77
  • Научные статьи

Наследие милосердного служения святого праведного Иоанна Кронштадтского в отношении зависимых на примере организаций реабилитации в Санкт-Петербургской епархии

Опубликовано: 29 октября 2025

Автор

image

Лука (Пронских Антон Александрович), иеромонах

Источник

Лука (Пронских), иером. Наследие милосердного служения святого праведного Иоанна Кронштадтского в отношении зависимых на примере организаций реабилитации в Санкт-Петербургской епархии // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 123–140.

image
Аннотация. На основании данных благотворительного отдела Санкт-Петербургской епархии представлена деятельность некоторых организаций и реабилитационных центров, действующих в рамках помощи зависимым людям. Рассматриваются схемы работы с алко- и наркозависимыми на примерах школ трезвения, сестричеств, центров социальной помощи при храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии. Анализируя работу социальных учреждений по реабилитации зависимых, автор утверждает, что деятельность приходов, трудовых общин, сестричеств и других подразделений диаконии епархии на уровне Санкт-Петербургской епархии, направленная на поддержку нуждающихся, продолжает традиции праведного Иоанна Кронштадтского. Автор акцентирует внимание на том, что в отличие от светских реабилитационных программ, подход Русской Православной Церкви строится на духовно-нравственном преобразовании личности, предполагающем не только отказ от употребления психоактивных веществ, но и внутреннее покаяние, переосмысление жизненных ценностей и обращение к полноте духовной жизни. Представленный материал может быть полезен для специалистов в области социальной работы, пастырей, религиоведов и всех заинтересованных в проблеме преодоления зависимого поведения средствами православной традиции.

Во второй половине 1990-х гг. в Санкт-Петербургской епархии был организован благотворительный отдел для помощи открывающимся приходам и диаконической деятельности. Отдел координировал приходское социальное служение и оказывал консультационную помощь отдельным клирикам и приходам по всем вопросам, относящимся к его компетенции. Благодаря работе епархиального благотворительного отдела были подписаны договоры о сотрудничестве с местными филиалами государственных и частных социальных учреждений, проведены мероприятия, направленные на популяризацию идеи социального служения в Русской Православной Церкви не только внутри страны, но и за рубежом. Следует отметить, что в формах социального служения благотворительного отдела Санкт-Петербургской епархии с самого начала его деятельности четко прослеживались идеи служения святого праведного Иоанна Кронштадтского[1].

Милосердное служение святого праведного Иоанна Кронштадтского в отношении больных и зависимых заключалось в глубоком сострадании и активной помощи нуждающимся. Он посещал больных, утешал их молитвой и поддержкой, организовывал помощь и уход, вдохновлял на духовное исцеление и борьбу с недугами. Иоанн Кронштадтский считал милосердие неотъемлемой частью христианской жизни, проявляя заботу не только о телесных страданиях, но и о духовном возрождении людей, помогая им обрести веру, надежду и силы для преодоления трудностей[2].

В начале 2000 гг. в Санкт-Петербургской епархии в социальную работу было вовлечено более 50 приходов. В 2008 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) в социальной работе на постоянной основе трудились около 230 работников и 500 волонтеров. Сотрудничество осуществлялось со 127 организациями медицинской, социальной и образовательной направленности[3]. Служение развивалось практически по всем направлениям. А все виды деятельности, проводимые в епархии, можно было условно разделить на две группы: внутрицерковная и в сотрудничестве со светскими учреждениями. В епархии многие организации, занимающиеся реабилитацией нарко- и алкозависимых людей, перешли к модели, при которой зависимые самостоятельно обеспечивают себя всем необходимым.

