Опубликовано: 16 декабря 2025
Источник
Филиппов И. С. Альтернативные практики длительной катехизации в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора // Христианское чтение. 2025. № 3. С. 48–55.

Папа Римский Франциск на встрече с делегатами III Международного конгресса катехизаторов (Ватикан, 10 сентября 2022 г.)
Вторая половина ХХ — начало XXI в. стали временем возрождения института катехумената в Римско-Католической Церкви. Сама по себе необходимость катехизации уже не вызывает сомнений, и даже в справочных изданиях отмечается, что катехуменат стал обязательным этапом перед принятием Крещения взрослыми, причем такой катехуменат «может быть длительным»[1]. В Католической Церкви катехизация видится, по сути, как единственная альтернатива секуляризму и новому язычеству.
Кардинальное значение в процессе восстановления катехумената имел II Ватиканский собор, на котором была зафиксирована необходимость возрождения катехизации и после которого началась разработка «Общего катехитического руководства» и «Чина христианского посвящения взрослых». На практике считается, что катехизация привела к количественному увеличению Римско-Католической Церкви в ряде стран и активизации приходской жизни в тех приходах, где практикуется катехизация, но ее воплощение вывело на первый план ряд проблем, связанных, в частности, с отсутствием непрерывной подготовки катехизаторов, отсутствием деления на катехуменов и кандидатов в ходе катехизации и т. д.
Очевидно, что другие новые движения в Римско-Католической Церкви тесно связаны с реформами II Ватиканского собора, которые оказали кардинальное влияние на жизнь Запада. Подобные движения представляют собой преимущественно инициативы снизу, не всегда изначально одобренные Ватиканом. Основатели подобных течений в большинстве своем не относятся к клиру Католической Церкви. В связи с этим они, с одной стороны, имеют больше возможностей и больше свободы (с канонической точки зрения); а с другой — остаются в лоне Римско-Католической Церкви и основываются на ее принципах, в том числе на тех, что были сформулированы на соборе[2].
В данной статье освещаются некоторые альтернативные практики катехизации в Римско-Католической Церкви, не связанные напрямую с «Чином христианского посвящения взрослых». Оставляя в стороне такую альтернативную практику катехизации, как «Неокатехуменальный путь» (или Неокатехуменат), которому уже посвящены некоторые исследования [Максимов, 2007], скажем о других практиках просвещения и формах общинной жизни, развивающихся в рамках «новой евангелизации». Сразу следует отметить, что такие формы не имеют отдельной практики длительной катехизации (они умещают ее в рамках приходской деятельности). Тем не менее провести анализ этих форм необходимо, поскольку они тем или иным образом все же с катехизацией связаны. Отечественных работ на эту тему нами найдено не было, и потому исследование проводилось на основе зарубежных научных трудов, а также доступных онлайн-источников: материалов католических катехизаторов, публикаций в СМИ и на сайтах.
Было выделено пять значимых альтернативных форм длительной катехизации в Римско-Католической Церкви: «альфа-курс»; катехизация супружеских пар; общества «анонимных католиков»; группы lectio divina; «школы евангелизации».
«Альфа-курс» возник в 1977 г. в Англиканской Церкви благодаря работе Чарльза Марнхэма и впоследствии стал использоваться в том числе католиками, которые дополнили англиканскую программу; многие католические кардиналы оценивали его весьма положительно. Изначально такой курс проходили уже крещеные взрослые, но затем его переориентировали на некрещеных, но интересующихся верой. Таким образом, адресаты этой практики — взрослые, некрещеные и крещеные.
Курс реализуется не только в церквях, но и в домах, университетах и т. д. и длится 10 недель. Встреча начинается с общей трапезы, затем следует беседа и обсуждения в маленьких группах.
Цель занятий — обсудить основы христианства, с которыми согласны все христианские конфессии; предполагается, что Римско-Католическая Церковь после этой части курса должна провести свой курс, в котором раскрывались бы именно католические догматы.
Считается, что «альфа-курсы» используют тысячи католических приходов более чем в 70 странах. Они проводятся в соответствии с апостольским обращением Evangelii gaudium, где говорится о керигме — первом и самом главном благовестии, вести о любви Христа к человеку как центре евангелизации. Керигму нужно возвещать постоянно и на первый план поставить учение о любви Божией, а уже затем — о долге человека с моральной и религиозной точек зрения[3]. «Альфа-курс» направлен не только на возвещение керигмы; он приглашает человека сделать ответный шаг и последовать за Христом. Также в нем есть направление работы с молодыми, так что молодой человек, ничего не знающий о вере, может прийти на занятия и задать интересующий его вопрос, не боясь, что его осудят.
Такие группы обычно собираются примерно раз в неделю на один час, чтобы, читая Священное Писание, сделать свою веру более глубокой. Данная практика ориентирована на крещеных и в основном также воцерковленных.
Lectio divina («Божественное чтение»), будучи древней западной практикой, оформившейся в XII в., состоит из четырех этапов: чтение (отрывка из Священного Писания), размышление (о его значении), молитва и созерцание. В центре таких встреч стоит не богословский анализ отрывка и даже не общение в прямом смысле слова, но рассмотрение читаемых отрывков вместе со Христом через молитву, тихое размышление и погружение, что и дает ключ к их пониманию; впоследствии человек может поделиться своей мыслью с другими людьми в группе[4]. Прилежание к lectio divina было рекомендовано всем католикам на II Ватиканском соборе (конституция Dei verbum), и папа Бенедикт XVI также подчеркивал значение подобной практики[5].
«Школы евангелизации» появились 1980 г. в Чильпансинго (Мексика). Основателями стали Хосе Х. Прадо Флорес (мирянин) и Билл Финке (пятидесятнический пастор). Сейчас эти школы присутствуют более чем в 70 странах мира. Они появились как ответ на призыв II Ватиканского собора к мирянам участвовать в евангелизации и папы Иоанна Павла II — к новой евангелизации. Ориентированы они, таким образом, на крещеных, но, возможно, не воцерковленных; или на воцерковленных, но желающих участвовать в миссионерской деятельности.
Эти школы названы в честь ап. Андрея, поскольку их цель — привести ко Христу «Петра», то есть тех, кто впоследствии будут проповедовать Христа лучше, чем сами учителя. «Школы евангелизации» были одобрены на местном уровне; как отмечается на официальном сайте, они находятся в стадии получения одобрения от Римского престола[6].
Учебные курсы этих школ построены вокруг указания на любовь Божию к человеку, очень тесно связаны с Библией и соответствуют католическому учению. Они поделены на несколько уровней, на каждом из которых есть курсы, посвященные: а) изучению христианской жизни; б) тому, как евангелизовать (а для этого нужно стать настоящим учеником Христа); в) тому, как готовить евангелизаторов. Каждый курс длится целые выходные.
Предполагается, что в результате прохождения этой школы должны быть сформированы проповедники, которые смогут распространять такой метод евангелизации. Членов этой школы призывают находить новые методы евангелизации — в том числе через творчество, культуру и т. п., и, сохраняя верность вере, активно использовать инкультурацию.
В качестве минуса этого метода называют сосредоточенность на керигме и относительно малое внимание, уделяемое таинствам. Иными словами, после такого курса человек, собрав вокруг себя и вдохновив слушателей, по сути не будет знать, куда ему их вести. Кроме того, создатели «школы евангелизации» вводят в Литургию ряд элементов, которые способствуют зрелищности, но мешают внутренней сосредоточенности; в принципе, в ряде элементов программы также отсутствует нужный баланс. В целом, однако, такие школы оценивают как положительное явление[7].
Распространение получила также катехизация супружеских пар и пар, готовящихся к браку, причем они могут быть крещеными, некрещеными, принадлежащими к разным конфессиям, состоящими в гражданском браке и т. д. Такой курс должен привести пару к более глубоким отношениям друг с другом и со Христом, помочь создать фундамент крепкого брака, ориентированного на Христа. Время такой катехизации различно, и, в принципе, она воспринимается как более или менее индивидуальный процесс, когда пара общается со своим наставником[8].
Оценки этого типа катехизации сильно разнятся: кто-то воспринимает ее как очень важный процесс, другие относятся со скептицизмом. Практикующие католические священники говорят, что в связи с данным видом катехизации важно создать выбор: например, несколько курсов, которые отличались бы и по длительности, и по содержанию, чтобы пара могла выбрать подходящий. В процессе такой катехизации нужно также увеличить роль общины, имеющей образцы для подражания, — крещеные и воцерковленные супружеские пары, чтобы впоследствии из таких катехизируемых возникло сообщество молодых прихожан с детьми. Необходимо также более подробное ознакомление слушателей с католическим учением о браке, поскольку многие с ним не знакомы в принципе, и т. д.[9]
Папа Франциск призывал ввести программу для помолвленных длиною в год — так называемый брачный катехуменат. Он добровольный, и для него пока не было представлено четкой программы, но епархиям было предложено создать свой экспериментальный проект реализации этого замысла, призванного не только передать католическое учение о браке, но и помочь паре преуспеть в воплощении в жизнь смысла таинства: присутствия Христа среди них. Брак воспринимается здесь как путь к святости длиною в жизнь (ср. «катехизация длиною в жизнь»). На этом пути парам должны помогать другие пары, являющиеся членами Церкви.
Если в результате такого катехумената будет выявлено, что пара отвергает то, чего Церковь стремится достичь при помощи брака, они не могут быть обвенчаны. Если же проблема скорее в характере жениха и невесты, то они могут обвенчаться, но священник и супружеские пары из общины должны помочь им в возрастании в вере[10].
Общества «анонимных католиков» связаны с теми крещеными взрослыми, которые в какой-то момент отошли от веры, и направлены в первую очередь не на тех, кто был крещен, но не воцерковлен, а на тех, кто активно участвовал в церковной жизни, но потом перестал в ней участвовать и отдалился от Церкви. Адресаты, таким образом, — желающие вернуться в Церковь или разобраться в себе и получить ответы на свои вопросы.
В этом направлении работают не все приходы, однако есть и значимые исключения. В частности, это приходская программа Alienated Catholics Anonymous (ACA) в Тусоне, штат Аризона (США), которая была создана монсеньором Томасом Кахаланом и началась в 1980-х гг. Она предполагала занятия и встречи после Рождества и Пасхи — двух праздников, когда отпавшие католики обычно приходят в храм. Впоследствии была сделана третья программа в сентябре. Такой курс длится 6 недель; он спланирован исходя из нужд каждой группы индивидуально, и его ведут не только священнослужители, но и миряне. Занятия проходят в неформальной атмосфере и посвящены объяснению смысла таинств (Литургии, исповеди), а также изменений в Римско-Католической Церкви, связанных со II Ватиканским собором. Большое внимание уделяется общению и принятию каждого члена[11]. Считается, что каждый такой курс привлекает 20–30 человек обратно в Римско-Католическую Церковь.
Существуют также и другие подобные программы на национальном уровне: например, Landings, которая основана паулистами (членами Общества миссионеров св. Павла), предназначена для возвращающихся католиков и реализуется на приходском уровне. Такие католики присоединяются к группе из 6–8 активных прихожан, и миряне проводят с «возвращающимися» занятия длительностью в два часа. Существует и полностью дистанционная программа OnceCatholic, которая предлагает материалы для возвращающихся католиков, возможности для контакта с другими людьми, а также личного общения со священником[12].
Обобщая, скажем о достоинствах и недостатках каждой практики.
Положительной стороной, присущей всем указанным практикам, является активное участие в них не только клира, но и мирян — где-то в большей, где-то в меньшей степени.
Достоинствами «альфа-курса» являются его широкая направленность (не только на крещеных, но и на некрещеных), внимание к молодым, возможность реализации в разных местах, проведение встреч в небольших группах, оживление приходской жизни и возрастание активности мирян — членов Церкви. Недостатки практики — харизматичность, возвещение только керигмы и недостаточная простроенность программы с точки зрения представления католического учения (экклезиологии и сакраментологии).
Достоинствами групп lectio divina являются длительная традиция использования на Западе, одобрение Ватиканом, более глубокое участие прихожан в жизни Церкви, а недостатками, возникающими скорее на частном уровне, — неправильное построение встречи такой группы.
Среди достоинств «школ евангелизации» следует указать соответствие католическому учению, вариативность курсов, творческий подход к методам евангелизации; среди недостатков — как и в «альфа-курсе», на сосредоточенность на керигме, харизматичность и недостаточную простроенность программы с точки зрения представления учения Римско-Католической Церкви, а также введение в Литургию элементов, направленных на зрелищность в ущерб сосредоточенности.
Катехизация супружеских пар, будучи очень сложным и разносторонним явлением, имеет несомненные достоинства: более глубокое понимание брака в соответствии с учением Римско-Католической Церкви, постепенное возрастание супружеской пары в любви друг к другу и ко Христу. Но эта практика также подвергается критике с точки зрения построения занятий (отсутствует четкая программа, хотя многие из приходящих не знакомы с основами католического учения о браке) и участия всего прихода, в котором должны быть пары — образцы для подражания.
Общества «анонимных католиков» не вызывают нареканий, а их достоинствами являются неформальная атмосфера, внимание к каждому приходящему и в целом возможность вернуть крещеных, что успешно реализуется по крайней мере в некоторых таких группах.
В целом же следует сказать, что при всей значимости каждой из этих практик их нельзя назвать альтернативой «Чину христианского посвящения взрослых» или Неокатехуменату: они, скорее, становятся важным дополнением к практике, возникшей после II Ватиканского собора.
1. Максимов А. С. Современные миссионерские движения Римско-Католической Церкви. Неокатехуменальный Путь // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. 2007. Т. 2. № 17. С. 96–98.
2. Радость Евангелия: Апостольское увещевание о возвещении Евангелия в современном мире. Караганда: Кредо, 2014. 198 с.
3. Address of His Holiness Benedict XVI to the participants in the international congress organized to commemorate the 40th anniversary of the dogmatic constitution on divine revelation “Dei verbum”. Castel Gandolfo. 2005.
4. Alienated Catholics Anonymous // Our Mother of Sorrows Catholic Church.
5. Alpha in a Catholic Context.
6. Catholic Marriage Prep.
7. Citing ‘superficial’ marriage prep, Pope Francis calls for a yearlong program for engaged couples // America: The Jesuit review. Catholic News Service, 2022.
8. Cork W. J. The Alpha Course — an Evaluation // CatholicCulture.org. Trinity Communications.
9. Finley М. Back in the Fold // Notre Dame Magazine. 2004.
10. IDENTIDAD EESA.
11. Группа “Lectio divina” // Приход святого Климента Римско-Католической Церкви в Саратове.
12 Oxford Dictionary of the Christian Church / Oxford: Oxford University Press, 1997. 1800 р.
13. Spyra Р. Blaski i cienie współczesnej ewangelizacji na przykładzie Szkoły Ewangelizacji św. Andrzeja // Roczniki Teologiczne. 2017. T. LXIV. Zeszyt 12. S. 145–160.
14. What Catholics actually want (and need) from marriage prep // America: The Jesuit review. 2022.
Источник
Филиппов И. С. Альтернативные практики длительной катехизации в Римско-Католической Церкви в свете решений II Ватиканского Собора // Христианское чтение. 2025. № 3. С. 48–55.