Опубликовано: 12 июня 2025
Источник
Близняков Р. А., Малышев Д. А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79

В современных обстоятельствах обострения конфронтации между Россией и коллективным Западом — на фоне общего экзистенциального кризиса и нарастания международной напряженности, в контексте разрушения прежнего и формирования нового, полицентричного мирового порядка — актуализируются дискуссии относительно защиты российских национальных интересов и возможностей предотвращения глобальной войны посредством анализа «уроков истории» и выведения функциональных аналогий. Так, исследователи справедливо отмечают, что «говоря о событиях, предшествующих Первой мировой войне, и последующих, мы проводим много аналогий с тем, что наблюдаем сегодня. Уже сейчас очевидно, что тот миропорядок, который был до начала СВО, не смог сохранить справедливый мир. Он был основан на попытках США и НАТО создать однополярный мир, диктовать свои условия. Сейчас всё говорит о том, что после СВО будет создан новый миропорядок, основанный на множественных центрах силы на международной арене»[1]. Современное противостояние России и стран коллективного Запада — это прежде всего противостояние ценностей (либеральных и традиционных), духовно-нравственных посылов и условий развития общества и каждого конкретного человека, проистекающее из этих посылов. Борьба идет как за души, так и за тела в прямом смысле этого слова, если учесть те гендерные трансформации, которые не просто позволяется, но и поощряется производить в странах Запада.
В связи с этим деятельность, в том числе в сфере организации паломничеств, Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), направленная на укрепление присутствия Российской империи в ближневосточном регионе, представляется особенно значимой[2] в период «великих потрясений» 1914–1918 гг.; она являет нам примеры сложных решений и действий[3], ставших следствиями трагического стечения внутренних и внешних обстоятельств. Важность изучения обозначенных случаев напрямую соотносится с отраженными в действующих современных российских доктринальных документах, в частности в «Стратегии национальной безопасности РФ», императивами защиты национальных интересов и укрепления международного влияния России[4]. При этом в «Концепции внешней политики Российской Федерации» акцентируется приоритетное внимание нашей Родины к «укреплению многопланового взаимодействия с союзниками и партнерами… в том числе в целях защиты христиан на Ближнем Востоке»[5].
Настоящая публикация имеет целью рассмотрение основных тенденций деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в сфере организации паломничеств в 1914–1918 гг.
В качестве источниковой базы исследования выступают следующие материалы: «Устав Православного Палестинского Общества» — основополагающий документ, определяющий и регулирующий его работу[6]; аналитические труды современников изучаемых событий[7]; отчетно-статистические работы, характеризующие паломническую деятельность Общества[8]; сборник документов, освещающих различные стороны работы ИППО[9]; изданный Обществом путеводитель по святым местам[10]; современные документы, определяющие основные принципы, подходы и направления в области внешней политики и национальной безопасности Российской Федерации[11].
Особенности трансформации международных отношений и специфика позиционирования России, в том числе на Ближнем Востоке, накануне и в период Первой мировой войны освещены в трудах отечественных и зарубежных авторов[12]. Специфика религиозно-церковной ситуации в Российской империи в 1914–1918 гг. анализируется в комплексной монографии российских исследователей[13]. Т. Ставру[14] и Д. Хопвуд[15] изучают различные аспекты реализации интересов России в Палестине.
Вопросы происхождения и основных характеристик христианского паломничества исследует П. Северн[16]. В работах С. В. Бушуевой[17], Р. А. Близнякова, Е. В. Крыжко, П. И. Пашковского[18] и С. В. Кулика[19] раскрываются особенности русского православного паломничества как явления на разных исторических этапах.
Сюжеты, связанные с духовным и политическим присутствием России на Святой Земле, включая паломническую деятельность ИППО, освещаются с разных позиций в ряде исследований[20]. В свою очередь, деятельность Общества по организации паломничеств в 1914–1918 гг. не получила должного изучения и нуждается в специальном исследовании.
Методологический синтез системного и геополитического подходов, на базе которого выполнено данное исследование, обусловил использование определенных научных методов. Исторический метод позволил выявить особенности этапов эволюции паломнической деятельности ИППО в рассматриваемый период. С помощью биографического метода, наиболее часто использующегося в психологии и базирующегося на исследовании биографий определенных групп людей, даны характеристики конкретных личностей в контексте их влияния на паломническую сферу в России. Применение институционального метода помогло охарактеризовать роль различных институтов относительно организации паломнического движения по линии ИППО. Методы анализа документов, инструментарий герменевтики и интерпретации текстов неоднократно использовались в формате творческой смысловой реконструкции использованных источников и корпуса публикаций.
Историческая ретроспектива позволяет прийти к выводу о том, что политическая истории России изобилует фактами противостояния или открытых войн с государствами западной цивилизации.
«В начале XIX века, — отмечал А. И. Уткин, — она (Россия. — Прим. ред.) погубила Наполеона, а затем в течение целого столетия была соперницей лидера Запада — Британии. В Лондоне и после сближения, наступившего в 1907 году, со значительным подозрением смотрели за развитием России. “Восточный вопрос” как бы въелся в плоть и кровь многих англичан, отголоски этих опасений ощутимы вплоть до предкризисных дней 1914 года»[21].
В период Первой мировой войны правительство Российской империи стремилось решить ряд задач. Существовала настойчивая необходимость упреждения и купирования угрозы германского первенства в Европе, нивелирования Австро-Венгрии на Балканах, низвержения ее господства над отдельными славянскими народами с выходом Российской империи на новые стратегические рубежи, способствующие разрастанию политических активов империи на мировой авансцене. При этом, несмотря на стремления координировать и согласовывать свои действия как на фронтах, так и в области дипломатии, между союзниками по Антанте — Россией, Великобританией и Францией — имелись значительные расхождения, в частности относительно дальнейшей судьбы Балкан и Ближнего Востока[22].
В Лондоне опасались излишнего усиления Петербурга вследствие гипотетической победы. Однако Российская империя так и не сумела завершить перевооружение армии к 1914 г., в том числе и по причине вскрытия острых социальных вопросов и противоречий. В этом ключе имплементация в жизнь отечественных внешнеполитических проектов оказалась маловероятной. Рефлексируя, «последний министр иностранных дел царского правительства Н. Н. Покровский в докладе Николаю II незадолго до Февральской революции писал, что если не захватить Проливы раньше окончания войны, то получить их не удастся из-за противодействия союзных держав»[23].
По мнению специалистов, западные союзники в годы Первой мировой войны проводили в отношении России неоднозначную политику, которую условно можно расположить на трех уровнях. «На первом, высшем уровне, — писал В. А. Никонов, — где взаимодействовали главы государств, всё выглядело чинно, уровень доверительности был высок. Николай II стал даже британским фельдмаршалом (что не помешает, правда, англичанам поддержать его свержение и откровенно предать после Февраля. — Прим. В. Н.). На втором — элитном — уровне к России относились плохо, считая ее диктатурой, а русских — полуварварским племенем. Отсюда столь ужасная пресса о России и ее руководстве. На третьем уровне — общественно-политическом — осуществлялась поддержка оппозиции внутри страны (при этом у разных государств были свои любимые оппозиционеры. — Прим. В. Н.), приветствовалась дестабилизация правительства, а также поощрялись антироссийские настроения на периферии нашей страны»[24].
Что касается «восточного вопроса», невозможно однозначно утверждать, кто извлек наибольшую выгоду в результате решения Османской империи поддержать Германию. В этом контексте П. Кеннеди подчеркивал: «К 1915 году было трудно вообще куда-либо транспортировать российскую пшеницу, а на западе отсутствовал запас боеприпасов. С другой стороны, решение Турции открыло Ближний Восток для расширения французского и (особенно) британского имперского влияния, но оно же отвлекло империалистов в Индии и Уайтхолле от полной концентрации на происходящем на западном фронте»[25].
