41
  • Научные статьи

Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах

Опубликовано: 12 июня 2025

Авторы

image

Близняков Роман Александрович

Кандидат исторических наук

image

Малышев Дмитрий Аркадьевич

Кандидат исторических наук

image

Крыжко Евгений Владимирович

Кандидат исторических наук

image

Пашковский Пётр Игоревич

Доктор политических наук

Источник

Близняков Р. А., Малышев Д. А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79

image
Аннотация. В статье рассмотрены особенности деятельности Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) в сфере организации паломничества в 1914–1918 гг. Показано, что Россия в период Первой мировой войны стремилась расширить и укрепить свои международные позиции. При этом нарастание военных и хозяйственных проблем, усугублявшихся обострением внутренних социальных конфликтов, а также противодействием Лондона и Парижа, которые опасались усиления геополитического влияния Петербурга, делало реализацию российских планов маловероятной. К 1914 г. преобладающее большинство населения Российской империи исповедовало православие. Росла численность православного населения и духовенства. Русская Православная Церковь являлась составляющей государственного административного аппарата и занимала особое место. В 1914–1917 гг. ИППО продолжало работу по организации паломничеств, благотворительности, обучения и научных исследований. Сложившаяся система паломнической деятельности Общества функционировала в привычном виде до начала военных действий в 1914 г. Затем под влиянием внешних и внутренних факторов паломничества на Святую Землю по линии Общества практически прекращаются. Однако вплоть до революционных событий 1917 г. ИППО содействует православному паломничеству, продолжая, насколько возможно, организовывать решение связанных с этим вопросов. После Февральской революции 1917 г. происходят изменения в руководящем составе, названии и содержании работы Общества, которое вынужденно сосредотачивается на научном направлении.

В современных обстоятельствах обострения конфронтации между Россией и коллективным Западом — на фоне общего экзистенциального кризиса и нарастания международной напряженности, в контексте разрушения прежнего и формирования нового, полицентричного мирового порядка — актуализируются дискуссии относительно защиты российских национальных интересов и возможностей предотвращения глобальной войны посредством анализа «уроков истории» и выведения функциональных аналогий. Так, исследователи справедливо отмечают, что «говоря о событиях, предшествующих Первой мировой войне, и последующих, мы проводим много аналогий с тем, что наблюдаем сегодня. Уже сейчас очевидно, что тот миропорядок, который был до начала СВО, не смог сохранить справедливый мир. Он был основан на попытках США и НАТО создать однополярный мир, диктовать свои условия. Сейчас всё говорит о том, что после СВО будет создан новый миропорядок, основанный на множественных центрах силы на международной арене»[1]. Современное противостояние России и стран коллективного Запада — это прежде всего противостояние ценностей (либеральных и традиционных), духовно-нравственных посылов и условий развития общества и каждого конкретного человека, проистекающее из этих посылов. Борьба идет как за души, так и за тела в прямом смысле этого слова, если учесть те гендерные трансформации, которые не просто позволяется, но и поощряется производить в странах Запада.

В связи с этим деятельность, в том числе в сфере организации паломничеств, Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), направленная на укрепление присутствия Российской империи в ближневосточном регионе, представляется особенно значимой[2] в период «великих потрясений» 1914–1918 гг.; она являет нам примеры сложных решений и действий[3], ставших следствиями трагического стечения внутренних и внешних обстоятельств. Важность изучения обозначенных случаев напрямую соотносится с отраженными в действующих современных российских доктринальных документах, в частности в «Стратегии национальной безопасности РФ», императивами защиты национальных интересов и укрепления международного влияния России[4]. При этом в «Концепции внешней политики Российской Федерации» акцентируется приоритетное внимание нашей Родины к «укреплению многопланового взаимодействия с союзниками и партнерами… в том числе в целях защиты христиан на Ближнем Востоке»[5].

Настоящая публикация имеет целью рассмотрение основных тенденций деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в сфере организации паломничеств в 1914–1918 гг.

В качестве источниковой базы исследования выступают следующие материалы: «Устав Православного Палестинского Общества» — основополагающий документ, определяющий и регулирующий его работу[6]; аналитические труды современников изучаемых событий[7]; отчетно-статистические работы, характеризующие паломническую деятельность Общества[8]; сборник документов, освещающих различные стороны работы ИППО[9]; изданный Обществом путеводитель по святым местам[10]; современные документы, определяющие основные принципы, подходы и направления в области внешней политики и национальной безопасности Российской Федерации[11].

Особенности трансформации международных отношений и специфика позиционирования России, в том числе на Ближнем Востоке, накануне и в период Первой мировой войны освещены в трудах отечественных и зарубежных авторов[12]. Специфика религиозно-церковной ситуации в Российской империи в 1914–1918 гг. анализируется в комплексной монографии российских исследователей[13]. Т. Ставру[14] и Д. Хопвуд[15] изучают различные аспекты реализации интересов России в Палестине.

Вопросы происхождения и основных характеристик христианского паломничества исследует П. Северн[16]. В работах С. В. Бушуевой[17], Р. А. Близнякова, Е. В. Крыжко, П. И. Пашковского[18] и С. В. Кулика[19] раскрываются особенности русского православного паломничества как явления на разных исторических этапах.

Сюжеты, связанные с духовным и политическим присутствием России на Святой Земле, включая паломническую деятельность ИППО, освещаются с разных позиций в ряде исследований[20]. В свою очередь, деятельность Общества по организации паломничеств в 1914–1918 гг. не получила должного изучения и нуждается в специальном исследовании.

Методологический синтез системного и геополитического подходов, на базе которого выполнено данное исследование, обусловил использование определенных научных методов. Исторический метод позволил выявить особенности этапов эволюции паломнической деятельности ИППО в рассматриваемый период. С помощью биографического метода, наиболее часто использующегося в психологии и базирующегося на исследовании биографий определенных групп людей, даны характеристики конкретных личностей в контексте их влияния на паломническую сферу в России. Применение институционального метода помогло охарактеризовать роль различных институтов относительно организации паломнического движения по линии ИППО. Методы анализа документов, инструментарий герменевтики и интерпретации текстов неоднократно использовались в формате творческой смысловой реконструкции использованных источников и корпуса публикаций.

Историческая ретроспектива позволяет прийти к выводу о том, что политическая истории России изобилует фактами противостояния или открытых войн с государствами западной цивилизации.

«В начале XIX века, — отмечал А. И. Уткин, — она (Россия. — Прим. ред.) погубила Наполеона, а затем в течение целого столетия была соперницей лидера Запада — Британии. В Лондоне и после сближения, наступившего в 1907 году, со значительным подозрением смотрели за развитием России. “Восточный вопрос” как бы въелся в плоть и кровь многих англичан, отголоски этих опасений ощутимы вплоть до предкризисных дней 1914 года»[21].

В период Первой мировой войны правительство Российской империи стремилось решить ряд задач. Существовала настойчивая необходимость упреждения и купирования угрозы германского первенства в Европе, нивелирования Австро-Венгрии на Балканах, низвержения ее господства над отдельными славянскими народами с выходом Российской империи на новые стратегические рубежи, способствующие разрастанию политических активов империи на мировой авансцене. При этом, несмотря на стремления координировать и согласовывать свои действия как на фронтах, так и в области дипломатии, между союзниками по Антанте — Россией, Великобританией и Францией — имелись значительные расхождения, в частности относительно дальнейшей судьбы Балкан и Ближнего Востока[22].

В Лондоне опасались излишнего усиления Петербурга вследствие гипотетической победы. Однако Российская империя так и не сумела завершить перевооружение армии к 1914 г., в том числе и по причине вскрытия острых социальных вопросов и противоречий. В этом ключе имплементация в жизнь отечественных внешнеполитических проектов оказалась маловероятной. Рефлексируя, «последний министр иностранных дел царского правительства Н. Н. Покровский в докладе Николаю II незадолго до Февральской революции писал, что если не захватить Проливы раньше окончания войны, то получить их не удастся из-за противодействия союзных держав»[23].

По мнению специалистов, западные союзники в годы Первой мировой войны проводили в отношении России неоднозначную политику, которую условно можно расположить на трех уровнях. «На первом, высшем уровне, — писал В. А. Никонов, — где взаимодействовали главы государств, всё выглядело чинно, уровень доверительности был высок. Николай II стал даже британским фельдмаршалом (что не помешает, правда, англичанам поддержать его свержение и откровенно предать после Февраля. — Прим. В. Н.). На втором — элитном — уровне к России относились плохо, считая ее диктатурой, а русских — полуварварским племенем. Отсюда столь ужасная пресса о России и ее руководстве. На третьем уровне — общественно-политическом — осуществлялась поддержка оппозиции внутри страны (при этом у разных государств были свои любимые оппозиционеры. — Прим. В. Н.), приветствовалась дестабилизация правительства, а также поощрялись антироссийские настроения на периферии нашей страны»[24].

Что касается «восточного вопроса», невозможно однозначно утверждать, кто извлек наибольшую выгоду в результате решения Османской империи поддержать Германию. В этом контексте П. Кеннеди подчеркивал: «К 1915 году было трудно вообще куда-либо транспортировать российскую пшеницу, а на западе отсутствовал запас боеприпасов. С другой стороны, решение Турции открыло Ближний Восток для расширения французского и (особенно) британского имперского влияния, но оно же отвлекло империалистов в Индии и Уайтхолле от полной концентрации на происходящем на западном фронте»[25].

В свою очередь, религиозная ситуация в Российской империи в 1914 г. выглядела следующим образом. Преобладающее количество верующих — более 70% населения — являлось православными. На территории страны функционировало 67 епархий, свыше 54 тысяч храмов, более 23 500 молитвенных домов и часовен, 35 тысяч начальных школ, 57 семинарий, 187 духовных училищ, 4 академии, 1025 монастырей. Количество священников составляло более 112 тысяч, монашествующих — порядка 30 тысяч человек. Начало XX в. характеризуется ростом православного населения и увеличением численности духовенства в империи. В это время Русская Православная Церковь как духовный и культурный центр занимала в России особое место[26]. Необходимо отметить, что немаловажную роль в этом сыграла семья последнего российского императора Николая II.

В обозначенных обстоятельствах в 1914–1918 гг. осуществляло свою деятельность ИППО.

В рассматриваемый период (до Февральской революции 1917 г.) председательницей Общества являлась вдова великого князя Сергея Александровича — великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Вице-председателем с 1905 по 1918 г. был князь А. А. Ширинский-Шихматов, который после ухода с должности Елизаветы Фёдоровны занимал пост председателя ИППО (с 8 апреля 1917 по январь 1918 г.), а затем, находясь за границей, был избран председателем заграничной ветви Общества. Должность секретаря с 1907 по 1918 г. занимал известный историк А. А. Дмитриевский[27].

К 1914 г. странноприимные дома и подворья ИППО на Святой Земле располагали возможностью одновременно принять до семи тысяч путников. Организация достигла своих целей, и цена паломнических вояжей из Российской империи была снижена, а количество посещавших Святую Землю и Афон православных паломников варьировалось от двух до десяти тысяч человек в год. В соответствии с реализацией положений Устава[28] и сложившейся традицией[29] налаженная система организации паломничеств по линии ИППО функционировала до начала военных действий в 1914 г.[30]

Последними организованными группами паломников стали учащиеся российских учебных заведений, которые, согласно решению Совета Общества, были бесплатно приняты его сотрудниками на территории Палестины летом 1914 г. В конце мая руководство, воспитатели и учащиеся Санкт-Петербургской гимназии Человеколюбивого общества отправились из Одессы в направлении Яффы, где по прибытии разместились на подворье ИППО. Семь последующих дней они провели, знакомясь с Галилеей, откуда в июне, вновь по морю, вернулись в Яффу, а затем отправились в Иерусалим. Разместившись на территории Сергиевского подворья, почти за неделю нахождения в городе они смогли ознакомиться практически со всеми достопримечательностями. Затем, снова из Яффы, по морю, на российском корабле они отправились в Египет[31].

Затем по аналогичному маршруту совершила путешествие группа, состоявшая из учащихся Варшавской учительской семинарии с преподавателями (44 человека). 57 человек (семинаристы из Казанской, Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий) на пароходе «Евфрат» во второй половине июня 1914 г. отплыли из Одессы. К счастью, еще до начала ведения активных военных действий программа их паломничества была окончена. Корабль с российскими паломниками и туристами вошел в порт Одессы 31 июля 1914 г.[32]

Возможно, последним предвоенным мероприятием ИППО, связанным с паломнической деятельностью, был визит в июле 1914 г. действительного члена Общества князя Олега Константиновича в Бари, где он содействовал ускорению строительства храма и странноприимного дома для русских паломников[33].

События 1914–1917 гг. и последующих лет привели к значительному уменьшению, а затем и полному прекращению организуемых ИППО паломнических поездок с территории России на Ближний Восток. Священство Горненской и Елеонской обителей во главе с архимандритом Леонидом (Сенцовым) и паломники в 1915–1916 гг. разместились в городе Александрии (Египет), как планировалось — на небольшой промежуток времени. Однако история рассудила по своему, и 250 паломников из России остались в Палестине навсегда: случившаяся на их Родине революция сделала невозможным возвращение обратно. В основном это были женщины, прибывшие на Ближний Восток еще до событий 1917 г., а также те, кто на протяжении длительного времени проживал на подворьях ИППО в Иерусалиме. Судьба же мужчин из России оказалась еще более незавидной: все они, независимо от социального положения (это были школьные педагоги и служащие подворий ИППО, а также те, кто просто отправился по велению души в паломническую поездку), стали считаться турецкими военнопленными и были отправлены по этапу Дамаск — Урфа[34].

С определенными изменениями, вызванными рядом ограничений, паломническая деятельность ИППО продолжалась до революционных событий 1917 г. В это время Общество, в силу возможностей, содействовало православному паломничеству, участвуя в оформлении соответствующих документов, обеспечении проезда, проживания, питания и других удобств[35]. Помимо следствий переживаемых страной потрясений и усугубления сопутствующих проблем среди причин практического прекращения православного паломничества в Палестину в период Гражданской войны и первые годы советской власти можно выделить то, что передвижение по территории бывшей Российской империи в этот период не регулировалось и было небезопасным. А с возникновением СССР православное паломничество попало под запрет, что исключило возможность соответствующей деятельности[36].

В 1914–1917 гг. ИППО продолжало оставаться своеобразным координирующим центром деятельности российских специалистов в области истории, археологии и искусствоведения, что говорит о приоритетности для имперского правительства гуманитарных наук. Это во многом было обусловлено геополитическими целями, связанными с распространением и защитой православия, а также с необходимостью укрепления позиций Российской империи в ближневосточном регионе[37]. Примечательно, что, исходя из бухгалтерских документов, основной статьей расходов Общества за все дореволюционные годы были не средства, выделяемые на организацию и обеспечение паломнической деятельности или на решение научных задач, а финансовые вложения в сферу образования, то есть расходы на содержание и развитие школ и прочих учебных заведений[38].

В последние предреволюционные годы Общество осуществляло деятельность по трем традиционным направлениям: помимо организации паломничеств оно до 1917 г. занималось благотворительностью и научными исследованиями[39]. Имели место и интересные инициативы, о которых стоит упомянуть. Так, в 1915 г. руководство ИППО выдвигало проект создания в столице империи Комитета палестиноведения, а на Святой Земле, в Иерусалиме, — Русского археологического института. По задумке оба учреждения должны были стать основной движущей силой, где были бы сконцентрированы научные изыскания, касавшиеся как Палестины, так и всего ближневосточного региона, где находились и действовали инфраструктурные объекты Общества. Эту идею подтверждает печатное периодическое издание, являющееся незаменимым при изучении прошлого библейского региона, — «Православный Палестинский сборник». Под эгидой Общества в Палестине проводились многочисленные археологические раскопки[40].

После революционных февральских событий 1917 г. из наименования ИППО исчезло слово «Императорское». Председателем вместо покинувшей свой пост великой княгини Елизаветы Фёдоровны был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов. Осенью 1918 г., уже находясь в Германии, куда он перебрался из революционной России, князь возглавил дублирующий Совет Православного Палестинского Общества. Параллельную структуру в красном Петрограде возглавил академик В. В. Латышев. Изменился и сам статус организации. Отныне это было Российское Палестинское общество при Академии Наук. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Общество кардинально поменяло специфику своей работы, уйдя исключительно в научную плоскость[41].

Российская империя в годы Первой мировой войны, стремясь расширить и укрепить свои международные позиции, ощущала проявления значительных расхождений с союзниками по Антанте, связанные в том числе с «восточным вопросом». Учитывая нарастающие военные и хозяйственные проблемы, усугублявшиеся обострением внутренних социальных конфликтов, реализация российских планов становилась еще более призрачной вследствие противодействия Лондона и Парижа, опасавшихся усиления геополитического влияния Петербурга. В этом контексте решение Турции выступить на стороне кайзеровской Германии открывало ближневосточный регион для европейской экспансии, способствуя увеличению в нем британского и французского присутствия.

