40

К вопросу о влиянии «Хроники» Георгия Амартола на статьи «Повести временных лет» о знамениях

Опубликовано: 31 июля 2024

Автор

Кочетов Денис Алексеевич

image
Аннотация. Статья магистранта 2‑го курса факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дениса Алексеевича Кочетова посвящена анализу влияния «Хроники» Георгия Амартола (как через полный славянский перевод, так и через хронографические компиляции) на представления о знамениях в начальном летописании. Летописец цитировал текст «Хроники» и брал его как пример для отбора и описания знамений в Русской земле. Благодаря этому источнику в «Повести временных лет» отразилась библейская традиция веры в «ложные» знамения, творимые бесом для обольщения людей, и в «истинные» знамения, посылаемые Богом для вразумления людей. Подчеркивая схожесть знамений в древних царствах и на Русской земле, летописец пытался изобразить Русь как избранную Богом землю, а Киев — как великое и священное место.

Под 1065 г. в «Повести временных лет» (далее — ПВЛ) рассказывается о необычных природных явлениях, потрясших Русскую землю, — знамениях[1]. Летописец рассуждает, что знамения в небесах, в звездах, в солнце, птицами или в чем-то другом бывают не на благо, но на зло — они предвещают или вой­ну, или голод, или смерть. Как мы видим, для летописца знамения имеют отношение прежде всего к небесам, что подтверждается другими примерами из летописи[2]. Однако три знамения в тексте ПВЛ с небом никак не связаны — поворот Волхова под 1063 г., нахождение в Сетомле ребенка-уродца под 1065 г. и явление бесов в Полоцке под 1092 г.[3]

Чтобы объяснить эти особенности, необходимо пристальнее взглянуть на статью ПВЛ под 1065 г. Помимо знамений в Русской земле, в ней упоминаются явления, произошедшие в других землях в древности — при Антиохе IV, Нероне, Юстиниане, Маврикии и Константине V. Эти известия заимствованы летописцем из «Хроники» Георгия Амартола (далее — ХГА), но не напрямую из полного славянского перевода. Как показал А. А. Шахматов, источником этих сообщений был древний хронограф XI в. с компиляцией ХГА и «Хроники» Малалы, использованные составителем Начального свода (далее — НС)[4]. В современной историографии, вслед за В. М. Истриным, этот хронограф принято называть Хронографом по великому изложению (далее — ХВИ). Архетип ХВИ не дошел до наших дней, но текст его редакций (видов) отразился в более поздних памятниках — Троицком хронографе, Полной и Краткой Хронографических палеях и Еллинском летописце 2‑й редакции. Наиболее близким к архетипу ХВИ считается Троицкий хронограф, являющийся, по О. В. Творогову, единственным представителем второго вида ХВИ[5].

Попробуем провести сравнительный анализ сообщений летописи и хронографа о знамениях. Большинство знамений в ХВИ, как и в ПВЛ, — небесные[6], совпадают и нетипичные знамения. Поимка в Сетомле «детища» со «срамными удами» на лице прямо соотносится летописцем с похожими событиями из ХВИ: в этой же статье 1065 г. цитируется сообщение ХВИ о рождениях уродцев по время правления императора Маврикия (табл. 1).

Между этими фрагментами практически нет текстуальных совпадений — общим у них является лишь слово «дѣтищь». Оно также употребляется в ПВЛ в «Речи Философа» под 986 г. и в рассказе о Феодосии и печерских монахах под 1074 г.[7] Летописец не конструировал известие на основе текста хронографа — «детище», выловленное в Сетомле, лишь отдаленно похоже на цареградского ребенка с рыбьим хвостом[8]. О рождении необычных животных на Руси в статье летописи вообще не сказано. Скорее всего, ХВИ повлиял на отбор этого события (рождение необычного ребенка) как знамения — то, что похожее событие описано в авторитетном для летописца источнике, делает это явление важным и достойным упоминания.

