Опубликовано: 03 ноября 2023

Прп. Онуфрий Воронский, прославленный синодом Румынской Православной Церкви, считается основателем обители Сихастрия Вороней, расположенной в уезде Ботошаны в 4 км от Поляно-Воронского Рождества Богородицы монастыря. С этим монастырем прп. Паисий также имел тесные связи[1]. Св. Онуфрий родился в 1700 г. в Чернигове. В 1749 г. он перешел в Молдавию, где стал монахом Драгомирнского монастыря. Великую схиму он принял от св. Паисия 7 марта 1774 г. После Онуфрий прожил отшельником в лесах около речки Вороны 25 лет. Скончался 29 марта 1789 г.[2]
Помимо изготовления рукописей, о чем будет сказано ниже, он был наставником нескольких отшельников, проживающих в ближних лесах. Господарь Михаил Стурдза (годы правления: 1834–1849) после исцеления его дочери на месте захоронения преподобного приказал выкопать мощи и поместить их в ковчег в алтаре церкви Воронского монастыря. А в 1858 г. недалеко от места его погребения была заложена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроился монастырь. В 1991 г. решением Священного Синода Румынской Православной Церкви Сихастрийская Воронейская пустынь была возведена в ранг монастыря. Священный Синод Румынской Православной Церкви на заседании 5–6 июля 2005 г. утвердил канонизацию преподобного Онуфрия из Воронейской пустыни с датой празднования 9 сентября.
Вместе со св. Онуфрием над перепиской книг трудился иеросхим. Николай. Последний также был пострижен в великую схиму прп. Паисием в 1774 г. Свт. Игнатий (Брянчанинов) называет и Николая уроженцем Чернигова[3]. Николай скончался в 1796 г. на руках у своего спостника[4], схим. Феодора (в малой схиме Филимона), которого, как более молодого, св. Паисий направил после 1785 г. на помощь отцам Онуфрию и Николаю. Известно послание этим отцам от св. Паисия, которое написано в 1776 г., во время пребывания старца в Секульском Предтеченском монастыре. Старец выражает радость, представляя себе подвиги безмолвствующих отцов, и одновременно печалится оттого, что уже не может посещать их по причине изменения границы с католической Австрийской империей[5]. Он сожалеет также о болезни отца Николая, которому советует принимать лекарства, отправленные служащим в монастырской больнице отцом Онорием[6].
Выявлено 24 рукописи, выполненных в Воронском скриптории писцом Николаем. Некоторые из них переписаны вместе с другим учеником прп. Паисия, Филимоном (в схиме Феодором), который остался жить в той же пустыни с отцом Николаем после смерти Онуфрия[7]. В Нямецкой лавре Федор был пострижен в 1784 г. архимандритом Паисием в мантию с именем Филимон[8], а в 1798-м архимандритом Софронием был облечен в великую схиму с наречением имени Феодор[9]. А в 1801 г., после императорского указа, разрешающего возвращение незаконно покинувших Россию, схим. Феодор отправился на родину[10]. Вместе с Феодором в Российскую империю вернулись десятки монахов. В синодальном решении о их возвращении его дело рассматривается вместе с делами иноков Афанасия (Захарова), Клеопы (Антонова), Анастасия и Варфоломея в 1803–1804 гг[11].
Из этого документа узнаем любопытный эпизод из жизни схим. Феодора. Жена, которую он оставил перед уходом в монашество в г. Карачеве, оказалась жива на момент его возвращения. Синодальные чиновники захотели узнать, не желает ли женщина снова быть в супружестве с Феодором? Она, будучи в преклонном возрасте, отказалась и обещала быть, как и раньше, вдовою[12]. Однако Синод постановил, что даже после смерти жены «не производить Феодора в какие-либо священнослужительския степени»[13]. Итак, с 1805 г. Феодор живет в Белобережском монастыре, а с 1813 г. — во Всесвятском скиту Валаамского монастыря. Позже, после 1817 г. он переходит в Александро-Свирский монастырь и теперь почитается там как местночтимый святой[14].
Переписанные схимонахом Николаем книги отличаются тщательностью и большим изяществом художественного оформления и почерка. Они очень характерны для этой группы писцов. Обычно прп. Онуфрий иллюстрирует книгу цветными заставками и концовками растительного орнамента, напоминающими по стилю старообрядческие[15]. А писцы Николай и Филимон пишут основной текст. Их почерк имеет заметные отличия. Некоторые тексты написаны только иеросх. Николаем. Все рукописи имеют аналогичные, характерные для данного скриптория заголовки, владельческие записи[16]. Благодаря этим подробным записям мы узнаем имена писцов, даты написания, а также ряд интересных подробностей о работе скитских отцов. Записи в этих документах буквально дают нам возможность проследить за важными этапами жизни их создателей. В них, в частности, помимо указания даты, имен писцов и владельца рукописи, каковым выступает св. Онуфрий, обязательно присутствует уточнение об авторстве перевода прп. Паисия[17]. Иногда в записях мы встречаем интересные сведения о процессе перевода данного текста[18]. Еще можно узнать и о перемещениях рукописей[19], о месте их создания[20] и даже о судьбе ее переписчиков.
Так, в рукописи РГБ 214.463 на л. 2 прп. Феодор (Пользиков) дописывает: «Сей же старец иеросхимонах Николай восприял преблаженнейшую кончину в Нямецком монастыре в осьмое лето по преставлении отца Онуфрия, то есть 1796-го года». В данной рукописи есть и отметки о ее прочтении старцами Макарием (Грузиновым) и Леонидом (Наголкиным). Из рукописи РГБ 304.2.42 читаем и о самом прп. Феодоре: «Сия книга после старца Онуфрия досталася ученику его схимонаху Феодору, жившему с ним в пустыни 5-ть лет, потом в Нямецком монастыре 15-ть лет, в России 20-ть лет, в разных монастырях, преставился в Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губернии в 1822-м году 7-го апреля на светлой седмице в пяток в 8 часов по полудни, погребен против алтаря преподобнаго Александра Свирскаго чудотворца. Вручена на благословение, чтоб не продать, ни променять, разве Христа ради от дать сию книгу». Особенно интересной и информативной кажется и запись монаха Аврамия в рукописи РГБ 557.85 на л. I об.: «Сия богодухновенная книга писана достоблаженным старцем схимонахом отцем Феодором, скончавшимся в Александро-Свирском монастыре в 1821-м году. А окончена писанием его другом и сожителем в молдавских монастырях схимонахом отцем Николаем. Оба они сподобились блаженной вечности как видно из жизнеописания их, составленнаго архимандритом отцем Игнатием, что ныне преосвященный Кавказский и Ставропольский. Все это в удостоверение засвидетельствовано мне, многогрешному монаху Аврамию, почтенным схимонахом о. Леонидом, скончавшимся в 1853 году в скиту Оптиной пустыни и достопочтенным старцем моим, отцем Ефремом, иеромонахом и казначеем Малоярославецкого общежительного монастыря, от коих это я слышал». Поразительна широта распространения манускриптов из этого собрания: Австрия, Болгария, Святая Гора, Румыния и Россия.
Из нижеследующего обзора содержания рукописей мы видим, что даже сохранившиеся книги — это целая аскетическая библиотека![21] Состав их практически повторяет все тексты паисиевского скриптория[22]. Он заметно отличен по содержанию от известного греческого сборника «Филокалия» и превышает его по объему.
Рукописи расположены по датам в порядке возрастания.
Литература
Оптинский альманах. Вып. 8. Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023
Жгун П. Б. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017
Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004
Лит.: Схимонах Феодор. СПб.; Валаамский мон., 1997; Свирский патерик / Авт.-сост. иеромонах Нестор (Кумыш). СПб., 2004. С. 46-86.
Онуфрий (Маханов), иеродиакон. Причал молитв уединенных. СПб., 2005. С. 116-127, 647.
Gh. D. Vasiliu "Sihăstria Voronei. Însemnări monografice"', în "Mitropolia Moldovei", 1943, nr. 3-4, p. 116-120.
"Monumente istorice bisericești din Mitropolia Moldovei și Sucevei" (Ed. Mitropoliei Moldovei și Sucevei, Iași, 1974)
Список сокращений
АНБ – Австрийская Национальная библиотека
БАН – Библиотека Академии Наук
БМН – Библиотека монастыря Нямц
БМП – Библиотека монастыря Пантелеимон
БМР – Библиотека монастыря Рила
БАНР – Библиотека Академии Наук Румынии
НАРМ – Национальный Архив Республики Молдова
РГБ – Российская Государственная библиотека
РНБ – Российская Национальная Библиотека
[1] См. о переписке св. Паисия и настоятеля Поляно-Воронского монастыря иеросхим. Агафона. Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004, с. 247-253.
[2] См. Жгун 2017. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц, Серпухов, 2017, с. 58.
[3] Св. Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений. Том .4, с. 104.
[4] Первая книга, в которой Николай подписался как иеросхимонах, написана в 1790 г. (См. БМН, 60 в Каталоге… 2017). Последняя запись датирована 1791 г. (См. БМН, 237, 242, там же).
[5] По условиям Кучук-Караджийского мирного договора 1774 г.
[6] См. Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма. Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2007, с. 173-176.
[7] Первая переписанная книга о. Филимоном (Пользиковым) датируется 1783 г. См. АНБ, sl. 171.
[8] См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482. Л. 3.
[9] Оптинский альманах. Вып. 8: Обновитель древнего иночества: К 300-летию со дня рождения преподобного Паисия (Величковского). Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2023, с. 97.
[10] Указ от 1801 г. о безпрепятственном возвращении незаконно вышедших из Российской Империи. См. РГИА ф. 796 оп. 82 д. 24, лл. 1, 2.
[11] См. РГИА ф. 796, оп. 84, д. 482.
[12] Там же, л. 2 об.
[13] Там же, л. 7.
[14] Иеромонах Нестор (Кумыш). Схимонах Феодор Свирский. Санкт-петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34, 2006 г. с. 160-170.
[15] См. запись в рукописи Пантелеимонова монастыря LO3220 на л. 181 об.: «Списано 1777 года июня с 2 числа, июля по 25 число. Священномонах Николай писал, схимонах же Онуфрий самохудожне оправил».
[16] Ср. «Сия книга … из книг схимонаха Онуфриа, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть, 1789 года, марта 29 дня. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай» БНМ, 150, л. I.
[17] Ср. «Из переводу отца нашего старца иеросхимонаха Паисиа списана книга сия иеросхимонахом Николаем, и многогрешным монахом Филимоном, 1790 года июля 17 дня». БНМ, 60. Л. 80 об.
[18] Ср. «Сию книгу Рай святаго Каллиста патриарха и спостника его преподобнаго Игнатия Ксанфопулов господин отец иеросхимонах Паисий, старец обителей Драгомирнской, Секулской и Нямецкой, многим своим трудом и тщанием чрез некоторых господ знатных из Царьграда изискал, и сам собою з греческаго на славенский язык перевел, из онаго преводу 1779 года августа 7 дня нам недостойным, по нашему прошению прислал, с которой тогоже числа начали писать, а окончили тогож года октоврия 20. Свидетельствуем, священномонах Николай и схимонах Онуфрий во пустыни жившие, над потоком Вороною». БАНР, 167. л. 179 об.
[19] Ср.«1774 года марта 9 дня списана сия книга блаженнаго Диадоха священномонахом Николаем при обители Драгомирнои за строителя тоя обители всечестнаго старца иеросхимонаха Паисия, от котораго общежитель и богомолец Николаев отец Онуфрий святую схиму принял, вышеписаннаго года и дня в неделю первую великаго поста». На л. 66 об.: «1779 года июля 21 дня книга святаго Диадоха дана в скит Мерулуи Поляни для общей ползы братерской за строителя того скита иеросхимонаха Матфея. И кто дал те и подписалися своеручно священномонах Николаи и схимонах Онуфрий» БАНР, 392, л. 52 об.
[20] Ср. «Сия книга Толкование на Песнь песней из книг схимонаха Онуфрия, жившаго 25 лет в пустыни, над потоком Вороною, идеже и преставися, и погребен бысть 1789 года, марта 29 дня… то есть в провенции Молдавской земли, на отчине пустине Вороно-полянского манастиря, в цинуте Ботушанском, в епархии митрополии Яской. Свидетельствую своеручно писавый сию книгу, и с ним на том же пустынном месте живший схимонах Николай». БАНР, 568, л. 1.
[21] Тут отметим, что при средней производительности в 1-2 книги за год, в период после 1783 и до 1789 г. мы не обнаруживаем книг этой библиотеки.
[22] Ср. Жгун. Каталог… 2017.
Источник: Богослов.Ru