86
  • Аналитические обзоры

Аналитический обзор статей по литургике в научно-богословских журналах за 2024 год

Опубликовано: 14 февраля 2025

Источник

Богослов.RU

image
Аннотация. В материале представлен обзор публикаций по литургике, вышедших в научно-богословских периодических изданиях за 2024 год. В рамках обзора проанализировано 37 статей.

История православного богослужения

Болдырев А. А., иер. Богословские образы гимнографии Лазаревой субботы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 2. С. 211–222.

В статье о. Андрей Болдырев предпринимает попытку проанализировать богословские аспекты гимнографии Лазаревой субботы, которая через различные смыслы подчеркивает как божественные, так и человеческие черты Иисуса Христа. Автор статьи предпринимает попытку ответить на вопросы о том, как богословские темы раскрываются в богослужебных гимнах и насколько эти тексты значимы для вероучения, анализирует символизм воскрешения Лазаря и сопутствующих ему событий. По словам о. Андрея, авторы гимнов обладали не только обширными знаниями Библии, но и глубоким пониманием ее богословского содержания; слушая эти гимны, верующие лучше усваивают смыслы Евангелия. Автор статьи выделяет несколько ключевых идей гимнов Лазаревой субботы, среди которых — представление о Христе как Богочеловеке, способном на проявление как человеческих эмоций, так и божественной силы, восприятие воскрешения Лазаря как символического обещания всеобщего воскресения, представление о Христе как силе воскресения и искупления, способной разрушить власть ада и обеспечить верующим в Него вечную жизнь.

Василик В., протодиак. Сергей Сергеевич Аверинцев как исследователь византийской гимнографии // Русско-Византийский вестник. 2024. № 2 (17). С. 66–75.

В статье протодиакона Владимира Василика освещается значение трудов С. С. Аверинцева в области византийской литературы и византийской гимнографии, показываются предложенные им неожиданные решения сложных проблем, связанных со смыслами византийской церковной поэзии. По словам автора статьи, в византийских церковно-исторических текстах С. С. Аверинцев видел эсхатологический оптимизм и библейский мистический историзм. Среди прочего о. Владимир отмечает глубину и мастерское качество переводов С. С. Аверинцевым песнопений прп. Романа Сладкопевца и текстов сирийской гимнографии.

Маркович К., протодиак. Реформа чина Евхаристии (ordo Missae) во Франкском государстве (VIII–IX в.). Богословские и церковно-политические аспекты // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (21). С. 52–83.

Статья о. Константина Марковича посвящена исследованию богословского и религиозно-политического аспектов реформы чина литургии во Франкском государстве в VIII–IX вв. Как отмечает о. Константин, церковные преобразования были частью масштабных государственных реформ, целью которых провозглашалось восстановление Римской империи в качестве новой теократической христианской империи, объединяющей жителей Франкского королевства в единый народ Божий. В этом контексте одним из важнейших направлений церковной реформы стала унификация богослужения по римскому образцу, одной из целей которой было обеспечение единства и сплоченности народа вокруг Церкви, под властью короля (императора) как покровителя и защитника христианской веры. При этом следование римской литургической традиции не означало слепого копирования, богослужебные книги редактировались и дополнялись галликанскими чинами церковных служб и формулярами. В результате возникла римско-франкская литургическая традиция, впоследствии распространившаяся по всей Европе, в том числе и в самом Риме.

Серебряков Н. С., диак. «Исаии ныне пророка глас…»: о необычной атрибуции ветхозаветного пророчества в древней церковной гимнографии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2024. Вып. 114. С. 9–26.

В статье диакона Николая Серебрякова на примере двух песнопений службы Рождества св. Иоанна Предтечи рассматривается необычный случай «неправильной» атрибуции слов пророка Малахии пророку Исаии. По мнению автора, эта атрибуция связана с использованием гимнографами (которыми считаются прп. Иоанн Дамаскин и прп. Кассия) не непосредственно ветхозаветного текста, а его чтения в передаче Мк. 1:2, поскольку в александрийском типе рукописей Нового Завета автором цитируемого пророчества указывается именно Исаия. Автор статьи рассуждает о причинах такой атрибуции, анализирует особенности использования и истолкования текста Писания в византийской гимнографии. Кроме того, автор отмечает, что стихира прп. Кассии является доказательством того, что церковная гимнография по многим приемам является продолжением библейского песнотворчества.

Тюрина О. В. Фторы и звукорядные модуляции в средневизантийском распеве (на материале классической редакции Стихираря XIII-XIV вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 54. С. 9–46.

Статья О. В. Тюриной посвящена фторам и звукорядным модуляциям в средневизантийском распеве. Автор статьи анализирует две стихиры из Стихираря редакции XIII–XIV вв.: «Трикратным вопрошением» апостолу Петру (4-го гласа) и «Приидите ублажим вси Иосифа» Великой Субботы (2-го плагального гласа). О. В. Тюрина приходит к выводу, что распевы этих стихир содержат звукорядные модуляции, обозначенные редакторами поствизантийского периода с помощью знаков фтор. По словам автора, перемены звукоряда влияют на композиционную структуру песнопений и могут служить выразительным средством для передачи смысла текста.

История богослужения славянской традиции

Архипов М. А. Чин на начала Индикта Святительского Потребника 1624 года. К 400-летию издания // Актуальные вопросы церковной науки. 2024. № 1. С. 184–187.

Статья М. А. Архипова посвящена изучению чина на начало индикта Святительского Потребника 1624 года. Автор кратко излагает историю издания этой богослужебной книги и содержание чина, а также ставит вопросы для дальнейших исследований: о причинах отказа от использования редакции этого чинопоследования, происходящей из Юго-Западной Руси, о рукописи, ставшей основой для издания, о возможности самостоятельного совершения этого чинопоследования священниками без архиерея.

Архипов М. А. Чин погребения иноков в московской дониконовской старопечатной традиции // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 124–129.

В статье М. А. Архипова рассматривается чинопоследование погребения иноков в дониконовской старопечатной традиции. Целью своего исследования автор называет рассмотрение изменений в чине погребения иноков, которые были сделаны в период с 1623 по 1651 г., и постановку вопросов для дальнейшего изучения этой проблематики. В качестве источников М. А. Архипов использует десять Потребников, изданных в указанный период Печатным двором.

Архипов М. И. (иеромонах Лавр). К вопросу о редактировании богослужебных текстов (на примере перевода с греческого языка) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 3. С. 145–156.

В статье иером. Лавра (Архипова) на примере переводов с греческого языка рассматриваются лексические, синтаксические и иные проблемы, мешающие адекватному восприятию смысла богослужебных текстов. Автор статьи высказывает предположение, что изменение порядка слов и незначительная модификация синтаксической структуры предложений может существенно облегчить восприятие этих текстов. Согласно выводам иером. Лавра, оптимальными способами улучшения понимания богослужебных текстов на церковнославянском языке являются их редактирование и литературные переводы с соблюдением жанровой специфики. Кроме того, автор отмечает, что церковнославянский язык является не только лингвистическим кодом для передачи богословского содержания, но и живой духовной нитью, связывающей современных православных верующих с многовековой традицией и преемственностью православия на Руси, разрыв которой означал бы утрату исторической памяти и культурной идентичности.

Волкова А. Г. Образ древнерусского монастыря в гимнографии (на материале службы преподобному Тихону Калужскому) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 71–78.

В статье А. Г. Волковой на материале службы прп. Тихону Калужскому, подвижнику XV века, рассматривается словесный образ древнерусского монастыря в гимнографических текстах. По словам автора статьи, в гимнографии представлен концепт древнерусской обители, в котором монастырь того времени воспринимается как место особого Божественного присутствия, появлением которого верующие обязаны какому-либо святому. В конечном итоге, как пишет А. Г. Волкова, язык гимнографических текстов формирует образ древнерусского монастыря как святой обители, являющейся подобием рая на земле.

Григорьева В. Ю. Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря как источник по истории русского церковного пения XVII в. (нотация, редакции текста, певческие стили) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 51–76.

Статья В. Ю. Григорьевой посвящена изучению комплекса певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря, большая часть из которых относится к XVII в. Как отмечает автор статьи, этот комплекс рукописей является ценным источником по истории русского церковного пения переходного периода, поскольку в нем представлены все виды музыкальной нотации, известные в древнерусской рукописной традиции, в том числе двознаменники и рукописи с наонной нотацией. По словам автора, разнообразие редакций словесного текста дает возможность изучения методов работы никоновских справщиков Печатного двора и их монастырских последователей.

Григорьева В. Ю. Элементы и структура мелодических формул древнерусских мелизматических песнопений (на примере «опекаловских» «надгробных» песнопений) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 55. С. 27–43.

В статье В. Ю. Григорьевой рассматриваются элементы и структура мелодических формул древнерусских мелизматических песнопений. Для описания элементов автором статьи предлагаются новые для русской музыкальной медиевистики термины. По словам В. Ю. Григорьевой, применение предлагаемых терминов расширяет возможности систематического описания древнерусского мелоса как особого языка, и в перспективе может способствовать решению практической задачи составления свода мелодических формул древнерусских песнопений различных стилей.

Дашевская З. М. Авторский курс литургики экстраординарного профессора СПбДА И. А. Карабинова: особенности изложения материала и подходы к преподаванию дисциплины // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 222–242.

Статья З. М. Дашевской посвящена исследованию курса литургики, который профессор И. А. Карабинов преподавал в СПбДА более десяти лет. Автор статьи рассматривает структуру и содержание курса, научный аппарат, а также основные гипотезы и выводы, сделанные И. А. Карабиновым в рамках преподавания. По словам З. М. Дашевской, авторский курс И. А. Карабинова развивает подход к преподаванию литургики как исторической дисциплины, заложенный А. Л. Катанским и Н. В. Покровским, и вместе с тем является самостоятельным исследовательским вкладом в развитие историко-литургической науки в России.

Клавдиан (Меньшиков), иером. Богослужебное поминовение византийского императора в контексте истории установления автокефалии Русской Церкви // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 15–26.

В статье иером. Клавдиана (Меньшикова) на базе рукописных служебников и других письменных памятников анализируется процесс постепенного перехода от практики литургического поминовения византийского императора, что воспринималось как вхождение в его юрисдикцию, к практике церковной молитвы о собственных князьях. Как отмечает автор статьи, переход к регулярному богослужебному поминовению местных князей на Руси произошел задолго до падения Византийской империи и даже ранее разрыва официальных церковных отношений с Константинополем из-за заключения Флорентийской унии: по данным изученных памятников, богослужебное поминовение русских князей началось с рубежа XII–XIII вв. По словам иером. Клавдиана, это позволяет по-новому взглянуть на процесс нарастания кризиса русско-византийских отношений.

Кизюн Ф. П. Литургический контекст молитвы на благословение ваий в православном славянском Требнике // Актуальные вопросы церковной науки. 2024. № 1. С. 180–183.

Статья Ф. П. Кизюна посвящена изучению литургического контекста молитвы на благословение ваий в славянском Требнике. Как отмечает автор статьи, молитвословие на благословение ваий употреблялось на Руси уже в монгольский период, о чем свидетельствуют богослужебные книги этого времени. Впоследствии молитва на благословение ваий в рукописных Требниках, как правило, помещалась в связке с другими молитвословиями периода Великого поста и Пасхи; схожая ситуация наблюдается и в современных полных изданиях Требника. По словам Ф. П. Кизюна, литургический контекст этого молитвословия в кириллических богослужебных сборниках дает представление как о его востребованности, так и о формировании смыслового блока молитв триодного периода, и свидетельствует о регулярности употребления этого церковно-поэтического текста в богослужении Русской Церкви.

Кретов А., свящ., Мухин Д. А. Уставные особенности литургии Преждеосвященных Даров древнерусского извода (по служебникам XII–XIV вв.). // Актуальные вопросы церковной науки. 2024. № 1. С. 171–174.

