15
  • Научные статьи

Административная и хозяйственная деятельность архиепископа Илария (Ильина) в Чебоксарско-Чувашской епархии с 1946 по 1951 гг.

Опубликовано: 04 июня 2025

Автор

image

Пушков Сергий Александрович, протоиерей

Кандидат богословия

Источник

Пушков С. А., прот. Административная и хозяйственная деятельность архиепископа Илария (Ильина) в Чебоксарско-Чувашской епархии с 1946 по 1951 гг. // Церковный историк. 2025. № 1 (19). С. 87–103. DOI: 10.31802/CH.2025.1.19.006

image
Аннотация. В статье на основе архивных и опубликованных церковных источников раскрываются основные вехи в жизни и служении архиепископа Илария (Ильина). Произведён краткий обзор его служения со Святейшим Патриархом Сергием (Страгородским). Рассматривается деятельность преосвященного архиепископа Илария на Чебоксарской кафедре, который руководил епархией в период с 1946 по 1951 годы. Также уделено внимание его взаимодействию с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви в Чувашской АССР. Это был первый архиерей новоучреждённой самостоятельной Чебоксарско-Чувашской епархии, на долю которого выпал жребий организовать и обустроить церковную жизнь, оказавшийся в новых реалиях Советской Чувашии, во второй половине 40-х гг. ХХ столетия.

Введение

40-е годы XX века стали особенными, поворотными для Русской Православной Церкви. Несмотря на предыдущие годы жесточайшего давления, Церковь заняла твёрдую патриотическую позицию с первых дней Великой Отечественной войны, которая выразилась не только в патриотических воззваниях к верующим в защиту страны, но и в сборе пожертвований в Фонд обороны. Иерархи, духовенство и простые верующие повсеместно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта.

В Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике (далее — ЧАССР), как и по всему СССР, в оставшихся, ещё действующих храмах, совершались молебны о здравии тех, кто сражался на поле брани и об упокоении павших красноармейцев, об избавлении пленённых и о трудившихся в тылу[1], осуществлялся сбор не только денежных средств, но и сухих пайков и тёплых вещей. Известно, что духовенство и миряне Чебоксарского Введенского собора за первые шесть месяцев 1944 г. собрали и внесли в Государственный банк 100763 рубля на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского[2].

Такая патриотическая позиция побудила Правительство Советского Союза в корне изменить государственную религиозную политику, что только благотворно сказалось на внутренней жизни Церкви.

Первые послевоенные годы были ознаменованы ярким возрождением церковной жизни в СССР. Пик в улучшении церковно-государственных отношениях пришёлся на 1945–1946 годы[3]. Руководство Советского Союза демонстрировало благожелательное отношение к Русской Православной Церкви. Следствием нормализации отношений между Церковью и Государством стало возможно заместить свободные архиерейские кафедры, открыть новые епархии и организовать епархиальные управления[4]. На Поместном Соборе 1945 г. было принято «Положение об управлении Русской Православной Церковью»[5] с учётом сложившихся советских реалий. В частности, в третьем разделе «Положения» о Епархии было определено, что границы епархий должны совпадать с гражданскими административными границами — областными, краевыми, республиканскими[6]. По принципу соответствия церковных границ гражданским была открыта новая Чебоксарско-Чувашская епархия[7], чьи границы совпадали с административными границами Чувашской АССР. До этого времени приходы в Чувашской АССР по всем вопросам должны были обращаться к Горьковскому областному архиерею[8], так как в Чувашии не было своего самостоятельного епископа[9]. Верующие неоднократно обращались в Московскую Патриархию с ходатайством о назначении епископа в г. Чебоксары, и эта просьба не была оставлена без внимания и удовлетворения[10]. На заседании Священного Синода от 28 декабря 1945 г. епископ Ульяновский и Мелекесский Иларий (Ильин) был перемещён на кафедру епископа Чебоксарского и Чувашского[11].