В свою очередь, религиозная ситуация в Российской империи в 1914 г. выглядела следующим образом. Преобладающее количество верующих — более 70% населения — являлось православными. На территории страны функционировало 67 епархий, свыше 54 тысяч храмов, более 23 500 молитвенных домов и часовен, 35 тысяч начальных школ, 57 семинарий, 187 духовных училищ, 4 академии, 1025 монастырей. Количество священников составляло более 112 тысяч, монашествующих — порядка 30 тысяч человек. Начало XX в. характеризуется ростом православного населения и увеличением численности духовенства в империи. В это время Русская Православная Церковь как духовный и культурный центр занимала в России особое место[26]. Необходимо отметить, что немаловажную роль в этом сыграла семья последнего российского императора Николая II.
В обозначенных обстоятельствах в 1914–1918 гг. осуществляло свою деятельность ИППО.
В рассматриваемый период (до Февральской революции 1917 г.) председательницей Общества являлась вдова великого князя Сергея Александровича — великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Вице-председателем с 1905 по 1918 г. был князь А. А. Ширинский-Шихматов, который после ухода с должности Елизаветы Фёдоровны занимал пост председателя ИППО (с 8 апреля 1917 по январь 1918 г.), а затем, находясь за границей, был избран председателем заграничной ветви Общества. Должность секретаря с 1907 по 1918 г. занимал известный историк А. А. Дмитриевский[27].
К 1914 г. странноприимные дома и подворья ИППО на Святой Земле располагали возможностью одновременно принять до семи тысяч путников. Организация достигла своих целей, и цена паломнических вояжей из Российской империи была снижена, а количество посещавших Святую Землю и Афон православных паломников варьировалось от двух до десяти тысяч человек в год. В соответствии с реализацией положений Устава[28] и сложившейся традицией[29] налаженная система организации паломничеств по линии ИППО функционировала до начала военных действий в 1914 г.[30]
Последними организованными группами паломников стали учащиеся российских учебных заведений, которые, согласно решению Совета Общества, были бесплатно приняты его сотрудниками на территории Палестины летом 1914 г. В конце мая руководство, воспитатели и учащиеся Санкт-Петербургской гимназии Человеколюбивого общества отправились из Одессы в направлении Яффы, где по прибытии разместились на подворье ИППО. Семь последующих дней они провели, знакомясь с Галилеей, откуда в июне, вновь по морю, вернулись в Яффу, а затем отправились в Иерусалим. Разместившись на территории Сергиевского подворья, почти за неделю нахождения в городе они смогли ознакомиться практически со всеми достопримечательностями. Затем, снова из Яффы, по морю, на российском корабле они отправились в Египет[31].
Затем по аналогичному маршруту совершила путешествие группа, состоявшая из учащихся Варшавской учительской семинарии с преподавателями (44 человека). 57 человек (семинаристы из Казанской, Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий) на пароходе «Евфрат» во второй половине июня 1914 г. отплыли из Одессы. К счастью, еще до начала ведения активных военных действий программа их паломничества была окончена. Корабль с российскими паломниками и туристами вошел в порт Одессы 31 июля 1914 г.[32]
Возможно, последним предвоенным мероприятием ИППО, связанным с паломнической деятельностью, был визит в июле 1914 г. действительного члена Общества князя Олега Константиновича в Бари, где он содействовал ускорению строительства храма и странноприимного дома для русских паломников[33].
События 1914–1917 гг. и последующих лет привели к значительному уменьшению, а затем и полному прекращению организуемых ИППО паломнических поездок с территории России на Ближний Восток. Священство Горненской и Елеонской обителей во главе с архимандритом Леонидом (Сенцовым) и паломники в 1915–1916 гг. разместились в городе Александрии (Египет), как планировалось — на небольшой промежуток времени. Однако история рассудила по своему, и 250 паломников из России остались в Палестине навсегда: случившаяся на их Родине революция сделала невозможным возвращение обратно. В основном это были женщины, прибывшие на Ближний Восток еще до событий 1917 г., а также те, кто на протяжении длительного времени проживал на подворьях ИППО в Иерусалиме. Судьба же мужчин из России оказалась еще более незавидной: все они, независимо от социального положения (это были школьные педагоги и служащие подворий ИППО, а также те, кто просто отправился по велению души в паломническую поездку), стали считаться турецкими военнопленными и были отправлены по этапу Дамаск — Урфа[34].
С определенными изменениями, вызванными рядом ограничений, паломническая деятельность ИППО продолжалась до революционных событий 1917 г. В это время Общество, в силу возможностей, содействовало православному паломничеству, участвуя в оформлении соответствующих документов, обеспечении проезда, проживания, питания и других удобств[35]. Помимо следствий переживаемых страной потрясений и усугубления сопутствующих проблем среди причин практического прекращения православного паломничества в Палестину в период Гражданской войны и первые годы советской власти можно выделить то, что передвижение по территории бывшей Российской империи в этот период не регулировалось и было небезопасным. А с возникновением СССР православное паломничество попало под запрет, что исключило возможность соответствующей деятельности[36].
В 1914–1917 гг. ИППО продолжало оставаться своеобразным координирующим центром деятельности российских специалистов в области истории, археологии и искусствоведения, что говорит о приоритетности для имперского правительства гуманитарных наук. Это во многом было обусловлено геополитическими целями, связанными с распространением и защитой православия, а также с необходимостью укрепления позиций Российской империи в ближневосточном регионе[37]. Примечательно, что, исходя из бухгалтерских документов, основной статьей расходов Общества за все дореволюционные годы были не средства, выделяемые на организацию и обеспечение паломнической деятельности или на решение научных задач, а финансовые вложения в сферу образования, то есть расходы на содержание и развитие школ и прочих учебных заведений[38].
В последние предреволюционные годы Общество осуществляло деятельность по трем традиционным направлениям: помимо организации паломничеств оно до 1917 г. занималось благотворительностью и научными исследованиями[39]. Имели место и интересные инициативы, о которых стоит упомянуть. Так, в 1915 г. руководство ИППО выдвигало проект создания в столице империи Комитета палестиноведения, а на Святой Земле, в Иерусалиме, — Русского археологического института. По задумке оба учреждения должны были стать основной движущей силой, где были бы сконцентрированы научные изыскания, касавшиеся как Палестины, так и всего ближневосточного региона, где находились и действовали инфраструктурные объекты Общества. Эту идею подтверждает печатное периодическое издание, являющееся незаменимым при изучении прошлого библейского региона, — «Православный Палестинский сборник». Под эгидой Общества в Палестине проводились многочисленные археологические раскопки[40].
После революционных февральских событий 1917 г. из наименования ИППО исчезло слово «Императорское». Председателем вместо покинувшей свой пост великой княгини Елизаветы Фёдоровны был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов. Осенью 1918 г., уже находясь в Германии, куда он перебрался из революционной России, князь возглавил дублирующий Совет Православного Палестинского Общества. Параллельную структуру в красном Петрограде возглавил академик В. В. Латышев. Изменился и сам статус организации. Отныне это было Российское Палестинское общество при Академии Наук. Учитывая сложившиеся обстоятельства, Общество кардинально поменяло специфику своей работы, уйдя исключительно в научную плоскость[41].
Российская империя в годы Первой мировой войны, стремясь расширить и укрепить свои международные позиции, ощущала проявления значительных расхождений с союзниками по Антанте, связанные в том числе с «восточным вопросом». Учитывая нарастающие военные и хозяйственные проблемы, усугублявшиеся обострением внутренних социальных конфликтов, реализация российских планов становилась еще более призрачной вследствие противодействия Лондона и Парижа, опасавшихся усиления геополитического влияния Петербурга. В этом контексте решение Турции выступить на стороне кайзеровской Германии открывало ближневосточный регион для европейской экспансии, способствуя увеличению в нем британского и французского присутствия.
Что касается религиозной ситуации, преобладающее большинство населения Российской империи к 1914 г. исповедовало православие. Наблюдался рост численности православного населения и духовенства, которое старалось оказывать помощь армии и защищать духовные основы российского общества. Однако пропаганда атеизма и революционные настроения в обществе и армии подрывали боеспособность вооруженных сил и в конечном итоге делали проблематичным реализацию российских интересов на Ближнем Востоке.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. В обозначенных условиях ИППО в 1914–1917 гг. продолжало работу по организации паломничеств, благотворительности, образования и научных исследований. Сложившаяся система паломнической деятельности Общества функционировала в привычном виде до начала военных действий в 1914 г. Группы учащихся и преподавателей российских учебных заведений, посетивших по линии ИППО Палестину летом 1914 г., были последними участниками паломнических путешествий в рамках традиционного формата и графика. Затем, под влиянием внешних и внутренних факторов, паломничества на Святую Землю, организованные Обществом, практически прекращаются.
При этом вплоть до революционных событий 1917 г. ИППО содействует православному паломничеству, продолжая, насколько возможно, организовывать решение связанных с этим вопросов. Вместе с тем в силу указанных причин деятельность Общества все больше концентрировалась в научной плоскости. Кроме того, в этот период руководством ИППО выдвигаются и обсуждаются оставшиеся нереализованными проекты создания Комитета (Общества) палестиноведения в Петербурге и Русского археологического института в Иерусалиме. После Февральской революции 1917 г. происходят изменения в его руководящем составе, названии и содержании работы. Впоследствии, в 1918 г., Российское Палестинское общество при Академии Наук было вынуждено сосредоточиться преимущественно на научной деятельности. Таким образом, хотя паломническая деятельность Общества и прекратилась по вынужденным причинам, его работа в период 1914–1918 гг. стала важной вехой в истории российского православия.
1. Анисимов М. Ю., Виноградов А. В. и др. От царства к империи. Россия в системах международных отношений: вторая половина XVI — начала XX века / М. Ю. Анисимов, А. В. Виноградов, Г. А. Гребенщикова, А. В. Игнатьев, Е. И. Кобзарева, Е. П. Кудрявцева, И. С. Рыбачёнок, Г. А. Санин, В. М. Хевролина. М.: Институт российской истории РАН; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. 440 с.
2. Балахонова М. А., Околотин В. С. Роль Императорского Православного Палестинского Общества в паломничестве на рубеже XIX–XX вв. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 4 (18). С. 53–62.
3. Балдин К. Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Ближнем Востоке в конце XIX — начале XX века: на материале паломнических мемуаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2014. № 2. С. 30–32.
4. Бирюкова К. В. Российская Духовная Миссия в Иерусалиме и Императорское Православное Палестинское Общество // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 11–17.
5. Бушуева С. В. Паломничество и его особенности в русской истории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 127–131.
6. Буянов В. С. Внешняя политика России: история и современность. М.: Международные отношения, 2024. 632 с.
7. Ганф Т. И. К устроению Русской Палестины // Верующий разум. 2014. № 1 (3). С. 100–115.
8. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество в кризисные годы: 1905–1910 // Иерусалимский православный семинар. Вып. 8. М.: Индрик, 2018. С. 108–122.
9. Грушевой А. Г. Императорское Православное Палестинское Общество: обзор истории до 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. 32. С. 472–497.
10. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907 гг.): историческая записка. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1907. 332 с.
11. Доклад Секретаря Общества А. А. Дмитриевского Общему годовому собранию ИППО 20 апреля 1914 г. // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. II. С. 220–224.
12. Житенёв С. Ю. Паломническая деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в 1882–1914 гг. // Православный Палестинский сборник. 2021. № 119. С. 72–85.
13.Житенёв С. Ю. Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке // Журнал Института наследия. 2017. № 2 (9). С. 1–24.
14. Историки провели параллели между Первой мировой войной и СВО // Lenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/08/01/parrll/?ysclid=m27i739rdb400909153 (дата обращения 18.10.2024). Загл. с экрана. Яз. рус.