Статья о. Андрея Кретова и Д. А. Мухина посвящена уставным особенностям литургии Преждеосвященных Даров древнерусского извода (XII–XIV вв). По словам авторов, изучение славянской литургической традиции имеет особое значение для исследования истории развития чина литургии Преждеосвященных Даров, поскольку славянские Служебники X–XV вв. сохраняют архаичные черты, отражающие ранний период развития византийского чина, не сохранившегося в греческих евхологиях. Авторами статьи были изучены 12 славянских рукописных Служебников, хранящихся в РНБ, РГБ и ГИМ. Авторы отмечают, что тексты этих Служебников отражают общеупотребительные варианты старославянских переводов, известных в домонгольской Руси, что открывает возможность дальнейших исследований славянской литургической традиции.

Крюков П. Д. Фиты в дореформенных и пореформенных списках нотированного Октоиха XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 77–91.

Статья П. Д. Крюкова посвящена одному из элементов знаменного распева — фитному пению. Автор статьи рассматривает начертания и распевы фит в нотированном Октоихе, проявление в Октоихе общих закономерностей фитного пения. Особенное внимание П. Д. Крюков уделяет вопросу о степени сохранности фит в связи с процессом исправления богослужебных книг в середине XVII в., который затронул и нотированные рукописи, в связи с чем списки Октоиха дореформенной, переходной и пореформенной редакций сравниваются диахронически. Согласно выводу автора, большинство фитных формул при исправлении нотированного Октоиха были сохранены, причем в большинстве случаев их местоположение в поэтическом тексте не изменилось, что свидетельствует о сохранности традиции, которая вместе с тем не исключала и творческого подхода мастеров в отдельных случаях.

Мельничук А. А., прот. Дискуссии в отношении возможности реформирования православного богослужения (по «Отзывам епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе») // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 2. С. 223–246.

В статье прот. Андрея Мельничука на основании изучения «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» дается комплексное описание церковно-общественных дискуссий о возможности реформирования православного богослужения в начале ХХ в. Как отмечает о. Андрей, «Отзывы…», опубликованные Св. Синодом в 1906 г. в четырех томах, в настоящее время имеют серьезное церковно-историческое и богословское значение, изложенная в них аргументация во многом не устарела и сохраняет свою актуальность. По словам автора, в своих отзывах архиереи описывали наболевшие проблемы в области богослужения в своих епархиях, видя в непонимании народом важнейших элементов богослужения одну из причин, по которым люди не получали утешения и не могли удовлетворить свой духовный голод в условиях общественно-политических беспорядков в стране. Архиереи искали пути приближения православного богослужения к народу и через это — подъема религиозного настроения народа в целом, привлекали к работе комиссии из епархиального духовенства и миссионеров для полноценного рассмотрения вопросов о богослужебной реформе. Большинство архиереев изъявило желание рассмотреть вопрос о реформе богослужения на Поместном Соборе, решения которого распространялись бы на всю каноническую территорию Русской Церкви.

Михайловская Н. Л. Крещальные элементы в чинопоследованиях погребения Сербской Православной Церкви XII–XVII вв. // Актуальные вопросы церковной науки. 2024. № 1. С. 175–179.

Статья Н. Л. Михайловской посвящена чинопоследованиям погребения Сербской Церкви XII–XVII вв. Ссылаясь на тексты святых отцов и исследования различных авторов, Н. Л. Михайловская отмечает исторически существовавшую связь чина погребения с чином таинства крещения. По словам автора статьи, сербские богослужебные последования представляют особый интерес для изучения, поскольку Сербская Церковь, находясь на периферии Византийской империи, вместе с тем была тесно связана с Русской Церковью. В своем исследовании Н. Л. Михайловская выделяет ряд элементов погребальных чинопоследований, соотносящихся с последованием таинства крещения. Согласно выводам автора статьи, раннее богословие погребения рассматривало его как продолжение и итог крещения, и крещальные элементы сохранялись в сербских чинопоследованиях погребения вплоть до XVII в.; впоследствии богословие погребения изменилось, и акцент сместился с победы Христа над смертью к страху перед неизбежностью смерти. По словам автора, восстановление смысла погребения имеет важное значение для литургического возрождения в православных Церквах.

Мурзюков Д. В., прот. Постановление Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. по устройству особого моления в храмах в праздник Воздвижения Креста Господня: анализ документа и литургические особенности // Богослов. 2024. № 1 (1). С. 149–170.

Статья прот. Димитрия Мурзюкова посвящена описанию и анализу рукописной копии постановления Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. о совершении в день празднования Воздвижения Креста Господня на петроградских приходах особого моления, включающего чин воздвижения Креста, крестный ход и таинство Елеосвящения, последование которого имеет ряд особенностей. По словам автора статьи, этот архивный документ представляет научный интерес в качестве иллюстрации церковной жизни и богослужебной практики Петроградской епархии начала ХХ в. В приложении к статье публикуется текст анализируемой рукописи, а также фотографии архивных материалов, связанных с этим документом.

Перминов И., свящ. Текстология списков памятника славяно-русской гимнографии XV в. «Кондаки и икосы свт. Иоанну Златоусту» // Богословский вестник. 2024. № 1 (52). С. 312–322.

В статье о. Иоанн Перминов предпринимает попытку рассмотреть соотношение между списками литературного памятника «Кондаки и икосы свт. Иоанну Златоусту». Автор статьи приходит к выводу о достаточно выраженной стабильности текста, отмечая, что лишь один список имеет признаки редакторской правки, а среди остальных списков можно выделить два извода памятника. По словам автора, данные, полученные при сравнительном изучении разночтений в списках икосов, могут помочь в восстановлении общего архетипа для всех известных списков этого памятника.

Рева К., иер. Регламентация регулярного общественного богослужения священноначалием Русской Православной Церкви в 1968–1989 годах // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Вып. 1 (18). С. 30–56.

Статья о. Константина Ревы посвящена деятельности священноначалия по регламентации регулярного общественного богослужения Русской Церкви в период 1968–1989 гг. По словам о. Константина, регламентация богослужения в указанный период осуществлялась как непосредственно через нормотворчество соборных органов церковной власти (связанное с возможностью совершения литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы, а также с признанием спасительными древних обрядов), так и опосредованно, через выпуск Издательским отделом Московской Патриархии различных богослужебных, календарно-богослужебных и справочных изданий. Автор статьи описывает деятельность Издательского отдела и подчеркивает ключевое значение, которое имело издание «Зеленых Миней», описывает процесс подготовки этого издания.

Синдеева Н. Э. Богослужебные колокольные звоны Московской Руси XVII века (на основе архивных источников) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 55. С. 86–94.

В статье Н. Э. Синдеевой рассматривается вопрос об истории формирования богослужебных колокольных звонов XVII в. По словам автора статьи, актуальность исследования обусловлена в том числе запросом от Синодальной комиссии по монастырям и монашеству на создание и издание пособия по уставу колокольного звона. Источником для исследования послужили архивные материалы, хранящиеся в отделе рукописей РГБ и отражающие практику богослужебного звона этого времени. Как отмечает Н. Э. Синдеева, приведенные в статье данные из области кампанологии XVII в. требуют дополнительного анализа и дальнейших исследований, но при этом уже открывают ретроспективу эволюции русских богослужебных звонов и позволяют сделать выводы об исполнительской звонарской технике того времени.

Старунов И. В. Гимнография Иоанна Грозного: Стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Герменевтический анализ церковнославянского текста // Сретенское слово. 2024. № 3 (11). С. 164–180.

В статье И. В. Старунова представлен анализ текста стихир, составленных царем Иваном Грозным и посвященных Сретению Владимирской иконы Божией Матери. Как отмечает автор, герменевтический анализ текста стихир способствует глубокому пониманию богословского, исторического и филологического контекстов. Источниками для исследования стали опубликованные тексты гимнографии Ивана Грозного, а также рукописи XVII в. из главного собрания рукописей библиотеки Троице-Сергиевой Лавры. По словам И. В. Старунова, герменевтический анализ стихир раскрывает многогранное содержание этого произведения, показывает, что их текст отражает глубокую веру Ивана Грозного, исторический контекст его правления, отношение царя к Церкви и ее служителям, стремление к укреплению православия на Руси, значение Владимирской иконы Божией Матери для страны, а также богатство церковнославянского языка.

Тарасов И., диак. Синодальная богослужебная комиссия: история создания и деятельность под председательством митрополита Никодима (Руснака) // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Вып. 2 (19). С. 104–112.

В статье диакона Иоанна Тарасова рассматривается история учреждения Синодальной богослужебной комиссии в 1989 г., ее предыстория и деятельность в период председательства митрополита Никодима (Руснака). Автор статьи рассматривает состав Комиссии, тексты, подготовленные трудами ее членов, а также последования, подготовленные к 1000-летию Крещения Руси и к 400-летию установления патриаршества в России, а также отмечает установившееся тесное сотрудничество Богослужебной комиссии и Комиссии по канонизации святых, которое способствовало успешной работе гимнографов.

Трубицина Ю. Ю. Особенности нотирования славников «Смысл очистивше» и «Яко венцем пресветлым» в Студийскую эпоху // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 36–50.

Статья Ю. Ю. Трубициной посвящена изучению нотированных списков песнопений «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в период распространения Студийского устава. Источниками для исследования Ю. Ю. Трубициной стали Минейные Стихирари Студийской эпохи из РНБ, РГБ, РГАДА и Библиотеки Академии наук. Автор статьи рассматривает особенности нотации, используя в качестве метода сопоставление мелодико-графических формул. Согласно выводам автора, распев обоих стихир, сложившийся в XII в., в XV в. претерпевает изменения, что представляется связанным с влиянием исторической эпохи — событиями освобождения Руси от татаро-монгольского ига, развития самостоятельности Русской Церкви, переходом на Иерусалимский устав, интенсивным развитием системы знаменной нотации и проч.

Православное богослужение в наше время

Амвросий (Ермаков), митр. Синодальная богослужебная комиссия: предыстория, история и перспективы // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Вып. 2 (19). С. 97–103.

В сообщении митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, кратко излагается история синодальных учреждений, деятельность которых предшествовала созданию комиссии в 1989 г., и описывается деятельность комиссии на современном этапе.

Афанасия (Ерохина), мон. Особенности подготовки гимнографического текста: трудности герменевтического и лингвистического порядка // Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2024. № 1 (10) С. 108–115.

Статья монахини Афанасии (Ерохиной) посвящена раскрытию особенностей подготовки гимнографического текста — службы новомученику Юрию Петроградскому (Новицкому) для канонизации текста в Синодальной богослужебной комиссии. Автор статьи анализирует текст службы новомученику Юрию с помощью герменевтического подхода. В заключение монахиня Афанасия отмечает, что гимнографические тексты являются живым языком православного богослужения, делают догматические истины более доступными для понимания и преподают евангельскую премудрость в притчевой форме.

Ковтун А. В. Филологические и теологические причины непонимания богослужебных текстов на церковнославянском языке // Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия. 2024. № 1 (10) С. 154–170.

В статье А. В. Ковтуна рассматриваются актуальные причины непонимания богослужебных текстов на церковнославянском языке и предпринимается попытка построить типологию этих причин, выделив среди них причины, связанные с нарушением норм чтения и пения, незнанием языка, некомпетентностью в православном богословии, психологической и духовной незрелостью людей, занимающихся изучением церковнославянского языка. По словам автора, понимание подлинного глубинного смысла богослужебных текстов возможно только через воцерковление и ведение правильной духовной жизни.

Макарий (Веретенников), архим. О Синодальной богослужебной комиссии // Богословский вестник. 2024. № 2 (53). С. 117–151.

В статье архим. Макария (Веретенникова) представлено описание работы Синодальной богослужебной комиссии, созданной в 1980 г. для подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Автор статьи, являющийся членом комиссии с 1989 г., описывает исторические этапы становления Комиссии, особенности литургического творчества, первые плоды в виде богослужебных текстов, введенных в употребление в Русской Церкви. Согласно выводу автора, прославление русских и вселенских святых благодаря синодальным решениям и гимнографическим творениям комиссии прочно вошло в богослужебное наследие Русской Церкви, одновременно стимулируя научно-исследовательскую работу в области богословия и литургики.

Тарасов И. А., диак. Вопрос о месте проповеди в Божественной литургии в контексте взглядов архиереев и предстоятелей Русской Православной Церкви // Праксис. 2024. № 1 (14). С. 107–116.

В статье диакона Иоанна Тарасова рассматривается вопрос о месте проповеди на Литургии в контексте взглядов архиереев и предстоятелей Русской Церкви. На основании анализа письменного наследия и практики архиерейского служения избранных архиереев синодального периода и новейшего времени (свт. Тихона Задонского, митр. Платона (Левшина), свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Херсонского, еп. Амвросия (Ключарева), свщмч. Кирилла (Смирнова), свщмч. Петра (Зверева), митр. Антония Сурожского, Святейшего Патриарха Алексия II, Святейшего Патриарха Кирилла) о. Иоанн приходит к выводу, что место проповеди в богослужебном последовании понималось как вариативное, в зависимости от сложившейся литургической традиции или содержания проповеди; в то же время для указанных архипастырей значительно больший интерес представляло содержание проповеди и методика ее подготовки.

Цырельчук К. А. Post-Sanctus анафоры святителя Василия Великого (герменевтика избранного места русского текста) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 1. С. 225–235.

В статье К. А. Цырельчука предпринимается попытка герменевтического анализа избранного места русского текста Post-Sanctus анафоры свт. Василия Великого. Автор акцентирует внимание на методологии теории перевода и ее приложении к литургическим текстам с целью выявления типов переводческих трансформаций. В статье рассматриваются переводы свящ. Петра Полякова, иером. Феофана (Адаменко), иером. Амвросия (Тимрота), митр. Ионафана (Елецких), А. Волохонского, В. Шолоха, игум. Силуана (Туманова), коллектива Свято-Филаретовского института. По словам К. А. Цырельчука, герменевтический анализ избранного места анафоры свт. Василия на русском языке отражает глубину и широту богословского, исторического и культурного контекста этого литургического текста, показывает разнообразие подходов к переводу литургических текстов и сложности, с которыми сталкиваются переводчики при попытке передать многообразие оригинального текста.

Богослужение в инославных конфессиях

Боровская Н. Ф. О литургическом содержании алтарных картин Караваджо // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 55. С. 62–85.

Статья Н. Ф. Боровской посвящена анализу литургического смысла алтарных композиций Караваджо. Автор статьи выделяет три сюжетные группы его произведений этого жанра: агиографическая картина, картина на евангельскую тему, Богородичная картина. В результате анализа композиций алтарных картин Караваджо Н. Ф. Боровская приходит к выводу о том, что композиционная структура живописного образа не только соотносит, но и встраивает изображение в евхаристическое действо. Согласно выводам автора, Караваджо глубоко понимал литургические функции алтарной картины и мог реализовывать их с разных позиций — как на уровнях сюжета и композиции, так и на уровне скрытого смысла.

Сухарев А. В., свящ. Бенедиктинское монашество и литургическое движение Католической Церкви ХХ века // Богослов. 2024. № 3 (3). С. 138–149.

В статье о. Александра Сухарева исследуется взаимосвязь между бенедиктинской монашеской традицией и литургическим движением Католической церкви в ХХ в. Как отмечает автор статьи, монашеская традиция, связанная с именем св. Бенедикта Нурсийского, до сих пор составляет дисциплинарную и литургическую основу жизни католических монастырей. Образ жизни монахов-бенедиктинцев помог открыть богатства западной литургической традиции, во многом определил характер и развитие первого этапа литургического движения в ХХ в. Принципы бенедиктинского монашества легли в основу принципа «активного участия в литургии», повлиявшего на Конституцию о священной литургии II Ватиканского собора. Вместе с тем, итоги литургического движения — богослужебная реформа и обновленный чин мессы 1970 г. — остаются дискуссионным вопросом. Однако, согласно выводу автора статьи, любой древний монашеский устав, западный или восточный, содержит в себе закваску, способную непрестанно обновлять церковную жизнь, преображать не только отдельную человеческую душу, но и весь окружающий мир.

Сухарев А. В., свящ. Католическая месса в контексте различного понимания традиции // Богослов. 2024. № 1 (1). С. 59–79.

Статья о. Александра Сухарева посвящена изучению причин и последствий богослужебной реформы Католической церкви в ХХ в., преемственности литургической традиции, а также описанию различных подходов к пониманию природы и способов развития литургического предания. Опираясь на обзор истории формирования Тридентской мессы и мессы Novus Ordo, о. Александр рассуждает о непреложных основаниях развития церковной традиции, которые помогали бы избегать ошибок при необходимости пересмотра существующего «правила молитвы».

Сухарев А., свящ. Missa Tridentina и Novus Ordo: западная литургическая традиция в истории // Богословский вестник. 2024. № 1 (52). С. 166–185.

В статье о. Александра Сухарева на основании сравнения исторических, обрядовых и богословских особенностей Тридентской мессы и мессы Novus Ordo рассматривается вопрос о различном понимании литургического предания в Католической церкви. Как отмечает автор статьи, благодаря неофициальным церковным движениям, II Ватиканскому собору и последовавшей богослужебной реформе западное литургическое богословие вместо статической модели предания стало опираться на его динамическую интерпретацию, в которой решающую роль играет пастырская забота о сознательном и активном участии людей в богослужении. Согласно выводам о. Александра, переход от Тридентской мессы к мессе Novus Ordo был вызван желанием восстановить высокую простоту классической римской литургии, привлечь мирян к активному и сознательному участию в богослужении, а также динамическим пониманием предания, которое не только хранит чистоту веры, но и транслируется в ходе исторического развития.

Сухарев А. В., свящ. Summorum Pontificum и Traditionis Custodes: Две литургические стратегии // Богослов. 2024. № 2 (2). С. 163–191.

В статье о. Александр Сухарев рассматривает два направления, существующие в современном литургическом дискурсе Католической церкви: направленное на расширение возможностей для совершения Тридентской мессы (выраженное в апостольском послании Бенедикта XVI Summorum Pontificum) и направленное на сокращение этих возможностей (выражением этого направления является апостольское послание папы Франциска Traditionis Custodes). Согласно заключению автора статьи, эти две стратегии представляют собой два направления постсоборного богословия, теоцентрическое и антропоцентрическое, которые восходят к основателям журнала Communio и к основателям журнала Concilium и теологии освобождения соответственно. Как отмечает о. Александр, удачный и неудачный опыт реализации литургических преобразований в Католической церкви может оказаться полезным в корректировке пути литургического развития Православной Церкви в ХХI веке.

Ткачев П. В. Основные богословские идеи в трудах Грегори Дикса // Актуальные вопросы церковной науки. 2024. № 1. С. 188–191.

Статья П. В. Ткачева посвящена богословским идеям британского ученого-литургиста Грегори Дикса. По словам автора статьи, характерными особенностями богословских воззрений Дикса были стремление к воссоединению Церкви Англии с Католической церковью, а также представление о нежелательности общения англикан с протестантскими сообществами, утратившими апостольское преемство. Предложенный Диксом структуралистский подход к изучению богослужения стал его вкладом в развитие методологии литургики. Современные историки богослужения, по словам П. В. Ткачева, отмечают частичную ошибочность работ Дикса и потерю ими актуальности, в то же время признавая значимость его вклада в развитие литургики.

* * *

Как можно видеть, прошедший 2024 год оказался достаточно плодотворным в области литургических исследований. Было опубликовано большое количество статей о православном богослужении славянской и русской традиции, об исследованиях гимнографических текстов и песнопений. Несколько публикаций было посвящено вопросу о регулировании священноначалием общественного богослужения, в том числе через деятельность Синодальной богослужебной комиссии (на эту тему писали митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков), архим. Макарий (Веретенников), иер. Константин Рева, диакон Иоанн Тарасов).

Ряд авторов (прот. Андрей Мельничук, иером. Лавр (Архипов), А. В. Ковтун, К. А. Цырельчук) затронули тему трудности понимания церковнославянского текста современными верующими, были предложены различные варианты решения этой проблемы.

Кроме того, было выявлено и проанализировано шесть статей об инославном богослужении, темами которых стали развитие традиции католической мессы, влияние бенедиктинского монашества на литургическое движение, богословские идеи английского литургиста Грегори Дикса и литургическое содержание алтарных картин Караваджо.

Подготовил Александр Карасёв

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Богослов.RU