100

Логика и диалектика антропологии и христологии у Оригена

Опубликовано: 06 сентября 2022

Автор

imageДанилов Андрей Владиленович

Доктор богословия, Ph.D. Заведующий. Институт теологии Белорусского государственного университета. Преподаватель. Минская духовная академия. Член редакционной коллегии. Журнал «Труды Таврической духовной семинарии». Член редакционного совета. Журнал «Труды Минской духовной семинарии». Редактор раздела. Журнал «Труды Минской духовной академии»

image
Аннотация. «Диалог Оригена с Гераклидом»: Бог и Логос различны; сыновство с живым Богом является достаточным условием для того, чтобы понятие «Иисус Христос» включало в себя понятие «божественность»; достаточным условием для утверждения человеческой природы во Христе является факт Его рождения от Пресвятой Богородицы. Достаточность этих утверждений строго определяется и их одновременностью, так как они неотделимы друг от друга в речи Гераклида. Есть модель человеческих отношений, и Гераклид методом аналогии использует ее по отношению к моделируемому объекту — Богу Отцу и Сыну Божию. В силу несоответствия одновременного единства и различия Бога Отца и Сына Божия Ориген указывает на необходимость богословского развития христологии. Ориген защищает формулу «δύο Θεοί» против излишнего подчеркивания формулы «μία δύναμις» Гераклидом. В литургии свт. Иоанна Златоуста и пасхальном тропаре наблюдается параллель формулировке Оригена в его «Диалоге» с епископом Гераклидом: «Тело во гробе, душа во аде, а дух был предан Отцу».
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку