Опубликовано: 27 января 2010
Статья состоит из двух частей:
1. Научно-технический аргумент бытия Бога. Религиозное знание;
2.Проективная теория в естественных и гуманитарных науках.
В первой части автор выдвигает тезис, что НТП способствует признанию существования Бога через увеличение возможностей человека. После знакомства с возможностями компьютера представление о всеобъемлющем разуме уже не есть только вопрос веры, это предмет разумного, обоснованного предположения. «Мы дорастаем до подмастерьев, которым впервые дано догадаться о методах работы мастера – не проникнуть в его секреты, но… понять где их искать», – пишет Эпштейн. По мнению автора, религиозное движение человечества идет не от веры к безверию, а от веры к знанию. Пора говорить о религиозности знания, а не только о религиозности веры. Религия знания это не поклонение знанию, это религия, узнающая от науки то, что раньше принималось на веру. Сейчас наступает время когнитивной религии, где когнитивизм будет играть роль фидеизма. Наука и религия постепенно образуют симбиоз. Если разум и упраздняет веру, то только в той мере, в которой вбирает её содержание, становясь религиозным разумом. Будет ли новое знание сочетаться с традиционными религиями или примет формы техно-теизма – этот вопрос остается открытым.
По мере развития технического прогресса человечеству все труднее будет обходиться без представлений о Боге. По мере совершенствования виртуальных миров, созданных людьми, мы будем все больше узнавать черты виртуальной реальности вокруг нас и в нас самих, четче выделяя присутствие Создателя. Автор отмечает мощный религиозный потенциал науки и техники, т.к. первая раскрывает законы бытия, а вторая демонстрирует роль разума. Подобная аргументация носит не строгий доказательный характер, а вероятностный. Перефразируя Паскаля, Эпштейн пишет, что выгоднее признавать, что Бог есть, поскольку чем больше мир творим нами, тем больше вероятность что мы сами сотворены.
Во второй части автор отмечает рост популярности «проекта» как формы умственной деятельности, при которой Объект имеет субъективный источник зарождения. Для гуманитарных наук это означает, что теория творит возможность своего объекта, а не задним числом его осмысляет, т.к. само бытие предмета становится производной от системы понятий, от работы концептов. Как пример ранних проективных теорий указывается таблица Менделеева, которая предполагает свое «достраивание» будущей практикой.
В естественных науках поиск закономерностей ведется через сопоставление реальных процессов и их воображаемых или экспериментально созданных альтернатив. Реальную закономерность все труднее найти через анализ только реальных явлений природы, требуется «синтетический» подход. Возможны не только «синтетическая» биология, химия, физика, но и «синтетическая» социология, лингвистика, эстетика и т.д. Наука ищет не только предельных неделимых элементов в своей области, но и таких методов синтеза, которые расширили бы набор самих изучаемых явлений. Особое значение в связи с этим могут приобрести практики формирования новой техносреды и виртуальных миров, т.к. роль общих идей только возрастает с вступлением в информационный век. Такая тенденция может вернуть лидирующее положение гуманитарным наукам.