 

Таблица 1. Сопоставление описаний поимки «детища» со «срамными удами» в Лаврентьевской летописи и рождений уродцев в ХВИ (Троицком хронографе)

Лаврентьевская летопись[9]

Троицкий хронограф[10]

В си же времена бысть дѣтищь вверженъ в-Ыстомль. [с]его же дѣтища выволокоша рыболове въ неводѣ, его же позоровахомъ до вечера и пакы ввергоша и в воду. бяшеть бо сиць на лици ему срамнии удове, иного нелзѣ казати срама ради.

При семь жена дѣтищь роди во Цариградѣ безъ очию и безд-руку, въ чресла бѣ ему рыбий хвостъ приросл въ образъ чрево кожныя рыбы. И песъ родися шестоногии, главу имѣя львову, образъ превелии. И бысть же въ Фракии 2 дѣтища родиетася: единь о 4‑хъ ногахъ, а другии о дву главу.

 

Таблица 2. Сопоставление описаний явления призрачного войска в Полоцке в Лаврентьевской летописи и явления призрачного войска в Иерусалиме в ХВИ (Троицком хронографе)

Лаврентьевская летопись[11]

Троицкий хронограф[12]

Предивно бысть чюдо Полотьскѣ в мечтѣ ны бываше в нощи тутънъ, станяше по улици, яко человеци рищющи бѣси. аще кто вылѣзяше ис хоромины, хотя видѣти, абье уязвенъ будяше невидимо от бѣсовъ язвою и с того умираху. и не смяху излазити ис хоромъ. посемь же начаша в дне являтися на конихъ, и не бѣ ихъ видѣти самѣхъ, но конь ихъ видѣти копыта. и тако уязвляху люди Полотьскыя и его область, темь и человеци глаголаху, яко наявѣ бьють Полочаны.

Святому же граду живущу всѣмъ миромъ, святительскаго рода Ониова ненавидящому лукавьства, ключися по всему граду въскорѣ за днии 40 являтися на въздусѣ на конихъ, рищюще и въ оружьи и златыя одежа имуща, и полъкы обоя бываемыхъ и оружьемъ двизания,

златыя красоты блистаниемъ, всякимъ видомъ оболъченымъ въ броня. Сего ради вси моляхуся, да благо будеть являемое явление, еже проявляшется се злое пришествие Антиохово.

 

Известие о явлении бесов в Полоцке в 1092 г., как неоднократно отмечалось в историографии, испытало влияние сообщения ХВИ о появлении в Иерусалиме призрачных всадников, угрожающих оружием[13]. Бесы ПВЛ, как и всадники ХВИ, «явились на конях» и «рыскали»[14] (табл. 2).

Слово «рищющи» и фраза «являтися на конихъ» в ПВЛ используются только в цитате из ХВИ и статье 1092 г., что показывает текстуальное влияние текста ХВИ на ПВЛ. Но оно было небольшим — ХВИ повлиял на представление о бесах как призрачном конном войске. В летописной статье не упоминаются такие выразительные детали, как золотая броня и оружие, зато само конное войско похоже на мертвецов, ранящих людей язвами. Влияние ХВИ, конечно, не отрицает использования других книжных и фольклорных источников в этом рассказе[15]. Вместе с этим необходимо отметить, что в ХГА (а значит, и в ХВИ) сообщение о всадниках в Иерусалиме попало из самого авторитетного в христианском средневековом мире источника — Библии[16].

