Опубликовано: 28 декабря 2024
Источник
Семенова Н. С. Правовой статус религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Праксис. 2024. № 1 (14). С. 32–55. DOI: 10.31802/PRAXIS.2024.14.1.002

.
1. Понятие религиозных организаций
В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ[1] (далее — ФЗ о свободе совести) используется три термина: религиозные объединения, религиозные группы и религиозные организации.
Термин «религиозные объединения» является объединяющим для религиозных групп и религиозных организаций. В связи с этим, когда употребляется именно этот термин, то подразумевается, что регулирование распространяется и на религиозные группы, и на религиозные организации. Если же используют термин «религиозные организации», то регулирование распространяется только на религиозные организации и не охватывает религиозные группы.
Так, согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ о свободе совести, «религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
●вероисповедание;
●совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
●обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».
Это определение касается религиозных групп и религиозных организаций. В нем содержится три признака, наличие которых является обязательным для того, чтобы организация или группа могла иметь статус именно религиозной организации или группы. Если отсутствует хотя бы один из перечисленных признаков, то организация или группа не могут иметь статус религиозной.
Поскольку религиозные группы не являются предметом рассмотрения в рамках данной статьи и, как правило, не имеют отношения к Русской Православной Церкви, для понимания их отличия от религиозных организаций важно кратко обозначить их особенности согласно ФЗ о свободе совести: религиозной группой «признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками» (п. 1 ст. 7).
Непосредственно правовому регулированию деятельности религиозных групп посвящена всего одна статья в ФЗ о свободе совести — 7-я. Исходя из приведенной формулировки следует, что религиозная группа — это религиозное объединение (добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры с наличием трех обязательных признаков), осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
Отсутствие статуса юридического лица приводит к ограниченному набору прав религиозной группы, а именно: у нее есть право только совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п. 3 ст. 7). Иными словами, только тот необходимый набор действий, которые дают ей возможность считаться религиозной группой. В этом смысле эти права являются одновременно и обязанностями, поскольку в противном случае она потеряет статус религиозной группы.
Однако, несмотря на отсутствие государственной регистрации, религиозная группа (ее представитель) обязана в письменной форме уведомить федеральный орган государственной регистрации о начале своей деятельности. Представителю религиозной группы выдается письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о начале деятельности религиозной группы (п. 2 ст. 7 ФЗ о свободе совести). Кроме того, религиозная группа также должна на ежегодной основе в аналогичном порядке уведомлять о продолжении своей деятельности (п. 2 ст. 7 ФЗ о свободе совести).
В отличие от религиозной группы религиозной организацией согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ о свободе совести признается «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица».
Таким образом, религиозная организация — это религиозное объединение, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Как отметил Конституционный суд Российской Федерации, «религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп, которые не признаются субъектами гражданского права, и религиозных организаций, которые признаются субъектами гражданского права — юридическими лицами (статьи 6 и 8)»[2]. Статус юридического лица дает возможность религиозной организации пользоваться полным объемом прав, предусмотренным в ФЗ о свободе совести и иных нормативно-правовых актах, за некоторыми исключениями, о чем будет сказано ниже.
2. Виды религиозных организаций Русской Православной Церкви
В ФЗ о свободе совести выделяется три вида религиозных организаций. Причем два вида выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности; а один вид — по форме создания.
К первому виду относят местные религиозные организации. «Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении» (п. 3 ст. 8).
Таким образом, местной религиозной организацией является организация, которая удовлетворяет следующим критериям:
3) участники постоянно проживают в одной местности.
Важно отметить, что для регистрации местной религиозной организации к ее учредителям предъявляются дополнительное требование — они должны быть гражданами Российской Федерации: «Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигшими возраста восемнадцати лет и постоянно проживающими в одной местности либо в одном городском или сельском поселении» (п. 1 ст. 9 ФЗ о свободе совести).
Следовательно, понятие «участники местной религиозной организации» шире, чем понятие «учредители местной религиозной организации». «Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций» (п. 1 ст. 8 ФЗ о свободе совести).
Иными словами, только сама религиозная организация может определить формы и условия участия в религиозной организации в соответствии со своими внутренними установлениями[3].
