141
  • Научные статьи

Исследования литургического наследия Поместного Собора 1917–1918 гг. и преподавание литургики в последнее десятилетие ХХ века в контексте развития литургической культуры

Опубликовано: 31 октября 2025

Автор

image

Рева Константин Алексеевич, священник

Магистр богословия, Магистр теологии

Источник

Рева К. А., иерей. Исследования литургического наследия Поместного Собора 1917–1918 гг. и преподавание литургики в последнее десятилетие ХХ века в контексте развития литургической культуры // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 40–60.

image
Аннотация. Статья посвящена ключевым аспектам развития литургической культуры церковного сообщества Русской Православной Церкви в конце ХХ века. В статье рассмотрена деятельность ученых по изучению литургического наследия Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов и его рецепции в ХХ столетии, в контексте исторических вызовов, которые стояли перед Церковью с 1991 по 2000 годы. Подход к осуществлению литургических преобразований исключительно в результате их осмысления соборным церковным разумом, обозначенный еще в начале ХХ века, получил свое подтверждение в решениях Архиерейского Собора 1994 года и стал прочным основанием для данной деятельности в конце ХХ века. Организация Русской Православной Церковью представительных научных форумов, а также церковно-научного центра «Православная энциклопедия» создали благоприятные условия для компетентного осмысления литургического предания и осуществлению возможных преобразований. Активное количественное развитие системы духовного образования позволило воссоздать широкую церковную академическую среду, способную подготовить как квалифицированных исследователей и преподавателей литургики, так и в целом заложить основание для повышения литургической культуры в XXI столетии.

Введение. В контексте осмысления новейшей истории Русской Православной Церкви рассмотрение исследовательской деятельности по изучению литургического наследия Поместного Собора 1917-1918 годов и особенностей изучения литургики духовных учебных заведениях в последнее девятилетние ХХ века, будучи ключевыми элементами развития литургической культуры, приобретает особую актуальность.

Проблема. Значимым элементом церковного возрождения и в особенности развития литургической жизни в первое постсоветское десятилетие было возобновление полноценной исследовательской и учебно-воспитательной деятельности. На фоне бурного развития системы духовного образования 1990-х годов и воссоздания церковного научного сообщества одной из ключевых задач для Русской Православной Церкви было развитие литургической культуры у духовенства и в целом церковного сообщества. Особую актуальность эта задача приобрела на фоне острой дискуссии в церковном сообществе о возможности литургических преобразований. Целью статьи является выявление причин и условий преодоления остроты дискуссии по литургическим вопросам в церковном сообществе к началу XXI века.

Новизной исследования является последовательное выявление условий для восстановления преемственности современного церковного дискурса, связанного с литургической проблематикой, с наследием Поместного Собора 1917-1918 годов и последующей практикой его рецепции в жизни Русской Православной Церкви, особенно аспектов, связанных с повышением уровня знания и понимания богослужения его совершителями.

Последовательное рассмотрение ключевых элементов развития литургической культуры церковного сообщества в конце ХХ века позволяет понять основу развития литургической жизни Церкви вы наши дни, что и обуславливает теоретическую значимость статьи. Практическая значимость исследования связана с возможностью использованием наработок того времени для решения основных задач по регламентации практики совершения приходского богослужения в рамках деятельности профильной комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.

Методы исследования. В статье применяются методы описания исторического контекста жизни Русской Православной Церкви в 1990-е годы, анализ и сопоставление основных научных изданий и выявление ключевых исследований, посвященных литургическому наследию Поместного Собора 1917-1918 годов, а также на основе метода историзма выявляется основной набор учебных изданий по литургике, в контексте широкого развития системы духовного образования русской церковной традиции.

Обзор трудов отечественных и зарубежных учёных по исследуемой проблеме. Различные аспекты проблематики изучения наследия Поместного Собора 1917-1918 годов рассматривались в публикациях А.Г. Кравецкого, прот. Николая Балашова, иерея Михаила Желтова и прот. Сергия Правдолюбова и других авторов. Особенности освоения литургики и издания учебных пособий по дисциплине представлены в работах иерея Вадима Татуся, А.С. Кашкина, иерея Михаила Желтова, а также автора данной статьи.

Основная часть. В условиях, когда Русская Православная Церковь после долгих лет государственных ограничений и изоляции от общественной жизни получила свободу свидетельствовать о Христе, было важно обратиться к ключевым событиям ХХ века и дать взвешенную оценку новейшей церковной истории. Особо пристального изучения требовало обширное наследие Поместного Собора 1917-1918 года, которое с одной стороны стало результатом продолжительной церковной дискуссии начала ХХ века[1], с другой стороны в силу исторических обстоятельств во многом не нашло всестороннего воплощения в церковной жизни советского времени. Существенное место в наследии соборной дискуссии занимает литургическая проблематика[2], связанная с вопросами литургических преобразований и развития литургической культуры.

В первой половине 1990-х гг. литургическая проблематика в контексте развития церковной миссии активно обсуждалась как в прессе, так и на научных форумах. Поляризация мнений участников дискуссий была обусловлено тем, что отдельные церковные общины во главе с известными клириками без согласования со священноначалием стали практиковать богослужение на русском языке, «редактирование Божественной литургии и других чинопоследований церковных»[3] и т.д. Обосновывались такие богослужебные новации литургическим наследием церковной дискуссии начала ХХ века, Поместного Собора 1917-18 гг. и практикой священнослужителей эпохи гонений на Русской Церковь 1920-40-х гг[4]. Такая деятельность вызвала протест со стороны священнослужителей и мирян, которые призывали священноначалие дать соответствующую оценку данным практикам. Особо остро протест против литургических экспериментов был выражен в 1994 году на богословских конференциях «Православие и обновленчество» (Москва, 1994)[5] и «Единство Церкви» (Москва, 1994)[6], которые преимущественно касались вопроса языка богослужения, хотя и затрагивали отдельные аспекты совершения регулярного общественного богослужения.

На фоне активной дискуссии по литургической проблематике закономерно внимание исследователей привлекалось к наследию Поместного Собора 1917-1918 г. В 1993 г. А.Г. Кравецкий опубликовал документы соборного отдела «О богослужении, проповедничестве и храме», посвященные вопросам языка богослужения и нормализации богослужебной практики[7]. Данная публикация с незначительными изменениями была переиздана в начале 1994 года в Журнале Московской Патриархии[8], что позволило ознакомить с соборными документами широкое церковное общество. Среди этих материалов особе место по вопросу регламентации богослужебной практики занимает доклад «Об упорядочении богослужения» профильного соборного отдела. Данный документ, несмотря на то, что именуется «докладом» представляет собой проект соборного деяния, который дает указания совершителям богослужения по вопросу о допустимости сокращений уставного богослужения. Доклад «Об упорядочении богослужения» резюмирует как бурную предсоборную и соборную дискуссию по данному вопросу[9]. Взвешенность и обоснованность предложенных мер нормализации богослужебной практики не вызывала принципиальных возражений, как у ученых-литургистов того времени, так и у священноначалия.

На Архиерейском Соборе 1994 года Святейший Патриарх Алексий II обратил внимание на «вопрос о приближении в миссионерских целях литургической и иной культуры Православия к пониманию наших современников»[10]. Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил необходимость продолжить развитие литургической культуры под руководством соборного разума Церкви с опорой на восстановление преемственности с наследием Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. «В Церкви есть вечное и есть временное. И если догматы Православия, составляющие непоколебимое основание Церкви, неизменны, то выражение божественных истин в формах культуры, в том числе культуры литургической, с веками развивалось. Развивалось оно и в нашем столетии, однако в бывшем СССР, где церковная жизнь оказалась под гнетом богоборческой власти, такое развитие было немыслимым, и преемственность его как бы остановилась на 1917 годе. Теперь такое развитие будет продолжаться, но для этого необходимо усилие соборного церковного разума. Именно в духе соборности нам предстоит подумать о такой организации богослужебной жизни Церкви, которая позволила бы оживить просветительный и миссионерский элемент этой жизни. В данной связи представляется полезным образовать специальную синодальную комиссию, которая продолжила бы труд, начатый, но не завершенный Поместным Собором 1917-1918 годов по упорядочению богослужебной практики, и завершила редактирование богослужебных текстов, также начатое в нашей Церкви»[11].

По результатам обсуждения данной инициативы Архиерейский Собор, не учреждая новой комиссии, поручил «Синодальной комиссии по богослужению продолжить начатые, но незавершенные Поместным Собором 1917-1918 годов труды по упорядочению богослужебной практики; продолжить редактирование богослужебных текстов, начатое в нашей Церкви в начале текущего столетия…»[12]. Для реализации данных задач Освященный Собор поручил Священному Синоду «в состав комиссии включить представителей синодальный учреждений, духовных школ и иных церковных учреждений, а также православных ученых – историков и филологов»[13].

