Опубликовано: 02 сентября 2015

Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры был
построен по подобию Успенского собора Московского Кремля в 1559–1585 г.
Собор пятиглавый и пятиапсидный, имеет шесть опорных столбов, два из которых
находятся в алтарной части, а четыре – в основном пространстве храма. В плане
он представляет собой немного вытянутый с востока на запад прямоугольник.
Точных сведений о начальном этапе сложения иконостаса, который относится ко
времени освящения собора, то есть к 1585 году, на данный момент не обнаружено.
Попытку реконструкции утраченного комплекса предприняла сотрудник
Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника
Токарева Т. Ю[1].
Современный иконостас в разных источниках датируется концом XVII или началом
XVIII века. Пятиярусный резной иконостас, состоящий из местного, праздничного,
деисусного, пророческого и праотеческого рядов, включает в себя семьдесят шесть
икон.
Иконостас увенчан Распятием с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном
Богословом. В верхней части Креста находятся три херувима: два по сторонам и
один над Крестом. Венчает всю композицию резная царская корона. Под
распятием расположены 4 клейма с изображением Страстей Христовых. За
иконостасом находится трехъярусная галерея, подобная галерее Успенского собора
Кремля.
Рама иконостаса выполнена в технике флемской резьбы. Колонки алтарной преграды
Успенского собора богато декорированы хитро переплетенными ветками виноградных
лоз, архивольт и фризы – диковинными цветами. Распятие с предстоящими
Богородицей и апостолом Иоанном Богословом обрамлены резным узором из
подсолнухов, роз и гроздьев винограда. Панели под местным рядом иконостаса
также декорированы растительным орнаментом и картушами. Все эти резные элементы
обладают глубоким смыслом и могут трактоваться как изображение «райского сада».
О резчиках иконостаса точных сведений не найдено. Но по характеру резьбы можно
предположить, что это мастера Оружейной палаты.
Иконостас заполнен иконами хорошего письма. Расположение икон такое, какое было
установлено с 17 века в соответствии с реформами Патриарха Никона – над
местными иконами находятся праздники, далее деисус и другие ряды. Местный ряд
иконостаса сохраняет иконы XVI в., а все остальные принадлежат в основном концу
XVII в., то есть изготовлялись одновременно с росписью стен или сразу же после
их создания[2].
Иконы и резьба иконостаса Успенского собора за историю своего существования
неоднократно поновлялись и сведения об этом хранятся в рукописных источниках.
Кроме того, об этом свидетельствуют реставраторы, делавшие пробы на иконах
(почти на всех иконах 3-4 слоя записей).
Так, например, в деле 1786 года «О расписании в Успенском соборе иконного
писания и папертей» говорится «о высылке из Москвы знающих двух иконописцев,
для поправления в стоящей внутри Лавры соборной Успенской церкви в иконостасе
некоторых местных образов»[3] по
просьбе архиепископа Московского и Калужского Платона.Присланные
иконописцы дьякон Иван Андреев и Григорий Львов поновили местный образ Софии
(из доклада учрежденного собора архиепископу Платону от 12 августа 1786 г.)[4].
Василий Павлович
Зубов, принимавший непосредственное участие в реставрации Свято-Троицкой
Сергиевой лавре в качестве секретаря Учёного совета по реставрации лавры
приводит такие сведения, — в деле 1865 г., (№ 152 на листе 15-м) указан
перечень икон, подлежащих исправлению, среди которых местный образ Софии
Премудрости Божией[5].
Горский А. В., описывая иконостас Успенского собора, указывает, что иконы в нем
«по мере надобности, поновлены в 1839 году»[6],
и архимандрит Троице-Сергиевой лавры Леонид дополняет «в 1880–1881 г. Успенская
церковь обновлена во всех частях… В иконостасе резьба исправлена и он вызолочен
вновь мастером Астафьевым, иконы очищены от позднейших исправлений и
реставрированы живописцем Рогожкиным; на икону Благовещения устроена новая
сребропозлащенная риза»[7]. О поновлении иконостаса писал и Голубинский
Е. Е[8].
В 1922 году советская власть проводила изъятие церковных ценностей под
предлогом борьбы с массовым голодом в России. В этот период с местных образов
иконостаса были сняты драгоценные оклады.
Из дел, хранящихся в архиве Троице-Сергиевой лавры с середины XX столетия мы
узнаем о реставрациях иконостаса, которые проводились после возращения лавры
Русской Православной Церкви.
В 1980 году проводилась реставрация рамы иконостаса. В ходе работ была
восстановлена позолота.
В 1981 году был поднят вопрос о реставрации некоторых икон иконостаса Успенского
собора, в связи с их аварийным состоянием. По этой причине было отправлено
письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой о выдаче разрешения реставрацию
икон[9]. Чтобы ускорить процесс реставрации было
направлено письмо в Министерство культуры РСФСР с просьбой разрешить
реставраторам Лавры принять участие в работах по иконам Успенского собора[10].
В ходе реставрационных работ некоторые иконы иконостаса и иконы на столбах
Успенского собора были расчищены от поздних записей: «В частности, в 1986 году
были расчищены от загрязнений и поздних записей до авторских слоев иконы
Преподобного Сергия, Положение ризы Господней и преподобного Никона»[11]. Иконы
преподобного Никона Радонежского XVII века и преподобного Сергия Радонежского
XVII в. находились под тремя слоями записей. Реставрацию провели руководитель
работы Чуракова Екатерина Сергеевна и художник-реставратор Алдошина Наталья
Евгеньевна.
