89

Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960-х — начале 1970-х годов по данным архивных церковных источников

Опубликовано: 16 мая 2024

Автор

image

Звонарёв Сергий Леонидович, протоиерей

Кандидат богословия, Доктор церковной истории. Секретарь по делам дальнего зарубежья, Отдел внешних церковных связей

image
Аннотация. Целью статьи кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) является знакомство читателя с хроникой и состоянием взаимоотношений двух Церквей в 60-х — начале 70-х годов XX столетия. Церковные документы свидетельствуют о том, что отношения Русской и Чехословацкой Православных Церквей в период, когда ОВЦС возглавлял митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), отличались высокой степенью братского сотрудничества в различных сферах взаимодействия: межправославных отношениях, межхристианских контактах, христианском мирном движении, академических связях и, наконец, в духовном и молитвенном единении. Духовное родство лежало в основе поддержки со стороны Московского Патриархата в деле признания автокефального статуса Православной Церкви в Чехословакии в семье Поместных Церквей, в том числе Константинопольским Патриархатом, включения Чехословацкой Церкви в круг участников общеправославных встреч, а также во времена испытаний униатским ренессансом 1968 г. и в последующий период.

Дарование Московским Патриархатом автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и борьба за признание Фанаром автокефального статуса молодой Поместной Церкви

Отношения Московского Патриархата с Православной Церковью в Чехословакии в 60-х — начале 70-х гг. XX в. можно назвать материнско-дочерними. Такой характер отношений связан с дарованием Русской Церковью автокефалии Чехословацкой Церкви 23 ноября 1951 г. Одним из важных шагов на пути создания Православной Церкви на исторических великоморавских землях стал Собор в Прешове 28 апреля 1950 г., упразднивший Ужгородскую унию 1649 г., что, в свою очередь, сформировало условия для перехода греко-католического духовенства и мирян Чехословакии в лоно Православной Церкви. Признание молодой Православной Церкви последовало со стороны Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской и Болгарской Церквей. Однако Константинопольский Патриархат отказывал в таком признании, претендуя на собственную юрисдикцию в отношении Чехословацкой Церкви. Добиться согласия Фанара с автокефальным статусом Православной Церкви в Чехословакии, а следовательно, и с её самостоятельным местом в семье Православных Церквей — таким был предмет усилий Московского Патриархата[1].

Предстоятели Православной Церкви в Чехословакии предпринимали и самостоятельные попытки установить связь с Фанаром, в частности, путём переписки, однако патриарх Константинопольский лично не отвечал на такие письма, предпочитая информировать собратьев о своей реакции через разных лиц. Такое отчуждение не могло не беспокоить как саму Чехословацкую Церковь, так и Московский Патриархат. В основе позиции Фанара лежало нежелание признать акт дарования Русской Церковью автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и зависимость молодой Церкви от Московского Патриархата. Тесные связи двух Церквей существовали на уровне предстоятелей, иерархов и священнослужителей. Чтобы понять степень такого духовного родства, достаточно упомянуть о том, что Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн (Кухтин) родился на юге Российской империи в семье русского священника, получил образование в духовных учебных заведениях Русской Церкви; его преемник — Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (Филип) — был родом из Закарпатья и до направления в юрисдикцию Чехословацкой Церкви служил викарием Львовской епархии с титулом Кременецкий; клир же Православной Церкви в Чехословакии на начальном этапе формировался командированными священнослужителями Московского Патриархата[2].

Лишь вступление в финальную фазу подготовки к проведению I Всеправославного совещания на острове Родос осенью 1961 г. подстегнуло Фанар к установлению общения с Православной Церковью в Чехословакии. Председатель ОВЦС митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) указывал в письме митрополиту Пражскому Иоанну на связь урегулирования отношений между Фанаром и Православной Церковью в Чехословакии со всеправославным характером родосского совещания[3]. Перед патриархом Константинопольским встала дилемма: либо пригласить на родосское совещание представителей Чехословацкой Церкви и тем самым de facto включить ее в круг Православных Церквей на равноправной с другими участниками основе, либо отказаться от такого приглашения и тем самым поставить под угрозу всеправославный характер исторической встречи на Родосе. Второй вариант был решительно неприемлем для Фанара, а потому делегация Православной Церкви в Чехословакии получила приглашение на всеправославное совещание. Это стало определенным успехом русской церковной дипломатии. Факт приглашения сам по себе не являлся свидетельством установления канонической связи между Константинопольской и Чехословацкой Православными Церквами на автокефальном уровне, однако стал одним из важных шагов в этом направлении. В августе 1963 г. патриарх Константинопольский Афинагор адресовал митрополиту Пражскому Иоанну предложение прислать двух представителей Чехословацкой Церкви на готовящуюся всеправославную встречу на Родосе с целью обсуждения перспектив направления православных наблюдателей на Второй Ватиканский Собор[4].

Установление контактов Константинопольского Патриархата с Православной Церковью в Чехословакии не означало признания Фанаром ее автокефалии. Патриарх Афинагор в июньском от 1970 г. письме местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову) заявлял права Фанара на Православную Церковь в Чехословакии, ибо в 1923 г. Фанар предоставил ей автономию в виде округа[5]. Из этой же позиции исходил Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним (Коцонис), именовавший автокефалию Православной Церкви в Чехословакии мнимой, а ее предоставление без согласования с Константинопольским Патриархатом «дерзновенным и антиканоничным, а поэтому не только недействительным, но и осуждаемым»[6].

Отношения братства, дружбы и сотрудничества Русской и Чехословацкой Православных Церквей

Отсутствие признания автокефалии Чехословацкой Церкви со стороны Фанара вело лишь к дальнейшему укреплению связей молодой Поместной Церкви с Московским Патриархатом. Дополнительной опорой двусторонних церковных отношений служили тесные политические связи СССР и Чехословакии, находящихся в едином социалистическом лагере. Народы двух стран крепили дружбу, частью которой являлись контакты между священноначалием, иерархами, духовенством и верующими Русской и Чехословацкой Церквей.

Гостями Московского Патриархата неоднократно бывали предстоятели Православной Церкви в Чехословакии. Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн в октябре–ноябре 1960 г. находился в Крыму, в Ялте, где подкреплял пошатнувшееся здоровье. Гостеприимство и помощь в организации отдыха и лечения митрополита Иоанна оказывал известный просветительскими, медицинскими и научными трудами священноисповедник архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий).

В кафедральном соборе Ростова-на-Дону в праздник Покрова Пресвятой Богородицы предстоятель Православной Церкви в Чехословакии совершил Божественную Литургию. Хронические заболевания митрополита Иоанна прогрессировали, а потому предстоятель Чехословацкой Церкви в августе–сентябре 1961 г., в июне 1962 г. и в мае 1963 г. вновь находился в Ялте на лечении по приглашению патриарха Алексия. В 1963 г. по пути в Прагу предстоятель Православной Церкви в Чехословакии останавливался в Москве, где имел встречи и беседы со Святейшим Патриархом Алексием, председателем Отдела внешних церковных сношений архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) и председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР В. А. Куроедовым.

Плохое состояние здоровья вынудило митрополита Иоанна уйти на покой в 1964 г. Патриарх Алексий, всегда откликавшийся на просьбы чехословацкого первоиерарха, позволил ему вернуться на Родину и поселиться в Одессе, где хорошему самочувствию митрополита благоприятствовал морской климат. Здесь владыка Иоанн провел оставшиеся годы жизни.

В октябре 1964 г. Поместный Собор Православной Церкви в Чехословакии избрал бывшего иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Прешовского Дорофея (Филипа) третьим Митрополитом Пражским и всея Чехословакии. С будущим предстоятелем Православной Церкви в Чехословакии руководство ОВЦС поддерживало давние связи. Председатель Отдела находился в переписке с чехословацким иерархом, встречался и беседовал с ним в ходе посещения этой страны. Уже возглавляя Церковь, митрополит Дорофей обращался к председателю ОВЦС чаще, нежели к предстоятелю Русской Церкви. Многочисленная переписка сохранила следы искреннего расположения и уважения главы Православной Церкви в Чехословакии в отношении руководителя внешнецерковного ведомства. В письмах митрополит Дорофей предстает как человек глубоко смиренного духа. Вот лишь один отрывок из его письма митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму с благодарностью за переданные председателем ОВЦС четыре наперсных креста: «Хотя и совестно, а все же приходится нам часто обращаться с подобными просьбами к Русской Православной Церкви, отчего мы приходим в смущение, дабы уже слишком не статься нам назойливыми. За что прошу великодушно простить нас»[7].

Оба будущих иерарха познакомились в 1950-е годы, в период обучения в ленинградских духовных школах[8]. Епископ Дорофей в 1961 г. провел летний отпуск в СССР. Иерарх посетил Москву, где встретился с патриархом Алексием, архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом, познакомился с московскими храмами, совершил паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, участвовал в богослужениях. Епископ Дорофей писал председателю ОВЦС: «Все виденное мной в Москве послужит обильным материалом при встрече и беседе с духовенством и верующими Прешовской епархии»[9].

Свой первый мирный визит митрополит Дорофей в пределы Церкви-матери — Московский Патриархат — совершил в феврале 1965 г.[10], что было неудивительно, учитывая тесные связи двух Церквей. Этот визит воспринимался чехословацким иерархом как посещение Родины[11]. Официальная делегация Чехословацкой Церкви была весьма малочисленна: митрополита Дорофея сопровождал только управляющий делами Митрополичьего совета протоиерей Георгий Новак. Чехословацкий предстоятель посетил московский храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где неоднократно бывал ранее в ходе пребывания в Москве, а также соборы Московского Кремля и достопримечательности столицы. Митрополит Дорофей нанес визит в ОВЦС и провел беседу с его председателем. Из Москвы предстоятель Православной Церкви в Чехословакии направился в Ленинград. Он совершил богослужения в Троицком соборе Александро-Невской лавры и других храмах Ленинграда, посетил Ленинградскую духовную академию и исторические места города на Неве. В епархиальном управлении состоялось общение митрополита Дорофея с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом. Из Ленинграда предстоятель Чехословацкой Церкви отбыл в Псков и посетил Псково-Печерский монастырь. По возвращении в Москву в Переделкино состоялись встреча и общение митрополита Дорофея с патриархом Алексием. Блаженнейший Дорофей совершил богослужения в храме Успения Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря и в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В мае 1966 г. во внимание к заслугам в деле укрепления братских связей между Православной Церковью в Чехословакии и Московским Патриархатом митрополит Дорофей получил из рук патриарха Алексия орден Святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Предстоятель Православной Церкви в Чехословакии совершил частную поездку в СССР в августе 1967 г., которая, впрочем, носила необходимые атрибуты и официального визита. Состоялись встреча и общение митрополита Дорофея с патриархом Алексием. Чехословацкий иерарх побывал в нескольких московских храмах, побеседовал с духовенством и прихожанами, а также посетил Троице-Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию. По возвращении в Москву чехословацкий предстоятель нанес визит в Совет по делам религий при Совете министров СССР и встретился с заместителем председателя П. В. Макарцевым. В ходе поездки по Советскому Союзу митрополит Дорофей посетил родные места — Закарпатье, провел время в историческом Мукачевском монастыре, кафедральном соборе Мукачева, многократно совершал богослужения. Позднее он посещал Москву для участия в Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, которая состоялась в июле 1969 г. в Загорске. На обратном пути предстоятель Православной Церкви в Чехословакии остановился в Мукачеве, в монастыре на Чернечей горе.

Митрополит Дорофей присутствовал на Поместном Соборе Русской Церкви конца мая — начала июня 1971 г., во время которого на московский патриарший престол был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). В свою очередь, патриарх Пимен совершил мирный визит в Чехословакию осенью 1972 г.

Совместные действия на межправославном направлении

Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн координировал с руководством Русской Церкви свои контакты с Константинопольским Патриархатом, участие Православной Церкви в Чехословакии в межправославных встречах и мероприятиях[12]. Русская Православная Церковь помогала Православной Церкви в Чехословакии в работе над темами Всеправославного Предсобора, определенными в сентябре 1961 г. на родосском Всеправославном совещании. В частности, содействие оказывал настоятель кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште и благочинный-администратор православных приходов в Венгрии протоиерей Фериз Берке совместно с профессорами и преподавателями Православного богословского факультета в городе Прешове. Со стороны Московского Патриархата также демонстрировалась информационная открытость в отношении Православной Церкви в Чехословакии, касающаяся реакции Москвы на некоторые общеправославные инициативы Фанара. В апреле 1968 г. из ОВЦС в Прагу была направлена телеграмма, содержащая ответ патриарха Алексия патриарху Афинагору по вопросу созыва Всеправославной комиссии в июне 1968 г. в Ираклионе, на Крите.

По просьбе Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея, в июле 1971 г. в Шамбези на заседании Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви председатель ОВЦС митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим представлял не только Русскую Церковь, но и Православную Церковь в Чехословакии[13].

Участие двух Церквей в христианском мирном движении

Нахождение в Праге штаб-квартиры Христианской мирной конференции стало важной составляющей повестки контактов Русской и Чехословацкой Церквей. Прибывавшие в Прагу для участия в заседаниях ХМК и других христианских миротворческих встречах представители Московского Патриархата становились гостями братской Православной Церкви, и прежде всего митрополит Никодим. Частое личное общение председателя ОВЦС с предстоятелем и представителями Православной Церкви в Чехословакии тесно сближало две Церкви. Митрополит Дорофей признавался митрополиту Никодиму: «В лице Вашего Высокопреосвященства Поместная Православная Церковь в Чехословакии приобрела самого искреннего друга после Его Святейшества Патриарха Алексия, общего нашего духовного отца, чем мы весьма дорожим»[14].

Тема миротворческого движения была настолько близка митрополиту Иоанну, что он нередко упоминал ее в своих рождественских и пасхальных посланиях патриарху Алексию[15]. Блаженнейший Иоанн был избран членом Чехословацкого комитета защиты мира, а также членом Совещательного комитета ХМК, выступал с докладами на их заседаниях.

В храмах Православной Церкви в Чехословакии совершал служение протоиерей П. Соколовский, которого в феврале 1963 г. патриарх Алексий и Священный Синод Русской Церкви назначили членом Международного секретариата Христианской мирной конференции и представителем Русской Церкви при ХМК с пребыванием в Праге.

Митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн проявлял большое уважение к миротворческим трудам председателя ОВЦС, многократно посещавшего Прагу для участия в международных миротворческих встречах. В январе 1963 г. первоиерарх Православной Церкви в Чехословакии представил архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима к присуждению степени доктора богословия honoris causa. Это представление было одобрено властями Чехословакии. В сентябре 1963 г. митрополит Иоанн «в знак признания к трудам в ревностном благовествовании и защите мира» пригласил митрополита Никодима прибыть на отдых в Карловы Вары или в один из курортов страны в качестве гостя Православной Церкви в Чехословакии[16]. Однако загруженность председателя ОВЦС многочисленными делами, строгость к самому себе не позволили ему воспользоваться приглашением. Спустя три года преемник митрополита Иоанна на посту предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии, митрополит Дорофей, писал патриарху Алексию с просьбой благословить митрополита Никодима на отдых в Карловых Варах, учитывая, что иерарх недавно перенес острую фазу болезни. В конце 1966 г. митрополит Никодим совершил рабочую поездку в Прагу для участия в миротворческой конференции католического духовенства, на которой выступил с докладом, а после заехал на непродолжительное время в Карловы Вары. Посвятить время лечению и отдыху в Карловых Варах митрополит Никодим смог себе позволить в июле–августе 1967 г., а затем в это же время в 1968 г. и в ноябре 1971 г.

Межхристианский аспект сотрудничества

В сфере межхристианских отношений между двумя Церквами был налажен обмен информацией и осуществлялось тесное взаимодействие. Митрополит Дорофей в июне 1965 г. информировал патриарха Алексия о подаче заявки на вступление Православной Церкви в Чехословакии во Всемирный совет церквей и просил Русскую Церковь поддержать данное ходатайство[17]. В июне 1966 г., в преддверии встречи двух межправославных богословских комиссий по диалогу с Англиканской и Старокатолической церквами в Белграде в сентябре 1966 г., митрополит Дорофей обращался к председателю ОВЦС митрополиту Никодиму с просьбой проинформировать его о позиции Русской Церкви по вопросу белградского заседания с тем, чтобы «в этом духе приготовить нашу делегацию»[18]. В данном случае мнение именно митрополита Дорофея касательно признания иерархии Англиканской Церкви и возможных последствий этого шага для православия было принято Русской Церковью за основу позиции, солидарной с Православной Церковью в Чехословакии[19]. Не имея достаточно сил и времени направлять делегатов на международные встречи, митрополит Дорофей обращался с просьбами к председателю ОВЦС благословить делегации Русской Церкви представлять на них и Православную Церковь в Чехословакии, как это было в случае с заседанием Комитета по учреждению Экуменического института богословских исследований и с встречей представителей Поместных Православных Церквей и Древних восточных Церквей в сентябре 1966 г. в Иерусалиме[20]. И хотя Русская Церковь не направила свою делегацию в Иерусалим, был ценен сам жест доверия со стороны предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии. Также митрополит Дорофей просил председателя ОВЦС представлять его Церковь на заседании IV Генеральной ассамблеи ВСЦ в Упсале в июле 1968 г. из-за переживаемых Православной Церковью в Чехословакии тяжелых испытаний, вызванных наступлением униатов[21].

Академические связи

Между двумя Церквами активно развивались академические связи. ОВЦС выразил готовность содействовать декану Прешовского православного богословского факультета протоиерею Андрею Михалову в посещении Ленинградской духовной академии в конце 1962/63 учебного года, а в ноябре 1963 г. — Московской духовной академии для знакомства с образовательным процессом и научной деятельностью. О таком содействии митрополит Пражский Иоанн просил предстоятеля Русской Церкви и председателя ОВЦС[22]. Святейший Патриарх Алексий в мае 1966 г. наградил отца Андрея орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени. В августе 1966 г. протоиерей Андрей на обратном пути из Сочи, где провел отдых с семьей, побывал в Москве, встретился с заместителем председателя ОВЦС епископом Зарайским Ювеналием (Поярковым), сослужил ему за Божественной Литургией в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортово.

Митрополит Пражский Дорофей ходатайствовал о принятии в духовные академии в 1965/66 учебном году двух студентов из Православной Церкви в Чехословакии, а в следующем учебном году — о принятии еще одного студента, в 1971 г. — председателя миссионерского отдела Прешовской епархии протоиерея Михаила Олексы и одного студента из Михаловской епархии, через год просил об обучении в ЛДА сына декана Прешовского православного богословского факультета профессора протоиерея Андрея Михалова. Все рекомендованные к академическим занятиям лица имели опыт обучения на Прешовском православном богословском факультете[23]. В феврале 1968 г. председатель ОВЦС сообщил чехословацкому предстоятелю о том, что по благословению патриарха Алексия Русская Церковь готова принять в свои духовные школы в 1968/69 учебном году двух-трех студентов из Чехословакии, в том числе в качестве профессорских стипендиатов[24]. В 1968 г. клирик Оломоуцко-Брненской епархии протоиерей Павел Алеша, кандидат богословия Ленинградской духовной академии, представил в Ученый совет ЛДА диссертацию на тему «Гуситское движение в истории чешского народа и его отношение к православию» на соискание ученой степени магистра богословия. Прошение на защиту было поддержано предстоятелем Православной Церкви в Чехословакии и встретило благожелательное отношение со стороны председателя ОВЦС. Отцу Павлу была предоставлена возможность поработать в библиотеке Академии. Протоиерей Павел продолжил научно-изыскательскую работу в библиотеке ЛДА в 1971 г.

Выпускники духовных школ Русской Церкви из Чехословакии сохраняли связи с учебными заведениями. Так, кандидат богословия Ленинградской духовной академии Митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей в июне 1966 г. направил в alma mater два экземпляра своего исторического очерка, посвященного истории Церкви в Закарпатье и Чехословакии, а настоятель храма в Марианских Лазнях протоиерей Радивой Яковлевич[25], также кандидат богословия Ленинградской духовной академии, в том же месяце посещал северную духовную школу ради подготовки статьи, посвященной грядущему столетию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского).

Духовное единение и молитвенная связь

В переписке митрополитов Дорофея и Никодима в 1966 г. поднимался вопрос об отношении к почитанию архиепископа Харьковского Мелетия (Леонтовича). Верующие Православной Церкви в Чехословакии обращались к владыке Дорофею с просьбой разрешить служение молебна архиепископу Мелетию. В ответ на запрос предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии митрополит Никодим сообщил о местном почитании иерарха на Украине, особенно в Харькове, но об отсутствии на тот момент общецерковного почитания[26].

Православная Церковь в Чехословакии не осталась в стороне от рассылки документального фильма «Торжество Православия», снятого в 1958 г., в дни празднования в Москве 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви. На московских торжествах присутствовала делегация Православной Церкви в Чехословакии во главе с ее предстоятелем — Митрополитом Пражским и всея Чехословакии Иоанном. Фильм был отправлен в Прагу в двух экземплярах — на русском и чешском языках. Патриарх Алексий в марте 1962 г. передал чехословацкому собрату отпечатанную издательством Московской Патриархии Общую Минею, которую поместили в кафедральном соборе Праги. Издательство Московской Патриархии переслало викарию Михаловской епархии епископу Требишовскому Мефодию (Канчуге) экземпляры Библии, Служебника и Следованной Псалтири, а ОВЦС направил в Митрополичий совет Православной Церкви в Чехословакии I и II тома Октоиха, отпечатанные издательством Московской Патриархии. В августе 1969 г. в дар митрополиту Пражскому Дорофею был направлен документальный фильм «Русская Православная Церковь сегодня».

В мастерских Троице-Сергиевой Лавры для храма Святой Елизаветы города Опавы была изготовлена икона преподобного Сергия Радонежского и передана в качестве дара от Русской Церкви. В июле 1971 г. образ освятили и поместили в интерьер храма.

Чехословацкая Церковь, в свою очередь, преподносила дары Русской Церкви. В феврале 1961 г. Священный Синод Православной Церкви в Чехословакии направил председателю ОВЦС епископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму богослужебные книги, а в апреле 1962 г. — сто двадцать пять экземпляров Служебников, Требников и богослужебных сборников, изданных Чехословацкой Церковью. Для лучшего знакомства с церковной жизнью на Чехословацкой земле в адрес предстоятеля Русской Церкви и руководства Отдела внешних церковных сношений направлялись экземпляры «Ежегодника Православной Церкви в Чехословакии».

«Ураган бушующей униатской анархии» как проверка на прочность связей Московского Патриархата и Православной Церкви в Чехословакии

Дух братства и солидарности в отношениях двух Православных Церквей особенно проявился во времена испытаний, с которыми столкнулась Чехословацкая Церковь в период Пражской весны. Митрополит Дорофей информировал московского собрата о попытках униатского духовенства восстановить униатскую церковь на территории Чехословакии, фактически упраздненную Прешовским Собором 1950 г., а также соответствующим решением правительства Чехословакии того же года[27]. Униатский вопрос получил активное развитие в Чехословакии в 1968 г. в связи с объявленной в стране демократизацией, предполагавшей изменение государственно-конфессиональных отношений в сторону их либерализации. Усиление униатского движения сопровождалось переходом православных храмов в подчинение греко-католикам, что, в свою очередь, вынуждало священноначалие Православной Церкви в Чехословакии отказываться от части командированных ранее из Закарпатья православных священников, возвращавшихся в Мукачевскую и Ужгородскую епархию[28]. Другой причиной отказа от части ранее командированного из Московского Патриархата духовенства стал их переход в униатскую церковь (из числа униатов, ранее воссоединившихся с Православной Церковью)[29]. Митрополит Дорофей просил митрополита Никодима отозвать таких священнослужителей-ренегатов «как изменников святой Православной Церкви»[30], однако сделать это не представлялось возможным, поскольку они уже не принадлежали к клиру Московского Патриархата и успели выйти из гражданства СССР и принять гражданство ЧССР.

В чехословацкой печати была развернута кампания с обвинениями в адрес Православной Церкви в Чехословакии. Она обвинялась как главный выгодоприобретатель от упразднения униатской церкви. Начались рейдерские захваты православных храмов, в адрес православных священнослужителей звучали угрозы расправы, однако духовенство и прихожане в меру сил мужественно старались отстоять храмы[31]. Особенное сильное давление на Православную Церковь ощущалось в восточной части Словакии, граничащей преимущественно с католической Польшей. Со стороны чехословацких властей отсутствовала должная реакция на факты дискриминации православных в стране, жалобы священноначалия Чехословацкой Церкви оставались без ответа, а зачинщики произвола пользовались безнаказанностью.

«Ураган бушующей униатской анархии»[32] стал самым сильным вызовом для Православной Церкви в Чехословакии, порожденным Пражской весной. Митрополит Дорофей характеризовал положение Православной Церкви в Чехословакии как катастрофическое[33] и вкупе с архиереями из Восточной Словакии оплакивал «горькую участь Церкви и собственной судьбы»[34]. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию 21 августа 1968 г., подписание «Московского протокола» временно ослабили давление на Православную Церковь в Чехословакии со стороны униатов, но потом оно возродилось с новой силой. Епископ Прешовский Николай (Коцвар), находясь в августе 1969 г. во Львове, заметил в частном разговоре: «Если бы не вошли советские войска, войска Варшавского договора в Чехословакию, то сегодня я, наверное, лежал бы в земле мертвый»[35].

В сложившихся условиях митрополит Дорофей искал поддержки у Русской Церкви[36]. «Мы приняли близко к сердцу Вашу тревогу и беспокойство и будем прилагать усилия к тому, чтобы оказать Вам нашу братскую помощь и поддержку в нормализации положения Пражской Церкви», — писал в октябре 1968 г. предстоятель Русской Церкви чехословацкому собрату[37]. Святейший Патриарх Алексий 14 августа 1968 г. из Свято-Успенского монастыря Одессы, где находился на летнем отдыхе, обратился в адрес папы Римского Павла VI, выразив озабоченность по поводу давления на Православную Церковь в Чехословакии со стороны униатов и вовлеченности в происходящие события апостольского администратора Праги епископа Франтишека Томашека[38]. В ответном письме папа Павел VI выступил в духе ватиканской дипломатии с позиции фактического оправдания права униатского духовенства на защиту своей религиозной идентичности и прав, но в то же время выразил готовность искать способы разрешения возникших проблем, в том числе путем обмена мнениями между Русской Церковью и Святым престолом. По словам римского понтифика, Секретариату по содействию христианскому единству были даны указания подключиться Предстоятель Православной Церкви в Чехословакии информировал патриарха Алексия о содержании своей переписки с папой Павлом VI на тему бедственного положения православия в Чехословакии[40]. В августе 1968 г. митрополит Дорофей направил в адрес председателя ОВЦС митрополита Никодима проект своего письма патриарху Константинопольскому Афинагору с описанием насилия, чинимого униатами, и просьбой обратиться к папе Римскому[41]. Апеллирование к Святому престолу было вызвано пониманием того, что католическая сторона вовлечена в пражские события. Участники заседания Всеправославной комиссии в Шамбези 8–15 июня 1968 г. оценивали стремление Римско-Католической Церкви восстановить унию в Чехословакии как явление, препятствующее развитию отношений между Православной и Католической Церквами[42].

Другой формой поддержки Чехословацкой Православной Церкви стала забота о приезжавших в СССР чехословацких священнослужителях. В марте 1969 г. в Москве находился профессор православного богословского факультета в Прешове протоиерей Илья Качур. В прошлом униатский священник, он последовательно выступал в защиту Православной Церкви. Знакомство с церковной жизнью в столице, встречи с патриархом Алексием, митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом и иными представителями Русской Церкви не только в Москве, но и в Киеве, и Мукачеве, посещение Троице-Сергиевой лавры ободрили отца Илью в дальнейшей борьбе. Епископам Прешовскому Николаю (Коцвару) и Михаловскому Кириллу (Мучичке) летом и осенью 1969 г. был организован отдых и лечение в черноморских здравницах, поскольку двухлетнее перманентное напряжение сил в борьбе за интересы православия в Чехословакии подрывало здоровье иерархов. Епископ Николай повторно отдыхал в СССР в 1972 г. В июле 1969 г. гостями Русской Церкви стали профессора и студенты Прешовского православного богословского факультета — всего тридцать человек, во главе с деканом факультета профессором протоиереем Андреем Михаловым. Чехословацкие гости посетили Москву, Троице-Сергиеву Лавру, Ленинград, Киев, Почаевскую лавру, Львов, Ужгород и Мукачево. Паломничество к православным святыням, знакомство с церковной жизнью и достопримечательностями в СССР придавало сил представителям Православной Церкви в Чехословакии сохранять верность православной традиции. В январе 1970 г. митрополит Дорофей писал председателю ОВЦС: «Это посещение не только принесло положительные результаты, но колеблющихся совершенно переродило, укрепив в них устойчивость в Православии <...> В тяжелый период жизни нашей Церкви это значительно укрепило находящихся лицом к лицу, стоящих в неустанной борьбе с неблагожелателями нашей Церкви, им же несть числа...»[43]

Московский Патриархат поддержал обращение митрополита Дорофея во Всемирный совет церквей с просьбой оказать финансовую помощь Православной Церкви в Чехословакии для строительства новых храмов и церковных зданий вместо захваченных униатами[44].

Заключение

Добрые отношения матери Русской Православной Церкви и дочери Православной Церкви в Чехословакии в 1960-х — начале 1970-х годов были необходимы обеим Церквам. Чехословацкая Церковь черпала в Московском Патриархате иерархические и пастырские силы, обновляла богословские кадры, искала в нем поддержку в вопросе признания на общеправославном уровне, в первую очередь Константинопольской Церковью, а также во времена испытаний, вызванных открытой агрессией со стороны униатов. Но и Русская Церковь нуждалась в солидарном голосе братской Церкви на всеправославных встречах и совещаниях, поддержке миротворческого движения, которому отдавала много усилий и времени. В повестке отношений двух Церквей в исследуемый период не было ни одного потенциально конфликтогенного вопроса, который был бы способен вбить между ними клин.

Общность веры, родство духовной культуры и традиций народов двух стран, тесные личные контакты на уровне священноначалия и духовенства, а также общее для СССР и ЧССР военно-политическое пространство создавали необходимые условия для братского общения Русской и Чехословацкой Православных Церквей. Руководство Отдела внешних церковных сношений очень бережно относилось к внутренним делам Православной Церкви в Чехословакии, не позволяя себе вмешиваться в решение местных церковных вопросов, и при этом оказывало всевозможную поддержку, когда получало соответствующие просьбы.

Наконец, председатель ОВЦС митрополит Никодим позволял себе периодический отдых за рубежом лишь на территории Чехословакии, в Карловых Варах, откликаясь на гостеприимство Чехословацкой Православной Церкви. Такое доверие свидетельствовало о том, что высокопоставленный иерарх Русской Церкви находится в кругу друзей.

 

Архивные материалы 

  1. Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю от 19.02.1960 г. С. 1–2.
  2. Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну № 224 от 23.03.1960 г.
  3. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.
  4. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.
  5. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо епископа Прешовского Дорофея председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 31.07.1961 г.
  6. Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну от 2.09.1961 г.
  7. Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1962 г.
  8. Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму № 2217/62-1/11 от 1.10.1962 г.
  9. Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Иоанна Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 221 от 27.07.1963 г.
  10. Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.] Телеграмма Патриарха Афинагора Митрополиту Иоанну Чехословацкому от 24.08.1963 г. (передана по телефону в ОВЦС протоиереем П. Соколовским).
  11. Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Никодиму № 251 от 10.09.1963 г.
  12. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 10/1965 от 4.01.1965 г.
  13. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 20.01.1965 г.
  14. Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1111/65 от 4.06.1965 г.
  15. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 95/1966-личн. от 20.06.1966 г.
  16. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 21.06.1966 г.
  17. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Дмитровского Филарета Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1310 от 23.07.1966 г.
  18. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 1289/66 от 15.08.1966 г.
  19. Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1547 от 10.09.1966 г.
  20. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 348 от 21.02.1968 г.
  21. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 48/1968-Свящ. Синод от 6.04.1968 г.
  22. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 67/1968-личное от 21.05.1968 г. С. 1–4.
  23. Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968. Ч. 1.] Отчет делегации Русской Православной Церкви об участии в заседаниях Всеправославного совещания в Женеве 8–16 июня 1968 г. от 18.06.1968 г. С. 1–22.
  24. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 83/1968-Свящ. Синод от 25.06.1968 г.
  25. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 1112/1968 от 29.06.1968 г.
  26. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1325/1968 от 30.07.1968 г. С. 1–4.
  27. Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI от 14.08.1968 г. С. 1–2.
  28. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 20.08.1968 г.
  29. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.
  30. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Дорофея Патриарху Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.
  31. Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею от 16.10.1968 г.
  32. Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Папы Павла VI Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 21.10.1968 г. С. 1–4.
  33. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Тульского и Белевского Ювеналия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1440 от 2.08.1969 г.
  34. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Рапорт настоятеля Свято-Успенского храма г. Львова протоиерея В. Политыло о пребывании во Львове епископа Прешовского Николая 11– 13 августа 1969 г. от 14.08.1969 г. С. 1–4.
  35. Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 27.12.1968 г.
  36. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 92/1970 от 16.01.1970 г.
  37. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1970 г.
  38. Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 24.06.1970 г. С. 1–12.
  39. Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 89/70-личн. от 23.10.1970 г.
  40. Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 23.03.1971 г. С. 1–18.
  41. Архив ОВЦС. Д. 54. [1971.] Телеграмма Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16.07.1971 г.

 

Источники

  1. Католичество // Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.]
  2. Константинопольский Патриархат // Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.]
  3. Межправославная комиссия. Женева, Швейцария, 8–15 июня 1968 г. (протоколы) // Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968.] Ч. 1.
  4. Переписка с главами Автокефальных Православных Церквей по вопросу дарования автокефалии Православной Церкви в Америке // Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.]
  5. Чехословацкая Православная Церковь // Архив ОВЦС. Д. 53. [1960]; Д. 54. [1961, 1962, 1963, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972.]

 

[1] Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну от 2.09.1961 г.

[2] В разные годы в Чехословакию направлялись священнослужители Русской Церкви, преимущественно из Закарпатья — Мукачевской и Ужгородской епархии (тринадцать — в 1957 г., восемь — в июне 1956 г.; последние были распределены в Прешовскую епархию).

[3] Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Иоанну № 224 от 23.03.1960 г.

[4] Архив ОВЦС. Д. 31. [1963.] Телеграмма Патриарха Афинагора Митрополиту Иоанну Чехословацкому от 24.08.1963 г. (передана по телефону в ОВЦС протоиереем П. Соколовским).

[5] Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Константинополя — Нового Рима и Вселенского Патриарха Афинагора местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 24.06.1970 г. С. 8. Фанар признал автокефалию Православной Церкви Чешских земель и Словакии лишь в 1998 г., издав соответствующий Томос, подписанный патриархом Константинопольским Варфоломеем (Архондонисом).

[6] Архив ОВЦС. Д. 60-А. [1970.] Письмо Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 23.03.1971 г. С. 16.

[7] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 89/70-личн. от 23.10.1970 г.

[8] В Ленинградской духовной академии епископ Дорофей учился заочно. Диплом об окончании академии, а также решение академического Совета о присвоении ученой степени кандидата богословия были вручены в феврале 1965 г. уже Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею в дни его пребывания в Ленинграде в ходе мирного визита в Русскую Церковь.

[9] Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Письмо епископа Прешовского Дорофея председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму от 31.07.1961 г.

[10] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 10/1965 от 4.01.1965 г.

[11] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 20.01.1965 г.

[12] Архив ОВЦС. Д. 53. [1960.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю от 19.02.1960 г. С. 1–2.

[13] Архив ОВЦС. Д. 54. [1971.] Телеграмма Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 16.07.1971 г.

[14] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму от 21.06.1966 г.

[15] Например, рождественское и пасхальное послания 1961 г., рождественское послание 1962 г. См.: Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1961.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1961 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Рождественское послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1962 г.

[16] Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Никодиму № 251 от 10.09.1963 г.

[17] Архив ОВЦС. Д. 54. [1965.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1111/65 от 4.06.1965 г.

[18] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 95/1966-личн. от 20.06.1966 г.

[19] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Дмитровского Филарета Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1310 от 23.07.1966 г.

[20] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму № 1289/66 от 15.08.1966 г.

[21] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 83/1968-Свящ. Синод от 25.06.1968 г.

[22] Архив ОВЦС. Д. 54. [1962.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Иоанна председателю ОВЦС архиепископу Ярославскому и Ростовскому Никодиму № 2217/62-1/11 от 1.10.1962 г.; Архив ОВЦС. Д. 54. [1963.] Письмо Митрополита Иоанна Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 221 от 27.07.1963 г.

[23] В Ленинградскую духовную академию были зачислены Михаил Дандар, Милан Герка, Ярослав Шуварский, Иоанн Глиганич и Ростислав Михалов. Ярослав Шуварский после защиты курсового сочинения был оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки диссертации на соискание степени кандидата богословия. Милан Герка в июне 1968 г. был удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Предсказания о Мессии-Христе в законоположительных книгах Ветхого Завета». Михаил Дандар, защитив в ЛДА кандидатскую диссертацию, в марте 1971 г. был отпущен в юрисдикцию Русской Церкви и назначен на служение в сане диакона в Среднеевропейский экзархат на территории ГДР.

[24] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 348 от 21.02.1968 г.

[25] Ныне архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон.

[26] Архив ОВЦС. Д. 54. [1966.] Письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1547 от 10.09.1966 г. Архиепископ Мелетий был канонизирован Священным Синодом Русской Церкви в феврале 1978 г. Митрополит Никодим редактировал тексты службы и акафиста святителю, составленные архиепископом Харьковским Никодимом (Руснаком).

[27] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 48/1968-Свящ. Синод от 6.04.1968 г.

[28] Так, в 1968 г. в клир Русской Православной Церкви вернулся ранее командированный в Чехословацкую Церковь и направленный на служение в Прешовскую епархию протоиерей Георгий Шутко.

[29] Настоятель кафедрального собора в Прешове протоиерей Леонтий Лизак, настоятель прихода в Требишове протоиерей Юлий Бокшай, настоятель прихода в Радване протоиерей Василий Дюлай и настоятель прихода в Раковце протоиерей Иоанн Пушкаш.

[30] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 1112/1968 от 29.06.1968 г.

[31] Большинство храмов и приходов Православной Церкви в Чехословакии были захвачены униатами (из 250 приходов к апрелю 1969 г. в ведении Чехословацкой Православной Церкви осталось только 80, а храмов — лишь 30–33).

[32] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Пасхальное послание Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 1970 г.

[33] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 2.

[34] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 1325/1968 от 30.07.1968 г. С. 3.

[35] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Рапорт настоятеля Свято-Успенского храма г. Львова протоиерея В. Политыло о пребывании во Львове епископа Прешовского Николая 11–13 августа 1969 г. от 14.08.1969 г. С. 2.

[36] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию № 67/1968-личное от 21.05.1968 г. С. 1–3; Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Дорофея Патриарху Алексию № 106/1968-личное от 6.09.1968 г. С. 1–3.

[37] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею от 16.10.1968 г.

[38] Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Папе Павлу VI от 14.08.1968 г. С. 1–2.

[39] Архив ОВЦС. Д. 27. [1968.] Письмо Папы Павла VI Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 21.10.1968 г. С. 1–4.

[40] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 27.12.1968 г.

[41] Архив ОВЦС. Д. 54. [1968.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму от 20.08.1968 г.

[42] Архив ОВЦС. Д. 42-Б. [1968. Ч. 1.] Отчет делегации Русской Православной Церкви об участии в заседаниях Всеправославного совещания в Женеве 8–16 июня 1968 г. от 18.06.1968 г. С. 21–22.

[43] Архив ОВЦС. Д. 54. [1970.] Письмо Митрополита Пражского и всея Чехословакии Дорофея председателю ОВЦС митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму № 92/1970 от 16.01.1970 г.

[44] Архив ОВЦС. Д. 54. [1969.] Письмо заместителя председателя ОВЦС епископа Тульского и Белевского Ювеналия Митрополиту Пражскому и всея Чехословакии Дорофею № 1440 от 2.08.1969 г.

 

Источник: Звонарёв С., прот. Автокефалия Православной Церкви в Чехословакии в свете отношений с Московским Патриархатом в 1960-х — начале 1970-х годов по данным архивных церковных источников // Богословский вестник. 2023. № 4 (51). С. 185–207. DOI: 10.31802/GB.2023.51.4.009

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку