305
  • Интервью

«Мы создаем "фильтры" для христианского сознания». Директор издательства ПСТГУ — о том, зачем издавать серьезные книги в эпоху клипового мышления

Опубликовано: 26 мая 2025

Авторы

image

Вах Кирилл Алексеевич

image

Хорькова Мария Владимировна

image

Карасёв Александр Александрович

Источник

Богослов.RU

image
Аннотация. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — уникальный пример того, как академический подход и христианская миссия не просто соседствуют, а взаимно усиливают друг друга. Здесь выходят монографии, которые цитируют в научных кругах и читают в монастырях, а многотомные исследования о новомучениках становятся не просто книгами — актами восстановления исторической памяти. Но как небольшое университетское издательство добивается такого уровня? За счет чего его проекты десятилетиями не теряют актуальности? Почему именно тема новомучеников, несмотря на сложность работы с архивами и скромные тиражи, стала своего рода «духовным ДНК» ПСТГУ? И, наконец, как цифровые технологии помогают сохранить верность традиции в эпоху, когда внимание читателя рассеяно? Об этом в беседе с порталом «Богослов.RU» рассказывает директор издательства Кирилл Алексеевич Вах.

Издательство ПСТГУ — это реализация накопленного потенциала

Сейчас на портале «Богослов.RU» выходит цикл интервью о том, как устроено современное православное книгоиздание, и без издательства ПСТГУ этот цикл точно был бы неполным. И поэтому наш первый вопрос — как вашему издательству удалось достичь такого уровня развития? Как удается выпускать качественные монографии?

Нужно сказать, что издательство ПСТГУ — это, в первую очередь, сам ПСТГУ. Причины такого развития издательства — это очень мощная интеллектуальная среда, которая собралась в Свято-Тихоновском университете. И конечно, корни этого развития уходят в то одновременно тяжtлое и славное время возрождения Церкви, когда накопившийся в течение десятилетий потенциал, ранее скрытый или сдерживаемый, получил свой выход — и этот потенциал до сих пор присутствует в нашей жизни, в стенах университета, и в издательстве тоже.

Если говорить о количественных показателях — сколько книг и журналов вы выпускаете в год? Сколько из них индексируется в ВАК, РИНЦ и так далее?

Наши издательские возможности — это примерно сто книг в год. Естественно, у нас были разные годы: начинали мы с небольшого количества, а в некоторые годы выпускали больше ста изданий. Это связано и с научным потенциалом, и с работой авторов, и с нашими идеями, которые нам удается реализовать. Конечно, книги книгам рознь. В нашем случае это не перепечатки книг для максимально широкой церковной аудитории, а по большей части интеллектуальная и научная литература. Это очень серьёзные монографии или серьёзные сборники статей, которые требуют большого интеллектуального труда и усилий со стороны сотрудников издательства. И нередко кроме наших постоянных сотрудников приходится привлекать дополнительных людей, чтобы сделать действительно качественный продукт.

Сто — это и книги, и журналы, правильно?

Да, это и книги, и журналы. Главный среди наших журналов — это «Вестник ПСТГУ», который выходит несколькими сериями примерно по четыре номера в год. Это тоже требует некоего сосредоточения усилий, но в целом это налаженная продукция: у них есть свои редакции, мы знаем, как с этим работать, и знаем, что каждый год будут эти журналы. Гораздо больших усилий требуют новые монографии или проекты, инициированные нами самими, которые иногда готовятся по несколько лет. Вот сейчас вышел первый том С. С. Аверинцева «Античность», первый из шести томов: в нём тысяча страниц, и он готовился несколько лет. Правда, параллельно готовились и другие тома, и второй том мы тоже рассчитываем увидеть в этом году, потом третий, четвертый и пятый. Конечно, этот процесс не растягивается на десятки лет — но за многими книгами стоит большая работа, уже проделанная кем-то в предыдущие годы — иногда авторами, иногда совместно авторами и издательством.

Книги о новомучениках — «визитная карточка» издательства ПСТГУ

Еще одна из таких книг, за которыми очевидно стоит большая работа — это «Надеждинская надежда»: она сделана на очень высоком научном уровне, в ней собран материал высокого качества, поднято очень много документов. Также недавно вышла монография о. Сергия Иванова про свт. Тихона и изъятие церковных ценностей. Сколько лет готовятся такие книги? И вообще, как они появляются? Новомучеников много, и о многих из них сохранилось достаточно много информации. Почему, например, Надеждин?

Совсем необязательно, что информации много. Бывает и наоборот, что о многих новомучениках известно крайне мало, и мы хотим это знание расширить. Тему новомучеников вообще можно выделить как отдельное направление и в жизни самого ПСТГУ, и в нашей издательской программе. С самого начала, может быть, еще даже до появления института, у инициаторов его создания было особое почитание людей, пострадавших за веру во времена Советского Союза. Информация об этих людях аккумулировалась еще в Комиссии по реабилитации пострадавших за веру, созданной в Московской Патриархии в последние годы советской власти. Большое количество информации хранилось в частных архивах, особенно много было собрано М. Е. Губониным. Именно его ученики инициировали работу по восстановлению памяти о пострадавших за веру и по прославлению Собора Новомучеников и исповедников. И когда появилась возможность, началась работа по созданию общей базы данных, результатом которой стал научный справочник «За Христа пострадавшие», который сейчас выходит примерно раз в год по одному-два тома. Он является уникальной энциклопедией сведений практически о всех людях, так или иначе попавших под каток репрессий и так или иначе связанных с Церковью. Это необязательно священники. Иногда это военные, а иногда это происходило даже как бы случайно, но в любом случае это Господь коснулся Своим прикосновением: жил человек, сходил один раз в церковь, его там заметили, и он пострадал.

Естественно, есть такие люди, фигуры которых более заметны. Например, владыка Гурий (Егоров) — знаменитый пастырь Церкви, который внес громадный вклад в сохранение тайной иерархии и подготовку кадров для Церкви в тридцатые и сороковые годы. После войны он внес большой вклад в формирование вокруг себя нового духовного руководства нашего народа, из настоящих подлинных пастырей. В ПСТГУ вышла громадная, в 1200 страниц, монография об этом знаменитом пастыре «До смерти я буду призывать вас к молитве» Дмитрия Павлова. Конечно, владыка Гурий не единственный, были и другие фигуры подобного масштаба.

Наверное, никто не издавал столько книг по этой теме, не работал настолько углубленно с архивными документами, как Свято-Тихоновский институт и наше издательство. Качество нашей работы с архивами объясняется тем, что ее поисковые принципы основаны на мощной источниковедческой базе. Я бы сказал, что такая ситуация, когда ученые не просто работают с плодами труда своих собратьев и вторичными источниками, а добывают новые знания через разыскание документов, — это показатель интеллектуального качества научной работы. Говорят, что рукописи не горят, но это можно сказать не только про рукописи. Нередко бывает так, что человек начинает заниматься кем-то, а потом вдруг получает почти из небытия совершенно неожиданные документы, и в результате вырисовываются обстоятельства жизни удивительных людей, о которых мы мало что знали. Поэтому одно из направлений деятельности ПСТГУ — это публикация архивных документов.

Вы упомянули про деяния Поместного Собора 1918 г., про изъятие церковных ценностей. В книге стоит только год издания, но за этой книгой — десятилетия, или во всяком случае, несколько лет плодотворной работы ученого коллектива, в основной своей массе не только из церковной, но из академической среды. Это ученые Российской академии наук, это историки — совершенно разные люди, которые объединяются для этой работы. ПСТГУ вообще объединяет людей. А мы, издательство ПСТГУ, делаем это объединение явным миру, то есть предъявляем миру некоторые плоды сотрудничества таких энтузиастов, ученых, исследователей.

А если задать немножко философский, обобщающий вопрос: эта работа с памятью новомучеников, которая ведется уже много лет, вообще влияет на знание о новомучениках и понимание их подвига? У многих, кто работает с этой темой, есть ощущение, что новомучеников знают и почитают недостаточно…

Знаете, без участия Бога даже совсем очевидные вещи для многих остаются неочевидными. Вы правильно сказали: несмотря на то что проведена колоссальная работа по выяснению обстоятельств гибели или страданий многих людей, членов Церкви, несмотря на то что написано и опубликовано огромное количество материалов, — общество существует как бы параллельно с процессом получения этих знаний. То есть многие знают, что есть новомученики — и на этом все. Люди привыкли обращаться за помощью к свт. Николаю Чудотворцу, привыкли специально приезжать в Лавру к прп. Сергию Радонежскому. А вот подвиг новомучеников для многих людей продолжает оставаться как бы неизвестным. Это — безусловно духовное явление, некое «закрытие глаз». Особенно удивляться здесь не приходится. Более того было бы странно, если получилось бы иначе. Мир ведь во зле лежит, и князем мира сего Сам Господь назвал Сатану. Естественно, темная сила не хочет допустить повторения того чуда, которое совершилось в самые первые века христианства. Тогда величайший и ярчайший подвиг мучеников обратил ко Христу огромную часть мира, положил начало новой христианской цивилизации и культуре. В XIX веке подготовка к революции началась с оголтелой антицерковной, антирелигиозной пропаганды. Образ Церкви попирался всеми способами: «жирные попы», обманывающие народ и отнимающие у него последний хлеб, «князья Церкви», прислужники власти и т. п. Всегда можно найти греховные искажения даже самых высоких идей, но есть же и святые, и подвижники. Их революционеры просто не видели и не хотели ничего знать о них. А если святой вызывал всенародное почитание и совершал множество очевидных чудес, как, например, праведный отец Иоанн Кронштадтский, то его ошельмовывали в стократном объеме. Он и черносотенец, и мошенник и т. д. Как только совершилась революция, начались гонения на Церковь. При этом сам Ленин заботился о том, чтобы советская власть не «делала» новых мучеников, а, расстреливая их «чем больше, тем лучше», представляла их преступниками и злодеями, прячущими свое золото в то время, как народ погибает от голода. И в течение всего периода советской власти в следственных делах «церковников» следователи «клеили», т. е. сочиняли такие протоколы допросов, чтобы допрашиваемый представал предателем, трусом, негодяем. И всеми возможными способами, включая самые ужасные пытки, добивались того, чтобы обвиняемый подписал свои «признательные» протоколы допросов.

Так и сейчас тратятся большие деньги на дискредитацию Церкви в целом, на отрицание гонений и мученического подвига, и это работает. Представьте, еще совсем недавно вся наша страна была покрыта десятками тысяч руинированных и оскверненных храмов и монастырей, десятками лет в народном сознании стирались все представления о вере, о Церкви. Нигде нельзя было найти и купить Евангелие. А теперь в интернете мы то и дело читаем, что никогда при советской власти никаких гонений не было — это все выдумки врагов России. И большая часть народа вполне согласна жить в таком раздвоенном мире, выбирая для себя более удобную позицию. Ведь жить церковной жизнью трудно и неудобно. Церковь не разрешает грешить, а современный человек не настроен жить по таким «живодерским» правилам.

Возможно, в этом заключается какая-то тайна нашего сегодняшнего духовного состояния — может быть, мы еще не в состоянии питаться той духовной пищей, которую дают нам новомученики. Но удалось по крайней мере донести до сознания многих: мы сейчас живем благодаря подвигу новомучеников. То, что мы живем сейчас в нашей стране в этих достаточно хороших условиях — в том числе заслуга и кровь этих мучеников, пострадавших после революции. О революции могут быть разные суждения, но ведь революция сама по себе — это итог духовного развития или же духовного падения нашего общества. И люди, которые участвовали в революции — они же не с Луны прилетели, они же появились не из ниоткуда. Колоссальное количество русских людей поддержало большевиков, и потребовались сначала десятилетия тяжелейших репрессий, а потом четыре года страшнейшей войны ХХ века, для того, чтобы люди отрезвились, омывшись в этих страданиях. И вот это сознание — оно, может быть, даже важнее сегодня для нас, чем почитание конкретных людей.

Большой вклад Свято-Тихоновского института в прославлении патриарха Тихона — великого святого ХХ века. Он стал нашим нравственным императивом, личностью, которая стоит в ряду с величайшими русскими святыми — прпп. Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Всего этого удалось добиться благодаря деятельности сотрудников Свято-Тихоновского университета, всех, кто помогал и участвовал.

Еще мне кажется, что результаты могут откладываться, потому что пока что не пришло время. Господь Бог лучше других знает, что нужно и когда, Он единственный, Кто знает это точно — и Он придерживает. Мы наверняка обретем еще много драгоценных сведений о новых мучениках, когда дозреем до какого-то другого уровня духовной жизни, когда приподнимемся чуть-чуть выше над нашими бытовыми потребностями, над тем, что нас сейчас засасывает.

О тиражах и аудитории издательства ПСТГУ

Если немножко «заземлить» то, о чем мы говорили — как вы видите свою аудиторию? И связанный с этим вопрос — какие тиражи у ваших книг? Как это планируется и от чего это зависит?

С одной стороны, хочется сказать, что мы ориентированы на широкую аудиторию. С другой стороны, аудитория от десятилетия к десятилетию меняется. Была эпоха, когда люди ощущали и помнили духовный и литературный голод советского времени. В это время продавалось и покупалось практически любое издание, так или иначе отличавшееся от того, к чему люди привыкли за время жизни в СССР. В 1990-е годы можно было издавать репринты исторических книг, и их раскупали. И это было золотое время, потому что люди не просто покупали хорошую литературу, но еще и читали ее. И тиражи были большие — пять тысяч экземпляров и больше, и они быстро продавались. В бизнесе очень важна оборачиваемость средств: если ты издал тираж в 5000, а он продается 25 лет — это очень плохой результат. Эти времена прошли достаточно быстро. Но Свято-Тихоновский университет и наше издательство всегда были, на мой взгляд, достаточно продвинутыми в богословском, интеллектуальном смысле. И поэтому, естественно, мы не занимались изданием, скажем так, «бульварной христианской литературы», которая продается за счет того, что будоражит некоторые стороны человеческого естества. Это не очень правильно и даже вообще неправильно, потому что вредит воспитанию: это не воспитывает людей, а наоборот, портит их.

Позднее у нас появилась своя аудитория, появился Свято-Тихоновский институт, потом университет, появились потребности, связанные с преподаванием — мы издаем учебную литературу, которая нужна для студентов. Потом появилась интеллектуальная церковная среда, которая читает, например, переводы древних отцов Церкви, читает современные богословские исследования. Даже для чтения исторических монографий, которые пишут наши профессора, требуется интеллектуальная подготовка и некое желание самообразовываться. Поэтому наша вторая среда, вторая аудитория — это люди, которые занимаются самообразованием или образованием в духовной сфере. Ну и самая, так сказать, «трудноуловимая» часть нашей аудитории — это ученые, и в том числе светские ученые, потому что ПСТГУ в целом успешно реализует идею о том, что вера и наука дополняют друг друга. Наши книги пишутся и церковными, и светскими учеными, но никто из них не противоречит Церкви, не выступает против нее, и таким образом получается, что все это абсолютно четко находится внутри Церкви. На этих наших авторов ориентируется часть светской аудитории, которая реагирует на их имена, как на нечто «свое». И это, можно сказать, наша христианская церковная миссия в светской научной среде. Вот это основные категории людей, на которые можно условно разделить нашу аудиторию — студенты ПСТГУ и других духовных учебных заведений, церковная интеллектуальная среда, и светские ученые.

Если говорить о тиражной политике — сейчас сложное время, денег становится меньше. Но, как всегда бывает в мире, если Господь дает испытание, то Он дает и силу его преодолевать. Становится сложнее увлечь людей чтением книги, потому что информация изменила свою структуру: она существует теперь в виде новых форм — подкастов, видео, интервью. И получают информацию люди чаще всего с помощью смартфона — для них это удобно, и это заметно в том числе и в церковной среде. Классическая книга стала пользоваться меньшим спросом, поэтому мы вынуждены искать новую форму работы в нашей традиционной сфере. Здесь нам на помощь пришли технологии. Сейчас многие типографии в Москве и других крупных городах изменили технологические цепочки, поставили цифровое оборудование со сложной программой, в которую включены совершенно разные процессы. Практически можно нажать кнопку и через 15 минут получить готовую книжку. Это получается намного дешевле и позволяет отказаться от работы «на склад», то есть не печатать тиражи, а допечатывать книги по мере необходимости, по мере спроса.

Как интересно!

Да, это существенное изменение процесса нашей работы. Тираж не заканчивается, потому что мы можем допечатать еще. Такая ситуация, когда книгу издали десять лет назад, а потом люди, которые не успели ее купить, пытаются ее найти — эта ситуация может окончательно уйти в прошлое. И это позволяет нам быть более гибкими на рынке, более гибко работать для людей. Плюс, естественно, высвобождаются деньги: если мы печатаем 100, 200 или 300 экземпляров вместо 500, то можем напечатать не одно, а три названия, и у нас расширяется ассортимент. И при этом мы можем поддерживать печать в тех масштабах, которые необходимы для людей и для наших задач — потому что работаем в том числе для обеспечения учебного процесса, для решения внутренних ведомственных задач Свято-Тихоновского университета. То есть, с одной стороны, наступили сложные времена, а с другой стороны — рынок подстраивается, в этом суть рыночной экономики. И нужно эту реальность принять и успеть адаптироваться, и лучше чуть-чуть раньше, чем все остальные.

Когда ты думаешь про деньги, становится сложно нести людям свет

Тогда связанный с этим вопрос: как у вас устроены дистрибуция и продвижение? Ведь несмотря на то, что у вас есть бренд, которому люди доверяют, все равно важно донести информацию о новых изданиях до максимального количества заинтересованных людей.

Слава издательства ПСТГУ, «марка качества», которая у нас имеется, — это очень важно. Это некая базовая ценность, которая работает лучше всего — но она не работает сама по себе. Поэтому да, действительно нужно заниматься продвижением. Мы научились, как нужно вести тиражную политику, как вести контент, но с точки зрения продвижения есть только один способ: вкладываться деньгами в наем различных ресурсов. Это связано и с блогерством, и с каналами СМИ, и с рекламой — все банально, ничего нового. Но у нас немножко не тот масштаб, как, например, в шоу-бизнесе, где за очень большие деньги создается определенный образ артиста и в него вкладываются деньги, как в большой бизнес-проект. У нас не тот случай. В целом мы больше заинтересованы в поддержании чистоты своего имени, наверное, — именно благодаря этому мы являемся некой ценностью, неким брендом для тех людей, которые нас знают и любят, и для тех, кто узнает нас заново. Поэтому мы очень благодарны порталу «Богослов.RU» и его проекту, который знакомит читающую публику с православными издательствами.

Что касается презентаций, нам хочется немного изменить сам формат: чтобы речь шла не о том, что книга вышла, а о проблематике, ради которой эта книга создавалась. Это не реклама, не информация о том, что появилась какая-то книга, а информация о том, что есть проблемы, над которыми люди ломают голову, и эти проблемы не просто интересны, но и важны для существования человечества, для нашей культуры и нашей Церкви. И вот в этом формате, как мне кажется, мы могли бы создать какие-то новые формы, которые будут способствовать формированию у людей определенного мыслительного порядка, основанного на христианстве — это очень важно в наше время. И повторюсь, на мой взгляд, это очень интересно.

Безусловно. Хотелось бы также спросить: издательство ПСТГУ существует как самостоятельный коммерческий проект, или это для православного издательства в принципе невозможно?

Мы бы, конечно, очень этого хотели, но пока нет. Мы, как и другие православные издательства, имеем некое общее устремление — пытаемся нести людям свет. Однако как только ты думаешь про деньги, это становится сложно.

Но у нас есть свое счастливое обстоятельство: благодаря глобальной устойчивости, которая есть у Свято-Тихоновского университета, наша главная задача — не быть обузой. От нас (сейчас, во всяком случае) не требуют зарабатывать так, чтобы, например, содержать университет — и это дает возможность заниматься вот такой интеллектуальной деятельностью.

Как это ни печально, но любое интеллектуальное издательство, за редким-редким исключением, все-таки не приносит денег. Как правило, это энтузиасты, которым нравится так жить, скажем так; как только уходят такие энтузиасты, то перестает работать и подобное издательство. В издательствах, связанных с благородными задачами, ты всегда отдаешь больше, чем получаешь.

Самоокупаемость удается поддерживать?

Удается, возможно, даже с небольшой прибылью. Если получается, что год закончился лучше — естественно, мы радуемся. Благодаря, конечно, и о. Владимиру Воробьеву, и руководству нашего университета, которые ставят перед нами главную задачу — это качество литературы и поддержание бренда на высоком уровне. Так что, будем стараться держать руку на пульсе, и использовать все возможности, которые могут помочь нам улучшить свои показатели.

Кирилл Алексеевич, хочется задать еще два вопроса. Какие тренды Вы сейчас выделяете в книгоиздании, в том числе в православном? И каких интересных проектов ждать от вашего издательства в ближайшее время, за чем следить?

Что касается трендов, я думаю, что будет развиваться христианская детская литература. Надеюсь, что мы тоже сможем когда-нибудь, может быть даже в обозримом будущем, подключиться к этому сегменту. На мой взгляд, христианская детская литература — это один из таких трендов, которыми рынок не насыщен: есть большой запрос, но при этом на рынке очень много мусора. У нас в городах, слава Богу, достаточно много детей, и семьи понимают, что детей надо воспитывать, что для них нужны книги, открытки, какие-то вещи традиционные. Но для развития тренда нужно направлять туда все свои ресурсы, создавать такую реку, которая течет мощным потоком в каком-то направлении и несет определенные плоды. А наши ресурсы все-таки ограничены нашим кругом, ограничены определенным объемом финансирования, который мы можем задействовать, и который направлен на то, чтобы воспроизводить то, что мы сейчас делаем.

В чем Вы видите миссию издательства ПСТГУ?

Говорят, что сейчас победит тот, кто сумеет поставить некоторые фильтры информационному потоку, который существует в обществе. И Свято-Тихоновский университет, и его издательство — это, в принципе, не производство дополнительной информации, а воспитание определенных фильтров. И цель нашей общей деятельности, которая выражается и в преподавании, и в издании, — это формирование у людей этих фильтров, этого вкуса к подлинности, который, как говорил тот же С. С. Аверинцев, только воспитанием и достигается. Это редкость, когда этот вкус к подлинности присутствует у человека с рождения — обычно только у святых это прослеживается сразу. Христианскую цивилизацию отличает как раз наличие христианского образования и воспитания. И вот это и есть уникальное место Свято-Тихоновского университета и его издательства в современной истории Русской Церкви. Мы — люди, для которых Священное Писание является тем, что формирует нашу цивилизацию. Поэтому издательство ПСТГУ — это, на мой взгляд, важное зерно в нашей русской культуре и русской христианской цивилизации.

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Богослов.RU