Знамения для летописца предвещают плохие события — их насылает Бог за грехи, пытаясь привести людей к покаянию[17]. Как видно по событиям ближайших после 1065 годов, эти знамения могли возвещать войну — усобицы Всеслава Полоцкого с Ярославичами и нашествие половцев в 1068 г.[18] За знамениями 1092 г. также последовали нашествия половцев и смерть князя Всеволода Ярославича[19]. И в ХВИ знамения посылаются Богом для наказания и вразумления людей — знамение конного войска при Антиохе IV предвещало разрушение Иерусалима, о котором говорил пророк Даниил: «…бысть 2‑е погыбение Иерусолиму, но маковѣяне быша, церки осквернися по Данилову прорицанию. Рече бо, глаголавъ к нему, архангелъ о 3 лѣта и пол полона сего: и во время измѣнения безъпрестани дасться мерзость запустѣнию, имъ днии 1000 и 200 и 90»[20]. Это же возвещали и знамения при Нероне: «…Христу долго терпящю о безаконии богохульствиа ихъ, яко да разумѣить хуливше о таковое прегрѣшение, да таковое створять покаание. Тѣмъ имъ страшная знамениа показоваше, хотящее быти имъ пленение проповѣдая…»[21]. Появление звезды и другие природные явления при Юстиниане показывали божественный гнев и приближение крамол и смертей: «…уставися гнѣвъ божий… Крамолы же и недузи и умертье человѣкомъ не престаяше, грѣхъ ради наших»[22].

Это все «истинные» знамения, посылаемые Богом, однако в христианской традиции есть представления и о «ложных» знамениях, вызываемых с помощью дьявольских сил. В Библии их творят лжепророки и Антихрист[23], такой же взгляд отражен в эсхатологических сочинениях. В «Откровении Мефодия Патарского», использовавшемся в начальном летописании, сказано, что в последние дни явится Антихрист от племени Данова и начнет творить «ложные» знамения и чудеса, «прѣвратитъ солнце въ тмоу и мѣсяць въ кровь», чем прельстит людей[24]. В слове прп. Ефрема Сирина об Антихристе также упоминаются «ложные» знамения, «по послаблению великаго Бога» прельщающие людей[25].

ХГА следует за этой же традицией[26]. Возможно, этот взгляд отражен и в ХВИ, а значит, был знаком и составителю НС, использовавшему этот источник при создании статей о знамениях. В Троицком хронографе говорится, что лжезнамения во время царствия Нерона творит волхв Симон, «пришедъ в Римъ и многа знамениа вольшвениемъ и призракы творя нѣкоторыми и себе бога нарицая»[27]. Этот текст Троицкого хронографа присутствует в ХГА и отсутствует в Хронографических палеях. О. В. Творогов предполагал, что фрагмент с этим текстом, как и некоторые другие, был опущен в том виде ХВИ, который использовался в палеях[28]. Остается неясным, восходит ли он к архетипу ХВИ. Мы допускаем, что к ХВИ стоит возводить даже те фрагменты ХГА, которые есть только в одном памятнике (Троицком хронографе или Хронографических палеях)[29]. Далее в Троицком хронографе говорится, что люди верят Симону, «дивящеся знамениемъ его, творяше бо змиѣ мѣдянѣи двизатися самой, яко живѣ, и каменымъ телцемъ смиятися и двизатися самѣмъ»[30]. Но фрагмент с этим текстом, отсутствующий в Хронографических палеях и ХГА, извлечен из апокрифических Деяний Петра и Павла и не может быть отнесен к ХВИ[31]. Как мы видим по первой цитате, ХВИ тоже может следовать за библейской традицией различения «ложных» и «истинных» знамений. Лжезнамения в ХВИ связаны с деятельностью волхва. Настоящие же знамения, в первую очередь небесные, предвещают какие-либо события и связаны с Богом.

