84
  • Аналитические обзоры

Аналитический обзор научно-богословских статей по теме архиерейского служения в Русской Церкви в новейший период (после 1917 года) за 2024 год

Опубликовано: 15 мая 2025

Источник

Богослов.RU

image
Аннотация. В материале представлен обзор публикаций по истории архиерейского служения в Русской Церкви после 1917 г., вышедших в научно-богословских периодических изданиях в 2024 г. В рамках обзора проанализировано 29 статей.

Редакцией портала «Богослов.RU» подготовлен обзор научно-богословских публикаций по теме архиерейского служения в новейший период истории (после 1917 г.)., вышедших в журналах и сборниках на русском языке в 2024 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.

Биографические исследования

Агафангел (Гагуа), игум. Нижегородская (1925–1927) и пермская (1927–1929) ссылки в жизни архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) // Христианское чтение. 2024. № 2. С. 330–338.

В статье игумен Агафангел (Гагуа) рассматривает жизнь в Нижнем Новгороде и Перми ссыльного архимандрита Александра (Толстопятова), будущего архиепископа Молотовского и Соликамского. Как пишет игум. Агафангел, в Нижнем Новгороде иером. Александр (Толстопятов) познакомился с митрополитом Сергием (Страгородским), который возвел его в достоинство архимандрита. В Перми, куда он был переведен из Нижнего Новгорода, архим. Александр писал диссертацию о научном обосновании библейского повествования о творении мира. По мнению автора статьи, именно в период пермской ссылки архиеп. Александр окончательно сформировался как православный богослов-апологет. Находясь в ссылке, будущий архиепископ поддерживал связь с митр. Сергием (Страгородским), хотя его отношение к Декларации 1927 г. было настороженным. В 1936 г. архим. Александр был рукоположен во епископа и назначен на Алма-Атинскую кафедру, а впоследствии — на Молотовскую, то есть в город, в котором он ранее находился в ссылке.

Антоний (Доронин), архиеп. Архиепископ Венедикт (Бобковский) (1876–1951): жизнь и служение церковному единству // Церковь и время. 2024. № 1 (105). С. 89–116.

Статья архиепископа Гродненского и Волковысского Антония (Доронина) посвящена жизни и церковному служению архиеп. Венедикта (Бобковского). Как пишет вл. Антоний, архиерейская хиротония вл. Венедикта (Бобковского), назначенного епископом Брестским, викарием Гродненской епархии, состоялась в марте 1941 г. Автор статьи описывает сотрудничество архиеп. Венедикта с архиеп. Пантелеимоном (Рожновским), действия двух архиереев по сохранению канонического единства с Московским Патриархатом в условиях нацистской оккупации Белоруссии и противодействию разделяющей политике оккупационных властей, переход архиеп. Венедикта в юрисдикцию РПЦЗ и деятельность на посту управляющего Германской епархией Зарубежной Церкви, его борьбу с белорусскими и украинскими раскольниками-автокефалистами. По словам вл. Антония, архиеп. Венедикт вошел в историю как принципиальный сторонник сохранения церковного единства восточнославянских народов и убежденный противник белорусского автокефалистского движения.

Астахов И. Э. Политическая позиция архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова) в 1917–1919 гг. // Христианское чтение. 2024. № 4. С. 288–296.

Статья И. Э. Астахова посвящена изучению политической позиции архиеп. Мефодия (Герасимова) в 1917–1919 гг. По словам автора статьи, деятельность архиеп. Мефодия особенно важна, поскольку его епархия оказалась в эпицентре боевых действий Гражданской войны. И. Э. Астахов, опираясь на выступления, указы и статьи архиеп. Мефодия, опубликованные на страницах «Оренбургского церковно-общественного вестника», предпринимает попытку реконструировать его политическую позицию и приходит к выводу, что архиеп. Мефодий был одним из главных лидеров антибольшевистского движения Южного Урала.

Базанов В. А., протодиак. Германский период священнического служения митрополита Виталия (Устинова) (по материалам архива Германской епархии Русской Зарубежной Церкви) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 119. С. 136–146.

В статье протодиакона Варфоломея Базанова на материалах архивов Германской епархии РПЦЗ исследуется деятельность иеромонаха Виталия (Устинова), будущего митрополита и четвертого первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, на территории Германии. По словам о. Варфоломея, послевоенная Германская епархия стала тем местом, где произошло становление митр. Виталия как священнослужителя. Как пишет автор статьи, в Германии иером. Виталий занимался, кроме пастырского окормления верующих из разных групп и волн эмиграции, спасением русских эмигрантов от насильственной репатриации и организацией различных курсов. Вместе с тем, по словам о. Варфоломея, опыт столкновения с советскими структурами при спасении эмигрантов от репатриации привел к настороженному отношению митр. Виталия не только к советскому государству, но и к Московской Патриархии.

Вишняков А. П. (игумен Иоасаф). Деятельность архиепископа Михаила (Мудьюгина) на фоне трансформации церковно-государственных отношений в конце 1980-х — начале 1990-х гг. // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 3. С. 52–61.

В статье игумена Иоасафа (Вишнякова) освещаются события заключительного периода пребывания архиепископа Михаила (Мудьюгина) на Вологодской кафедре в контексте перемен рубежа 1980–1990-х гг. Исследование игум. Иоасафа основано на документах из архива Вологодского епархиального управления. По словам автора статьи, архиепископ Михаил, несмотря на пожилой возраст, в этот сложный период проявил высокие личностные качества и административные таланты, в том числе поддерживал инициативы в миссионерской, катехизической и просветительской деятельности Церкви с учетом открывшихся новых возможностей.

Гомелева Е. В. Противостояние антицерковной политике: деятельность епископа Николая (Кутепова) на Ростовской и Новочеркасской кафедре (1969–1970) // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 231–242.

В статье Е. В. Гомелевой рассматривается деятельность еп. Николая (Кутепова) на Ростовской и Новочеркасской кафедре (1969–1970) во время активизации антицерковной политики. Автор статьи проводит анализ антирелигиозной политики советской власти в этот период, а также дает характеристику личности еп. Николая, оценивает статистические данные о результатах его деятельности на Ростовской и Новочеркасской кафедре, рассматривает взаимоотношения еп. Николая с церковным советом, местным уполномоченным В. Т. Политико и верующими, противодействие вл. Николая попыткам церковного совета вмешиваться в его права как управляющего епархией, исследует приходские реформы вл. Николая и приходит к выводу об их положительном эффекте в сопротивлении антицерковной политике.

Гуляев В., свящ. О присвоении ученой степени доктора богословия (honoris causa) митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову) // Богословский вестник. 2024. № 1 (52). С. 279–288.

В статье о. Виталий Гуляев предпринимает попытку выяснить обстоятельства, при которых в 1951 г. была присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову). Как установлено автором статьи, митрополит Варфоломей в 1890 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а в дальнейшем, к 1914 г., подготовил диссертацию на соискание степени магистра богословия, однако ее рассмотрение было отложено и в дальнейшем не состоялось. Впоследствии, в 1951 г., митр. Варфоломей получил степень доктора богословия по совокупности научно-богословских трудов.

Иоасаф (Вишняков), игум. Личность и служение архиепископа Михаила (Мудьюгина) в аспекте церковно-государственных взаимоотношений советского периода (кон. 1960-х — 1970-е гг.) // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 343–350.

В статье игумен Иоасаф предпринимает попытку выявить личностные черты архиепископа Михаила (Мудьюгина), обстоятельства его служения на Астраханской кафедре и особенности взаимоотношений с местными уполномоченными Совета по делам религий. По словам автора статьи, несмотря на высокий интерес к личности и богословскому наследию архиеп. Михаила, период его служения в Астраханской епархии в современной науке совершенно не исследован. Как отмечает иг. Иоасаф, результаты его исследования подтверждают высокие личностные качества архиеп. Михаила, сохранившего приверженность христианским принципам и проявлявшего свою церковную и гражданскую позицию даже в период гонений.

Кашеваров А. Н. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) в памяти современников // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2024. №. 1 (17). С. 82–88.

Статья А. Н. Кашеварова представляет собой попытку изучить образ митр. Григория (Чукова), ближайшего сподвижника патриархов Сергия и Алексия I, каким он сложился в представлении его современников. В частности, А. Н. Кашеваров опирается на опубликованные воспоминания профессора Ленинградской духовной академии Н. А. Заболотского и бывшего ректора, инспектора и профессора А. А. Осипова, хорошо знавших митрополита Григория. По словам автора статьи, в воспоминаниях современников подчеркиваются глубина ума и мудрость митр. Григория, его скромность, самоотдача, забота о нуждах преподавателей и студентов духовных школ. Автор статьи обращает внимание, что даже ренегат А. А. Осипов, активно занимавшийся антирелигиозной пропагандой, по сути не смог написать о митр. Николае ничего отрицательного.

Лавринов В. В., прот. «Своей мученической кончиной смыли грехи и заблуждения»: епископы Митрофан и Тихон (Русиновы) (По материалам архивно-следственных дел) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 1. С. 47–57.

Статья прот. Валерия Лавринова посвящена жизни двух братьев-епископов — Мефодия и Тихона (Русиновых), участников григорианского раскола, принесших покаяние, вернувшихся в Патриаршую Церковь и впоследствии расстрелянных. Статья включает в себя публикацию воспоминаний Ю. Н. Струковой, внучатой племянницы епископов Мефодия и Тихона.

Мазырин А. В., свящ. Церковная дипломатия и межправославные отношения в эпоху гонений: опыт святого Патриарха Тихона // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 119. С. 120–135.

Статья о. Александра Мазырина посвящена взглядам и действиям свт. Тихона в сфере межправославных отношений в 1917–1925 гг. Автор статьи показывает, что церковно-дипломатическое направление деятельности в условиях полномасштабных гонений на Русскую Церковь не являлось приоритетным для свт. Тихона, тем более что его возможности для контактов с другими Поместными Церквами были крайне ограничены. По мнению о. Александра, свт. Тихон, в отличие от предстоятелей некоторых других Церквей, в своем служении руководствовался не политическими или националистическими мотивами, а духовно-нравственными и пастырскими, держась евангельских и канонических норм. Главным приоритетом для него, по словам автора статьи, было сохранение верности православию со стороны многонациональной паствы Русской Церкви. Как пишет о. Александр, наиболее благоприятными были отношения с Сербской и Антиохийской Церквами, а наиболее проблемными — с Константинопольским Патриархатом.

Недосекин П., прот. Митрополит Александр (Немоловский) (1975–1960) и основание Брюссельско-Бельгийской епархии Русской Православной Церкви // Богослов. 2024. № 3 (3). С. 130–200.

В статье прот. Павла Недосекина описываются ранее неизвестные факты из биографии митрополита Александра (Немоловского), уточняются ранее ошибочно вошедшие в исследовательскую литературу сведения о его жизни, а также обстоятельства учреждения в Бельгии епархии Русской Православной Церкви. Кроме того, в статье кратко описывается современное состояние Брюссельско-Бельгийской епархии. В приложении к статье публикуется полная версия воспоминаний митр. Александра о поездке в СССР летом 1946 г.

Павлов Д. В. Роль митрополита Гурия (Егорова) в возрождении Троице-Сергиевой Лавры в 1946 году // Богослов. 2024. № 3 (3). С. 40–58.

Статья Д. В. Павлова посвящена открытию Троице-Сергиевой Лавры и возрождению монастырской жизни в ней, и в частности — роли в этом архим. Гурия (Егорова), впоследствии архиерея на нескольких кафедрах, в том числе митрополита Симферопольского и Крымского. На основании различных источников (документы из архива Троице-Сергиевой Лавры, дневниковые записи Патриарха Алексия I, его письма в Совет по делам Русской Православной Церкви и др.) в статье описывается процесс открытия Лавры на Пасху 1946 г. и возвращения Церкви мощей прп. Сергия Радонежского, изъятых в 1919 г. Как отмечает Д. В. Павлов, архим. Гурий (Егоров) был вызван Патриархом Алексием I из Ташкента и назначен наместником Лавры в том числе потому, что Патриарху была хорошо известна деятельность архим. Гурия в Александро-Невской Лавре. По словам автора статьи, архимандрит Гурий был наместником Лавры четыре месяца, после чего был назначен епископом Ташкентским.

Палазник А., иер. Деятельность митрополита Питирима (Свиридова) во времена Великой Отечественной войны // Труды Воронежской духовной семинарии. 2024. Вып. 2 (19). С. 60–70.

Статья о. Александра Палазника посвящена деятельности митрополита Питирима (Свиридова), во время Великой Отечественной войны управлявшего Калужской, Воронежской и Курской епархиями. Как отмечает автор статьи, рукоположение еп. Питирима в декабре 1941 г. стало первой епископской хиротонией, совершенной во время Великой Отечественной войны. Как пишет о. Александр, дополнительные сложности митр. Питириму доставляла недавняя оккупация территорий его епархий. Автор статьи описывает обширную деятельность митр. Питирима по поддержке советской армии, взаимодействию с госпиталями, находящимися в его епархиях и по духовно-патриотическому воспитанию своей паствы.

Петров И. В. Митрополит Елевферий (Богоявленский) и его роль в жизни православных в балтийских республиках в 1934-1940 гг. // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 3. С. 40–51.

Статья И. В. Петрова посвящена личности митр. Елевферия (Богоявленского), возглавлявшего приходы Московского Патриархата в Западной Европе в 1930-е гг. Автор статьи предпринимает попытку выяснить и определить, какое влияние оказывал митр. Елевферий на развитие отношений между православными Церквами в Литве, Латвии и Эстонии во второй половине 1930-х гг.

Пшибышевский В. И., иер. Визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троице-Сергиеву лавру: традиции, богослужения, проповеди // Церковный историк. 2024. № 3 (17). С. 161–171.

Статья о. Владислава Пшибышевского посвящена рассмотрению и анализу сведений о визитах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троице-Сергиеву Лавру. Автор статьи рассматривает традиции встречи Святейшего Патриарха Кирилла, особенности патриарших богослужений, анализирует проповеди Святейшего Патриарха, произнесенные в храмах Лавры. По словам о. Владислава, впервые Патриарх Кирилл посетил Лавру в качестве предстоятеля Русской Церкви в 2009 г. Традиционным временем визитов Святейшего Патриарха в Лавру стали праздник Святой Троицы, дни памяти Преподобного Сергия, первая седмица Великого поста и Светлая Седмица. Кроме того, трижды за время своего первосвятительского служения Патриарх Кирилл совершал Литургию в Покровском академическом храме Московской духовной академии. В 2017 г. Патриарх совершил отпевание лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова). По словам Патриарха в одной из проповедей, Лавра, как место прославления Святой Троицы, являет образ Божественного единства, через которое люди призываются преодолевать человеческие разделения и конфликты, поскольку единство человеческого рода благословлено Самим Богом.

Серпенинов В. В. (иеромонах Александр). Служение архиепископа Палладия (Каминского) в Воронежско-Липецкой епархии (1965–1968 гг.) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 4. С. 171–180.

Статья иером. Александра (Серпенинова) посвящена служению архиеп. Палладия (Каминского) в Воронежско-Липецкой епархии в 1965–1968 гг. По словам автора статьи, архиеп. Палладий был назначен на Воронежскую кафедру уже после окончания хрущевских гонений, но в целом государство продолжало проводить политику, направленную на ограничение влияния Церкви на общество. В результате провокаций и саботажа деятельности архиерея со стороны местного уполномоченного М. Н. Шибанова, клеветы и кампании по очернению архиеп. Палладия в прессе, введения в церковные двадцатки неверующих ставленников уполномоченного, архиерей был переведен на Житомирскую кафедру.

Тупикин Р. В. (Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор). Архипастырское служение Преосвященного Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре: штрихи к портрету епархиального архиерея периода хрущевских гонений (по документальным материалам Калининской области) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 2. С. 8–25.

Статья митрополита Исидора (Тупикина) посвящена деятельности еп. Феодосия (Погорского) на Калининской кафедре в 1958–1960 гг. Источниковой базой для статьи стали делопроизводственная и отчетная документация Калининского епархиального управления, в частности циркулярные письма еп. Феодосия, годовые отчеты епархиального управления в Патриархию, документация аппарата уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Калининской области. Митрополит Исидор описывает деятельность еп. Феодосия по упорядочению хозяйственной и финансовой жизни епархии (что позволило ему делать крупные пожертвования на Московскую духовную академию и Троице-Сергиеву Лавру), взаимоотношения еп. Феодосия с местным уполномоченным В. И. Хевроновым и конфликт между ними, борьбу с пьянством среди клириков, тщательный разбор им жалоб на священнослужителей. Согласно выводу митр. Исидора, еп. Феодосий проявил себя как принципиальный и добросовестный архипастырь, способный отстаивать интересы Церкви во время гонений. Статья включает публикацию двух циркулярных писем еп. Феодосия (Погорского) к благочинным и клирикам епархии.

Чернышов Н. С., иер. Миссионерско-просветительское служение епископа Даниила (Александрова) — первого единоверческого иерарха в истории Русской Православной Церкви заграницей // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 1. С. 111–118.

В статье о. Никиты Чернышова рассматривается миссионерско-просветительская деятельность еп. Даниила (Александрова) — активного участника III Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей, автора проекта Определения об отмене клятв на приверженцев старых обрядов, в 1988 г. ставшего первым единоверческим епископом в истории РПЦЗ. По словам автора статьи, благодаря трудам еп. Даниила с Православной Церковью воссоединились сотни старообрядцев, которые, не потеряв собственной идентичности, смогли получить полноту церковности и Таинств.

Шабалин О. А. Служение архиепископа Гавриила (Огородникова) в Средней Азии в 1960–1971 гг. // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 164–182.

Статья О. А. Шабалина посвящена архипастырскому служению архиепископа Гавриила (Огородникова) в Средней Азии в 1960–1971 гг. Автор статьи рассматривает проблему усиления атеистической пропаганды во время хрущевской антирелигиозной кампании, с которой столкнулся архиеп. Гавриил, описывает его взаимоотношения с уполномоченными Совета по делам религий. Как пишет О. А. Шабалин, предшественник архиеп. Гавриила на кафедре, архиеп. Ермоген (Голубев), успешно защищал интересы Церкви: при нем в епархии не был закрыт ни один храм, храмы ремонтировались и строились новые (в частности, в Ташкенте был построен новый кафедральный собор Успения Божией Матери), развивалось дело проповеди. Согласно выводам автора статьи, архиеп. Гавриил, несмотря на непростые отношения с органами государственной власти, пытался по мере сил отстаивать позиции Церкви: продолжал ремонт храмов, находил для них настоятелей, чтобы избежать закрытия. Однако в последний период его жизни из-за болезни он потерял возможность активно заниматься делами епархии, из-за чего не смог предотвратить закрытие части храмов.

Исследования общего характера

Березин М. А., свящ. К вопросу о восстановлении Петропавловского викариатства и преобразование его в самостоятельную кафедру (1956–1958 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (18). С. 106–121.

В статье о. Михаила Березина рассматривается малоизученный вопрос возобновления Петропавловского викариатства и преобразования его в самостоятельную епархию в 1950-х гг. Как отмечает о. Михаил, основным инициатором этих событий был Патриарх Алексий I, целью которого было разукрупнение обширной Казахстанской епархии. Автор статьи анализирует взаимоотношения управляющего епархией еп. Иосифа (Чернова) с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви С. Р. Вохмениным и на материалах переписки между ними показывает характер церковно-государственных отношений в начале хрущевских гонений. На основании архивных источников о. Михаил показывает финансовые, кадровые и организационные трудности, с которыми пришлось столкнуться новой епархии, и способы их преодоления. По его словам, несмотря на эти трудности, к 1958 г. удалось обеспечить штатную работу органов епархиального управления.

Булдаков Р. В., Мурзин Р. А. Полемика о восстановлении Патриаршества на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. через призму воспоминаний его участников // Церковный историк. 2024. № 4 (18). С. 143–157.

В статье Р. В. Булдакова и Р. А. Мурзина освещается полемика о восстановлении Патриаршества на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Как отмечают авторы, дискуссия о возрождении Патриаршества заняла существенную долю обсуждений на Соборе. По их словам, содержательная дискуссия началась с доклада еп. Митрофана (Краснопольского) в сентябре 1917 г. Противников возрождения Патриаршества было больше, однако они не находились в сильной позиции. Некоторые из них выступали против восстановления Патриаршества потому, что считали главного кандидата, митр. Антония (Храповицкого), неспособным ответственно и добросовестно нести патриаршее служение, другие — из-за боязни усиления роли епископата. Переломным моментом, прекратившим затяжную дискуссию, оказался Октябрьский переворот и вооруженные столкновения в Москве — после этого многие поняли, что дальнейшее промедление недопустимо. Как пишут авторы, одной из причин возрождения Патриаршества было желание части участников Собора, в том числе делегатов из крестьян, после свержения монархии видеть в Патриархе не только церковного, но и национального вождя. В результате 31 октября 1917 г. были избраны три кандидата на патриарший престол, а 5 ноября с помощью жребия 11-м Патриархом Всероссийским был избран свт. Тихон.

Гуляев В. В. Внутрицерковная жизнь Омской епархии в 1940–1950-е гг. // Церковь. Богословие. История. 2024. № 5. С. 115–130.

В статье о. Виталия Гуляева описывается внутренняя жизнь Омской епархии в 1940–1950-е гг., взаимоотношения архиереев с Патриархией и их деятельность по управлению епархией. В частности, описывается деятельность архиеп. Варфоломея (Городцова) и еп. Никандра (Вольянникова) и вероятно имевшийся между ними конфликт.

Исидор (Тупикин), митр. Особенности положения Калининской и Кашинской епархии перед началом хрущевских гонений (1954–1957 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 118. С. 124–135.

Статья митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора (Тупикина) посвящена изучению особенностей церковной жизни в Калининской и Кашинской епархии в 1954–1957 гг. В том числе автор статьи описывает деятельность правящего архиерея епархии — епископа Варсонофия (Гриневича). Как пишет вл. Исидор, еп. Варсонофий был выдающимся иерархом из вдового духовенства, имевшим академическое духовное образование и прошедшим лагерное заключение на Соловках. По словам митрополита Исидора, епископу Варсонофию удалось добиться локального церковного возрождения в своей епархии: увеличить количество зарегистрированных приходов, возобновить богослужение в удаленных от г. Калинина церквах, увеличить численность приходского духовенства и улучшить его нравственное состояние, обеспечить ремонт храмов. Согласно выводам вл. Исидора, особенности церковной жизни Калининской и Кашинской епархии в этот период были связаны с комплексом мер, предпринятых Патриархом Алексием I и направленных на возрождение церковной жизни, в том числе с взаимодействием с Советом по делам Русской Православной Церкви, в результате которого удалось обеспечить максимально возможное невмешательство уполномоченного по Калининской области в деятельность епархиального архиерея.

Майорова Н. С. Епископское служение в контексте решений Поместного Собора 1917–1918 гг. и антирелигиозной политики советской власти // Христианское чтение. 2024. № 2. С. 290–301.

В статье Н. С. Майоровой делается попытка анализа материалов заседаний Поместного Собора 1917–1918 гг., соборных определений и результатов его работы в новых условиях антирелигиозной политики государства. Автор статьи описывает роль епископата в подготовке Собора и его работе. По словам Н. С. Майоровой, революция 1917 г. свергла епископат с вершины церковной пирамиды и уравняла в лишениях и испытаниях с простыми верующими; согласно выводу, к которому она приходит, в 1920–1930-е гг. епископское служение стало подвигом для сохранения церковных законов, обеспечения единства и самого существования Церкви.

Лаушкин А. А., свящ. Орловская и Брянская епархия при епископе Николае (Чуфаровском) // Церковный историк. 2024. № 4 (18). С. 172–184.

Статья о. Алексея Лаушкина посвящена изучению церковной жизни Орловской и Брянской епархии в 1947–1949 гг., когда эту кафедру занимал епископ Николай (Чуфаровский). Как отмечает о. Алексей, архипастырское служение вл. Николая отразило все перипетии стремительно меняющегося отношения советской власти к Церкви. На основании ранее не использовавшихся в науке документов из ГА РФ и Государственного архива Орловской области автору статьи удалось выяснить новые сведения о деятельности еп. Николая (Чуфаровского) и жизни православных верующих Орловской и Брянской епархии в этот период. Автор статьи отмечает такие направления деятельности еп. Николая, как пополнение кадров священнослужителей в епархии, противодействие самосвятам, пополнение епархиальной библиотеки богословскими книгами, благотворительность, а также описывает его отношения с местным уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви Н. Ф. Зверевым.

Обозный К. П. Православная Церковь на Северо-Западе России в 1948 году: сравнительный анализ положения Ленинградской, Новгородской и Псковской епархий // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 324–342.

Статья К. П. Обозного посвящена сравнительному анализу церковной жизни Ленинградской, Новгородской и Псковской епархий, которые в первые послевоенные годы находились под управлением митрополита Григория (Чукова), в 1948 г. В статье содержатся, в том числе, сведения о деятельности митр. Григория (Чукова) и его викариев — еп. Симеона (Бычкова) и еп. Владимира (Кобеца). Автор статьи приходит к выводу, что в 1948 г. относительно благоприятное время лояльного отношения советского государства к Церкви уже уходило в прошлое, и политика советского руководства вновь стала приобретать более жесткую антирелигиозную направленность.

Самсонов А. А., диак. Процесс возвращения обновленческих архиереев в Православную Церковь после 1943 года // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 94–121.

В статье о. Артемия Самсонова рассматриваются обстоятельства, связанные с возвращением обновленческого епископата в Русскую Православную Церковь. Как отмечает автор, в 1943 г., в связи с переориентированием религиозной политики советской власти с обновленческого движения на Патриаршую Церковь начинается обсуждение и постепенная реализация перехода бывших обновленческих «архиереев» в каноническую Церковь. По его словам, с упадком обновленчества процесс перехода стал массовым, но начался он раньше: еще в 1920-х гг. в Патриаршую Церковь вернулись митр. Николай (Могилевский) и митр. Филипп (Ставицкий), которые после своего возвращения стали активными противниками раскола. При этом, по состоянию на 1943 г. обновленческий епископат состоял из 23 человек. Одним из факторов этих процессов были сепаратные настроения среди обновленческих «архиереев», желавших выйти из подчинения «митрополиту» Александру Введенскому. Автор статьи пишет, что в сущем сане в Патриаршую Церковь были приняты три обновленческих архиерея, из них двое — архиереи старого поставления и один — поставленный в расколе. Автор статьи опровергает утверждения о том, что к январю 1945 г. количество архиереев из обновленчество превысило количество архиереев-«староцерковников» и о том, что Патриарх Алексий I якобы фактически был избран бывшими обновленцами. Согласно выводам автора, Патриарх Сергий относился к приему бывших обновленцев осторожно, но был вынужден балансировать между собственным мнением и соблюдением условий принятия обновленческих «архиереев», разработанных правительством и Советом по делам Русской Православной Церкви.

Силуан (Никитин), еп. Отношение православного мира к избранию митрополита Сергия (Страгородского) патриархом Московским и всея Руси // Христианское чтение. 2024. № 3. С. 313–323.

В статье ректора Санкт-Петербургской духовной академии, епископа Петергофского Силуана (Никитина) рассматривается восприятие православным миром избрания митр. Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси в 1943 г. Как отмечает вл. Силуан, собравшиеся в Вене иерархи РПЦЗ во главе с митр. Анастасием (Грибановским) оценили избрание Патриарха Сергия как акт не церковный, а политический, попытку «связать Церковь с большевизмом». Однако, Венское совещание проходило под давлением нацистских властей, для которых сближение советского государства с Русской Церковью было крайне невыгодным. Двое из участников совещания, митр. Серафим (Лукьянов) и еп. Сергий (Королев) впоследствии, в конце войны, перешли в юрисдикцию Московского Патриархата. Вл. Силуан также анализирует позиции, высказанные архиереями Белоруссии и Прибалтики, собравшимися в Минске и Риге, причины и обстоятельства формирования этих позиций. Вместе с тем, Константинопольский Патриархат, Болгарская, Румынская Церкви, Русский Западноевропейский экзархат митр. Евлогия восприняли избрание Патриарха Сергия благожелательно. Еще одним следствием избрания Патриарха Сергия стал рост патриотических настроений среди русской эмиграции, в том числе церковной.

***

Как можно видеть, заметный пласт исследований составили работы биографического характера. В фокусе внимания исследователей оказались митрополиты Елевферий (Богоявленский), Григорий (Чуков), Питирим (Свиридов), Варфоломей (Городцов), Александр (Немоловский), Гурий (Егоров), Виталий (Устинов), Николай (Кутепов), архиепископы Мефодий (Герасимов), Венедикт (Бобковский), Александр (Толстопятов), Гавриил (Огородников), Михаил (Мудьюгин), Палладий (Каминский), епископы Митрофан и Тихон (Русиновы), Николай (Чуфаровский), Феодосий (Погорский) и Даниил (Александров). Священником Владиславом Пшибышевским была написана статья с анализом практики архипастырских визитов Святейшего Патриарха Кирилла в Троице-Сергиеву Лавру.

Кроме биографических исследований, внимание авторов было обращено на вопросы более общего характера, такие как дискуссия о восстановлении Патриаршества на Поместном Соборе 1917–1918 гг., специфика епископского служения в контексте решений Поместного Собора и в условиях советских гонений на Церковь, процесс возвращения обновленческих архиереев в Патриаршую Церковь после 1943 г., преобразование Петропавловского викариатства в самостоятельную кафедру в 1950-е гг., особенности деятельности архиереев в послевоенных Ленинградской, Новгородской, Псковской, Новосибирской, Омской, Калининской и Кашинской епархиях.

Подготовил Александр Карасёв

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Богослов.RU