В целом деятельность Синодальной богослужебной комиссии и после определения Архиерейского Собора 1994 года была связана скорее с составлением новых богослужебных текстов [14], и лишь отчасти с вопросами книжной справы и упорядочения богослужебной практики, что, на наш взгляд, было вызвано не только недостаточными возможностями и занятостью ее членов по написанию богослужебных тестов, но и опасениями, что исправления богослужебных книг не будут приняты церковной общественностью.

Путь к развитию литургической жизни Церкви, который был избран Архиерейским Собором 1994 года, предполагал организацию системной исследовательской работы со стороны церковных ученых по изучению литургического наследия Поместного Собора 1917-1918 годов, предшествующей дискуссии, и рецепции данного наследия после завершения Собора в ХХ веке, а также подготовку предложения для соборных органов церковных власти по упорядочению литургической жизни на основе результатов данных исследований.

Важным этапом изучения наследия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 года стала публикация материалов соборного отдела «о богослужении, проповедничестве и храме» [15]. Одновременно с 1994 по 2000 годы в Московском Новоспасском мужском монастыре репринтным способом были переизданы Собрание Определений и Постановлений (1994 г.), а также 11 томов «Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.»[16]. В 2000-2002 гг. «Обществом любителей церковной истории», созданном в 1998 году на Крутицком подворье в г. Москве, был издан трехтомный обзор Деяний Священного Собора 1917–1918 гг.[17].

Среди ученых-исследователей наследия Поместного Собора 1917-1918 годов значимое место занимает А. Г. Кравецкий, которой не только курировал издание материалов Священного Собора, но и подготовил совместно с А. А. Плетневой в 2000 г. научную монографию «История церковнославянского языка в России (конец XIXXX в.)»[18]. В данном издании помимо сугубо языковой проблематики существенное место уделено обзору церковных усилий по упорядочению практики совершения регулярного общественного богослужения. В приложении к монографии были последовательно опубликованы материалы различных церковных учреждений, отдельных иерархов и исследователей, свидетельствующие о продолжении развития литургической культуры вплоть до постсоветского времени.

Значимым системным исследованием литургической дискуссии первых десятилетий ХХ века стала научная монография протоиерея Николая Балашева «На пути к литургическому возрождению»[19], которая была подготовлена в 2000 г. на основе его диссертационного исследования. В монографии произведен детальный обзор широкой предсоборной дискуссии начала ХХ в. особенно в церковной периодике, а также прослеживается судьба соборных инициатив в первые годы жизни Церкви после завершения работы Поместного Собора 1917-1918 гг.

В 1996 году был создан церковно-научный центр «Православная энциклопедия», который при поддержке государства объединил церковных и светских ученых для реализации проекта по выпуску многотомного одноименного энциклопедического издания. Выходу алфавитных томов «Православной энциклопедии» предшествовал выпуск в 2000 году тематического тома «Русская Православная Церковь», в который вошли обзорные статьи по основным сферам церковной жизни и деятельности. В обзорной статье «Богослужение Русской Церкви Х-ХХ вв.» было представлено обобщение наиболее известных и доступных на то время исследований, посвященных литургической проблематике. Авторы статьи, резюмируя результаты развития литургической традиции ХХ века, указывают, что работы по редактированию богослужебных книг, которые были начаты в начале ХХ века не завершены и требуют своего продолжения[20]. В ходе трудов по изданию «Православной энциклопедии» началась системная работа не только по обобщению научного материала, посвященного развитию литургической жизни Церкви, но и по привлечению новых исследований, так как исследовательский характер данного энциклопедического издания был характерной его чертой с самого начала реализации проекта. Системная работа по подготовке тематических статей в научно-академической среде редакции церковно-научного центра «Православная энциклопедия» позволила молодым авторам издания, уже в начале XXI века не просто доказать свою научную состоятельность, но и стать ведущими специалистами по той или иной богословской специализации, в том числе и по литургике.

Помимо усилий отдельных исследователей, в том числе начинающих[21], и научно-издательских коллективов с 2000 года под эгидой Синодальной богословской комиссии, созданной решением Священного Синода от 28 декабря 1993 года[22], стали регулярно проводится международные научные форумы, которые были призваны обобщить труды ведущих ученых в той или иной сфере богословской науки, а также наметить перспективные направления дальнейших исследований.