15. Кеннеди П. Взлеты и падения великих держав: Экономические изменения и военные конфликты в формировании мировых центров власти с 1500 по 2000 г. Екатеринбург: Гонзо, 2018. 848 с.
16. Концепция внешней политики Российской Федерации. 31 марта 2023 г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.
17. Кулик С. В. Организация паломничества в Палестину в России и реформы Александра II // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 72. С. 12–15.
18. Ларина Е. А. Императорское Православное Палестинское Общество как организатор паломнических поездок из России на Святую Землю в конце XIX — начале XX вв. // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: сборник статей участников VII Международной научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Винник, О. К. Ермишкина. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 197–207.
19. Летопись Палестинского Общества // Сообщения ИППО. 1914. Т. XXV. Вып. IV. С. 468–472.
20.Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006. 512 с.
21. Никонов В. А. Российская матрица. М.: Русское слово, 2014. 992 с.
22. Отчет ИППО с 1 января по 31 декабря 1914 г. // Сообщения ИППО. 1916. Т. XXVII. С. 176–178.
23. Пашковский П. И., Крыжко Е. В., Близняков Р. А. Паломничество как явление и особенности российской паломнической деятельности в Палестине во второй половине XIX — начале XX веков // Genesis: исторические исследования. 2024. № 5. С. 63–72.
24. Первая мировая война: историографические мифы и историческая память: монография: В 3 кн. Кн. 3: Вторая Отечественная война России, 1914–1917 / под ред. д-ра ист. наук О. В. Петровской. М.: Российский ин-т стратегических исследований, 2014. 244 с.
25. Пересыпкин О. Г. Культурно-исторический феномен «Русская Палестина» // Обозреватель. 2016. № 8 (319). С. 105–121.
26.Путеводитель по святым местам Востока: Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Бар град и Рим, с приложением карты Палестины. СПб.: Изд-во Императорского Православного Палестинского Общества, 1910. 116 с.
27.Россия в Святой Земле: документы и материалы: В 2 т. Т. 1. / сост. и общ. ред. Н. Н. Лисового. М.: Международные отношения, 2000. 741 с.
28. Смирнова И. Ю., Бутова Р. Б. Россия в Святой Земле. Деятели и учреждения Русской Палестины (XIX–XX века) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2 (104). С. 9–21.
29. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2 июля 2021 г. // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (дата обращения 18.10.2024). Яз. рус.
30.Устав Православного Палестинского Общества [утвержден 8 мая 1882 года]. Тверь: Тип. Губернского правления, 1894. 12 с.
31.Уткин А. И. Первая мировая война. М.: Эксмо, 2002. 672 с.
32.Agsous S. The Palestinian Graduates of the Imperial Orthodox Palestine Society (IOPS) and the Making of the Native Cultural Naha // Contemporary Levant. 2021. Vol. 6, iss. 1. pp. 35–50.
33.Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914: Church and Politics in the Near East. Oxford: Clarendon Press, 1969. 232 p.
34.Kryzhko E. V., Pashkovsky P. I., Natalevich S. I. The «Great Game» in Turkestan in the First Half of the XIX Century: the Geopolitical Interests of the Parties // Bylye Gody. 2018. Vol. 49, iss. 3. pp. 1084–1091.
35.Severn P. A History of Christian Pilgrimage // International Journal for the Study of the Christian Church. 2019. Vol. 19, iss. 4. pp. 1–17.
36.Stavrou T. G. Russian Interests in Palestine, 1882–1914: A Study of Religious and Educational Enterprise. Thessaloniki: Institute for Balkan Studies, 1963. 250 p. Статья поступила в редакцию 29.11.2024, одобрена после рецензирования 02.12.2024, принята к публикации 03.12.2024.
Источник
Близняков Р. А., Малышев Д. А. и др. Императорское Православное Палестинское Общество и русское паломническое движение в 1914–1918 годах // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 4(27). С. 79–100. DOI: 10.56621/27825884_2024_27_79