Неудивительно, что начальное летописание следует за этой же традицией, причем именно благодаря влиянию ХГА. «Ложных» знамений нет в слоях НС, но они появляются в слое ПВЛ — в статье 912 г., после рассказа о смерти Олега Вещего, находится обширная выписка из полного перевода ХГА, в которой говорится о волхвах, живших в древности[32]. Аполлоний Тианский творит в Византии и Антиохии «бесовьскаа чюдеса», и даже после его смерти бесы «знамениа творяху во имя его на прелщение оканным человекомъ. бошею крадомымъ на таковая от дьавола»[33]. Также в летописи упоминаются волхв Симон и Менандр, которые «пред образомъ Христовымъ знаменають иною кознью на прелесть человекомъ. не разумѣвающих добраго»[34]. Однако связь знамений с волхвами проявляется только в тексте ПВЛ, заимствованном из ХГА[35]. В статье 1071 г. о волхвах, действовавших на Руси, говорится только о чудесах. Но и это слово употребляется всего два раза: первый в пересказе апокрифического сюжета о египетских волхвах Аннии и Мамврии («Аннии Маврии волъшвеньемь чюдеса творяшета…»[36]), второй в ответе волхва новгородскому князю Глебу Святославичу («чюдеса велика створю»[37]). Кроме этого, творения волхвов называются «помрачением» и «бесовским мечтанием»[38].

Как мы видим, в летописи гораздо чаще упоминаются «истинные» знамения — как в заимствованиях из других источников, так и в статьях, созданных самими летописцами. К «ложным» знамениям древнерусские летописцы относились очень осторожно — у нас есть только два примера, оба заимствованы из ХГА. Летописец старался не называть знамениями все то, что могло быть создано «бесовской силой» по попущению Бога, — такие явления он называл «мечтаниями», «наваждениями» и «помрачениями», подчеркивая их иллюзорность и ложность.

Можно прийти к выводу, что отношение летописца к знамениям во многом было сформировано под влиянием переводного источника — ХГА (как через ХВИ, так и через полный славянский перевод). Это влияние отразилось как в текстуальных заимствованиях, так и в идейном восприятии — летописец следовал за традицией веры в знамения как проявления божественной воли, наказывающей людей и направляющей их на истинный путь. Важно понимать, что через хронографы летописцы обращались к Священному Писанию[39], сама вера в знамения имеет библейские истоки. Как пишет Е. Г. Водолазкин, отношение к ХГА в Древней Руси можно сравнить с отношением к Библии[40], поэтому совсем неудивительно, что летописец-христианин, описывая необычные явления, обращался к этому источнику. В нем он находил похожие явления, а значит, и местные знамения тоже были достойны описания.

Возможно, обращением к библейским сюжетам можно объяснить и включение в летопись единственного необычного знамения, которому не находится аналогия в ХГА, — поворота Волхова в 1063 г. В Библии есть упоминания поворотов рек — в Псалтири говорится о повороте Иордана[41]. Согласно толкованию свт. Иоанна Златоуста, это явление показывает силу Бога, который везде может творить чудеса и знамения для того, чтобы люди «сделались покорными и способными к принятию богопознания»[42]. В толковании Исихия Иерусалимского, вошедшем в Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена, поворот Иордана представляется как изображение покаяния: «а Иордан не убегает, но возвращается для исповедующихся назад, поколику они изменяются, приступив к слезам покаяния… Почему Иордан обращается назад? Потому что согрешивший чрез покаяние идет назад, оставив прежний путь…»[43]. В этих толкованиях, как и в летописи, знамения посылаются для вразумления и исправления людей. Скорее всего, именно поворот Иордана послужил поводом для рассмотрения поворота Волхова как знамения и включения этого сообщения в летопись.

