Опубликовано: 13 июня 2025
Источник
Бочков П., свящ. История возникновения и деятельности неканонической «Болгарской Истинно-Православной Церкви» «митрополита» Гервасия (Патырова) в 2010–2024 гг. // Богослов. 2025. № 2 (6). С. 72–90.

Резкие изменения на геополитической карте Восточной Европы, порожденные сменой политических систем, уходом в прошлое социалистического строя и резкой демократизацией, проявились в общественно-политической, социальной и экономической сферах в разных странах. Резкие преобразования затронули и сферу государственно-конфессиональных отношений, которые вошли в новую для себя эпоху, став еще одним фронтом в противостоянии некоторых политизированных граждан.
Не обошли стороной эти процессы и Болгарию. На волне критики в адрес иерархии, уличенной в сотрудничестве с органами государственной безопасности в годы советской власти, Болгарская Православная Церковь (БПЦ) встала перед серьезным испытанием церковного единства и перед соблазном раскола. История этого раскола, к счастью, уже вполне уврачеванного, уже не раз была предметом разного рода исследований[1]. Однако, несмотря на то что раскол, существовавший с 1992 по 2012 г., был уврачеван в результате слаженных действий как священноначалия Болгарской Православной Церкви, государства и общества, так и других Поместных Православных Церквей, последствия этого разделения еще существуют в виде малочисленных неканонических группировок, до сих пор действующих на территории Болгарии.
Раскол 1992 г. возник при активной поддержке новых демократических властей, основной опорой которых являлась политическая партия «Союз демократических сил». Один из старейших иерархов Болгарской Православной Церкви митрополит Неврокопский Пимен (Энев) (1906–1999) поддерживал тесные контакты с этими политическими кругами и в результате стал орудием в их руках, которое было использовано против канонического единства Болгарской Церкви. Ряд политизированных клириков высказал несогласие с итогами выборов Болгарского Патриарха 1971 г., так как выборы были проведены под полным контролем органов государственной безопасности[2]. Поэтому в числе иерархов БПЦ нашлось несколько человек, объявивших выборы Патриарха 1971 г., в результате которых был избран Патриарх Максим (Минков) (1914–2012), недействительными. В результате они сформировали так называемый «Альтернативный синод», который, получив поддержку новых властей Болгарии, предъявил не только канонические, но и имущественные претензии к канонической Церкви[3]. Войдя в общение с отлученным предстоятелем «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» Филаретом (Денисенко) и приняв в свой состав целую группу лиц с сомнительной моральной и канонической репутацией, а также совершив еще ряд поступков подобного рода, «Альтернативный синод» противопоставил себя всей полноте канонического Православия. В 1996 г. Пимен (Энев) был провозглашен «патриархом Болгарским», а его группа стремительно начала рукополагать новых епископов, усугубляя и без того тяжелую ситуацию.
Все Поместные Православные Церкви высказали полную поддержку Патриарху Максиму. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Софию, прибыв на Всеправославный собор (синод) в 1998 г.[4] «В октябре 1998 г. Патриарх Максим собрал в Софии Всеправославный синод, на котором раскольники объявили, что признают его Патриархом»[5]. При этом Болгарская Церковь проявила милость и по икономии предоставила «возможность лишенным церковного сана восстановить свое благодатное общение в единстве Церкви»[6], вследствие чего все рукоположенные в расколе епископы принимались через покаяние в сущем сане, а митрополиты Калиник (Александров) (1931–2016) и Пимен (Энев) были восстановлены на своих кафедрах, которые занимали до уклонения в раскол.
Тем не менее не все заверения уклонившихся в раскол оказались искренними. Уже «9 ноября 1998 г. в Софии был созван так называемый “Внеочередной церковно-народный собор”, на котором продолжающие пребывать в расколе клирики и миряне проголосовали за отставку Патриарха Максима и приняли новый Устав об устройстве и управлении БПЦ»[7]. Небольшая часть иерархов бывшего «Альтернативного синода» избрала своим главой «митрополита Софийского» Иннокентия (Петрова), и деятельность «Альтернативного синода Болгарской Православной Церкви» продолжилась, правда уже в более скромных масштабах. С течением времени «альтернативная» юрисдикция утратила практически все ранее занимаемые храмы и клириков, и к 2012 г. «синод» прекратил свою деятельность. Сам «митрополит Софийский» Иннокентий (Петров) в декабре 2012 г. был принят в БПЦ в сане епископа, а все немногочисленные клирики, не пожелавшие вернуться в каноническую Церковь, рассеялись по нескольким крайне малочисленным группам[8].
Главой одной из таких групп стал бывший Браницкий «митрополит» Гервасий (в миру — Георгий Патыров (Георги Патъров) (10.04.1964 — 12.08.2024), управлявший Неврокопской епархией неканонического «Альтернативного синода Болгарской Православной Церкви».
Большая часть жизни этого клирика была связана со служением в неканонических структурах. Частая смена юрисдикций объясняется особыми чертами характера Гервасия, во все годы своей активной религиозной деятельности имевшего сложный характер и соответствующее поведение. Будучи клириком Болгарской Православной Церкви, в первой половине 1990-х годов Гервасий (Патыров) поддержал раскольническую политику группы болгарских митрополитов и присоединился к неканонической «Альтернативной Болгарской Православной Церкви» во главе с митрополитом Пименом (Эневым). В составе этой юрисдикции в 1999 г. Гервасий (Патыров) был рукоположен в сан «епископа Браницкого».
В 2002 г., когда структура «Альтернативного синода БПЦ» начинала распадаться, Гервасий (Патыров) вошел в общение с неканоническим греческим старостильным «Каллиникитским» синодом Церкви ИПХ Греции», куда был принят через хиротесию. За Гервасием последовало несколько небольших приходских общин вместе с храмами, в том числе и храм во имя архангела Михаила в Софии. Вследствие этого в составе «Каллиникитского» синода Гервасий получил титул «митрополита Сардикийского» (древний Сердик (Средец) — современная София, столица Болгарии). Перейдя на старый стиль, Гервасий, тем не менее, продолжил пребывать в общении с прочими болгарскими раскольниками и периодически сослужил с ними. Для греческих старостильников такое поведение было неприемлемым, и уже в 2003 г. Гервасий был исключен из греческой неканонической структуры[9]. В 2003 г. Гервасий (Патыров) вновь вошел в состав юрисдикции «Альтернативного синода Болгарской Православной Церкви», опять получив назначение в качестве «епископа Браницкого». В июле 2009 г. решением «Альтернативного синода» он был возведен в сан «митрополита Неврокопского».
С этого момента между «митрополитами» Гервасием (Патыровым) и Иннокентием (Петровым) набирает силу конфликт, в результате которого в феврале 2010 г. Гервасий окончательно отделяется от юрисдикции, причем сохраняя общение с «митрополитом Авлонским и Беотии» Ангелосом (Анастасиу) (1950–2021), главой «Святого Митрополичьего Синода Отеческого Календаря Истинно-Православной Церкви Греции». С этой старостильной группой, отделившейся от уже упомянутого выше греческого старостильного «Каллиникитского синода», «Альтернативный синод БПЦ» состоял в общении с 2007 по 2010 гг. Примечательно, что в феврале 2010 г. «митрополит» Гервасий (Патыров) при участии «иерархов» группы Анастасиу, но без участия «митрополита» Иннокентия (Петрова) совершает хиротонию «епископа» Агатопольского Виссариона (Добрева).
В тот же период Ангелос (Анастасиу) состоял в общении с неканоническим «Священным Миланским Синодом» «митрополита Миланского» Евлогия (Хесслера) (1935–2019). Соответственно, Гервасий (Патыров) также имел церковное общение с этим деятелем неканонического православия в Западной Европе.
Воспользовавшись помощью этих юрисдикций, Гервасий 19 июня 2010 г. поставил во «епископа» Мелникского скандально известного шоумена и открытого гомосексуалиста Дамаскина (Дима Стоянова Дукова)[10]. Последний в 1990-х гг. подвизался в одном из болгарских монастырей, принял монашеский постриг, но позднее сложил с себя монашеское звание. Вскоре выяснились и причины, по которым Дуков попал в юрисдикцию и получил «архиерейский» сан. В прессе разразился громкий скандал, обличивший нравственный облик не только самого Гервасия, усвоившего себе титул «митрополита» Софийского и всея Болгарии, но и почти всех его «клириков»: «архимандрита» Тимофея, «иеромонаха» Лаврентия и других. По сообщению бывшего члена юрисдикции Румена Попски, Гервасий является развратником, презревшим монашеские обеты, вступающим в порочные связи как с женщинами, так и с мужчинами, а общение с юрисдикцией Ангелоса (Анастасиу) поддерживалось им исключительно с целью вымогательства денежных средств[11]. Клирики Гервасия оказались замешаны в гомосексуальных связях, совращении малолетних и развратных действиях в отношении несовершеннолетних. Свои слова Р. Попски подкрепил публикацией фотоснимков, свидетельствующих о правдивости обвинений. Несмотря на вскрывшиеся вопиющие факты, Гервасий пытался скрыть от общественности обнародованные Р. Попски материалы, продолжая создавать видимость деятельности православной религиозной организации[12].
В мае 2011 г. к группе Гервасия (Патырова) присоединился «епископ» Кирилл (Безерра) из Бразилии, ранее состоявший в юрисдикции «Украинской Православной Церкви в Америке» «митрополита» Иоанна (Майлеса)[13].
Активный поиск себе подобных и желание выйти из канонической изоляции путем заключения актов об общении с ними привел Гервасия к решению войти в союз неканонических юрисдикций, в настоящее время известный как «Синаксис Истинно-Православных Церквей»[14].
14 июля 2011 г. в пос. Денежниково Московской обл. «Альтернативный синод Болгарской Православной Церкви» в лице «митрополита» Гервасия (Патырова) подписал особый документ — Томос о евхаристическом общении с «Независимой митрополией Авлона и Беотии» («Священным Митрополичьим Синодом Отеческого Календаря Церкви ИПХ Греции») под руководством «митрополита» Ангелоса (Анастасиу), «Православной Церковью России» («Истинно-Православной Церковью») «митрополита» Рафаила (Прокопьева-Мотовилова) (известного также как «схимитрополит» Серафим (Мотовилов)) и с «Автономной Православной Митрополией Северной и Южной Америки и Британских островов» «митрополита» Иоанна (Ло Бю)[15].
Союз неканонических юрисдикций недолго пребывал в данном составе, поскольку уже 5 декабря 2011 г. «митрополит» Ангелос (Анастасиу), а также ИПЦ-ПРЦ разорвали общение с болгарской юрисдикцией «митрополита» Гервасия (Патырова), так как вскрылся аморальный образ жизни как самого «митрополита» Гервасия, так и его «иерарха» Дамаскина (Дукова)[16]. Скандал, разразившийся в болгарских СМИ, оттолкнул от Гервасия большую часть и без того немногочисленных последователей. В результате часть из них присоединилась к другой неканонической структуре — «Истинно-Православной Болгарской Церкви», ранее носившей название «Святой Южноболгарской Митрополии — Истинно Православной Церкви»[17]. Приблизительно в это же время «митрополит» Гервасий сменил наименование своей юрисдикции, которая в настоящее время называется «Болгарская Истинно-Православная Церковь»[18].
В начале 2012 г. Дамаскин (Дуков) скончался после продолжительной болезни. В 2014 г. Болгарию посетил глава неканонической «Истинно-Православной Церкви в Америке», бывший клирик РПЦЗ Николай (Юхош), получивший рукоположение в сан «епископа» в одной из групп — производных от РПЦЗ («синод Дамаскина (Балабанова)»)[19]. Вместе с ним Гервасий рукоположил в сан «епископа» некоего «архимандрита» Стефана, проживающего в г. Разград.
Фактически к концу 2017 г. помимо самого «митрополита» Гервасия (Патырова), в его малочисленную маргинальную группу входили только «епископы» Кирилл и Севастиан, а также еще несколько клириков с сомнительной репутацией.
Вскоре состоялось установление общения с известным представителем греческих неканонических структур, создателем целого ряда маргинальных малочисленных сообществ «архиепископом» Иаковом (Яннакисом), в прошлом принадлежавшим к «Авксентьевскому» синоду Церкви истинно-православных христиан Греции»[20]. К этому моменту на территории Болгарии в группе Яннакиса уже действовал проживающий в Бургасе 20-летний «епископ» Марк (Авксентий Добрев), ранее бывший студентом Пловдивской духовной семинарии. В 2021–2023 гг. Добрев в качестве «архиерея» входил в состав «Российской Православной Кафолической Церкви» «митрополита» Михаила (Анашкина)[21], однако после распада этой группы в 2023 г. вновь влился в состав группы Яннакиса, сохраняя общение и с группой Гервасия.
Совместно с Иаковом (Яннакисом) и Марком (Добревым) Гервасий (Патыров) совершил еще ряд «архиерейских посвящений» для своей группы. Известно как минимум о четырех таких поставлениях. Необходимо отметить, что эти поставления совершались в интересах совсем небольших групп раскольников, представляющих самый ближний и весьма узкий круг людей, объединенных вокруг каждого из таких «иерархов». В связи с отсутствием у группы хотя бы небольшого информационного ресурса сведения о времени и месте этих рукоположений фрагментарны и опираются лишь на информацию, которую автору удалось собрать в результате своих изысканий непосредственно на территории Болгарии.
В период 2017–2024 гг. был рукоположен «епископ Созопольский» Севастиан. Его рукоположение было совершено Гервасием (Патыровым), Марком (Добревым) и Иаковом (Яннакисом) в Софии. В 2022 г. Гервасий (Патыров) и Марк (Добрев) совершили рукоположение в сан «епископа Сердикийского» некоего Бориса-Михаила. Такое монашеское имя имеет явную отсылку к болгарской церковной истории и связано с именем болгарского князя Бориса (в крещении — Михаила), при котором состоялось массовое крещение болгар в 865 г.[22] По некоторой информации, ранее Борис-Михаил получил высшее образование в Софийском университете св. Климента Охридского, занимался деятельностью в сфере шоу-бизнеса и развлечений. В сан «диакона» и «священника» был рукоположен Гервасием (Патыровым).
В самом начале августа 2024 г., всего за несколько дней до кончины Патырова, последний, вместе с Марком (Добревым) совершили рукоположение в сан «епископа Диоспольского» некоего Кассиана, пополнившего ряды «иерархии» этой группировки[23].
Несмотря на полное отсутствие в открытом доступе информации, намеренное сокрытие «иерархами» раскольнических групп своих фамилий, мест служения и иных сведений, способных пролить свет на их деятельность, на основе анализа ряда социальных сетей известно, что после кончины «митрополита» Гервасия (Патырова) оставшиеся в его группе «иерархи» приняли решение об избрании на должность председателя синода «епископа Сердикийского» Бориса-Михаила, который стал новым «митрополитом» юрисдикции. Вероятно, это решение связано с тем, что Борис-Михаил имел в своем подчинении нескольких клириков и ряд небольших часовен, где регулярно совершались богослужения. Известно, что одним из мест, где протекает церковно-общественная активность Бориса-Михаила, является храм-часовня во имя всех Болгарских мучеников в Софии, где ежегодно совершаются панихиды по жертвам коммунистических репрессий в Болгарии[24]. Примечательно, что богослужения в юрисдикции совершаются как на болгарском, так и на церковнославянском языке. Всего, по подсчетам автора, по состоянию на первую половину 2025 г. в юрисдикции пребывало не менее 10 клириков, включая 5 «иерархов».
Кроме группы Гервасия, в Болгарии были и другие попытки создать неканонические юрисдикции. После распада «Альтернативной» БПЦ в самом конце 2010-х гг. «епископы» Кирилл, Иоанн (Ранков) (известен также как Брат Джон и Иоанн Богослов) и Виссарион (Добрев) попытались воссоздать «Альтернативный синод», однако это начинание не приобрело широкой известности, так как группа практически не имеет паствы и клириков и, вероятно, существует лишь на бумаге и в сознании ее руководителей.
Кроме того, в Болгарии в настоящее время действуют неканонические юрисдикции «Истинно-Православной Болгарской Церкви», во главе которой в настоящее время находится постоянно проживающий в России «митрополит Месемврийский» Сергий (Моисеенко)[25], «Болгарская Православная Старостильная Церковь» «митрополита Триадицкого» Фотия (Сиромахова)[26], «Церковь Истинно Православных христиан Болгарии» постоянно проживающего в Греции «митрополита Софийского и архиепископа Болгарского» Павла (Аманетопулоса)[27], независимый «иерарх» «митрополит» Христовор (Събев), а также ряд лиц, выдающих себя за священнослужителей, на деле являющихся самосвятами и религиозными авантюристами[28]. Также на территории Болгарии действует «епископ» Вебуждский Кассиан (Ангелов), в мае 2022 г. поставленный в юрисдикции неканонической «Российской Православной Автономной Церкви», а также некий «епископ Варненский и Европейский» Роман (Грoмoв), рукоположенный в России в 2023 г., являющийся «иерархом» неканонической «Православной Российской Церкви — Русской Православной Церкви Заграницей» «митрополита Московского и Восточно-Российского» Филарета (Рожнова)[29]. Как видим, несмотря на относительно небольшую величину Болгарской Православной Церкви, вопрос церковного единства в ней также проходит проверку искушениями церковных расколов.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что неканоническая группа Гервасия (Патырова) на протяжении всего своего существования «прославившаяся» чередой разного рода скандалов, охотно принимавшая в свои ряды сомнительных лиц, вступавшая в общение с подобными себе организациями, не смогла стать крупной религиозной структурой в Болгарии. Отметим также и то, что после кончины основателя группы «митрополита» Гервасия (Патырова) эта малочисленная юрисдикция не распалась, но сумела сохранить свою структуру, участвовала в общественных мероприятиях, продолжая оставаться в поле зрения религиоведов и исследователей современных церковных разделений.
Сбор подробной информации об истории возникновения, составе иерархии, основных событиях, происходящих в раскольнических сообществах, действующих на канонических территориях Поместных Церквей, существенно дополняет представление о деятельности раскольников, показывает их международные связи и в целом помогает лучше понять события новейшей церковной истории и ситуации, связанные с церковными разделениями.
«Епископы» «Болгарской Истинно-Православной Церкви» «митрополита» Гервасия (Патырова), ранее пребывавшие в составе юрисдикции:
· Гервасий (Патыров), «митрополит» Неврокопский (февраль 2010), «митрополит» Софийский и всея Болгарии (с 18.04.2010), скончался 12.08.2024;
· Дамаскин (Дуков), «епископ» Мелникский (19.06.2010), «митрополит» (середина 2011 г.), секретарь синода; скончался 28.02.2012;
· Кирилл (Альвес Безерра), «епископ» Бразильский (май 2011 — декабрь 2011);
· Кирилл, «епископ» Константийский (середина 2010 — конец 2019);
· Виссарион (Добрев), «епископ» Агатопольский (28.02.2010 — 2011). 15.09.2013 перешел в ПРЦ-ИПЦ Рафаила (Прокопьева), затем в неканонический «Священный Миланский Синод» «митрополита Миланского» Евлогия (Хесслера). К 2017 г. состоял в юрисдикции «митрополита» Иоанна (Ло Бю). С конца 2010-х гг. сменил целый ряд неканонических групп. Постоянно проживает в Германии.
«Епископы» «Болгарской Истинно-Православной Церкви», пребывавшие в составе юрисдикции по состоянию на первую половину 2025 г.:
· Марк (Авксентий Добрев), «епископ» (2016), затем «митрополит Ираклионский». В 2021–2023 гг. входил в состав «Российской Православной Кафолической Церкви» «митрополита Всероссийского» Михаила (Анашкина). При этом параллельно находился в общении и входил в группу как Гервасия (Патырова), так и Иакова (Яннакиса). Постоянно проживает в г. Бургас;
· Севастиан (Ангел Гатешки), «епископ Созопольский». В сан «епископа» рукоположен Гервасием (Патыровым), Марком (Добревым) и Иаковом (Яннакисом) в Софии;
· Стефан, «епископ». В сан «епископа» был рукоположен в 2014 г. «епископом» Николаем (Юхошем) и Гервасием (Патыровым). Постоянно проживает в г. Разград;
· Кассиан, титулярный «епископ Диоспольский». В сан «епископа» был рукоположен в первых числах августа 2024 г. Марком (Добревым) и Гервасием (Патыровым);
· Борис-Михаил, «епископ Сердикийский». Рукоположен Марком (Добревым) и Гервасием (Патыровым) в 2022 г. После смерти Гервасия (Патырова) избран новым «митрополитом» и главой синода, «архиепископом Сердикийским».
Ден на възпоменание и почит към осъдените на смърт от Народния съд и екзекутирани на 1.02.1945 // Православен храм-параклис «На всички български мъченици» [Электронный ресурс]. URL: https://nazarius.ro/index.php/bg/параклис/богослужения/ден-на-възпоменание-и-почит-към-осъдените-на-смърт-от-народния-съд (дата обращения: 11.03.2025).
Изыди! Новости от 06.12.2011. // Централизованная религиозная организация Истинно-Православная Церковь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. URL: http://ipckatakomb.ru/?s=news&newsgroup=2&nid=961 (дата обращения: 08.12.2011).
Марк (Добрев). Личное сообщение автору 20.02.2025.
Марк (Добрев). Личное сообщение автору 25.03.2025.
Неврокопски митрополит Гервасий с гей дружинка събира пари в Гърция уж за нова църква, харчат ги за запои. [Электронный ресурс]. URL: https://www.struma.com/obshtestvo/nevrokopski-mitropolit-gervasii-s-gei-drujinka-subira-pari-v-gurciya_7837/ (дата обращения: 11.03.2025).
Попски Румен. Неврокопският митрополит Гервасий върти гей дружинка! [Электронный ресурс]. URL: http://www.blitz.bg/article/18251 (дата обращения: 11.03.2025).
Попски Румен. При дядо поп не се ходи с гащи – било мотото на митрополит Гервасий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.blitz.bg/article/18274 (дата обращения: 11.03.2025).
Состоялось подписание Томоса о евхаристическом общении // Истинно-Православная Церковь. Буклет об ИПЦ. М., 2014. Вып. № 5[30]. С. 55–65.
Томос // Поместный Собор. М., 2011. № 5 (51). С. 2–3.
Блохин В. С. История Поместных Православных Церквей. Екатеринбург: Информ.-изд. отд. ЕДС, 2014.
Бойкикева К.-А. Болгарская православная церковь. Исторический очерк. София: Любомъдрие, 2005.
Бочков П. В., свящ. Неканонический интернационал: «синаксис Истинно-Православных Церквей» — вызов каноническому единству Православной Церкви // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2022. Вып. 1 (23). С. 101–114.
Бочков Павел, свящ. «Осколки» РПЦЗ: история происхождения неканонических групп Филарета (Семовских) и Филарета (Рожнова) (Часть 2) // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2023. Вып. 2 (28). С. 89–102.
Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018.
Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018.
Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Свое издательство, 2018.
Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 4: Греческий старостильный раскол и производные от него неканонические юрисдикции: монография. СПб.: Свое издательство, 2018.
Бочков Павел, свящ. Самозванные «клирики» и неканонические юрисдикции в Православной Болгарии: лжемитрополит Григор Гошев и лжеепископ Антоний Тонев // Наследие христианской церкви: богословие, история, культура. Материалы V всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 25-летию возрождения Владимирской духовной семинарии (16–17 марта 2023 года, г. Владимир). Владимир: «Транзит-ИКС», 2023. Вып. 5 (5) 2023. С. 218–230.
Бурега В. В. Церковный раскол в Болгарии в 1990–2000 гг. // Государство и Церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины XX века. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. C. 139–159.
Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А. Болгарская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 5. С. 615–643.
Наум (Димитров), еп. Раскол в Болгарской Православной Церкви и его преодоление // Українська Православна Церква на межі тисячоліть. Документи та матеріали. Киев: Киевская Духовная Академия; Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2012. С. 151–162.
Неофит [(Димитров)], митрополит Русенский. Патриаршество в Болгарии — опора болгарской святости и духовности // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 12. С. 82–90.
Сабев Тодор. Болгарская Православная Церковь в ХХ столетии // Православная Церковь в Восточной Европе. ХХ век / Под ред. Кристин Шайо. Киев: Дух i Лiтeрa, 2010. С. 93–115.
Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). М., 2009.
Шкаровский М. В. Русское Православие в Болгарии. Москва, Брюссель: Conference Sainte Trinite du Patriarcat de Moscou ASBL; Екатерининский мужской монастырь, 2019.
Статья написана на основе доклада, прочитанного на VII ежегодной Всероссийской научной конференции «История Церкви: факт и мысль» (Россия, Сергиев Посад, Московская духовная академия, 12–13 мая 2025 г.).
Источник
Бочков П., свящ. История возникновения и деятельности неканонической «Болгарской Истинно-Православной Церкви» «митрополита» Гервасия (Патырова) в 2010–2024 гг. // Богослов. 2025. № 2 (6). С. 72–90.