Опубликовано: 02 сентября 2025
Источник
Макарий (Веретенников), архим. Невольное пострижение // Диакрисис. 2024. № 4 (24). С. 151–174. DOI:10.54700//diakrisis.2024.4.24.006

Гробница вдовы Кирилла Полиектовича Нарышкина Анны Леонтьевны в Высокопетровском монастыре. 1920-е гг.
Сын царя Алексея Михайловича отличался слабым здоровьем и после недолгого царствования, 27 апреля 1682 г., «в четверток Фомины недели в 13-й час дни во 2 чети часа преставися благоверный государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Росии»[1]. В царской семье было большое сетование по поводу кончины государя. После шести лет царствования Федор Алексеевич (1676–1682) скончался бездетным.
Встал вопрос о престолонаследнике, и преемником был избран царевич Петр Алексеевич[2]. Патриарх Иоаким возвестил, что в результате «единодушного согласия и сердечного единомыслия» царем избрали Петра (сохранился акт собора под названием «Воззвание Всероссийского Патриарха Иоакима ко всем государственным чинам и к народу»[3]). Летопись сообщает, что после Феодора Алексеевича наречен был «брат его по плоти государь наш царевичь и великий князь Петр Алексеевич на царство, и благословил его Великий Господин Святейший Иоаким Патриарх Московский и всея Русии с митрополиты, и со архиепископы, и со всем Освященным Собором, и с князи, и с бояры, и с православными христианы за его государьское величество в то же время крест целовали»[4]. В летописи называется возраст нового государя: «По рождении своем бысть 9 лет и 11 месяц»[5].
Принятое решение о престолонаследии не устроило многих, и поэтому последующие события после кончины царя Феодора носили бурный характер. Старшим в царской семье был Иоанн Алексеевич, родившийся от первой жены царя Алексия, боярыни М. И. Милославской (†1669). Ивану уже было 15 лет, но он был слаб здоровьем. Однако его интересы активно отстаивали родственники по матери — бояре Милославские. На стороне малолетнего Петра были Патриарх Иоаким, Нарышкины и прежде всего мать Петра, вторая жена царя Алексея Михайловича, Н. К. Нарышкина[6]. Милославские и с ними дочь царя Алексия, София, выступали за право на трон старшего царевича Иоанна.
На стороне Милославских был воевода стрелецких войск князь И. А. Хованский, поднявший восстание. 15 мая 1682 г. «на Московском государстве было смятение»[7], — читаем в летописи. В Кремль нахлынули стрельцы с оружием, так как среди них распространилось мнение, что «Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича»[8]. Стрельцы стали искать Нарышкиных в покоях государя, бегали по женской половине дворца. Они также ворвались в палаты Патриарха Иоакима, ища своих врагов, «баярина князь Григорья Григорьевича Ромодановского сыскали у Патриарха и, выветчи перед приказы на площадь, изрубили бердыши и искололи копьи»[9]. На глазах царской семьи они расправились с боярином Артамоном Матвеевым и дядей Петра, Иваном Нарышкиным.
Иначе сложилась судьба Кирилла Нарышкина, отца царицы Наталии Кирилловны, тестя царя Алексия Михайловича. 18 мая царевна София Алексеевна упрашивала стрельцов сохранить ему жизнь. В итоге он остался жив, но в тот же день «боярин Кирила Полуехтович пострижен в Чюдове монастыре, во иноцех имя ему Киприян»[10]. Постригал боярина Чудовский архимандрит Адриан (1678–1686), будущий патриарх (1690–1700). Во время чина пострижения постригающий вопрошает постригаемого: «Вольным ли своим разумом и вольною ли своею волею, приступаеши ко Господу?» Боярин, переживший потерю своих сыновей и сам испытавший угрозу стрелецкой расправы над собой[11], думается, очень искренно произнес: «Ей, Богу содействующу, честный отче». Затем новопостриженного монаха отправили «в ссылку на Белоозеро в монастырь х Кирилу, Белозерскому чюдотворцу»[12].