Начиная с 90-х годов уровень употребления наркотических средств в Санкт-Петербурге и Ленинградской области заметно вырос. С момента появления на рынке сбыта сильнодействующих, но при этом более дешевых синтетических наркотиков уровень их употребления приобрел катастрофический размах. Оказание помощи нарко- и алкозависимым людям, а также их последующая реабилитация стало одной из самых важных задач, стоящих перед различными институтами гражданского общества, решение которых невозможно без консолидации усилий. Церковь и государство выступают в единомыслии в отношении борьбы с наркоманией и реабилитации зависимых[4]. В настоящее время в Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви активно ведется социальная церковная работа, более 120 социальных учреждений разного уровня осуществляют поддержку больных, бездомных зависимых и других нуждающихся людей[5]. Прежде всего отметим «Диаконический образовательный центр по подготовке сестер милосердия и приходских социальных работников», «Больницу святой блаженной Ксении Петербургской», «Научно-просветительское Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки Войно-Ясенецкого»[6]. Успешную социальную работу с 1991 г. осуществляет благотворительный фонд «Диакония». Учредителями этого фонда являются Русская Православная Церковь, Евангелическо-Лютеранская и Римско-Католическая Церкви. Фонд помогает людям, не имеющим постоянного места жительства, предлагает помощь многодетным семьям. Также отдельным пунктом работы данного фонда является реабилитация наркозависимых, профилактика зависимостей среди подростков и молодежи путем участия в особых программах, основанных на христианских ценностях[7].

В 2003 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) в епархии был образован отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Председателем отдела был назначен протоиерей Сергий Бельков, настоятель храма Коневской иконы Божией Матери в п. Саперное[8]. Работа этого подразделения во многом аналогична деятельности других подобных структур в составе других епархий Русской Православной Церкви. В настоящее время наблюдается тенденция к централизации работы по противодействию наркомании и алкоголизму, поскольку разрабатываются единые методы взаимодействия Церкви с людьми, страдающими от различных зависимостей[9]. Деятельность отдела, который располагается на территории Александро-Невской лавры, направлена на то, чтобы координировать работу и оказывать поддержку приходам, в которых функционируют центры реабилитации и другие организации, предоставляющие помощь людям, страдающим от наркотической и алкогольной зависимостей. В настоящее время отдел преобразован в Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму, который действует с 2014 г., возглавляет центр протоиерей Максим Плетнев[10].

К числу учреждений, входивших в состав отдела, относятся: Школа трезвения, амбулаторный центр реабилитации наркозависимых «Воскресенье», Общество трезвения во имя святого мученика Вонифатия, реабилитационный центр для наркозависимых в поселке Саперное, реабилитационный центр для наркозависимых «Мельничный ручей», реабилитационный центр наркозависимых при Покрово-Тервеническом женском монастыре[11].

Школа трезвения действует в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре начиная с 2004 г. Ее руководителем является старший секретарь отдела по противодействию наркомании и алкоголизму В. А. Цыганков. Согласно самопрезентации, Школа трезвения «по своей сути это университет, где проводятся занятия, обучающие человека физическому и духовному здоровью»[12]. В среднем курс длится 160 часов, двухчасовые уроки проходят два раза в неделю в течение одного месяца. Количество участников курса составляет примерно от 20 до 25 человек. Однако фиксировались случаи, когда в уроках принимали участия до 140 человек.

Преподавателями выступают квалифицированные психологи, православные священники и медицинские работники. Курс разделен на две части. Первая часть дает необходимые теоретические знания для борьбы с зависимостью. Вторая часть курса носит интерактивный характер. К участию в ней в качестве преподавателей приглашаются люди, уже справившиеся с зависимостью, известные писатели, спортсмены и т. д., пропагандирующие трезвый образ жизни. В рамках второй части курса преподаватели рекомендуют приглашать родственников. Также рекомендуется посещать данные встречи в течение полугода, чтобы закрепить в сознании установку на трезвый образ жизни. Существует мнение многих практиков реабилитации, что посещение подобных курсов должно быть платным, поскольку оплата является дополнительным стимулом участников к продуктивной деятельности на ниве трезвости. Несмотря на это, обучение в «Школе трезвения» совершается на безвозмездной основе, преподаватели фактически трудятся на благотворительных началах[13].

В 2007 г. при школе был открыт специальный курс по оказанию помощи родственникам людей, страдающих недугом зависимости. Курс направлен на разрешение вопросов, напрямую связанных с излечением больного и его взаимодействием с родственниками и членами семьи. Среди ключевых вопросов курса можно выделить следующие: как следует относиться к зависимому члену семьи; о чем стоит говорить, а каких тем следует избегать; нужно ли его контролировать и в каком объеме[14]. С 2009 г. дополнительно был введен спецкурс, направленный, помимо борьбы с алкогольной зависимостью, на преодоление табачной и игровой зависимости, а также работу с созависимыми[15].

С течением времени на курсе были сформированы основные положения, которых должны придерживаться слушатели как внутри обучения, так и за его пределами, что, по задумке организаторов, должно привести к подлинной метанойе (др.-греч. μετάνοια — сожаление о совершившемся, раскаяние), то есть внутреннему изменению зависимых и созависимых. В первую очередь указывалось на ряд внутренних шагов, которые должен предпринять зависимый, чтобы постепенно прийти к преодолению своего недуга: твердое решение быть трезвенником; определение спасения души как главной цели для себя; осознание своей немощи, надежда на помощь Бога; регулярное покаяние и участие в Таинствах Церкви; подъем при падении в зависимость, сопровождаемый самокритикой и саморефлексией; помощь ближнему, попавшему в подобную ситуацию; теплые отношения внутри семьи[16]. Следует сказать, что система внутренних убеждений и установок во многом сходна с иными аналогичными методиками, направленными на преодоление зависимости. В частности, можно увидеть некоторые параллели с системой двенадцати шагов, распространенной в протестантских деноминациях[17]. Вместе с тем отдельные положения других методик были переработаны в православном ключе и соответствующим образом адаптированы[18].

Помимо основной «Школы трезвения» при Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербургской епархии действуют еще несколько школ, которые являются филиалами или дочерними организациями основной школы. Среди них: общества трезвости в городах Луга и Всеволжск, а также братство трезвости храма преподобного Андрея Критского. В Луге общество трезвости существовало на территории Воскресенского Лужского собора еще до революции 1917 г. и было благословлено праведным Иоанном Кронштадтским. Также участие в его организации принимали священники А. Рождественский и П. Поляков. В те времена число слушателей бесед о трезвости достигало 400 человек, деятельность общества трезвости велась в рамках общих тенденций развития трезвенничества в начале ХХ в. Открытие братства трезвости в 2008 г. изначально позиционировалось как продолжение и укрепление дореволюционного трезвеннического движения[19].

Еще одно подразделение трезвеннической школы организовано при домовой церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона в центральной районной больнице города Всеволжска. Храм был открыт 10 декабря 1996 г. и освящен благочинным Всеволожского округа протоиереем Николаем Тетерятниковым[20]. Храм обустраивался на средства больницы и частные пожертвования будущих прихожан. Занятия в школе трезвения начали проводиться раз в неделю, по пятницам. Руководителем школы первоначально был назначен А. А. Кондратович, духовником же стал настоятель храма иерей М. Погодин. В одном из своих интервью отец М. Погодин отметил, что избавляются от недуга и имеют твердую ремиссию только 10% пациентов. В том виде лечения, который предлагает школа трезвения по определенным программам, улучшения как физического, так и духовного состояния достигают уже 60% проходящих курс[21]. В настоящее время руководителем школы является С. М. Загудаев, встречи проводятся еженедельно по субботам и занимают по 4–5 часов[22]. В школе разрабатывается индивидуальный подход к каждому участнику, и программа составляется в соответствии с действительным числом слушателей.

Отдельного внимания заслуживает центр по реабилитации наркозависимых подростков «Воскресенье». Центр расположен в Московской области, однако в Санкт-Петербурге находится его дочерняя организация при храме Воскресения Христова. Школа представляет собой дневной стационар, где зависимые подростки проходят курс лечения и медицинскую реабилитацию, а также обучаются основам духовной жизни и изучают Евангелие. Все воспитанники посещают занятия добровольно, проживают дома и приходят в стационар только в дневное время[23].

Школа при храме Воскресения Христова имеет свою программу, разделенную на четыре этапа. Первый этап проходят подростки, которые пришли лечиться от зависимости, уступив настояниям родственников, или же подростки, которые еще не имеют четких жизненных ориентиров. Второй этап, именуемый «Новое понимание», проходят люди, четко видящие проблему зависимости от наркотиков или алкоголя и уже готовые приобрести конкретные знания для борьбы с зависимостью. Третий этап — «Новое отношение», направлен на проработку знаний и навыков, полученных в результате прохождения предыдущих этапов. Этот этап предназначен для тех, кто видит не только следствие своей зависимости, но и ее причину. Последний этап — «Новое намерение» сосредоточен на укоренении человека в православной вере, формировании осознанной позиции стать не просто крещеным, но настоящим членом христианской общины, не только самому быть новым человеком, но нести свет трезвости тем, кто в этом нуждается[24].

Проведенный анализ показывает, что школы и реабилитационные центры Санкт-Петербургской епархии выстраивают свою деятельность на основе одной из нескольких программ реабилитации алко- и наркозависимых. Одна из таких программ направлена на реабилитацию молодежи и носит название «Обитель исцеления». В ней дается характеристика всем видам зависимости и их оценка с точки зрения христианства с цитатами из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». В программе подчеркивается, что главная причина любой зависимости – духовное опустошение[25]. Соответственно, и лечение не может сводиться к процедурам исключительно медикаментозным, так как для преодоления духовного опустошения требуется обретение истинной веры. Именно православные реабилитационные центры, используя двухтысячелетний опыт Церкви, помогают людям увидеть и преодолеть причину зависимости. Любой православный центр помощи алко- и наркозависимым во главу угла ставит не человека, которому нужно помочь, а Христа, Который помогает. В этом заключается главная особенность подобных программ[26]. В 2003 г. членами и специалистами Окружной антинаркотической комиссии при Полномочном представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе была отмечена высокая эффективность православных реабилитационных программ. На основании этого отзыва всем субъектам Российской Федерации было рекомендовано применять опыт таких школ, а также предписывалось создание православных реабилитационных центров в местах лечения наркозависимых. В 2005 г. деятельность православных реабилитационных центров получила положительный отзыв губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, а в 2007 г. Патриарх Алексий II (Ридигер) направил письмо полномочному представителю президента в Северо-Западном федеральном округе с рекомендацией по распространению опыта данных учреждений на все близлежащие епархии[27].

Впоследствии была подробно описана программа подготовки к реабилитации зависимых в православных реабилитационных центрах. Этап подготовки к реабилитации в рамках общей работы с зависимыми достаточно продолжителен и совершается в Санкт-Петербургской епархии в так называемом «саперном» стационаре, на территории Александро-Невской лавры. Желающие пройти реабилитацию связываются напрямую с регистратурой стационара, получив первичную информацию, приходят в центр для заполнения анкеты и беседы со священником и психологом. Затем проходит подготовка желающего избавиться от недуга зависимости к отъезду в реабилитационный центр, расположенный за городом. Время на подготовку обычно составляет от двух до шести недель, в процессе которых участник не только посещает вводные занятия, но также участвует в церковных таинствах, знакомится с православной традицией[28].