Другую цель обращения летописца к ХГА может раскрыть изучение хронографических цитат как неотъемлемой части текста. Летописец сознательно выбирал свои источники и цитировал их, поэтому изучение цитат позволяет найти те идеи, которые летописец вложил в свое творение[44]. Как указал Ф. Мушар, большинство знамений в цитате из ХВИ под 1065 г. связано с Иерусалимом. Об этом прямо говорится при описании знамений при Антиохе IV («…при Антиосѣ въ Иерусалимѣ…») и Нероне («…при Неронѣ цесари в том же Иерусалимѣ…»), на Иерусалим могут указывать и знамения при Константине V, ведь они предвещали нашествие сарацин на Палестину («наидоша бо Срацини на Палестиньскую землю»)[45]. По мнению французского исследователя, интерес к Иерусалиму и знамениям в нем связан с идеей о Киеве как новом Иерусалиме — летописец проводит параллели, ставя Киев «в ряд сакральных, священных мест»[46]. Дополнить эту мысль позволяет обращение к Предисловию к «Временнику», в котором излагаются схожие идеи об избранности Киева и Русской земли. Как показывают новейшие исследования, оно является произведением XI в., открывавшим НС[47]. В предисловии говорится о древних царствах, города которых названы в честь правителей: «Якоже древле царь Римъ, назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его Александриа; и по многая мѣста тако прозвани быша грады в имена царев тѣхъ и князеи тѣхъ». Киев тоже укладывается в этот ряд: «яко въ нашеи странѣ зъванъ бысть градъ великыи Кыевъ въ имя Кыя»[48]. Именно во времена этих царств (вернее, при правителях империй Селевкидов, Римской и Восточной Римской) и происходят знамения, процитированные под 1065 г. Знамения происходят и в настоящем, в новой избранной «на последние времена» стране — Руси[49]. Предисловие, как и знамения, тесно связано с эсхатологическими ожиданиями. Но ведь знамения были и в древности, а конец времен еще не наступил. Так и, несмотря на избрание Богом Руси царством «последнего времени», летописец не говорит о его скором наступлении[50]. Приводя цитаты из ХВИ, летописец пытался показать Киев как новый великий и священный город, подобный Иерусалиму и другим древним городам. Сама Русь является для летописца избранной землей, в которой происходят события, подобные событиям в царствах древности, — и там, и там Бог являет свои знамения, пытаясь направить людей на верный путь.

Таким образом, обращением к ХГА объясняется появление в начальном летописании библейской традиции веры в «истинные» и «ложные» знамения. Примеры этих явлений летописцы искали в самых авторитетных в Древней Руси сочинениях — хронографах и Священном Писании. Текст этих источников служил ориентиром для отбора знамений в Русской земле: если что-то подобное происходило в прошлом, то это достойно записи и в настоящем. Прямо или косвенно ссылаясь на ХГА, летописцы пытались показать особый статус Руси как избранной Богом страны, а Киева — как нового великого и священного города.

 

Источники и литература

Источники

1. Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Киев, 1907.

2. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 5. Кн. 1. СПб, 1899.

3. Истрин В. М. Книгы временыя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Текст, исследование и словарь. Пг., 1920.

4. Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследование и тексты. М., 1897.

5. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

6. ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997.

7. ПСРЛ. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998.

8. РНБ, Погод. 71а. Ефрем. Паренисис. URL: https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?ab=937E55F0–2BA5–463C‑861B‑1F534235F9B3 (дата обращения: 03.08.2023).

Литература

9. Алешковский М. Х. Повесть временных лет. Из истории создания и редакционной переработки. М.: Изд-во «Весь мир», 2015.

10. Анисимова Т. В. Хроника Георгия Амартола в древнерусских списках XIV–XVII вв. М.: Индрик, 2009.

11. Вилкул Т. Л. Летопись и хронограф. Текстология домонгольского летописания. М.: Квадрига, 2019.

12. Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI–XV вв.). СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2008.

13. Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: к истории композиции Повести временных лет // Вереница литер. К 60‑летию В. М. Живова. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 143–199.

14. Гиппиус А. А. Предисловие к Софийскому временнику (Начальному своду): текст, язык, источники // Русский язык в научном освещении. 2010. № 2 (20). С. 57–96.

15. Данилевский И. Н. Герменевтические основы изучения летописных текстов. Повесть временных лет. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2019.

16. Дёмин А. С. Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII в.). М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.

17. Лаушкин А. В. Стихийные бедствия и природные знамения в представлениях древнерусских летописцев XI–XIII вв. // Русское Средневековье. 1998 год. Вып. 1. Книжная культура. М.: Изд. дом «Восток», 1998. С. 26–58.