Но позднее, когда опасность миновала, монах Киприан стал тяготиться своим монашеским званием[13]. Патриарх Иоаким пишет Ростовскому владыке грамоту 1 ноября 1684 г. о нем. После пострижения он находился в Кирилло-Белозерском монастыре, затем в Спасском в Ярославле и в Троице-Сергиевом монастырях. Предстоятель Церкви пишет, как в мае 1682 г. по просьбе царицы-матери ее отец-боярин Кирилл Полиевктович Нарышкин «ради его желанного прошения о животе от паругательныя смерти свободися пострижением и облечением образа святаго в монашество»[14]. Патриарх подчеркивает, что о его пострижении известно не только у нас в стране, но также и в иных государствах. Однако теперь, когда опасность для жизни миновала, настроение постриженного резко изменилось. Патриарх так характеризует поведение боярина-монаха: «И ныне он, Киприан, не воздав благодарения Богу за то, что свободил его от лютыя смерти ради монашеского <…> жития и облещися сподобил во образ монашескии, поверже ругательне и без всякого стыда и в христианском благочестивом народе зазоре[15], с женою своею живет и снеди мясныя яст»[16]. К патриарху обращались различные просители, ходатайствовавшие о нем, говоря, что боярину надо быть при дворе и при государе. Жена во всем поддерживала постриженного ранее своего мужа, но в народе такое его поведение вызвало большой соблазн. Поэтому патриарх просит иерарха поискать исторические примеры, чтобы иметь представление, как поступить в подобном случае. «И в он же час сие тебе прилучится, без всякаго замедления тщательно, что ему сотворити: тако ли его оставити или разрешити <…> о всем сем нашей мерности твоя святыня, написав известно, посли скоро за подписанием руки своей»[17], — пишет он.
В ответ старец-иерарх написал патриарху грамоту, в которой он прежде всего указывает на пример своего предшественника — Ростовского митрополита Филарета (1606–1619), позднее ставшего патриархом (1619–1633). Он, будучи боярином, был пострижен в монашество по указанию царя Бориса Годунова. По возвращении из ссылки он, однако, сохранил свое монашество и соответствующий образ жизни, как и супруга его, ставшая инокиней Марфой (†1631). Ростовский владыка Иона пишет патриарху: «…образец тому не далече <…> благоговейное житие государя Пресвятейшаго Филарета, Патриарха Московского и всея Росии, и мирскаго бытия добромысленныя сожительницы его»[18]. Далее автор приводит пример из жития свт. Николая Мирликийского, когда некоторый военачальник, попав в плен, дает обет стать монахом при освобождении. Но, будучи освобожден предстательством Чудотворца Николая, он забыл про свой обет «и паки пленен бысть». По втором освобождении он даже «в дом свой не вниде, но бысть монах и до скончания своего во благочестии поживе»[19]. Затем автор приводит канонические правила о ненарушимости монашеского обета.
С подобным же вопросом о тяготящемся своим монашеским званием боярине патриарх обращался и к архиепископу Холмогорскому Афанасию (1682–1702)[20]. Грамота Патриарха Иоакима Холмогорскому владыке написана спустя неделю после грамоты, адресованной Ростовскому митрополиту Ионе. Ответ иерарха остался не опубликован, но у В. Верюжского имеется подробный разбор его содержания. «Патриарх был поставлен в затруднительное положение. Ввиду большого соблазна, он запретил пока Киприану входить в церковь и “общатися со христианы”»[21]. Вскоре иерарх написал грамоту-ответ: «Еже обретох <…> во святых Отец правилах, и летописных писаниих и отеческих повестях в таковых случаях, написах нынешняго 193 года ноемвриа в <…> день за моею, богомольца твоего, рукою <…> ко общему созиданию святыя Церкве и во еще преданию отеческому сохранену быти»[22]. Владыка Афанасий в ответе приводит ссылки на канонические правила по данному поводу. Как полагает В. Верюжский, приведенные владыкой «соборные и святоотеческие правила безусловно запрещают оставлять монашеский сан, приказывают даже силою возвращать в монастырь оставивших его и предают нарушителей монашеских обетов церковному отлучению»[23]. Со ссылкой на Степенную книгу владыка Афанасий приводит различные примеры пострижения князей из русской истории, «однако последние не оставляли монашеского сана»[24], — замечает он. Господь имеет промышление о спасении каждого человека, Он есть «всех благих вина и спасению нашему главизна и ими же весть судьбами Сам строит всяческая, приводя нас ко спасению и неволею, якоже глаголет царственный пророк Давид: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них [Пс. 88:33]; и божественный апостол Павел вещает, к Евреем пиша, сице, глаголя: его же любит Господь, того и наказует, биет же всякого сына его же приемлет [Евр. 12:6]… Зри ми, колико Своею благостынею Бог и неволею спасает»[25]. Он также приводит примеры из Хронографа, Пролога и других книг, когда оставивших монашество постигла несчастная участь. «Разумейте же Писание и убойтесь, иже на таковую погибель душевную от сатаны нудими, или соделавшии уцеломудритеся и плачите и рыдайте, кайтеся еже соделасте, зазрите своему безумию: иже бо ныне не хочет славы, в будущем веце возвеличится о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава ныне и присно и во веки веков»[26]. Отмечает автор ответа и практический аспект, то есть необходимость избежания создания прецедента: «Аще ли нынешнему попустить, от чего Бог сохрани, то и многи извет приимут, их же не даждь Боже ни слышати»[27]. Можно сказать, что мысль, выраженная в послании о Промысле Божием и «спасении неволею», очень интересна. Возможно, подобные запросы патриарх направил и другим архиереям Русской Церкви, грамоты его практически идентичны.
