Опубликовано: 27 октября 2025
Источник
Смагин В. П. «Безбожная» пятилетка, промысл Божий и «боголепная слава» Богородицы. Памяти Святейшего Патриарха Сергия // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2025. № 1 (26). С. 144–162.

В начале 1932 г. А. Лукачевский, заместитель Е. Ярославского, председателя Союза воинствующих безбожников (СВБ), писал в журнале «Антирелигиозник» о количестве людей в СВБ: «В 1931 году мы насчитывали примерно 5 000 000. Мы смело можем утверждать, что к концу 1932 года, к 3‑му съезду, мы будем иметь в нашей организации не меньше 8 млн. В 1931 году мы имели 60 тыс. ячеек… Для 1932 года мы ставим цифру 200 000 ячеек, но и эта цифра вовсе не является тем идеалом, к которому мы должны стремиться»[1]. Лукачевский ссылался при этом на тов. Кагановича, который сказал: численный рост Союза безбожников показывает «степень освобождения пролетариата и трудящихся от религиозного дурмана и рост классовой сознательности»[2]. Безбожные силы в Советском Союзе подсчитывали свое воинство, так как готовились к новому наступлению на Церковь и на религию.
Как известно, начиная с 1929 г. развитие народного хозяйства в СССР осуществлялось на основе пятилетних планов. Первые пятилетки имели свой парадокс: грандиозные стройки народного хозяйства, создание великой индустрии, ликвидация безграмотности и одновременно — развернутое наступление социализма на классовых врагов. А таковыми тогда объявляли и церковников. Многочисленные враги народа заполняли стройки Главного управления лагерей (ГУЛАГ) как бесплатная рабочая сила. В качестве примера можно назвать Беломорско-Балтийский канал, где впервые начали использовать рабочую силу заключенных. В сложных геологических условиях за 20 месяцев «враги пролетариата» прокопали канал длиной в 227 километров. С помощью лопат, печально знаменитых лагерных тачек да динамита с аммоналом они тогда вынули и выкопали миллионы кубометров скальных грунтов и земли, прошли через болота и плывуны. На Беломорканале выходила лагерная газета «Перековка», название которой отражало исправительно-трудовую политику советской власти тех лет. Но это были еще не 1937–1938-е гг.
«Безбожной» иногда называют вторую пятилетку (1933–1937). Это не официальное ее название, на самом деле безбожные пятилетки публично никогда не объявлялись. Дело в том, что в начале 1932 г. в Москве прошла XVII партийная конференция, которая занималась вторым пятилетним планом промышленного развития страны. Конференция определила главную политическую задачу второй пятилетки — преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей[3]. Как пишет проф. С. Л. Фирсов, для религиозных организаций это было равносильно приговору, потому что верующие люди — с точки зрения власти — сознательными и активными строителями нового общества быть не могли[4]. Отсюда следовал вывод: антирелигиозную борьбу необходимо усилить. Передовица газеты «Безбожник» 31 мая 1932 г. содержала такое обращение: «Дорогие товарищи! Историческое решение XVII партийной конференции о необходимости ликвидации в течение второй пятилетки пережитков капитализма в экономике и сознании людей обязывает к особенно напряженной борьбе с религией — как наиболее живучим и враждебным нам пережитком реакционной идеологии эксплуататорских классов»[5]. Успехи социалистического строительства связали с уничтожением религии, которую рассматривали в контексте марксистско-ленинского учения о ее капиталистических корнях[6]. Таким образом, понимание второй пятилетки как «безбожной» связано с религиозной политикой компартии в этот период. Союз воинствующих безбожников возглавлял партийный функционер Е. Ярославский, руководивший до этого Антирелигиозным комитетом[7].
Какой‑то план ликвидации религии к концу второй пятилетки все же существовал. Как пишет проф. С. Л. Фирсов, он был еще ранее составлен воинствующими безбожниками из Антирелигиозной комиссии[8]. А потом этот план был подхвачен руководителями СВБ, которые поставили такую цель: «К 1 мая 1937 г. имя бога должно быть забыто на всей территории СССР»[9]. В октябре 1932 г. в парижской католической газете «Ля Круа» («Крест») была напечатана статья «Пятилетний план атеизма», в которой достаточно подробно описывались этапы такой ликвидации на все второе пятилетие. Автор французской статьи скептически высказывался по поводу успехов антирелигиозной кампании в СССР[10]. Понятно, что советские безбожники назвали французскую статью «гнуснейшей ложью от начала до конца» и «поповской фальшивкой»[11]. Но существуют некоторые факты. В феврале 1929 г. в партийные комитеты по стране было разослано письмо за подписью секретаря ЦК ВКП (б) Л. Кагановича «О мерах по усилению антирелигиозной работы». В письме говорилось даже, что «религиозные организации… являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией»[12]. В июне 1929 г. состоялся II съезд Союза воинствующих безбожников, на котором борьба против религии была определена как борьба классовая. СВБ выбрал себе лозунг: «Борьба с религией — борьба за социализм»[13].
Надо отметить, что СВБ принимал активное участие в общественной жизни страны. Он боролся с прогулами (особенно в дни церковных праздников), призывал своих членов стать передовиками и ударниками труда, собирал деньги на укрепление обороноспособности страны. Например, в 1932 г. на средства, собранные СВБ, в Ленинграде была заложена подводная лодка, которую так и назвали — «Воинствующий безбожник». Под этим именем она строилась, хотя в документах у нее был заводской номер. Однако когда подводная лодка в 1935 г. вошла в состав Балтийского флота, она получила литерно-цифровое обозначение «Линь» — Щ-305. Обычно имена кораблей, которые давались им при закладке, потом сохранялись, например подводная лодка Щ-304 так и осталась со своим изначальным именем «Комсомолец». А вот наименование «Воинствующий безбожник» на войну не пустили. Несмотря на это, экипаж якобы продолжал называть свою подлодку безбожным именем[14]. Но в это трудно поверить: моряки‑подводники, отправляясь в смертельно опасную морскую пучину, не стали бы объявлять войну Богу, не захотели бы они так испытывать свою судьбу. Тем более что и в наркомате ВМФ с переименованием уже все решили.
О главных действующих лицах этого периода нашей истории написано и сказано уже немало. И еще будет сказано. Исследователи ищут правду и кривду в словах и поступках героев того времени. Но тому, кто спешит с оценками, можно посоветовать сначала себя самого спросить, как бы он поступал в то время и в тех условиях.
В 1934 г. про строительство Беломорканала была написана книга «Беломорско-балтийский канал им. Сталина. История строительства 1931–1934 гг.»[15]. Это была коллективная монография 36 советских писателей под редакцией М. Горького, в ней литературная элита того времени восторженно описывала перековку социально-опасных людей в сознательных строителей социализма в единственной на земном шаре стране свободного труда. В частности, М. Горький в этой книге об описываемом времени говорил так: «Я чувствую себя счастливым человеком, что дожил до такого момента, когда могу говорить о таких вещах и чувствовать, что это правда»[16]. Первый пролетарский писатель не мог не видеть того, что происходит на самом деле, но он писал о том, что счастлив говорить правду. Д. С. Лихачёв как‑то сказал, что русская литература «всегда была совестью народа»[17]. Печально известную книгу о Беломорканале настоящей русской литературой не назовешь, но совесть многих людей того времени она все же отражает. И писали ее настоящие литераторы. А сам Дмитрий Сергеевич Лихачйв, будущий автор фундаментальных трудов по истории русской литературы, в те годы тоже исправлялся трудом на Беломорстрое (за контрреволюционную деятельность в составе студенческого кружка при университете).
Для людей, верующих в Бога, это время было тяжелым не только в физическом, но и в моральном отношении: их объявили чуждым элементом. А церковников вообще причисляли к потенциальным врагам родины. Газета «Безбожник», печатный орган Союза воинствующих безбожников, в 1932 г. писала: «Попы в СССР как православные, так и иудейские, магометанские, сектантские, — все, как один, ждут и не дождутся нападения на нас какого‑нибудь империалистического хищника»[18]. Вскоре эта клевета станет очевидной: когда фашистский хищник нападет на Советский Союз, Православная Церковь в очередной раз покажет своему земному Отечеству верность до конца. Таким образом, во вторую пятилетку в СССР была поставлена цель окончательно ликвидировать капиталистические элементы, а к ним относили и религиозные убеждения[19]. Фактически объявлялся новый поход на религию. Главной мишенью была Русская Православная Церковь. Антирелигиозная борьба была определена как борьба классовая. В авангарде антирелигиозного наступления по всему фронту стоял Союз воинствующих безбожников. Деятельность СВБ находилась под партийным контролем.
