Опубликовано: 30 января 2025
Книга «Спасенный Богом Израиль: прочтение посланий к Римлянам 11:26 и Галатам 6:16 с точки зрения новой идентичности во Христе и Духе» Филипа Ла Гранжа Дю Туа представляет собой обширную монографию, частично основанную на его более ранней диссертации (PhD, 2012–2013). В ней рассматривается провокационный для современной паулинистики вопрос, касающийся понимания апостолом язычников спасения Израиля в таких отрывках, как Рим. 11:25–27 и Гал. 6:16. Основная цель Дю Туа, четко сформулированная им во введении, состоит в том, чтобы «определить соответствующие референты «всего Израиля», который «спасется» (Рим. 11:26), и «Израиля Божьего», благословляемого св. Павлом (Гал. 6:16)» (4).
Книга, состоящая из чуть более четырехсот страниц, разделенных на семь глав, подробно и всесторонне раскрывает данную тему. Ключевыми обсуждаемыми отрывками являются, соответственно, Рим. 9–11 и Гал. 6:7–16, причем Рим. 11 и Гал. 6:11–16 рассматриваются как наиболее важные тексты, позволяющие раскрыть подлинный смысл «спасения „всего Израиля“» (Рим. 11:26) и благословенного «Израиля Божьего» (Гал. 6:16). В этом отношении монография хорошо вписывается в сферу интересов Дю Туа в области новозаветной паулинистики — его в целом интересует вопрос, как апостол язычников понимал Израиль.
Первая глава носит вводный характер, устанавливаются границы исследования и дается исчерпывающее объяснение ряда терминов и понятий, описывается богословско-экзегетическая методология автора. Кроме того, Дю Туа ставит в этом разделе вопросы, связанные с изменчивостью значения понятия «идентичность» применительно к избранным им для толкования библейским отрывкам. Он проводит различие между тремя видами идентичности, которые обозначает следующим образом: «А. Израиль по плоти. B. Израиль как дети обетования и причастники избрания. C. Верующие во Христа как причастники нового творения и Духа» (27). Эти три понятия об идентичности используются автором на протяжении всей книги, что означает на практике постоянную необходимость для читателя неустанно следить за тем, какой именно вид идентичности имеется в виду.
Во второй главе основное внимание уделяется различиям между Израилем как нацией и духовным Израилем. Дю Туа вначале обращает свой взгляд вовне, что обеспечивает хорошую контекстуальную основу для понимания рассматриваемого вопроса у апостола язычников. Автор монографии утверждает, что в писаниях Нового Завета существует определенное различие между понятиями «Израиль», «израильтяне» и «иудеи». А именно, понятие «иудеи» имело более этнический оттенок, в то время как «Израиль/израильтяне» скорее отражало религиозный смысл. До времени св. мученика Иустина Философа ранние христиане не думали о себе в терминах «Израиль/израильтяне», утверждает Дю Туа. Он предполагает, что апостол язычников, по-видимому, также применял это различие между внутренними и внешними, а именно: спасение в Ветхом Завете зависело от совершенного послушания всему закону, однако, поскольку все согрешили и не в состоянии соответствовать его требованиям, каждый нуждается в спасении через веру в Господа Иисуса Христа. По этой причине св. Павел подразумевал, что исторический Израиль не мог соответствовать данному высокому идеалу, и, соответственно, проводил четкое различие между Израилем по плоти (иудеями) и духовным Израилем.
В третьей главе автор раскрывает способ идентичности С (верующие во Христа как причастники нового творения и Духа) и утверждает, что апостол язычников переформулировал значение авраамического родства с физического и/или этнического на духовное, сделав тем самым членство в завете с Богом, основанное на законе, обрезании и других внешних признаках идентичности, недействительным. Следовательно, «вера во Христа является признаком идентичности во Христе, которая не зависит от закона и противостоит закону, включая дела и обрезание» (117). Фундаментальным основанием для этого утверждения является фактическое исполнение требований завета в Господе Иисусе. Последнее также означает, что верующие во Христа сохраняют преемственность с привилегиями исторического Израиля, будучи в то же время свободными от необходимости исполнять требования обрядового Моисеева закона.
В четвертой главе Дю Туа констатирует разрыв между этническим Израилем и христианами-верующими, следствием чего и стала, согласно св. Павлу, необходимость принять новую идентичность. Автор прилагает немало усилий для доказательства утверждения: богословие апостола язычников, в центре которого находился крест Христов, утверждало, что в результате веры в Господа Иисуса все верующие — иудеи и язычники, независимо от разделявших их общественно-политических и этнических границ, смогли стать единой Церковью. Таким образом, идентичность во Христе вытеснила этническую принадлежность, и если при этом риторика св. Павла демонстрирует элементы «инаковости», то она направлена не против иудеев как таковых, а против тех, кто стоит в оппозиции к Евангелию. Дю Туа видит в апостоле язычников не просто «бикультурного посредника», но скорее защитника новой идентичности, которая основана на богословской общности во Христе, а не только лишь социальной одинаковости. Дю Туа утверждает, что это своего рода побочный продукт концепции нового творения; последнее не означает, что нужно полностью отказаться от культурных, социальных, этнических и других маркеров идентичности, но они не должны быть решающими для бытия личности во Христе. Несомненно, современным теологам стоит приложить усилия, чтобы изучить последствия его выводов в нынешней обстановке, когда самоидентификация, мировоззрение и самоопределение многих верующих ориентированы в первую очередь на социальную либо какие-то другие сферы и далеко не всегда обусловлены богословски.
В пятой главе Дю Туа более полно раскрывает дихотомию «дух-плоть», подчеркивая переплетение идей в богословском мышлении апостола язычников, что делает, по мнению автора монографии, четкое определение данных понятий попросту невозможным. Тем не менее, структурировав свой подход, он сосредотачивается на отрывках Рим. 9–11 и Гал. 6, предлагая теорию о том, как св. Павел, вероятно, понимал идентичность детей Божьих в связи со спасительными деяниями Господа Иисуса. Закон имеет историческое значение в деле спасения, выступая до Христа в роли стража, однако после пришествия Спасителя он был Им исполнен. Следовательно, Израиль по плоти означает жизнь под властью закона, греха и смерти и, таким образом, относится к Божьему народу до Христа. Обращение означает крещение в Духе и, соответственно, новую идентичность в Теле Христовом, вне царства плоти, преображаясь и возрождаясь благодаря действию Духа Святого в жизни верующего. Хотя св. Павел говорит об «Израиле по плоти», у него нет аналога — «Израиля по духу». Дю Туа интерпретирует это так: все люди лишились благодати до Христа и поэтому нуждаются в возрождении, независимо от национальности, социального положения и т. д.
В шестой главе Дю Туа сосредоточивается на экзегезе Рим. 9–11 и Гал. 6:7–16 в целях изложении темы Израиля в Новом Завете. Главный вопрос, который он рассматривает, это различие между внутренним и внешним Израилем и то, как оно связано со спасением Израиля исторического. По его мнению, момент пересечения произошел вместе с событием Христа, которое затронуло не только Израиль как таковой, но и верующих из язычников. Для Израиля это означало переломный период, когда он утратил свое привилегированное историческое положение, определяясь отныне в терминах истинного, внутреннего Израиля в отличие от Израиля национального. Этот остаток внутри нации демонстрировал контраст между «старым эоном во плоти» и «новым эоном, образованным новым творением» (342–343), в котором внешние маркеры идентичности стали неактуальными.
Заключительная глава представляет собой сжатое изложение выводов автора и того, что они, по его мнению, означают для современной паулинистики и не только. Согласно Дю Туа, событие Христа привело как к преемственности, так и к разрыву идентичности для «всего Израиля». Он отвергает толкование, согласно которому «весь Израиль» следует понимать как включение всех верующих; скорее, согласно Дю Туа, его следует понимать в контексте спасения «внутреннего, избранного, исторического» и дохристова Израиля, в дополнение к тем, кто принял Христа во время Его земной жизни. Поэтому их «отсечение» стало частью процесса спасения как исторического изменения личности во Христе. По мнению Дю Туа, значение его монографии для современного христианства заключается в смещении акцента, чтобы оно рассматривалось в первую очередь как образ жизни в Духе, а не как мировая религия. Последний тезис выглядит, мягко говоря, странно, учитывая, что последнее никак не мешает первому.
Переходя к итоговой оценке рецензируемой книги, необходимо отметить огромные усилия автора в стремлении тщательно и всесторонне раскрыть выбранную им тему исследования. Просматривая библиографию, читатель будет впечатлен широким кругом источников, к которым Дю Туа обращался в ходе своей работы. Он рассмотрел как традиционные для западной библеистики, так и новые взгляды на св. Павла, и в этом плане его монографию можно охарактеризовать как честное и саморефлексирующее исследование. Оглавление книги лаконично и понятно, что позволяет легко вернуться к ранее прочитанному материалу в случае необходимости. Очевидно, что далеко не все подходы и выводы книги будут приемлемы и приняты православными исследователями. В то же время данный труд можно порекомендовать к критическому исследованию не только всем ученым, интересующимся богословием апостола язычников, но и работающим над проблемой формирования и конструирования идентичности в раннем христианстве, а также современной контекстуальной теологией и ее оценкой с позиции православной богословской науки.