Принятие монашества спасло жизнь К. Нарышкину в 1682 г., но быть в последующее время монахом ему стало в тягость. Поэтому в марте 1690 г., когда Патриарх Иоаким был уже при смерти, он обратился к нему с просьбой о прощении за то, что он отринул монашество. «Прииде благородный болярин, именем Кирил, царев сый сродник и той <…> прошаше прощения и разрешения о неволею наложением на нем монашеском одеянии, его же самовластнее он отложи, и сего ради бяше на нем яко не сам управльшеся запрещение. Видев же Святейший Иоаким Патриарх и сего умиление пришедша и припадша к нему, прости его и подаде ему разрешение и благословение христианства и сожителства и супружнаго подаде же благословение и всему дому его о Христе»[28].
В истории известны определенные политические и другие причины принятия монашества[29], что в последующее время могло нарушаться[30]. Но случай с боярином К. Нарышкиным является наиболее известным в силу его высокопоставленности. Патриарх Иоаким обращался за советом к архиереям по важным вопросам, и их ответы формируют ответ на поставленный им вопрос и являются весьма поучительными.
Ниже прилагаются грамоты, связанные с вопросом монашества К. Нарышкина.
Иоаким, милостию Божиею Патриарх Царствующаго великого града Москвы и всеа Росии о Святем Дусе сыну и сослужителю нашея мерности[31], Преосвященному Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, архипастырское благословение.
Божественный, богоизбранный сосуд, учитель вселенныя всея, св[ятый] Павел Апостол непрестанно нашим ушесам возглашает сице[32]: предание сохрани (1 Тим. 6:20). Твоя же святыня весть, яко благодатию Всетворца нашего Бога предадеся нашей мерности Церковь Божия, да в ней вся богопреданныя честны и христианския обычаи, святыми Апостолы и богоносными Отцы утвержденныя, храним крепце. Ради же привходящих во Церковь святую неправильных[33] новостей и порок Церкви непорочней злом бо наводящих правил, от Отец святых на кое дело не обретающихся, повелеся в Церкви святей ради общаго христианскаго благочестия общим советом во первых чрез нашу мерность с вашею святынею управляти. И от чесого бывают нововведенныя соблазны во благочестивых христианех и богопреданным чином церковным пороки, таковые дела истребляти, чтобы Церковь Божия во благочестии суща новостей неправильных на соблазн православным христианом отнюдь не являла. И о том управлении церковном, что архиереом ради согласия и совета на Собор приходити приключающихся ради вин[34] святыми Отцы и правила положишася.