Государство устанавливает только требования по минимальному количеству учредителей и участников, чтобы религиозная организация могла быть зарегистрирована в качестве юридического лица, а затем продолжала функционировать как религиозная организация. Именно это минимальное количество учредителей и участников должно соответствовать указанным выше критериям.
Важным требованием является проживание учредителей в одной местности. В связи с этим встает вопрос относительно понятия «одной местности». В данном случае уместно привести определение Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ), который указал, что «по смыслу пункта 3 статьи 8 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” во взаимосвязи с его статьей 6 одной местностью должна признаваться часть территории Российской Федерации, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний»[4].
При этом в п. 4 того же определения суд указал, что проживание в одном муниципальном образовании определяет лишь условия создания и деятельности местной религиозной организации, но не предполагает в системе действующего правового регулирования, что проживание в одном муниципальном образовании является обязательным условием членства, то есть участия в местной религиозной организации.
Кроме того, деятельность местной религиозной организации также может выходить за пределы муниципального образования, на территории которого она находится. Данное толкование было поддержано Верховным судом Российской Федерации[5] и Конституционным судом Российской Федерации[6]. Так, согласно п. 3 определения КС РФ, при осуществлении миссионерской деятельности «следует понимать — применительно к местной религиозной организации — всю территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, а не только территорию того поселения (муниципального образования), в котором проживают ее участники»[7].
Одним из важных условий, влияющих на объем прав местной религиозной организации, является ее вхождение в структуру централизованной религиозной организации. Если местная религиозная организация не входит в структуру централизованной религиозной организации, то ее права будут ограничены в течение 10 лет с момента создания. Так, согласно п. 3 ст. 27 ФЗ о свободе совести, «местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 (за исключением права создавать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан) и пунктом 4 статьи 5, пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 18 (применительно к средствам массовой информации), пунктом 2 статьи 20 настоящего федерального закона, а также не вправе выступать учредителями централизованной религиозной организации».
Таким образом, местная религиозная организации, не входящая в структуру централизованной религиозной организации, в течение 10 лет не вправе:
1. создавать образовательные организации, кроме образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан;
2. обучать детей религии (вне рамок образовательной программы) в государственных или муниципальных образовательных организациях;
3. иметь при себе представительство иностранной религиозной организации;
4. проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
5. учреждать средства массовой информации;
6. приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской;
7. выступать учредителем централизованной религиозной организации.
Следует отметить, что данное правило об ограничении прав в течение 10 лет местных религиозных организаций, не входящих в структуру централизованной религиозной организации, было принято в 2015 году[8] взамен так называемому «правилу о 15-летнем сроке», согласно которому религиозная группа могла зарегистрироваться в качестве религиозной организации только после того, как она предоставит документ, подтверждающий ее существование на территории Российской Федерации в течение не менее 15 лет. Данные поправки в ФЗ о свободе совести были внесены в связи с решением Европейского суда по правам человека, признавшего «правило о 15-летнем сроке» противоречащим ст. 9 Европейской конвенции о правах человека 1950 г.[9] (право на свободу мысли, совести и религии)[10].
Данные поправки не затронули канонических структур Русской Православной Церкви, поскольку в качестве местных религиозных организаций регистрируются приходы, которые входят в централизованную религиозную организацию — епархию.
Вторым видом религиозных организаций являются объединения местных религиозных организаций — централизованные религиозные организации.
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ о свободе совести, централизованной религиозной организацией признается «религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций». При этом в п. 2 ст. 9 ФЗ о свободе совести указано: «Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону».
Таким образом, государство не ставит обязательное требование, чтобы централизованная религиозная организация была создана тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания, речь идет только об их «наличии», то есть чтобы они были уже зарегистрированы в качестве юридических лиц и входили в структуру централизованной религиозной организации, а само создание централизованной религиозной организации происходит в соответствии с ее «собственными установлениями».
Данное положение является важным для Русской Православной Церкви, в которой в качестве централизованных религиозных организаций регистрируются епархии. Кроме того, централизованной религиозной организацией является Русская Православная Церковь.
Согласно главе XVI Устава Русской Православной Церкви 2000 года[11], «Русская Православная Церковь разделяется на епархии — местные Церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, монастырские скиты, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии» (п. 1). «Епархии учреждаются по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором» (п. 2).
Таким образом, согласно внутренним установлениям Русской Православной Церкви православные приходы (местные религиозные организации) не могут создавать епархии, поскольку по ее Уставу епархии создаются «сверху», а именно решением Священного Синода, являющегося органом управления Русской Православной Церкви.
В ФЗ о свободе совести подобного варианта создания централизованных религиозных организаций не предусмотрено, однако он указан в Гражданском кодексе Российской Федерации[12] (ГК РФ): централизованная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях «не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией» (ст. 123.27 ГК РФ).
Таким образом, порядок создания епархии Русской Православной Церковью, когда централизованная религиозная организация создается другой централизованной религиозной организацией, вполне соответствует действующему государственному и церковному законодательству.
Важно обратить внимание на то, что митрополии и благочиния не регистрируются в качестве религиозных организаций, а являются только каноническими структурами Русской Православной Церкви, что вполне соответствует церковному праву, поскольку «Митрополии образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (п. 2 главы XV Устава Русской Православной Церкви 2000 года). А митрополит, в свою очередь, является «епархиальным архиереем одной из епархий, входящих в состав митрополии» (п. 8 главы XV Устава Русской Православной Церкви 2000 года).
Третьим видом религиозных организаций являются учреждения или организации, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки религиозного объединения, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 6 ст. 8 ФЗ о свободе совести).
Данный собирательный вид можно обозначить как религиозные организации, созданные централизованной религиозной организацией. В Русской Православной Церкви к данному виду религиозных организаций, по общему правилу, относятся:
• Московская Патриархия;
• синодальные отделы и учреждения;
• монастыри;
• подворья;
• духовные учебные заведения.
Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации (после внесения в него изменений 5 мая 2014 г.[13]) содержит наиболее удачное объединяющее понятие всех видов религиозных организаций: «Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган» (п. 1 ст. 123.26).
Важно отметить, что ГК РФ также регулирует гражданско-правовое положение религиозных организаций, однако положения Гражданского кодекса применяются к религиозным организациям, если иное не установлено ФЗ о свободе совести и другими законами (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ).
3. Общие вопросы государственной регистрации религиозных организаций Русской Православной Церкви
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ о свободе совести, «Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций».
В статье 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ФЗ о гос. регистрации) содержится положение о том, что для отдельных видов юридических лиц может быть установлен специальный порядок их регистрации. Такой специальный порядок установлен в отношении религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Этим органом в отношении регистрации религиозных организаций выступает Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст). «Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом Минюста в соответствующем субъекте Российской Федерации» (п. 2 ст. 11 ФЗ о свободе совести).
Таким образом, приход регистрируются в территориальном органе Минюста России, епархия — в центральном аппарате Минюста, поскольку ее учредителем выступает централизованная религиозная организация — религиозная организация Русская Православная Церковь.
Религиозные организации, которые создаются централизованными организациями, регистрируются тем органом, который зарегистрировал централизованную религиозную организацию. Следовательно, они регистрируется в центральном аппарате Минюста.
Важно указать на существенную особенность религиозных организаций — порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации (п. 8.1. ст. 8 ФЗ о свободе совести). Это означает, что все перечисленные вопросы в отношении приходов и епархий относятся к компетенции Русской Православной Церкви, и государство не может предъявлять определенные требования в данной сфере.
Не менее важным положением является право на указание в наименованиях религиозных организаций слов «Россия», «российский» и производных от них. Например, Русская Православная Церковь. Для получения этого права необходимо, чтобы структуры централизованной религиозной организации действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации (п. 5 ст. 8 ФЗ о свободе совести).
Кроме того, религиозные организации в отличие от других организаций не должны иметь уставного капитала (п. 5 ст. 50 ГК РФ к религиозным организациям не применяется). Не применяется также и положение ст. 53.1 ГК РФ о материальной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридических лиц, членов их коллегиальных органов и лиц, которые определяют действия юридических лиц.
Общие требования для регистрации прихода. Согласно пункту 5 статьи 11 ФЗ о свободе совести, для государственной регистрации православного прихода учредители должны предоставить в Минюст:
1) заявление о регистрации;
2) список лиц, создающих приход, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;
3) устав прихода;
4) протокол учредительного собрания;
5) письмо, подтверждающее вхождение прихода в соответствующую епархию;
6) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
7) сведения об адресе (месте нахождения) прихода;
8) документ об уплате государственной пошлины.
Важно пояснить некоторые из данных пунктов. Во-первых, это касается учредителей. Помимо общих требований к учредителям, о которых уже говорилось, ФЗ о свободе совести устанавливает перечень тех, кто не может быть учредителем прихода (в том числе участником). Данную информацию необходимо заранее проверить. Так, согласно п. 3 ст. 9 ФЗ о свободе совести, учредителем (участником) религиозной организации не может быть:
●иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
●лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
●лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
●физическое лицо, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества до отмены такого решения.
Кроме того, в соответствии с п. 4 данной статьи «лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности” либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может создавать религиозную организацию в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда».
Во-вторых, есть определенные требования к уставу прихода, а именно те сведения, которые должны в этом уставе содержаться. Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ о свободе совести, в уставе религиозной организации указываются:
●«наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
●цели, задачи и основные формы деятельности;
●порядок создания и прекращения деятельности;
●структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
●источники образования денежных средств и иного имущества организации;
●порядок внесения изменений и дополнений в устав;
●порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
●другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации».
Важно отметить, что типовой устав православного прихода был согласован с Минюстом и утвержден на заседании Священного Синода 10 октября 2009 г.[14] В связи с этим для регистрации прихода необходимо использовать данный типовой устав. В нем заполняются только те графы, в которых содержатся данные конкретного прихода, в частности наименование прихода и его местонахождение.
Кроме того, существенным отличием от других юридических лиц является запрет для религиозных организаций на установление официального сокращенного наименования прихода, поскольку согласно п. 8 ст. 8 ФЗ о свободе совести религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Сокращенное наименование можно использовать в договорах и иных хозяйственных документах, банковских документах и т. п., предварительно указав полное наименование[15].
Наименование религиозной организации также должно содержать сведения о ее вероисповедании. Данные положения предусмотрены в типовом уставе.
В случае осуществления религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. рублей (п. 3 ст. 5.26 КоАП).
Общие требования для регистрации епархии. После принятия решения Священным Синодом о создании новой епархии на территории Российской Федерации правящий архиерей обращается в Минюст для регистрации. В соответствии с п. 7 ст. 11 ФЗ о свободе совести в Минюст необходимо представить следующие документы:
• заявление о регистрации;
• информация об учредителе (Религиозной организации Русская Православная Церковь);
• устав епархии, утвержденный ее учредителем;
• сведения об адресе (месте нахождения) епархии;
• решение Священного Синода об учреждении епархии;
• уставы не менее чем трех приходов, находящихся на территории епархии, а также сведения об остальных приходах, находящихся на территории епархии;
• документ об уплате государственной пошлины.
Общие сведения, являющиеся обязательными для указания в уставе епархии, не отличаются от тех, которые требуется указывать при регистрации приходов (см. предыдущий пункт).
Важно обратить внимание на то, что Священный Синод утвердил также типовой устав епархии[16], который согласован с Минюстом России и должен использоваться при регистрации новой епархии.
Общие требования для регистрации религиозных организаций, создаваемых централизованными религиозными организациями. При создании синодальных учреждений, монастырей, духовных учебных заведений в Минюст России подаются следующие документы:
• заявление о регистрации;
• информация об учредителе (Религиозной организации Русская Православная Церковь или епархия);
• устав религиозной организации, утвержденный ее учредителем;
• сведения об адресе (месте нахождения) религиозной организации;
• решение Священного Синода об учреждении;
• документ об уплате государственной пошлины.
Священным Синодом утверждены типовые уставы духовных учебных заведений[17] и монастырей[18], которыми необходимо пользоваться при регистрации этих религиозных организаций. Регистрировать их можно только после принятия решения Священного Синода о их создании.
Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня их государственной регистрации (п. 11 ст. 11 ФЗ о свободе совести).
4. Особенности реорганизации религиозных организаций
Русской Православной Церкви
Несмотря на то что реорганизация религиозных организаций Русской Православной Церкви случается крайне редко, важно указать общие правила и особенности. Так, согласно статье 13.1 ФЗ о свободе совести, «реорганизация религиозной организации осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы». Это означает, что религиозная организация может быть реорганизована только в религиозную организацию.