18. Мушар Ф. «Небо как открытая книга»: небесные знамения в древнерусском летописании (домонгольский период) // Ruthenica. 2017. Т. XIV. С. 7–25.

19. Перетц В. До питання про літературні джерела давнього українського літопису // Збірник Історично-філологічного відділу УАН. Ювілейний збірник на пошану акад. М. С. Грушевського. Київ, 1928. № 76. Ч. II. С. 213–219.

20. Петрухин В. Я. Русь в IX–X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014.

21. Пузанов Д. В. Мертвые в городе: о многообразии интерпретаций одного сюжета из Повести временных лет // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 1 (21). С. 20–33.

22. Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX–XIII вв. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2018.

23. Пузанов Д. В. Существовало ли сверхъестественное в средневековой культуре? // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2021. Т. 31. Вып. 4. С. 823–832.

24. Станков Р. Древнеболгарский перевод Хроники Георгия Амартола и Хронограф по великому изложению // Преславска книжовна школа. Т. 12. Шумен, 2012. С. 191–209.

25. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л.: Наука, 1975.

26. Творогов О. В. Материалы к истории русских хронографов. 3. Троицкий хронограф // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1989. Т. 42. С. 287–343.

27. Творогов О. В. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. 28. С. 99–113.

28. Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисо-глебский сборник. Paris, 2009. Вып. 1. С. 185–305.

29. Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1940. Т. 4. С. 9–150.

 

[1] Под 6573 (1065) г. в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т. 2. М., 1998. Стб. 152–155) и Новгородской первой летописи младшего извода (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 184–185) и под 6572 (1064) г. в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. М., 1997. Стб. 163–165).

[2] Мы рассматриваем только те явления, которые прямо обозначены в летописи как «знамения». Это известия под 1028, 1091, 1092, 1102, 1104, 1110 гг.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 149, 214, 215, 276, 280, 284.

[3] Там же. Стб. 163, 164, 214–215.

[4] Шахматов А. А. «Повесть временных лет» и ее источники // ТОДРЛ. Л., 1940. Т. 4. С. 58–60, 76; Творогов О. В. «Повесть временных лет» и Хронограф по великому изложению // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 99–102.

[5] Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 46–54; Вилкул Т. Л. Летопись и хронограф. Текстология домонгольского летописания. М., 2019. С. 49–60, 91–94.

[6] Как ХВИ мы рассматриваем текст Троицкого хронографа, совпадающий с Хронографическими палеями (с некоторыми допущениями, см. далее). Небесные знамения в ХВИ: Творогов О. В. Материалы к истории русских хронографов. 3. Троицкий хронограф // ТОДРЛ. Л., 1989. Т. 42. С. 313, 317, 322, 325–327. Фрагменты Троицкого хронографа, не восходящие к ХВИ: Там же. С. 288–289.

[7] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 94, 100, 189.

[8] Дёмин А. С. Поэтика древнерусской литературы (XI–XIII в.). М., 2009. С. 148.

[9] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 164.

[10] Творогов О. В. Материалы к истории… С. 333. Этот же текст цитируется и в летописи.

[11] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 214–215.

[12] Творогов О. В. Материалы к истории… С. 291. Этот же текст со слов «ключися по всему…» в ПВЛ под 1065 (1064) г.

[13] Перетц В. До питання про літературні джерела давнього українського літопису // Збірник Історично-філологічного відділу УАН. Ювілейний збірник на пошану акад. М. С. Грушевського. Київ, 1928. № 76. Ч. II. С. 215–216; Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI–XV вв.). СПб., 2008. С. 51; Дёмин А. С. Поэтика древнерусской литературы… С. 32.