Что касается религиозной ситуации, преобладающее большинство населения Российской империи к 1914 г. исповедовало православие. Наблюдался рост численности православного населения и духовенства, которое старалось оказывать помощь армии и защищать духовные основы российского общества. Однако пропаганда атеизма и революционные настроения в обществе и армии подрывали боеспособность вооруженных сил и в конечном итоге делали проблематичным реализацию российских интересов на Ближнем Востоке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В обозначенных условиях ИППО в 1914–1917 гг. продолжало работу по организации паломничеств, благотворительности, образования и научных исследований. Сложившаяся система паломнической деятельности Общества функционировала в привычном виде до начала военных действий в 1914 г. Группы учащихся и преподавателей российских учебных заведений, посетивших по линии ИППО Палестину летом 1914 г., были последними участниками паломнических путешествий в рамках традиционного формата и графика. Затем, под влиянием внешних и внутренних факторов, паломничества на Святую Землю, организованные Обществом, практически прекращаются.

При этом вплоть до революционных событий 1917 г. ИППО содействует православному паломничеству, продолжая, насколько возможно, организовывать решение связанных с этим вопросов. Вместе с тем в силу указанных причин деятельность Общества все больше концентрировалась в научной плоскости. Кроме того, в этот период руководством ИППО выдвигаются и обсуждаются оставшиеся нереализованными проекты создания Комитета (Общества) палестиноведения в Петербурге и Русского археологического института в Иерусалиме. После Февральской революции 1917 г. происходят изменения в его руководящем составе, названии и содержании работы. Впоследствии, в 1918 г., Российское Палестинское общество при Академии Наук было вынуждено сосредоточиться преимущественно на научной деятельности. Таким образом, хотя паломническая деятельность Общества и прекратилась по вынужденным причинам, его работа в период 1914–1918 гг. стала важной вехой в истории российского православия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов М. Ю., Виноградов А. В. и др. От царства к империи. Россия в системах международных отношений: вторая половина XVI — начала XX века / М. Ю. Анисимов, А. В. Виноградов, Г. А. Гребенщикова, А. В. Игнатьев, Е. И. Кобзарева, Е. П. Кудрявцева, И. С. Рыбачёнок, Г. А. Санин, В. М. Хевролина. М.: Институт российской истории РАН; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 440 с.

2. Балахонова М. А., Околотин В. С. Роль Императорского Православного Палестинского Общества в паломничестве на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (18). С. 53–62.

3. Балдин К. Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века: на материале паломнических мемуаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 2. С. 30–32.

4. Бирюкова К. В. Российская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 11–17.

5. Бушуева С. В. Паломничество и его особенности в русской истории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 127–131.

6. Буянов В. С. Внешняя политика России: история и современность. М.: Международные отношения, 2024. 632 с.

7. Ганф Т. И. К устроению Русской Палестины // Верующий разум. 2014. № 1 (3). С. 100–115.

8. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М.: Индрик, 2018. С. 108–122.

9. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество: обзор истории до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. 32. С. 472–497.

10. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.): историческая записка. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907. 332 с.

11. Доклад Секретаря Общества А. А. Дмитриевского Общему годовому собранию ИППО 20 апреля 1914 г. // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. II. С. 220–224.

12. Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в 1882–1914 гг. // Православный Палестинский сборник. 2021. № 119. С. 72–85.

13.Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал Института наследия. 2017. № 2 (9). С. 1–24.

14. Историки провели параллели между Первой мировой войной и СВО // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/01/parrll/?ysclid=m27i739rdb400909153 (дата обращения 18.10.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.

15. Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав: Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург: Гонзо, 2018. 848 с.

16. Концепция внешней политики Российской Федерации. 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.

17. Кулик С. В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 72. С. 12–15.

18. Ларина Е. А. Императорское Православное Палестинское Общество как организатор паломнических поездок из России на Святую Землю в конце XIX — начале XX вв. // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Винник, О. К. Ермишкина. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 197–207.

19. Летопись Палестинского Общества // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. IV. С. 468–472.

20.Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006. 512 с.

21. Никонов В. А. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014. 992 с.

22. Отчет ИППО с 1 января по 31 декабря 1914 г. // Сообщения ИППО. 1916. Т. XXVII. С. 176–178.

23. Пашковский П. И., Крыжко Е. В., Близняков Р. А. Паломничество как явление и особенности российской паломнической деятельности в Палестине во второй половине XIX — начале XX веков // Genesis: исторические исследования. 2024. № 5. С. 63–72.

24. Первая мировая война: историографические мифы и историческая память: монография: В 3 кн. Кн. 3: Вторая Отечественная война России, 1914–1917 / под ред. д-ра ист. наук О. В. Петровской. М.: Российский ин-т стратегических исследований, 2014. 244 с.

25. Пересыпкин О. Г. Культурно-исторический феномен «Русская Палестина» // Обозреватель. 2016. № 8 (319). С. 105–121.

26.Путеводитель по святым местам Востока: Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Бар град и Рим, с приложением карты Палестины. СПб.: Изд-во Императорского Православного Палестинского Общества, 1910. 116 с.

27.Россия в Святой Земле: документы и материалы: В 2 т. Т. 1. / сост. и общ. ред. Н. Н. Лисового. М.: Международные отношения, 2000. 741 с.

28. Смирнова И. Ю., Бутова Р. Б. Россия в Святой Земле. Деятели и учреждения Русской Палестины (XIX–XX века) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2 (104). С. 9–21.

29. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2 июля 2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.

30.Устав Православного Палестинского Общества [утвержден 8 мая 1882 года]. Тверь: Тип. Губернского правления, 1894. 12 с.

31.Уткин А. И. Первая мировая война. М.: Эксмо, 2002. 672 с.

32.Agsous S. The Palestinian Graduates of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) and the Making of the Native Cultural Naha // Contemporary Levant. 2021. Vol. 6, iss. 1. pp. 35–50.

33.Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914: Church and Politics in the Near East. Oxford: Clarendon Press, 1969. 232 p.

34.Kryzhko E. V., Pashkovsky P. I., Natalevich S. I. The «Great Game» in Turkestan in the First Half of the XIX Century: the Geopolitical Interests of the Parties // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, iss. 3. pp. 1084–1091.

35.Severn P. A History of Christian Pilgrimage // International Journal for the Study of the Christian Church. 2019. Vol. 19, iss. 4. pp. 1–17.

36.Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882–1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1963. 250 p. Статья поступила в редакцию 29.11.2024, одобрена после рецензирования 02.12.2024, принята к публикации 03.12.2024.



  • Историки провели параллели между Первой мировой войной и СВО // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/01/parrll/?ysclid=m27i739rdb400909153 (дата обращения 18.10.2024). Загл. с экрана.
  • Историки провели параллели между Первой мировой войной и СВО // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 18.10.2024). Загл. с экрана.
  • См.: Балдин К. Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века: на материале паломнических мемуаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 2. С. 30; Смирнова И. Ю., Бутова Р. Б. Россия в Святой Земле. Деятели и учреждения Русской Палестины (XIX–XX века) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2(104). С. 17.
  • См.: Бирюкова К. В. Российская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2(75). С. 14.
  • См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2 июля 2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения 18.10.2024).
  • См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2 июля 2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 18.10.2024).
  • Концепция внешней политики Российской Федерации. 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения 18.10.2024).
  • Концепция внешней политики Российской Федерации. 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 18.10.2024).
  • Устав Православного Палестинского Общества. Тверь, 1894.
  • См.: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.): историческая записка. СПб., 1907; Доклад Секретаря Общества А. А. Дмитриевского Общему годовому собранию ИППО 20 апреля 1914 г. // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. II. С. 220–224.
  • См.: Летопись Палестинского Общества // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. IV. С. 468–472; Отчет ИППО с 1 января по 31 декабря 1914 г. // Сообщения ИППО. 1916. Т. XXVII. С. 176–178.
  • Россия в Святой Земле: документы и материалы: В 2 т. Т. 1. М., 2000.
  • См.: Путеводитель по святым местам Востока: Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Бар-град и Рим, с приложением карты Палестины. СПб., 1910.
  • См.: Концепция внешней политики Российской Федерации…; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации…
  • См.: Буянов В. С. Внешняя политика России: история и современность. М., 2024; Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав: Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург, 2018; Никонов В. А. Российская матрица. М., 2014; Анисимов М. Ю., Виноградов А. В. и др. От царства к империи. Россия в системах международных отношений: вторая половина XVI — начало XX века. М.; СПб., 2015; Уткин А. И. Первая мировая война. М., 2002; Agsous S. The Palestinian Graduates of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) and the Making of the Native Cultural Nah a // Contemporary Levant. 2021. Vol. 6, iss. 1. pp. 35–50; Kryzhko E.V., Pashkovsky P.I., Natalevich S.I. The «Great Game» in Turkestan in the First Half of the XIX Century: the Geopolitical Interests of the Parties // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, iss. 3. pp. 1084–1091.
  • См.: Первая мировая война: историографические мифы и историческая память: монография: В 3 кн. Кн. 3: Вторая Отечественная война России. 1914–1917. М., 2014.
  • See: Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882–1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki, 1963.
  • See: Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914: Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969.
  • See: Severn P. A History of Christian Pilgrimage // International Journal for the Study of the Christian Church. 2019. Vol. 19, iss. 4. pp. 1–17.
  • См.: Бушуева С. В. Паломничество и его особенности в русской истории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 127–131.
  • См.: Пашковский П. И., Крыжко Е. В., Близняков Р. А. Паломничество как явление и особенности российской паломнической деятельности в Палестине во второй половине XIX — начале XX веков // Genesis: исторические исследования. 2024. № 5. С. 63–72.
  • См.: Кулик С. В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 72. С. 12–15.
  • См.: Балахонова М. А., Околотин В. С. Роль Императорского Православного Палестинского Общества в паломничестве на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 4(18). С. 53–62; Балдин К. Е. Указ. соч.; Бирюкова К. В. Указ. соч.; Ганф Т.И. К устроению Русской Палестины // Верующий разум. 2014. № 1(3). С. 100–115; Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество: обзор истории до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. 32. С. 472–497; Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М., 2018. С. 108–122; Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал Института наследия. 2017. № 2(9). С. 1–24; Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в 1882–1914 гг. // Православный Палестинский сборник. 2021. № 119. С. 72–85; Ларина Е. А. Императорское Право славное Палестинское Общество как организатор паломнических поездок из России на Святую Землю в конце XIX — начале XX вв. // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции. Тверь, 2018. С. 197–207; Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006; Пересыпкин О. Г. Культурно исторический феномен «Русская Палестина» // Обозреватель. 2016. № 8(319). С. 105–121; Смирнова И. Ю., Бутова Р. Б. Указ. соч.
  • Уткин А. И. Указ. соч. С. 10.
  • См.: Буянов В.С. Указ. соч. С. 235–239.
  • Анисимов М. Ю., Виноградов А. В. и др. Указ. соч. С. 393, 394–395.
  • Никонов В. А. Указ. соч. С. 414.
  • Кеннеди П. Указ. соч. С. 390.
  • См.: Первая мировая война… С. 186.
  • См.: Бирюкова К. В. Указ. соч. С. 14; Грушевой А. Г. Указ. соч. С. 110–122.
  • См.: Устав Православного Палестинского Общества…
  • См.: Дмитриевский А. А. Указ. соч.; Доклад Секретаря…; Путеводитель…
  • См.: Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность… С. 82; Отчет…; Россия в Святой Земле: документы и материалы…
  • См.: Доклад Секретаря…; Отчет…
  • См.: Доклад Секретаря…; Отчет…
  • См.: Ганф Т. И. Указ. соч. С. 113.
  • См.: Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность… С. 82; Отчет…
  • См.: Балахонова М. А., Околотин В. С. Указ. соч. С. 62.
  • См.: Кулик С. В. Указ. соч. С. 15; Ларина Е. А. Указ. соч. С. 206–207.
  • См.: Россия в Святой Земле: документы и материалы…
  • См.: Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество. Обзор истории… С. 496.
  • См.: Балахонова М. А., Околотин В. С. Указ. соч. С. 55; Россия в Святой Земле: документы и материалы…
  • См.: Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество. Обзор истории… С. 495–496.
  • См.: Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие… С. 6.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Близняков Р. А., Малышев Д. А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79