома: Костромская духовная семинария, 2014.
17. Субботин Н.И. Вступ. статья. / Материалы… Т.6. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881.
18. Сухожилия (рис.). Медицинская энциклопедия. / Академик [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/30367/Сухожилия (дата обращения: 17.06.2015).
19. Шашков А.Т. Аввакум Петров. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3).
20. Шок, II. Медицинская энциклопедия. / Академик [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/34858/Шок (дата обращения: 17.06.2015)
21. [Зосима, еп. (старообрядческий)]. Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009
Автор выражает благодарность сотрудникам отделения повышения квалификации специалистов здравоохранения ОГОБУ СПО «Костромской областной медицинский колледж им. Героя Советского Союза С.А. Богомолова» и главному анестезиологу-реаниматологу Костромской области, зав. отделением анестезиологии и реанимации Костромской областной клинической больницы Толкачеву О.В. за консультации по медицинским вопросам исследования.
[2] Статья предполагает знание читателем биографий пустозерских узников: протопопа Аввакума, попа Лазаря, дьякона Феодора и инока Епифания как минимум в объеме статей Словаря книжников и книжности Древней Руси.
[3] Начало см.: Виноградов А.В. О чудесах пустозерских узников. // Ипатьевский вестник. Научно-богословский журнал. Костромская православная духовная семинария, №2 (2), 2014, сс.66-107.
[4] «Болото» – «название в XV—XIX вв. низменной местности в Замоскворечье (в XIV—XV вв. называлась Великий луг), напротив Кремлёвского холма, между правым берегом Москвы-реки и её старицей (ныне Водоотводный канал). Весной нередко затоплялась паводковыми водами и заболачивалась (отсюда название)… В XVII—XVIII вв. Болото — место казней…» Болото. / Энциклопедия Москвы. Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения 02.05.2015).
[5] «1667… Августа 27. «Казнь» (урезанием языка) Лазаря и Епифания на «Болоте». Малышев В.Н. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» / Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985, с.305-306.
[6] «1668… Февраля 25… «Казнь» (урезанием языка) дьякона Федора на «Болоте»…» Там же, с.307.
[7] Федора приговорили «хулнаго и клеветнаго языка лишитися отсечением и в далнее заточитися изгнание». Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 6. / Материалы для истории раскола за первое время его существования (далее: Материалы…). Т.2. Акты относящиеся к собору 1666-1667 г. М., 1876, с.96. Лазарь «осужден бысть хулнаго и сквернаго языка отсечения пострадати и в далечайшия страны от общения верных заточитися». Деяния собора 1666-1667 года. Деяние 9. / Там же, с.113. Епифаний «осудися еже казнь скаредноглаголива языка отсечение терпети… Ктому и в далечайшия страны заточися». Деяния собора 1666-1667 года. Продолжение Деяний собора 1666 года (2). Деяние 15. / Там же, с.182.
[8] Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие. / Пустозерский сборник. Автографы сочинений Аввакума и Епифания. Л., 1975, с.55 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция В). В настоящем исследовании используются четыре редакции Жития протопопа Аввакума. Для удобства ссылок на них вводится следующее обозначение: «Полная» редакция обозначается буквой А, Прянишниковская редакция – буквой П, «Пространная» редакция – буквой В, «Краткая» редакция – буквой Б, самая краткая редакция – буквой К.
[9] Аввакум... Житие. / РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, № 1898, 4°, лл.190об – 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.228об.-229 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция Б).
[10] Малышев В.Н. Указ. соч., с.310-311.
[11] Там же.
[12] Там же.
[96] Аввакум... Житие протопопа Аввакума. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Публикация Н.К. Гудзия, предисловия и комм. В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазухина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафанова. М.: ГИХЛ, 1960, с.106 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция А).
[13] Подробнее см. Приложение №3.
[14] Аввакум... Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.337 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция П).
[15] См. Приложение №2.
[16] Аввакум... Житие, редакция А, с.107.
[17] Аввакум... Житие, редакция В, с.57-58.
[18] Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991, с.237. См. так же Приложение №1 наст. раб.
[19] «Вилица – …2) развилина у языка». Дьяченко Г., прот. Полный Церковно-Славянский словарь (Репринтное воспроизведение издания 1900 г.). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, с.76-77.
[20] Данная информация предоставлена главным анестезиологом-реаниматологом Костромской области Толкачевым О.В. (далее: Толкачев О.В.).
[21] Феодор, дьяк. (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 3. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Составление, предисловие, комментарии, оформление под общей редакцией епископа Зосимы. Ростов-на-Дону, 2009, с. 361-362.
[22] Там же, с.362.
[23] Лазарь, свящ. (лишен сана). Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.273-274.
[24]«Да по их же облыжке и прочих властей градску казнь принял я, - язык клещами немилостивно вытянули и отрезали. И Сын Божий подал мне явлением святаго и великаго пророка Илии Фезвитянина, яко (м.б. опечатка, на этом месте удобнее смотрелось бы «ясно» – А.В.) глаголати, прежних святых пастырей благодарити, и предания их хранити, а неправедных судей порицати». Лазарь… Челобитная патриарху Иоасафу, писанная в Пустозерске в 1668 году. / Материалы… Т.4, с.281.
[25] Аввакум... О заточении и расстрижении Аввакума и о сношениях его с Лазарем и Епифанием после первой их казни. / Житие Аввакума… Указ. соч., с.238.
[26] Там же, с.237.
[27] Приложение №4.
[28] Приложение №1.
[29] Там же.
[30] Приложение №3.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Подробнее см. Приложение №1.
[34] Приложение №4.
[35] Приложение №3.
[36] Лазарь... Челобитная царю Алексею Михайловичу. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.274.
[37] Приложение №1.
[38] Аввакум… Житие протопопа Аввакума. / Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник. Приложение 1 (сс. 91-100). / Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004, с.98 (в дальнейшем: Аввакум… Житие, редакция К).
[39] Аввакум… Житие, редакция Б, л.235 об.
[40] Там же, л.236.
[41] Приложение №4.
[42] Там же.
[43] О времени написания «Сказания об Аввакуме, Лазаре и Епифании» Н.И. Субботин сообщает следующее: «Так как в сочинении этом Федор не упоминает ещё о собственной казни, то, надобно полагать, писал его в Москве, вскоре после того, как были осуждены и казнены Лазарь и Епифаний». Субботин Н.И. Вступ. статья. / Материалы… Т.6. Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Ч.3. Сочинения бывшаго Благовещенскаго собора диакона Федора Иванова. М., 1881, с.XIV. Цитируемое в данном месте «Послание сыну Максиму» написано Феодором «в последние годы жизни». [Зосима, еп. (старообрядческий)]. Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.547. «…Не раньше февраля 1680 г.» Ступин В. «Послание сыну Максиму» Федора Иванова как исторический источник. / Дипломная работа, научный руководитель А.В. Виноградов. Кострома: Костромская духовная семинария, 2014, с.44.
[44] Феодор... Послание сыну Максиму. Часть 3. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.362.
[45] «Авраамий (в миру Афанасий)… - юродивый, затем инок, старообрядческий писатель и поэт. А. был земляком, учеником и духовным сыном протопопа Аввакума… Весной 1672 г. на Болотной площади – против Кремля за Москвой-рекой… А. был сожжен». Панченко А.М., Шухтина Н.В. Авраамий. / Словарь книжников и книжности Древней Руси. / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1992. Вып. 3 (XVII в.), часть 1 (А – 3), сс.31,33.
[46] Авраамий, инок (лишен иночества). Книга глаголемая челобитная (II). / Материалы… Т.7, с.261.
[47] А.Т. Шашков считает, что «автором мог быть известный радикальный деятель раннего старообрядчества Федор Трофимов, бывший патриарший подьяк, находившийся в это время в заключении в Пустозерске». Демкова Н.С. Комментарии. / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012, с.319.
[48] См. Приложение №2.
[49] Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Подготовка текста, сост., вступ. ст. и коммент. доктора филологических наук Н.С. Демковой. Указ. соч., сс.94-96.
[50] Демкова Н.С. Комментарии. / Там же, с.318.
[51] Приложение №2.
[52] Приложение №3.
[53] Приложение №2.
[54] Аввакум… Житие, редакция П, с.339.
[55] См. Приложение №2.
[56] Там же.
[57] Там же.
[58] Там же. См. ещё: Записка очевидца о казни в Пустозерске 14 апреля 1670 г. (с фрагментом текста Аввакума). / Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Указ. соч., с.94
[59] Там же.
[60] Подробнее см. тамже.
[61] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.
[62] Там же.
[63] Спекулатор – «страж, палач (Марк. 6, 27)… латинское слово, написанное в подлиннике (Евангелия – А.В.) греческими буквами, и означает собственно телохранителя царскаго. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя». Дьяченко Г., прот. Указ. соч., с.648.
[64] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.
[65] Там же (сноска).
[66] Там же.
[67] Након – «раз, прием, в смысле счета…» Дьяченко Г., прот. Указ. соч., с.330.
[68] Епифаний, инок (лишен иночества). Житие. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.473.
[69] Там же, с.474.
[70] Приложение №2.
[71] Там же.
[72] Там же.
[73] Там же.
[74] Там же.
[75] Приложение №3.
[76] Подробнее см. там же.
[77] Там же.
[78] Аввакум… Житие, редакция В, с.58.
[79] Там же, с.58-59.
[80] Там же, с.59.
[81] Епифаний тоже дописывал свое Житие, но объем его литературного наследия несоизмерим с федоровым. Правда инок занимался ещё изготовлением деревянных крестов.
[82] Там же.
[83] 1670 г. – А.В.
[84] «По смете – т.е. примерно». Комментарии. / Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник. Указ. соч., с.568.