[14] Попытка Д. В. Пузанова (Пузанов Д. В. Мертвые в городе: о многообразии интерпретаций одного сюжета из Повести временных лет // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 1 (21). С. 24) отвести влияние ХГА на это известие ПВЛ не кажется убедительной. НС действительно не знал заимствований из полного перевода ХГА, но это известие восходит к ХВИ. Альтернативная точка зрения на соотношение хронографов и начального летописания, представленная в работах Т. Л. Вилкул, согласно которой заимствование произведено из полного перевода ХГА, а текст, относимый к НС, является поздней переработкой ПВЛ, тоже не может служить аргументом против влияния ХГА на известие 1092 г.: Вилкул Т. Л. Летопись и хронограф… С. 101–108, 228–230.

[15] Об этом см. Пузанов Д. В. Мертвые в городе… С. 20–33.

[16] Правда, из неканонической книги: 2 Мак. 5:2–4.

[17] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 215. Такой взгляд на знамения, как показал М. Х. Алешковский, свойственен составителю НС. Составителя ПВЛ отличает более «позитивный» взгляд — знамения могут быть «добрыми», если люди будут усердно молиться (Алешковский М. Х. Повесть временных лет. Из истории создания и редакционной переработки. М., 2015. С. 58–64, 72, 75).

[18] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 166–168.

[19] Там же. Стб. 215–226.

[20] Творогов О. В. Материалы к истории… С. 291.

[21] Там же. С. 313.

[22] Там же. С. 326–327.

[23] Например: Втор 13:1–3; Ис 44:25; Мф 24:24; 2 Фес 2:9; Откр 13:13–14, 16:14.

[24] Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследование и тексты. М., 1897. С. 99–100 (2-й паг).

[25] См. в самом раннем (1280-е гг.) древнерусском списке: РНБ, Погод. 71а. Ефрем. Паренисис. Л. 314, 315 об. URL: https://nlr.ru/manuscripts/RA1527/elektronnyiy-katalog?ab=937E55F0–2BA5–463C-861B-1F534235F9B3 (дата обращения: 03.08.2023).

[26] См. примеры «ложных» знамений: Истрин В. М. Книгы временыя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе Т. 1. Текст, исследование и словарь. Пг., 1920. С. 252, 306.

[27] Творогов О. В. Материалы к истории… С. 303.

[28] Там же. С. 288, прим. 8 (фрагмент 121).

[29] Это допускал и О. В. Творогов: Творогов О. В. Древнерусские хронографы… С. 53–54. Однако в хронографе 1691 г., который Т. В. Анисимова связывает с ранним (возможно первым) видом ХВИ, датируемым 1068–1071 гг., этого фрагмента нет. Исследование этого хронографа: Анисимова Т. В. «Хроника» Георгия Амартола в древнерусских списках XIV–XVII вв. М., 2009. С. 259–266, 390–396. Публикация текста: Там же. С. 330–389. Р. Станков и Т. Л. Вилкул считают текст хронографа 1691 г. поздним: Станков Р. Древнеболгарский перевод «Хроники» Георгия Амартола и Хронограф по великому изложению // Преславска книжовна школа. Т. 12. Шумен, 2012. С. 205–207; Вилкул Т. Л. Летопись и хронограф… С. 60. Понимая сложность данного вопроса, мы пока не готовы присоединиться ни к одной из указанных точек зрения на хронограф 1691 г.

[30] Творогов О. В. Материалы к истории… С. 304.

[31] См.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы… С. 26–27, 267 (фрагмент 124); Его же. Материалы к истории… С. 288.

[32] Шахматов А. А. Повесть временных лет… С. 50–52.

[33] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 39–40; Истрин В. М. Книгы временыя и образныя… С. 305–306.

[34] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 41–42; Истрин В. М. Книгы временыя и образныя… С. 306.