В 1987 году проводилась рентгенографическое исследование трех икон из местного
ряда иконостаса «Успение», «София – Премудрость Божия», «Господь Вседержитель».
В 1988 году в канун 1000-летия Крещения Руси группа реставраторов раскрыла от
поздних слоев записи главную храмовую святыню Успенского собора — икону
«Успение Пресвятой Богородицы»[12].
Икона поступила на реставрацию со значительными потертостями и утратами
красочного слоя[13]. В результате проведенных раскрытий с
применением новых технологий[14],
«сделанных с послойным удалением записей (2-х слоев), была открыта оригинальная
живопись XVI века»[15].
В ходе работы с документами из Российского государственного архива древних
актов было обнаружено два рисунка плана иконостаса. На этих планах видно, что
на нижних панелях местного ряда были клеймы-картуши с изображением сюжетов из
Ветхого Завета. Все клеймы подписаны и можно прочесть, что было в них
изображено. Первый[16] план 1865 года, второй[17] -
без даты. План иконостаса на первом рисунке соответствует современному виду
иконостаса, если не считать клейм под местным рядом. Второй план имеет больше
отличий: во-первых, расположение крайних местных икон на южной стороне не
соответствует современному виду – икона преподобного Сергия находится за
дьяконской дверью, ближе к иконе «Положение Ризы Господней», сейчас дверь
находится между иконой преподобного Сергия и иконой «Положение Ризы Господней»;
во-вторых, отличается на северной и южной стороне расположение клейм на нижней
панели местного ряда; и в-третьих, в праотеческом ряду крайняя икона на
северной стороне подписана как образ праотца Иосафата, тогда как на первом
рисунке и в современном виде на этом месте находится икона праотца Иссахара.
Пока трудно объяснить с чем связана разница между этими планами. Возможно, во
втором случае это ошибки художника. Но оба эти рисунка подтверждают, что
какое-то время на нижних панелях местного ряда были изображения, которые
утрачены. Возможно из-за плохой сохранности их покрыли позолотой в 1880–1881
году, когда проводилась реставрация рамы иконостаса, о которой писали
Голубинский Е. Е.[18], архимандрит Леонид[19] и
другие историки.
К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой
Сергиевой лавре с 2012 года по сегодняшний день проводится реставрация, которая
коснулась и иконостаса Успенского собора. В ходе реставрации рамы иконостаса
были восстановлены поврежденные резные элементы и позолота. Также была
проведена легкая реставрация икон. Они были очищены от загрязнений и копоти.
После проведенных работ иконостас Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой
лавры предстал в обновленном виде и по-прежнему является главным украшением
интерьера собора.
В заключение хотелось бы добавить, что приведенные в этом докладе данные о реставрациях
иконостаса не являются исчерпывающими. Но помогают составить представление о
том, как изменялась алтарная преграда Успенского собора лавры в течение трех
столетий.
1. Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70
2. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129
3. Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182
4. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941 http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21
5. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23
6. Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54
7. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.
8. Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330.
1.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7, 9
2.Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.
3.Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.
4.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.
5.Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9
6.Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.
7.План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.
[1] Токарева Т.Ю. Местный ряд иконостаса Успенского собора Троице-Сергиевой лавры по Описям 1641и 1701 гг. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России.Сборник материалов II международной конференции. Калининград, 2002., с. 330. Токарева Т. Ю. «К вопросу об иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря (по материалам описей 1641 и 1701 гг.)» Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2000. М., 2000., с. 103.
[2] Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. С. 129.
[3] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей, РГАДА. 1341. Л. 2.
[4] Дело 1786 г. О расписании в Успенском соборе иконного писания и папертей. РГАДА. 1341. Л. 3.
[5] Зубов В. Успенский собор//Матер. по ТСЛ ЦАК МДА Машинопись. С. 54-
[6] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры. M. 1842. С. 23
[7] Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I. 1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21
[8] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.
[9] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Документация по Успенскому собору 1980-1985 гг. (04/50 арх. 479). Л. 7.
[10]Там же Л. 9
[11] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 71
[12] Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП). С. 70
[13] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 4 об.
[14] Подробнее о ходе реставрационных работ можно прочитать в статье «Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры», авторы Алдошина А., Алдошина Н., Козлова И. // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. №8 (ЖМП).
[15] Архив Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Дело 1987-1988 гг. Успенский собор. Иконостас. Местный ряд. Икона «Успение». Паспорт реставрации памятника истории и культуры (04/51 арх. 480). Л. 9
[16] Рисунки иконостасов Успенского собора/предалтарного и задних столпов. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №217. 1865.
[17] План иконостаса Успенского собора. РГАДА. Ф.1204.оп.2 №433.283. Б/д.
[18] Голубинский Е. Е. «Преподобный Сергий
Радонежский и созданная им Троицкая лавра». СТСЛ. 2012, с. 181-182.
[19] Горский А. В. Историческое описание
Свято-Троицкия Сергиевы лавры с приложениями архим. Леонида. Часть I.
1941http://old.stsl.ru/lib/book4/com-3.htm#21
Опубликовано: Сайт МДА