После прохождения предварительной подготовки пациента отправляют в один из реабилитационных центров. Один из таких центров располагается в п. Саперное Приозерского района Ленинградской области. Проживание и лечение в нем в среднем длится девять месяцев. В данном центре есть несколько правил проживания, выполнение которых является залогом успешной реабилитации. Например, исключение пользования информационными технологиями, провоз материала, способствующего поддержке зависимости, запрет на выход за стены центра. Еще одним правилом является запрет на повторный прием лиц, отказавшихся от проживания в центре. В первые две недели участники проходят так называемый период «акклиматизации», то есть на них не налагается никаких обязанностей, с ними не проводятся занятия, им не проповедуют православную веру. На этом этапе все строится на желании самого человека: если он задает вопросы, ему отвечают, если он желает посетить занятия или богослужение, его не останавливают и т. д.[29]

Основные принципы деятельности и структурной организации центров базируются на том, что центр является одновременно большой семьей и монастырем. В центре установлена четко выделенная иерархия и своя система послушаний. Во главе стоит священник, как настоятель и духовник центра. Сотрудниками центра являются священники, монахини, специалисты различных профилей, обеспечивающие организацию трудотерапии. Далее следуют помощники центра — волонтеры, задача которых заключается в представлении примера трезвой жизни. Волонтерами становятся люди, уже прошедшие данный курс и имеющие опыт трезвой жизни от 3 до 5 лет. «Младшие братья» — молодежь, прожившая в центре несколько месяцев, в задачи которых входит помощь в адаптации новоприбывшим[30].

Анализ православных реабилитационных программ позволил выявить четыре аспекта деятельности реабилитационных центров: коррекционно-педагогический, образовательный, социально-терапевтический и духовный. Коррекционно-педагогический аспект направлен на разрушение деструктивного мышления и созидание нового здорового взгляда и новой системы ценностей. В рамках данной части формируется жизненная позиция осознанного, трудолюбивого, отзывчивого, патриотичного, православного молодого человека. Данный аспект тесно переплетен с другими компонентами программы[31].

Образовательный аспект включает работу с библиотекой центра. Несколько раз в неделю проводятся занятия воскресной школы, в ходе которых проходящим реабилитацию рекомендуется литература для самостоятельного прочтения. В процессе изучения различных церковных предметов учащимся предлагается литература, соприкасающаяся с проблематикой зависимости. На общих трапезах осуществляется чтение духовной литературы по принципу традиции монастырей и духовных школ. Другой стороной образовательного аспекта является самостоятельная письменная работа: написание рефератов, подготовка презентаций на темы, интересующие учеников или предлагаемые преподавателями. Регулярно проводятся тематические киновечера, творческие встречи, праздничные мероприятия[32].

Социально-терапевтический аспект заключается в привлечении проходящих реабилитацию к труду. За каждым участником закрепляется определенное послушание, чаще всего послушания несутся коллективно. Для осуществления данного аспекта в центре в Саперном имеется свой участок земли для обработки, огород, также там разводится домашний скот, требующий ежедневного ухода, имеется столярная мастерская. Таким образом осуществляется трудотерапия, в ходе которой молодые люди получает не только общие, но и специализированные навыки труда и самообслуживания. Реабилитируемыми на постоянной основе осуществляется уборка помещений здания и территории центра, стирка одежды[33].

Духовный аспект выражается в регулярном участии сотрудников центра и проходящих реабилитацию в церковной жизни.

Представленные компоненты реализуются в центре по специальному распорядку дня. По завершении участия в программе реабилитации выпускники центра получают возможность воспользоваться поддержкой в течение установленного периода, который варьируется от шести месяцев до одного года. Данная форма постпрограммного сопровождения направлена на обеспечение плавного перехода участников к самостоятельной профессиональной деятельности и интеграцию полученных знаний и навыков в их практическую деятельность. В это время не прекращаются встречи выпускников центра со священником и психологом (не реже одного раза в две недели), а в случае острой необходимости для предотвращения возврата к употреблению алкоголя или наркотиков выпускники могут обратиться к другим специалистам центра. Помимо этого, тем выпускникам, возраст которых приближен к совершеннолетию или которым исполняется 18 лет, предлагается поддержка в рамках устроения будущей семейной жизни. Данная помощь осуществляется в основном психологом и духовником[34].

Представленной программой или ее аналогами с некоторыми добавлениями пользуется большинство центров Санкт-Петербургской епархии при оказании помощи алко- и наркозависимым людям, в частности подросткам. Во многих центрах если не на постоянной основе, то в виде целенаправленных посещений работу с проходящим реабилитацию осуществляют также сестры милосердия из близлежащих сестричеств. Сестры имеют большой опыт работы с различными социальными группами и всегда могут поспособствовать продвижению оздоровления как молодых, так и взрослых членов центров реабилитации.

Работа по реабилитации зависимых в Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви на современномэтапе строится на основании ряда методик, зачастую базирующихся на принципах светских реабилитационных заведений. Вместе с тем особое внимание уделяется работе с созависимыми и воцерковлению зависимых и членов их семей. Работа по социализации зависимых, которая активно осуществляется в ряде центров, является частью наследия праведного Иоанна Кронштадтского. Но несмотря на восстановление ряда исторических реабилитационных организаций, прямую связь между ними и дореволюционными трезвенническими центрами установить довольно сложно.

На основе анализа деятельности социальных организаций по реабилитации зависимых в Санкт-Петербургской епархии были выявлены различные аспекты социальной работы. Помощь нуждающимся на уровне отдельных приходов, трудовые общины и сестричества на уровне благочиний и различные отделы Диаконии на епархиальном уровне носят на себе отпечаток наследия праведного Иоанна Кронштадтского. Те направления, которые благословил сам отец Иоанн, но которые были вынуждены закрыться в годы революций и последующих преследований религии в СССР, начиная с 1990-х гг. интенсивно возрождаются. Данные структуры не только продолжают деятельность, заложенную кронштадтским пастырем, но и модифицируют ее. Привлечение новых технологий для оказания помощи нуждающимся, создание совершенно новых направлений, таких как «автобус милосердия», благотворительная парикмахерская и другие, показывают, что идеи Дома трудолюбия продолжают развиваться до настоящего времени, так как во всех этих видах социального служения не просто предоставляется возможность получить помощь, а предлагается начать обеспечивать себя и, уверовав, укрепиться на пути исцеления путем благотворительного служения. С другой стороны, сестричества, которые изначально начали свою деятельность в Санкт-Петербургской епархии как отдельное направление, также переняли опыт Дома трудолюбия. Это видно из тех же принципов: те, кому сестры милосердия оказывают посильную помощь, нередко сами становятся членами трудовых обществ. Очень заметно это не только на примере Санкт- Петербургской митрополии, но и на примере всей Русской Православной Церкви.

Отметим, что представленный в статье опыт Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви по реабилитации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, представляет собой пример интеграции духовно-нравственного компонента в систему социальной помощи. Проведенный анализ показал, что эффективность православной модели обусловлена ее целостным подходом к личности: помощь оказывается не только на физическом и психологическом уровнях, но и на духовном, что способствует более глубокому и устойчивому восстановлению человека как субъекта моральной жизни и социальной активности.

Источники и литература

1. Андрианов Г., свящ., Басов Н. Ф. Социальное служение Русской Православной Церкви: традиции и современность // Ипатьевский вестник. 2020. № 3 (11). С. 51–58.

2. Диакония: благотворительный фонд: официальный сайт. URL: https://diaconiafond.ru/ (дата обращения: 08.05.2025).

3. В Санкт-Петербурге начался новый учебный год в школе трезвения // Православие.ру: сайт. URL: https://pravoslavie.ru/14607.html (дата обращения: 08.05.2025).

4. В школе трезвения открылся курс психологической поддержки для членов семьи алкоголезависимых людей // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=18069 (дата обращения: 08.05.2025).

5. Во Всеволожске начала работу школа трезвения // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=17029 (дата обращения: 08.05.2025).

6. Дневник: в 12 т. / Св. праведный Иоанн Кронштадтский, 2005- . Т. 3. 1859–1860. М.: Булат, 2005. 547 с.

7. Домовый храм св. вмч. и целителя Пантелеимона при Центральной районной больнице г. Всеволожска // Глобус митрополии: сайт. URL: https://globus.aquaviva.ru/domovyy-khram-sv-vmch-i-tselitelya-panteleimona-pri-tsentralnoy-rayonnoy-bolnitse-g-vsevolozhska (дата обращения: 08.05.2025).

8. Ильяшенко Филипп, свящ., Фирсов С. Л., Ходзинский Павел, свящ. Иоанн Кронштадтский // Православная энциклопедия. Т. XXIV. М., 2010. С. 353–382.

9. Интервью с руководителем Школы трезвения при Александро-Невской лавре // Русская народная линия: сайт. URL: https://ruskline.ru/analitika/2005/10/08/interv_yu_s_rukovoditelem_shkoly_trezveniya_pri_aleksandro-nevskoj_lavre/ (дата обращения: 08.05.2025).

10. Компоненты реабилитационной программы // Обитель исцеления. Реабилитационный центр для наркозависимых: сайт. URL: https://sapernoe.ru/programmareabilitatsii/komponenty-reabilitatsionnoj-programmy.php (дата обращения: 08.05.2025).

11. Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму // Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии: сайт. URL: https://miloserdiespb.ru/koordinacionnyj-centr-po-protivodejstviyunarkomanii-i-alkogolizmu/ (дата обращения: 08.05.2025).

12. Лужское общество трезвения // Официальный сайт Лужского благочиния. URL: https://луга-храм.рф/2018/09/27/luzhskoe-obshhestvo-trezveniya/ (дата обращения: 08.05.2025).

13. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. 176 c.

14. Открывается спецкурс по преодолению алкогольной, табачной и игровой зависимостей // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https:// mitropolia.spb.ru/news/av/?id=19213 (дата обращения: 08.05.2025).

15. При Санкт-Петербургской епархии открыт отдел по противодействию наркомании и алкоголизму // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=17198 (дата обращения: 08.05.2025).

16. Программа реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель Исцеления» // Храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона: сайт. URL: http://svpanteleimon.prihod.ru/shkola_trezvenija_razdel/view/id/20392 (дата обращения: 08.05.2025).

17. Санкт-Петербургская епархия // База данных по социальному служению Русской Православной Церкви: сайт. URL: http://social.diaconia.ru/search?eparchy_id=109 (дата обращения: 08.05.2025).

18. Социальное служение в Санкт-Петербургской епархии // Московская Патриархия Русской Православной Церкви: официальный сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423865.html (дата обращения: 08.05.2025).

19. Социальное служение Русской Православной Церкви: мультимедийное учебное пособие / под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. СПб.: СПбГИПСР, 2014. URL: http://socialorthodox.info/ (дата обращения: 05.08.2024).

20. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский // Избранные жития святых Восточной Православной Церкви: сайт. URL: http://www.theme.orthodoxy.ru/saints/ioann.html (дата обращения: 08.05.2025).

21. Тулянов В. А. Социальное служение Русской Православной Церкви: традиции и современность // Научные записки молодых исследователей. 2019. № 6. С. 56–65.

22. Центр помощи зависимым «Воскресенье» // Автономная Некоммерческая Организация «Центр социальной реабилитации и адаптации «Воскресенье»: сайт. URL: https://rehab-vsk.ru/nasha-programma/kursy-programmy (дата обращения: 08.05.2025.

23. Школа трезвения // Храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона: сайт. URL: http://sv-panteleimon.prihod.ru/shkola_trezvenija_razdel (дата обращения: 08.05.2025).