[35] Тот факт, что в летописи «ложные» знамения упоминаются только в неоригинальном тексте, заметил Д. В. Пузанов. Однако, критикуя А. В. Лаушкина, разделяющего в летописи знамения на «истинные» и «ложные» (См.: Лаушкин А. В. Стихийные бедствия и природные знамения в представлениях древнерусских летописцев XI–XIII вв. // Русское Средневековье. 1998 год. Вып. 1. Книжная культура. М., 1998. С. 38–39), исследователь пишет, что «ложные» знамения «можно встретить только в пересказах Библии и апокрифах» (Пузанов Д. В. Природные явления в сакральной картине мира народов Восточной Европы. Древняя Русь и ее соседи: IX–XIII вв. СПб., 2018. С. 222). Это не так, «ложные» знамения упоминаются в заимствовании из ХГА, о чем и пишет А. В. Лаушкин (правда, он приводит цитаты только с упоминанием чудес, что и могло привести к этой неточности). Впоследствии исследователь исправил эту ошибку: Пузанов Д. В. Существовало ли сверхъестественное в средневековой культуре? // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2021. Т. 31. Вып. 4. С. 826.

[36] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 180.

[37] Там же. Стб. 181.

[38] Там же. Стб. 179–180.

[39] Примером этому может служить уже упоминавшееся знамение перед нашествием Антиоха IV на Иерусалим (2 Мак 5:2–4).

[40] Водолазкин Е. Г. Всемирная история… С. 56–57.

[41] Пс 113:3; Лаушкин А. В. Стихийные бедствия… C. 54, прим. 121.

[42] Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 329.

[43] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Киев, 1907. С. 901. Также под Иорданом понимается благодать крещения, через которое производится покаяние.

[44] Данилевский И. Н. Герменевтические основы изучения летописных текстов. Повесть временных лет. СПб., 2019. С. 74–75, 205–207.

[45] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 164–165.

[46] Мушар Ф. «Небо как открытая книга»: небесные знамения в древнерусском летописании (домонгольский период) // Ruthenica. 2017. Т. XIV. С. 21–22. Подробно гипотеза о представлении Киева как нового Иерусалима обоснована И. Н. Данилевским: Данилевский И. Н. Герменевтические основы… С. 304–322.

[47] Гиппиус А. А. Предисловие к Софийскому временнику (Начальному своду): текст, язык, источники // Русский язык в научном освещении. 2010. № 2 (20). С. 190–194. К. Цукерман и В. Я. Петрухин датируют Введение XIII в.: Цукерман К. Наблюдения над сложением древнейших источников летописи // Борисо-глебский сборник. Paris, 2009. Вып. 1. С. 283–291; Петрухин В. Я. Русь в IX–X веках. От призвания варягов до выбора веры. М., 2014. С. 58–70, 76 (данный текст — дополненная статья 2006 г.). Разбор аргументов этих авторов: Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи: к истории композиции Повести временных лет // Вереница литер. К 60-летию В. М. Живова. М., 2006. С. 60–70; Гиппиус А. А. Предисловие к Софийскому временнику… C. 168–169, 179–180, 183, 185–187, 192–193.

[48] Новгородская первая летопись… С. 103–104; Гиппиус А. А. Предисловие к Софийскому временнику… С. 165, 172–173 (реконструкция текста). Источником этих аналогий, как считали А. А. Шахматов и А. А. Гиппиус, служил ХВИ (Там же. С. 170–171). Фраза «…званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия», напечатанная А. Н. Насоновым, является поздним индивидуальным чтением Толстовского списка Новгородской первой летописи. Об этом и об отсутствии Константинополя в перечне городов см.: Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи… С. 69, прим. 12.

[49] Как отмечает А. А. Гиппиус, идея об избранности Русской земли является «тематическим ключом» к НС, позволяющим связать композицию этого произведения, в т. ч. и знамения: Гиппиус А. А. Предисловие к Софийскому временнику… С. 169.

[50] По словам А. А. Гиппиуса, «эсхатологизм Предисловия окрашен в светлые тона», ведь Руси «еще надлежит реализовать свое историческое предназначение»: Гиппиус А. А. Два начала Начальной летописи… С. 63.

 

Источник: Кочетов Д. А. К вопросу о влиянии «Хроники» Георгия Амартола на статьи «Повести временных лет» о знамениях // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 1 (25). С. 37–49.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку