Опубликовано: 06 марта 2025
Источник
Богослов.RU

Редакцией портала «Богослов.RU» подготовлен обзор научно-богословских публикаций по истории архиерейского служения в досинодальный период, вышедших в журналах и сборниках на русском языке в 2024 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.
Авдеев А. Г. Эпиграфические свидетельства почитания святителя Серапиона, митрополита Крутицкого, Сарского и Подонского в Троицком Макарьеве Калязине монастыре (XVIII–XIX вв.) // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 145–166.
В статье А. Г. Авдеева анализируется комплекс эпиграфических памятников Троицкого Макарьева Калязина монастыря, отразивший основные этапы формирования местного почитания свт. Серапиона (Сысоева), митрополита Крутицкого, Сарского и Подонского († 1653). Как отмечает автор, свт. Серапион был видным архиереем середины XVII в., выполнял обязанности местоблюстителя патриаршего престола после смерти патриарха Иоасафа I, участвовал в избрании патриарха Никона, участвовал в Соборе, обсуждавшем вопрос исправления церковных книг. По словам А. Г. Авдеева, после 1779 г. митрополит Серапион стал почитаться жителями Калязина как местный святой, а в 1979 г. его имя было включено в Собор тверских святых. В качестве приложений к статье опубликованы послания свт. Серапиона в Троицкий Калязин монастырь.
Бояринов В. В. Роль епископии в социокультурном развитии Смоленской земли в XII–XIV вв.: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2024. Вып. 116. С. 11–24.
В статье В. В. Бояринова анализируется влияние Смоленской епископии на развитие социокультурных процессов в Смоленском княжестве XII–XIV вв. По словам автора статьи, Смоленская кафедра, выделившись из состава Переяславской епископии в 1136 г., стала важным духовным центром как для своего княжества, так и для Киевской митрополии в целом. Как отмечает автор, епископия играла ключевую роль в культурных процессах любого русского княжества: мнение архиерея имело значение как при постройке храмов, так и в работе над произведениями живописи и литературными памятниками. В статье приводится комплексный анализ памятников культуры Смоленской земли этого времени, к появлению которых могла быть причастна архиерейская кафедра. Согласно выводу В. В. Бояринова, социокультурное развитие Смоленского княжества в указанный период отличалось динамичностью и яркостью во многом благодаря мудрой созидательной деятельности смоленских архиереев.
Гайденко П. И. «Всякому служебнику без повеления своего епископа служить святые отцы возбраняют»: наброски к будущим комментариям Канонических ответов митрополита Иоанна II // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 44–57.
Статья П. И. Гайденко посвящена изучению одного из важных источников по истории церковного права и истории Русской Церкви в целом — каноническим ответам митрополита Иоанна II (Продрома). По словам автора статьи, канонические ответы митрополита Иоанна отражают нестроения и проблемы, имевшие место в жизни Русской Церкви домонгольского периода, в частности распространенную практику совершения пресвитерами богослужений на чужой территории без разрешения архиереев, а также способы воздействия архиереев на подчиненное им духовенство.
Гайденко П. И. «Иже сходяще к мирским [пиром] и пьют»: канонические ответы митрополита Иоанна об участии духовенства в мирских пирах // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 1 (25). С. 50–65.
В статье П. И. Гайденко предпринимает попытку проанализировать комплекс рекомендаций, данных киевским митрополитом Иоанном II (Продромом) черноризцу Иакову относительно участия священнослужителей в традиционных празднествах, которые устраивались городскими и сельскими общинами. Автор статьи рассматривает особенности социального и материального положения духовенства в домонгольской Руси, его взаимоотношения с общинами городских и сельских жителей. По словам автора, застольные традиции Руси, воспринимавшиеся духовенством в качестве естественной нормы, вступали в острое противоречие как с византийской практикой, так и с каноническими нормами, что вызвало появление канонических рекомендаций митрополита Иоанна.
Гайденко П. И. Канонические ответы митрополита Иоанна II (Продрома; †1089) о священнических одеждах: реалии Руси и культура Византии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 4 (24). С. 213–228.
Статья П. И. Гайденко представляет собой анализ попытки канонического регулирования одежд священнослужителей митрополитом Иоанном II. По словам автора статьи, из 33-х правил канонических ответов митрополита Иоанна одежде клириков посвящены 14; такое внимание к этому вопросу объясняется как важностью иерейских одежд, так и различием и противоречием, с одной стороны, культуры и традиций Византии и, с другой стороны, реалий жизни на Руси. Согласно выводам автора статьи, канонические ответы митрополита Иоанна были призваны установить на Руси нормы и традиции, характерные для Византии, однако русский климат, культура и социальная среда не позволяли быстро привести местные традиции в соответствие с традициями Византии. П. И. Гайденко отмечает, что вынести ясное суждение об эффективности мер, предпринятых митрополитом Иоанном, на основании имеющихся источников затруднительно.
Гайденко П. И. Канонические ответы митрополита Иоанна II (Продрома; +1089): цели создания, дух и буква законов, каноническо-правовая культура Византии // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 2 (22). С. 198–211.
В статье П. И. Гайденко представлен анализ одного из древнейших канонических памятников домонгольской Руси — канонических ответов митрополита Иоанна II, которые отражают проблемы нравственности и церковной дисциплины, существовавшие на Руси в то время. Как отмечает автор статьи, в этом памятнике присутствуют как стремление насадить в сознании древнерусского духовенства представление о высоте церковной культуры Византии, так и снисходительное отношение к нравственному уровню служителей Церкви в Древней Руси. При этом П. И. Гайденко отмечает в деятельности митрополита Иоанна способность различать букву и дух церковных законов.
Ивочкин Д. А. (иеромонах Рафаил). Святитель Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский: к 325-летию со дня преставления // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 1. С. 7–30.
Статья иером. Рафаила (Ивочкина) посвящена служению митрополита Симеона (Милюкова), управлявшего Смоленской епархией в 1676–1699 гг. Автор статьи предпринимает попытку составить личностный портрет свт. Симеона, охарактеризовать этапы его служения в Смоленске и его вклад в общественно-религиозную жизнь этого региона в последней трети XVII в., что, в свою очередь, позволит получить более объективное представление об истории Смоленской епархии. Среди направлений деятельности свт. Симеона иером. Рафаил называет храмостроительство, социальное служение и просветительство, а также борьбу с католическим прозелитизмом. В числе прочего, автор статьи описывает конфликтные отношения свт. Симеона с патриархом Иоакимом.
Иногамов А. К. Первоначальная редакция Жития святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, как исторический источник // Церковный историк. 2024. № 1 (15). С. 51–62.
В статье А. К. Иногамова представлен обзор первоначальной краткой редакции Жития митрополита Петра, которое традиционно приписывается современнику свт. Петра, епископу Ростовскому Прохору. По словам автора статьи, полноценных исследований этого агиографического памятника в настоящее время не существует. На основании анализа памятника А. К. Иногамов приходит к выводу, что житие свт. Петра является ярким примером использования литературных средств в политической борьбе русских княжеств, поскольку в нем отчетливо прослеживается антитверская направленность и подчеркивается особое положение Москвы среди всех русских городов.
Кадура Н., свящ. Почему князья допускали физическую расправу над русскими митрополитами в ХIV в.? Сходство событий 1358 и 1378 гг. // Христианское чтение. 2024. № 2. С. 244–252.
В статье о. Николай Кадура рассматривает два исторических эпизода: избиение свт. Алексия князем Ольгердом в Киеве в 1358 г. и насильственное выдворение из Москвы свт. Киприана князем Дмитрием Донским в 1378 г. Как отмечает о. Николай, в обоих случаях князь применяет насилие к канонически поставленному митрополиту, а причиной избиений является месть за действия самого архиерея и группы, стоящей за ним. Автор статьи приходит к выводу, что если причиной избиения свт. Алексия стал его конфликт с Ольгердом, вызванный, в том числе, прославлением виленских мучеников, то причиной избиения свт. Киприана стала месть князя Дмитрия Донского Литве за избиение свт. Алексия за двадцать лет до того.
Костромин К., прот. Материнство и детство по Каноническим ответам митрополита Иоанна // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 3 (27). С. 112–128.
Статья прот. Константина Костромина представляет собой попытку проанализировать вопросы материнства и детства в канонических памятниках Древней Руси, в частности в канонических ответах митрополитов Георгия и Иоанна. Как отмечает о. Константин, канонические ответы обоих митрополитов направлены на закрепление высокого социального статуса материнства и детства, на защиту жизни и положения новорожденного ребенка и его статуса, приобретаемого в крещении. Общей чертой двух канонических памятников о. Константин называет разрешение досрочного крещения новорожденного ребенка в том случае, если он родился больным; при этом позиция митр. Иоанна оказывается более строгой, чем у митр. Георгия. В свою очередь, позиция митр. Георгий заметно строже в вопросе о соблюдении детьми поста.
Мининкова Л. В. «Шемячичу грамоту писалъ, и руку свою к той грамотѣ и печать приложил»: митрополит Даниил и арест князя Василия Ивановича Шемячича // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 79–89.
В статье Л. В. Мининковой рассматривается история ареста новгород-северского князя Василия Ивановича Шемячича в 1522 г., при котором были нарушены гарантии безопасности, обещанные князю Василию грамотой митрополита Даниила. Автор статьи приводит ряд оценок этого эпизода различными историками (это Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, свящ. В. В. Жмакин, Е. Е. Голубинский, А. В. Карташев, А. А. Зимин). Как отмечает Л. В. Мининкова, в этом событии был отражен важный этап процесса подчинения Церкви государству, параллельного аналогичным процессам в европейских государствах того времени: случай с Шемячичем означал закрепление великокняжеской власти над Церковью, когда митрополит отказывался от своего традиционного права «печалования» и полностью поддерживал репрессивные мероприятия государственной власти.
Петрушко В. И. Проблема иерархического возглавления Русской Церкви в контексте межкняжеских отношений после монгольского завоевания Руси // Христианское чтение. 2024. № 2. С. 215–234.
В статье В. И. Петрушко рассматривается вопрос о высшем иерархическом управлении в Русской Церкви после монгольского завоевания. Автор статьи анализирует попытки наиболее влиятельных русских князей выдвинуть своего кандидата в качестве митрополита или местоблюстителя митрополичьего престола, чтобы в дальнейшем опереться на его поддержку в политической борьбе со своими соперниками. В. И. Петрушко выдвигает новые предположения об особенностях церковно-государственных отношений на Руси в середине XIII в., а также уточняет обстоятельства, повлиявшие на изменение политической линии и религиозной политики митрополита Кирилла II. Среди прочего автор статьи предполагает, что практика наличия особого статуса у епископа Белгородского, как помощника Киевского митрополита, могла повлиять на формирование особого положения Крутицкого митрополита как помощника московских архиереев.
Попович А. И. Проповеди митрополита Стефана (Яворского) на дни российских святителей Петра и Алексия: исследование и публикация // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 1 (25). С. 144–168.
Статья А. И. Поповича посвящена изучению двух проповедей митр. Стефана (Яворского), произнесенных в 1700-е гг. в дни памяти свт. Петра и свт. Алексия Московских. А. И. Попович рассматривает место этих двух проповедей в творческой биографии митр. Стефана, анализирует их идейное содержание, предпринимает попытку выявить сквозные мотивы и риторические стратегии. По словам автора, в проповедях митр. Стефана сочетаются поясняющий и профетический модусы, а конечной целью является исправление паствы, возможное как через проявление гнева Господня, так и через покаяние и последование добрым пастырям. В приложении к статье публикуются указанные две проповеди митрополита Стефана.
Почекаев Р. Ю. Золотоордынские правовые реалии в летописных сообщениях о поездках русских митрополитов в Орду в конце XIII–XIV в. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 58–70.
В статье Р. Ю. Почекаев предпринимает попытку рассмотреть сообщения древнерусских летописей о поездках русских митрополитов в Золотую Орду в качестве источника сведений об ордынских правовых реалиях. Источниками для исследования Р. Ю. Почекаева стали Никоновская (Патриаршая), Воскресенская и Тверская летописи, Московский летописный свод конца XV в., летопись Авраамки, Владимирский летописец и Варшавский сборник. Среди прочего, автор статьи описывает практики обновления ярлыков, выданных епископам, при вступлении на престол нового хана после смерти предыдущего, раздачи митрополитами подарков влиятельным приближенным хана. По мнению Р. Ю. Почекаева, такой взгляд на источники открывает возможность новых специальных исследований.
Тулянов В. А. Митрополит Исидор Киевский на Руси в 1437–1438 гг. // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. № 3. С. 62–79.
Статья В. А. Тулянова посвящена анализу деятельности митрополита Исидора Киевского и его взаимоотношений с церковными иерархами и светскими властями на Руси в 1437–1438 гг. Как отмечает автор статьи, менее чем за год своего первого пребывания на Руси митрополит Исидор успел добиться расположения Василия II, принять участие в заключении союза Москвы и Твери, привлечь к участию в Ферраро-Флорентийском соборе, кроме Москвы, еще Тверь и Новгород, а также провести реформу церковного управления в Пскове. По словам В. А. Тулянова, историческая фигура Исидора Киевского имеет сложный и многогранный характер, она одновременно означает последний аккорд в русско-византийских церковных отношениях и закладывает основы для автокефалии Русской Церкви, а также для союза Церкви и государства на Руси, символизирует кризис и приближающуюся катастрофу Византийской империи и последний взлет византийской интеллектуальной культуры.
Как можно видеть, по результатам изучения истории архиерейского служения в досинодальный период было опубликовано лишь небольшое количество статей. Логичное объяснение этого — сравнительная бедность источниковой базы, в отличие от синодального периода и, тем более, ХХ в.
В рамках указанной темы исследователи занимались изучением различных аспектов отношений государства и его правителей с Церковью (работы свящ. Николая Кадуры, В. И. Петрушко и Л. В. Мининковой), влияния архиерейской кафедры на социокультурное развитие региона (статья В. В. Бояринова), гомилетического наследия архиереев (публикация А. И. Поповича о проповедях митр. Стефана (Яворского). Иером. Рафаилом (Ивочкиным) и В. А. Туляновым были написаны статьи биографического характера о свт. Симеоне (Милюкове) и митр. Исидоре Киевском. Прот. Константином Костроминым и П. И. Гайденко был опубликован комплекс статей, посвященных изучению канонических ответов митрополита Иоанна II (Продрома) — памятника церковного права домонгольской Руси. Авторы рассматривали отражение в этом памятнике вопросов о материнстве и детстве, о совершении пресвитерами богослужений без санкции архиерея, о священнических одеждах, об участии духовенства в пирах городских и сельских общин.
Подготовил Александр Карасёв
Источник
Богослов.RU