Сего ради наша мерность в сем вашей святыни вину писания сего объявляю. Мимошедшаго убо лета 1682 в месяце маие, егда за грехи наша попущением Божиим, гнев Его праведны излияся и бысть смущение и мятеж велии в Царствующем граде Москве, яко мнози и благороднии, великия люди смерти лютыя подъяша. И тогда три дни непрестанно на таковую же прелютую и наругательную[35] смерть множество народа искаша болярина Кирилла Полиектовича Нарышкина, иже есть отец благоверныя Царицы и Великия княгини Наталии Кирилловны. Но благодатию и милосердием Всещедраго Бога, ради превеликих слез и премногаго прошения доброжеланныя его дщери, благоверныя Царицы, и ради его желаннаго прошения о животе от наругательныя смерти свободися пострижением и облечением образа святого в монашество. Ибо тогда в монастыре Чудове во храме Господни по чину святыя Церкве, при всей братии и при многом тамо народе пострижеся, молитвословием чинным чрез архимандрита того монастыря и обеты своя предлагал изрядно и именован бысть Киприан. После пострижения вскоре послан бысть в Кириллов монастырь на Бело-Езеро и тамо жил в монашестве и ходил во святом одеянии том. И после того жил во граде Ярославле в монастыре Спасском, тако ж и в Троицком-Сергиеве монастыре был немалое время все монахом. И то его пострижение не токмо Московское государство весть, но иныя окрестныя государства. И ныне он, Киприан, не воздав благодарения Богу за то, что свободил его от лютыя смерти ради монашеского к тому жития и облещися сподобил во образ монашескии, поверже ругательне и без всякого стыда и в христианском благочестивом народе зазора[36], с женою своею живет и снеди мясныя яст. К сему же еще чрез многия мольбы просят нашу мерность, дабы ему, бышу в чину монашества, паки жити в прежнем мирском чину при царском величестве в болярех и на то дати бы ему наше благословение и разрешение. Вины же нам предлагают, яко он не благою совестию и не своею волею, но от смерти напрасныя[37] свободы улучая пострижеся.
Жена же его сущая сожительствовати ему усильствует[38] и без мужа жити не хощет, приводяще же и заповеданныя словеса: муж жены и жена мужа, аще благоволит жити, да не оставляет (1 Кор. 7:13). И у нас в таковых случаях правил, чтобы таковое дело попустити, не обретеся. Зазор же ныне в Церковь святую вниде, что он образ монашества сам поверже и живет з женою, яко мирянин и мирския снеди и мясныя яст. И ради народнаго соблазна и по великим прошениям ему, Киприану, решения, благословения не подахом и указа не творим доселе, ждуще в том совета вашего, в церковь же святую входа и общития[39] со христианы возбранихом. Темже твоя святыня да потщится о сем и где-либо кто в таковых случаях правила обрете или бытие летописное чита сему подобное, да напишеши и что о том учинити совет твой чрез писание да предложиши нам. Писание бо вещает, яко во мнозе совете спасение (Притч. 11:14), такожде и Церкви святей и всему христианству многим и общим советом спасение и преданию отеческому сохранение да будет. И в он же час сие тебе вручится, без всякаго замедления тщательно, что ему сотворити: тако ли его оставити или разрешити. Чем о всем сем нашей мерности твоя святыня написав известно, посли скоро за подписанием руки своей.
Писася в Царствующем граде Москве 7193 лета, от Воплощения же Единороднаго Слова Божия 1684 ноемврия месяца 1 дня[40].
Великому господину отцу нашему и государю Святейшему Иоакиму, Патриарху Московскому и всеа Росии, сын твой и богомолец Иона, митрополит Ростовский, Бога молит и челом бьет. В нынешнем, Великии господин, во 193‑м году ноября в 22 день прислана в Ростов твоя, великаго господина, отца нашего и государя Святейшаго Иоакима, Патриарха Московскаго и всеа Росии, грамота ко мне, богомолцу твоему, за приписью[42] диака Ивана Калитина. А в грамоте написано: Божественныи, богоизбранныи сосуд, учитель вселенныя всея святыи Павел апостол непрестанно нашим ушесам возглашает сице: предание сохрани (1 Тим. 6:20) и прочая, якоже писано во грамоте. И потом: неполезно зрети, еже верху Божия Церкви повредися крест, непотребно слышать: сниди со креста (Мф. 27:40), неприятно же и се, яко во церкви велиар безстудствует[43]. Глаголет бо премудрыи Соломон, в сей Церкви Божии паче всех человек Царь честнейшии и пророк мудрейший: яко тщася и безуспешная человеческая дела же и тщательства[44] елика человеческая, ниже бо имать кто рещи, пользу кую с нию привешенную, аже человецы при земле плежуще[45] и телесы и душами совершити тщатся[46], привременными[47] убо побеждени суеты, вышше же звезд добрым души оком, ниже яко любо взирати хотяще и потирается[48] человечь живот день из дне и часов и лет обходы[49], солнца же течения определенная, овем[50] убо прибывающим, овем же обходящим. Уподобися же вещь потоков преходу в неизмеримую и морскую впадающих глубину с молвою многою. Кто есть сей тако возлюбив при земли тлю[51] и погибель, возненавидев же вечность при Бозе на Небесех, ссылая святых Отец на правила: иже бывыи в супружестве не отпускает к чернечеству, яко не свободен един от единого, то несть тако истинно, ныне нововводно[52] есть, смерть бо животу несогласна есть. Но радуется древнии прелестник змии о вечном житии человеческом, лежит при стопах человеческих, готовит яд свой, еже бы ему ухапити[53] таковым убо прилогом[54] злоначальника прельстившася человека и Содетелевы заповеди не сохраниша и обнажишася[55] благодати и к Богу дерзновение извлекшаго и покрывшався злобнаго жития стропотостию[56]. Сие бо листове смокви (Быт. 3:7) и одеяшася мертвостию, сии речь смертию и дебелостию[57] плоти, сие бо мертвосных[58] кож одеяние и рая по Божиему праведносудству бывша изгнана (Быт. 3:21–23) и смертию осужденнаго и тли подручнаго. Не презре милостив, еже быти давый и еже благо быти даровавыи, но многим первее наказовав и ко обращению звав стенанием и трепетом, водным потопом и всего рода мало не всегубительством, слиянием и разделением язык, ангелов настоятельством, градов сожением, образными Богоявленми, ратми и победами одолени и знаменми и чюдесы и разньственными силами, законы, пророки, ими же тщимое бе греха разорение. Много убо разлиявшагося и порабощшагося человека и всяк вид злобы пригромаждшаго животу и кое же благо быти человека восход, понеже[59] грехом смерть в мир вниде (Рим. 5:12), яко же зверь некии дивии и безкротосныи, человечь губя живот. Подобаше же избавити будущу безгрешну быти и не смерти грехом повинну, еще же укрепитись и возновитися[60] естеству делом руководительством и научитися пути добродетельному, тли убо отводящу и к жизни вечной наставляющу, да велика о том пучина человеколюбия покажется. Сам бо Содетель и Господь за свойственное здание[61] восприемлет борьбу и делом учитель бывает и понеже Божества надеждею враг льстит человека, плоти прилогом[62] льстится и показуется купно благое и мудрое, праведное и можное Божие благое. Убо яко не презре свойственнаго[63] здания, но утробствовася о мне падшем и руку подаде праведное, яко человеку победившуся, не инаго творит победити мучителя, ниже нуждею и исхищает человека смерти, но его же древле грехом поработи смерть, сего благ и праведен победителя паки сотвори и подобным подобное возспасе, еже недоуменно решение благолепотственнейшее[64].
Благоволением Превечнаго и Премилостиваго Бога и Единородного Его Сына Господа нашего Иисуса Христа и содействием Пресвятого Духа от премирных вышних сил архипастырь святой Божии Церкви ангел мирный, верныи хранитель душам и телесем человеческим, премудрыи Предтеча, в нынешнем ко благочестию руководительныи вождь, в будущем ко Царствию Небесному. Ты, великии господин, пресвятейши кир Иоаким Патриарх Царствующаго великаго града Москвы и всеа Росии, благословил есть Премилостивыи Бог пресвятое твое имя над душами и телесы сынов человеческих, занеже[65] прирожден еси в первородство и в начало святыя Божии Церкви и наречен еси Высочайша Архипастырь всеа Росии. Как твое архипастырское будет изволение о нынешней нововводной, еже в Церковь Божию прелесть непотребная нигде никогда же в православном христианстве слышана: иже от чернечества отступати и к жене приступати и яди мясныя ясти по прежнему. И сия прелесть Богу не угодная вселится во святую Церковь Божию и православную веру христианскую, и тогда ненавистник рода человеческа будет умножати и вкореняти в сердца человеческа. И тогда от сего пьянства мнози будут растлеватися от сынов человеческих, а будут ссылатися на такое бестрашное начинание, и сего ради молю твое архипастырство: не прогневайся на мя смиреннаго, не в указ реку, но от желания душевнаго и сердечнаго о вещи сей нововводной и душепагубной.
Потребно есть просити и молити у Премилостиваго Бога и у Пресвятыя Владычицы Богородицы, дабы не оставила нас в погибельной сей прелести погибнути. Превечное Слово, Сын Отца Небеснаго, в худость естества нашего облечеся, дабы примирити небо з землею, тварь с Творцем, раба с Господем, человека с Богом. Верен Господь в словесех Своих и преподобен во всех делех Своих (Пс. 144:13). Сего ради, надежду возложив по неложном[66] Его словеси, потребно тебе, отцу нашему и государю Пресвятейшему Иоакиму Патриарху, подвигнутися на молитву, зане[67] делающему благое, дается мзда не по благодати, но по долгу (Рим. 4:4), да и мы убозии должиствуем пред Господем молитися. Надеемся же и мы, смирении, на тебя отца своего, яко на тверда тщателя[68], на крепка постника, на прилежна молитвеника, а прилежная молитва и твердь небесную проторгает[69] и при Бозе пребывает и Бога должна сотворяет. Чрез твои отеческия молитвы и тех, которыя в прелестех тех ныне пребывают, силен Бог немощь их в силе утвердити (2 Кор. 12:9–10), точию любовь отеческую к ним показати: Божественныи промысл творити ко спасению душам их во благопременне[70] и безвременне просити и молити, Царствие Небесное возвещая и мучение вечное показати.
Еще же претити[71], а в прещении образец тому не далече: показати благоговейное житие государя Пресвятейшаго Филарета, Патриарха Московскаго и всеа Росии, и мирскаго бытия добромысленныя сожительницы его. Како они не порадовались жизни маловременной, не менили тленнаго на нетленное (1 Кор. 15:53) и часоваго на вечное, показали доброе изволение и совершили свое течение православнаго христианства во благочестии.
И во истории святаго отца Николая пишет о Петре военачальнице: како он в плене и во узах обещася монахом быти и святым Николаем свободися, а по свободе обещание свое забы и паки пленен бысть. Тогда воспомянув грех свой, еже обещася, начат призывати того же святаго отца Николая и праведнаго Симеона-Богоприимца, дабы ему от настоящих бед избавитися и за их богоносных отец предстательством той военачальник свободися уз и темницы. К тому уже по освобождении не приложи[72], еже обещание свое забыть, ни в дом свой не вниде, но бысть монах и до скончания своего во благочестии поживе[73]. А в правилех святых отец, глава 13 Четвертаго Вселенскаго собора правило 7‑е, лист 96, напечатано: «Причетник или мних в воинство или в которыи сан от своего изступив, проклят. Толкование: Аще котории мниси или причетницы нецыи церковнии: мниси убо оставльше монастырь или причетницы причет и ризы изменше, в воинскии чин внидут или мирскии сан приимут и не покаются ни обратятся ни восхотят взяти своего образа, его же прежде Бога ради изволиша, да будут прокляти. Подобно же сему правилу повелевает и осмая заповедь новая Царя Леона Философа, не прощающи мнихом мирскаго образа, на ся паки взимати[74], аще и 11 заповедь повелевает в 62 главе лежащи первыя брани четвертых царских книг и сему правилу ино ведати противитися[75]. Того же Вселенскаго собора правило 16, лист 100: «Черноризцы и черноризицы да не женятся ни посягают[76], понеже аще то сотворят, будут отлучени. Толкование: Черноризец или черноризица, единою обещавшися Богови работати, в чистоте и в девстве, вся дни живота своего и аще потом отпадут, обещание свое отвергше, рекше или черноризец оженится или черноризица посягнет, отлучению да будут повинни. Правило же 60 Великаго Василия таковым прелюбодейническое запрещение дати повелевает»[77]. Глава 42, в свитке новых заповедей Иустиниана Царя, заповедь 87‑я, лист 333: «Всем же единою отрицаем не сотворити пакости образу монашескому ни черноризцу, ни черноризице, ни постнице никим-любо образом не поругатися царскому строению. Се же, аще кто дерзнет сотворити, телесную подимет муку и в заточение предан будет»[78]. Глава 58 святаго Никифора, Констянтиня града исповедника и иже с ним святых отец правило 10‑е, лист 597: «Отложившаго инока образ и паки обратившася подобает паки облещи того во иноческое одеяние, кроме иных счиненных[79] молитв»[80]. Того же святаго Никифора правило 15, лист 597 на обороте: «Иноческим оболкся образом страхом воинства или иным неким коварством, яко же некого посмеяваяся и сего по прещению нужди и лицемеруя отложив на четыредесять, запрещение приемлет и тако ко святому приступает приобщению»[81]. Того же святаго Никифора правило 21: «Аще инок образ святый отложив и мясо яст и жену поймет, подобает не обращающагося таковаго анафеме предати и без воли во иноческая облещи и в монастыри затворити»[82]. Глава 62‑я святаго и Великаго Василия в запрещении иноком 60: «Аще кто влагает себе во ино дело, не повелен быв, да будет без благословения».
И о том, что ты, великии господин, отец наш и государь, Святейшии Иоаким, Патриарх Московский и всеа Росии, изволишь и весь Освященныи Собор и яз богомолец твой всему Освященному Собору согласую[83] и последствую[84].
Иоаким, милостию Божиею Патриарх Царствующаго великаго града Москвы и всеа России. О Святей Дусе сыну и сослужителю нашея мерности Преосвященному Афонасию, архиепискому Колмогорскому и Важескому, архипастырское благословение.
Божественный богоизбранный сосуд учитель вселенныя всеа святый Павел Апостол непрестанно нашим ушесам возглашает сице: Предание сохрани (1 Тим. 6:20). Твоя же святыня весть, яко благодатию Всетворца нашего Бога предадеся нашей мерности Церковь Божия, да в ней вся богопреданная чины и христианския обячаи святыми Апостолы и святыми Отцы утвержденныя хранить крепце. Ради же привходящих в церковь святую неправильных новостей, и пороки Церкви непорочней, чем либо наводящих, и решений правильных[85] от Отец святых, на кое дело не обретающихся, повелеся в Церкви святей ради общаго христианскаго благочестия общим советом во первых чрез нашу мерность с вашею святынею управлять. И от чесого бывают нововведенныя соблазны во благочестивых христианех, и благопреданным чином церковным пороки, таковыя дела истребляти, чтобы Церковь Божия во благочестии сущи, новостей неправилных на соблазн православных христиан отнюд не являла. И о том управлении церковном, что архиереом ради согласия и совета на Собор приходити приключающихся ради вин, святыми Отцы и правила изложишася.
Сего ради наша мерность в сем вашей святыни вину писания сего объявляю: мимошедшаго убо лета 7190‑го в месяце майи, егда за грехи наша попущением Божиим гнев его праведный излияся и бысть смущение и мятеж велий в Царствующем граде Москве, яко мнози и благороднии великия люди смерти лютыя подъяша. И тогда три дни непрестанно на таковую же прелютую и на ругательную смерть множество народа искаша болярина Кирилла Поуевктовича Нарышкина, иже есть отец благоверныя Царицы и великия княгини Наталии Кирилловны. Но благодатию и милосердием Всещедраго Бога ради превеликих слез, и премногого прошения доброжеланныя его дщери благоверныя царицы, и ради его желаннаго прошения о животе, от наругателныя смерти свободися пострижением и облачением образа святаго в монашество. Ибо тогда в монастыре Чудове во храме Господни по чину святыя Церкви, при всей братии и при многом тамо народе пострижеся молитвословием чинным, чрез архимандрита того монастыря и обеты своя предлагал изрядно и имянован бысть Киприан. И после пострижения вскоре послан бысть в Кириллов монастырь на Белоозеро и тамо жил в монашестве, и ходил во святом одеянии том. И после того жил во граде Ярославле в монастыре Спасском, такоже и в Троицком Сергиеве монастыре был немалое время все монахом. И то его пострижение не токмо Московское государство весть, но иныя окрестныя царства.
Ныне он Киприан, не воздав благодарения Богу за то, что свободил его от лютыя смерти, ради монашескаго к тому жития и облещися сподобил в образ монашеский по преданному Церкви святыя чину, о спасении души своея вознераде. И сам самоволно образ монашеский поверже ругательно, и без всякаго стыда, и в христианском благочестивом народе зазора, з женою своею живет и снеди мясныя ест. К сему же еще чрез многия молбы просят нашу мерность, дабы ему, бывшу в чину монашества, паки жити в прежнем мирском чину при царском величестве в болярех, и на то дати бы ему наше благословение и разрешение. Вины же нам предлагает, яко он не благою совестию и не своею волею, но от смерти напрасныя свободы улучая пострижеся.
Жена же его сущая сожительствовати ему усильствует, и без мужа жити не хощет, приводяще же и заповеданныя словеса: муж жене, и жена мужа, аще благоволит жити, да не оставляет. И у нас в таковых случаях правил, чтобы таковое дело попустити, не обретеся. Зазор же ныне в Церковь святую вниде, что он образ монашества сам поверже и живет з женою яко мирянин, и мирския снеди мясныя яст. И ради народнаго соблазна, и по великим прошениам ему Киприану решения благослвения не подахом, и указа не творим доселе, ждуще в том совета вашего, в церковь же святую входа и общитися со христианы возбранихом. Тем же твоя святыня да потщится о сем и где либо кто в таковых случаях правила обрете, или бытие летописное читал сему подобное да напишеши, и что о том учинити совет твой чрез писание да предложиши нам. Писание бо вещает яко во мнозе совете спасение. Такожде и Церкви святей и всему христианству многим и общим советом спасение, и преданию отеческому сохранение да будет.
И в он же час сия тебе вручится без всякаго замедления тщательно что ему сотворити, таком его оставити, или разрешити, или смирити чем, о всем сем нашей мерности твоя святыня написав за своею рукою поднеси.
193‑го ноемвриа в 8 день подал сю грамоту Святейшаго Патриарха разрядной подъячей Матфей Прокопьев, в 7‑м часу[86].
Барсуков Н. Житие и завещание Святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1879.
Бурцев Е. Из документов архангельской духовной семинарии. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1900.
Кормчая (Номоканонъ). Отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа. Репринтное издание. СПб., 1997.
Лествицын В. Переписка Патриарха Иоакима с митрополитом Ионою Сысоевичем // Ярославские губернские ведомости. Ярославль, 1873. № 10. С. 52–53.
Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1789.
Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2. М.: Художественная литература, 1989.
Полное собрание русских летописей. Т. 31. М.: Наука, 1968.
Пролог. Кн. 2. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 4. М., 1828.
Богданов А. П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники. Сборник статей за 1980 г. М., 1981. С. 197–206.
Брикнер А. Г. Чума в Москве в 1654 году // Исторический вестник. СПб., 1884. № 4. С. 5–23.
Булатов В. Н. Архиепископ Афанасий Холмогорский. Муж слова и разума. Изд. 2. Архангельск: Северное информационное агентство, 2014.
Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века. СПб., 1908.
Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900.
Макарий (Веретенников), архим. Принятие монашества. Некоторые исторические аспекты // Альфа и Омега. 2010. № 3 (59). С. 94–102.
Макарий (Веретенников), архим. Христианское благочестие: история и традиции. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2019.
Нарышкин К. Р. Русский биографический словарь. Т. XI. СПб., 1914.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1. М.: Наука, 1975.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 2. М.: Наука, 1975.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М.: Наука, 1978.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 9. М.: Наука, 1982.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М.: Наука, 1983.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М.: Наука, 1987.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15. М.: Наука, 1989.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 17. М.: Наука, 1991.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М.: Наука, 1992.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 19. М.: Наука, 1994.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 20. М.: Наука, 1995.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 23. М.: Наука, 1996.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 24. М.: Наука, 2000.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М.: Наука, 2002.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. М.: Наука, 2011.
Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 30. М.: Наука, 2015.
Срезневский И. И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 3. СПб., 1903.
Старчевский А. В. Словарь древнего славянского языка. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1899.
Тихомиров М. Н. Русское летописание. М.: Наука, 1979.
Источник
Макарий (Веретенников), архим. Невольное пострижение // Диакрисис. 2024. № 4 (24). С. 151–174. DOI:10.54700//diakrisis.2024.4.24.006