  • Ильяшенко Филипп, свящ., Фирсов С. Л., Ходзинский Павел, свящ. Иоанн Кронштадтский //
  • Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский // Избранные жития святых Восточной Православной Церкви: сайт. URL: http://www.theme.orthodoxy.ru/saints/ioann.html (дата обращения: 08.05.2025).
  • Социальное служение в Санкт-Петербургской епархии // Московская Патриархия Русской Православной Церкви: официальный сайт. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423865.html (дата обращения: 08.05.2025).
  • Сам праведный Иоанн Кронштадтский в отношении зависимости (курения табака) говорил: «Смотрите, какая чума табак: всех он заразил – все занимаются курением пресерьезно, как делом, и почти постоянно, не разбирая времени. … Да разве жизнь дана нам для курения? Что мы все и все курим так, что из-за курения едва не забываем не только отправлять надлежащим образом дела по обязанностям службы (потому что и за делом страстный до курения о том больше и думает, как бы выйти да покурить), но о важнейшем деле своего спасения!» См.: Дневник: в 12 т. / Св. праведный Иоанн Кронштадтский, 2005- . Т. 3. 1859–1860. М.: Булат, 2005. С. 374.
  • Санкт-Петербургская епархия // База данных по социальному служению Русской Православной Церкви: сайт. URL: http://social.diaconia.ru/search?eparchy_id=109 (дата обращения: 08.05.2025).
  • Санкт-Петербургская епархия // База данных по социальному служению…
  • Диакония: благотворительный фонд: официальный сайт. URL: https://diaconiafond.ru/ (дата обращения 08.05.2025).
  • Диакония: благотворительный фонд…
  • При Санкт-Петербургской епархии открыт отдел по противодействию наркомании и алкоголизму // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=17198 (дата обращения: 08.05.2025).
  • Координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму // Отдел
  • Там же.
  • В Санкт-Петербурге начался новый учебный год в школе трезвения // Православие.ру.: сайт.
  • Интервью с руководителем Школы трезвения при Александро-Невской лавре // Русская народная линия: сайт. URL: https://ruskline.ru/analitika/2005/10/08/interv_yu_s_rukovoditelem_shkoly_trezveniya_pri_aleksandro-nevskoj_lavre/ (дата обращения: 08.05.2025).
  • В школе трезвения открылся курс психологической поддержки для членов семьи алкоголезависимых людей // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL:
  • Открывается спецкурс по преодолению алкогольной, табачной и игровой зависимостей // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=19213 (дата обращения: 08.05.2025).
  • В Санкт-Петербурге начался новый учебный год в школе трезвения…
  • Там же.
  • Там же
  • Лужское общество трезвения // Официальный сайт Лужского благочиния. URL: https://луга-храм.рф/2018/09/27/luzhskoe-obshhestvo-trezveniya/ (дата обращения: 08.05.2025).
  • Домовый храм св. вмч. и целителя Пантелеимона при Центральной районной больнице г. Всеволожска // Глобус митрополии: сайт. URL: https://globus.aquaviva.ru/domovyy-khram-sv-vmch-i-tselitelya-panteleimona-pri-tsentralnoy-rayonnoy-bolnitse-g-vsevolozhska (дата обращения: 08.05.2025).
  • Во Всеволожске начала работу школа трезвения // Санкт-Петербургская митрополия: официальный сайт. URL: https://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=17029 (дата обращения: 08.05.2025).
  • Школа трезвения // Храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона…
  • Центр помощи зависимым «Воскресенье» // Автономная Некоммерческая Организация «Центр социальной реабилитации и адаптации «Воскресенье»: сайт. URL: https://rehabvsk.ru/nasha-programma/kursy-programmy (дата обращения: 08.05.2025).
  • Центр помощи зависимым «Воскресенье»…
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. С. 81.
  • Программа реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель Исцеления» // Храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона: сайт. URL: http://sv-panteleimon.prihod.ru/shkola_trezvenija_razdel/view/id/20392 (дата обращения: 08.05.2025).
  • Программа реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель Исцеления»…
  • Там же.
  • Программа реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель Исцеления»…
  • Там же.
  • Компоненты реабилитационной программы // Обитель исцеления. Реабилитационный
  • Компоненты реабилитационной программы…
  • Программа реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель Исцеления»…
  • Там же.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Лука (Пронских), иером. Наследие милосердного служения святого праведного Иоанна Кронштадтского в отношении зависимых на примере организаций реабилитации в Санкт-Петербургской епархии // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 123–140.