Именно в это время у кормила Русской Православной Церкви стоял Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). Ему приходилось вести церковный корабль в очень трудных условиях, это управление можно сравнить с маневрированием среди айсбергов. Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминал о Святейшем Патриархе Сергии: «Это был мудрый иерарх и глубокий богослов… Церковный народ очень любил его и за глаза ласково называл „дедушкой“»[20]. В. Н. Лосский писал, что для Патриарха Сергия, как богослова, были важны две истины, к которым он постоянно возвращался и которые неустанно повторял: первая — в изменчивом мире одна только Церковь остается неизменной, непоколебимой и верной своей задаче; вторая — мир управляется промыслом Божиим, «и нет в нем такой автономной области, которая находилась бы вне божественной воли», поэтому для христиан не может быть ничего случайного, ничего такого, что может привести в отчаяние[21]. Из Православного Катехизиса: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям»[22]. Промысл Божий действовал и в советской России, в том числе и в годы «безбожной» пятилетки[23].
4 декабря Русская Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 5 декабря 1931 г. в Москве был взорван храм Христа Спасителя, один из главных православных символов России. До этого храм безуспешно пытались просто разобрать, но трехметровые стены не поддавались человеческим усилиям, поэтому пришлось использовать силу огромных взрывов. Вместо разрушенного христианского символа планировалось воздвигнуть другой — гигантский Дворец Советов. Однако Бог не дал осуществиться этим планам, взрывателям удалось потом построить на этом месте только бассейн.
«Разрушая старину, всегда обрываем корни», — напишет позже по этому поводу Владимир Алексеевич Солоухин[24]. Следует признать, что в России тогда нашлось немало людей, которые согласились «оборвать» свои корни, чтобы начать новую, «безбожную» жизнь. Здесь можно вспомнить, что Союз воинствующих безбожников являлся добровольной общественной организацией. Конечно, среди его членов были и те, кто записывался для галочки. Но все же пять миллионов человек в 1931 г., которые согласились стать не просто неверующими, но именно воинствующими безбожниками, пусть даже и не все по собственному желанию, — это очень много. Искать простого ответа на вопрос, почему это произошло, видимо, все же не стоит.
Человек может отказаться от Бога, чтобы самому решать, что есть добро и что есть зло, он может перестать слушать голос Творца в своей совести (Ср.: Быт. 3:5). При этом на место Бога человек может поставить только себя самого, потому что на самом деле более высоких ценностей для него не существует. Но без Бога, автономно (сам себе закон), человек, если только он хочет оставаться человеком, все равно существовать не сможет. Идея Бога коренится в глубине человеческого духа, а религиозность — это существенный признак, отличающий человека от животного[25].
В 1934 г. в Германии к власти пришел А. Гитлер. Война стала неизбежной. Когда фашистский хищник напал на СССР, у советского правительства появились другие заботы, ему стало не до борьбы с религией. В первый же день войны Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) напишет, собственноручно напечатает на машинке и разошлет свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Учитывая предшествующий период репрессий, поступок митрополита Сергия можно оценить не только как мудрый и патриотичный, но и как сугубо церковный: перед лицом опасности для земной Отчизны он показал церковное понимание тех испытаний, которые пришлось вынести Церкви. Последние слова Послания были пророческими: «…Господь дарует нам победу!»
Церковный год, как известно, начинается и завершается праздниками в честь Пресвятой Богородицы: от Ее Рождества (21 сентября) до Успения (28 августа). Осенью 1943 г. состоялась известная встреча И. Сталина с тремя митрополитами в Кремле. 8 сентября — праздник сретения Владимирской иконы Божией Матери. Это одна из наиболее почитаемых в России икон, перед которой особенно молятся о поддержке в военное время. В этот день, 8 сентября 1943 г., состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который избрал митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси[26].
Одним из важных достижений Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия было то, что он добился разрешения властей на издание «Журнала Московской Патриархии», который выходил тогда с 1931 по 1935 гг.[27] То есть первое издание журнала осуществлялось как раз тогда, когда в СССР проходила советская «безбожная пятилетка». В 1930‑х гг. ЖМП был единственным официальным печатным органом Русской Православной Церкви. В 1935 г. его издание было прекращено, возобновилось оно уже только в 1943 г. В первый период своего существования журнал выглядел довольно скромно и выходил небольшим тиражом. Но статьи, напечатанные в нем в это время, представляют большой интерес, в том числе богословский. Все выпуски ЖМП первого периода были переизданы в одном томе Издательством Московской Патриархии в 2001 г.[28]
Автором большинства опубликованных текстов в «Журнале Московской Патриархии» того периода был митрополит Сергий (Страгородский). Одна из подписанных им статей называлась так: «Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви» (ЖМП. № 11–12, 1932 г.)[29]. Кроме митрополита Сергия на богородичную тему в этот же период писал протоиерей Александр Васильевич Лебедев (1888–1937), магистр богословия, профессор-патролог тогда уже бывшей Казанской духовной академии. С августа 1932 г. о. Александр — делопроизводитель канцелярии Московской Патриархии, а с 4 октября 1933 г. — управляющий делами Патриаршего Синода[30]. Его перу принадлежат две статьи: «В похвалу Богоматери. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в истолковании православного богословия» (ЖМП. № 18–19, 1934)[31] и «В похвалу Богоматери. “Се Мати твоя”: Ин. 19:27» (ЖМП. № 23–24, 1935)[32]. Протоиерей Александр Лебедев был расстрелян 19 августа 1937 г. как враг народа[33]. Формальным поводом для появления в «Журнале Московской Патриархии» статей богородичного цикла мог стать юбилей III Вселенского собора: в 1931 г. праздновалось его 1500-летие. В журнале было опубликовано специальное постановление, которое так и называлось: «О молитвенном воспоминании III Вселенского собора по случаю 1500-летия со времени его созыва». К постановлению присоединялся обстоятельный доклад о несторианской ереси, осужденной на III Вселенском соборе в 431 г.[34] В церковном календаре неподвижная дата воспоминания III Вселенского собора приходится на 22 сентября, это второй день праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Что такое несторианство с догматической точки зрения? Это ересь, которая отрицала ипостасное соединение Бога с человеком в Иисусе Христе. Сотериологические последствия этой ереси таковы, что ею разрушается вера в искупительное значение страданий и смерти Богочеловека Иисуса Христа. Несторий отрицал имя «Богородица», утверждая, что Пресвятая Дева Мария будто бы родила простого человека, с которым потом соединился Бог каким‑то нравственном образом. Но имя «Богородица» как раз и подчеркивает, что Рожденный от Марии является не «простым человеком», а Богом. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «это имя (Богородица. — В. С.) составляет все таинство домостроительства»[35]. III Вселенский собор, осудив ересь Нестория, торжественно провозгласил Пресвятую Деву Марию «Богородицей». Но даже и до этого Ее имя было критерием истинной веры.
Слово «Богородица» было ключевым в эпоху христологических споров. В те далекие годы именно оно помогло увидеть в несторианстве опасную ересь. Но здесь можно провести историческую параллель. Еще в Ветхом Завете было предсказано: «… Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Имя Эммануил указывало на Божественное достоинство Мессии, Иисуса Христа, оно буквально переводится как «с нами Бог». Несторий по сути отрицал исполнение этого библейского пророчества, поскольку отвергал воплощение Бога в Иисусе Христе. И в годы «безбожной» пятилетки в СССР, когда многие русские люди тоже отказались от веры в то, что «с нами Бог», когда враг человеческого рода яростно пытался уничтожить православие в России, заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий призвал свою паству найти духовную опору в вере эпохи Вселенских соборов, чтобы с этой верой люди смогли выстоять в период испытаний. Но, напоминая русскому народу о Богочеловеке Иисусе Христе, Спасителе мира, митрополит Сергий прибегает к благодатной помощи Его Пречистой Матери. Отсюда следует также и то, что имя «Богородица» является важным словом не только в христологии, но и в той сотериологии, которая продолжается на земле после Крестной смерти и Воскресения Ее Божественного Сына. В статье митрополита Сергия проблема, поставленная вначале, резюмируется в конце. Главная идея выражена утверждением: «Слава Твоя боголепная». Статья написана в контексте полемики с протестантами и католиками, поэтому преосвященный автор поясняет, какой смысл он вкладывает в ключевую фразу статьи: «Приличествующая Богу, свойственная только Богу»[36]. Митрополит Сергий предлагает следующие обоснования православному утверждению о «боголеповой славе» Богоматери. Во‑первых, Она не только стала Матерью Сына Божия по плоти, но и личным подвигом стяжала такое нравственное совершенство, высшую степень святости, которая только доступна для человека. Во‑вторых, Она уже достигла обожения — высшей цели творения. В‑третьих, на примере Ее воскресения мы видим залог нашего воскресения и воссоздания.
«Слава Твоя боголепная» — это слова из стихиры на «Господи воззвах» вечерни Успения. Поэтому, возможно, они столь экспрессивны с богословской точки зрения. Но в научной статье допустимо использование эмоциональной лексики, когда автор хочет оказать воздействие на чувства читателя. Можно предположить, что именно к этому и стремился митрополит Сергий — воздействовать на чувства людей, чтобы обратить их сердца к Богу.
Две статьи протоиерея Александра Лебедева выдержаны скорее в гомилетическом стиле. Но они являются очень важным дополнением Богородичного богословия митрополита Сергия. Главные идеи статей о. Александра следующие: во‑первых, Пресвятая Богородица постоянно присутствует в жизни мира и Святой Церкви, в жизни каждого христианина, во‑вторых, Она есть Небесная Матерь для человеческого рода, Которая заботится о его спасении.
Таким образом, в годы «безбожной» пятилетки в России, когда планировалось антирелигиозное наступление по всему фронту, прозвучало слово православного богословия о Пресвятой Богородице. И митрополит Сергий (Страгородский), и протоиерей Александр Лебедев в своих статьях единодушно свидетельствовали о церковной вере в то, что Богоматерь, как пребывающая в Сыне, имеет дерзновение испрашивать у Него помощь для членов земной Церкви. В те страшные годы много православных стали настоящими свидетелями этой веры. Даже в книге «Беломорско-балтийский канал…» есть правда о том, как в лагерном бараке заключенные монахини поют «Богородице, Дево, радуйся…»[37]. Эта вера оправдалась, как и вера в промысл Божий, то есть в то, что мир, идущий путем зла, все равно приводится к благим целям. Поэтому можно утверждать следующее: «безбожная» пятилетка не удалась в том числе и потому, что «боголепная слава» Богородицы является для России защитным покровом, потому что русские люди горячо молились Царице Небесной. Надо полагать, что это и была та правда, которую хотел сказать в своем богословии о Богородице Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), призывая к молитве.
А вот оптимизм руководителей СВБ не оправдался: они так и не смогли превзойти свою пятимиллионную отметку[38]. Потом их организация вообще пойдет на убыль. Во время переписи населения в 1937 г. более половины опрошенных открыто назовут себя верующими. Например, в Москве одних только православных будет больше, чем неверующих[39]. Сам А. Т. Лукачевский в 1937 г. будет расстрелян за участие в троцкистской организации и в шпионаже (реабилитирован в 1958‑м). 4 декабря 1943 г. на встречу с Богом отойдет 65-летний руководитель Союза воинствующих безбожников Миней Израилевич Губельман (Емельян Ярославский). А в 1947 г. официально будет распущена и сама организация СВБ. Подлодка Щ-305 счастливой «щукой» не станет, да и боевой путь ее будет недолгим: в октябре 1942 г., во время второго похода, она будет потоплена вместе со всем экипажем[40]. Впрочем, тогда наш Балтийский флот вообще нес большие потери на подлодках. В 1943 г. начнется новый этап государственно-церковных отношений, положение Церкви улучшится. Но на рубеже 1950–1960-х гг. для Церкви вновь наступит трудный период. Храм Христа Спасителя — как символ возрождения России — будет восстановлен. Но это будет уже в другом историческом периоде.
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
2. Александрова Т. Л. Суздальцева, Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб.: [б. и.], 2007.
3. Безбожная пятилетка // Православная энциклопедия. 2002. Т. IV. С. 443–444. М: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2002. 751 с.
4. Беломорско-балтийский канал им. Сталина. История строительства 1931–1934 гг. Под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. М.: ОГИЗ «История фабрик и заводов», 1934. 407 с. // Библиотека русской и советской классики. URL: https://traumlibrary.ru/book/sbornik-belomorkanal/sbornik-belomorkanal.html#s001 (дата обращения: 22.01.2025).
5. Всем советам и ячейкам СВБ, профессиональным, комсомольским, промкооперативным и колхозным организациям, всем органам Наркомпроса // Безбожник. 1932. 31 мая. № 25 (525). С. 1.
6. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги. Сборник документов и материалов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) 2007. 320 с. // Официальный сайт «Электронная библиотека исторических документов». URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/47581-vsesoyuznayaperepis-naseleniya-1937-goda-obschie-itogi#mode/inspect/page/324/zoom/4 (дата обращения: 24.01.2025).
7. Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годы. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. 272 с.
8. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М: Издательство Сретенского монастыря, 2003.
9. История «Журнала Московской Патриархии» // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5306940.html (дата обращения: 22.01.2025).
10. Кашеваров А. Н. Митрополит Сергий и «Журнал Московской Патриархии» в 1931–1935 годах // Ортодоксия. 2024. № 2 С. 234–255.
11. Ливенцев Д. В. Боевой путь подводной лодки «Воинствующий безбожник» в составе Балтийского флота во время Великой отечественной войны. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 2 (70). С. 46–50 // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 07.02.2025).
12. Лихачев Д. С. Великое наследие. М.: «Современник», 1975. 367 c.
13. Лосский В. Н., проф. Личность и мысль святейшего патриарха Сергия. // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М.: Издание Московской Патриархии, 1947. С. 263–270.
14. Лукачевский А. Наши задачи в 1932 году // Антирелигиозник. М: ОГИЗ Московский Рабочий, 1932. № 1. С. 3–8.
15. Лукачевский А. Решения XVII партконференции и задачи СВБ // Безбожник. 1932. 10 апреля. № 16 (516). С. 2.
16. Мобилизуем все наши силы на выполнение программы второй пятилетки // Безбожник. 1932. 14 февраля. № 7 (507). С. 1.
17. Одинцов М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917– 1938 гг.). М.: Знание, 1991. 64 с. (Новое в жизни, науке. Сер. «Культура и религия»; № 11).
18. «Поповская фальшивка» // Безбожник. 1932. 19 ноября. № 54 (554). С. 1.
19. Снегирев В. А. Психология. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. 768 с.
20. Солоухин В. А. Собрание сочинений. В 4‑х т. Т. 3. Письма из Русского музея; Черные доски; Время собирать камни. М.: Художественная литература. 1984. 495 с.
21. Тучкова С. Несчастливая «щука» // Труд. 2007. 11 июля. № 120 // Архив газеты «Труд». URL: https://www.trud.ru/nomer/2007_120 (дата обращения: 22.01.2025).
22. Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Сибирская благозвонница, 2013. 160 с.
23. Фирсов С. Л. Была ли безбожная пятилетка? // НГ-Религии: приложение к «Независимой газете». 2002. 30 октября. № 233 (2787). С. 7.
24. Joseph Mollet. Le plan quinquennal d'athéisme // La Croix. 1932. 6 octobre. № 15220. P. 1. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4134864 (дата обращения: 22.01.2025).
Источник
Смагин В. П. «Безбожная» пятилетка, промысл Божий и «боголепная слава» Богородицы. Памяти Святейшего Патриарха Сергия // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2025. № 1 (26). С. 144–162.