Опубликовано: 17 октября 2025
Источник
Бочков П. В., свящ. К вопросу о конфессиональном разнообразии г. Иркутска: деятельность «архиепископа и митрополита» Олега Урумбаева // Богослов. 2025. № 3 (7). С. 132–155. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.6.2.009

Герб «архиепископа и митрополита» Олега Урумбаева
Начиная с 2020 г., в русскоязычном сегменте социальных сетей среди верующих различных деноминаций западного происхождения стали появляться сообщения о возникновении в городе Иркутске неких англо-католиков, сумевших не только установить юрисдикционную связь с международной структурой — некой Англо-Католической церковью («The Anglocatholic Church») во главе с целым «патриархом», но и в 2023 г. создать религиозную организацию, зарегистрированную в органах Министерства юстиции[1], заявив о наличии в этой организации полноценной приходской и богослужебной жизни. При этом во главе общины оказался целый «митрополит, архиепископ, доктор, митрополит Архиепископии Святого Креста и член коллегии епископов Англо-Католической Церкви» Олег Урумбаев[2].
Возникновение в Иркутске такой христианской деноминации вызвало закономерный интерес со стороны представителей различных религиозных организаций города, пожелавших установить контакт и ознакомиться с жизнью и служением общины. Так, викарный епископ Старокатолической автокефальной церковной провинции Святого Михаила Архангела Иоанн Пономарев, возглавляющий небольшую старокатолическую общину в Иркутске[3], неоднократно пытался посетить общину «англо-католиков», но безуспешно — вследствие отказа О. Урумбаева[4].
О самом «англо-католическом» «митрополите, докторе и архиепископе» известно немного, лишь то, что содержится в немногочисленных открытых источниках в интернете. Все аккаунты О. А. Урумбаева в социальных сетях либо удалены, либо имеют ограниченный доступ. По известным контактным данным связаться с ним не удалось, а сам он стремится как можно меньше сообщать в открытом доступе о своей деятельности и пути, приведшем его к действующему статусу англо-католического «архиепископа и митрополита».
Олег Анатольевич Урумбаев родился 1 марта 1969 г., в 1995 г. окончил Иркутский сельскохозяйственный институт[5] (в настоящее время — Иркутский государственный аграрный университет имени А. А. Ежевского) и как минимум к 2017 г. считал себя буддистом по вероисповеданию. Кроме того, желая стать служителем этого религиозного культа, он прошел соответствующее обучение в буддийской общине «Сангъе Чхо Линг» в Ярославле, где ему было выдано удостоверение младшего служителя (проведение ритуалов, медитаций, миссионерство)[6]. На тот момент он имел также религиозное имя — Тендзин Норбу и являлся буддистским монахом, нося при этом соответствующие конфессиональные одежды. Одновременно с этим он объявил о сборе пожертвований на строительство монастыря «О Сэл Линг», где выступал в качестве «председателя Совета Ассоциации буддийских общин».
В ответ на эти действия 6 июля 2019 г. в интернете, в группах, посвященных российскому буддизму, было распространено заявление администрации Ассоциации буддийских общин «Русский буддизм», в котором сообщалось:
«1. Помещение, в котором не проживают монахи, с доктринальной точки зрения не может считаться монастырем.
2. Д. Тендзин Норбу (Олег Анатольевич Урумбаев) сложил монашеские обеты в марте 2019 г.
3. Д. Тендзин Норбу уже не является ни председателем, ни членом Совета Ассоциации. Он вышел из Совета добровольно незадолго до начала заседания о снятии с него полномочий.
4. Ни один руководящий орган АБО не принимал решений о сборе пожертвований на строительство “О Сэл Линг” от имени Ассоциации. Если бы такое решение было принято, оно было бы зафиксировано в протоколах заседаний Совета или в протоколах Конференции»[7].
В ответ на это О. А. Урумбаев в той же социальной сети создал виртуальное сообщество «Ассоциация буддийских общин “Три драгоценности”», через которое продолжал свою деятельность в качестве независимого буддийского религиозного деятеля.
В сентябре 2019 г. Ассоциация буддийских общин «Русский буддизм» была вынуждена вновь опубликовать информационное сообщение, в котором говорилось о том, что О. А. Урумбаев «создал сообщество в социальной сети “В Контакте” под названием “Ассоциация буддийских общин "Три драгоценности"”… вышел из АБО “Русский буддизм” в июне 2019 года по причине своего несогласия с установленным Конференцией АБО «Русский буддизм» принципом прозрачности сборов и трат пожертвований для входящих в АБО организаций и групп»[8]. В этом же сообщении говорилось, что Урумбаев являлся главой «виртуальных общин», «в которых он, с его слов, занимал те или иные административные позиции», вследствие чего представители Ассоциации предположили, «что речь может идти о ряде мнимых религиозных групп, наполненных т. н. мертвыми душами»»[9]. Эти предположения вполне оправдались впоследствии, когда при смене О. Урумбаевым своей конфессиональной принадлежности в лету канула и его буддийская религиозная община. Кроме того, в сообщении было указано, что «О. А. Урумбаев не является буддийским монахом, так как снял с себя монашеские обеты в марте 2019 года. И, соответственно, не имеет права на ношение буддийского монашеского одеяния»[10].
Последнее свидетельство весьма важно в контексте нашего исследования религиозных опытов О. А. Урумбаева. И не только в контексте свидетельств о виртуальных религиозных группах, сборах пожертвований на несуществующие монастыри и церкви, но и в контексте «карьерного роста», а также рукоположений, которые якобы были совершены над Урумбаевым в различных православных неканонических юрисдикциях.
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте «Англо-Католической Церкви» («The Anglocatholic Church»), 17 февраля 2020 г. «епископ Августин» (Олег Анатольевич Урумбаев) в сущем сане присоединился к этой юрисдикции, «имея в своем распоряжении 5 приходов, 2 священника и 3 диакона с общиной верующих в Иркутске (Россия)»[11]. Также сообщалось, что вскоре он будет назначен «ординарием епархии Святого Креста Англо-католической Церкви (Россия) в составе Архиепископии Иисуса Милостивого Англо-католической Церкви»[12].
Из этого следует, что вчерашний буддийский монах менее чем за полгода не только кардинально пересмотрел свои религиозные убеждения, обратившись в христианство, но и успел принять монашеский постриг, быть последовательно рукоположенным во все степени священства, организовать 5 приходских общин (!), рукоположить пятерых клириков, уверовав в доктринальную систему «англо-католицизма», присоединиться к последнему уже во главе целой епархии. Очевидно, что вся эта череда событий — плод воображения самого новоиспеченного англо-католического «иерарха».
Из информации представителей неканонической православной юрисдикции «Российская Православная Кафолическая Церковь» (РПКЦ)[13] известно, что Урумбаев в 2020 г. действительно вел переговоры о вхождении в состав данной группы и даже был включен в списки клириков РПКЦ в качестве «настоятеля подворья Московской епархии» РПКЦ в г. Иркутске, однако в реальности никаких сослужений и личного общения с представителями клира этой юрисдикции у Урумбаева не было[14]. Кроме того, в это время стремительно набирала силу пандемия COVID-19, вследствие которой были введены жесткие ограничения, полностью исключившие не только возможность свободного перемещения физических лиц, но и любые собрания граждан, в том числе и религиозного характера (массовые богослужения, многолюдные религиозные церемонии). Явившись представителям «Российской Православной Кафолической Церкви» в качестве «архимандрита» с монашеским именем Августин, Урумбаев параллельно осуществлял интернет-поиск такой церковной организации, с помощью которой стала бы возможной регистрация религиозной организации в качестве юридического лица на территории Иркутска.
Благодаря активной деятельности в интернет-пространстве в разное время в социальных сетях распространялась информация, что Урумбаев является священнослужителем таких религиозных организаций, как «Американская Старокатолическая церковь» (предположительно, группа имеет отношение к Экуменическому сообществу Католических и Апостольских Церквей («Ecumenical Communion of Catholic and Apostolic Churches (ECCAC)»)[15] и некой «Кельтской католической церкви» (предположительно, некая «Старо-Католическая Церковь» из Германии («Die Alt-Keltische Kirche»[16])[17]. При этом все эти религиозные структуры расположены в дальнем зарубежье и, очевидно, не имеют на территории России никаких структур (экзархатов, миссий, епархий и т. п.), которые могли бы физически принять Урумбаева в общение через общение литургическое. В любом случае, никаких документальных свидетельств о пребывании Урумбаева в этих структурах выявить не удалось.
Однако обратимся к информации, опубликованной Англо-Католической церковью, которая, в свою очередь, была предоставлена самим «епископом Августином» (Урумбаевым)[18]. С целью доказательства существования у него апостольского преемства и общины последователей он предоставил сведения о своем образовании. Так, в них он сообщал, что в 1995 г. окончил Иркутскую сельскохозяйственную академию. Однако по состоянию на 1995 г. это высшее учебное заведение носило наименование Иркутского сельскохозяйственного института. Вуз сменил название — стал академией — в марте 1996 г. согласно приказу Госкомитета вузов России № 332 от 23 февраля 1996 г.[19]. Это может говорить либо об ошибке предоставленной информации, либо о намеренном подлоге документов.