Помощник Святейшего Патриарха Сергия по приходам г. Москвы

Рис. 1. Фотография епископа Илария (Ильина) в саду архиерейского дома в Чебоксарах, 1949 г. // Архив Чебоксарско-Чувашской епархии

Архиепископ Иларий (в миру Пётр Григорьевич Ильин) родился 29 июня 1869 г. в г. Москве. По окончании Московской духовной семинарии в 1890 г. Пётр Ильин был определён псаломщиком к Московскому храму Святой Троицы в Кожевниках. В сан диакона он был рукоположен 8 сентября 1892 г.[12] и приписан был к той же церкви. 10 февраля 1893 г. диакон Пётр Ильин был назначен учителем церковно-приходской школы при Троицкой церкви в Кожевниках и законоучителем вечерних курсов Императорского Русского Технического общества. В сане диакона он прослужил почти 22 года, попеременно в Московских храмах: с 1900 г. — святого мученика Антипы у Колымажного Двора, а с 1904 г. — святителя Николы-на-Столпах[13].

Будучи диаконом Никольского храма в Столпах, он несколько лет сослужил священнику Василию Полянскому, брату Петра Фёдоровича Полянского, впоследствии принявшего на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Крутицкого Петра (Полянского)[14]. Видимо, это совместное служение и чистое человеческое общение предопределило его знакомство с будущим священномучеником Петром (Полянским), а через него с заместителем Патриаршего Местоблюстителя, ставшим впоследствии Блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским).

3 марта 1914 г. диакон Пётр Ильин был рукоположен в сан священника[15] и приписан к храму святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. Находясь в причте этого храма, он встретил Февральский переворот 1917 г., а затем и Октябрь 1917 г.

С 9 мая 1935 г. отец Пётр Ильин служил рядовым священником храма Воскресения Словущего в Брюсовском переулке г. Москвы[16]. Хотя церковь Воскресения Христова никогда не закрывалась, с 1939 по 1941 гг. он находился за штатом. В годы Великой Отечественной войны протоиерей Пётр Ильин служил в храме с. Карпово Воскресенского района Московской области. Отец Пётр был представлен к многочисленным церковным наградам, последней из которых была митра в 1930 г.[17]

Собор Русских архиереев, собравшийся 8 сентября 1943 г., избрал Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского; +1944) Московским Патриархом. К тому моменту времени протоиерей Пётр Ильин стал вдовцом. Святейший Патриарх Сергий постриг его 3 марта 1944 г. в монашество с именем Иларий[18] и рукоположил 5 марта 1944 г. во епископа Дмитровского[19], сделав первым своим викарием[20], помощником по управлению приходами г. Москвы. Кафедральным храмом преосвященного Илария стал Воскресенский храм в Брюсовском переулке г. Москвы, где он когда-то служил рядовым священником.

Свободных архиерейских кафедр было много, которые нуждались в хороших администраторах. А вдовствующее белое духовенство оказалось единственным резервом, откуда можно было выбирать подходящих кандидатов в епископы. И хотя не у всех из них было высшее академическое богословское образование, но богатый пастырский опыт восполнял его отсутствие.

Будучи помощником Патриарха Сергия, епископ Иларий принимал участие во всех главных событиях церковной жизни на тот момент времени: воссоединении с Матерью Церковью бывших обновленцев и в архиерейских хиротониях.

В присутствии Патриарха Сергия, 2 марта 1944 г., ещё будучи иеромонахом, он был свидетелем в принесении покаяния в грехе пребывания в обновленческом расколе митрополита Виталия (Введенского)[21] и принятии его в каноническое общение с Православной Церковью.

Великим Постом 1944 г., по благословению Святейшего Патриарха Сергия, епископ Иларий совершил монашеские постриги вдовых протоиереев, избранных на архиерейские кафедры. 18 марта он постриг протоиерея Михаила Орлова из Тамбовской епархии в монашество с именем Иона[22], а 29 марта — протоиерея Саратовской епархии Леонида Поспелова с наречением имени Кирилл[23]. После праздника Пасхи епископ Иларий 4 мая постриг в монашество протоиерея Ярославской епархии Михаила Смирнова с наречением имени Леонтий[24], а 12 мая совершил постриги священника Полтавской епархии Николая Бачинского с наречением ему имени Максим и московского протоиерея Сергия Даева с наречением ему имени Макарий[25].

Все архиерейские хиротонии совершил Святейший Патриарх Сергий: 19 марта Ионы (Орлова) во епископа Воронежского[26], 1 апреля Кирилла (Поспелова) во епископа Пензенского[27], 6 мая Леонтия (Смирнова) во епископа Архангельского[28], 13 мая Максима (Бачинского) во епископа Луцкого[29] и 14 мая Макария (Даева) во епископа Можайского[30]. Епископ Дмитровский Иларий в вышеуказанных числах последних трёх месяцев жизни Патриарха был в числе архиереев, которые сослужили Предстоятелю Русской Церкви и приняли участие в хиротониях новых епископов.

Патриарх Сергий (Страгородский) скончался 15 мая 1944 г. На следующий день вместе с архиепископом Саратовским и Сталинградским Григорием (Чуковым; †1955) епископ Иларий совершили заупокойную Литургию и панихиду у гроба почившего[31].

По благословению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) 19 мая преосвященный Иларий совершил монашеский постриг протоиерея Ярославской епархии Александра Чуфаровского с наречением ему имени Николай[32] и священника Калининской епархии Александра Петина с наречением имени Никон[33].

21 мая 1944 г. епископ Иларий сослужил митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) за Литургией и принял участие в хиротонии Никона (Петина) в епископа Ворошиловградского[34].

Определением Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского), и Священного Синода 29 мая 1944 г.[35] епископ Дмитровский Иларий (Ильин) был перемещён на кафедру епископа Ульяновского и Мелекесского.

Надо сразу заметить, что в Новейшей отечественной и церковной истории город Ульяновск занял особое место. Это не только родина вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова-Ленина. В период с 19 октября 1941 г. по 31 августа 1943 г.[36] волжский город стал временным местопребыванием Московской Патриархии. В Ульяновск был эвакуирован Патриарший Местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий (Страгородский). В местном Казанском храме[37], который стал Патриаршим собором, митрополит Сергий возносил свои мольбы ко Господу о даровании Победы Красной Армии над немецкими фашистами. Отсюда по всему Советскому Союзу рассылались ко всем пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви патриотические послания и воззвания Блаженнейшего митрополита Сергия.

Чебоксары и епископ Иларий

На ульяновской кафедре преосвященный Иларий находился недолго. Постановлением Священного Синода от 28 декабря 1945 г. он был перемещён на кафедру епископа Чебоксарского и Чувашского. Уже 3 января 1946 г. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) вручил ему указ[38].

Кафедральный город новой епархии — Чебоксары, столица Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики. К середине 40-х гг. ХХ века он представлял собой малопромышленный город с населением чуть больше 40 тыс. человек[39]. Сюда в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы цеха и производство Харьковского электромеханического завода, а из г. Ленинграда эвакуировались рабочие и инженеры завода «Электрик», также из г. Полтавы было перевезено оборудование чулочной фабрики.

Несмотря на обилие в городе церковных сооружений, действующим был только древний Введенский кафедральный собор, возвращённый верующим в конце 1943 г. Все другие храмы города были закрыты или использовались различными государственными организациями под свои нужды.

Ещё до назначения епископа Илария (Ильина) в Чебоксары, 25 марта 1944 г., Совет Народных Комиссаров ЧАССР создал государственный орган взаимодействия с церковной властью в лице уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР по Чувашской АССР, назначив на эту должность С. Шумилова[40]. Как информировал в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР сам С. Шумилов, на 1 апреля 1944 г. в Чувашской АССР функционировало лишь 10 церквей (9 сельских и 1 в г. Чебоксары), из духовенства было 10 священников, 2 диакона и 9 псаломщиков[41]. На 1 апреля 1945 г. в Чувашской АССР уже действовало 19 церквей[42].

16 февраля 1946 г епископ Иларий прибыл в Чебоксары[43]. Это был субботний день. На следующий день, в воскресенье, он совершил первую службу во Введенском кафедральном соборе. Вновь прибывшему епископу сослужило местное духовенство: протоиерей Михайлов, священник Юричев и протоиерей Логинов, приехавший вместе с архиереем из г. Ульяновска[44].

Сразу был налажен контакт с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров ЧАССР С. Шумиловым. 18 февраля 1946 г. епископ Иларий зарегистрировался у уполномоченного[45]. Зарегистрированы были также его помощники, приехавшие из города Ульяновска — протоиерей Г. А. Логинов, назначенный настоятелем Введенского кафедрального собора, и иподиакон Тюхтеев. Сам уполномоченный положительно оценивал роль правящего архиерея в Чувашии, поскольку преосвященный Иларий в первую очередь занялся вопросами установления дисциплины среди местного духовенства и церковных исполнительных органов[46]. «С переводом его в г. Чебоксары на пост епископа, — отмечал в своём докладе С. Шумилов, — духовенство значительно подтянулось и стало считаться с духовной авторитарностью. Некоторые снятые священники (за пьянство, невыдержанность в быту и т. п.) стали вновь являться к нему за новым назначением»[47].

Рис. 2. Фотография епископа Илария (Ильина) после богослужения на одном из Чувашских приходов, 1946 г. // Архив Чебоксарско-Чувашской епархии

Первоначально все приходы Чебоксарской епархии архиерей раз делил на два благочинных округа[48] с центрами в г. Чебоксары на севере и в г. Алатырь в южной части ЧАССР. Для более удобного управления в конце того же 1946 г. епархия была поделена на пять благочиннических церковных округов с местонахождением отцов благочинных: в с. Порецком (I округ), в г. Алатыре (II округ), в г. Канаше (III округ), в с. Карамышево Козловского района (IV округ) и в г. Чебоксары (V округ)[49]. На средства Введенского кафедрального собора для Чебоксарского епископа был приобретён деревянный дом для жилья с небольшим садом[50].

Об упорядочении церковной жизни в послевоенной Чувашии свидетельствуют ещё несколько интересных фактов. В августе 1946 г. в Московскую Патриархию с прошением обратились 30-ть верующих жителей Чувашской АССР «об открытии бывшего Каршлыхского монастыря Сундырского района».[51] Дело в том, что в окрестных сёлах и деревнях проживали монахи этой закрытой обители, которые желали обосноваться на прежнем месте. Услышав об открытии в подмосковном г. Загорске Троице-Сергиевой Лавры, бывшие насельники тоже решили поднять вопрос об открытии монастыря в Чувашии. Однако эта просьба верующих не была удовлетворена, поскольку все строения бывшего Александро-Невского Каршлыхского монастыря принадлежали Чувашскому народному комитету здравоохранения, и здесь был размещён детский санаторий.

А в беседе с уполномоченным Шумиловым в том же 1946 г. епископ Иларий высказал мысль об организации в Чувашии свечного завода или хотя бы свечной мастерской. Но и эта просьба не сразу была удовлетворена. Епархиальная свечная мастерская была открыта только 17 ноября 1949 г. в г. Чебоксары[52]. Ежегодно эта мастерская выпуска ла свечей до 6500 кг и полностью обеспечивала потребности церквей в Чувашии, поскольку необходимый материал для свечной мастерской был на месте — воск покупали у частных лиц, а парафин — в чебоксарских магазинах. Кроме того, часть свечей отпускалась церквям Свердловской епархии.

Преклонный возраст и телесные немощи сказывались на здоровье владыки. Епископ Иларий не мог лично посещать уполномоченного, поэтому по всем вопросам, требующим необходимой согласованности, уполномоченному самому приходилось посещать Чебоксарского архиерея[53]. Некоторые священники и благочинные округов стали писать жалобы в Патриархию и уполномоченному, так охарактеризовывая Чебоксарского епископа: «Он у нас стар стал и управлять епархией как следует не может».[54] Причиной частого отсутствия на службе и в епархиальном управлении стал несчастный случай на дороге.

Дело в том, что 21 сентября 1946 г. автомобиль, в котором находился епископ Иларий со своими помощниками, при объезде приходов попал в аварию. Находившиеся с архиереем в машине протодиакон и иподиакон попали в больницу с переломами рук. Сам епископ Иларий получил сильный ушиб руки и ноги[55]. Поэтому после автомобильной аварии служить он стал редко. Для разрешения вопросов-жалоб и для обследования деятельности преосвященного Илария на руководящем посту, Священный Синод делегировал уполномоченного представителя — епископа Горьковского Зиновия (Красовского; †1954). 15 ноября 1947 г. он приехал в Чебоксары и пробыл с проверкой два дня. Как заметил в своём отчёте уполномоченный С. Шумилов, после этой проверки авторитет Чебоксарского архиерея среди верующих поднялся[56]. Также, по результатам проверки, было решено в помощь епископу Иларию по управлению епархией организовать Епархиальный Совет. В начале 1948 г. епархия уже состояла из девяти благочиннических округов, где служили 84 священнослужителя, и при епископе Иларии был организован Епархиальный Совет[57].

Советское Правительство отметило труды духовенства Чувашии государственными наградами в феврале 1947 г. Медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» были награждены управляющий Чебоксарской епархией преосвященный Иларий, а так же протоиерей Чебоксарского Введенского кафедрального собора Василий Михайлов, протоиерей Никольского храма г. Канаша Димитрий Каминский, протоиерей храма Иоанна Богослова с. Карамышево Борис Зороастров и священник г. Чебоксары Михаил Сергиевский[58].

В июле 1948 г. в Москве состоялось Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви[59]. По болезни епископ Иларий не смог принять участие в Московских торжествах. Однако в Чебоксарах это событие не было проигнорировано. В день памяти Московских святителей, 18 октября 1948 г. в Введенском кафедральном соборе архиерей в сослужении всего чебоксарского духовенства и в присутствии уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете министров ЧАССР С. Шумилова совершил Литургию и благодарственный молебен с многолетием Святейшему Патриарху Алексию[60]. Богослужения с торжественными молебнами также совершили 18 октября отцы благочинные в городских храмах ЧАССР и в сельских храмах в воскресный день 17 октября[61].

Другое, не менее значимое событие в жизни Чебоксарской епархии, произошло в июне 1949 г. Во время своего путешествия по реке Волге, от Москвы до Астрахани и обратно, город Чебоксары посетил Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)[62]. Конечно, на региональном уровне местные уполномоченные старались максимально ограничить Предстоятеля Русской Церкви от общения с верующими. Патриарх Алексий I путешествовал как частное лицо, но на всём протяжении пути от Москвы до Астрахани он больше всего интересовался храмами, их состоянием и положением церковного дела[63]. 18 июня 1949 г. Теплоход «Казань» причалил к Чебоксарам. Патриарха вышел встречать не только епископ Иларий, но и духовенство с прихожанами г. Чебоксары.

Подробный доклад о пребывании Святейшего Патриарха Алексия I в Чебоксарах сделал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров ЧАССР С. Шумилов: «18 июня проездом вниз по Волге в Чебоксарах ненадолго остановился патриарх Московский и всея Руси Алексий. Пароход его остановился на берегу и был причален не к пристани, а к небольшим баржонкам — пониже пристани. Сам он на берег не спускался. О своём приезде он предупредил архиерея телеграммой, об этом было сообщено по телефону из Совета и мне, как уполномоченному. Несмотря на то, что патриарх просил архиерея держать в секрете его приезд, об этом узнали в городе ещё за день вперёд, и утром 18 июня на берегу Волги можно было заметить значительную толпу верующих и любопытствующих, желающих видеть патриарха. Патриарх на своём пароходе принял епископа Илария, духовенство, в том числе и членов епархиального Совета, находившихся в то время в городе, и несколько человек из их церковного актива. Обратным проездом патриарх сделал лишь небольшую остановку рано утром в первых числах июля месяца»[64].

Помимо доклада уполномоченного и скупых строк в Журнале Московской Патриархии путешествие по Волге описал в своём дневнике иподиакон и крестник Святейшего Патриарха Алексей Остапов, впоследствии профессор Московской духовной академии протоиерей Алексий Остапов (†1975)[65].

«18 июня 1949 г. Волга. Чебоксары — Казань. 3 часа 30 минут утра бросили якорь в Чебоксарах недалеко от пристани. Когда я вышел на палубу, увидел, что мы стояли у баржи… К 10 часам приехало духовенство и ветхий 80-летний владыка Иларий. Были опять всевозможные съестные преподношения, цветы и так далее. Преосвященный Иларий, уполномоченный, протоиерей Поликарпов и диакон завтракали вместе с нами в салоне. Затем, простившись, они отбыли. Город на большой горе, с парохода видны лишь некоторые здания, а когда отплыли, увидели купола собора. В городе единственная действующая церковь»[66].

Указом от 22 февраля 1950 г. Святейший Патриарх Алексий I возвёл епископа Илария в сан архиепископа. В августе того же 1950 г., чебоксарский архиерей практически слёг. Служить он уже не мог и по заключению двух консилиумов нуждался в постоянном медицинском уходе[67]. В помощь по управлению епархией Святейший Патриарх командировал и назначил 10 марта 1951 г. на должность секретаря[68] и настоятеля Чебоксарского Введенского кафедрального собора архимандрита из Свято-Духовского Виленского монастыря Спиридона (Едемского-Своеземцева; + 1951). В начале апреля архимандрит Спиридон был назначен Председателем Епархиального Совета Чебоксарской епархии, которому фактически пришлось взять в свои руки рычаги административного управления из-за резкого ухудшения физического состояния архиепископа Илария.

Архиепископ Иларий скончался в полночь 14 апреля 1951 г.[69] На следующий день, 15 апреля, во время воскресной службы священнослужители кафедрального собора оповестили верующих о смерти Чебоксарского архиерея[70].

Духовенство Чебоксарско-Чувашской епархии обратилось в исполком Чебоксарского городского Совета за разрешением перенести тело почившего из архиерейского дома в Введенский кафедральный собор через центральные улицы города (Водопроводную, Ленинскую, Красную площадь, Розы Люксембург и К. Иванова). Но исполнительный комитет Чебоксарского городского совета не удовлетворил просьбу верующих и разрешил процессии с телом Чебоксарского архиерея пройти ближайшими малолюдными улицами (Водопроводную и К. Иванова). В сопровождении 12-ти священников и около 100 женщин гроб с телом почившего архиепископа Илария перенесли в Введенский кафедральный собор 16 апреля в 18 часов вечера[71].

Патриарх Алексий I (Симанский) временное управление Чебоксарско-Чувашской епархией возложил на Казанского архиепископа Сергия (Королёва; †1952). Казанский архиерей также совершил отпевание и погребение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария 18 апреля 1951 г.[72] Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР рекомендовал похоронить архиепископа Илария в здании кафедрального собора и не привлекать внимание граждан и трудящихся к этим похоронам. Поэтому тело почившего иерарха было положено в особом склепе под полом у северной стены внутри Введенского кафедрального собора[73].

Заключение

Потрясения и революционные преобразования 1917 года стали поворотными и судьбоносными для будущего Русской Православной Церкви. Оказавшись в новых реалиях, Церковь вступила в новейший период своего исторического существования. После натиска государственного атеистического давления, внутренних раздоров и тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны, было положено начало процессу нормализации отношений между Церковью и государством, без уступок и компромиссов в области веры[74]. Наиважнейшей задачей во внутренней жизни Церкви стало восстановление церковно-административного управления. После избрания Патриарха Сергия (Страгородского) началось замещение свободных кафедр для старых и новых епархий. Святейший Патриарх Сергий сделал вдового протоиерея Петра Григорьевича Ильина своим первым помощником по управлению приходами г. Москвы в сане викарного епископа Дмитровского, как хорошо знающего московскую церковную жизнь и её традиции.

Свой богатый пастырский опыт и полученные навыки администрирования преосвященный епископ Иларий употребил в качестве Ульяновского, а затем Чебоксарского архиерея. Причём последний период жизненного пути архиепископа Илария был связан с городом Чебоксары и с Чувашией, где нужно было с самого начала организовать управление и упорядочить церковную жизнь. Он не только сохранил полученное им церковное достояние, но и преумножил его своими заботами и трудами, передав в наследие преемникам по кафедре.

Источники

Выписка из Журнала № 37 заседания Священного Синода от 24 марта 1937 г. // АМП.

Выписка из Журнала № 75 заседания Священного Синода от 5 октября 1944 г. // АМП.

Выписка из Журнала № 14 заседания Священного Синода от 5 июля 1945 г. // АМП.

Выписка из Журнала № 32 заседания Священного Синода от 28 декабря 1945 г. // АМП. Переписка с Московской Патриархией 1947 г. // АЧЧЕ.

Информационные доклады уполномоченного и статистические сведения о действующих церквях, молитвенных домах и монастырях, недействующих церковных зданиях, о духовенстве и количестве ходатайств об открытии церквей за 1944 — сентябрь 1945 гг. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 15.

Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви и статистические сведения о церквях, молитвенных домах и монастырях, о составе православного духовенства и количестве возбуждённых ходатайств об открытии церквей и молитвенных домов за I–IV кварталы 1946 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 43.

Информационные отчёты уполномоченного о состоянии религиозности в Республике и статистические сведения о количестве действующих церквей, молитвенных домов и монастырей, о составе православного духовенства, о поступивших ходатайствах, об открытии церквей, о приёме посетителей и поступлений заявлений и жалоб за I–III кварталы 1949 г. // Информационные отчёты уполномоченного о состоянии религиозности в Республике за I–III кварталы 1951 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 60.

Отчётно-информационный доклад // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 70

Литература

Патриарх Сергий и его духовное наследство. Сборник статей, посвящённых памяти Патриарха Сергия (Страгородского). Издание Московской Патриархии. 1947.

А. Ф. Пребывание Святейшего Патриарха Алексия в Сталинграде и в Астрахани // ЖМП. 1949. № 12. С. 17–19.

Остапов А., протоиерей. Дневник: 1949–1950 гг. Б., м. Спиридон, архимандрит. Памяти архиепископа Илария // ЖМП. 1951. № 7. С. 55–56.

Студенецкий А. Н. Знакомьтесь: Чебоксары… Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1973. Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997).

Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1997.

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 1999.

Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии // Православие в Чувашском крае: история и современность. К 70-летию Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2016





  • Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии // Православие в Чувашском крае: история и современность. К 70-летию Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2016. С. 11.
  • Председателю Государственного Комитета Обороны Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину // Красная Чувашия. Орган Обкома и Чебоксарского Горкома ВКП(б), Верховного Совета Чувашской АССР и Чебоксарского Горсовета. № 142 (7208), 19 июля 1944 г. // АЧЧЕ.
  • Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг. М., 1999. С. 332.
  • Ведерников А. В., доц. Внутреннее устроение Церкви // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 304.
  • Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии… С. 11
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 325.
  • Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии… С. 12.
  • Выписка из Журнала № 37 заседания Священного Синода от 24 марта 1937 г. // АМП
  • Выписка из Журнала № 75 заседания Священного Синода от 5 октября 1944 г. // АМП.
  • Выписка из Журнала № 14 заседания Священного Синода от 5 июля 1945 г. // АМП.
  • Выписка из Журнала № 32 заседания Священного Синода от 28 декабря 1945 г. // АМП.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. // АЧЧЕ. Л. 10.
  • Там же. Л. 10.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997). М., 1997. С. 214.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. // АЧЧЕ. Л. 10.
  • Там же. Л. 10.
  • Там же. Л. 11.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 4. С. 10.
  • Там же. С. 10.
  • Кончина и погребение Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 6. С. 6.
  • Воссоединение обновленческих священнослужителей с Православной Церковью // ЖМП. 1944. № 4. С. 9.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 4. С. 10.
  • Там же. С. 10.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 7. С. 7.
  • Там же. С. 8.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 4. С. 10
  • Там же. С. 11.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 7. С. 7.
  • Там же. С. 7.
  • Там же. С. 8.
  • Кончина и погребение Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 6. С. 7.
  • Назначения на архиерейские кафедры // ЖМП. 1944. № 7. С. 8.
  • Там же. С. 8.
  • Там же. С. 9.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. // АЧЧЕ. Л. 10.
  • Смирнов А. П., прот. Москва в Ульяновске // Патриарх Сергий и его духовное наследство. 1947. С. 239.
  • Там же. С. 241.
  • Спиридон, архим. Памяти архиепископа Илария // ЖМП. 1951. № 7. С. 55.
  • Студенецкий А. Н. Знакомьтесь: Чебоксары… Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1973, С. 95.
  • Информационные доклады уполномоченного и статистические сведения о действующих церквях, молитвенных домах и монастырях, недействующих церковных зданиях, о духовенстве и количестве ходатайств об открытии церквей за 1944 — сентябрь 1945 гг. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 15. Л. 13.
  • Там же. Л. 6.
  • Там же. Л. 32
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. // АЧЧЕ. Л. 74.
  • Там же. Л. 74.
  • Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви и статистические сведения о церквях, молитвенных домах и монастырях, о составе православного духовенства и количестве возбуждённых ходатайств об открытии церквей и молит венных домов за I–IV кварталы 1946 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 43. Л. 13 об.
  • Там же. Л. 23.
  • Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви … за I–IV кварталы 1946 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 43. Л. 32.
  • Там же. Л. 13 об.
  • Там же. Л. 32.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. Объяснительная в Хозяйственное Управление при Священном Синоде к Отчёту за 1946 г. № 162 от 11 июня 1947 г. // АЧЧЕ. Л. 51.
  • Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви … за I–IV кварталы 1946 г. / / ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 43. Л. 27 об.
  • Отчётно-информационный доклад // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 70. Л. 18.
  • Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви … за I–IV кварталы 1946 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 49. Л. 11.
  • Там же. Л. 23.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. Доклад епископа Илария Святейшему Патриарху Алексию // АЧЧЕ. Л. 78.
  • Информационные доклады уполномоченного о положении и деятельности церкви … за I–IV кварталы 1946 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 49. Л. 43 об.
  • Переписка с Московской Патриархией 1948 г. // АЧЧЕ. Д. 3. Л. 2.
  • Переписка с Московской Патриархией 1947 г. Отношение епископа Илария Управляющему Делами Московской Патриархии протопресвитеру Колчицкому № 98 от 19 февраля 1947 г. // АЧЧЕ. лист 35.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997). М., 1997. С. 354.
  • Переписка с Московской Патриархией 1948 г. Рапорт епископа Илария Святейшему Патриарху Алексию № 533 от 18 ноября 1948 г. // АЧЧЕ. Д. 3. Л. 45.
  • Там же. Л. 45. об.
  • Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии // Православие в Чувашском крае: история и современность. К 70-летию Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2016. С. 13.
  • А. Ф. Пребывание Святейшего Патриарха Алексия в Сталинграде и в Астрахани // ЖМП. 1949. № 12. С. 17.
  • Информационные отчёты … за I–III кварталы 1949 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 54. Л. 28.
  • Пушков С., прот. Из истории Чебоксарско-Чувашской епархии… С. 13.
  • Остапов А., прот. Дневник: 1949–1950 гг. Б., м., С. 109–110.
  • Дело по жалобам на причт Введенского собора. Письмо министру здравоохранения Чувашской АССР // АЧЧЕ.
  • Информационные отчёты уполномоченного о состоянии религиозности в Республике за I–III кварталы 1951 г. // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 60. Л. 30.
  • Информационные отчёты уполномоченного о состоянии религиозности в Республике за I–III кварталы 1951 г. Внеочередная информационная сводка уполномоченного Со вета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Чувашской АССР // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 60. Л. 33.
  • Там же. Л. 33.
  • Там же. Л. 33.
  • Там же. Л. 33.
  • Информационные отчёты уполномоченного о состоянии религиозности в Республике за I–III кварталы 1951 г. Внеочередная информационная сводка уполномоченного Со вета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Чувашской АССР // ГИА ЧР. Ф. № 1857. Оп. 1. Д. 60. Л. 34.
  • Ведерников А. В., доц. Обзор важнейших деяний Патриарха Сергия // Патриарх Сергий и его духовное наследство. 1947. С. 274.
  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Источник

Пушков С. А., прот. Административная и хозяйственная деятельность архиепископа Илария (Ильина) в Чебоксарско-Чувашской епархии с 1946 по 1951 гг. // Церковный историк. 2025. № 1 (19). С. 87–103. DOI: 10.31802/CH.2025.1.19.006