Общий порядок реорганизации юридических лиц предусмотрен в статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 данной статьи, «реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом».
Несмотря на наличие различных форм реорганизации, для религиозных организаций Русской Православной Церкви может быть востребована только одна форма реорганизации — присоединение. Даже если, например, Священный Синод принимает решение о «реорганизации», «разделении» или «преобразовании» епархии, в правовом смысле реорганизации не происходит, но остается прежняя епархия с новыми территориальными границами и создается новая епархия на основании принятого Священным Синодом решения. Как правило, в этом случае вносятся изменения в устав действующей епархии, в частности в связи с изменением названия и территории, и подаются документы о регистрации новой централизованной организации — «выделенной» епархии.
При разделении епархии на две и более Священный Синод может принять решение о создании митрополии для координации их деятельности. Однако, как уже упоминалось выше, митрополии являются только каноническими подразделениями Русской Православной Церкви и в качестве юридических лиц не регистрируются.
Можно привести пример реорганизации духовного учебного заведения, когда оно хочет присоединиться к другому. Это возможно сделать, если они находятся в рамках одного субъекта Российской Федерации. В рамках данной реорганизации присоединяющееся духовное учебное заведение прекращает свою деятельность и ликвидируется, а духовное учебное заведение, к которому присоединяются, продолжает действовать, выполнив необходимые формальные действия по внесению изменений в устав. Причем присоединяющее духовное учебное заведение становится правопреемником присоединяющегося духовного учебного заведения. Для реорганизации в Минюст должен быть подан необходимый пакет документов.
Для религиозной организации, которая присоединяется:
• заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенной религиозной организации;
• решение или протокол уполномоченного органа, содержащий сведения о принятии решения о реорганизации, порядке реорганизации (как правило, этим органом выступает Священный Синод);
• устав присоединяющейся религиозной организации для проставления отметки об аннулировании;
• передаточный акт, содержащий информацию о правопреемстве присоединяющей организации по всем правам и обязанностям присоединяющейся организации, утвержденный органом организации, принявшим решение о реорганизации.
Для религиозной организации, к которой присоединяются:
• заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
• решение или протокол уполномоченного органа, содержащий решение о присоединении и о внесении в связи с этим изменений в устав организации (в форме новой редакции устава);
• устав в новой редакции;
• устав в действующей редакции для проставления отметки об аннулировании;
• документ об уплате госпошлины.
Реорганизация происходит в несколько этапов. При реорганизации в форме присоединения другой религиозной организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной религиозной организации.
5. Ликвидация и запрет на деятельность религиозных организаций
Для религиозных организаций Русской Православной Церкви процедура ликвидации является так же, как и реорганизация, крайне редкой, тем не менее при определенных обстоятельствах она может оказаться востребованной. Запрет на деятельность и ликвидация религиозных организаций относится скорее к деструктивным сектам типа Свидетелей Иеговы.
Однако в законодательстве предусмотрен ряд формальных требований по представлению сведений и отчетности религиозных организаций, в случае несоблюдения которых деятельность прихода или епархии может быть приостановлена или запрещена. Такие случаи имели место на практике в отношении приходов Русской Православной Церкви.
Согласно статье 14 ФЗ о свободе совести, религиозные организации «могут быть ликвидированы:
• по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;
• по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);
• по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона» (п. 1).
Таким образом, существует два вида ликвидации — добровольная — по решению учредителя (учредителей) и принудительная — по решению суда.
Добровольная ликвидация проводится в порядке, установленном законодательством и уставом религиозной организации. Приведем пример основных положений о ликвидации семинарии из типового устава семинарии, принятого Священным Синодом в 2014 г.[19]
Ликвидация семинарии осуществляется распоряжением руководящего органа учредителя — Священного Синода Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси. Епархиальный архиерей утверждает ликвидационную комиссию (ликвидатора), сроки ликвидации, промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидация семинарии считается завершенной, а семинария — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Имущество семинарии переходит в собственность учредителя. Если у семинарии остались долги, то их можно покрыть из той части, которая не относится к имуществу религиозного назначения, в том числе богослужебного. По аналогии ликвидируются иные религиозные организации Русской Православной Церкви.
В судебном порядке религиозные организации могут быть ликвидированы в двух случаях. Во-первых, при неоднократном и грубом нарушении законодательства Российской Федерации, а также осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Во-вторых, в случае непредставления определенных сведений и отчетности.
В первом случае основаниями для ликвидации и запрета деятельности в соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ о свободе совести являются:
• нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
• действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
• принуждение к разрушению семьи;
• посягательство на личность, права и свободы граждан;
• нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
• склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
• воспрепятствование получению обязательного образования;
• принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
• воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
• побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
Очевидно, что перечисленные действия являются недопустимыми и в рамках церковного права Русской Православной Церкви. Если какие-то из данных действий произошли в религиозных организациях Русской Православной Церкви, то сама Церковь должна немедленно предпринять действия по расследованию и наказанию виновных лиц на церковном уровне. Прежде всего это касается клириков Русской Православной Церкви. В связи с очевидным противоречием указанных оснований православному вероучению вряд ли приходы или иные религиозные организации Русской Православной Церкви могут быть ликвидированы в судебном порядке по вышеперечисленным основаниям.
Однако есть два основания для ликвидации религиозных организаций в судебном порядке в связи с непредставлением сведений или отчетности. Так, в соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ о свободе совести, религиозная организация обязана информировать Минюст об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (например, изменение адреса местонахождения, электронной почты и т. п.), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения Минюста в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, если религиозная организация немного задержалась с представлением информации об изменении, например, адреса местонахождения, Минюст не будет сразу обращаться в суд, а напишет несколько уведомлений с напоминанием о необходимости предоставить новые сведения. Однако если сведения не будут предоставлены в ответ на уведомления, то Минюст имеет право подать в суд иск о ликвидации религиозной организации. Сведения о приходах может подать в Минюст епархия.
Вторым основанием для ликвидации является неоднократное непредставление религиозной организацией в Минюст России отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 ФЗ о свободе совести, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.
Данное положение касается только тех религиозных организаций, которые получили в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Они обязаны представлять в Минюст отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании).
Данное положение вполне может касаться любых религиозных организаций Русской Православной Церкви, если они получают пожертвования из иностранных источников. Очевидно, что речь идет только о тех случаях, когда имена (наименования) жертвователей указаны и деньги поступают на счет религиозной организации. Если пожертвования осуществляются в кружку, то никто гражданство жертвователя не спрашивает и отчет о таких пожертвованиях не требуется в рамках указанного положения.
Библиография
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Закон Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС КонсультантПлюс.
Ксения (Чернега), инок. Регистрация религиозных организаций. Разъяснения юридической службы Московской Патриархии // Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1584936.html (дата обращения: 20.12.2023).
Определение Верховного суда РФ от 06.02.2004 № 60-Г04-3 «Требование о ликвидации местной религиозной организации по основанию осуществления ею деятельности за пределами муниципального образования» // СПС КонсультантПлюс.
Определение Конституционного суда РФ от 10.10.2019 № 2683-О «По жалобе местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов “Примирение” города Йошкар-Олы Республики Марий Эл на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2 и 3 статьи 8 и пунктом 3 статьи 24.2 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” и частью 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС КонсультантПлюс.
Определение Конституционного суда Российской Федерации по жалобе Местной религиозной организации Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 25.01.2012 № 115-О-О/2012 // СПС КонсультантПлюс.
Семенова Н. С. Внутренние установления религиозных организаций: понятие, содержание и правоприменение // Евразийский юридический журнал. 2022. № 11. С. 129–131.
Типовой устав епархии (принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 12 октября 2007 г., журнал № 104) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 1. Нормативные документы. М.: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 350–364.
Типовой устав местной религиозной организации православного прихода. Принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 г. // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 1. Нормативные документы. М.: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 374–394.
Типовой устав мужской (женской) епархиального монастыря (утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 30 мая 2011 г., журнал № 47) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 1. Нормативные документы. М.: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 444–460.
Типовой устав религиозной организации — духовной образовательной организации высшего образования, духовной семинарии (принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2014 г., журнал № 124) // Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/01/28/1235914005/tip_ustav_ds.doc (дата обращения: 26.12.2023).
Устав Русской Православной Церкви // Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ (дата обращения: 20.12.2023).
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
Источник
Семенова Н. С. Правовой статус религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Праксис. 2024. № 1 (14). С. 32–55. DOI: 10.31802/PRAXIS.2024.14.1.002