Кроме того, Урумбаев сообщал, что также окончил некую Свято-Троицкую семинарию в Санкт-Петербурге в 2010 г., Иркутский государственный университет по специальности «религиоведение» в 2011 г., а в 2021 г. — Свято-Троцкую школу служения (Holy Trinity School of Ministry), где был удостоен ученой степени доктора богословия (doctor of divinity)[20]. В этих утверждениях также имеется ряд сомнений, так как обнаружить существование Свято-Троицкой семинарии в Санкт-Петербурге не удалось. Теоретически Урумбаев мог получить религиоведческое образование в Иркутском государственном университете, однако и это утверждение не подкреплено никакими документами. Заявленная Свято-Троицкая школа служения, очевидно, является онлайн-площадкой, позиционирующей себя как «консервативное евангельское христианское учебное заведение… высшее учебное заведение, специализирующееся на онлайн-обучении действующих пасторов, мирян и членов церкви»[21]. Центр школы расположен в г. Эвансвилл, штат Индиана, США. В этом учебном заведении, пользующимся популярностью среди разного рода протестантских служителей, любой желающий имеет возможность получить сертификат или диплом практически любого уровня, включая докторский. Для этого нужно всего лишь пройти специальный онлайн-курс. Однако качество этого образования не регулируется специальными органами государственной власти, что создает условия для тех, кто бы хотел стяжать научные успехи, не потрудившись для того должным образом.
Гораздо больший интерес представляет собой информация, предоставленная Урумбаевым о своем «карьерном росте» в мире так называемого «альтернативного православия»[22], то есть в неканонических юрисдикциях, по сути — раскольнических сообществах. Однако при внимательном изучении этой информации выяснилось, что практически никого из названных Урумбаевым клириков этих неканонических групп в действительности никогда не существовало. В справке «Англо-Католической Церкви» указано, что рукоположение в сан иеромонаха Урумбаева произошло в 2014 г. и было совершено неким «епископом Арсением Гавриковым»[23]. Однако ни в одной из многочисленных групп неканонического православия, действующих на постсоветском пространстве, нет сведений о когда-либо существовавшем епископе Алексии Гаврикове или любом другом клирике с такими именем и фамилией. Как не существует такого священнослужителя, и тем более епископа, в канонических Православных Церквях.
Следом указано, что Урумбаев был возведен в сан «игумена» в 2015 г., а в сан «архимандрита» — в 2016 г. Оба возведения якобы осуществил «митрополит Феофан Тесленко». Последний является реальным лицом, и ранее он являлся клириком ряда неканонических групп, наибольшую известность приобрел в 2011–2012 гг. как «епископ Донецкий и Горловский» неканонической и во многом виртуальной «Истинно Православной Церкви — Слобожанской Архиепископии»[24], а затем, с 2014 г. — как «епископ Донецкий и Луганский» маргинальной «Патриархии Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви»[25]. В 2015 г. Феофан (Тесленко) заявил, что является главой практически распавшейся «катакомбной патриархии» и выступает в качестве «митрополита Крутицкого и Коломенского, временно управляющего церковью»[26] В реальности никакой паствы и верующих Тесленко практически не имеет «и, постоянно проживая в Луганске, в основном присутствует в сети интернет, занимается больше виртуальным “духовным окормлением”»[27], фактически находясь в акефальном состоянии. Живое общение Урумбаева с Феофаном (Тесленко) также весьма сомнительно, так как в 2015–2016 г. территория Луганска, Луганской области и в целом Донбасса была весьма небезопасной для посещения вследствие вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Исходя из всего этого очевидно, что с Тесленко Урумбаев связался посредством интернета.
Далее, указывается, что епископское рукоположение Урумбаев получил в 2017 г. от неких «епископов» Харламия (так в тексте) Климова и Германа Самгина[28]. Конечно, епископы с такими именами и фамилиями совершенно неизвестны ни в одной из неканонических православных юрисдикций. Нет епископов или священнослужителей с такими именами и ни в одной из канонических Православных Церквей. Зато в литературе хорошо известен главный персонаж романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Возникает вопрос: не его ли имя легло в основу имен этих выдуманных «иерархов» неизвестных «православных юрисдикций»? Могли ли эти придуманные «иерархи» рукоположить в 2017 г. в сан епископа исповедующего буддизм и принявшего буддийское монашество Урумбаева? Ответ очевиден.
Говоря о религиозной деятельности Урумбаева в Иркутске, необходимо также отметить, что еще до обретения себя в качестве «англо-католика» Урумбаев некоторое время причислял себя к протестантам и имел должность пастора, руководителя протестантской церкви «Святого Луки»[29], зарегистрированной все по тому же адресу, что и ряд его коммерческих предприятий (ООО «ФЕМИДА», ООО «ФЕМИДА+» и ООО «АЛЬФА+»), занимающихся охранной, ветеринарной и правовой деятельностью[30].
Итак, несмотря на все это, руководство «Англо-Католической Церкви» заявило о принятии «епископа» Августина (Урумбаева) в свои ряды в феврале 2020 г. И уже спустя всего месяц юрисдикция сообщила, что «25 марта 2020 года указом Его Преосвященства, Преосвященнейшего доктора Хейго Ритсбека, MA, MDiv, DMin, LittD, DD, Патриарха Англо-Католической церкви, Его Преосвященство Преосвященнейший Августин Урумбаев, Dip. Agr., Dip.Th., Dip.Rel., Ординарий Епархии Святого Креста Англо-католической церкви, был возведен в сан архиепископа. Его Преосвященство Преосвященнейший Августин Урумбаев будет исполнять обязанности архиепископа Архиепархии Святого Креста Англо-католической церкви (Россия)»[31].
Чтобы говорить о дальнейшем служении Урумбаева в качестве «архиепископа», стоит обратиться к истории самой «Англо-Католической Церкви» и ее руководителя — «патриарха» Хейго Ритсбека. Хейго Ритсбек (Heigo Ritsbek) родился 12 апреля 1951 г. в г. Пярну в Эстонии в семье священнослужителя. Окончил исторический факультет Тартуского государственного университета. Будучи по вероисповеданию методистом, в 1977–1982 гг. он являлся секретарем правления Эстонской методистской церкви, а в 1979–1989 гг. — пастором методистской общины Таллина. 9 марта 1979 г. Хейго Ритсбек был рукоположен в сан диакона методистским епископом Оле Боргеном (Ole Edvard Borgen) (1925–2009)[32]. В 1989 г. Х. Ритсбек эмигрировал с семьей в США, где продолжил свое служение в методистских общинах. Параллельно получил духовное образование, окончив в 1993 г. Методистскую духовную семинарию в Эбери со степенью магистра богословия. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию в Школе теологии Бостонского университета на тему «Миссия методизма в Эстонии». В том же году Ритсбек присоединился к «Харизматической Епископальной Церкви»[33], где 23 июня 1996 г. был рукоположен в сан методистского священника, и, вернувшись в Эстонию, исполнял обязанности генерального викария «Эстонской Харизматической Епископальной Церкви» с 1996 по 2011 г., попутно являясь настоятелем прихода Святого Стефана в Харкуярве. Примечательно, что «Харизматическая Епископальная Церковь» в 1997 г. перерукоположила всю свою иерархию с помощью епископата «Бразильской Католической Апостольской церкви»[34], имеющей преемство от римо-католического епископа Карлоса Дуйте Коста, покинувшего Католическую Церковь в 1945 г. и создавшего собственную многочисленную юрисдикцию в Бразилии. Примечательно, что ряд епископов, поставленных им, после возвращения в католичество были приняты в сущем сане[35]. 25 августа 2012 г. Ритсбек был поставлен епископом неким африканским «архиепископом Уганды Киизой Томасом (Kiiza S. Tom)»[36] (предстоятелем «Экуменической Православно-Католической Церкви» («Ecumenical Orthodox-Catholic Church»), а в 2016 г. основал собственную независимую «Англо-Католическую Церковь», возглавив ее в качестве «Вселенского Патриарха». Свою религиозную деятельность «патриарх» Ритсбек совмещает с преподавательской работой в ряде средних и высших учебных заведений в Эстонии[37].
Хейго Ритсбек в 2011 г. попадал в поле зрения эстонских СМИ и правоохранительных органов вследствие скандала, связанного с обвинениями Ритсбека в домогательствах в отношении одной из его последовательниц[38].
Разбирая состав «иерархии» «Англо-Католической Церкви», можно увидеть, что большую ее часть составляют африканские иерархи самых разных традиций, часть из которых параллельно состоит в других неканонических религиозных сообществах, в том числе и отождествляющих себя с православием. Конечно же, подавляющее большинство этих религиозных деятелей имеют общение со своим «Вселенским Патриархом» лишь через интернет и, как и Урумбаев, вошли в эту юрисдикцию благодаря бесперебойной работе современных средств связи и желанию Ритсбека быть англо-католическим «Вселенским Патриархом».
Обретя желанный статус «архиепископа», Урумбаев приступил к уже опробованной им практике тиражирования и рекламы своей деятельности через социальные сети. И вскоре вошел в общение с подобными ему искателями громких титулов и званий. Так, в 2023 г. лютеранским епископом из Воронежа Анатолием Малаховым был учрежден «Суверенный Рыцарский Орден Королевства Пруссия» во главе с постоянно проживающим в г. Калининграде «гроссмейстером (Великим Магистром) герцогом Сергеем фон дер Вольфом»[39]. Сам Анатолий Малахов некогда входил в структуру Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ), которая получила иерархическую преемственность от старокатолической иерархии[40], в свою очередь возводящей свое преемство к уже упомянутой «Бразильской Католической Апостольской церкви»[41]. Сергей Вольф, желая утвердить за собой титул «герцога», через интернет смог войти в контакт с рядом различных неканонических иерархов, которые издали разного рода декреты и грамоты о признании за Вольфом такого титула. Одним из таких деятелей выступил и Урумбаев, к тому моменту уже усвоивший себе титул «митрополита» и выдавший Вольфу сертификат на немецком языке, датированный 12 июля 2022 г.[42], и аналогичный документ на русском языке от 14 июля 2023 г.[43] Идентичность текстов обоих документов, цвета чернил, которыми сделаны подписи и поставлены печати, говорят в пользу того, что документы были сделаны одновременно[44].
Отметим, что документы за подписью «митрополита и архиепископа» Олега Урумбаева были увенчаны личным епископским гербом, изготовленным по традиции западных епископов, приобретением которого «иерарх» также оперативно озаботился.
Уже на следующий день преисполненный благодарности за признание своего виртуального ордена «Гроссмейстер Ордена Герцог Сергей фон дер Вольф пожаловал звание Рыцаря Ордена Королевства Пруссия Архиепископу доктору Олегу Урумбаеву, Митрополиту Архиепископии Святого Креста Англо-Католической Церкви»[45]. При этом Вольф выписал на имя Урумбаева грамоту, в которой признавалось его право «на личное дворянское достоинство и соответствующие ему привилегии, включая герб»[46].
Тесные связи с Вольфом продолжились. Вскоре Вольф, утверждая существование в рамках его ордена целой армии и в ее составе некой Гвардии Ордена Королевства Пруссия, принял решение о необходимости духовного окормления своих виртуальных войск, для чего был создан англо-католический пропст (благочиние). «29 ноября 2023 года подписан Эдикт за №16/2023 о присвоении капелланского чина Полевого Пропста Армии Митрополиту Архиепископу доктору Олегу Урумбаеву, предстоятелю Архиепископии Святого Креста Англо-Католической Церкви и аббату монастыря Святого Креста»[47].
10 ноября 2022 г. Сергей Вольф на базе своего Ордена создал собственную «Евангелическо-Лютеранскую Церковь Пруссии», которую возглавил в качестве верховного правителя. 18 ноября 2023 г. между новой структурой и «Архиепископией Святого Креста Англо-Католической Церкви» в лице Олега Урумбаева было подписано соглашение, определившее «пути сотрудничества между двумя консервативными церковными структурами, одновременно осуждая ересь экуменизма и создавая прецедент взаимодействия в духовной сфере с сохранением конфессиональной идентичности каждой из сторон»[48]. В 2024 г. во главе «Евангелическо-Лютеранской Церкви Пруссии» встал лютеранский епископ Алексий Суворов[49]. Вскоре было объявлено об организации «Синода Евангелических Церквей Аугсбургского Вероисповедания»: «(СЕЦАВ или Синод ЕЦАВ) является содружеством, добровольным объединением лютеранских общин, церквей, верующих и служителей. Синод ЕЦАВ был основан Владимиром Сергеевичем Пудовым после ухода в отставку с поста Президента Генерального Синода ЕЛЦ АИ»[50]. Руководство синодом в качестве председателя осуществляет епископ Алексий (Суворов). В сам синод, наряду с другими членами, вошли епископ Анатолий Малахов, а также «епископ-электус Сергей Вольф, Доктор Теологии (Россия, ЕЛЦ Пруссии)»[51], очевидно, получивший эти звания в течение 2024–2025 гг.
Наконец, тесный союз двух любителей интернет-регалий получил свое логическое продолжение путем конфессионального объединения. Официальный сайт ордена сообщил, что «на основании прошения Предстоятеля Архиепископии Святого Креста Англо-Католической Церкви Его Высокопреосвященства Митрополита Архиепископа доктора Олега Урумбаева от 7 января 2025 г., митрополия принята в состав ЕЛЦП указом от 11 января 2025 г. В соответствии с ним, Архиепископия Святого Креста приобретает статус Сибирской консистории, включающей приходы в следующих городах:
Архиепархия Святого Креста (Епископский приход) и монастырь Святого Колумбана в г. Иркутске;
Община Святой Троицы в г. Ангарске;
Община Святого Колумбана в г. Шелехове;
Община Святого Архангела Михаила в г. Алзамае;
Община Святого Апостола Петра в г. Петровске-Забайкальском;
Община Иисуса в г. Владивостоке.
Учитывая догматическую близость между Евангелическо-Лютеранским и Англиканским вероисповеданиями, Предстоятель принят в штат служителей ЕЛЦП в сущем Епископском сане»[52]. Это сообщение, сопровождавшееся публикаций соответствующих копий документов, подписанных Вольфом и епископом Алексеем Суворовым[53], показало, что новая лютеранская структура, действующая на территории России, весьма поверхностно отнеслась к составу собственной иерархии, включив в нее лицо, не имеющего даже неканонического поставления в священные степени. Однако документы засвидетельствовали, что как минимум на январь 2025 г. Урумбаев считал себя главой целой епархии с общинами, расположенными в разных городах Сибири и Дальнего Востока. Однако данных о наличии в указанных населенных пунктах реальных последователей Урумбаева также не существует.
Подводя итог исследованию, посвященному религиозной активности О. А. Урумбаева на территории Иркутска, можно сделать ряд выводов:
· О. А. Урумбаев как минимум с 2016 г. осуществлял религиозную деятельность и до марта 2019 г. являлся буддийским монахом, имел удостоверение младшего служителя, заявлял, что является главой буддийского монастыря в Иркутске, и призывал верующих делать пожертвования на его общину.
· Урумбаев за весьма небольшой срок (с 2017 по 2025 г.) позиционировал себя вначале как буддист, затем как протестантский пастор и одновременно — как «альтернативно-православный» «иеромонах», «игумен», «архимандрит» и «епископ». Позже сменил ряд различных старокатолических деноминаций, стал «епископом», а затем «архиепископом» и, наконец, «митрополитом» «Англо-Католической Церкви», а в начале 2025 г. вошел в «сущем сане» в состав «Евангелическо-Лютеранской Церкви Пруссии».
· Указанные хиротонии в недрах неканонических православных групп не могли быть осуществлены, так как все рукополагавшие Урумбаева «епископы» (Гавриков, Климов и Самгин) в реальности никогда не существовали.
· Все указанные рукоположения и возведения на священные степени происходили в те годы, когда Урумбаев был известен в г. Иркутске как практикующий буддист.
· Часть активного иерархического роста О. А. Урумбаева пришлась на годы введения жестких ограничений вследствие пандемии COVID-19, что существенно, если не полностью, лишало возможности О. А. Урумбаева свободно перемещаться в регионы, где он мог быть наделен тем или иным посвящением.
· Все контакты Урумбаева с представителями различных религиозных структур (вероятно, за редким исключением) осуществлялись через интернет, что исключает возможность реального богослужебного общения с этими группами/деноминациями.
· Представленные О. А. Урумбаевым в качестве подтверждения его полномочий документы, исходя из которых на ресурсах «Англо-Католической Церкви» опубликована информация об О. А. Урумбаеве, очевидно, являются фиктивными.
· С большой долей вероятности можно утверждать, что, как и священные степени О. А. Урумбаева, его иерархический путь, наличие священного сана, монашеского пострига с именем Августин и т. д., так и активная религиозная деятельность, наличие крупной общины верующих в Иркутске и последователей в других городах Сибири и Дальнего Востока, — все это плод фантазии, тиражируемой через интернет-ресурсы.
Проблема самосвятства и самозванства не нова. Религиозные самозванцы известны в разных культах и верованиях. Не новы они и для христианства, и в частности для Русской Православной Церкви. В новейшей церковной истории известны имена лжеархиепископа Серафима (Поздеева), в 1940–1960-х гг. выдававшего себя за архиепископа Серафима (Остроумова) (+ 1937), на деле не имевшего даже неканонических посвящений[54], а также его преемника «схимитрополита» Геннадия (Секача)[55]. В последние несколько лет также появилось несколько лжеиерархов, не имеющих никакого, даже неканонического поставления, как, например, одиозный «схимитрополит» Филипп (Лужанский)[56] (в настоящее время выдающий себя за казачьего атамана), лжемитрополит Давид-Адриан-Иосиф-Симон Ильягуев[57] и др. В заключение мы неслучайно обратили внимание, что имена якобы рукоположивших Урумбаева епископов полностью соответствуют имени главного действующего лица романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Именно этот роман ввел в широкий оборот расхожее выражение, которое ставит под сомнение какое-либо утверждение: «А был ли мальчик»[58].
Изучение религиозных групп и общин подобной «диацезу и архиепархии» О. А. Урумбаева в г. Иркутске не только помогает существенно дополнить рядом деталей историю малочисленных религиозных образований в России новейшего времени, но и ввести в научный оборот дополнительные сведения, представляющие интерес для таких дисциплин, как расколоведение, история церковных расколов, сектоведение, религиоведение, и др.
Алексеев В. В., Нечаева М. Ю. Воскресшие Романовы?.. К истории самозванчества в России ХХ века. Ч. I. Екатеринбург, 2001. 398 с.; Ч. II. Челябинск; Екатеринбург, 2002. 558 с.
Бегичев П. А. Всемирный совет национальных католических церквей. Консервативное старокатолическое движение // Christian Schism Review. М., 2023. Т. 1. № 1. С. 41–54.
Борисова Л. М. «Да был ли мальчик-то?» О смысле горьковского рефрена // Вопросы литературы. М., 2018. № 4. С. 15–41.
Бочков П. В. Лжемитрополит Ильягуев — новое явление религиозного самозванства в России // Православие и общество: грани взаимодействия: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках XIII Забайкальских Рождественских образовательных чтений, регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений / Забайкальский государственный университет; ответственный редактор Е. В. Дроботушенко. Чита: ЗабГУ, 2023. С. 43–47.
Бочков П. В., свящ. Из шоу-бизнеса в «схимитрополиты»: история неканонической группы «митрополита» Филиппа // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. Выпуск № 3 (17). Пенза, 2020. С. 57–73.
Бочков Павел свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 427 с.; Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Издание 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Свое издательство, 2018. 486 с.
Грамота о признании и благословении от 14 июля 2023 г. На официальном бланке архиепископа митрополита Архиепископии Святого Креста Англо-Католической Церкви. Печати МРО «Англо-Католической Церкви г. Иркутска». Автограф О. А. Урумбаева. На 1 л. Копия. // Архив автора.
Декрет о пожаловании звания Рыцаря Суверенного Рыцарского Ордена Королевства Пруссия от 15.07.2023. Исходящий № 43/1/23. На бланке Ордена. Печати Ордена. Автограф С. Вольфа. На 1 л. Копия // Архив автора.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Пруссии приняла в свой состав крупный диоцез // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.ritterorden.website/новости#h.2vcz2cdt7p7j (дата обращения: 25.09.2025).
Женщина обвиняет пастора в сексуальных домогательствах // Postimees [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://rus.postimees.ee/363774/zhenshchina-obvinyaet-pastora-v-seksualnyh-domogatelstvah (дата обращения: 25.09.2025).
Информационное сообщение от 8 сентября 2019 г. На официальном бланке Ассоциации буддийских общин «Русский буддизм». На 1 л. Копия // Архив автора.
История Университета // ФГБОУ ВО Иркутский Государственный аграрный университет [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://irsau.ru/structure/university/history.php (дата обращения: 25.09.2025).
Кельтская Церковь в Германии // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2025. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-indi-keltische.html (дата обращения: 25.09.2025).
Лещинский А. Н. Альтернативное православие (постановка проблем религиоведческого анализа) // Свобода совести в России. Исторический и современный аспекты. М.: РОИР, 2007. С. 457–469.
Местная религиозная организация «Англо-Католическая Церковь г. Иркутска» // Реестр некоммерческих организаций // Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij/ (дата обращения: 25.09.2025).
Назначен англо-католический Полевой Пропст Армии // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.ritterorden.website/новости#h.ofzrrm5llo1v (дата обращения: 25.09.2025).
Назначение Генерал-суперинтендента ЕЛЦ Пруссии // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https: www.ritterorden.website/новости#h.22bdkgfb9wk9 (дата обращения: 25.09.2025).
О Синоде // Синод ЕЦАВ — Маяк консервативного лютеранства [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://synod.su/about/ (дата обращения: 25.09.2025).
О Церкви // Старокатолическая автокефальная церковная провинция Святого Михаила Архангела [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.oldcatholic.ru/church (дата обращения: 25.09.2025).
Пастор, обвиняемый в сексуальных домогательствах, ушел с должности // Postimees [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://rus.postimees.ee/366560/pastor-obvinyaemyy-v-seksualnyh-domogatelstvah-ushel-s-dolzhnosti (дата обращения: 25.09.2025).
Подписание Межцерковного соглашения с Англо-Католической Церковью // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https: www.ritterorden.website/новости#h.22bdkgfb9wk9 (дата обращения: 25.09.2025).
Пожалование звания Рыцаря Митрополиту Архиепископии Святого Креста Англо-Католической церкви Архиепископу доктору Олегу Урумбаеву // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https:// www.ritterorden.website/новости#h.ofzrrm5llo1v (дата обращения: 25.09.2025).
Признание от Митрополита Архиепископии Святого Креста Англо-Католической церкви Архиепископа доктора Олега Урумбаева — документ на двух языках от 14.07.2023. // Orden des Königreichs Preußen [Электронный ресурс]. 2025. URL: https:// www.ritterorden.website/главная-страница (дата обращения: 25.09.2025).
Разъяснение о сборе пожертвований на «строящийся монастырь О Сэл Линг» г. Иркутска // Русский буддизм // В Контакте [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://vk.com/wall-132578117_435 (дата обращения: 25.09.2025).
Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М.: Изд. Крутицкого подворья; Общ-во любителей церковной истории, 2009. 520 с.
Структура // Синод ЕЦАВ — Маяк консервативного лютеранства [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://synod.su/about/structure/ (дата обращения: 25.09.2025).
Структура общины // Буддизм в Ярославле. МБРО Сангъе Чхо Линг [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://sangyecholing.wixsite.com/sangye/about-us (дата обращения: 25.09.2025).
Указ о принятии Митрополии Святого Креста Англо-Католической Церкви в России в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Пруссии от 11 января 2025 г. Без №. На бланке Евангелическо-Лютеранской Церкви Пруссии. Печати. Автографы С. Вольфа и епископа Алексия Суворова На 1 л. Копия. // Архив автора.
Указ о принятии предстоятеля Митрополии Святого Креста Англо-Католической Церкви в России Митрополита Архиепископа доктора Олега Урумбаева в штат служителей Евагелическо-Лютеранской Церкви Пруссии от 11 января 2025 г. Без №. На бланке Евангелическо-Лютеранской Церкви Пруссии. Печати. Автографы С. Вольфа и епископа Алексия Суворова На 1 л. Копия. // Архив автора.
Указ об Учреждении Суверенного Рыцарского Ордена Королевства Пруссия. На бланке епископа Анатолия Малахова с личным гербом. Личная печать епископа Анатолия Малахова. Печать выпуклая, накладная с личным гербом епископа Анатолия Малахова. Автограф епископа Анатолия Малахова. На 1 л. Копия. // Архив автора.
Урумбаев Олег Анатольевич // Xfirm [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://xfirm.ru/person/381006967941 (дата обращения: 25.09.2025).
Харизматическая епископальная Церковь // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. 2025. URL: http://www.hierarchy.religare.ru/h-angl-iccec.html (дата обращения: 25.09.2025).
«Церковь Святого Луки», Иркутск // Карта протестантских церквей России [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://map.drevolife.ru/org/3914 (дата обращения: 25.09.2025).
Bishops // The Anglocatholic Church [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://anglocatholicchurch.eu/bishops/ (дата обращения: 25.09.2025).
Die Alt-Keltische Kirche [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://www.alt-keltische-kirche.de/ (дата обращения: 25.09.2025).
Ecumenical Communion of Catholic and Apostolic Churches // Melton’s Encyclopedia of American Religions / J. Gordon Melton, editor in chief; James Beverley, Constance Jones, Pamela S. Nadell, associate editors. 8th ed. Detroit; New York; San Francisco; New Haven; Waterville; London, 2009. Р. 89–90.
Heigo Ritsbek // Vikiptedia [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://et.wikipedia.org/wiki/Heigo_Ritsbek (дата обращения: 25.09.2025).
History // The Anglocatholic Church [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://anglocatholicchurch.eu/history/ (дата обращения: 25.09.2025).
Lund Jon Magne. Ole Edvard Borgen // Store norske leksikon [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://nbl.snl.no/Ole_Edvard_Borgen (дата обращения: 25.09.2025).
Primate Archbishop Tom Kiiza Sibayirwa // Ecumenical Orthodox-Catholic Church [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://eocchurch.site123.me/our-leaders-at-your-service/primate-archbishop-tom-kiiza-sibayirwa (дата обращения: 25.09.2025).
Trinity College of the Bible and Theological Seminary // [Электронный ресурс]. 2025. URL: https://trinitysem.edu/ (дата обращения: 25.09.2025).
Zertificat uber Anerkennung und Segen vom 14 juli 2022. На официальном бланке архиепископа митрополита Архиепископии Святого Креста Англо-Католической Церкви. На немецком языке. Печати МРО «Англо-Католической Церкви г. Иркутска». Автограф О. А. Урумбаева. На 1 л. Копия. // Архив автора.
Источник
Бочков П. В., свящ. К вопросу о конфессиональном разнообразии г. Иркутска: деятельность «архиепископа и митрополита» Олега Урумбаева // Богослов. 2025. № 3 (7). С. 132–155. DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2025.6.2.009