
Аннотация. В статье обсуждается вопрос о необходимости введения в высшей школе специальной учебной дисциплины — истории науки — для осознания зависимости развития различных научных отраслей от метафизических и богословских представлений. Актуальность статьи обусловлена тем, что автор намечает методы и способы трансляции христианских духовных ценностей в современной научной и студенческой среде в условиях усиливающейся секуляризации и дегуманизации общества. Цель работы состоит в обосновании генетической связи гуманитарных технологий с традицией библейской герменевтики и теологией как наукой. На примере теории Рене Декарта, архитектонических принципов Готфрида Лейбница, понятия номинальной сущности Джона Локка и других научных идей прослеживается зависимость начал естествознания Нового времени от христианского богословия. Автор придерживается мнения, что опора на естественные науки без обращения к духовным законам, опирающимся на Божественные заповеди, приводит к идеям, отдающим приоритет физическому развитию в ущерб духовно‑нравственному. В заключение сделан вывод о необходимости утверждения в современной науке принципа целостного познания, а также о пользе изучения в высшей школе курса истории науки, посредством которого данный принцип будет разъясняться молодому поколению.
Источник
Катасонов В. Н. История науки и теология. // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 1 (30). С. 14–24. DOI: 10.51216/2687‑072Х_2025_1_14. EDN: TOVBPE