
Аннотация. Статья обращена к анализу актуальной для современной отечественной педагогики проблемы, связанной с сохранением, изучением и популяризацией церковнославянского языка, которая рассматривается в контексте вопроса о защите Российской Федерацией своего культурного суверенитета. В работе приводятся доводы, свидетельствующие о необходимости возвращения церковнославянского языка в национальную систему образования, в связи с этим формулируются основные проблемы, стоящие перед научно-педагогическим сообществом на современном этапе, и намечаются пути их решения. Исследование показало, что масштаб имеющихся актуальных нерешенных проблем, связанных с сохранением, изучением и популяризацией церковнославянского языка, требует консолидации усилий и инициирования организации системной работы, к которой должны быть подключены специалисты из разных гуманитарных наук (главным образом филологии, теологии и педагогики), а также представители церковной и государственной власти. По мнению автора, организация такой работы станет более продуктивной, если она будет вестись на базе специально созданных для этой цели научных институтов, центров, кафедр церковнославянского языка и методики его преподавания, о потребности создания которых неоднократно высказывались известные ученые-слависты. Помимо этого, отмечается, что реализуемый в настоящее время подход, связанный с преподаванием русского и церковнославянского языка, должен быть в корне пересмотрен. В частности, педагогической наукой должно быть усвоено положение, согласно которому церковнославянский язык не только в прошлом являлся «алтарем» для русского литературного языка, но и остается для него таковым — неотъемлемой и важнейшей частью — вплоть до настоящего времени, способным оказывать благотворное влияние на языковое сознание всех, кто с ним соприкасается.
Источник
Феликсов С. В. К вопросу о сохранении, изучении и популяризации церковнославянского языка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2025. Вып. 77. С. 64-83 DOI: 10.15382/sturIV202577.64-83