Первым крупным научным форумом стала Международная богословская конференция «Православное богословие на пороге III тысячелетия», который прошел в Москве 7-9 февраля 2000 г. В ходе конференции был отмечен невысокий уровень научной дискуссии в церковно-общественном пространстве по литургическим вопросам[23]. Недостаточный уровень знаний в сфере литургики и особенно в области литургического богословия, как в среде духовенства, так и в церковной среде в целом, был обозначен как одна из причин, препятствующих решению проблем в сфере богослужебной практики и последовательного развития литургической культуры [24]. При этом в рамках конференции было отмечено, что даже хорошо проработанное и обоснованное «изменение распространенной ныне практики не должно быть поспешным и тем более насильственным»[25]. Что вполне соответствует подходу, который был обозначен Архиерейским Собором 1994 года: «возникающие же в Церкви недоуменные ситуации, чреватые противостоянием, следует разрешать только в духе тщательного и мирного осмысления их соборным разумом»[26]. Данный подход к литургическим преобразованиям получил свое воплощение, в частности, в решениях Священного Синода от 17 июля 1997 г. о возобновлении практики возглашения «Господи, спаси благочестивыя…» на Божественной литургии, которые были приняты по представлению Синодальной богослужебной комиссии после содержательной проработки данного вопроса.

Ключевым направлением усилий Церкви по повышению уровня литургической культуры в церковной среде в начале XXI в., как и в годы проведения Поместного Собора 1917-1918 гг., было повышение уровня изучения литургики в духовных и иных богословских учебных заведения[27], а также развитие исследований в этой сфере, которые позволили бы подготовить новое поколение пастырей, преподавателей и ученых.

Значимом элементом развития литургической культуры в последнем десятилетии ХХ столетия и восстановления преемственности с церковным наследием первой четверти ХХ в. стал стремительный рост количества духовных учебных заведений, и соответственно числа преподавателей и студентов духовных школ и богословских вузов. Если до 1989 г. в Русской Православной Церкви функционировали всего три духовных учебных заведения (в Загорске, Ленинграде и Одессе) при общем числе обучающихся на октябрь 1989 года 2948 человек[28], то по состоянию на 2000 год в 60 духовных учебных заведения (5 духовных академий, Свято-Тихоновский богословский институт, 27 духовная семинария, 27 духовных училищ без учета пастырских курсов) обучалось свыше 13 000 человек[29].

Значительный рост количества учащихся, но главное - преподавательского состава, вызванные многократным увеличением числа региональных духовных учебных заведений, возникновение сети теологических кафедр в светских вузах, а также появление церковных богословских вузов открытого типа создали широкую академическую среду. Первые годы основной задачей системы духовного и богословского образования было восполнение существенного дефицита священнослужителей на фоне массового открытия храмов и монастырей Русской Православной Церкви. При этом академические труды преподавателей позволили создать условия для формирования нового поколения церковных исследователей, в том числе и в области литургики.

Для нужд шести десятков духовных учебных заведений разного уровня издавались разнообразные учебные издания по Литургике, существенная часть которых были репринтными изданиями, либо дореволюционных пособий (1907 года – прот. К. Никольского[30],  1902 года – В. Розанова[31], 1908 г. – свящ. К. Субботина[32], 1913 г. – А. Неаполитанского[33] и др.), либо книг из русского рассеяния (от 1950-х гг. – архим. Киприана (Керна)[34], 1959 года – прот. А. Шменана[35], от 1960-х гг. – архиеп. Аверкий (Таушев)[36] и др.), либо пособия и конспекты советского времени (1949 года – еп. Вениамина (Милова)[37], 1950-х Г.И. Шимнаского[38], 1984 года – архим. Иоанна (Маслова)[39], 1980-х гг. архим. Ионы (Карпухина)[40]).

В 1996 году в Санкт-Петербурге было издано одно из первых учебных пособий постсоветского периода по литургике, составителем которого был И.В. Гаслов[41]. В 2002 году при очередном переиздании этого пособия оно было дополнено материалами выпускника Санкт-Петербургской духовной академии А.С. Кашкина [42], и в дальнейшем многократно переиздавалась. В 1999 году было издано авторское учебное пособие по литургике курс лекций М.С. Красовицкой[43]. Основой пособия были материалы, собранные и систематизированные в ходе преподавательской деятельности автора пособия в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. Отметим, что именно ПСТБИ стало в рубеже ХХ и ХХI веков одним из самых активных центров по изданию учебных пособий[44], во-многом это было обусловлено широкой сетью филиалов вуза, которых было около 20, как в России, так и за рубежом.

Оба указанных пособий были широко востребованы в духовных учебных заведениях и теологических кафедрах светских вузов, что побудило к созданию в дальнейшем новых учебных пособий[45] и продолжению дискуссии о наиболее эффективных методах изучения богослужения[46] в первой четверти XXI века. В рамках деятельности профильного сообщества преподавателей при Учебном комитете по итогам профессиональной дискуссии была разработана обновленная концепция программы по изучению литургики[47]. На основе этой концепции в 2021 году была создана Типовая рабочая программа дисциплины литургика для бакалавриата духовных учебных заведений Русской Православной Церкви[48].

Заключение. Характерными чертами последнего десятилетия ХХ века в сфере изучения литургического наследия Поместного Собора 1917-1918 годов и развития преподавания литургики являются:

1. Последовательные усилия по восстановлению исследовательской преемственности с литургическим наследием как Поместного Собора 1917-1918 годов, так и профильных церковных учреждений ХХ века, через научное издание документов и материалов, а также подготовку фундаментальных монографий по вопросам упорядочения богослужения.

2. Осуществление в 1997 году Священным Синодом по представлению Синодальной богослужебной комиссии первого опыта по исправлению Служебника, что позволило продолжить труды по исправлению богослужебных книг, начатые еще в дореволюционное время.

3. Воссоздание широкой сети духовных учебных заведений (более 60 учебных заведений), которые позволили существенно повысить образовательный уровень духовенства и создать условия для подготовки нового поколения преподавателей и исследователей, в том числе и в области литургики.

4. Возобновление выпуска учебных пособий по литургике, как ранее издававшихся (дореволюционных и советского периода), так и выход на рубеже тысячелетий новых авторских курсов, что свидетельствовало о творческом развитии методик преподавания литургических дисциплин.

В данный период с одной стороны удалось не допустить жесткого разделения церковного сообщества на непримиримые группы по отношению к литургическим преобразованиям, с другой стороны, создать порядок системной подготовки и осуществления необходимых исправлений в богослужении авторитетом соборных органов Высшей церковной власти. Повышению общего образовательного уровня духовенства и церковного сообщества способствовала деятельность десятков воссозданных духовных учебных заведений и богословских вузов. Проведение представительных научных форумов, реализация фундаментальных издательских проектов позволили повысить культуру общественной дискуссии и возникновению квалифицированной экспертной и исследовательской среды области литургики. Именно это позволяет в XXI веке более спокойно системно и продуманно рассматривать, но главное решать священноначалию вопросы по упорядочению богослужения.

Источники и литература

Материалы Соборов



1.       Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде // Материалы Архиерейского Собора 2000 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422999.html (дата обращения: 11.03.2025)

2.       Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 11-84.

3.       Об упорядочении богослужения. Доклад отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. // Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1996. С. 331-336.

4.       Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» // Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995.С. 175-177.

5.       Священный Собор Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг.: обзор деяний. Первая сессия. М. : Крутицкое патриаршее подворье; О-во любителей церковной истории, 2002. 449 с.

6.       Священный Собор Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг.: обзор деяний. Вторая сессия. М. : Крутицкое патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 2001.542 с.

7.       Священный Собор Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг.: обзор деяний. Третья сессия. М. : Крутицкое патриаршее подворье: О-во любителей церковной истории, 2000.430 с.

8.       Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Богослов.ру : сайт. URL: https://web.archive.org/web/20170827210959/http://www.bogoslov.ru/library/text/369915/index.html (дата обращения: 11.03.2025)

Материалы конференций и собраний

9.       Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из выступления на Епархиальном собрании Москвы 20 декабря 1993 года // Патриарх Алексий II и народ: сайт.URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/151-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1993-g (дата обращения: 17.03.2025).

10.   Балашев Н., прот. Развитие литургической культуры: богословские и пастырские аспекты // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия : материалы международ. богословской конф. (г. Москва 7-9 февраля 2000). М., 2001. С. 309-320.

11.   Евгений, архиеп. Верейский. Актуальные проблемы богословского образования // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия : материалы международ. богословской конф. (г. Москва 7-9 февраля 2000). М., 2001. С.186-198.

12.   Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 года. М., 1996.

Учебные и справочные пособия

13.   Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика : посмертное издание / под ред. архиеп. Лавра.Джорданвиль: Изд. Свято-Троицкого мужского монастыря, 2000.

14.   Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию.М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 254 с.

15.   Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев: Общество любителей православной литературы, Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003. 312 с.

16.   Иона (Карпухин), архим. Литургика: учеб. пособие для студентов 1 курса. Сергиев Посад: СЗО МДА, 2004. URL: https://ипби.рф/images/Bibl/LAI.pdf (дата обращения: 11.03.2025).

17.   Кашкин А. С. Литургика : в 2 ч. Ч. 1 : Двунадесятые неподвижные праздники: учеб. пособие.Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. 430 с.

18.   Кашкин А. С. Литургика : в 2 ч. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди: учеб. пособие. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2017. 750 с.

19.   Кашкин А. С. Устав православного богослужения: учебное пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской Епархии, 2010. 687 с.

20.   Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2002. 150 с.

21.   Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций. М.: ПСТГУ, 2014. 240 с.

22.   Неаполитанский А. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. 146 с.

23.   Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. К.: Общество любителей православной литературы, Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2005. 328 с.

24.   Никулина Е. Н. Богослужебный устав и гимнография : учебное пособие с хрестоматией. М. : ПСТГУ, 2013. 208 с.

25.   Пентковский А. М. Программа по Литургике (содержательная часть) // Праксис. 2020. № 2(4). С. 163-179.

26.   Православное богослужение практическое руководство для клириков и мирян / сост. И.В. Гаслов и А.С. Кашкин.СПб.: Статисъ 2002. 398 с.

27.   Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 678 с.

28.   Современное православное богослужение: практическое руководство для клириков и мирян / Сост. И. В. Гаслов.  СПб.: Сатисъ, 1996. 209 с.

29.   Субботнин К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Киев : Общество любителей православной литературы, Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. 360 с.

30.   Типовая рабочая программа по дисциплине «Литургика» (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) / разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 08.11.2024).

31.   Шиманский Г.И. Литургика: учебное пособие для духовных семинарий.М. : Изд-во МДА, 2002. 350 с.

Литература

32.   Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М.: Культурно-просветительский центр «Духовная Библиотека», 2001. 510 с.

33.   Бобров П.А. Литургическая тематика Богослужебного отдела Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.: кандидатская диссертация. Сергиев Посад, 2003. 197 с.

34.   Богословская комиссия Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 520-521. URL : https://www.pravenc.ru/text/149563.html (дата обращения: 11.03.2025)

35.   Воробьев В., прот. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет // Православная энциклопедия. Т. 58. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2020. – С. 14-21. https://www.pravenc.ru/text/2660672.html (дата обращения: 11.03.2025)

36.   Желтов М.С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви Х–ХХ вв. // Православная энциклопедия. Т. Русская Православная Церковь. М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 485-517.

37.   Желтов М., Рева К. А., Акишин С. Ю. Отзывы на программу по Литургике для бакалавриата Московской духовной академии, составленную проф. А. М. Пентковским // Праксис. 2020. № 2(4). С. 180-194.

38.   Кашкин А. С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2021. № 4(21). С. 32-70.

39.   Кочетков Г., свящ. Наследие новомучеников и исповедников российских и проблема восстановления полноты церковной жизни // Православная община. 1994. №22-23. URL: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1994/no22-23/article/svjashchennik-georgii-kochetkov-nasledie-novomuchenikov-i/?ysclid=m8csolg04y464336748 (дата обращения: 17.03.2025)

40.   Кравецкий А. Г. Дискуссии о церковнославянском языке (1917-1943) // Славяноведение. 1993. № 5. С. 116-135.

41.   Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917-1918 годов и в последующие десятилетия // Журнал Московской Патриархии.1994. № 2. С. 68-86.

42.   Кравецкий А.Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе // Российский Православный Университет им. ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. 1995. Вып. 1. С. 58-90.

43.   Кравецкий А.Г. Священный Собор Православной Российской Церкви // Богословские труды. 1998. № 34. С. 256-275.

44.   Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.). М.: Языки русской культуры, 2001. 400 с.

45.   Макарий (Веретенников), архим. О Синодальной богослужебной комиссии // Богословский вестник. 2024. 2 (53). С. 117–151.

46.   Переводы богослужения на современные языки : интервью со свящ. Георгием Кочетковым, С. Паренти, Е. Велковска, П. Василиадисом, А. Г. Кравецким, А. В. Субочевым // Вестник Свято-Филаретовского института. 2020. № 36. С. 100-128.

47.   Рева К.А. Регламентация богослужебной практики в материалах Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. // Труды Воронежской духовной семинарии. 2016. № 8. С. 31-55.

48.   Рева К.А. Регламентация богослужебной практики русской Православной Церкви в документах Святейшего Синода и распоряжениях епархиальных архиереев начала XX века // Труды Воронежской духовной семинарии. 2015. № 7. С. 28-47.

49.   Рева К.А. Проблемы изучения Литургики в духовной семинарии и новые подходы к их преодолению // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2021. № 4(21). С. 71-86.

50.   Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». / сост. Н. Каверин.М. : ОДИГИТРIЯ. 1996. 348 с.

51.   Татусь В.Н., свящ. Преподавание литургики в духовных учебных заведениях: новые подходы и перспективы // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2022. № 1(22). С. 12-31.

52.   Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. 247 с.



  • Рева К.А. Регламентация богослужебной практики русской Православной Церкви в документах Святейшего Синода и распоряжениях епархиальных архиереев начала XX века // Труды Воронежской духовной семинарии. 2015. № 7. С. 28-47.
  • Рева К.А. Регламентация богослужебной практики в материалах Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. // Труды Воронежской духовной семинарии. 2016. № 8. С. 31-55.
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из выступления на Епархиальном собрании Москвы 20 декабря 1993 года // Патриарх Алексий II и народ: сайт.URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/151-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-1993-g (дата обращения: 17.03.2025).
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Из выступления на Епархиальном собрании Москвы 20 декабря 1993 года // Патриарх Алексий II и народ: сайт.URL: (дата обращения: 17.03.2025).
  • См.: Кочетков Г., свящ. Наследие новомучеников и исповедников российских и проблема восстановления полноты церковной жизни // Православная община. 1994. №22-23. URL: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1994/no22-23/article/svjashchennik-georgii-kochetkov-nasledie-novomuchenikov-i/?ysclid=m8csolg04y464336748 (дата обращения: 17.03.2025)
  • См.: Кочетков Г., свящ. Наследие новомучеников и исповедников российских и проблема восстановления полноты церковной жизни // Православная община. 1994. №22-23. URL: (дата обращения: 17.03.2025)
  • Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда» / сост. Н. Каверин. М.: ОДИГИТРIЯ. 1996. 348 с.
  • Единство Церкви: Богословская конференция 15-16 ноября 1994 года. М., 1996.
  • Кравецкий А. Г. Дискуссии о церковнославянском языке (1917-1943) // Славяноведение. 1993. № 5.С. 116-135.
  • Кравецкий А. Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917-1918 годов и в последующие десятилетия // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 2. С. 68-86.
  • См.: Рева К.А. Регламентация богослужебной практики в материалах Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. // Труды Воронежской духовной семинарии. 2016. № 8. С. 31-55.
  • Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Документы Архиерейского  Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 82.
  • Там же. С. 82-83.
  • Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» // Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. М. : Изд-во Московской Патриархии, 1995. С. 177.
  • Там же.
  • Макарий (Веретенников), архим. О Синодальной богослужебной комиссии // Богословский вестник. 2024. 2 (53). С. 117–151.
  • Кравецкий А.Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе // Российский Православный Университет им. ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. 1995. Вып. 1. С. 58-90.
  • Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Богослов.ру : сайт. URL: https://web.archive.org/web/20170827210959/http://www.bogoslov.ru/library/text/369915/index.html (дата обращения: 11.03.2025)
  • Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. // Богослов.ру : сайт. URL: (дата обращения: 11.03.2025)
  • Священный Собор Православной Российской Церкви, 1917-1918 гг.: обзор деяний. Первая сессия. М.: Крутицкое патриаршее подворье; О-во любителей церковной истории.2002, 449 с.
  • Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) М.: Языки русской культуры, 2001. 400 с.
  • Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М.: Культурно-просветительский центр «Духовная Библиотека», 2001. 510 с.
  • Желтов М.С., Правдолюбов С., прот. Богослужение Русской Церкви Х–ХХ вв. // Православная энциклопедия. Т. Русская Православная Церковь. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 485-517.
  • Бобров П.А. Литургическая тематика Богослужебного отдела Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.: кандидатская диссертация. Сергиев Посад, 2003. 197 с.
  • Богословская комиссия Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 520-521 https://www.pravenc.ru/text/149563.html?ysclid=m7a9axti13308974888 (дата обращения: 11.03.2025)
  • Богословская комиссия Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 520-521 (дата обращения: 11.03.2025)
  • Балашев Н., прот. Развитие литургической культуры: богословские и пастырские аспекты // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия : материалы международ. богословская конф. (г. Москва 7-9 февраля 2000) М., 2001. С. 311.
  • Там же. С. 312.
  • Там же. С. 320.
  • Там же.
  • См.: Пункт 23. Об упорядочении богослужения. Доклад отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 гг. // Богослужебные указания на 1997 год для священно-церковнослужителей. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1996. С. С. 336.
  • Евгений, архиеп. Верейский. Актуальные проблемы богословского образования // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия : материалы международ. богословской конф. (г. Москва 7-9 февраля 2000). М., 2001. С. 193.
  • Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде // Материалы Архиерейского Собора 2000 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422999.html (дата обращения: 11.03.2025)
  • Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде // Материалы Архиерейского Собора 2000 г. URL: (дата обращения: 11.03.2025)
  • Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. Киев : Общество любителей православной литературы, Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2005. 328 с.
  • Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. 678 с.
  • Субботнин К., свящ. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Киев : Общество любителей православной литературы, Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. 360 с.
  • Неаполитанский А. Церковный Устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. 146 с.
  • Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М. : Крутицкое Патриаршее Подворье, 2002. 150 с.
  • Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. М.: Крутиц. патриаршее подворье, 1996. 247 с.
  • Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика : посмертное издание / под ред. архиеп. Лавра. – Джорданвиль: Изд. Свято-Троицкого мужского монастыря, 2000.
  • Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 254 с.
  • Шиманский Г.И. Литургика: учебное пособие для духовных семинарий. М.: Изд-во МДА, 2002. 350 с.
  • Иоанн (Маслов), архим. Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. Киев : Общество любителей православной литературы, Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2003. 312 с.
  • Иона (Карпухин), архим. Литургика: учебного пособие для студентов 1 курса. Сергиев Посад: СЗО МДА, 2004. URL: https://ипби.рф/images/Bibl/LAI.pdf (дата обращения: 11.03.2025).
  • Иона (Карпухин), архим. Литургика: учебного пособие для студентов 1 курса. Сергиев Посад: СЗО МДА, 2004. URL: (дата обращения: 11.03.2025).
  • Современное православное богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян / Сост. И. В. Гаслов. СПб.: Сатисъ, 1996. 209 с.
  • Православное богослужение практическое руководство для клириков и мирян / Сост. И.В. Гаслов и А.С. Кашкин. СПб.: Статисъ 2002. 398 с.
  • Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций. М.: ПСТГУ, 2014. 240 с.
  • Воробьев В., прот. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет // Православная энциклопедия. Т. 58. С. 14-21. https://www.pravenc.ru/text/2660672.html?ysclid=m7agkx25pd29155902 (дата обращения: 11.03.2025)
  • Воробьев В., прот. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет // Православная энциклопедия. Т. 58. С. 14-21. (дата обращения: 11.03.2025)
  • Кашкин, А. С. Устав православного богослужения: учебное пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской Епархии, 2010. 687 с.
  • Кашкин А.С. Литургика в духовной семинарии: содержание курса, проблемы, рекомендации // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2021. № 4(21). С. 32-70.
  • Пентковский А. М. Программа по Литургике (содержательная часть) // Праксис. 2020. № 2(4). С. 163-179.
  • Типовая рабочая программа по дисциплине "Литургика" (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) /разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. URL: http://www.uchkom.info/upload/doki/РПД%20Литургика-1.pdf (дата обращения: 08.11.2021).
  • Типовая рабочая программа по дисциплине "Литургика" (утверждена коллегией Учебного комитета Русской Православной Церкви 22 апреля 2021 года) /разработчик проф. МДА А.М. Пентковский. URL: (дата обращения: 08.11.2021).
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Рева К. А., иерей. Исследования литургического наследия Поместного Собора 1917–1918 гг. и преподавание литургики в последнее десятилетие ХХ века в контексте развития литургической культуры // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2025. Вып. 2 (35). С. 40–60.